Программа курса внеурочной деятельности "Школа безопасности"

  • docx
  • 22.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Школа безопасности.docx

 

                                                                            Приложение 40  

УТВЕРЖДЕНО

приказом по основной деятельности

№ 137 от 30. 08. 2019

 

2.2. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа безопасности»

 

Программа курса внеурочной деятельности  разработана на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7); Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения

 

Пояснительная записка

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежение к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в  повседневной   жизни (безопасность на  дорогах,  пожарная  безопасность, безопасность в быту и др.).

По мнению специалистов МЧС России, «человеческий фактор» в настоящее время является, если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.

Актуальность рабочей программы курса внеурочной деятельности заключается в том, что обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от всех видов угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и т.п.

Настоящая рабочая программа курса внеурочной деятельности направлена на формирование и повышение современного уровня культуры безопасности учащихся 6  класса. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Цели изучения основ безопасности жизнедеятельности

       Овладение знаниями о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, влияние их последствий на безопасность личности, общества и государства;

       Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни, индивидуальной системы защищенности жизненно важных интересов от внутренних угроз и умения оказать первую помощь при неотложных состояниях;

       Формирование умения предвидеть возникновении опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников, в том числе и Интернета;

       Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, формирование умей принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

       Формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю)

Курс «Школа безопасности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности.

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Структура курса «Школа безопасности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля:

Модуль1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Модуль2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения природе;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Содержание курса внеурочной деятельности

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

№ п.п.

Тема

Виды деятельности

Дата проведения

1.       

Природа и человек

Объясняют необходимость соблюдения правил безопасности на природе

 

2.       

Ориентирование на местности

Различают рельеф местности

 

3.       

Определение своего местонахождения и направления движения на местности

Характеризуют и анализируют местность, находят свое место расположение.

 

4.       

Подготовка к выходу на природу

Характеризуют возможные чрезвычайные ситуации

 

5.       

Определение места для бивака и организация бивачных работ

Моделируют в паре  установку лагеря на местности

 

6.       

Определение необходимого снаряжения для похода

Анализируют необходимость инвентаря. 

 

7.       

Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе

Моделируют в парах общие правила безопасности

 

8.       

Подготовка и проведение пеших походов на равниной и горной местности

Моделируют в паре  маршрут движения на горной местности

 

9.       

Подготовка и проведение лыжных походов

Моделируют в паре  маршрут движения в зимнее время

 

10.  

Водные походы и обеспечение личной безопасности на воде

Моделируют и прогнозируют водный поход

 

11.  

Велосипедные походы и безопасность туристов

Моделируют и прогнозируют велосипедный поход

 

12.  

Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме

Моделируют в паре  выполнение правил безопасного поведения при дальнем походе

 

13.  

Акклиматизация человека в различных климатических условиях

Анализируют акклиматизацию человека

 

14.  

Акклиматизация в горной местности

Анализируют акклиматизацию человека в горной местности

 

15.  

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта

Моделируют в паре  выполнение правил безопасного поведения на наземном транспорте

 

16.  

Обеспечение личной безопасности на водном транспорте

Моделируют в паре  выполнение правил безопасного поведения на водном транспорте

 

17.  

Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте

Моделируют в паре  выполнение правил безопасного поведения на воздушном  транспорте

 

18.  

Автономное существование человека в природе

Анализируют причины возникновения  автономного пребывания человека в природе.

 

19.  

Добровольная автономия человека в природной среде

Анализируют причины возникновения  добровольного автономного пребывания человека в природе.

 

20.  

Вынужденная автономия человека в природной среде

Анализируют причины вынужденной автономии.

 

21.  

Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании

Характеризуют общее понятие о психологической уравновешенности в системе здоровья. Характеризуют общее понятие о стрессе.

 

 

22.  

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях

Анализируют состояние своего психологического здоровья, при встречи с дикими животными. Описывают особенности физического, психического и социального развития человека.

 

23.  

Укусы насекомых и защита от них

 Описывают действия при укусах насекомых 

 

24.  

Клещевой энцефалит и его профилактика

Анализируют профилактику клещевого энцефалита.

 

25.  

Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях

Описывают особенности личной гигиены в природных условиях

 

26.  

Оказание первой медицинской помощи при травмах

Вырабатывают правила ПМП при травмах

 

27.  

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге

Вырабатывают правила ПМП при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге

 

28.  

Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых

Вырабатывают практические навыки по оказанию ПМП при укусах змей и насекомых

 

29.  

Здоровый образ жизни и профилактика утомлений

Вырабатывают правила ЗОЖ

 

30.  

Компьютер и его влияние на здоровье

Описывают особенности работы за компьютером

 

31.  

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека

Описывают особенности влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека

 

32.  

Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека

Описывают особенности влияние психоактивных веществ на организм человека.

 

33.  

Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ

Описывают особенности влияние наркотических веществ на организм человека.

 

34.  

Итоговое занятие

Анализируют пройденный материал за год

 

ИТОГО:

34 ЧАСА

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

1.        Классная аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  картинок

2.        Магнитно-маркерная доска

3.        Компьютер

4.        Мультимедийный проектор

5.        МФУ

6.        Оборудование Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»

7.        Основы безопасности жизнедеятельности http://0bj.ru/

8.        Первая медицинская помощь http://www.meduhod.ru

9.        Портал детской безопасности http://www.spas-extreme.ru

10.   Россия без наркотиков http://www.rwd.ru

11.   Лига здоровья нации http://www.ligazn.ru

12.   Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России» http://www.znopr.ru

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011

8. Примерные программы по учебным предметам. ОБЖ 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011

 9. ОБЖ.  6  класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под  ред. А.Т. Смирнова.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение»-М.: Просвещение, 2012

10. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки.5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под. Ред. А.Т. Смирнова; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2012.

11. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 6 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».-М.: Просвещение,2012

12. Основы безопасности жизнедеятельности. Тестовый контроль. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под.ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».- М.:  Просвещение, 2013.

13. Электронное приложение к учебнику А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова


 

Скачано с www.znanio.ru