Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Осы»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ______________/ Глухих Е.А./
«25 » августа 2021 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________________ / Денисова И.А. /
«31» августа 2021 г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 2 г. Осы» ___________________ /Т.В. Пинягина / Приказ № 245-о.п. «31» августа 2021 г. |
Рабочая программа
Курс внеурочной деятельности Публичное выступление |
|
Класс 7 классы |
|
Учебный год 2021-2022 |
|
Количество часов 35 часов |
|
Учитель (ФИО) Пирогова Ксения Сергеевна
|
|
г. Оса 2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Публичное выступление» для обучающихся 7 классов составлена с опорой на:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
- Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Основную образовательную программу основного общего образования МБОУ «СОШ № 2 г. Осы».
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам МБОУ «СОШ № 2 г. Осы» по реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО.
Актуальность программы: в нашей стране в последнее время огромное распространение получили профессии, где одним из главных условий успеха является коммуникабельность человека, т.е. способность вступить в контакт, повлиять на собеседника. Сегодня наибольших успехов в бизнесе, политике, обучении и личной жизни достигает тот, кто умеет грамотно, логично излагать свою мысль, уверенно держаться перед аудиторией. Как показывает практика, учащиеся в недостаточной степени владеют этими способностями.
Изучение навыков публичного выступления имеет несколько важных причин и преимуществ для школьников:
1. Развитие коммуникационных навыков: навыки публичных выступлений помогают школьникам увереннее и эффективнее выражать свои мысли и идеи перед аудиторией. Это включает умение говорить четко, логично и убедительно.
2. Подготовка к академическим выступлениям: владение навыками ораторского искусства полезно для участия в школьных презентациях, докладах, устных защитах проектов и других академических мероприятиях.
3. Участие в публичных выступлениях помогает школьникам развивать уверенность в своих силах и преодолевать страх перед публичным выступлением, что полезно для их личностного роста.
4. Развитие лидерских качеств: навыки публичного выступления способствуют развитию лидерских качеств, таких как умение вдохновлять и мотивировать других, организовывать и координировать работу в группе.
5. Подготовка к будущей профессиональной жизни: владение навыками ораторского искусства полезно в различных профессиональных сферах, где необходимо убедительно представлять свои идеи, вести переговоры, делать презентации и общаться с коллегами и клиентами.
Таким образом, изучение навыков публичного выступления не только способствует академическому успеху, но и развивает важные навыки, необходимые для успешной социализации и профессионального роста школьников. Благодаря данному курсу школьники могут обучаться ораторскому искусству: открыть свой потенциал, научиться смело произносить речь перед публикой, общаться с людьми, убедительно и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Главной целью данного курса является ознакомление учащихся с психологическими особенностями публичного выступления и овладение ораторскими навыками, а также соотнесение требований к публичной речи со своими личностными особенностями для осознанного развития и применения этих навыков в учебном пространстве школы и в будущем профессии.
Задачи курса:
1. познакомить со способами составления речи;
2. выявить индивидуально - психологические особенности учащихся и соотнести их с необходимыми качествами личности оратора;
3. научить анализировать свое выступление в соответствии с требованиями, предъявляемыми к публичной речи;
4. повысить мотивацию совершенствования навыков публичного выступления, чаще выступать;
5. развивать некоторые специфические навыки и умения для публичного выступления в ходе проведения практических упражнений, а также отработка уже полученных обще-учебных умений и навыков.
Формы и режимы занятий: занятия будут проводиться 1 раз в неделю. Основными формами занятий будут являться лекции, практические занятия с применением полученных знаний.
Содержание программы.
1. Введение в публичное выступление
- Что такое публичное выступление: определение и важность.
- Цели и задачи курса: что школьники будут изучать и каких навыков достигнут.
2. Основы эффективного общения
- Вербальные и невербальные средства коммуникации.
- Активное слушание: умение слушать и понимать аудиторию.
- Правила этикета в публичном выступлении.
3. Подготовка к выступлению
- Выбор темы и цель выступления: как выбрать тему, интересную аудитории.
- Исследование и сбор материала: использование различных источников информации.
- Структурирование выступления: введение, основная часть, заключение.
4. Написание речи
- Создание плана выступления
- Разработка основных пунктов и аргументов.
- Написание и редактирование текста выступления.
5. Техники эффективного выступления
- Управление голосом: интонация, громкость, темп речи.
- Использование жестов и мимики.
- Контакт с аудиторией: визуальный контакт, реакция на вопросы и комментарии.
6. Работа с аудиторией
- Понимание аудитории: анализ потребностей и интересов слушателей.
- Удержание внимания аудитории: использование примеров, историй, юмора.
- Обратная связь с аудиторией: Ответы на вопросы, взаимодействие.
7. Преодоление страха и тревоги перед публичным выступлением
- Техники расслабления и концентрации.
- Методы самоподдержки и самоконтроля.
8. Использование визуальных и аудиовизуальных средств
- Создание и использование презентаций: работа с PowerPoint и другими инструментами.
- Интерактивные элементы выступления: вопросы к аудитории, викторины, демонстрации.
9. Анализ и оценка выступлений
- Самооценка и рефлексия
10. Практика публичных выступлений
- Выступление перед аудиторией с собственным докладом
Планируемые результаты
Личностные результаты:
– понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
– осознание эстетической ценности русского языка;
– уважительное отношение к родному языку, гордость за него; •потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
– стремление к речевому самосовершенствованию;
– достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
– способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения является формирование следующих универсальных учебных действий:
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметные результаты:
− способность ориентироваться в ситуации общения, с учетом специфики адресата (аудитории), коммуникативной задачи;
− способность полно и точно выражать свои мысли в монологической форме в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
− способность осуществлять информационную переработку научно-учебного текста;
− способность передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде;
− способность осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
− способность соблюдать нормы построения текста;
− способность преобразовывать информацию из текста по разным стилистическим и жанровым критериям;
− способность создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, инструкция, выступление, письмо);
− способность интерпретировать текст
Выпускник научится:
применять практические навыки публичного выступления;
работать с телом, речевым и дыхательным аппаратом, голосом;
использовать схемы построения публичного выступления, выражать себя через словесное искусство;
соблюдать правила речевого этикета в процессе публичного выступления и личного общения;
обсуждать различные ситуации, участвовать в групповых дискуссиях, творчески самовыражаться, выступать перед аудиторией.
Выпускник получит возможность научиться:
применять основные ресурсы жанровой речи: убеждающей, художественной, ситуативной; снижать излишнее волнение;
говорить свободно на любую тему;
удерживать внимание публики; активно и грамотно использовать жесты, интонацию, контакт глазами и т.д.;
владеть своим речевым голосом;
противостоять словесной агрессии;
вырабатывать собственный стиль, особенную манеру общения с людьми, реализовываться через общение своей индивидуальности.
Наименование раздела |
Общее количество часов |
Теория |
Практика |
Введение в публичное выступление |
1 |
1 |
0 |
Основы эффективного общения |
4 |
2 |
2 |
Подготовка к выступлению |
3 |
1 |
2 |
Написание речи |
5 |
1 |
4 |
Техники эффективного выступления |
3 |
1 |
2 |
Работа с аудиторией |
3 |
3 |
0 |
Преодоление страха и тревоги перед выступлением |
2 |
1 |
1 |
Использование визуальных и аудиовизуальных средств |
2 |
1 |
1 |
Анализ и оценка выступлений |
1 |
1 |
0 |
Практика публичных выступлений |
11 |
0 |
11 |
Итого |
|
|
35 |
Календарно- тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема занятия |
Всего часов |
Описание примерного содержания занятий
|
|
Введение в публичное выступление (1 часа) |
|||
1. |
2.09.21 |
Что такое публичное выступление: определение и важность. |
1 ч |
Лекция о том, что такое публичное выступление, определение ведущих понятий, постановка целей и задач курса: что школьники будут изучать и каких навыков достигнут. |
|
Основы эффективного общения (4 часа) |
|
||
2-3 |
9.09.21 16.09.21 |
Вербальные и невербальные средства коммуникации. |
2 ч |
Изучение вербальных и невербальных средств коммуникации, анализ средств коммуникации на примере публичных выступлений известных личностей (видеоматериал) |
4. |
23.09.21 |
Активное слушание: умение слушать и понимать аудиторию. |
1 ч |
Изучение правил активного слушания. |
5. |
30.09.21 |
Правила этикета в публичном выступлении. |
1 ч |
Изучение правил этикета в публичном выступлении, анализ примеров в парах (видеоматериал) |
|
Подготовка к выступлению (3 часа) |
|||
6. |
7.10.21 |
Выбор темы и цель выступления: как выбрать тему, интересную аудитории. |
1 ч |
Лекция о том, как выбрать тему, интересную аудитории. Выбор учениками темы для собственного выступления. |
7. |
14.10.21 |
Исследование и сбор материала: использование различных источников информации. |
1 ч |
Лекция о том, как найти материал для выступления с помощью разных источников, индивидуальная работа по сбору источников для собственного выступления. |
8. |
21.10.21 |
Структурирование выступления: введение, основная часть, заключение. |
1 ч |
Лекция о структуре публичного выступления, работа в парах на понимание структуры текста на примере публичных выступлений известных личностей |
|
Написание речи ( 5 часов) |
|||
9. |
28.10.21 |
Создание плана выступления |
1 ч |
Создание учениками плана собственного выступления |
10-11. |
11.11.21 18.11.21 |
Разработка основных пунктов и аргументов. |
2 ч |
Разработка основных пунктов и аргументов собственного выступления |
12-13. |
25.11.21 2.12.21 |
Написание и редактирование текста выступления. |
2 ч |
Написание и редактирование текста собственного выступления |
|
Техники эффективного выступления ( 3 часа) |
|||
14. |
9.12.21 |
Управление голосом: интонация, громкость, темп речи. |
1 ч |
Изучение основ управления голосом при публичном выступлении, практические задания на управление голосом |
15 |
16.12.21 |
Использование жестов и мимики. |
1 ч |
Изучение эффективного использования жестов и мимики при публичном выступлении, практические задания |
16 |
23.12.21 |
Контакт с аудиторией: визуальный контакт, реакция на вопросы и комментарии. |
1 ч |
Изучение основных принципов успешного контакта с аудиторией, практические задания |
|
Работа с аудиторией ( 3 часа) |
|||
17. |
30.12.21 |
Понимание аудитории: анализ потребностей и интересов слушателей. |
1 ч |
Работа учеников по изучению потребностей и интересов слушателей |
18. |
20.01.22 |
Удержание внимания аудитории: использование примеров, историй, юмора. |
1 ч |
Лекция о том, как удержать внимание аудитории, анализ приемов на примере публичных выступлений известных личностей |
19. |
27.01.22 |
Обратная связь с аудиторией: Ответы на вопросы, взаимодействие. |
1 ч |
Лекция об обратной связи с аудиторией, анализ приемов на примере публичных выступлений известных личностей |
|
Преодоление страха и тревоги перед выступлением (2 часа) |
|||
20. |
3.02.22 |
Техники расслабления и концентрации. |
1 ч |
Изучение техник расслабления и концентрации. |
21. |
10.02.22 |
Методы самоподдержки и самоконтроля. |
1 ч |
Изучение методов самоподдержки и самоконтроля. |
|
Использование визуальных и аудиовизуальных средств ( 2 часа) |
|||
22-23 |
17.02.22 3.03.22 |
Создание и использование презентаций: работа с PowerPoint и другими инструментами. |
2 ч |
Изучение требований к презентации для публичного выступления, создание учащимися презентации для собственного выступления. |
|
Анализ и оценка выступлений (1 час) |
|||
24 |
10.03.22 |
Самооценка и рефлексия |
1 ч |
Изучение основ самооценки выступления. |
. |
Практика публичных выступлений (11 часов) |
|||
25-35. |
17.03.22-31.05.22 |
Выступление перед аудиторией с собственным докладом |
11 ч |
Выступление каждого ученика перед аудиторией с собственным докладом, анализ выступления слушателями. |
|
Итого: 35 часов |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Психология. Словарь. – М., 1990.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.