Программа курса внеурочной деятельности "Основы информатики и моделирования"

  • doc
  • 22.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Основы информатики и моделирования.doc

                                                                            Приложение 46

УТВЕРЖДЕНО

приказом по основной деятельности

№ 137 от 30. 08. 2019

 

 

2.8. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы информатики и моделирования»

 

Программа курса внеурочной деятельности  разработана на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7); Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

 

Пояснительная записка

В программе курса внеурочной деятельности предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа курса является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова;  издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).

Цели:

·       развить общеучебные умения и навыки на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

·        формировать такие общеучебные понятия, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

·       воспитывать ответственное и избирательное отношение к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи:

·       формировать знания о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;

·       формировать умения моделирования и применения компьютера в разных предметных областях;

·       формировать умения и навыки самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач;

·       формировать умений и навыки работы над проектами по разным школьным дисциплинам.

Программа разработана с учётом особенностей второй ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей учащихся.

Изучение информационных технологий в 5 классах является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю)

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении курса внеурочной деятельности «Основы информатики и моделирования», являются:

·             наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

·             понимание роли информационных процессов в современном мире;

·             владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

·             ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

·             развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

·             способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

·             готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

·             способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

·             способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении курса внеурочной деятельности «Основы информатики и моделирования», являются:

·             владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

·             владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

·             владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

·             владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·             владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

·             владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

·             ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты курса внеурочной деятельности «Основы информатики и моделирования» отражают:

·             формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

·             формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

·             развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

·             формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

·             формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Содержание курса внеурочной деятельности

Структура содержания определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

·          информация вокруг нас;

·          информационные технологии;

·          информационное моделирование;

·          алгоритмика.

Раздел  1. Информация вокруг нас

·       Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

·       Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

·       Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

·       Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

·       Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

·       Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

·       Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Раздел  2. Информационные технологии

·       Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

·       Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

·       Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

·       Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

·       Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

·       Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).  Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

·       Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование.  Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.

·       Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Раздел  3. Информационное моделирование

·           Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.

·           Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

·           Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

·           Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

·           Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Раздел  4. Алгоритмика

·           Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

·           Что такое алгоритм.  Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

·           Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

№ п.п.

Тема

Виды деятельности

Дата проведения

1.

Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места.

•      приводят примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

•      приводят примеры информационных носителей;

•      классифицируют информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

•      разрабатывают план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

•      определяют, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

•      кодируют и декодируют сообщения, используя простейшие коды;

•      работают с электронной почтой (регистрируют почтовый ящик и пересылают сообщения);

•      осуществляют поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

•      сохраняют для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

•      систематизируют (упорядочивают) файлы и папки;

•      вычисляют значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;

•      преобразовывают информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

решают задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах

 

2.

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

 

3.

Ввод информации в память компьютера.

Клавиатура.

Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»

 

4.

Управление компьютером.

Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером»

 

5.

Хранение информации.

Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы»

 

6.

Передача информации.

 

7.

Электронная почта.

Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»

 

8.

В мире кодов. Способы кодирования информации

 

9.

Метод координат.

 

10.

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

 

11.

Основные объекты текстового документа. Ввод текста.

Практическая работа №5 «Вводим текст»

 

12.

Редактирование текста.

Практическая работа №6 «Редактируем текст»

 

13.

Текстовый фрагмент и операции с ним.

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»

·       выделяют аппаратное и программное обеспечение компьютера;

·       анализируют устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

·       определяют технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер;

·       выбирают и запускают нужную программу;

·       работают с основными элементами пользовательского интерфейса: используют меню, обращаются за справкой, работают с окнами (изменяют размеры и перемещают окна, реагируют на диалоговые окна);

·       вводят информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;

·       создают, переименовывают, перемещают, копируют и удаляют файлы;

·       соблюдают требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

 

14.

Форматирование текста.

Практическая работа №8 «Форматируем текст»

 

15.

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.

Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2)

 

16.

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4)

 

17.

Разнообразие наглядных форм представления информации

 

18.

Диаграммы.

Практическая работа №10 «Строим диаграммы»

 

19.

Компьютерная графика. Графический редактор Paint

Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»

 

20.

Преобразование графических изображений

Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

·       соотносят этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;

·       определяют инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов;

·       создают несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;

·       выделяют, перемещают и удаляют фрагменты текста; создают тексты с повторяющимися фрагментами;

·       осуществляют орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

·       оформляют текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

·       создают и форматируют списки;

·       создают, форматируют и заполняют данными таблицы.

 

21.

Создание графических изображений.

Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

 

22.

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации

 

23.

Списки – способ упорядочивания информации.

Практическая работа №14 «Создаём списки»

 

24.

Поиск информации.

Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»

 

25.

Кодирование как изменение формы представления информации

 

26.

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

 

27.

Преобразование информации путём рассуждений

·       выделяют в сложных графических объектах простые (графические примитивы);

·       планируют работу по конструированию сложных графических объектов из простых;

·       определяют инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;

·       используют простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;

·       создают сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.

 

28.

Разработка плана действий. Задачи о переправах.

 

29.

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях

 

30.

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1).

 

31.

Создание анимации по собственному замыслу.

Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2).

 

32.

Выполнение итогового мини-проекта.

Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»

 

33.

Защита проектов.

 

34

Итоговое тестирование

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

1.  Классная аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  картинок

2.  Магнитно-маркерная доска

3.  Компьютер

4.  Мультимедийный проектор

5.  МФУ

6.  Оборудование Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»

7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

8. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.

10. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику  «Информатика. 5 класс»

11. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)

 


Скачано с www.znanio.ru