Приложение 21
к основной образовательной программе
основного общего образования
УТВЕРЖДЕНА
приказом по основной деятельности
№ 141 от 31.08.2015
3.3.1. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа вожатых»
Программа курса внеурочной деятельности разработана на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7); Федерального государственного образовательного стандарта
Пояснительная записка
Курс «Школа вожатых», рассчитан на выявление лидерских качеств обучающихся, способствует эффективной адаптации, является первичным этапом профориентации. В содержание данной программы введены: изучение массовых игр, сценарная композиция, основы мастерства режиссера и основы мастерства актера. В программе сочетаются теоретическая и практическая деятельность, но приоритетной является практическая: разработка и проведение зрелищно-игровых мероприятий. Основана на взаимодействии разновозрастных групп: пятиклассники выходят с мероприятиями в начальную школу.
В усвоении курса большое значение имеют не только организации и проведение различных форм досуга, но и посещение мероприятий в других учреждениях, семинаров по данному направлению, конкурсов. Для организации практических работ применяется методика КТД (коллективно-творческое дело).
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Программа курса внеурочной деятельности «Школа вожатых» рассчитана на обучающихся 5 класса и реализуется в течение одного года. Рассчитана на 34 часа. Реализует социальное направлений развития личности.
Программа является комплексной по содержанию деятельности и ориентирована результатов третьего уровня – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Цель программы: создать условия, способствующие формированию у обучающихся навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества.
Задачи программы:
· формировать умения общаться и вырабатывать позитивный эмоциональный тон общения;
· раскрыть творческий потенциал обучающихся.
· развивать социальное доверие и воспитывать новые способы поведения;
· формировать представления о товариществе и дружбе;
· активизировать творческий потенциал детей, развивать навыки презентации;
· воспитывать уважение к традициям и культуре разных народов.
· вовлечь обучающихся в увлекательный мир организаторов досуговых мероприятий.
Программа построена с учётом следующих принципов:
· добровольность;
· общественная направленность;
· учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
· предоставление самостоятельности и опора на инициативу;
· учет интересов ребенка;
· содружество и сотворчество детей и взрослых.
Курс обучения предполагает следующие формы деятельности:
· Занятия – беседы.
· Тренинги, упражнения.
· Практическое освоение игр.
· Репетиции.
· Посещение мероприятий в других учреждениях, их анализ, посещение семинаров.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоения программы обучающиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями:
Личностные универсальные учебные действия
· Проявляют чувство сопричастности с жизнью школы и социума
· Ценят школьные традиции
· Определяю личностный смысл внеучебной деятельности
· Регулируют своё поведение в соотвествии с нормами и требованиями
· Ответственно относятся к порученному делу
Коммуникативные универсальные учебные действия
· Соблюдают нормы речевого этикета
· Владеют диалоговой формой речи
· Формулируют собственное мнение и позицию: задают вопросы, уточняют непонятное, отстаивают свою точку зрения, аргументирую свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений
· Критично относятся к своему мнению
· Умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции
· Участвуют в работе группы
Регулятивные универсальные учебные действия
· Самостоятельно формулируют задание, определяют его цель и планируют свои действия для его реализации
· Прогнозируют результаты и выбирают способы и приемы действий, умеют корректировать работу по ходу выполнения
· Выбирают для выполнения задачи различные средства
· Осуществляют итоговый и пошаговый контроль результатов
· Оценивают результаты собственной деятельности и объясняют по каким критериям она проводилась
· Адекватно воспринимают аргументированную критику ошибок и учитываю ее в работе над ошибками.
Содержание курса внеурочной деятельности
Процесс обучения в курсе «Школа вожатых» делится на два этапа:
- Изучение массовых игр;
- Освоение написания сценария.
На первом этапе освоения программы обучающиеся нарабатывают копилку массовых игр, практику проведения их на зрителях. Учатся грамотно строить свою речь
На втором этапе обучающиеся пытаются составлять сценарий и оформлять его внешний вид. Соблюдают логичное вливание содержания в форму, соблюдая незабываемые каноны творчества, которые состоять из 5-ти моментов: завязки, развития действия, кульминации, развязки и концовки. Начинают работать сначала коллективно над сценарием, затем индивидуально. Выступают в роли режиссера и актера одновременно. Продумывают музыкальное сопровождение, художественное оформление, костюмы, свой личный имидж, то есть, в конечном итоге, систематизируют все полученные знания, аккумулируют их в единое целое и показывают все то, чему он научились в процессе обучения.
1. Введение – 1 час:
Массовые игры. Организационная часть. Предмет «культурно-массовой работы». Знакомство с понятием «Массовая игра». Составление плана работы объединения. Организационные вопросы.
2. Классификация массовых игр – 11 часов:
Темповые игры – в этом разделе представлены игры подвижные, малоподвижные, спокойные. Их отличие и разновидности.
Возрастные игры. Знакомство с играми для дошкольного возраста, младшего школьного возраста, среднего школьного возраста, молодежи и взрослых. Здесь рассматриваются отличия массовых игр, соответственно возрастным категориям. Психология возрастных игр. Манера поведения и др.
Разнохарактерные игры. Здесь представлены игры, как: игры – конкурсы, игры – аттракционы, музыкальные игры, КТД (коллективно-творческое дело), игры для зала. Рассмотрение различных характеров вышеперечисленных игр, их соотношение с возрастными градациями. Содержание. Формы проведения.
Временные игры. Каждое время года определяет свои игры. Зимой игры в основном подвижного характера, связанные со снегом. Летом – купание (игры на воде), спортивные старты и др. Весной – первая зелень, цветы (игры – конкурсы на лучший букет, венок, экспозиция из зеленных веток, наряд из зелени). Осенью – желтые листья, жёлуди, (конкурсы поделок из природного материала, праздник цветов, праздник осени с дарами природы и др.).
3. Сценарий – 15 часов:
Составляющие компоненты сценария. Рассматриваются 5-ть компонентов любого творческого жанра, в том числе и сценария: - завязка, развитие действия, кульминация, развязка и конец.
Оформление написанного сценария, т.е., что в себя включает титульный лист, что пишется на втором листе, третьем и последующих.
Последовательность и особенности написания сценария. Последовательность: Тема, возраст; Сюжет; Черновой вариант прямой речью; Чистовой вариант. Особенность: логическая связь темы и формы написания сценария.
Общий сценарий. Цикл работ, по-другому коллективно-творческое дело, над написанием общего сценария. Определение темы. Возраст зрителей. Составление сценария, сюжета. Расписание сценария по ролям с соблюдением 5-ти составляющих компонентов и особенности данного сценария. Затем грамотное оформление белового варианта. Распределение ролей. Репетиции. Музыкальное оформление, костюмы. Выход на зрителя. Показ сценария.
Индивидуальный сценарий. Выбор тем каждым обучающимся. Индивидуальная работа с каждым над его темой, т.к. в этом разделе каждый обучающийся лично работает над сценарием , сюжетом, написанием чернового и белового варианта своего сценария. Распределение ролей на всех обучающихся в группе. Репетиции. Музыкальное оформление. Художественное оформление. Костюмы. Показ зрителям.
4. Основы мастерства актера – 5 часов:
«Внимание», «Память физических действий и ощущений», «Воображение», «Предлагаемые обстоятельства». На самом деле все эти психические процессы взаимосвязаны и зависимы друг от друга, например, активное (произвольное) внимание невозможно без участия воображения и т.п.
Комплекс упражнений на внимание
Внимание - это динамическая сторона сознания. Это направленность психики на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость. К.Д.Ушинский писал о том. что «внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».
Упражнения на память физических действий и ощущений
Упражнения на память физических действий и ощущений являются основой драматического искусства. Эти упражнения - средство развития элементов мастерства актера, так как на простых действиях и ощущениях основываются все сложнейшие действия человека. Каждое упражнение состоит из двух частей: исследование, анализ умом и телом; творческий акт.
Упражнения на воображение
Воображение - это исключительно человеческое свойство, которое отражается в специфическом характере деятельности. В любом виде творчества воображение является ведущим психическим процессом. С помощью воображения мы познаем и преобразуем окружающий нас мир, удовлетворяем наши потребности, оживляем неодушевленное, познаем себя и другого человека. Воображение способно превратить жизнь человека в нечто необычайно прекрасное, необходимое, интересное, и тем самым оно принимает участие в развитии личности. Образам воображения детей присущи особая яркость, наглядность, подвижность и изменчивость. Они имеют большую эмоциональную окраску.
Упражнения на предлагаемые обстоятельства
На человека воздействует окружающий мир. Все определяют обстоятельства - факторы, которые заставляют человека думать, чувствовать, действовать.
4. Итоговое мероприятие – 2 часа:
Защита творческих проектов. Демонстрация игривой копилки и творческого материала
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
№ п/п |
Тема занятия |
Виды внеурочной деятельности обучающихся |
Кол-во часов |
1 |
Введение. «Массовые игры».
|
Знакомятся с понятием «Массовая игра». Составляют план работы объединения. |
1 ч. |
2 |
Классификация массовых игр |
Знакомятся с классификацией игр. Составляют таблицу отличий и разновидностей игр. Организуют игры младшего школьного и среднего школьного возраста. Подготавливают раздаточный игровой материал. Оформляют костюмированные элементы для игр по временам года |
1 ч. |
3 |
Темповые игры. Подвижные |
1 ч. |
|
4 |
Темповые игры. Малоподвижные |
1 ч. |
|
5 |
Темповые игры. Спокойные |
1 ч. |
|
6 |
Возрастные игры. Игры для дошкольного и младшего школьного возраста. |
1 ч. |
|
7 |
Возрастные игры. Игры для среднего школьного возраста, молодежи и взрослых. |
1 ч. |
|
8 |
Разнохарактерные игры. |
1 ч. |
|
9 |
Коллективно-творческое дело |
1 ч. |
|
10 |
Временные игры. Зима. |
1 ч. |
|
11 |
Временные игры. Весна. Осень. |
1 ч. |
|
12 |
Временные игры. Лето |
1 ч. |
|
13 |
Сценарий. Составляющие компоненты сценария. |
Знакомятся с компонентами сценария. Знакомятся с последовательностью и особенностями написания сценария. Работают с источниками. Оформляют написанный сценарий. Репетируют по ролям. Подбирают костюмы. Делают декорации. Подбирают музыкальное оформление. Выход на зрителя. Показ сценария.
|
1 ч. |
14 |
Последовательность написания сценария. Тема, возраст. |
1 ч. |
|
15 |
Последовательность написания сценария. Сюжет. |
1 ч. |
|
16 |
Особенности написания сценария. |
1 ч. |
|
17 |
Общий сценарий. |
1 ч. |
|
18 |
Коллективно-творческое дело. Составление сценария. |
1 ч. |
|
19 |
Репетиция сценария. |
1 ч. |
|
20 |
Защита проекта сценария. |
1 ч. |
|
21 |
Индивидуальный сценарий. |
1 ч. |
|
22 |
Черновое написание сценария. |
1 ч. |
|
23 |
Чистовое написание сценария. |
1 ч. |
|
24 |
Распределение ролей. |
1 ч. |
|
25 |
Музыкальное оформление. Выбор костюмов. |
1 ч. |
|
26 |
Репетиция. |
1 ч. |
|
27 |
Проведение праздника. |
1 ч. |
|
28 |
Основы мастерства актера. |
Знакомство с мастерством актера. Работа с видеоисточниками. Выполнение комплекса упражнений. |
1 ч. |
29 |
Комплекс упражнений на внимание. |
1 ч. |
|
30 |
Комплекс упражнений на память физических действий и ощущений. |
1 ч. |
|
31 |
Комплекс упражнений на воображение |
1 ч. |
|
32 |
Комплекс упражнений на предлагаемые обстоятельства |
1 ч. |
|
33 |
Демонстрация игривой копилки и творческого материала |
Показ методики проведения игр, составления (авторской разработки) сценариев досуговых мероприятий. |
1 ч. |
34 |
Защита творческих проектов |
1 ч. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
· Классная аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок
· Магнитно-маркерная доска
· Компьютер
· Мультимедийный проектор
· Интерактивная приставка
· МФУ
· Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике курса внеурочной деятельности
· Интернет-ресурсы, соответствующие тематике занятий
· Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. «КТД, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа». - М., 2013
· Зайцева О.В., Карпова Е.В. «Встретим праздник весело». – Ярославль, 2014
· Калашникова О.В. «Праздники в детских садах и школах». – Волгоград, 2012
· Козак О.Н. «Большая книга для детей от 3 до 7 лет», «Зимние игры для больших и маленьких». - Санкт-Петербург, 2012.
· Мирясова В.И. «Играем в Театр» (сценарии детских спектаклей). - М., 2010
· Панкеев И. «Русские народные игры». - М., 2011.
· Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. «Летние праздники, игры и забавы для детей» Творческий центр. - М., 2012
· Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. «Осенние праздники, игры и забавы для детей» Творческий центр. - М., 2002
· Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. «Весенние праздники, игры и забавы для детей» Творческий центр. - М., 2013
· Шмаков С.А. «Каникулы». – М.: «Новая школа», 2014
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.