Программа литературного клуба «Детская улыбка» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС учителя начальных классов Першутиной Ольги Александровны

  • doc
  • 28.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РаспечататьПрограмма Детская улыбка.doc

 

МБОУ Лицей № 21 города Тамбова

 

 

 

 

 

Программа

литературного  клуба

«Детская улыбка»

в рамках внеурочной деятельности по ФГОС

учителя начальных классов

Першутиной Ольги Александровны

 

 

 

Возраст    7-10 лет

 

 

 

 

 

 

г. Тамбов

2016-2017 учебный год

 

  

 

   Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литературный клуб « Детская улыбка» для учащихся 1-4 классов разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

- Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

    Данная программа соответствует федеральным государственным стан­дартам начального общего образования и учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лицея № 21 города Тамбова.

    Сегодня ни одна из существенных проблем не вызывает такой тревоги, как судьба  детей, которые  уязвимы в условиях кризисов.  Как следствие противоречивости социальной и духовной ситуации, изменяется мир ценностей, обостряются многие проблемы, такие, как преступность, наркомания и другие, которые все больше превращаются в общенациональные. Проблемы молодежи – проблемы страны. От того, какие ценности в них заложены, какие идеалы они несут, во многом зависит характер общественных отношений и социальная структура России.

   Все, кто имеет прямое и косвенное отношение к воспитанию, образованию, понимает, что сложившаяся в настоящее время обстановка требует более активных и действенных мер всего общества по воспитанию у детей гражданственности, патриотизма, культуры общения. Одним из методов воспитания не только гражданина России, но  гражданина Мира  является литературно-творческий метод.

   Рождение литературного клуба «Детская улыбка» создало условия для формирования у детей активной жизненной позиции, вовлечению  их в организованную культурно–досуговую деятельность литературно-краеведческого направления. Это способствует развитию познавательного интереса к литературному творчеству, изучению истории и культуры своей Родины.  Данный вид деятельности позволяет привлечь большое количество участников в активную практическую деятельность, отвлекает детей  от влияния улицы.

    Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции:  заметное снижение интереса к чтению;   резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей,  так как  телевидение, видео- и аудиотехника,  компьютер практически вытеснили книгу из жизни.   Книга – великий учитель и друг, без неё немыслимо гармоничное развитие человека, которая  формирует не только память, но и воображение, нравственное и духовное лицо человека.

     Данная программа способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя.  Занятия  в клубе помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития учащихся, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – это труд,  творчество,  новые открытия, удовольствие и самовоспитание.

Цели создания литературного клуба «Детская улыбка»

     Целями создания литературного клуба «Детская улыбка» являются:

- создавать условия для современного ребенка, которые включают в себя культуру понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности и гарантируют ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги.

- обеспечивать литературное развитие младших школьников;

 - воспитание любви к родному языку и родной культуре;

 - развитие патриотизма и высокой  духовной культуры  в  детской  среде;

 - формирование и сохранение нравственных, культурных и литературных традиций родного края;

 - обеспечение всестороннего развития детей;

 - содействие гуманизации образования путем создания, пропаганды и обсуждения литературных произведений, приобщение детей  к культурному и историческому наследию России и мировому культурному наследию;

- помочь учебному заведению сформировать из участников мероприятий интеллектуально и духовно развитую личность, воспитать такие важные качества, как умение мыслить, быстро адаптироваться к инновациям и постоянно развиваться.

       Для того чтобы занятия были интересны, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, устные журналы, встречи с интересными людьми.

Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными), а также читательскими умениями.

Основные направления деятельности литературного клуба

 «Детская улыбка»:

- изучение литературы своей страны, истории родного края;

-  организация литературных вечеров, праздников поэзии, конкурсов с целью пропаганды шедевров мировой и отечественной культуры, искусства, исторического прошлого родной страны;

- встречи с писателями, поэтами, краеведами;

- экскурсионные поездки по родному краю;

- создание собственных литературных произведений;

- пропаганда произведений авторов, членов литературного клуба, в средствах массовой информации;

- взаимодействие с учреждениями образования и культуры города Тамбова;

- проведение тематических заседаний клуба;

- стимулирование развития мышления и интеллекта участников;
-  развитие интереса участников к познавательной деятельности с целью получения новых знаний и умений;
-  развитие навыков участников по эффективному поиску, структурированию и качественной обработке информации для получения необходимого результата.  

Форма организации:  научное сообщество лицея.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, парная, коллективная.

Актуальность и педагогическая целесообразность

   Программа литературного клуба  «Детская улыбка» - это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику больше общаться с  книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий (справочных, энциклопедических).

   Содержание программы даёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны, родного края  и  литературу народов мира.  Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развивается интерес к творчеству писателей, формируется познавательный интерес и любовь к книге, расширяется  кругозор детей, обогащается  нравственно–эстетический опыт.

    Занятия в литературном клубе «Детская улыбка» помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - это  труд, творчество,  удовольствие,  новые открытия и самовоспитание.

   В данную программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг и обогатят его читательский опыт.

Формы организации занятий:

Викторина

Библиотечный урок

Путешествие по страницам книг

Краеведческий калейдоскоп

Проект

Литературная игра

Инсценирование

Конкурс

Фольклото

Читательская конференция

Занятие-диспут

Занятие-праздник

Беседа-дискуссия с элементами инсценировки

Устный журнал

Творческая мастерская

Форма учёта знаний 

 

-  проекты учащихся;

- читательская конференция;

- инсценирование для родителей;

-  практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Условия реализации программы

В кружке принимают участие учащиеся 2 класса. Набор в кружок – свободный. Занятия проходят раз в неделю, всего 34 часа в год.

 

Новизна программы:

    Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Форма организации:  научное сообщество лицея.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, парная, коллективная.

Методы занятий  – рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание,  инсценирование,  беседа.

 Формы работы – фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые и парные выступления, проектная деятельность.

В результате реализации внеурочной программы «Литературный клуб  «Детская улыбка» учащиеся должны уметь:

·          строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;

·         называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;

·         перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;

·         определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

·         оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

·         анализировать смысл названия произведения;

·         пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.

·         устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

·         читать наизусть 5-6 стихотворений разных авторов (по выбору);

·         пересказывать текст небольшого объёма;

·         привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;

·         задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.

 

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения

Личностные результаты:

1)Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.

2) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

3) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

4) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

5) Развитие навыков сотрудничества со  взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

1.       Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2.       Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

3.       Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

4.       Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

5.       Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

6.       Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

                                                                    

Учебно-тематический план на 2016/2017 учебный год

п/п

Дата

проведе-

ния

занятия

 

Тема занятия

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

1

 

Знакомство с планом работы литературного клуба

«Детская улыбка» на 2016 – 2017 учебный год

 

1

 

 

 

1

2

 

Краеведческий калейдоскоп.

«Книги – наши верные друзья и помощники».

Необычные книги.

 

1

 

 

 

1

3

 

Креатив-лаборатория.

«Я читаю и пишу».

 

 

 

1

 

1

4

 

 Краеведческий калейдоскоп.

«Писатели  земли Тамбовской».

             1

 

 

 

                  1

 

5

 

Краеведческий калейдоскоп.

Мой любимый писатель земли Тамбовской.

1

 

 

 

1

6

 

Творческая мастерская.

Рассказ «История из  детства».

 

 

 

1

 

1

7

 

Творческая мастерская.

Рассказ «История из  детства». (Редактирование текстов).

 

 

 

1

 

1

8

 

Литературный праздник.

«Осень-царица в гости пришла».

            1

 

 

1

 

9

 

Творческая мастерская.

Создание коллективной книги «Детская улыбка».

 (Сборник рассказов  и стихотворений детей).

 

 

 

               1

 

                 1

 

10

 

Литературное ассорти.

Стихи о природе. Страницы русской классики.

А.С.  Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, И.Суриков

1

 

 

 

1

 

11

 

Творческая мастерская.

«Моё стихотворение о родной природе». (Редактирование текстов)

 

 

1

 

1

 

12

 

Краеведческий калейдоскоп.

Поэты  земли Тамбовской.

1

 

 

 

1

 

13

 

Краеведческий калейдоскоп.

Мой любимый поэт земли Тамбовской.

1

 

 

 

1

 

14

 

Творческая мастерская.

«Чудеса в новогоднюю ночь».

 

 

1

 

                 1

15

 

Творческая мастерская.

«Зимняя мозаика».

 

 

 

1

1

 

16

 

Литературный праздник.

«Новогодний карнавал».

1

 

 

 

1

 

17

 

Литературный карнавал.

«Рождество – праздник жизни и добра!»

1

 

 

 

1

 

18

 

Фольклото.

«Богатыри земли русской».

1

 

 

 

1

 

19

 

Библиотечный урок.

Детские энциклопедии о растениях, животных, географии, истории.

1

 

 

 

1

 

20

 

Литературное путешествие.

Книги о животных.

1

 

 

 

1

 

21

 

Литературный калейдоскоп.

Стихи о природе. Страницы русской классики.

1

 

 

 

1

 

22

 

Исторический час.

«Защитники Родины моей».

1

 

 

 

1

 

23

 

Творческая мастерская

«Красивые стихи о маме».

 

 

1

 

1

 

24

 

Праздничное шоу.

«23 февраля  +    8 Марта – Великое объединение».

1

 

 

 

1

 

25

 

Творческая мастерская «Детская улыбка».

Эссе о весне «Весенняя палитра красок».

 

 

1

 

1

 

26

 

Конкурс чтецов.

«Капельки звонких стихов»

1

 

 

 

1

 

27

 

Литературный марафон.

«Читаешь ты, читаю я, читает вся моя семья».

1

 

 

 

1

 

28

 

Литературное ассорти.

«В гости к писателям-юбилярам и их героям».

1

 

 

 

1

 

29

 

Конкурс «Стихи о войне».

1

 

1

30

 

Занятие-практикум.

Работа над презентацией   «Война и дети».

 

 

1

 

1

 

31

 

Литературный праздник.

«Солдаты Победы».

1

 

 

 

1

 

32

 

Креатив-лаборатория.

«Я читаю и пишу о войне».

 

 

1

 

1

 

33

 

Литературное путешествие.

«По страницам любимых книг».

1

 

 

 

1

 

34

 

 Итоговое занятие.

Моя лучшая книга.

Рекомендация книг для чтения летом.

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

Итого:

23

11

34