МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 г. БЕЛОЯРСКИЙ»
ПРИНЯТО |
УТВЕРЖДЕНО |
на заседании Педагогического совета |
приказом СОШ №4 |
Протокол от «___» августа 2020 г. № ____ |
от ________2020__г. №_____ |
|
|
СОГЛАСОВАНО |
|
заместитель директора |
|
_______________/_______________/ |
|
«____» августа 2020 г. |
|
|
|
РАССМОТРЕНО |
|
на заседании Методического совета |
|
Протокол от «___» августа 2020 г. № ____ |
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕННОСТИ)
«Шахматы»
для учащихся 1-4 классов
Срок реализации: 4 года.
Захарченко Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов
Белоярский, 2020
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.
2. Содержание курса внеурочной деятельности «Шахматы»
Первый год обучения
Программой предусматривается 17 шахматных занятия. Учебный курс включает в себя шесть тем. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Программа разработана для детей первых классов, но она может быть использована на начальном этапе обучения во вторых классах. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи шестилетним детям предлагаются более легкие дидактические задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.
К концу учебного года дети должны знать:
шахматные термины:
белое и черное поле,
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на
проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
Тематика курса
1.ШАХМАТНАЯ ДОСКА Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания «Горизонталь», «Вертикаль»,«Диагональ»
2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
«Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай». «Что общего?», «Большая и маленькая»
3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания «Мешочек», «Да и нет», «Мяч»
4.ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых»,
«Сними часовых», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Защита
контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры». «Двойной удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй фигуру», «Ограничение подвижности».
Примечание. Все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
5.ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
«Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Мат или не мат», «Первый шах», «Рокировка».
6.ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания «Два хода».
Второй год обучения
Программа второго года обучения предназначена для вторых классов начальной школы. Однако она может быть реализована в третьих классах, если программа первого года обучения была пройдена во II классе. Программа предусматривает 17 учебных занятий, по одному уроку в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важным достижением в овладении шахматными основами явится умение малышей ставить мат. Учебный курс включает в себя шесть тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала», «Шахматная комбинация».
К концу учебного года дети должны знать:
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
К концу учебного года дети должны уметь:
записывать шахматную партию; матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
проводить элементарные комбинации.
Тематика курса
1.Краткая история шахмат
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы
мира по шахматам
2.Шахматная нотация Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Дидактические игры и задания
«Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель».
3.Ценность шахматных фигур
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Дидактические игры и
задания
«Кто сильнее», «Обе армии равны», «Выигрыш материала», «Защита».
4.Техника матования одинокого короля
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля
Дидактические игры и
задания
«Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию». «В угол»,
«Ограниченный король»
5.Достижение мата без жертвы материала
Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Дидактические игры и
задания
«Объяви мат в два хода», «Защитись от
мата».
6.Шахматная комбинация
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
Дидактические игры и
задания
«Объяви мат в два хода», «Сделай ничью», «Выигрыш материала».
Третий год обучения
Материал третьего года обучения сложнее материала первых лет обучения. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал.
Тематика курса
ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода
в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него.
Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты.
Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение.
Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Дидактические задания
“Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат”, “Поймай ладью, ферзя”, “Защита от мата”, “Выведи фигуру”, “Поставить мат в 1 ход “повторюшке”, “Мат в 2 хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”, “Можно ли побить пешку?”, “Захвати центр”, “Можно ли сделать рокировку?”, “В какую сторону можно рокировать?” и др.
К концу учебного года
дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
что означают термины: дебют, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу учебного года дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические
удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.
Четвертый год обучения
Программа “Шахматы”
предназначена для 4 класса начальной школы.
На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во
всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного
материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально
ориентированный на развитие материал.
Тематика курса
ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине
шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.
Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3
хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения,
отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения
пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др.
Комбинации для достижения ничьей.
Дидактические задания “Выигрыш материала”, “Мат в 3 хода”,
“Сделай ничью”
ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Дидактические задания
“Мат в 2 хода”, “Квадрат”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”, “Путь к ничьей”.
К концу учебного года
дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые
поля.
К концу учебного года
дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические
удары и проводить комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п |
Тема учебного занятия |
Количество часов |
1. |
Шахматная доска |
2 |
2. |
Шахматные фигуры |
2 |
3. |
Начальная расстановка фигур |
2 |
4. |
Ходы и взятие фигур |
5 |
5. |
Цель шахматной партии |
2 |
6. |
Игра всеми фигурами из начального положения |
3 |
7. |
Обобщение |
1 |
|
Итого |
17 |
2 класс
№ п/п |
Тема учебного занятия |
Количество часов |
1. |
Краткая история шахмат. |
|
2. |
Шахматная нотация. |
|
3. |
Ценность шахматных фигур. |
|
4. |
Техника матования одинокого короля. |
|
5 |
Достижение без жертвы материала. |
|
6 |
Обобщение.
|
|
3 класс
№ п/п |
Тема учебного занятия |
Количество часов |
1 |
Шахматная партия. Три стадии шахматной партии. |
|
2 |
Основы дебюта. |
|
3 |
Основы миттельшпиля. |
|
4 |
Основы эндшпиля. |
|
5 |
Обобщение. |
|
4 класс
№ п/п |
Тема учебного занятия |
Количество часов |
1. |
Шахматная партия. |
|
2. |
Анализ и оценка позиции |
|
3. |
Шахматная комбинация |
|
4 |
Обобщение |
|
|
Итого |
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 г. БЕЛОЯРСКИЙ»
ПРИНЯТО |
УТВЕРЖДЕНО |
на заседании Педагогического совета |
приказом СОШ №4 |
Протокол № ____ от «___» августа 2020 г. |
от ________2020__г. №_____ |
|
|
СОГЛАСОВАНО |
|
заместитель директора |
|
_______________/_______________/ |
|
«____» августа 2020 г. |
|
|
|
РАССМОТРЕНО |
|
на заседании Методического совета |
|
Протокол № ____ от «___» августа 2020 г. |
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕННОСТИ)
«Шахматы»
на 2020- 2021 учебный год
для учащихся 1 а класса
Срок реализации: 1 год.
Захарченко Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов
Белоярский, 2020
№ п/п |
Дата |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
|||
Шахматная доска (2ч) |
|||||
1. |
|
Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. |
0,5 |
0,5 |
1 |
2. |
|
Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали. Диагонали. Центр шахматной доски. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Шахматные фигуры (2 ч) |
|||||
3. |
|
Шахматные фигуры. Сравнительная сила фигур |
0,5 |
0,5 |
1 |
4. |
|
Шахматные фигуры. Сравнительная сила фигур. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Начальная расстановка фигур (2 ч) |
|||||
5. |
|
Начальная позиция. |
0,5 |
0,5 |
1 |
6. |
|
Начальная позиция. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Ходы и взятие фигур (5 ч) |
|||||
7. |
|
Ладья. |
0,5 |
0,5 |
1 |
8. |
|
Слон. Ладья против слона. |
0,5 |
0,5 |
1 |
9. |
|
Ферзь. Ферзь против ладьи и слона. |
0,5 |
0,5 |
1 |
10. |
|
Конь. Конь против ферзя, ладьи, слона. |
0,5 |
0,5 |
1 |
11. |
|
Пешка. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Цель шахматной партии (2 ч) |
|
||||
12. |
|
Ничья. Пат. |
0,5 |
0,5 |
1 |
13. |
|
Рокировка. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Игра всеми фигурами из начального положения (3 ч) |
|||||
14. |
|
Шахматная партия. |
0,5 |
0,5 |
1 |
15. |
|
Шахматная партия. |
0,5 |
0,5 |
1 |
16. |
|
Шахматная партия |
0,5 |
0,5 |
1 |
Обобщение (1 ч) |
|||||
17. |
|
«Путешествие по шахматной стране» (повторение и обобщение изученного материала) |
0,5 |
0,5 |
1 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.