Программа наставничества с молодым педагогом

  • doc
  • 04.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа наставничества с молодым педагогом.doc

 

Содержание

 

1. Паспорт программы………………………………………………………….

3

2. Пояснительная записка……………………………………………………….

5

3.Содержание программы……………………………………………………….

6

     3.1. Модель управления профессиональным развитием и личностным ростом молодого педагога………………………………………………………

7

     3.2. Этапы реализации программы………………………………………….

8

     3.3. Формы работы педагога наставника с наставляемым молодым педагогом…………………………………………………………………………

12

Приложение 1. Карта «Индивидуальная траектория профессионального развития молодого специалиста» ………………………………………………

13

Приложение 2. Показатели системы оценки профессиональной деятельности молодого педагога……………………………………………….

21

Приложение 3. Анкета педагога наставника для анализа промежуточных результатов работы…………………………………………

22

Приложение 4. Анкеты для молодого педагога……………………………….

24

Приложение 5. Правила общения с молодым педагогом

29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. Паспорт программы

 

Название программы

Программа наставничества для работы с молодым педагогом в МБОУ «Шахтерская СШ №14»

Авторы

Гетьманцева Татьяна Владимировна

Организация исполнитель

МБОУ «Шахтерская СШ №14»

Целевая аудитория

Учитель

Срок реализации

1 год

(сентябрь 2022г. – май 2023г.)

Этапы реализации

1 этап – диагностический (сентябрь 2022г.)

2 этап – практический (октябрь 2022г. – апрель 2023г.)

3 этап – аналитический (май 2023г.)

Цель

Оказание помощи молодым педагогам в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.

Задачи

     1. Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодых педагогов.   

     2. Стимулировать повышение теоретического и практического уровня педагогов, овладение современными педагогическими технологиями.

     3. Способствовать планированию карьеры молодых специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня.

     4. Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.

Основные направления

     1. Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в моделировании образовательного процесса.

     2. Формирование навыка ведения педагогической документации.

     3. Изучение нормативных актов и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию образовательного процесса.

     4. Развитие профессиональной компетенции.

     5. Изучение уровня профессиональной подготовки молодых педагогов и анализ результатов работы наставничества.

Условия эффективности

     1. Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов.

     2. Системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействия педагога наставника и наставляемого молодого педагога.

     3. Сочетание теоретических и практических форм работы.

     4. Анализ результатов работы.

     5. Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией.

Ожидаемые результаты

     1. Познание молодым педагогом своих профессиональных качеств и ориентация на ценности саморазвития.

     2. Качественные изменения во взаимоотношениях с коллегами, воспитанниками, родителями (законными представителями).

     3. Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.

     4. Рост профессиональной и методической компетенции молодых учителей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.

 


2. Пояснительная записка

 

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а школьники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма.

Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Каждый руководитель образовательной организации осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении школьников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации образовательного процесса необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.

Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых педагогов. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.

Программа наставничества нацелена на работу с молодыми педагогами, имеющими опыт работы в образовании менее трех лет или малоопытными педагогами.

Начиная свою работу в образовательной организации, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик воспитания и обучения. Настоящая программа призвана помочь организации деятельности педагогов наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации.

         Данная программа адресована руководителям, педагогам.


3. Содержание программы

 

3.1. Модель управления профессиональным развитием и личностным ростом молодого педагога

 

         Работа с молодым педагогом начинается при трудоустройстве и начале его профессиональной деятельности.

При организации наставничества процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия:

 

Субъекты взаимодействия

Содержание взаимодействия

Опытный учитель –

молодой педагог

1. Создание условий для адаптации педагога на работе.

2. Знакомство с нормативными и локальными актами.

3. Обеспечение необходимыми методическими материалами, литературой.

Молодой педагог –

Обучающиеся – родители (законные представители)

1. Формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и родителей (законных представителей).

Молодой педагог – коллеги

1. Оказание поддержки со стороны коллег.

 



3.2. Этапы реализации программы

 

Программа наставничества рассчитана на 2 года. Решение о продлении или досрочном прекращении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе.

Содержание программы реализуется последовательно. Этапы реализации программы:

1 этап. Диагностический

Задачи этапа: выявление профессиональных затруднений молодых педагогов; разработка основных направлений работы с молодыми педагогами.

Содержание этапа:

  Педагог наставник анализирует профессиональную готовность молодого педагога по критериям:

- педагогическое образование;

- теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения школьников);

- наличие опыта практической работы с детьми школьного возраста;

- ожидаемый результат педагогической деятельности;

- выявление особенностей личности педагога.

Для получения необходимых сведений могут быть использованы методы:

- опрос;

- собеседование;

- анкетирование;

- наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса в лицее.

В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги условно делятся на три группы:

1) учителя, имеющие недостаточную теоретическую и практическую подготовку;

2) учителя с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы;

3) учителя со слабо развитой мотивацией труда.

В зависимости от полученных данных, педагог наставник определяет содержание работы, выбирает методы и формы работы.

Цель - создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы и организация помощи по образовательному процессу по реализации Образовательной программы.

Задачи:

·            помочь адаптироваться молодому учителю в коллективе;

·            определить уровень его профессиональной подготовки на 2-й год сотрудничества;

·            выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь;

·            создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;

·            развивать потребности у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

 

Содержание деятельности:

 

1. Диагностика затруднений молодого педагога и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.

2. Посещение уроков молодого педагога.

3. Планирование и анализ деятельности.

4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации образовательного процесса.

5. Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).

6. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого педагога.

7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.

8. Организация мониторинга эффективности деятельности.

 

Ожидаемые результаты:

 

  • успешная адаптации молодого педагога в учреждении;
  • активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
  • повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
  • обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
  • совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
  • использование в работе начинающих педагогов современных педагогических технологий;
  • умение проектировать воспитательную систему, работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.

 

Направления работы

Тематика мероприятий

Формы работы

1.Разработка индивидуальной программы работы педагога по самообразованию

«Основные проблемы молодого педагога, пути их решения»

Анкетирование молодого педагога, индивидуальные беседы

Знакомство с опытом работы по самообразованию других учителей

Составление плана работы по самообразованию

Практическое занятие

2.Взаимопосещение уроков.

«Основные требования к современному уроку»

Посещение уроков наставника и молодого педагога

«Факторы, которые влияют на качество преподавания»

«Конспект и технологическая карта урока»

«Слагаемые успешности урока»

«Самоанализ урока»

«Типы и формы уроков»

«Формы взаимодействия учителя и учеников на уроке»

3. Воспитательная работа.

Составление плана воспитательной работы в классе.

Организация взаимодействия с родителями.

Знакомство с воспитательными системами (из опыта работы)

Проведение социометрии в классе

Практическое занятие

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся с ОВЗ, неуспевающих, «трудных» и одаренных детей

Проведение анкетирования учащихся, родителей;

Составление характеристик;

Организация взаимодействия молодого педагога со школьным психологом, социальным педагогом, руководителями кружков; Отслеживание результатов

«Методика составления портфолио учащихся»

Практическое занятие; мастер-класс

«Внеурочная деятельность учителя: секреты успеха»

Индивидуальная беседа;

Взаимопосещение внеклассных мероприятий

4. Проектная деятельность в школе

«Организация проектной деятельности в школе. Основные направления работы»

Работа молодого педагога в составе творческой группы в рамках проектной деятельности

«Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности».

Индивидуальная беседа

 

Таким образом, разрабатывается индивидуальный план профессионального становления молодого педагога на год. Результативность и эффективность реализации индивидуального плана профессионального становления анализируется педагогом наставником и молодым педагогом систематически. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситься изменения и дополнения.

2 этап. Практический.

Задача этапа: реализация основных положений Программы.

Содержание этапа:

ü Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов. Взаимоподдержка и взаимопомощь.

ü Координация действий педагогов в соответствии с задачами воспитания и обучения детей. 

ü Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями, требованиями ФГОС и задачами реализуемых программ.

ü Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим.

ü Помощь по подбору и использованию методический пособий.

ü Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога.

ü Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.

3 этап. Аналитический

Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.

Содержание этапа:

ü Анализ результатов работы молодого педагога с обучающимися.

ü Динамика профессионального роста молодого педагога.

ü Рейтинг молодого педагога среди коллег.

ü Самоанализ деятельности за прошедший год.

ü Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами.

ü Подведение итогов, выводы.


3.3. Формы работы педагога наставника с наставляемым молодым педагогом

 

         Для того, чтобы повысить профессиональное мастерство молодых педагогов, используются разные формы работы. Выбор форм работы зависит от этапа реализации программы, от личностных качеств педагогов, от уровня профессиональной подготовки молодых педагогов, от поставленных задач.

        

Формы работы с молодыми педагогами

1. Курсы повышения квалификации.

2. Городские методические объединения.

3. Городские семинары, конференции.

4.Вебинары.

5.Конкурсы профессионального мастерства.

6.Общение, обмен опытом в профессиональных интернет-сообществах.

 

1. Диалог, беседа.

2. Индивидуальная, групповая консультация.

3. Самоанализ собственной деятельности.

4.  Обучающие семинары.

5. Практикумы.

6. Анкетирование, опрос.

7. Мастер-класс педагога наставника.

8. Взаимопосещения, открытые просмотры.

9. Анализ педагогических ситуаций.

10. Диссеминация опыта.

11. Деловая игра.

12. Круглый стол.

13. Конкурс профессионального мастерства.

1.Аттестация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 1

 

КАРТА

 

Индивидуальная траектория профессионального развития молодого специалиста

 

1.     Общие сведения о молодом специалисте

 

Фамилия, имя, отчество

Матвеенкова Евгения Игоревна

Образование

Высшее

Наименование образовательной организации высшего или среднего специального образования

Донецкий государственный университет

Год окончания

2022

Специальность по диплому

Биология

Педагогический стаж (при наличии)

нет

Предыдущее место работы (при наличии)

Занимаемая должность на момент заполнения индивидуальной траектории

Учитель биологии

Квалификационная категория (при наличии)

Нет

Классы, в которых преподает учитель

5-9 классы

Наличие классного руководства (при наличии указать класс)

Нет 

1.     Сведения о педагоге-наставнике

Фамилия, имя, отчество

Образование

Высшее

Наименование образовательной организации высшего или среднего специального образования

Институт молодежи г. Москва

Год окончания

1991год

Специальность по диплому

Преподаватель истории, методист воспитательной работы

Педагогический стаж

34 года

Занимаемая должность на момент заполнения индивидуальной траектории

Учитель географии

Квалификационная категория (при наличии)

Высшая

Классы, в которых преподает учитель

5-9 классы

Наличие классного руководства (при наличии указать класс)

нет

 

1.     Целевой компонент

Цель: создание условий (организационных, методических и др.) для успешной адаптации молодого специалиста в условиях МБОУ «Шахтерская СШ №14» и повышения уровня его профессиональной компетентности.

Задачи:

·         помочь адаптироваться молодому специалисту в педагогическом коллективе;

·         определить уровень его профессиональной подготовки;

·         выявить затруднения в педагогической практике, оказать методическую помощь;

·         создать условия для развития профессиональной компетентности молодого специалиста, в том числе навыков применения различных средств, методов, форм обучения;

·         развивать потребности у молодого специалиста к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

Содержательный компонент

№ п/п

Направления организационно-методической работы

Содержание

1

Информационная деятельность

1. Проведение инструктажей по охране труда: вводного, первичного. Изучение правила по охране труда и требований к безопасности образовательной среды

2. Ознакомление с основными локальными актами школы, инструкциями, документами:

·       Правила внутреннего трудового распорядка;

·       Нормативные документы, регламентирующие работу учителя в системе образования РФ:

·       – Законодательно-правовые акты и нормативные документы;

·       – Методические рекомендации реализации Программы учебного предмета «Биология» в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

·       – Организационно-методическая документация;

3. Проведение инструктажа по заполнению Классных журналов.

2

Диагностическая деятельность

1. Выявление педагогического потенциала и педагогических затруднений молодого специалиста, уровня владения ИКТ (беседа, анкетирование).

2. Персональный контроль учителя в плане ВШК: посещение уроков, внеурочных занятий, внеурочных мероприятий, проводимых учителем; изучение документации, которую ведет учитель (наблюдение, анализ).

3. Диагностика (выявление факторов тревожности, затруднений в работе, психоэмоционального выгорания)

3

Развивающая деятельность: дидактический аспект

1. Оказание помощи в составлении планирования деятельности учителя.

2. Методическая помощь учителю в организации образовательной деятельности по проведению уроков, внеурочных занятий: разработка сценария занятия, выбор оптимальных технологий, форм, методов, приемов работы с учетом специфики классов.

3. Изучение способов и форм оценивания.

4. Изучение особенностей использования интерактивного учебного оборудования, ЦОР, ЭОР.

7. Рассмотрение вопроса об организации работы с детьми разных категорий: детей с ОВЗ, одаренных и высокомотивированных учащихся, учащихся «группы риска», детей-сирот.

4

Развивающая деятельность: воспитательный аспект

1. Использование воспитательной работы с классом на год. Особенности составления плана воспитательной работы с учетом рабочей программы воспитания.

2. Консультирование по вопросам проведения внеклассных мероприятий, классных часов.

3. Методика проведения родительских собраний. Содержание, формы и методы работы с родителями

5

Развивающая деятельность: саморазвитие

1. Самообразование как источник индивидуального роста педагога: помощь в выборе темы по самообразованию и организации работы по самообразованию.

2. Развитие у педагога навыков педагогического проектирования.

3. Рекомендации по оформлению портфолио учителя биологии.

4. Знакомство с условиями аттестации на квалификационную категорию.

5. Участие педагога в конкурсном движении.

8. Посещение уроков, мероприятий опытных педагогов с последующим обсуждением.

9. Привлечение учителя к активному участию в инновационной работе школы, города (участие в семинарах, мастер-классах и др.).

10. Помощь в разработке методических материалов.

6

Коррекционная деятельность

1. Персональный контроль учителя в плане ВШК: коррекция выявленных затруднений.

2. Оказание коррекционной помощи, проведение профессиональных тренингов.

5.     Календарный план работы с молодым специалистом на 2022 – 2023 учебный год

Сроки

Содержание мероприятий

Информационная деятельность

Диагностическая деятельность

Развивающая деятельность

Коррекционная деятельность

Сентябрь  

Проведение инструктажей по охране труда: вводного, первичного.

Ознакомление с основными локальными нормативными актами школы, инструкциями, документацией учителя.

Практическое занятие «Ведение документации учителя» (планирование, журналы).

Проведение инструктажа по заполнению журнала.

Выявление педагогического потенциала и педагогических затруднений молодого специалиста, уровня владения ИКТ (беседа, анкетирование)

Оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования по предмету.

Персональный контроль учителя в плане ВШК: коррекция выявленных затруднений

Октябрь

Ознакомление с планированием образовательного процесса для всего класса или отдельных обучающихся с выдающимися способностями или особыми образовательными потребностями с учетом специфики состава обучающихся

Выявление педагогического потенциала и педагогических затруднений молодого специалиста, уровня знаний педагогики и психологии, возрастной физиологии и школьной гигиены (беседа, анкетирование)

Консультации по вопросу возрастных, психологических особенностей детей.

Практикум «Формы и методы работы с детьми». Анализ педагогических ситуаций.

Персональный контроль учителя в плане ВШК: коррекция выявленных затруднений

Ноябрь

Ознакомление с трудовыми функциями педагога в рамках профстандарта. «Профессиональный стандарт. Педагог (учитель)».

Диагностика (выявление факторов тревожности, затруднений в профессиональной деятельности).

Рекомендации по оформлению портфолио педагога.

Беседа «Анализ различных стилей педагогического общения»

Коррекция выявленных затруднений.

Декабрь 

Современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Персональный контроль педагога в плане ВШК: посещение уроков, внеурочных занятий

Практикум «Применение современных образовательных технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы».

Методическая помощь учителю в планировании и осуществлении учебного процесса в соответствии с основной общеобразовательной программой: разработка конспекта урока, выбор оптимальных технологий, форм, методов, приемов работы с учетом специфики классов.

Персональный контроль учителя в плане ВШК: коррекция выявленных затруднений

Январь – февраль

Организация самостоятельной деятельности обучающихся, в том числе исследовательской

Выявление педагогического потенциала и педагогических затруднений молодого специалиста (беседа)

Совместная разработка сценариев конспектов уроков, занятий внеурочной деятельности. Взаимное посещение уроков, проведение самоанализа деятельности.

Оказание коррекционной помощи

Март

Использование современных способов обучения и оценивания с применением информационно-коммуникационных технологий в условиях перехода на дистанционное обучение

Персональный контроль учителя в плане ВШК: Контроль проведения уроков, внеурочных занятий с использованием ЭО и ДОТ.

Организация и проведение он-лайн уроков, внеурочных мероприятий, оказание методической помощи.

Оказание коррекционной помощи, проведение профессиональных тренингов

Апрель

Оказание помощи в подготовке и проведении итоговых контрольных работ по предмету.

Изучение документации, которую ведет педагог (Классные журналы, Журналы внеурочной деятельности)

Консультация по организации и осуществлению контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе

Персональный контроль педагога в плане ВШК: коррекция выявленных затруднений.

Май 

Анализ работы педагога за учебный год.

Статистические и аналитические данные по всем видам работы педагога.

Помощь в составлении анализа работы за год, планировании на следующий учебный год 

Практикум «Планирование работы на следующий учебный год с учетом анализа работы»

Персональный контроль педагога в плане ВШК: коррекция выявленных затруднений.

 


Приложение 2

 

Показатели системы оценки

профессиональной деятельности молодого педагога

 

1.Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов в сфере образования.

2.Культура ведения документации.

3.Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей, общества.

4.Реализация современных образовательных программ, методик и технологий обучения и воспитания.

5. Использование в профессиональной деятельности информационно-коммуникационных технологий.

6. Комплексная система планирования образовательной деятельности, индивидуальное сопровождение обучающегося.

7. Использование инновационных форм, методов образования.

8. Создание современной развивающей предметно-пространственной среды,

информационно-образовательной среды.

9. Обеспечение благоприятного микроклимата, психологического комфорта в классном коллективе.

10. Участие в инновационной работе.

11. Осуществление самообразования.

12. Профессиональная компетентность в вопросах воспитания и обучения детей.

13. Дисциплинированность и ответственность.

14. Достижения обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Анкета для педагога наставника

для анализа промежуточных результатов работы

 

Уважаемый педагог!

Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить процесс адаптации и наставничества новых работников в нашей организации.

К Вам прикреплен молодой педагог. Ответьте, пожалуйста, как строится ваше взаимодействие, и как Вы оцениваете результат.

 

Вопрос

Оценка

 (по шкале от 1 до 5)

1. Достаточно ли было времени, проведенного Вами с молодым педагогом, для получения им необходимых знаний и навыков?

 

2. Насколько точно следовал Вашим рекомендациям молодой педагог?

 

3. В какой степени затраченное на наставничество время было посвящено проработке теоретических знаний?

 

4. В какой степени затраченное на наставничество время было посвящено проработке практических навыков?

 

5. Насколько, по Вашему мнению, молодой педагог готов к
самостоятельному исполнению должностных обязанностей
благодаря пройденному наставничеству?

 

6. Каков на данный момент, на Ваш взгляд, уровень
профессионализма молодого педагога?

 

7. Какой из аспектов адаптации, на Ваш взгляд, является
наиболее важным для молодого педагога при прохождении наставничества? Расставьте баллы от 1 до 5 для каждого из параметров:

 

– помощь при вхождении в коллектив, знакомство с принятыми правилами поведения;

 

– освоение практических навыков работы;

 

– изучение теории, выявление пробелов в знаниях;

 

– освоение административных процедур и принятых правил делопроизводства

 

8. Какой из используемых Вами методов обучения Вы считаете наиболее эффективным?

Расставьте баллы от 1 до 5 для каждого из методов:

 

– самостоятельное изучение молодым педагогом материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по электронной почте;

 

– в основном самостоятельное изучение молодым педагогом материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по телефону;

 

– личные консультации в заранее определенное время;

 

– личные консультации по мере возникновения необходимости;

 

– поэтапный совместный разбор практических заданий

 

 

 

Ваши предложения по организации процесса наставничества в образовательной организации:

__________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 4

 

Анкеты для молодого педагога

 

Вводная анкета

 

1.Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

- Да

- Нет

- Частично

 

2.Каких знаний, умений, навыков вам не хватает в настоящее время? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

3. В каких направлениях организации воспитательно-образовательного процесса вы испытываете трудности?

- в календарно-тематическом планировании

- в составлении рабочей программы

- в составлении перспективного планирования

- в составлении индивидуальных образовательных маршрутов

- в ведении другой документации (укажите, какой)  __________________________________________________________________

- в проведении организованной образовательной деятельности

- в проведении педагогической диагностики

- в проведении воспитательных мероприятий

- в проведении совместных мероприятий с родителями обучающихся

- в проведении других мероприятий (укажите, каких) _____________________________________________________________

- в общении с коллегами, администрацией

-в общении с обучающимися

- в общении с родителями обучающихся

- другое (допишите) _____________________________________________

 

4. Что представляет для вас наибольшую трудность?

- целесообразно организовать рабочее пространство

- формулировать цели, задачи

- выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей организованной образовательной деятельности

- мотивировать деятельность обучающихся

- формулировать вопросы проблемного характера

- создавать проблемно-поисковые ситуации

- подготавливать для обучающихся задания различной степени трудности

- активизировать деятельность обучающихся в ходе образовательного процесса

- организовывать сотрудничество между обучающимися

- организовывать само и взаимоконтроль обучающихся

- реализовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении

- развивать способности обучающихся

- другое (допишите) _______________________________________________

 

5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

- самообразованию

- практико-ориентированному семинару

- курсам повышения квалификации

- мастер-классам

- творческим лабораториям

- индивидуальной помощи со стороны наставника

- школе молодого педагога

- другое (допишите) _________________________________________________

 

6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

- типы занятий, методика их подготовки и проведения

- методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе

- приемы активизации познавательной деятельности обучающихся

- оценка достижений обучающихся, динамики развития

- психолого-педагогические особенности обучающихся разных возрастов

- урегулирование конфликтных ситуаций

- формы работы с родителями

- формы и методы педагогического сотрудничества с обучающимися

- другое (допишите) ___________________________________________

 

 

 

 

 


Продолжение приложения 4

 

Анкета для молодого педагога

для анализа промежуточных результатов работы

 

Уважаемый педагог!

Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить в нашей организации адаптацию новых работников. Для быстрого и легкого погружения в рабочий процесс Вам был назначен наставник. Ответьте на вопросы, как строилось Ваше взаимодействие с наставником. Выберите наиболее подходящий ответ или укажите свой вариант ответа.

 

1. Как Вы можете охарактеризовать периодичность общения с наставником? Отметьте подходящий вариант или напишите свой:

- каждый день;

- один раз в неделю;

- 2–3 раза в месяц;

- вообще не встречались;

- другое___________________________________________________________

 

2. Какое время в среднем в неделю у Вас уходило на общение с наставником?

- 3,5–2,5 часа в неделю;

- 2–1,5 часа в неделю;

- полчаса в неделю;

- другое___________________________________________________________

 

3. Как строилось Ваше общение с наставником? Оцените в процентном соотношении, когда Вы были инициатором общения и когда он, по схеме «Вы – наставник»:

- 30–70 процентов;

- 60–40 процентов;

- 70–30 процентов;

- 80–20 процентов;

- другое___________________________________________________________

 

4. Всегда ли наставник мог дать ответы на Ваши вопросы?

- да, всегда;

- нет, не всегда;

- нет, никогда;

- другое___________________________________________________________

 

5. Давал ли Вам наставник обратную связь по результатам работы, говорил о том, что Вы делаете правильно, неправильно, что можно улучшить?

- да, каждый раз после окончания задания;

- да, раз в неделю вне зависимости от окончания задания подводил итог;

- да, раз в месяц;

- нет;

- другое ___________________________________________________________

6. Какие формы совместной работы с наставником были для Вас наиболее эффективными?

 

7. Какие формы совместной работы с наставником были для Вас наиболее неэффективными?

__________________________________________________________________

 

8. Ваши предложения по организации работы с педагогом наставником на следующий период _________________________________________________


Продолжение приложения 4

АНКЕТА

для изучения трудностей в работе молодого специалиста

№ п\п

 

Аспект педагогической деятельности

 

 

Степень затруднения

Очень сильная

сильная

средняя

Нет затруднений

1

2

3

4

5

6

1

Тематическое планирование

 

 

 

 

2

Поурочное планирование

 

 

 

 

3

 Овладение содержанием новых программ и учебников

 

 

 

 

4

Умение поставить цели урока

 

 

 

 

5

Умение отобрать материал к уроку в соответствии с поставленной целью.

 

 

 

 

6

Использование разнообразных эффективных форм обучения

 

 

 

 

7

Использование элементов современных педагогических технологий

 

 

 

 

8

Проведение практических, лабораторных работ, предусмотренных программой

 

 

 

 

9

Выявление типичных ошибок и затруднений школьников в учении

 

 

 

 

10

Организация разноуровневой и индивидуальной работы с учащимися

 

 

 

 

11

Использование межпредметных связей

 

 

 

 

12

Владение диагностическими методами и инструментарием

 

 

 

 

13

Учет и оценивание учебных достижений

 

 

 

 

14

Работа с одаренными детьми

 

 

 

 

15

Работа со слабоуспевающими

 

 

 

 

16

Обеспечение дисциплины и активного внимания на уроке

 

 

 

 

17

Умение провести самоанализ урока

 

 

 

 

18

Умение провести анализ урока другого учителя

 

 

 

 

19

Организация внеклассной работы по предмету

 

 

 

 

20

Развитие интереса к предмету, потребностей к знаниям

 

 

 

 

21

Планирование самообразования и

повышение педагогического мастерства

 

 

 

 

22

Описание собственного опыта работы

 

 

 

 

 


Приложение 5

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С МОЛОДЫМ ПЕДАГОГОМ

 

Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным и приносило желаемый эффект, педагогу-наставнику необходимо помнить о правилах общения, которые необходимо соблюдать.

1. Не приказывать. Наставник должен помнить, что фраза, содержащая обязательство какого-либо рода, вызывает протест. В процессе общения с молодыми учителями следует отказаться от фраз типа «вы должны», «вам необходимо», «вам нужно» и т. п. Естественной их реакцией на эту фразу могут стать слова: «Ничего я вам не должен. Как хочу, так и работаю!»

2. Не угрожать. Любая угроза – это признак слабости. Угроза со стороны наставника – это еще и признак педагогической несостоятельности, некомпетентности. Угрозы или ультиматум со стороны учителя-наставника провоцируют конфликт. «Если Вы не будете выполнять мои требования, то...» – подобные замечания свидетельствуют о неумении наставника аргументировать свою педагогическую позицию, о непонимании ситуации, об отсутствии дипломатических навыков общения. Этот прием не способствует установлению отношений сотрудничества и взаимопонимания между наставником и подопечным.

3. Не проповедовать. «Ваш профессиональный долг обязывает...», «На Вас лежит ответственность...» – эти воззвания чаще всего являются пустой тратой времени. Они не воспринимаются и не осознаются молодыми специалистами как значимые, вследствие их абстрагированности от реальной педагогической ситуации.

4. Не поучать. Наставник должен помнить о том, что нет ничего хуже, чем навязывать свою собственную точку зрения собеседнику («если бы Вы послушали меня, то...», «если бы Вы последовали примеру....»).

5. Не подсказывать решения. Наставник не должен «учить жизни» молодого учителя. «На Вашем месте я бы...» – эта и подобные ей фразы не стимулируют процесс профессиональной поддержки, поскольку произносятся чаще всего с оттенком превосходства и ущемляют, таким образом, самолюбие молодого педагога.

6. Не выносить суждений. Высказывания со стороны наставника типа «Вы должны сменить место работы», «Вы слишком мало внимания уделяете работе» чаще всего наталкиваются на сопротивление и протест молодых учителей, даже в тех случаях, когда они абсолютно справедливы.

7. Не оправдывать и не оправдываться. Наставник потеряет значительную долю своего влияния, если будет строить свое взаимодействие с подопечными на основе этих приемов общения. «Вы организовали и провели урок не так уж плохо, как кажется на первый взгляд» – данная форма оправдания, конечно, снимает некоторое напряжение в отношениях, но делает существующую профессиональную проблему менее значимой для молодого учителя.

8. Не ставить «диагноз». «Вам нельзя работать в школе, Вы слишком эмоциональны» – такая фраза опытного педагога непременно насторожит молодого учителя и настроит его против наставника.

Литература

1.         Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.         Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».

3.         Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;

4.         Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»;

5.                  Ширшова И. А. «Адаптация молодого учителя к профессиональной деятельности в современной школе». Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». Том 27 (66). 2014 г. № 3 С. 3-17.

6.                  Большаков А.С. Организация процесса профессиональной адаптации молодого специалиста в системе образования [Текст] / А.С.Большаков// Упр. образованием. - 2010. - № 1. - С. 58-60.

7.                  Дроздова Н.А. Школа молодого учителя [Текст]/ Н.А.Дроздова // - 2012. - № 6. - С. 55-57.

8.                  Ситник, З. Н. Профессиональная адаптация молодого учителя в условиях пандемии / З. Н. Ситник, В. К. Яценко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 29 (424). — С. 123-126. — URL: https://moluch.ru/archive/424/94111/ (дата обращения: 01.03.2025).

9.                      Петренко, Е. И. Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении / Е. И. Петренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 256-260. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47316/ (дата обращения: 01.03.2025).

10.                  Дворядкина Д.А. Проблемы адаптации молодого учителя в современной школе: (Материалы IV Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2012 года) / Д.А. Дворядкина.-– Ростов-на-Дону, 2012. – 35 с.

11.                   Как сделать профессию учителя — профессией будущего! Уроки со всего мира. Аналитический доклад международного саммита, посвященного профессии учителя — Перевод с англ. Л.И. Заиченко, ред. Н.А. Заиченко. — СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, 2011. — 144 с.

12.                  Лучшие практики наставничества в образовательных организациях: сборник методических материалов / ОГАОУ ДПО «БелИРО»; Ж. М. Яхтанигова, Е. В. Чуприкова, К. С. Лагода, Е. А. Фатнева; под ред. Е. Н. Мясищевой. – Белгород : ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021.

13.                  Коучинг и наставничество. Практические методы обучения и развития. Эрик Парслоу. Издательство «Библос», 2020


14.                  Скачано с www.znanio.ru