Комитет по делам образования города Челябинска
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Знатоки права»
Возраст учащихся: 14-16 лет
Срок реализации: 2 года
Авторы - составители:
Матвейчук Наталья Германовна,
педагог высшей категории по обществознанию
Челябинск, 2022г
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка…………………………………3-8
2. Учебно-тематический план 1 год обучения…………..9-13 3. Содержание ……………………………………………14-16 4. Планируемые (ожидаемые) результаты…………… 17 5. Учебно-тематический план 2 год обучения………….18-22 6. Содержание …………………………………………….22-25 7. Планируемые (ожидаемые) результаты …………… 25 8. Зачетные требования 1 год обучения…………………26 9. Зачетные требования 2 год обучения…………………27-28 10. Организационно-педагогические условия……………29-31 реализация программы -учебно-методический комплекс -приложение 1 к учебно-методическому комплексу
|
|
|
1. Пояснительная записка
1.1 Перечень нормативно-правовых актов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014г. №1726-р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. №996-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. №41 «Об утверждении САНПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Закон Челябинской области от 29 августа 2013г. №515-ЗО «Об образовании в Челябинской области»;
1.2. Направленность программы: социально-педагогическая
1.3. Актуальность программы:
В последнее время много внимания уделяется правовой культуре граждан. Данная Программа поможет повысить уровень правовой культуры обучающихся в 8-9 классах. Именно в это время начинается знакомство с системой права в рамках школьной программы по обществознанию. Содержание материала по правам человека многоуровневое и многоаспектное, что вытекает из самого понятия прав человека. Права человека – это совокупность правил, присущих человеческому сообществу, без которых он не может существовать. Это идеальные нравственные принципы; совокупность представлений о достойном положении человека; субъективные права, на обладание которыми может претендовать каждый человек вне зависимости от обществ. Это и справедливые притязания людей по отношению к государству; система жизнеобеспечения личности, без которой невозможно ее нормальное развитие; определенный минимум общесоциальных, общечеловеческих и общедемократических требований к правовому и социальному положению каждой личности, реализация которых должна и может быть обеспечена в любом обществе вне зависимости от особенностей его социально-политической системы; неотъемлемая мера свободы, определяющая статус автономной личности.
Основная задача обучения правам человека состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности обучавшиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей на основе углубленного изучения самих прав и механизмов их реализации и защиты. Программа должна обеспечить обучающимся приобретение:
· способности строить собственное правосообразное поведение в рамках имеющихся прав и обязанностей;
· углубленного уровня правовых знаний (в соответствии с избранным профилем);
· навыков реализации своих прав в социальной сфере в широком правовом контексте.
1.4. Отличительные особенности программы
В проекте концепции преподавания обществознания в Российской Федерации отмечено, что «учебные материалы являются преимущественно информационными, а не практикоориентированными и не направленными на воспитания» [2].[1] Одним из способов решения данного вопроса может стать предоставленная школьникам возможность на практике познакомится с общественными институтами.
При реализации программ очень важным является выбор подхода. Так в проекте Концепции преподавания обществознания в РФ говорится о том, что теоретизированная форма подачи материалов в учебниках и учебных пособиях устарела[2][3]. Для полноценного понимания построения и функционирования общественных институтов и общества в целом школьнику необходимо не просто теоретически изучить данные разделы, а познакомиться на практике с данными системами. Именно поэтому вовлеченное обучение, построенное на принципах обучения через опыт, как одно из обязательных условий реализации программы «Знатоки права». Такой подход к обучению стимулирует и придает особое значение обмену знаниями на межличностном уровне и способствует развитию критического отношения к собственным взглядам и ценностям. Занятия базируются на принципах взаимного уважения и обмена знаниями и требуют активного вовлечения участников в процессе обучения
1.5.Адресат программы:14-16 лет
Программа рассчитана на обучающихся с 14 до 16 лет, занимающих активную гражданскую позицию.
В возрасте с 14 до 16 лет у обучающихся складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но, не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.
У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится. Обучающиеся данного возраста уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом.
Важнейшее интеллектуальное приобретение – умение оперировать гипотезами, а также дедукция и индукция. Происходит перестройка памяти (преобладание логической над механической).. Процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание – восстановление материала по этим отношениям (вспоминать – значит мыслить).
1.6. Цель программы: повысить уровень правосознания и гражданско-правовой ответственности подростков.
1.7. Задачи:
Личностные:
- воспитать уважение к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
-развить способность ценить свободу в тесной связи с ответственностью перед обществом;
-развить коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
-сформировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
-сформировать уважительное отношение к культурному наследию, языку и самобытности своей страны;
-сформировать способность к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности за свои действия.
Предметные:
-сформировать внутреннюю убежденность в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества;
-развить способность к сотрудничеству, согласованности между индивидуальными и коллективными ценностями; формирование умения ненасильственного урегулирования конфликтов;
-сформировать умения, необходимые для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в гражданско-правовой сфере;
-сформировать представления о законодательной и нормативно-правовой базе РФ и ее субъектов.
Метапредметные:
-научить самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в образовательной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-научить, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-научить основам самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанной деятельности;
-научить организовывать социально-правовое сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе правовой культуры;
-научить формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение с опорой на знания в области права.
1.8. Объем программы: 296 часов
№ п./п. |
Теория/практика |
Количество часов по программе |
% от общего количества часов по программе |
1 |
теоретические занятия |
88+8=170 |
58 |
2 |
практические занятия |
62+64=126 |
42 |
3 |
итого: |
296 |
100 |
1.9. Формы обучения: очная
1.10. Виды занятий: лекции, семинары, переговоры (воспроизведение реального события, обсуждение проблемной ситуации), деловая игра, дискуссии, коллективно-творческая деятельность.
По типу взаимодействия занятия делятся на:
-коллективные (занятия проводятся по одному направлению одним педагогом со всем коллективом обучающихся);
-межуровневые (занятия для обучающихся, освоивших или осваивающих начальные уровни программы, проводят обучающиеся, освоившие более высокий уровень) .
Срок освоения Программы: 2 года
Режим занятий: 4 часа в неделю; продолжительного одного занятия составляет 45 минут, перерыв между занятиями 15 минут.
Методы отслеживания результативности:
- творческая работа;
- опрос;
- тестирование;
- самостоятельное решение юридических задач.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (промежуточная и итоговая аттестация):
- отчеты о проделанной работе за год в форме тестирования;
Итоговый контроль:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знатоки права» предполагает проведение итогового контроля. Итоговый контроль проводится посредством тестирования. Формой оценки является зачет.
2. Учебно – тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Знатоки права»
Предмет : «Право»
1 год обучения
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Из них: |
Общее кол-во часов |
Формы аттестации / контроля |
|
Теория |
Практика |
||||
Раздел 1 «Право» |
|||||
1 |
Введение в программу |
2 |
|
2 |
|
2 |
Из прошлого жизни человека |
2 |
|
2 |
|
3 |
Теории возникновения права |
2 |
|
2 |
|
4 |
Почему необходимо право |
1 |
1 |
2 |
|
5 |
Структура права: отрасли и институты |
1 |
1 |
2 |
|
6 |
Признаки и принципы права |
1 |
1 |
2 |
|
7 |
Структура права: НПА (нормативно правовые акты) |
1 |
1 |
2 |
|
8 |
Иерархия НПА |
|
2 |
2 |
|
9 |
Правонарушения: понятия, виды. |
1 |
1 |
2 |
|
10 |
Социальные регуляторы поведения. |
1 |
1 |
2 |
|
11 |
Юридическая ответственность |
2 |
|
2 |
|
12 |
Цель, принципы и виды юридической ответственности. |
2 |
|
2 |
|
13 |
Тестирование по модулю «Право» |
|
2 |
2 |
тест |
Раздел 2 «Человек и право» |
|||||
14 |
Права человека. |
2 |
|
2 |
|
15 |
Основы правового статуса гражданина РФ. |
2 |
|
2 |
|
16 |
Права несовершеннолетних |
|
2 |
2 |
|
17 |
Обязанности гражданина РФ |
1 |
1 |
2 |
|
18 |
Способы защиты прав гражданина |
2 |
|
2 |
|
19 |
Ребенок как субъект права. |
1 |
1 |
2 |
|
20 |
Международные стандарты по правам детей |
2 |
|
2 |
|
21 |
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» |
2 |
|
2 |
|
22 |
Тестирование по теме «Человек и право» |
|
2 |
2 |
тест |
Раздел 3 «Право и государство» |
|||||
23 |
Предпосылки создания Конституции |
2 |
|
2 |
|
24 |
Основы конституционного строя. |
|
2 |
2 |
|
25 |
Международные документы в истории развития Конституции |
2 |
|
2 |
|
26 |
Конституция – Основной Закон государства |
1 |
1 |
2 |
|
27 |
Конституционные поправки |
1 |
1 |
2 |
|
28 |
Механизм принятия законов |
2 |
|
2 |
|
29 |
Субъекты правотворчества |
1 |
1 |
2 |
|
30 |
Органы государственной власти. Иерархия |
|
2 |
2 |
|
31 |
Органы государственной власти. Полномочия |
1 |
1 |
2 |
|
32 |
Органы местного самоуправления. |
|
2 |
2 |
|
33 |
Какие органы называются правоохранительными. |
2 |
|
2 |
|
34 |
Тестирование по теме « Право и государство» |
|
2 |
2 |
тест |
Раздел 4 «Человек и государство» |
|||||
35 |
Правовые основы взаимоотношений граждан и органов государственного управления. |
2 |
|
2 |
|
36 |
Юридическая ответственность (виды, цель, задачи) |
2 |
|
2 |
|
37 |
Административная ответственность. |
1 |
1 |
2 |
|
38 |
Дисциплинарная ответственность |
1 |
1 |
2 |
|
39 |
Гражданско-правовая ответственность |
1 |
1 |
2 |
|
40 |
Материальная ответственность |
1 |
1 |
2 |
|
41 |
Дисциплинарная ответственность |
1 |
1 |
2 |
|
42 |
Уголовная ответственность. |
1 |
1 |
2 |
|
43 |
Уголовная ответственность несовершеннолетних |
|
2 |
2 |
|
44 |
Фискальная политика государства |
2 |
|
2 |
|
45 |
Бюджет и его виды |
1 |
1 |
2 |
|
46 |
Налоги. Уровни и виды |
1 |
1 |
2 |
|
47 |
Права и обязанности налогоплательщиков |
1 |
1 |
2 |
|
48 |
Тестирование по теме « Человек и государство» |
|
2 |
2 |
тест |
Раздел 5 «Гражданские правоотношения» |
|||||
49 |
Какие правоотношения называются гражданскими. |
1 |
1 |
2 |
|
50 |
Субъекты гражданского права. |
1 |
1 |
2 |
|
51 |
Осуществление и защита гражданских прав. |
|
2 |
2 |
|
52 |
Что такое собственность. |
1 |
1 |
2 |
|
53 |
Правомочия собственника |
1 |
1 |
2 |
|
54 |
Основания приобретения собственности |
1 |
1 |
2 |
|
55 |
Защита права собственности. |
2 |
|
2 |
|
56 |
Что такое сделка. |
2 |
|
2 |
|
57 |
Виды гражданско-правовых договоров. |
1 |
1 |
2 |
|
58 |
Наследование. |
1 |
1 |
2 |
|
59 |
Очереди наследников. Права наследодателя |
2 |
|
2 |
|
60 |
Жилищные правоотношения. |
1 |
1 |
2 |
|
|
ЖКХ и ТСЖ |
2 |
|
2 |
|
61 |
Страхование. Отношения с банками. |
1 |
1 |
2 |
|
62 |
Права потребителей |
|
2 |
2 |
|
63 |
Тестирование по теме « Гражданские правоотношения» |
|
|
2 |
тест |
Раздел 6 «Семейные правоотношения» |
|||||
64 |
Понятие брака. Права и обязанности супругов. |
1 |
1 |
2 |
|
65 |
Права и обязанности родителей |
|
2 |
2 |
|
66 |
Права и обязанности детей. |
|
2 |
2 |
|
67 |
Повторение материала |
|
2 |
2 |
тест |
Раздел 7. «Трудовые правоотношения» |
|||||
68 |
Трудовой договор. |
2 |
|
2 |
|
69 |
Особенности заключения трудового договора с несовершеннолетними. |
1 |
1 |
2 |
|
70 |
Права несовершеннолетних по трудовому законодательству |
|
2 |
2 |
|
71 |
Права работника Обязанности работника |
2 |
|
2 |
|
72 |
Права работодателя Обязанности работодателя |
2 |
|
2 |
|
73 |
Итоговое занятие |
|
2 |
4 |
тест |
3. Содержание программы
1 год обучения
Раздел 1. «Право»
Тема: «Введение в программу. Из прошлого жизни человека» Этапы исторического развития человека (линейный и формационный подходы)
Тема: «Теории возникновения права. Почему необходимо право» Теория психологическая, теократическая теория, теория естественного права, позитивистская теория. Роль права в системе социальных норм-особенность и отличия
Тема: «Структура права: отрасли и институты. Признаки и принципы права. Структура права: НПА (нормативно правовые акты). Иерархия НПА»
Нормы права, виды норм, элементы правовой нормы. Структура права, источники права (правовой обычай, правовой прецедент, судебная доктрина, судебная практика, нпа- нормативно правовой акт). Субъекты права – физические и юридические лица, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.
Тема: «Правонарушения: понятия, виды. Социальные регуляторы поведения. Юридическая ответственность. Цель, принципы и виды юридической ответственности». Правоотношения. Юридическая ответственность. Административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная, дисциплинарная ответственностью. Социальные регуляторы поведения – социальные нормы и санкции (группы и виды).
Раздел 2. «Человек и право»
Тема: «Права человека. Основы правового статуса гражданина РФ Обязанности гражданина РФ. Способы защиты прав гражданина» Основы взаимоотношений граждан и органов государственного управления Основы правового статуса человека и гражданина. Группы прав: позитивное и естественное право. Правовой статус по Конституции РФ – права и обязанности гражданина. Правоохранительные органы и судебные по защите прав человека и гражданина.
Тема: «Права несовершеннолетних. Ребенок как субъект права. Международные стандарты по правам детей. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Права несовершеннолетних.. Отличие прав ребенка от прав взрослых. Международные стандарты по правам детей: Декларация прав ребенка (1959), Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989г. Ребенок как субъект права. Основные личные, политические, социальные, экономические, культурные права детей. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: социальная адаптация, социальная реабилитация ребенка, социальные службы для детей, социальная инфраструктура для детей. Дополнительные гарантии реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов. Защита прав ребенка.
Раздел 3. «Право и государство»
Тема: «Предпосылки создания Конституции. Основы конституционного строя»
Историческая ситуация по первым конституциям. Конституция – Основной Закон государства. Основы конституционного строя – суверенитет, принцип разделения властей, светское государство, политический и идеологический плюрализм, федерализм, социальное государство. Статьи 1, 2, 8, 13 КРФ
Тема: «Международные документы в истории развития Конституции
Конституционные поправки» Конституция США, Билль о политических правах. Билль о социальных и экономических правах. Билль о культурных правах. Механизм внесения поправок в Конституцию.
Тема: «Механизм принятия законов. Субъекты правотворчества. Органы государственной власти. Органы государственной власти. Полномочия органов местного самоуправления» Этапы правотворчества. Законодательная инициатива. Принципы правотворчества. Органы государственной власти – Президент, Федеральное Собрание, Правительство (полномочия и структура) Органы местного самоуправления – структура и полномочия. НПА МСУ.
Тема: «Какие органы называются правоохранительными»
Правоохранительные органы – полиция, прокуратура, таможня, ГБДД.
Раздел 4. «Человек и государство»
Тема: «Правовые основы взаимоотношений граждан и органов государственного управления»
Основы взаимоотношений граждан и органов государственного управления. Механизм взаимодействий. Особенности контроля. Способы урегулирования конфликтов. Возможные пути разрешения проблем.
Тема: «Юридическая ответственность (виды, цель, задачи)»
Административная, дисциплинарная, уголовная ответственность. Взыскания по видам ответственностей. Субъекты судопроизводств. Социальная и общественная превенции. Конфискация. Обязательные и исправительные работы. Штрафы. Арест и лишение свободы.
Тема: «Фискальная политика государства. Бюджет и его виды. Налоги.
Права и обязанности налогоплательщиков»
Налоги – функции и цель. Фискальная политика государства. Прямые и косвенные налоги. Права и обязанности налогоплательщиков. Бюджет государства – виды бюджета (профицит, дефицит, сбалансированный). Доходные и расходные статьи бюджета. Принятие и исполнение бюджета.
Уровни налогов (местные, региональные и федеральные)
Раздел 5. «Гражданские правоотношения»
Тема: «Какие правоотношения называются гражданскими.
Субъекты гражданского права. Осуществление и защита гражданских прав»
Субъекты гражданского права. Защита гражданских прав. Защита прав собственности. Отдельные виды гражданских правоотношений.
Тема: «Что такое собственность. Правомочия собственника. Основания приобретения собственности. Защита права собственности»
Пользование, владение, распоряжение. Авторство, купля-продажа, наследование, дарение, обмен. Права потребителей. Закон «О защите прав потребителей».
Тема: «Что такое сделка. Виды гражданско-правовых договоров.
Наследование. Очереди наследников. Права наследодателя»
Виды договоров и их соблюдение – договор аренды, купли продажи, перевозки, мены, хранения. Наследование. Очереди наследников и их права и обязательства. Мнимость сделки. Особенности заключения сделок. Субъекты правоотношений. Действительные и недействительные сделки.
Тема: «Жилищные правоотношения. ЖКХ и ТСЖ. Страхование. Отношения с банками»
Страхование и его виды. Права акционеров на участие в управлении компанией и получение дивидендов. Контроль за деятельностью ЖКХ. Жилищный Кодекс.
Раздел 6. «Семейные правовые отношения»
Тема: «Понятие брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей. Права и обязанности детей»
Понятие брака и семьи. Права и обязанности родителей и детей. Международные стандарты по правам женщин. Равенство мужчин и женщин. Репродуктивные права женщин: право на рождение ребенка. Конституционная обязанность родителей и детей. Суд и Загс по вопросам развода. Семейный Кодекс.
Раздел 7.«Трудовые правоотношения»
Тема: «Трудовой договор»
Трудовой договор. Виды договоров. Содержание договора.
Тема: «Особенности заключения трудового договора с несовершеннолетними. Права несовершеннолетних по трудовому законодательству»
Особенности правового положения несовершеннолетних. Особенности заключение договора с несовершеннолетними.
Тема: «Права работника Обязанности работника. Права работодателя Обязанности работодателя»
Права и обязанности работника ( право на зарплату, льготы, достойные условия труда, отдых). Время отдыха и труда. Отпуск и его особенности. Испытательный срок. Права и обязанности работодателя (право на взыскания, увольнение, поощрение работников)
4. Планируемые результаты
1 год обучения
Личностные
-развить коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
-сформировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Предметные:
-сформировать умения, необходимые для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в гражданско-правовой сфере;
-сформировать представление о законодательной и нормативно-правовой базе РФ и ее субъектов.
Метапредметные:
-научить организовывать социально-правовое сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе правовой культуры;
-научить формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение с опорой на знания в области права.
5.Учебно – тематический план дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Знатоки права»
Предмет «Право»
2 год обучения
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Из них: |
Общее кол-во часов |
Формы аттестации / контроля |
|
Теория |
Практика |
||||
Раздел 1. «Происхождение государства и права» |
|||||
1 |
Происхождение государства и права |
2 |
|
2 |
|
2 |
Развитие права в Европе и Азии |
1 |
1 |
2 |
|
3 |
Развитие права в России в IX-XVIII веках |
1 |
1 |
2 |
|
4 |
Развитие права в России XIX век |
1 |
1 |
2 |
|
5 |
Российское право в начале XX века. |
1 |
1 |
2 |
|
6 |
Советское право в 1917-1936 гг. |
1 |
1 |
2 |
|
7 |
Советское право в 1936-1953гг. |
1 |
1 |
2 |
|
8 |
Сравнительный анализ конституций 1918, 1924, 1936 годов |
|
2 |
2 |
|
9 |
Советское право в 1954-1977гг. |
1 |
1 |
2 |
|
10 |
Конституция 1977 |
2 |
|
2 |
|
11 |
Современное российское право |
|
2 |
2 |
|
12 |
Тестирование по теме «Происхождение государства и права » |
|
2 |
2 |
тест |
Раздел 2 «Вопросы теории государства и права» |
|||||
13 |
Государство и его признаки |
1 |
1 |
2 |
|
14 |
Государство и его формы |
2 |
|
2 |
|
15 |
Правовая норма. |
2 |
|
2 |
|
16 |
Источники права. |
1 |
1 |
2 |
|
17 |
Судебный прецедент |
1 |
1 |
2 |
|
18 |
Понятие и признаки правового государства |
2 |
|
2 |
|
19 |
Верховенство закона. Разделение властей. |
2 |
|
2 |
|
20 |
О российской философии права |
2 |
|
2 |
|
21 |
Тестирование по теме «Вопросы теории государства и права» |
|
2 |
2 |
тест |
Раздел 3 «Конституционное право» |
|||||
22 |
Конституционализм |
2 |
|
2 |
|
23 |
Основы конституционного строя |
|
2 |
2 |
|
24 |
Группы прав по конституции |
|
2 |
2 |
|
25 |
Гражданство РФ |
2 |
|
2 |
|
26 |
Принципы российского гражданства |
1 |
1 |
2 |
|
27 |
Федеративное устройство. История развития |
2 |
|
2 |
|
28 |
Особенности федерации |
|
2 |
2 |
|
29 |
Публично-правовые объединения в РФ |
2 |
|
2 |
|
30 |
Президент РФ. Правовой статус |
2 |
|
2 |
|
31 |
Полномочия президента |
|
2 |
2 |
|
32 |
Тестирование по теме «Конституционное право» |
|
2 |
2 |
тест |
Раздел 4 «Права человека» |
|||||
33 |
Права и свободы человека и гражданина. Международные договоры о правах человека |
2 |
|
2 |
|
34 |
Гражданские права
|
1 |
1 |
2 |
|
35 |
Политические права |
|
2 |
2 |
|
36 |
Экономические права |
|
2 |
2 |
|
37 |
Культурные права |
|
2 |
2 |
|
38 |
Социальные права |
|
2 |
2 |
|
39 |
Экологическое право |
|
2 |
2 |
|
40 |
Проблемы и пути решений |
2 |
|
2 |
|
41 |
Избирательное право. |
2 |
|
2 |
|
42 |
Принципы избирательного права в РФ |
1 |
1 |
2 |
|
43 |
Избирательные системы |
2 |
|
2 |
|
44 |
Избирательный процесс |
2 |
|
2 |
|
45 |
Тестирование по теме «Права человека» |
|
2 |
2 |
тест |
Раздел 5 «Гражданское, налоговое право» |
|||||
46 |
Обязательственное право. Понятие обязательства. |
2 |
|
2 |
|
47 |
Понятие сделки, договора. |
1 |
1 |
2 |
|
48 |
Стороны договора. |
1 |
1 |
2 |
|
49 |
Виды договоров |
1 |
1 |
2 |
|
50 |
Правомочия собственника. |
2 |
|
2 |
|
51 |
Объекты собственника. |
1 |
1 |
2 |
|
52 |
Способы приобретения права собственности. |
1 |
1 |
2 |
|
53 |
Авторское право |
1 |
1 |
2 |
|
54 |
Прекращение права собственности. |
1 |
1 |
2 |
|
55 |
Нематериальные блага, пути их защиты. |
2 |
|
2 |
|
56 |
Причинение и возмещение вреда. |
2 |
|
2 |
|
57 |
Гражданская правоспособность |
2 |
|
2 |
|
58 |
Гражданская дееспособность |
1 |
1 |
2 |
|
59 |
Гражданская деликтоспособность |
1 |
1 |
2 |
|
60 |
Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация |
1 |
1 |
2 |
|
61 |
Налоговое право. Система налогового законодательства. |
2 |
|
2 |
|
62 |
Налоги с физических лиц. Налоговая дееспособность. |
1 |
1 |
2 |
|
63 |
Подоходный налог. Налог на имущество |
2 |
|
2 |
|
64 |
Тестирование по теме «Гражданское, налоговое право» |
|
2 |
2 |
тест |
Раздел 6 «Семейное право» |
|||||
54 |
Брачный договор |
1 |
1 |
2 |
|
66 |
Алименты. Усыновление. |
1 |
1 |
2 |
|
67 |
Опека. Попечительство. |
2 |
|
2 |
|
Раздел 7 «Процессуальное право» |
|||||
68 |
Арбитражный процесс |
2 |
|
2 |
|
69 |
Кассационный суд |
2 |
|
2 |
|
70 |
Арбитражный апелляционный суд |
2 |
|
2 |
|
71 |
Уголовное преследование |
1 |
1 |
2 |
|
72 |
Задержание меры пресечения |
1 |
1 |
2 |
|
73 |
Предварительное расследование |
1 |
1 |
2 |
|
74 |
Итоговое занятие |
|
2 |
2 |
тест |
6. Содержание программы
2 год обучения
Раздел 1. «История и теория государства и права»
Связь и зависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая.
Развитие права в России до 19 века. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская правда. Судебник 1497г. Соборное Уложение 1649г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в 19-начале 20 века. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М.М. Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале 20 века. Манифест 17 октября 1905г. Деятельность государственной думы. Основные государственные законы – конституционные законы России. Советское право 1917-1953г.г. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х г.г. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г. Советское право 1954-91г.г. Критика культа личности. Консервация административно-командной системы управления. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977г. Кризис общества «развитого социализма». Реформа российского права после 1991г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ, Уголовного Кодекса РФ и др.
Раздел 2. «Вопросы теории государства и права»
Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права. Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.
Раздел 3. «Конституционное право»
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его виды и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма. Конституционный кризис начала 90-х г.г. Принятие Конституции РФ и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России. Основы конституционного строя Российской Федерации. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ. Федеративное устройство России. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма. Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешение его от должности. Федеральное собрание Российской Федерации. Парламенты в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания – Совет Федерации и Государственная дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ. Правительство РФ, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ. Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления.
Раздел 4. «Права человека»
Содержание второй главы Конституции РФ. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека. Международные договоры о правах человека. Содержание международного Билля о правах человека. Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу совести. Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через избранных представителей. Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство. Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная
Раздел 5. «Гражданское, налоговое право»
Понятие и источники гражданского права. Гражданский Кодекс РФ, его содержание и особенности. Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров. Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Прекращение права собственности. Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограничено дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация. Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий. Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда. Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые организации. Аудит. Налоги с физических лиц. Налоговая дееспособность. Подоходный налог. Налог на имущество. Декларация о доходах. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Административная и уголовная ответственность.
Раздел 6. «Семейное право»
Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения.
Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака. Права и обязанности супругов.
Брачный договор. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака.
Права и обязанности родителей и детей. Лишение, ограничение, восстановление родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека. Попечительство.
Раздел 7. «Процессуальное право»
Гражданское процессуальное право. Арбитражный процесс, кассационный суд, арбитражный апелляционный суд. Уголовное преследование, задержание меры пресечения, предварительное расследование, судебные разбирательства, судебное следствие, суд присяжных заседателей. Конституционное судопроизводство, конституционный суд.
7. Планируемые результаты
2 год обучения
Личностные:
- воспитать уважение к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
-развить способности ценить свободу в тесной связи с ответственностью перед обществом;
-сформировать уважение к культурному наследию, языку и самобытности своей страны;
-сформировать способности к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности за свои действия.
Предметные:
-сформировать внутреннюю убежденность в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества;
-развить способность к сотрудничеству, согласованности между индивидуальными и коллективными ценностями; формирование умения ненасильственного урегулирования конфликтов.
Метапредметные:
-научить самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в образовательной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-научить, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-научить основам самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанной деятельности.
8. Зачётные требования
Фонд оценочных средств текущего контроля по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Знатоки права»
Текущий контроль
1 год обучения
Форма контроля |
Уровень освоение материала |
Зачетные требования |
Тест |
Достаточный |
Минимальный уровень мотивации деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); удовлетворения потребностей в творческом самовыражении, свободном общении учащихся. |
Средний |
Средний уровень мотивации деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); удовлетворения потребностей в творческом самовыражении, свободном общении учащихся. |
|
Высокий |
Максимальный уровень мотивации деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); удовлетворения потребностей в творческом самовыражении, свободном общении учащихся. |
Фонд оценочных средств итогового контроля по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Знатоки права»
Промежуточная аттестация
1 год обучения
Форма контроля |
Уровень освоение материала |
Зачетные требования |
Тест |
Достаточный |
Минимальный уровень мотивации деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); удовлетворения потребностей в творческом самовыражении, свободном общении учащихся. |
Средний |
Средний уровень мотивации деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); удовлетворения потребностей в творческом самовыражении, свободном общении учащихся. |
|
Высокий |
Максимальный уровень мотивации деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); удовлетворения потребностей в творческом самовыражении, свободном общении учащихся. |
Фонд оценочных средств текущего контроля по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Знатоки права»
Текущий контроль
2 год обучения
Форма контроля |
Уровень освоение материала |
Зачетные требования |
Тест |
Достаточный |
Минимальный уровень мотивации деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); удовлетворения потребностей в творческом самовыражении, свободном общении учащихся. |
Средний |
Средний уровень мотивации деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); удовлетворения потребностей в творческом самовыражении, свободном общении учащихся. |
|
Высокий |
Максимальный уровень мотивации деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); удовлетворения потребностей в творческом самовыражении, свободном общении учащихся. |
Фонд оценочных средств итогового контроля по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Знатоки права»
Промежуточная аттестация
2 год обучения
Форма контроля |
Уровень освоение материала |
Зачетные требования |
Тест |
Достаточный |
Минимальный уровень мотивации деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); удовлетворения потребностей в творческом самовыражении, свободном общении учащихся. |
Средний |
Средний уровень мотивации деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); удовлетворения потребностей в творческом самовыражении, свободном общении учащихся. |
|
Высокий |
Максимальный уровень мотивации деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); удовлетворения потребностей в творческом самовыражении, свободном общении учащихся. |
Фонд оценочных средств итогового контроля по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Знатоки права»
Итоговая аттестация
Форма контроля |
Уровень освоение материала |
Зачетные требования |
Тест |
Достаточный |
Минимальный уровень мотивации деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); удовлетворения потребностей в творческом самовыражении, свободном общении учащихся. |
Средний |
Средний уровень мотивации деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); удовлетворения потребностей в творческом самовыражении, свободном общении учащихся. |
|
Высокий |
Максимальный уровень мотивации деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); удовлетворения потребностей в творческом самовыражении, свободном общении учащихся. |
9. Организационно – педагогические условия реализации Программы
9.1. Учебно-методический комплекс дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Знатоки права»
|
Структура учебно-методического комплекса |
Содержание структурных компонентов |
1 |
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса |
Приложение 1 |
2 |
Формы аттестации |
тест |
3 |
Оценочные материалы |
диагностическая карта (приложение 2) |
4 |
Методические материалы |
формы обучения – очная методы обучения – словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный. методы воспитания – убеждение, поощрение, упражнение, мотивация и др.; формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая; формы организации учебного занятия – беседа, встреча с интересными людьми, конкурс, лекция, мастер-класс, практическое занятие. педагогические технологии –технология группового обучения, технология модульного обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, здоровьесберегающая технология. |
5 |
Список литературы |
Основная литература: 1. Болотина Т.В., Миков П.В. Права человека: Программа курса.М.: ООО «ТИД» Русское слово – РС», 2007 2. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Смирнов В., Суслов А.Б. Права человека , 10 класс, М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007 3. Ю.А.Кожин Практикум по праву к учебнику Е.А.Певцовой «Право. Основы правовой культуры» - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007 4. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ. 5. Боголюбов Л.Н. Право. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. - М: Просвещение, 2014 6. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2013. 7. Никитин А.Ф. Право. 10-11 класс Базовый уровень – М.; Дрофа, 2014 8. Мустафина М.Ф. Правоведение : элективные курсы 9.Гражданско-правова ответственность несовершеннолетних, Певцова Е.А., д.п.н., профессор, АПКиППРО, http://www.apkpro.ru/doc/ver176/02.pdf 10. Проект концепции преподавания обществознания в Российской Федерации,www.iro38.ru/index.php/qobsuzhdaem-konczepczii-q/doc_download/3332-.html
Дополнительная литература: 1. Спасская В.В. , С.И. Володина, Е.А. Певцова Программа по курсу права для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов. Сборник Российский Фонд Правовых Реформ. Проект «Правовое образование в школе» Серия «Начала права». Серия «Основы правовых знаний». – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания. 2. Сборник образцов гражданско-правовых документов. – М.: 2007 3. Стратегия государственной молодежной политики РФ. М., 2006.
|
Приложение 1
к учебно-методическому комплексу
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе
«Знатоки права»
№ п/п |
Наименование основного оборудования
|
Кол-во единиц |
I. Печатные пособия |
||
1 |
схемы |
10 |
2 |
карточки |
10 |
II. Технические средства обучения |
||
3 |
экран настенный |
1 |
4 |
мультимедиа проектор |
1 |
5 |
персональный компьютер (рабочее место педагога) |
1 |
Информационно-коммуникационные средства (программные средства) |
||
6 |
операционная система |
1 |
7 |
антивирусная программа |
1 |
8 |
программа-архиватор 7-Zip |
1 |
9 |
программа для записи CD и DVD дисков |
1 |
III. Мебель |
||
10 |
стол |
1 |
11 |
компьютерный стол |
1 |
12 |
стулья |
15 |
Скачано с www.znanio.ru
[1] [2] - Проект концепции преподавания обществознания в Российской Федерации. www.iro38.ru/index.php/qobsuzhdaem-konczepczii-q/doc_download/3332-.html
[2] [3] - Проект концепции преподавания обществознания в Российской Федерации. www.iro38.ru/index.php/qobsuzhdaem-konczepczii-q/doc_download/3332-.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.