Программа курса «На Земле Олонхо» для учащихся 4-х классов в русскоязычных школах

  • docx
  • 23.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Олонхо.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

с.Арылах Мирнинский район Республика Саха (Якутия)

 

 

 

 

 

 

Программа курса «На Земле Олонхо»

для учащихся 4-х классов  в русскоязычных школах

 

 

 

 

Составитель: Михайлова В.К.,

учитель 1 категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 год

Цель курса "На земле Олонхо" в начальных классах русскоязычных школ является:

·     Воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем мире;

·     Приобщение младших школьников к духовной культуре народов, населяющих территорию Республики Саха (Якутия), к их традициям, обычаям;

·     Укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между людьми разных национальностей.

Задачи:

·     Создать условия для знакомства учащихся с историей народов Республика Саха (Якутия), их бытом, духовной и материальной культурой;

·     Формировать ценностное отношение младших школьников к национальной культуре;

·     Учить применять на практике полученные знания и сформированные умения и навыки;

·     Способствовать формированию навыков экологической культуре учащихся;

·     Воспитывать патриотические, нравственные, эстетические чувства у младших школьников;

·     Прививать интерес к истории культуре предков, потребность изучать культуру коренных народов.

Особенность данной дополнительной образовательной программы курса "На Земле Олонхо" в том, что она направлена на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Обеспечивает приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям формирования идентичности гражданина России. Направляет образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к своей малой Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Программа курса "На Земле Олонхо" рассчитана для учащихся 4-х классов.

Реализуется в течение одного учебного года (сентябрь - май), занятия проводятся 1 раз в неделю по расписанию.

Прогнозируемые результаты

1. Личностные:

- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, формирование ценностей многонационального российского общества. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

- Знать основные этапы формирования народов РС (Я), их главные занятия в древности; способы охоты на мелких животных и медведя, устройство для охоты, приемы охоты, традиции, обычаи, обряды, праздники северных народов.

2. Метапредметные:

- Знать творчество детских писателей и поэтов РС(Я); названия 2-3 сказок, сказов, легенд, мифов народов РС(Я), основных героев Олонхо и их подвиги, назвать два-три обряда, традиции, праздники народов РС(Я);

- Находить средства художественной выразительности в тексте произведений;

- Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в том числе социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

3. Предметные:

- Уметь применять полученные знания на практике и в жизни;

- Использовать знания по культуре народов РС(Я) на других предметах;

- Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

Портрет Патриота современной России:

-Обладает патриотическим сознанием, привязан корнями к своей малой Родине.

-Сохраняет историко-культурное наследие, продолжает традиции предков.

-Обладает гражданской ответственностью.

-Проявляет духовную твердость.

-Отзывается на социальные проблемы окружающих.

-Любит свою малую и большую Родину как наследство, оставленное ему предками.

-Ведет активный образ жизни.

-Проявляет творческое отношение ко всем сторонам общественной жизни.

-Заботится об окружающей природе.

-Осознанно трудится во славу России.

-Обладает волей к достижению общественно значимых целей.

-Позитивно относится к социальной и профессиональной деятельности.

-Критически воспринимает негативные явления в обществе, стремится предупредить или рационально бороться с ними.

-Отстаивает национальные интересы России.

Формы и методы организации учебного процесса:

Групповые формы, игровые методы, практические занятия, экскурсии, метод апперцепции (опора на свой жизненный опыт), метод имитации исследования и др.

Программа рассчитана на 35 занятий – 1 час в неделю.

По источникам знаний:

- словесные;

- наглядные;

- практические.

По степени взаимодействие учителя и учащихся:

- беседа

- самостоятельная работа

В зависимости от конкретных дидактических задач:

- подготовка к восприятию

- объяснение

- закрепление материала

По характеру познавательной деятельности:

- Объяснительно-иллюстративный

- репродуктивный

- проблемный

- частично-поисковый

-исследовательский

По принципу расчленения или соединения знаний:

- аналитический

-синтетический

-сравнительный

-обобщающий

-классификационный

По характеру движения мысли от незнания к знанию:

-индуктивный

-дедуктивный

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: тестирование, выставки, участие в научно-практической конференции "Шаг в будущее", проведение предметной недели, выпуск стенгазеты.

Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Содержание изучаемого курса:

I Раздел. Моя малая родина. Государственное устройство Республики Саха (Якутия): Что такое Родина? Символы нашего государства. Президент, правительство. Понимание важности Родины для человека, уточняются знания о символах государства. Алдан – мой родной город.

Выставка творческих работ: мини-сочинения, рисунки, поделки из пластилина.

II Раздел. Якутия в прошлом. Древняя Якутия: мир динозавров, мамонтов и древних людей. Открытие и освоение Якутской земли. Присоединение Якутии к России. Якутские ссылки.

III Раздел. География Якутии. Земля, закованная в лед и снег. Почему в Якутии холодно? Отчего светится воздух? Северный Ледовитый океан и арктические льды. Что называют "Ледяным сфинксом Якутии"? Природные зоны Якутии: тундра, лесотундра, тайга, леса, степные ландшафты и горы Якутии. Реки и озера.

IV Раздел. Уникальная природа Земли Олонхо. Растительный и животный мир.  Охрана природы.  Лекарственные растения. Природные уникумы. Ленские столбы – царство каменных скал. Мамонтовая гора. Тулуканы - северные пустыни. Священные места Якутии.

V Раздел. Устное народное творчество. Героический эпос. Сказки, пословицы и поговорки коренных народов Якутии. Исторические    предания.   Исторические   рассказы. Легенды. Олонхо и олонхосуты.

VI Раздел. Земля Олонхо и ее люди. Коренные народы. Основной вид занятий, быт. Юкагиры, эвены, эвенки, чукчи, якуты - их прошлое и   настоящее. Население современной Якутии.

Нравственно-духовные параметры:

1.     Сформированность гражданских навыков:

·         умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

·         знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

·         умение принимать и защищать свои решения;

·         готовность к участию в общественных делах;

·         готовность к образованию.

2.     Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

·         патриотизм и любовь к Родине;

·         права и свобода человека и гражданина;

·         символика Российской Федерации;

·         национальное самосознание;

·         уважение чести и достоинства других граждан;

·         гражданственность.

Количественные параметры:

  • включенность каждого учащегося в воспитательные ситуации;
  • качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
  • отсутствие детей с девиантным поведением;
  • участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
  • проведение мероприятий.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации программы ожидается:

·         в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

·         в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

·         в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

·         в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

В содержание курса интегрированы знания и умения из различных областей истории, географии, этнографии, ИЗО, трудового обучения. Интегрирование способствует всестороннему развитию личности.

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках.

Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:

1)  словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

2)  наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;

3)  практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;

4)  репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

5)  индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности.

Материальное обеспечение программы курса:

·        компьютер

·        проектор

·        принтер

·        хомус

·        национальные узоры, поделки.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы курса должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Учебно – тематический план курса

рассчитано на 1 час в неделю.

Учебных недель в году – 35

Итого учебный план курса обучения – 35 часов в году.

 

Содержательный материал

Программа курса «На Земле Олонхо"

 Целями данного курса являются:

·        развитие ценностных ориентаций ребёнка;

·        воспитание человека, осознающего своё место и место человечества в окружающем мире;

·        формирование целостного представления о мире, развитие интереса к его познанию.

Виды деятельности

·        Работа со справочной и энциклопедической литературой,

·      работа с картой,

·     слушание, запоминание

·      наблюдения,

·     формулирование вопросов и ответов,

·      выдвижение гипотез и предположений,

·      ИЗО-деятельность,

·     проектная групповая и индивидуальная деятельность

Образовательный продукт

 

·        написание и защита рефератов,

·        выставки рисунков, поделок.

·        защита проектов

Критерии успешности

·        выступление с сообщением

·         умение защитить свою точку зрения

·        составление кроссвордов и заданий для викторин.

Динамика интереса

·        анкетирование,

·         активность в выполнении творческих работ.

Форма итоговой отчётности

·        участие в научно-практической конференции "Шаг в будущее",

·         проведение предметной недели.

 

 

Тема

Вид деятельности

Результативность

I Раздел. Моя малая родина

1

Уникальность северной земли Якутии. Государственное устройство. Конституция республики Саха (Якутия).

Беседа

Формирование представлений о понятиях Родина, государство, государственные символы, культурные традиции. Знать: герб, гимн, флаг РС(Я).

2

Моя малая родина

Интегрированное занятие

3

Город, где мы живём

Беседа

4

 "Мой край родной"

 

Проект

II Раздел. Якутия в прошлом

5

Древняя Якутия: мир мамонтов и древних людей.

Беседа

Знать: основные этапы формирования народов РС (Я), их главные занятия в древности.

6

Открытие и освоение Якутской земли.

Сообщения

7

Якутия в составе Российского государства

Устный журнал

III Раздел. География Якутии

8

 Земля, закованная в лед и снег.

Литературная гостиная

Знать: природные зоны Якутии, иметь представления о растительном и животном мире, называть полезные ископаемые и места их добычи.

Уметь: показывать на карте расположение природных зон, места добычи полезные ископаемых

 

9

Северный ледовитый океан. Острова.

Защита рефератов

10

Игра-путешествие «Три мира в олонхо»

Верхний, средний, нижний мир в олонхо

Игра

11

Тундра. Стерх – птица счастья.

Викторина

12

Лесотундра.

Игра "Счастливый случай"

13

Тайга.

Викторина

14

Аал  луук  мас – священное  дерево.

Защита рефератов

15

Горная Якутия. Чубук – хозяин гор.

Беседа

16

Реки и озера Якутии.

Защита рефератов

17

Кладовая сокровищ. Полезные ископаемые.

Защита рефератов

IV Раздел. Уникальная  природа Земли Олонхо

18

Растительный и животный мир Якутии

Сообщения. Викторина

Знать: растения и животные, занесенные в Красную Книгу.

Иметь представления об уникальных объектах Якутии.

19

Игра "Лесные заморочки"

Игра

20

Загадки, тайны, чудеса земли Олонхо.

Беседа

21

Природные уникумы.

Сообщения

22

Ленские столбы – царство каменных скал.

Сообщения

23

Тулуканы – северные пустыни.

Беседа

V Раздел. Устное народное творчество

24

Героический эпос.

                 

Круглый стол "По страницам якутского эпоса"

Знать: творчество детских писателей и поэтов РС(Я); названия 2-3 сказок, сказов, легенд, мифов народов РС(Я),

основных героев Олонхо и их подвиги; Уметь: находить средства художественной выразительности в тексте произведений.

25

Устное народное творчество. Сказки.

Литературная гостиная

26

Клубок загадок

Круглый стол

27

Ысыах – национальный праздник якутов.

Беседа

28

Алгыс, осуохай, тойук, хомус, игры предков

Рисунки, игры, беседа

VI Раздел. Земля Олонхо и ее люди

29

Герои Олонхо: богатырь, помощники богатыря, девушка, враги

Защита рефератов, рисунки

Знать: способы охоты на мелких животных и медведя, устройство для охоты, приемы охоты, традиции, обычаи, обряды, праздники северных народов, знать значение национальных орнаментов; творчество ярких якутских мастеров.

Уметь: назвать два-три обряда, традиции, праздники народов РС(Я).

30

Конь богатыря.

Рисунки, поделки из пластилина

31

Якутская лайка – самая древняя домашняя собака.

Сообщения

32

Якутские мастера.

Поделки из пластилина

33

Правила таежного этикета.

Беседа с элементами ролевой игры.

34

Волшебные узоры. Рисование по национальным мотивам.

Поделки из бумаги, аппликация.

35

 "У камелька"

Интегрированное занятие

 

Методическое обеспечение программы курса:

           Педагогическое и методическое обеспечение программы предполагает:

·        комплекс учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы;

·        использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;

·        активное использование метода коллективно-творческого дела, метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успехе, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, метода творческой и учебно-исследовательской, поисковой деятельности, различные методики изучения личности, гражданской мотивации, изучение среды и ее влияние на воспитание (анкетирование, ранжирование, опросы).