Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Заводоуковского городского округа
«Бигилинская средняя общеобразовательная школа имени первого директора,
отличника народного образования СССР А.П.Горохова»
(МАОУ «Бигилинская СОШ»)
Рассмотрена на педагогическом совете
от «18» января 2016 г.
Протокол №01
Согласована с
Управляющим советом
Протокол № 04
от «12» января 2016 г.
УТВЕРЖДЕНА
Директор школы _________/Л.М. Погудина/
«______» _________2016 г.
ПРОГРАММА
ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ
ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
«ПО ДОРОГЕ К ЗВЕЗДАМ»
(комплексная, краткосрочная)
для детей в возрасте 6-16 лет
рассчитана на 2 смены
Составитель: Е.В. Дудырина, заместитель директора по воспитательной работе
Бигила - 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1 |
Паспорт программы (информационная карта) |
3 |
2 |
Перечень организаторов программы |
6 |
3 |
Обоснование программы, актуальность |
7 |
4 |
Цель и задачи программы |
9 |
5 |
Участники программы |
10 |
6 |
Этапы реализации программы |
11 |
7 |
Сроки действия программы |
13 |
8 |
Основное содержание программы |
14 |
9 |
Механизмы реализации программы |
21 |
10 |
Условия реализации программы |
23 |
11 |
Факторы риска и меры их профилактики |
29 |
12 |
Ожидаемые результаты и критерии их оценки |
30 |
13 |
Система контроля реализации программы |
32 |
14 |
Мониторинг воспитательного процесса |
34 |
15 |
Список литературы |
35 |
16 |
Приложение |
|
16.1 Методика «Эмоциональная цветопись» А.Н. Лутошкиной |
36 |
|
16.2 Методика изучения социализированности личности учащегося М.И. Рожкова |
37 |
|
16.3 Диагностика воспитательного процесса |
39 |
1. |
Полное название программы |
Комплексная краткосрочная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «По дороге к звездам» |
|
2. |
Цель и задачи программы |
Цель: Создание оптимально благоприятных условий для отдыха и оздоровления детей, вовлечение их в творческую, интеллектуальную, социально – педагогическую деятельность с формированием активной жизненной позиции и личностных качеств, способствующих наиболее полноценному существованию в современном обществе. воспитания лучших черт гражданина, толерантности. Задачи: 1. формировать потребности в ведении здорового и безопасного образа жизни; 2. развивать коммуникативные способности и учить эффективно взаимодействовать с другими людьми;
5. вовлечь в интересную и общественно-полезную деятельность; 6. профилактика безнадзорности и правонарушений среди учащихся в каникулярный период |
|
3. |
Нормативно-правовое обеспечение |
1. Закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании»; 2. Федеральный Закон от 24.07.1998 г. №124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; 3. Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688 «Об учреждении порядка проведении смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»; 4. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189; 5. «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» СанПиН 2.4.4.2599-10, утвержденные Постановлением Главного врача РФ от 19.04.2010 г. №25; 6. Постановлением Правительства Тюменской области от 07.06.2010 г. №160-п «Об утверждении положения об организации в Тюменской области детских оздоровительных лагерей с дневным пребыванием (в ред. постановления Правительства Тюменской области от 13.08.2010 г. №227-п)»; 7. Распоряжение Правительства Тюменской области от 25.01.2016 г. № 46-рп «Об организации детской оздоровительной кампании в Тюменской области в 2016 году» |
|
4. |
Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников) |
Учащиеся МАОУ «Бигилинская СОШ» (из населённых пунктов с. Бигила, п. Мичуринский, д. Яковлево, д. Дронова) в возрасте от 6 до 16 лет, в количестве 73 человека (14 КЦСОН): 1 смена — 57 человек; 2 смена — 30 человек |
|
5. |
Сроки реализации программы |
1 смена (21 календарный день) 01.06.2015 г. - 22.06.2015 г. 2 смена (21 календарный день) 27.06.2015 г. - 15.07.2015 г. |
|
6. |
Направления деятельности, направленность программы |
Основные направления: - физкультурно-оздоровительное; - интеллектуально-творческое; - нравственно-патриотическое; - профилактическое; - эколого-краеведческое. |
|
7. |
Краткое содержание программы |
Программа «По дороге к звездам» по своей направленности является комплексной, она включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря, запланирована в две смены 1 смена - «Звездный городок» 2 смена - «Шанс» - это форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными и социально активными детьми. Выбор сюжета обоснован тем, что 2016 году весь мир отмечает 55-летие первого полета человека в космос - гражданина нашей страны Юрия Алексеевича Гагарина. Каждый экипаж создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, каждый экипаж работает над свои социальным проектом, выпускает бортовой журнал, где отражает жизнь экипажа. В конце смены пройдет конкурс бортовых журналов и защита проекта. Смены разноплановы и разнообразны, участники смен разных возрастных категорий и интересов, но жить они будут одной идеей: «Сделай лучше, узнай больше, живи ярче!» |
|
8. |
Ожидаемый результат
|
- общее оздоровление детей и подростков приобретение ими положительных эмоций; - формирование у подростков способности к поиску эффективных средств организации и коллективной деятельности; - вовлечение подростков в общественно-полезную деятельность; - развитие коммуникативных навыков, умение защитить проект; - изменение уровня организаторских навыков, умений, изменение активности подростков; - формирование навыков партнерского сотрудничества со сверстниками и взрослыми в решении проблемных ситуаций; - самореализация, саморазвитие и самосовершенствование детей и подростков в процессе участия в жизни лагеря; - снижение риска асоциальных явлений, профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних. |
|
9. |
Название организации. Автор программы |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа «Бигилинская средняя общеобразовательная школа имени первого директора, отличника народного образования СССР А.П. Горохова» (МАОУ «Бигилинская СОШ») Автор: Дудырина Елена Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе |
|
10. |
Почтовый адрес организации, авторов программы |
627103 Тюменская область, Заводоуковский район, с. Бигила, ул. Школьная, д. 20 |
|
11. |
Ф.И.О. Руководителя организации |
Погудина Лариса Михайловна, директор |
|
12. |
Телефон, факс с указанием кода населенного пункта, электронный адрес организации, авторов |
Телефоны: - 8 (34542) 35-1-26 - 8 (34542) 35-2-39 - 8 (34542) 35-1-06 факс — 8 (34542) 35-1-95 E-mail: bigschool72@yandex.ru |
|
13. |
Имеющийся опыт реализации проекта |
Учитывая опыт прошлого года, можно с уверенностью сказать, что программа летней оздоровительной площадки, построенная в форме игры, дает положительные результаты. Ребята, посещавшие летний лагерь в прошлом году стали более коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои скрытые таланты, стали активнее в школьной жизни. В этом году предполагается, что Программа «По дороге к звездам» закрепит результаты прошлого года, и даст толчок к развитию новых творческих способностей. |
|
14. |
Дата создания программы |
Февраль, 2016 г. |
|
15. |
Финансовое обеспечение |
Расходы на продукты питания: (стоимость одного набора продуктов питания — 196,76 руб.) 1 смена — 2951,40 руб. 2 смена — 2951,40 руб.
|
|
Перечень организаторов программы
1. Комитет образования Заводоуковского городского округа;
2. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа «Бигилинская средняя общеобразовательная школа имени первого директора, отличника народного образования А.П. Горохова»;
3. Администрация Заводоуковского городского округа;
4. АУ МО ЗГО «Комплексный центр социального обслуживания населения»;
5. Учреждения системы профилактики (ГИБДД, ОГПС, Детская поликлиника, Центр здоровья);
6. АУ МО ЗГО «ЦРТиЮ» «Юный техник»;
7. АУ МО ЗГО «Молодежный центр»;
8. ДК «Ритм»;
9. МУК «Заводоуковский краеведческий музей»;
10. АУК МО ЗГО «Заводоуковский библиотечный центр»;
11. АУК МО ЗГО «РЦКЦ» «Бигилинский ДК».
Обоснование программы, актуальность
Лагерь – это место, где каждый ребенок
может состояться как уникальная личность…
Лагерь – это большая, умная Игра,
которая помогает детям радоваться жизни,
праздновать жизнь практически ежечасно.
С.А. Шмаков
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные лагеря.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх, реализации. проектно-исследовательской деятельности. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.
В образовательном учреждении летний оздоровительный лагерь организуется на протяжении многих лет. Ежегодно в нем отдыхает около 136 человек от 6 до 16 лет. Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря работает педагогический коллектив совместно с работниками учреждений дополнительного образования, ГИБДД, учреждениями микросоциума.
В целях создания условий для полноценного отдыха, укрепления здоровья, творческого развития и занятости учащихся общеобразовательных организаций Заводоуковского городского округа в период летних каникул 2015 г. была разработана комплексная краткосрочная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Федерация сказки», включающая мероприятия, посвященные Году литературы, 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945 гг., 55-летию Заводоуковского района и 50-летию г. Заводоуковска.
Участники смен попали в эпоху Древней Руси и стали героями сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок». Вместе с Иванушкой и верным Коньком — Горбунком совершали путешествия.
В лагере были созданы условия, обеспечивающие полноценный отдых детей с целью укрепления здоровья и творческого потенциала (культурно-развлекательные, настольные, интеллектуальные игры, рисование, лепка из пластилина, реализации интереса детей к приключениям). В лагере работали спортивная секция, мастерские «Дворянские таланты». Регулярно проводились выставки детских работ «Чудеса рукодельные», «Волшебная кисточка», «Мои любимые сказки», «Моя Родина».
Среди массовых мероприятий, проведённых в лагере, дети отметили спортивное мероприятие «Эх, раззудись плечо!», музыкальный праздник «Под крышей дома моего...», танцевальный марафон «Скоморошьи потехи», интеллектуальную программу «Умники и умницы».
Много внимания уделялось вопросам безопасности жизнедеятельности детей. Была организована работа по профилактике правонарушений, детского дорожно–транспортного травматизма, противопожарной безопасности, безопасности на водоёмах.
Учитывая опыт прежних лет, можно с уверенностью сказать, что деятельность летнего лагеря с дневным пребыванием детей, построенная в форме игры-путешествия, даёт положительные результаты. Многие ребята, посещавшие летний лагерь стали более коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои скрытые таланты. Желающих, посещать лагерь много, что говорит о том, что работа ведётся в правильном направлении. По результатам анкетирования можно также сделать вывод, что большее удовлетворений от жизни в лагере получают ребята, которые сами принимают участие в массовых мероприятиях, а не являются сторонними наблюдателями. Исходя из анализа работы прошлых лет, считаем необходимым продолжить работу в данном направлении, и в летний период 2016 года реализовать игровую программу «По дорогам к звездам»
Наш лагерь имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.
Цель и задачи программы
Цель программы: создание оптимально благоприятных условий для отдыха и оздоровления детей, вовлечение их в творческую, интеллектуальную, социально – педагогическую деятельность с формированием активной жизненной позиции и личностных качеств, способствующих наиболее полноценному существованию в современном обществе. воспитания лучших черт гражданина, толерантности.
Задачи программы:
Участники программы
Участниками программы являются учащиеся школы в возрасте от 6 — 16 лет в количестве: 87 человек
При комплектовании особое внимание уделяется детям социально-незащищенных категорий:
- многодетные семьи;
- неполные семьи;
- малоимущие;
- опекаемые;
- дети с ограниченными физическими возможностями (инвалиды);
- дети, состоящие на различных профилактических учетах (ВШУ, ОДН, КДН, едином областном банке данных «группы особого внимания»).
Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах.
Этапы реализации программы
Реализация программы подразумевает наличие определенных этапов, каждый из которых несет на себе логическую, содержательную и организационную нагрузку.
1. Подготовительный этап включает:
- подбор кадров;
- подбор методического материала по теме смены;
- оформление помещений;
- обучение педагогов и воспитателей формам и методам работы с детьми и подростками;
- формирование пакета психолого-педагогических диагностик и анкет для детей;
- комплектование отрядов (экипажей);
- разработка документации.
2. Организационный этап включает:
- установление внешних связей с социальными учреждениями, учреждениями культуры;
- привлечение дополнительных средств.
3. Основной этап включает:
- непосредственная практическая реализация программы «По дорогам к звездам»;
- организация первичной диагностики уровня индивидуального здоровья детей;
- проведение анкетирования и тестирования детей с целью определения их психического состояния и уровня и тревожности;
- организация в каждом отряде (экипаже) организационных сборов, коммуникативных сюжетно - ролевых игр, КТД, социальных проектов, экскурсий;
- ознакомление с комплексом предоставляемых услуг системы дополнительного образования детей и подростков;
- открытие смены;
- организация работы кружков по интересам (планет);
- ежедневное наблюдение за состоянием детей со стороны педагогов, педагога — психолога, медицинского работника (по согласованию).
4. Заключительный этап включает:
- подведение итогов работы органов детского самоуправления по параллелям, актива смены;
- награждение наиболее активных, талантливых участников смены и вручение им благодарственных писем;
- демонстрация «бортовых журналов»;
- экипажи завершают космическое путешествие на планете «Прощание», на которой подводятся итоги смены, определяется экипаж — лидер, осуществляется мечта экипажа;
- итоговое анкетирование и психологическое тестирование, диагностика уровня здоровья детей и подростков, уровня развития социальной активности личности, заполнение карты здоровья.
5. Постлагерный этап включает:
- анализ данных психолого-педагогических диагностик;
- определение результативности проведения смены по разработанным критериям и показателям;
- проведение педагогического совета;
- анализ качества продуктов социально-творческой деятельности;
- обобщение передового педагогического опыта;
- анализ соотношения затрат с социально-педагогическим эффектом;
- разработка новых рекомендаций для педагогов и воспитателей.
Сроки действия программы
1 смена (21 календарный день) 01.06.2015 г. - 22.06.2015 г.
2 смена (21 календарный день) 27.06.2015 г. - 15.07.2015 г.
Основное содержание программы
Основное содержание подпрограммы заложено в тематические блоки, которые создают единую системообразующую деятельность и гармонизирующую среду успеха.
Реализация целей и задач смены осуществляется в виде сюжетно - ролевой игры. Весь лагерь – «Звёздный городок». В нём сформированы отряды - экипажи, которые придумывают свои названия, девиз, логотип. Каждый экипаж планирует свою работу с учетом общего плана, на протяжении всей смены ведет свой бортовой журнал. Центром всего является космический корабль.
Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационных стендах «Дорога к звёздам», «Космоновости», «Звездолёт», «Звездопад желаний». Путешествуя в космическом пространстве, космонавты (дети) открывают каждый день новую, неизведанную ранее планету. Экипаж космонавтов первым открывший планету (победивший в общелагерном деле), устанавливает на звезде свой символический флажок и красочно оформляет звезду в зависимости от темы дня на стенде «Звездолёт». Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной командой. Рядом со звездным небом (вселенной) планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди путешествия, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня стенд «Дорога к звёздам». Интересную, познавательную информацию дети могут узнать, прочитав интересные статьи на стенде «Космоновости». Каждый отряд оформляет свой отрядный уголок и бортжурнал. В конце смены каждый ребёнок напишет пожелания на следующий год на звезде стенда «Звездопад желаний».
Конечно, за долгие 15 дней наш космический корабль «Звездолёт» может столкнуться с различными неожиданностями. Это могут быть и космические пираты, и НЛО, и метеоритные дожди, и солнечные затмения. Каждый член космического корабля от капитана до космонавта должен соблюдать Законы и Заповеди.
Законы
- Закон точного времени.
Время дорого у нас, берегите каждый час.
Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.
Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.
- Закон доброты.
Будь добр к окружающим, и люди к тебе потянутся.
- Закон порядочности.
Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее.
- Закон дружбы.
Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
Нет друга - ищи, а нашел - береги.
Взаимное доверие - основа дружбы.
- Закон безопасности.
Сначала подумай, потом действуй.
- Закон взаимовыручки.
Если хочешь, чтобы помогали тебе, сам протяни руку помощи тем, кто в ней нуждается.
Заповеди:
Экипаж – одна семья.
Один за всех и все за одного.
Порядок, прежде всего
Каждое дело вместе
Все делай творчески, а иначе зачем?
Даже если трудно, доведи дело до конца.
Чистота – залог здоровья.
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.
Словарик:
Звёздный городок – лагерь
Космический корабль – отряд
Экипаж – все дети отряда
Командир корабля – командир отряда
Штурман – вожатый
Бортинженер – воспитатель
Главный диспетчер– начальник лагеря
НЛО- библиотека
Основные принципы программы:
- Принцип гуманизации образования – в основу всего процесса ставится развитие личности, учет развития способностей каждого ребенка, формирование на этой основе индивидуального педагогического сопровождения воспитанников, стимулирования, коррекции и развития их особенностей;
- Принцип индивидуализации и дифференциации воспитания, предполагающий учет особенностей, интересов и потребностей конкретного ребенка и групп детей, и подростков;
- Принцип научности, предполагающий использование новейших достижений педагогики и психологии для обеспечения наибольшей эффективности реализации проектно-исследовательской деятельности;
- Принцип природосообразности и культуросообразности, как основа для разнообразной досуговой деятельности, в соответствии с возрастом, потребностями, способностями личности и окружающей ее природной среды;
- Принцип игры, реализуемый посредством включения участников смены в ролевые игры;
- Принцип творческого начала в воспитании, предполагающий создание условий для активной самореализации детей в коллективной творческой деятельности;
- Принцип свободы самовыражения, который предполагает, что окончательный выбор способов и видов деятельности должен оставаться за личностью;
- Принцип социально – педагогической компетентности кадров, предполагающий, необходимый уровень психолого – педагогической и методической подготовленности работников к решению определенного круга социально – педагогических проблем и постоянное его повышение;
- Принцип безопасности жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства.
Система самоуправления в лагере
Развитию детского самоуправления в летнюю лагерную смену будет способствовать:
1. Применение различных технологий
2. Мотивация детей к познанию и творчеству.
3. Учет возрастных особенностей.
4. Организация ролевого взаимодействия.
5. Насыщение жизни детей необходимой долей романтики и событийности.
6. Создание привлекательности системы стимулирования личностного и коллективного роста: применение системы должностей и званий.
7. Права и обязанности членов выборных органов детского самоуправления.
- Большой совет (общий сбор) является высшим органом самоуправления. Собирается для принятия общих законов, обмена информацией, для общения, проведения и подведения итогов коллективно-творческих дел.
- Командир «Космического путешествия» наделен полномочиями отдавать приказы сбора лагеря на все КТД, назначать дежурных в столовую, собирать отряды на утренний и вечерний сборы и т.п.
- Совет капитанов – состоит из капитанов экипажей, активных участников смены и собирается в конце каждого прожитого дня для подведения итогов.
- Капитаны экипажей – выбранные детские лидеры в отрядах.
- Центр дисциплины и порядка – следит за порядком в игровых и спальных комнатах, а также за дисциплиной в отряде
- Космические репортеры – освещают ежедневные (галактические)события новости отряда, лагеря.
Основные принципы работы органов самоуправления:
- открытость и доступность (самоуправление открыто для всех членов отряда и доступно им);
- добровольность и творчество (экипажам предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей);
- сотрудничество (отношения строятся на основе сотрудничества и партнерства).
Направления реализации программы
Достижение цели и поставленных задач осуществляется путем комплексного подхода к оздоровлению, воспитанию и развитию личности участников программы смены «По дороге к звездам», с учетом следующих направлений деятельности.
1. Физкультурно - оздоровительное — Планета «Спорт и здоровье»
Задачи:
- Активная и широкая пропаганда здорового образа жизни;
- Развитие физических способностей детей через активную спортивную жизнь в лагере;
- Обучение приемам и методам оздоровления организма;
- Обеспечение качественным сбалансированным питанием учащихся.
Физкультурно-оздоровительное направление является одним из приоритетных направлений деятельности детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием, так как на сегодняшний день для родителей, врачей и педагогов проблема здоровья детей и подростков является актуальной и стоит на контроле в правительстве РФ и правительстве Тюменской области. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемом помещении. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день. Большое место уделяется пропаганде правильного питания и формированию навыков здорового образа жизни. С этой целью продолжает реализовываться программа «Здоровье». Обязательно проводятся оздоровительные процедуры: закаливание, воздушные ванны, солнечные ванны. Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий по направлениям:
- физическая культура;
- игровые виды спорта;
- настольные игры;
- спортивные секции
2. Интеллектуально - творческое — Планета «Талант»
Задачи:
- Развитие творческих, способностей через КПД и индивидуальную деятельность.
- Развитие интеллектуальных способностей детей.
- Создание взаимоотношений между взрослыми и детьми в стиле совместной равноправной, взаиморазвивающей, творческой, интеллектуальной деятельности
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Поэтому интеллектуальная работа направлена на расширение кругозора, развитие интеллекта воспитанников и их познавательной деятельности, развитие мышления, памяти, внимания, формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании.
Данное направление создает условия для детского творчества, содействует формированию всесторонне развитой личности с учетом индивидуальных, психологических, физиологических особенностей через участие:
- в инопланетных мастерских;
- в психологическом клубе.
3. Нравственно - патриотическое — Планета «Патриот»
Задачи:
- Поддержание у детей интереса к родному краю, своей стране;
- Воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране;
- Воспитание в детях доброты, человечности, милосердия;
- формирование социально - активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, своей малой Родине.
Важная предпосылка эффективности гражданско-патриотического воспитания детей - своевременное приобщение их к традициям, родившимся в школе, стране и нацеленным на подготовку патриотов. Методы и приемы работы воспитателей в лагере, прежде всего, направлены на включение детей в успешную и осознанную деятельность, на развитие их творчества, умение работать в коллективе, с коллективом, на индивидуализацию социальных требований через диалогические формы занятий.
4. Профилактическое — Планета «Закон и порядок»
Задачи:
- Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка и соблюдения правил дорожного движения.
- Обеспечение защиты прав несовершеннолетних.
- Организация досуга и отдыха детей и подростков в каникулярное время.
- Сокращение числа учащихся, совершивших правонарушения в летнее время.
Содержание деятельности:
- Организация бесед инспектора ПДН по вопросам безопасности;
- Конкурсная программа «Уважай светофор»;
- Конкурс рисунков по ПДД;
- Индивидуальные беседы инспектора ПДН, педагога — психолога с учащимися «группы риска»
5. Эколого-краеведческое — Планета «Зеленая»
Задачи:
- Поддержание интереса к окружающему нас миру, природе;
- Формирование у учащихся правильного общения с природой, готовности защищать её;
- Поддержание вокруг школы экологически благоприятной, «зелёной зоны».
Эколого-краеведческое направление - деятельность, направленная на нравственно - экологическое воспитание детей, включающее в себя формирование определённых знаний об окружающем мире, взаимосвязи человека и природы, умений и навыков взаимодействия с природой, экологические акции, изучение природы своего края, проведение познавательных игр, викторин и конкурсов.
Примерная план — сетка
День |
Тема |
Мероприятия |
1
|
Космодром
|
- Открытие лагеря праздничный концерт «Здравствуй, лето»; - «Космостарты» (спортивно-оздоровительный час) - Инструктаж по ТБ; - Операция «УЮТ»; - Оформление отрядных уголков, выбор названия экипажа, девиза, отрядной песни, логотипа; - индивидуальная профилактическая работа; - Выбор темы для создания проекта; - Оформление бортового журнала; - Работа инопланетных мастерских - Подведение итогов дня |
2
|
Планета «Я»
|
- —Викторина «Астрологический гороскоп»; - «Космостарты» (спортивно-оздоровительный час) — Тесты и тренинги на самопознание; — ОЛД «Наш дом - земля» с презентацией; — индивидуальная профилактическая работа; — Беседа с фельдшером «Осторожно, клещ!» — Работа над проектом — Оформление бортового журнала; — Работа инопланетных мастерских — Подведение итогов дня |
3
|
Солнце
|
— Игра «Все на свете интересно»; - «Космостарты» (спортивно-оздоровительный час) - Презентация «Великая звезда – солнце» - Экскурсия в фермерское хозяйство; - индивидуальная профилактическая работа; — Беседа о правовом воспитании; — Работа над проектом — Просмотр и обсуждение российского кинофильма — Оформление бортового журнала; — Работа инопланетных мастерских — Подведение итогов дня |
4
|
Космическая школа
|
— Урок физкультуры (спортивные игры); — Урок информатики (компьютерные игры); — Урок рисования (рисунок на асфальте); — индивидуальная профилактическая работа; — Поэтические чтения «Созвездие Гагарина»; — Шашечный турнир; — Работа инопланетных мастерских — Подведение итогов дня |
5
|
Луна
|
— Игра «Что? Где? Когда?»; - «Космостарты» (спортивно-оздоровительный час) — ОЛД «Лунный маскарад»; — индивидуальная профилактическая работа - Поездка в Планетарий (школа №2 г. Заводоуковск); - Презентация «Что такое луноход?»; - Работа инопланетных мастерских - Подведение итогов дня |
6
|
Млечный путь
|
— Час настольных игр; - «Космостарты» (спортивно-оздоровительный час) — Беседа о пожарной безопасности; — индивидуальная профилактическая работа; — Конкурс рисунков «Мы любим космос»; — Караоке детских песен. - Беседа о полезных свойствах молока; - Работа над проектом - Оформление бортового журнала; - Работа инопланетных мастерских - Подведение итогов дня |
7
|
Большая медведица
|
— Беседа о личной безопасности; - Игра «Лидер»; — Новые загадки про слова; - Игры на свежем воздухе; - индивидуальная профилактическая работа; - Конкурсная программа «Русский медведь»; - Работа над проектом; - Просмотр и обсуждение российского кинофильма - Оформление бортового журнала; - Работа инопланетных мастерских - Подведение итогов дня |
8 |
Кольцо Астероидов
|
— ОЛД «Праздник Нептуна»; — Конкурс рисунков «Мой любимый уголок»; — Игра «Рыбалка»; - Спортивные соревнования с обручем; - Работа над проектом; - Оформление бортового журнала; - Работа инопланетных мастерских - Подведение итогов дня |
9 |
Комета Смеха
|
— Конкурс на лучший анекдот; - «Космостарты» (спортивно-оздоровительный час); — Игра «Счастливый случай»; — Игра «Вкусные истории»; - Экскурсия; - индивидуальная профилактическая работа; - Презентация «Кометы, астероиды»; - Работа над проектом; - Оформление бортового журнала; - Работа инопланетных мастерских - Подведение итогов дня |
10 |
Планета Памяти
|
— Акция: ветеран живет рядом; - «Космостарты» (спортивно-оздоровительный час); — Возложение цветов; — Экскурсия в музей; - Сообщение «Люди, прославившие российский космос»; - Пионербол, вышибалы; - индивидуальная профилактическая работа; - Трудовой десант. Уход за памятником — обелиском; - Работа над проектом; - Оформление бортового журнала; - Работа инопланетных мастерских - Подведение итогов дня |
11 |
Созвездие Орион
|
— Викторина «Что растет на грядке»; — Игра «Ткачиха»; — Конкурс «Самые торчащие ушки»; - «Космостарты» (спортивно-оздоровительный час); - индивидуальная профилактическая работа; — Операция «Путешествие по книжным полкам»; - Медиа-лекторий «Первые покорители космоса!»; - Работа над проектом; - Оформление бортового журнала; - Работа инопланетных мастерских - Подведение итогов дня |
12 |
Планета Здоровье
|
— Спортивные соревнования «Игры доброй воли»; — Игры с обручем; — Беседа: «Личные вопросы гигиены и здоровый образ жизни»; — Презентация «Таких не берут в космонавты»; — индивидуальная профилактическая работа; — Летние забавы; — Просмотр и обсуждение российского кинофильма — Работа над проектом; — Оформление бортового журнала; — Работа инопланетных мастерских — Подведение итогов дня |
13 |
Метеорит Нептуна
|
— Конкурс сочинений «Космические путешествия»; — Футбол; — Выставка рекордов природы; — индивидуальная профилактическая работа; - Игры на свежем воздухе; - Работа над проектом; - Оформление бортового журнала; - Работа инопланетных мастерских - Подведение итогов дня |
14 |
Созвездие Гагарина |
- Презентация «Знаете каким он парнем был…» — Игра «Поле чудес»; - «Космостарты» (спортивно-оздоровительный час) — Конкурс «Ромашка» — ЛЭП (Любите эти песни). «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…» — индивидуальная профилактическая работа; — Работа над проектом — Оформление бортового журнала — Подведение итогов дня |
15 |
Планета расставаний |
- Закрытие лагеря. - Конкурс рисунков «Лето, ах, лето!» - «Космостарты» (спортивно-оздоровительный час) - Викторина «Российский космос»; - Анкетирование детей; - Отчетный концерт, защита проектов Подведение итогов дня |
Механизмы реализации программы
Созданная в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей система повышения профессионального мастерства позволяет грамотно подходить к вопросам воспитания, развития и оздоровления личности ребенка. Учет возрастных особенностей, знание об индивидуальном уровне физического и психического развития, анализ интересов и потребностей детей позволяет грамотно отобрать и использовать в практической деятельности педагогические приемы, способствующие самосознанию и самоопределению детей и подростков:
- методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю отдыхающих (беседа, диспут, убеждение и т. п.);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, поручение, создание воспитывающей ситуации, общественное мнение);
- методы регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, оценка);
- методы формирования сознания личности (идеалы, убеждения, моральные принципы и ценности).
Для организации более эффективной работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей разработан и утвержден режим дня, памятки и методический инструментарий вожатому, руководителю смены, медицинскому работнику и т. д.
Дети и подростки, определяются по отрядам (экипажам), сформированным согласно возрастным особенностям.
За каждым отрядом (экипажем) закреплены воспитатели, вожатые.
Реализация программы осуществляется под руководством Координационного совета (совет), в который входят: руководитель комплексной краткосрочной программы «По дорогам к звездам», педагог — психолог, медицинский работник (по согласованию). Центр (совет) находится в непосредственном подчинении заместителя директора по воспитательной работе школы.
Для реализации программы «По дорогам к звездам» существует необходимое материально-техническое и кадровое обеспечение.
Педагогическое кредо коллектива
- «Уважать личность ребёнка». Создание благоприятной психологической атмосферы для каждого ребёнка
- «Работа на творческий процесс и конкретный результат» - это принцип, в результате которого дети от пассивных поглотителей информации становятся творцами, созидателями.
- «Принцип открытых дверей». Все службы лагеря, доступны ребёнку (мастерские, спортплощадка, библиотека, штаб руководства).
- «У каждого своего дела, а вместе мы команда». Каждый в лагере занят своим делом, у каждых своих интересов и у каждого ответственность за общий результат.
Режим дня
Организация работы детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием осуществляется в режиме пребывания: с 8.30 до 18.00 часов, с обязательной организацией дневного сна детей в возрасте до 10 лет. Организуется 3-х разовое питание (завтрак, обед, полдник). Рекомендуется организация дневного сна и для других возрастных групп детей и подростков.
08.30 – 08.45 – Сбор космонавтов. (прием детей)
08.45 – 09.00 – Утренняя зарядка «Встреча с гуманоидом», подъем флага РФ
09.00 – 09.15 – Сбор экипажей корабля (организационная линейка, просмотр видеоролика «»).
09.15 - 10.00 – Завтрак землянина.
10.00 – 11.00 – «Космостарты» (спортивно-оздоровительный час).
11.00 – 11.30 – «Предстартовые хлопоты» (внутрикомандное дело).
11.30 – 13.00 – «Экипаж - одна семья» (общелагерное дело).
13.00– 14.00 – Обед марсианина.
14.00-14.30 — Подготовка ко сну.
14.30– 15.30 – Тихий час в «Звездном городке».
15.30-16.00 – Работа инопланетных мастерских
16.00 – 16.30 –Полдник марсианина
16:30 – 18:00 – Работа в центре подготовки космонавтов
18:00 – Перелет на планету «Дом».
Режим работы инопланетных мастерских
День недели |
Время |
Название инопланетной мастерской |
Понедельник |
15.30-16.00 |
«Олимпийцы» |
Вторник |
15.30-16.00 |
«Ритмика» |
Среда |
15.30-16.00 |
«Патриот» |
Четверг |
15.30-16.00 |
«Интеллектуалы» |
Пятница |
15.30-16.00 |
«Разноцветные нотки» |
Условия реализации программы
Научно-методическое обеспечение:
1) методическая копилка классных руководителей;
2) методическая литература школьной, районной библиотек;
3) интернет — ресурсы
Мотивационное обеспечение:
Создание условий для оздоровления, активного отдыха, развития учащихся. Проводимые мероприятия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей предусматривают вовлечение в различные виды деятельности всех детей.
Путешествуя, ребятам предстоит открыть новые планеты, узнать много нового, проявить свои творческие, интеллектуальные способности. По дороге придется преодолеть множество трудностей и препятствий. Программа предусматривает работу тематических дней, которые будут проходить по направлениям деятельности. В конце смены каждому экипажу придется представить свой бортовой журнал, над которым они работали на протяжении всей смены.
В день закрытия смены путешествие заканчивается просмотром фильма о деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «По дороге к звездам».
Система личностного роста
На протяжении всей смены реализуется путешествие, целью которого является формирование и развитие качеств, способствующих личностному росту ребенка.
По условиям путешествия каждый экипаж участвуя в системе жизнедеятельности лагеря, путешествует по планетам. Прибывая на планету любого направления, экипаж корабля (отряд) устанавливает свой символический межпланетный знак, показывая наглядно, когда и сколько раз за смену он изучил любую из пяти планет.
Механизмом оценки получаемых результатов является итоговое присвоение символического космического звания по количеству пребывания на каждой из планет.
Звание самого ЭКОЛОГИЧЕКСОГО ЭКИПАЖА
Звание самого ПАТРИОТИЧЕСКОГО ЭКИПАЖА
Звание самого СПОРТИВНОГО ЭКИПАЖА
Звание самого ТАЛАНТЛИВОГО ЭКИПАЖА
Звание самого ТРУДОЛЮБИВОГО ЭКИПАЖА
В рамках путешествия разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый ребенок может ежедневно получать «звезду» за активное участие в жизни отряда (экипажа) и всего лагеря «Звездного городка».
Для отслеживания результатов разрабатывается «Бортовой журнал», в котором отмечаются достижения ребенка на различных этапах программы.
Механизмом оценки получения личного результата является поощрение ценными подарками по количеству заработанных звезд. Результаты оглашаются на ежедневной итоговой линейке.
Материально-техническое обеспечение:
- автобусы - 2
- спортинвентарь
- спортзал - 1
- спортивная площадка - 2
- игровые комнаты - 3
- библиотека - 1
- компьютерный класс - 1
- музыкальный центр - 1
- телевизор — 1
- мультимедиа с экраном
Питание детей организовано в школьной столовой.
Медицинское обслуживание, по необходимости, осуществляется на базе ФАПАа с. Бигила.
Финансовое обеспечение:
Смета
по реализации программы «По дороге к звездам» летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей МАОУ «Бигилинская СОШ» I смена
№ |
Наименование мероприятия |
Наименование статей расходов |
Количество |
Цена |
Стоимость |
1 |
Открытие лагеря |
Ватман |
15 |
25 |
375 |
Шары воздушные |
50 |
10 |
500 |
||
Цветная бумага для принтера |
4 |
200 |
800 |
||
Гуашь (набор) |
4 |
130 |
520 |
||
Маркер |
10 |
17 |
170 |
||
Ручки гелиевые (набор) |
2 |
65 |
130 |
||
Фломастеры |
4 |
35 |
140 |
||
Блокнот |
35 |
15 |
525 |
||
Ручка шариковая |
15 |
10 |
150 |
||
Фото бумага для принтера |
4 |
300 |
1200 |
||
Бумага для принтера |
2 |
250 |
500 |
||
Итого: 5010 |
|||||
2 |
Кружки по интересам |
Ножницы |
15 |
75 |
1125 |
Клей канцелярский |
20 |
25 |
500 |
||
Картон цветной (набор) |
40 |
35 |
1400 |
||
Краски акварельные |
10 |
35 |
350 |
||
Итого: 3375 |
|||||
3 |
Отрядные дела и мероприятия |
Детская раскраска |
60 |
15 |
900 |
Карандаши цветные (набор) |
20 |
25 |
500 |
||
Пластилин |
16 |
30 |
480 |
||
Карандаш простой |
80 |
5 |
400 |
||
Ластик |
10 |
7 |
70 |
||
Настольные развивающие игры |
20 |
150 |
3000 |
||
Итого: 5350 |
|||||
4 |
Игровая программа «Наш дом – Земля» |
Блокнот детский |
45 |
15 |
675 |
Брелок |
20 |
15 |
300 |
||
Сувенир |
15 |
15 |
225 |
||
Альбом для рисования |
10 |
25 |
250 |
||
Итого: 1450 |
|||||
5 |
Поэтические чтения «Созвездие Гагарина» |
Грамота |
10 |
25 |
250 |
Сувенир |
20 |
25 |
500 |
||
Шар воздушный |
25 |
10 |
250 |
||
Итого: 1000 |
|||||
6 |
Мероприятие «Лунный маскарад» |
Грамота |
10 |
25 |
250 |
Сувенир |
20 |
25 |
250 |
||
Итого: 500 |
|||||
7 |
Конкурсная программа «Русский медведь» |
Сувенир |
30 |
25 |
750 |
Блокнот |
10 |
15 |
150 |
||
Итого: 900 |
|||||
8 |
Выездные мероприятия |
Игровая программа ДК «Ритм» |
35 |
40 |
1400 |
Конкурсная программа в Центральной библиотеке |
35 |
40 |
1400 |
||
Конкурсная программа в краеведческом музее |
35 |
20 |
700 |
||
Игровая программа в сельской библиотеке |
57 |
10 |
570 |
||
Посещение Планетария МАОУ «Школа №2» |
30 |
50 |
1500 |
||
Итого: 5570 |
|||||
9 |
Закрытие лагеря |
Грамота |
57 |
25 |
1425 |
Воздушный шар |
10 |
10 |
100 |
||
Мягкая игрушка |
57 |
120 |
6840 |
||
Сувенир |
57 |
25 |
1425 |
||
Итого: 9790 |
|||||
Общий итог по смене: 32945 рублей |
Смета
по реализации программы «По дороге к звездам» летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей МАОУ «Бигилинская СОШ» II смена
№ |
Наименование мероприятия |
Наименование статей расходов |
Количество |
Цена |
Стоимость |
|
1 |
Открытие лагеря |
Ватман |
10 |
25 |
250 |
|
Шары воздушные |
30 |
10 |
300 |
|||
Цветная бумага для принтера |
2 |
200 |
600 |
|||
Гуашь (набор) |
4 |
130 |
520 |
|||
Маркер |
10 |
17 |
170 |
|||
Ручки гелиевые (набор) |
2 |
65 |
130 |
|||
Фломастеры |
4 |
35 |
140 |
|||
Блокнот |
35 |
15 |
525 |
|||
Ручка шариковая |
15 |
10 |
150 |
|||
Фото бумага для принтера |
3 |
300 |
900 |
|||
Бумага для принтера |
2 |
250 |
500 |
|||
Итого: 4185 |
||||||
2 |
Кружки по интересам |
Ножницы |
10 |
75 |
750 |
|
Клей канцелярский |
15 |
25 |
375 |
|||
Картон цветной (набор) |
30 |
35 |
1050 |
|||
Краски акварельные |
8 |
35 |
280 |
|||
Итого: 2455 |
||||||
3 |
Отрядные дела и мероприятия |
Детская раскраска |
30 |
15 |
450 |
|
Карандаши цветные (набор) |
10 |
25 |
250 |
|||
Пластилин |
10 |
30 |
300 |
|||
Карандаш простой |
40 |
5 |
200 |
|||
Ластик |
5 |
7 |
35 |
|||
Настольные развивающие игры |
10 |
150 |
1500 |
|||
Итого: 2735 |
||||||
4 |
Игровая программа «Наш дом – Земля» |
Блокнот детский |
25 |
15 |
375 |
|
Брелок |
10 |
15 |
150 |
|||
Сувенир |
10 |
15 |
150 |
|||
Альбом для рисования |
7 |
25 |
175 |
|||
Итого: 850 |
||||||
5 |
Поэтические чтения «Созвездие Гагарина» |
Грамота |
10 |
25 |
250 |
|
Сувенир |
12 |
25 |
300 |
|||
Шар воздушный |
15 |
10 |
150 |
|||
Итого: 700 |
||||||
6 |
Мероприятие «Лунный маскарад» |
Грамота |
6 |
25 |
150 |
|
Сувенир |
15 |
25 |
375 |
|||
Итого: 525 |
||||||
7 |
Конкурсная программа «Русский медведь» |
Сувенир |
20 |
25 |
500 |
|
Блокнот |
6 |
15 |
90 |
|||
Итого: 590 |
||||||
8 |
Выездные мероприятия |
Игровая программа ДК «Ритм» |
30 |
40 |
1200 |
|
Конкурсная программа в Центральной библиотеке |
30 |
40 |
1200 |
|||
Конкурсная программа в краеведческом музее |
30 |
20 |
600 |
|||
Игровая программа в сельской библиотеке |
30 |
10 |
300 |
|||
Посещение Планетария МАОУ «Школа №2» |
30 |
50 |
1500 |
|||
Итого: 4800 |
||||||
9 |
Закрытие лагеря |
Грамота |
30 |
25 |
750 |
|
Воздушный шар |
10 |
10 |
100 |
|||
Мягкая игрушка |
30 |
120 |
3600 |
|||
Сувенир |
30 |
25 |
750 |
|||
Итого: 5200 |
||||||
Общий итог по смене: 22040 рублей |
Факторы риска
№ п/п |
Фактор риска |
Меры профилактики |
1. |
Низкая активность детей в ходе реализации программы |
Выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости другой деятельностью (социально-значимой, исследовательской, спортивной и т. д.) |
2. |
Неблагоприятные погодные условия |
Изменение режима дня по отношению к запланированным видам деятельности. Запасные формы работы, адаптированные для работы в помещении. |
3. |
Несформированность методов общения у детей дошкольного и младшего школьного возраста |
Активная работа психолога, проведение тренингов с целью адаптации будущих первоклассников к коллективу. Индивидуальная работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста |
4. |
Низкий уровень культуры питания и сформированности здоровьесберегающего поведения |
Организация информационно-просветительской деятельности через кружки, стенды, спортивные игры и мероприятия |
5. |
Утомляемость детей |
Хорошая организация мероприятий, чередование игровой деятельности с творческой, интеллектуальной, спортивной с учетом возрастных особенностей детей. |
Ожидаемые результаты и критерии их оценки
Направление |
Методы |
Ожидаемые результаты |
Физкультурно-оздоровительное |
- антропометрические данные; - индекс здоровья; - исследование эмоционального самочувствия по методике «Эмоциональная цветопись» (приложение 01); - количество детей, участвующих в спортивно-оздоровительных мероприятиях |
- соответствие возрасту; - количество не болеющих детей 95%; - преобладание положительного эмоционального самочувствия у детей;
- 100% охват детей спортивно-оздоровительными мероприятиями. |
Интеллектуально-творческое |
- количество детей, участвующих кружки, творческие и интеллектуальные мероприятия, конкурсах; - выставки творческих работ; - рейтинг популярности творческих, интеллектуальных мероприятий; - проектная деятельность |
- 100 % охват творческими и интеллектуальными мероприятиями, занятость детей дополнительным образованием; - расширение кругозора детей;
- создание творческого социального проекта. |
Нравственно-патриотическое |
- мониторинг занятости детей социально-значимой и проектной деятельности; - проведение акции «Ветеран живет рядом»; -анкетирование |
- воспитание чувства патриотизма, уважения к родной природе; - снижение темпа роста негативных социальных явлений в детской и подростковой среде. |
Профилактическое |
- метод наблюдения (наличие или отсутствие фактов);
- анализ данных уровня развития социальной активности личности |
- снижение асоциального поведения обучающихся; - отсутствие конфликтных ситуаций; - разработка и реализация индивидуальных траекторий развития и воспитания детей учетных категорий; - формирование культуры здорового образа жизни. |
Эколого-краеведческое |
- метод наблюдения; - проекто-исследовательская деятельность |
- сформированность экологической культуры (здоровья, жилья, общения, взаимодействия с окружающим миром); - умение видеть красоту, ее ценить, испытывать потребность в общении с природой, стремиться к конкретной деятельности по ее созиданию; - сформированность уважительного и бережного отношения к памятникам истории и культуры; - накопление материалов по истории села; - создание проектных исследовательских работ на основе проведённых исследований. |
Ожидаемые результаты для участников программы
Для педагогической команды:
1. Определение и апробация наиболее эффективных методик работы с детским и взрослым коллективом.
2. Повышение уровня психолого-педагогического мастерства и интеграция педагогического потенциала сотрудников летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.
3. Совершенствование групповых и индивидуальных форм работы с детьми.
4. Реализация практических знаний по подбору содержания и организации индивидуальной и групповой работы с детьми и подростками.
5. Овладение формами работы с детьми и подростками по формированию лидерских качеств, навыков коммуникативного общения и культуры здорового образа жизни.
6. Подбор диагностического инструментария и методических рекомендаций по профилактике правонарушений.
Для детей и подростков:
1. Удовлетворение интересов и потребностей в полноценном разнообразном отдыхе, обогащение и пробуждение новых интересов.
2. Формирование у детей и подростков практических навыков ЗОЖ повышение уровня социальной активности личности.
3. Обогащение социального опыта детей и подростков, развитие их индивидуальных способностей.
4. Оздоровление и полноценный отдых детей, основанный на эмоциональном и психологическом благоприятствовании.
5. Самореализация детей и подростков, получение ими новых творческих и интеллектуальных навыков и знаний.
6. Демонстрация ребенком своих личностных качеств, своего творческого, духовного и интеллектуального потенциала.
7. Проявление участниками программы высокого уровня гражданственности, патриотических ценностей, взглядов, идеалов. Построение межличностного общения на основе принципа гуманизма, духовности, нравственности.
8. Уважительное отношение к своему труду и к труду окружающих.
9. Проявление организаторских способностей и навыков путем включения в систему самоуправления, подготовки и проведения КТД.
Система контроля реализации программы
Содержание и цель контроля |
Методы контроля |
Срок контроля |
Кто проверяет |
Выход на результат |
Подготовка программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием. Цель: проверить качество написания программы, её соответствие основным направлениям работы школы. |
- соответствие программы методическим рекомендациям |
Февраль |
Заместитель директора по УВР |
- защита программы на Управляющем, педагогическом советах |
Подготовка и организация работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием. Цель: создание условий для полноценного летнего отдыха учащихся школы. |
- анкетирование учащихся и родителей, с целью выявления потребностей и интересов при планировании работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием. |
Апрель |
Заместитель директора по УВР |
- совещание при директоре; - постоянно действующем семинаре «Школа классного руководителя» |
Подготовка и организация работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием. Цель: создание условий для полноценного летнего отдыха учащихся школы. |
- расстановка педагогических кадров и планирование воспитательной работы с детьми; - подготовка документации по организации работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием. |
Май |
Заместитель директора по УВР |
- совещание при директоре |
Уровень состояния здоровья детей |
- мониторинг |
Май, в начале и конце смены |
Медицинский работник |
- совещание при директоре; - планерка с воспитателями. |
Контроль за работой летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием. Цель: проверить содержание и уровень проведения оздоровительной и воспитательной работы в оздоровительном лагере. |
- проверка документации летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием; - опрос и анкетирование воспитанников. |
В начале и конце смены |
Заместитель директора по УВР, начальник лагеря |
- совещание при директоре; - планерка с воспитателями |
Качество организации мероприятий в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием. |
- отчет организатора о проведенных мероприятиях. |
В течение смены |
Начальник лагеря |
- планерка с воспитателями |
Качество проведения кружков и секции в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием. |
- отчет руководителей кружков о деятельности и посещаемости |
В течение смены |
Начальник лагеря |
- планерка с воспитателями |
Качество питания |
- проверка документации; - снятие пробы. |
В течение смены |
Директор, заместитель директора по ВР, начальник лагеря |
- совещание при директоре |
Целевое использование денежных средств |
- Проверка документации бухгалтерии |
Июнь, июль |
Директор |
- совещание при директоре |
Занятость детей и подростков в период летних каникул, в том числе учащихся состоящих на различных профилактических учетах |
- Отчет классных руководителей |
Ежемесячно |
Заместитель директора по ВР |
- совещание при директоре |
Эффективность реализации программы «По дороге к звездам» |
- Отчет о деятельности лагеря |
Август |
Заместитель директора по ВР, начальник лагеря |
- совещание при директоре; - педагогический совет |
Мониторинг реализации программы
1 смена, 2 смена
Мероприятия физкультурно-спортивной направленности
Количество мероприятий |
Доля участия учащихся в физкультурно-спортивных мероприятиях |
Охват детей, занимающихся в спортивном кружке
|
||||||
2014 |
2015 |
2016 (прогноз) |
2014 |
2015 |
2016 (прогноз) |
2014 |
2015 |
2016 (прогноз) |
10 |
12 |
12 |
100% |
100% |
100% |
50 |
60 |
50 |
Мероприятия интеллектуально-творческой направленности
Количество мероприятий |
Доля участия учащихся в интеллектуально-творческих мероприятиях |
Охват детей, занимающихся кружках интеллектуально-творческой направленности |
||||||
2014 |
2015 |
2016 (прогноз) |
2014 |
2015 |
2016 (прогноз) |
2014 |
2015 |
2016 (прогноз) |
18 |
20 |
20 |
100% |
100% |
100% |
39 |
129 |
87 |
Мероприятия нравственно-патриотической направленности
Количество мероприятий |
Доля участия учащихся в интеллектуально-творческих мероприятиях |
||||
2014 |
2015 |
2016 (прогноз) |
2014 |
2015 |
2016 (прогноз) |
8 |
10 |
15 |
100% |
100% |
100% |
Мероприятия профилактической направленности
Количество мероприятий |
Доля участия учащихся в интеллектуально-творческих мероприятиях |
||||
2014 |
2015 |
2016 (прогноз) |
2014 |
2015 |
2016 (прогноз) |
11 |
15 |
15 |
100% |
100% |
100% |
Мероприятия эколого-краеведческой направленности
Количество мероприятий |
Доля участия учащихся в интеллектуально-творческих мероприятиях |
||||
2014 |
2015 |
2016 (прогноз) |
2014 |
2015 |
2016 (прогноз) |
6 |
9 |
13 |
100% |
100% |
100% |
Список литературы
Приложение 01
Цель: исследование эмоционального самочувствия детей.
Цвет – наиболее доступная и положительная форма выражения настроения.
Задание: Какое у меня настроение?
Записывают оттенки настроения, которые затем обозначают цветом: радостное – красное, спокойное – зеленое, скучное – серое, плохое – черное, тревожное – коричневое, безразличное – белое.
Выделяем зоны: игра, занятие, семья, друзья, учитель, отряд, школа.
Оцениваем каждую зону цветом. Для оценки эмоционального самочувствия достаточно записать цвета.
Особенности выполнения методики. У детей с ЗПР могут возникать затруднения в осмыслении эмоционального состояния через цвет. Большинство детей испытывают тревожное состояние, смена настроения происходит из-за ухудшения эмоционального фона при утомлении или неуспешности в выполнении задания.
Приложение 02
Методика
для изучения социализированности личности М.И. Рожкова
Методика для изучения социализированности личности учащегося М.И. Рожкова предназначена для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможны групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 — всегда;
3 — почти всегда;
2 — иногда;
1 — очень редко
0 — никогда.
1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1 |
5 |
9 |
13 |
17 |
2 |
6 |
10 |
14 |
18 |
3 |
7 |
11 |
15 |
19 |
4 |
8 |
12 |
16 |
20 |
Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Приложение 03
Диагностика воспитательного процесса.
Диагностика.
Вводная диагностика. Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:
анкетирование;
беседы в отрядах;
планерки администрации лагеря, вожатых и воспитателей.
Пошаговая диагностика. Беседы по результатам мероприятий и дел лагеря, на отрядных сборах.
Итоговая диагностика. Анкетирование
Беседы в отрядах.
Анкеты (на входе)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
1 Анкета жителя Солнечного города (на входе).
1. Фамилия, имя, отчество_________________________________________
2. Дата рождения: число ____, месяц _____________, год __________.
3. В какой класс перешѐл _________________________________________
4. Я пришѐл в лагерь для того, чтобы _______________________________
5. Вожатого представляю себе, как _________________________________
6. Моѐ самое любимое занятие ____________________________________
7. Мои первые впечатления о лагере _______________________________
8. Каким должен быть житель вашего дома _______________________
9. Укачивает ли тебя в автобусе? ___________________________________
10. Есть ли у тебя аллергия (на что)? ________________________________
11. Был ли ты в лагере раньше? (каком) _____________________________
12. Любишь ли ты общаться с людьми? ______________________________
13. Как ты относишься к спорту? ___________________________________
О себе хочу дополнительно сообщить ____________________________
Анкеты по изучению удовлетворенности детей организацией лагерной смены
Анкета (последний день смены):
Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь.
Что ты ожидал (а) от лагеря? _________________________________________
Что тебе понравилось в лагере? _______________________________________
Что тебе не понравилось? ____________________________________________
Изменился (ась) ли ты как личность за время пребывания в лагере? _________
Если изменился (ась), то, что с тобой произошло? _______________________
Кто из ребят, с твоей точки зрения, изменился больше всего? _______________
Какие из мероприятий лагеря оказали наибольшее влияние на тебя? ________
Было ли скучно в лагере? ___________________________________________
Было ли тебе страшно? _____________________________________________
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
Что бы ты хотел (а) пожелать себе? _____________________________________
Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам? ___________________________
Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам? ________________________________
Самое важное событие в лагере? Было или оно? __________________________
– Закончи предложения: Я рад, что ______________________________________
Мне жаль, что ___________________________________________________
Я надеюсь, что ___________________________________________________
Твое имя, фамилия и автограф на память _________________________________
Анкета «Чему я научился в лагере» (на выходе):
1. Чему я научился в лагере?
Играть в новые игры
Хорошо себя вести.
Делать зарядку.
Рисовать, петь, танцевать.
Дружно жить.
По-другому относиться к людям, природе.
Съедать всё за столом.
Находить подход к людям, понимать и уважать людей.
Защищать природу.
Понимать окружающий мир.
Вести здоровый образ жизни.
Помогать друг другу.
Слушаться взрослых.
Жить в коллективе
Доброте.
Быть самостоятельным.
2. Моими друзьями по отряду стали:
Девочки, мальчики, которые окружали меня.
Вожатые, воспитатели.
Все жители «Радужного города»
Анкета по выявлению степени удовлетворенности родителей организацией лагеря
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в анкетировании, которое проводится с целью выявления степени удовлетворенности Вами организацией отдыха и оздоровления ваших детей
Удовлетворены ли Вы? |
ДА |
Частично |
НЕТ |
Затрудняюсь |
организацией отдыха вашего ребенка |
|
|
|
|
организацией оздоровления вашего ребёнка |
|
|
|
|
организацией питания в лагере |
|
|
|
|
возможностью проявиться способностям и умениям вашего ребенка |
|
|
|
|
учетом индивидуальных особенностей вашего ребенка в лагере |
|
|
|
|
организацией досуговой занятости, перечнем мероприятий |
|
|
|
|
участием ребенка в мероприятиях организацией работы кружков и секций |
|
|
|
|
взаимодействием всех организаций по организации отдыха и оздоровления детей |
|
|
|
|
оснащенностью настольными играми |
|
|
|
|
Ваши пожелания:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.