МБОУ Лицей № 21 города Тамбова
Программа
литературного клуба
«Детская улыбка»
в рамках внеурочной деятельности по ФГОС
учителя начальных классов
Першутиной Ольги Александровны
Возраст 7-10 лет
г. Тамбов
2016-2017 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литературный клуб « Детская улыбка» для учащихся 1-4 классов разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
- Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
Данная программа соответствует федеральным государственным стандартам начального общего образования и учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лицея № 21 города Тамбова.
Сегодня ни одна из существенных проблем не вызывает такой тревоги, как судьба детей, которые уязвимы в условиях кризисов. Как следствие противоречивости социальной и духовной ситуации, изменяется мир ценностей, обостряются многие проблемы, такие, как преступность, наркомания и другие, которые все больше превращаются в общенациональные. Проблемы молодежи – проблемы страны. От того, какие ценности в них заложены, какие идеалы они несут, во многом зависит характер общественных отношений и социальная структура России.
Все, кто имеет прямое и косвенное отношение к воспитанию, образованию, понимает, что сложившаяся в настоящее время обстановка требует более активных и действенных мер всего общества по воспитанию у детей гражданственности, патриотизма, культуры общения. Одним из методов воспитания не только гражданина России, но гражданина Мира является литературно-творческий метод.
Рождение литературного клуба «Детская улыбка» создало условия для формирования у детей активной жизненной позиции, вовлечению их в организованную культурно–досуговую деятельность литературно-краеведческого направления. Это способствует развитию познавательного интереса к литературному творчеству, изучению истории и культуры своей Родины. Данный вид деятельности позволяет привлечь большое количество участников в активную практическую деятельность, отвлекает детей от влияния улицы.
Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции: заметное снижение интереса к чтению; резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей, так как телевидение, видео- и аудиотехника, компьютер практически вытеснили книгу из жизни. Книга – великий учитель и друг, без неё немыслимо гармоничное развитие человека, которая формирует не только память, но и воображение, нравственное и духовное лицо человека.
Данная программа способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Занятия в клубе помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития учащихся, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – это труд, творчество, новые открытия, удовольствие и самовоспитание.
Цели создания литературного клуба «Детская улыбка»
Целями создания литературного клуба «Детская улыбка» являются:
- создавать условия для современного ребенка, которые включают в себя культуру понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности и гарантируют ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги.
- обеспечивать литературное развитие младших школьников;
- воспитание любви к родному языку и родной культуре;
- развитие патриотизма и высокой духовной культуры в детской среде;
- формирование и сохранение нравственных, культурных и литературных традиций родного края;
- обеспечение всестороннего развития детей;
- содействие гуманизации образования путем создания, пропаганды и обсуждения литературных произведений, приобщение детей к культурному и историческому наследию России и мировому культурному наследию;
- помочь учебному заведению сформировать из участников мероприятий интеллектуально и духовно развитую личность, воспитать такие важные качества, как умение мыслить, быстро адаптироваться к инновациям и постоянно развиваться.
Для того чтобы занятия были интересны, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, устные журналы, встречи с интересными людьми.
Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными), а также читательскими умениями.
Основные направления деятельности литературного клуба
«Детская улыбка»:
- изучение литературы своей страны, истории родного края;
- организация литературных вечеров, праздников поэзии, конкурсов с целью пропаганды шедевров мировой и отечественной культуры, искусства, исторического прошлого родной страны;
- встречи с писателями, поэтами, краеведами;
- экскурсионные поездки по родному краю;
- создание собственных литературных произведений;
- пропаганда произведений авторов, членов литературного клуба, в средствах массовой информации;
- взаимодействие с учреждениями образования и культуры города Тамбова;
- проведение тематических заседаний клуба;
- стимулирование развития
мышления и интеллекта участников;
- развитие интереса участников к познавательной деятельности с целью получения
новых знаний и умений;
- развитие навыков участников по эффективному поиску, структурированию и
качественной обработке информации для получения необходимого результата.
Форма организации: научное сообщество лицея.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, парная, коллективная.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Программа литературного клуба «Детская улыбка» - это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику больше общаться с книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий (справочных, энциклопедических).
Содержание программы даёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны, родного края и литературу народов мира. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развивается интерес к творчеству писателей, формируется познавательный интерес и любовь к книге, расширяется кругозор детей, обогащается нравственно–эстетический опыт.
Занятия в литературном клубе «Детская улыбка» помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - это труд, творчество, удовольствие, новые открытия и самовоспитание.
В данную программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг и обогатят его читательский опыт.
Формы организации занятий:
Викторина
Библиотечный урок
Путешествие по страницам книг
Краеведческий калейдоскоп
Проект
Литературная игра
Инсценирование
Конкурс
Фольклото
Читательская конференция
Занятие-диспут
Занятие-праздник
Беседа-дискуссия с элементами инсценировки
Устный журнал
Творческая мастерская
Форма учёта знаний
- проекты учащихся;
- читательская конференция;
- инсценирование для родителей;
- практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Условия реализации программы
В кружке принимают участие учащиеся 2 класса. Набор в кружок – свободный. Занятия проходят раз в неделю, всего 34 часа в год.
Новизна программы:
Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Форма организации: научное сообщество лицея.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, парная, коллективная.
Методы занятий – рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа.
Формы работы – фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые и парные выступления, проектная деятельность.
В результате реализации внеурочной программы «Литературный клуб «Детская улыбка» учащиеся должны уметь:
· строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;
· называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;
· перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
· определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
· оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
· анализировать смысл названия произведения;
· пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.
· устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
· читать наизусть 5-6 стихотворений разных авторов (по выбору);
· пересказывать текст небольшого объёма;
· привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
· задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения
Личностные результаты:
1)Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
2) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
3) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
4) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
5) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
1. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
3. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
4. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
5. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
6. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Учебно-тематический план на 2016/2017 учебный год
№ п/п |
Дата проведе- ния занятия |
Тема занятия |
Количество часов |
||
Теоретическая часть |
Практическая часть |
Всего часов |
|||
1 |
|
Знакомство с планом работы литературного клуба «Детская улыбка» на 2016 – 2017 учебный год |
1 |
|
1 |
2 |
|
Краеведческий калейдоскоп. «Книги – наши верные друзья и помощники». Необычные книги. |
1 |
|
1 |
3 |
|
Креатив-лаборатория. «Я читаю и пишу». |
|
1 |
1 |
4 |
|
Краеведческий калейдоскоп. «Писатели земли Тамбовской». |
1
|
|
1
|
5 |
|
Краеведческий калейдоскоп. Мой любимый писатель земли Тамбовской. |
1
|
|
1 |
6 |
|
Творческая мастерская. Рассказ «История из детства». |
|
1 |
1 |
7 |
|
Творческая мастерская. Рассказ «История из детства». (Редактирование текстов). |
|
1 |
1 |
8 |
|
Литературный праздник. «Осень-царица в гости пришла». |
1 |
|
1
|
9 |
|
Творческая мастерская. Создание коллективной книги «Детская улыбка». (Сборник рассказов и стихотворений детей). |
|
1
|
1
|
10 |
|
Литературное ассорти. Стихи о природе. Страницы русской классики. А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, И.Суриков |
1
|
|
1
|
11 |
|
Творческая мастерская. «Моё стихотворение о родной природе». (Редактирование текстов) |
|
1
|
1
|
12 |
|
Краеведческий калейдоскоп. Поэты земли Тамбовской. |
1
|
|
1
|
13 |
|
Краеведческий калейдоскоп. Мой любимый поэт земли Тамбовской. |
1
|
|
1
|
14 |
|
Творческая мастерская. «Чудеса в новогоднюю ночь». |
|
1
|
1 |
15 |
|
Творческая мастерская. «Зимняя мозаика». |
|
1 |
1
|
16 |
|
Литературный праздник. «Новогодний карнавал». |
1
|
|
1
|
17 |
|
Литературный карнавал. «Рождество – праздник жизни и добра!» |
1
|
|
1
|
18 |
|
Фольклото. «Богатыри земли русской». |
1
|
|
1
|
19 |
|
Библиотечный урок. Детские энциклопедии о растениях, животных, географии, истории. |
1
|
|
1
|
20 |
|
Литературное путешествие. Книги о животных. |
1
|
|
1
|
21 |
|
Литературный калейдоскоп. Стихи о природе. Страницы русской классики. |
1
|
|
1
|
22 |
|
Исторический час. «Защитники Родины моей». |
1
|
|
1
|
23 |
|
Творческая мастерская «Красивые стихи о маме». |
|
1
|
1
|
24 |
|
Праздничное шоу. «23 февраля + 8 Марта – Великое объединение». |
1
|
|
1
|
25 |
|
Творческая мастерская «Детская улыбка». Эссе о весне «Весенняя палитра красок». |
|
1
|
1
|
26 |
|
Конкурс чтецов. «Капельки звонких стихов» |
1
|
|
1
|
27 |
|
Литературный марафон. «Читаешь ты, читаю я, читает вся моя семья». |
1
|
|
1
|
28 |
|
Литературное ассорти. «В гости к писателям-юбилярам и их героям». |
1
|
|
1
|
29 |
|
Конкурс «Стихи о войне». |
1 |
|
1 |
30 |
|
Занятие-практикум. Работа над презентацией «Война и дети». |
|
1
|
1
|
31 |
|
Литературный праздник. «Солдаты Победы». |
1
|
|
1
|
32 |
|
Креатив-лаборатория. «Я читаю и пишу о войне». |
|
1
|
1
|
33 |
|
Литературное путешествие. «По страницам любимых книг». |
1
|
|
1
|
34 |
|
Итоговое занятие. Моя лучшая книга. Рекомендация книг для чтения летом. |
1
|
|
1
|
|
|
Итого: |
23 |
11 |
34 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.