Программа Наставника по направлению
«Становление молодого педагога»
Пояснительная записка
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с новыми требованиями, которые предъявляют к учителям «Профессиональный стандарт педагога», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н.
Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Настоящая примерная программа составлена в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Ульяновской области от 25.09.2019 № 109-ЗО «О статусе педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность на территории Ульяновской области», а так же на основании письма Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области от 21.08.2020 N2 73-ИОГВ—01-/88Оисх., во исполнение п.2 раздела IV Положения о категории педагог-наставник (приказ Министерства образования и науки Ульяновской области от 31 января 2020 г. N2 З).
Данная программа призвана помочь организации деятельности наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации.
Срок реализации программы: 3 года
Количество часов -72
Цель программы: повышение профессиональной компетентности наставляемого и создание условий для приобретения практических навыков, приемов, форм работы, методов, технологий организации создание условий для приобретения ими практических навыков, приемов, форм работы, методов, технологий организации работы учителя-предметника.
Задачи:
1.Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя;
2.Изучать и использовать на практике современные образовательные технологии, эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов;
3. Обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками;
3. Способствовать и оказывать методическую помощь в планировании работы учителя-предметника в аспекте современных подходов;
4. Оказывать методическую помощь и поддержку при выявлении трудностей при работе с обучающимися по овладению предмета;
5.Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.
Ожидаемые результаты
для молодого специалиста:
ü активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков при работе;
ü повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах методики преподавания предмета, педагогики, физиологии и возрастной психологии и образовательных технологий;
ü достижение положительной динамики и образовательных результатов обучающихся;
ü успешное прохождение процедуры аттестации.
для наставника:
ü эффективный способ самореализации;
ü повышение квалификации;
ü достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
для образовательной организации:
ü успешная адаптация молодых специалистов;
ü повышение уровня закрепляемых молодых специалистов в образовательных организациях района.
Принципы наставничества
- добровольность;
- гуманность;
- соблюдение прав молодого специалиста;
- соблюдение прав наставника;
- конфиденциальность;
- ответственность;
- искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
- взаимопонимание;
- способность видеть личность.
Примерная программа
работы наставника Михайловой Светланы Борисовны с молодым педагогом, учителем начальных классов Сорокиной Д.А.
|
Форма |
Перечень |
Содержание |
Сроки |
||||
1 год |
||||||||
I |
Мониторинг |
Определение потребностей наставляемого в осуществлении профессиональной деятельности. Выявление профессиональных проблем и образовательных запросов молодого специалиста. |
Подбор/разработка диагностических материалов, методик. Осуществление диагностических процедур (анкетирование, собеседование) Состояние индивидуального образовательного маршрута |
сентябрь |
||||
II. 1. |
Консультация |
Знакомство с нормативной документацией . Изучение нормативно-правовой базы. Ведение обязательной школьной документации |
Деятельность по изучению «Закона об образовании в РФ», локальных актов ОО. |
сентябрь
В течение года |
||||
2. |
Консультация |
Составление рабочей программы.
|
Составление рабочей программы, календарно-тематического планирования, программы внеурочной деятельности (особенности, требования, нормативные сроки) |
сентябрь |
||||
3. |
Консультация |
Обучение правилам заполнения электронного журнала |
Особенности, сроки, загрузка рабочих программ, составление отчетов по успеваемости, выведению среднего балла, дача домашнего задания |
сентябрь В течение года |
||||
4. |
Консультация |
Формирование позитивного имиджа педагога |
Знакомство с Профстандартом педагога. Подборка материалов по вопросам педагогической этики, риторики, культуры. Практикумы по решению педагогических ситуаций |
В течение года |
||||
5. |
Консультация |
Знакомство с кодексом педагога школы |
Знакомство с кодексом педагога школы |
сентябрь |
||||
6. |
Консультация |
Разработка программы индивидуального профессионального саморазвития педагог |
Разработка индивидуального образовательного маршрута на учебный год
|
сентябрь
|
||||
7. |
Консультация |
Изучение современных образовательных технологий и техник |
Изучение методической литературы. Просмотр видеоуроков с применением современных образовательных технологий |
В течение года |
||||
8. |
Консультация |
Требования к современному уроку |
Знакомство с требованиями к современному уроку (этапы урока, формирования целей, задач, рефлексия). Изучение образовательных платформ и ресурсов. Изучение методической литературы, онлайн ресурсов. Составление развернутого плана и конспекта урока. |
В течение года |
||||
9. |
Консультация |
Особенности проведения уроков онлайн |
Изучение образовательных платформ для проведения уроков. Особенности проведения онлайн уроков |
В течение года |
||||
10. |
Консультация |
Анализ и самоанализ урока |
Составление памятки по самоанализу урока Анализ схем для анализа уроков изучение методической литературы |
В течение года |
||||
11. |
Консультация |
Проектирование уроков в контексте требований ФГОС |
Требования и особенности уроков по ФГОС |
В течение года |
||||
III. 1. |
Образовательные мероприятия |
Проведение уроков |
Взаимопосещение уроков и их анализ |
В течение года |
||||
2. |
Образовательные мероприятия |
Проведение мастер - классов |
Открытые занятия наставника, педагогов школы, их анализ. |
В течение года |
||||
3. |
Образовательные мероприятия |
Проведение творческих и педагогических мастерских
|
Открытые мероприятия наставника, наставляемого педагогов школы, их анализ. |
В течение года |
||||
4. |
Образовательные мероприятия |
Подготовка открытых уроков |
Планирование и подготовка открытого урока, анализ Практикумы по планированию каждого этапа учебного занятия. Разработка инструментария для самостоятельного проектирования урока |
В течение года |
||||
5. |
Образовательные мероприятия |
Итоги реализации программы |
Подготовка отчета наставника и самоанализ наставляемого |
май |
||||
2 год |
||||||||
I. 1. |
Консультация |
Построение индивидуальных маршрутов обучающихся наставляемым педагогом. |
Изучение положений о предметных олимпиадах, конкурсах, творческих проектах
Постановка новых образовательных и профессиональных задач |
В течение года |
||||
2. |
Консультация |
Выбор методической темы самообразования |
Оказание методической помощи наставником при выборе и формулировке темы с учетом требований наставляемого педагога, освоение технологии работы над выбранной темой |
сентябрь |
||||
3. |
Консультация |
Проектирование уроков в контексте требований ФГОС |
Анализ образовательных технологий Разработка уроков |
В течение года |
||||
4.
|
Консультация |
Создание портфолио |
Требования к портфолио Разделы, наполнение Анализ готовых портфолио Электронное и бумажное портфолио (плюсы и минусы) |
октябрь |
||||
5. |
Консультация |
Организация продуктивной деятельности |
Разработка КИМов для входящей, промежуточной и итоговой аттестации
|
октябрь-май |
||||
6. |
Консультация |
Планирование урока с применением системно-деятельностного подхода |
Организация самостоятельного проектирования урока с применением системно - деятельностного подхода Анализ и самоанализ уроков.
|
В течение года |
||||
7. |
Консультация |
Создание личного сайта |
Создание сайта на образовательном портале nsportal.ru Создание странички на официальном школьном сайте kuzschool1.ru |
В течение года |
||||
8. |
Консультация |
Введение в процесс аттестации.
|
Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников Требования к квалификации. |
В течение года |
||||
9. |
Консультация |
Мониторинг профессионального роста |
Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга |
май |
||||
10. |
Консультация |
Планирование работы на новый учебный год |
Постановка целей и задач для профессионального роста |
май |
||||
II. 1. |
Образовательные мероприятия |
Посещение и взаимопосещение уроков |
Подготовка уроков Анализ и самоанализ уроков |
В течение года |
||||
2. |
Образовательные мероприятия |
Подготовка и проведение открытого урока в рамках методической недели, в рамках недели молодых педагогов |
Подготовка уроков
Анализ и самоанализ уроков |
В течение года |
||||
3. |
Образовательные мероприятия
|
Проведение творческой мастерской |
Подготовка творческой мастерской |
В течение года |
||||
III. 1. |
Мастер- класс |
Посещение мастер -класса наставника, учителей с применением различных образовательных технологий |
Анализ мастер - класса |
В течение года |
||||
2. |
Мастер- класс |
«Мини-проекты как форма проведения внеклассного мероприятия» |
1.Проведение, анализ 2.Формы мини-проектов 3.Обсуждение эффективности данной формы проведения |
В течение года |
||||
3. |
Мастер- класс |
«Как подготовить провести открытый урок?» |
1.Этапы подготовки 2.Формы проведения 3.Анализ |
В течение года |
||||
4. |
Мастер- класс |
«Игровые технологии на уроках в начальных классах» |
1.Этапы подготовки 2.Формы проведения 3.Анализ |
В течение года |
||||
5. |
Мастер- класс |
Итоги реализации программы
|
Подготовка отчета наставника |
май |
||||
|
3 год |
|||||||
I. 1. |
Консультация |
Разработка рабочей программы внеурочной деятельности. Ведение школьной документации. |
Индивидуальное консультирование по возникающим вопросам |
сентябрь
|
||||
2. |
Консультация |
Организация внеурочной деятельности |
Организация и проведение практикума по реализации программы внеурочной деятельности. |
в течение года |
||||
3. |
Консультация |
Аттестация |
Консультирование по оформлению документов |
в течение года |
||||
4. |
Консультация |
Продуктивная деятельность |
Организация деятельности педагогической мастерской по разработке и реализации межпредметного проекта |
апрель |
||||
5. |
Консультация |
Методическая выставка достижений молодого специалиста |
Оказание методической помощи |
в течение года |
||||
II. 1. |
Мастер- класс |
Изучение кейс технологии |
Показать опыт работы по применению педагогической технологии, обсуждение плюсов и минусов |
в течение года |
||||
2. |
Мастер- класс |
Использование образовательной платформы «Учи.ру» для осуществления обучения в дистанционном формате |
Показать опыт работы по применению педагогической технологии, обсуждение плюсов и минусов Регистрация на платформе Изучение образовательных ресурсов сервиса |
в течение года |
||||
3. |
Мастер- класс |
Участие в международных проектах |
Виды и формы международных проектов |
в течение года |
||||
III. 1. |
Образовательные мероприятия |
Посещение и взаимопосещение уроков |
Подготовка уроков Анализ и самоанализ уроков |
В течение года |
||||
2. |
Образовательные мероприятия |
Подготовка и проведения открытого урока в рамках методической недели, в рамках недели молодых педагогов |
Подготовка уроков
Анализ и самоанализ уроков |
В течение года |
||||
3. |
Образовательные мероприятия |
Проведение творческой мастерской |
Подготовка творческой мастерской |
В течение года |
||||
4. |
Образовательные мероприятия |
Посещение уроков по подготовку обучающихся к ВПР |
Анализ форм и методов работы |
В течение года |
||||
5. |
Образовательные мероприятия |
Мониторинг профессионального роста |
Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга |
май |
||||
6. |
Образовательные мероприятия |
Итоги реализации программы |
Подготовка отчета наставника и наставляемого |
май |
||||
Формы
и методы
работы педагога-наставника с молодым специалистом:
· консультирование (индивидуальное, групповое, онлайн );
· активные методы (семинары, практические занятия, посещение уроков и классных часов, различных внеклассных мероприятий, родительских собраний, тренинги, собеседование, анализ проведенных мероприятий, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др).
Деятельность наставника
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий классного руководителя, знакомит с правилами ведения документации, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Типовой план работы педагога - наставника
Наставник Михайлова Светлана Борисовна
Наставляемое лицо Сорокина Дарья Антоновна,
учитель начальных классов
№п/п |
Вид деятельности |
Периодичность |
Количество часов в год |
1. |
Проведение совместных и индивидуальных образовательных мероприятий – открытых уроков, мастер-классов, творческих и педагогических мастерских, внеурочных мероприятий по предмету |
1 раз в месяц |
24 |
2. |
Посещение и анализ совместных и индивидуальных образовательных мероприятий- уроков и внеклассных мероприятий по предмету |
1 раз в месяц |
24 |
3. |
Проведение консультаций для наставляемых лиц по вопросам подготовки к организации образовательной деятельности с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети с ОВЗ, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации). Проведение консультаций по ведению документации, составлению рабочих программ, подготовки к ВПР |
1 раз в месяц |
24 |
4. |
Организация и проведение круглых столов, заседаний школьного методического объединения, семинаров (заседаний творческих лабораторий) по организации успешной работы учителя-предметника |
1 раз в месяц |
24 |
5. |
Обеспечение сопровождения наставляемого лица при подготовке к участию в конкурсах профессионального мастерства разного уровня, а также иных профессиональных мероприятиях, направленных на представление педагогических опыта и практики. Методическая помощь при публикации разработок внеклассных мероприятий, классных часов в сети Интернет на педагогических порталах и размещения методических разработок на индивидуальном сайте или блоге молодого специалиста
|
1 раз в месяц |
24 |
6. |
Обеспечение ведения в иформационно -телекоммуникационной сети Интернет личного сайта, блога, в том числе и страницы в социальной сети, страницы на сайте образовательной организации |
Ежемесячно в течение года |
20 |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.