Муниципальное автономное образовательное учреждение
гимназия №15.
Согласовано Заместитель директора по УВР ______________________ «___» ________________________ 2019 г. |
Утверждаю Директор МАОУ гимназии №15 ___________________________ «___» ________________________ 2019.
|
Рабочая программа
по курсу «Основы светской этики»
Составитель учитель начальных классов: Салова А.Е.
2019-2020 учебный год
Содержание
Пояснительная записка………………………………………. ……
Формы и виды организации учебной деятельности на уроках.……………………………………………………………….
Тематическое планирование……………………………………….
Предметные
результаты……………………………………………
Материально-техническое обеспечение для
преподавания учебного предмета
«Основы светской этики»………………………………………….
Учебно-методические издания………………………………………..
Пояснительная записка
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-ых классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.
Особое значение в наше время приобретает духовно-нравственное воспитание школьников.
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в стране, в современном мире, заставляют в очередной раз задуматься о будущем России. В настоящее время утрачены многие нравственные ориентиры. Основой для данного курса является концепция « Духовно-нравственного воспитания». Бесспорно, что начинать заниматься нравственным воспитанием необходимо тогда, когда личность только формируется, складывается. В возрасте 10 лет ребёнок становится младшим подростком. Это один из самых сложных периодов развития школьников. В это время он переживает возрастной кризис и информационная среда оказывает не всегда положительное влияние на его формирование, как личности. Модуль «Основы светской этики» рассказывает о системе вечных ценностей, разнообразном опыте нравственной жизни, о примерах человеческого подвига во имя высших идеалов.
При изучении предмета «Основы светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».
Через литературные произведения, притчи, исторические факты, произведения изобразительного искусства можно добиться на культурологическом уровне развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, социальных явлений и традиций.
Для успешности реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает совместное воспитание младшего школьника: через семейные традиции и опыт старших поколений, доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные семейные ценности, организация внеклассных мероприятий, выработку согласованных действий и единых требований школы и семьи.
.
Цели: Формирование нравственных качеств личности
Задачи:
Формы и виды организации учебной деятельности на уроках.
Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:
словесных;
наглядных;
практических;
проблемно-поисковых;
репродуктивных;
взаимные вопросы и задания групп;
уроки – экскурсии;
деловые и ролевые игры;
викторины и конкурсы;
беседа.
интервью.
драматизация (театрализация).
составление словаря терминов и понятий .
составление галереи образов.
использование информационно-коммуникационных технологий.
Домашние задания:
- Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).
- Заучивание ( минимального количества дат, терминов, имен).
- Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).
- Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов, выписки.
- Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.).
Тематическое планирование
№ темы |
Тема |
Количество часов |
Внеурочная работа |
I. |
Введение. Этика общения. |
4 |
|
1. |
Добрым жить на белом свете веселей. |
1 |
|
2. |
Правила общения для всех. |
1 |
|
3. |
От добрых правил – добрые слова и поступки. |
1 |
|
4. |
Каждый интересен. |
1 |
|
II. |
Основы светской этики. Этикет. |
4 |
|
5. |
Премудрости этикета. |
1 |
|
6. |
Красота этикета. |
1 |
|
7. |
Простые школьные и домашние правила этикета. |
1 |
|
8. |
Чистый ручеёк нашей речи. |
1 |
Проект по теме. |
III. |
Этика человеческих отношений. |
4 |
|
9. |
В развитии добрых чувств – творение души. |
1 |
|
10. |
Природа – волшебные двери к добру и доверию. |
1 |
Праздник для родителей. |
11. |
Чувство Родины. |
1 |
|
12. |
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Всюду добрые люди вокруг», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Всюду добрые люди вокруг», «Мой дедушка – защитник Родины», «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил (А. де Сент-Экзюпери)», и т.д. |
1 |
Проекты. |
13. |
Жизнь протекает среди людей. |
1 |
|
IV. |
Этика отношений в коллективе. |
4 |
|
14. |
Чтобы быть коллективом. |
1 |
|
15. |
Коллектив начинается с меня. |
1 |
|
16. |
Мой класс – мои друзья. |
1 |
Творческая работа. |
17. |
Ежели душевны вы и к этике не глухи. |
1 |
|
I. |
Простые нравственные истины. |
4 |
|
18. |
Жизнь священна. |
1 |
|
19. |
Человек рождён для добра. |
1 |
|
20. |
Милосердие – закон жизни. |
1 |
|
21. |
Жить во благо себе и другим. |
1 |
|
II. |
Душа обязана трудиться. |
4 |
|
22. |
Следовать нравственной установке. |
1 |
|
23. |
Достойно жить среди людей. |
1 |
|
24. |
Уметь понять и простить. |
1 |
|
25. |
Простая этика поступков. |
1 |
|
III. |
Посеешь поступок – пожнёшь характер. |
4 |
|
26. |
Общение и источники преодоления обид. |
1 |
|
27. |
Ростки нравственного опыта поведения. |
1 |
|
28. |
Доброте сопутствует терпение. |
1 |
|
29. |
Действия с приставкой «со». |
1 |
|
IV. |
Судьба и Родина едины. |
3 |
|
30. |
С чего начинается Родина… |
1 |
|
31. |
В тебе рождается патриот и гражданин. |
|
|
32. |
Человек – чело века. |
1 |
|
33. |
Слово, обращённое к себе. |
|
|
34. |
Обобщение. Проекты. |
1 |
Проекты |
|
Всего |
32 |
|
|
|
|
|
Предметные результаты
• Готовность к нравственному
самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• понимание значения нравственности в жизни
человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о
народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
• первоначальные представления об исторической
роли этики в Российской культуре;
• становление внутренней установки личности
поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на
свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
• осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
• Освоение начальных форм познавательной и
личностной рефлексии;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения на
оценку событий;
• овладение начальными сведениями о сущности и
особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета.
Материально-техническое обеспечение для преподавания учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
1. Ресурсы школьной библиотеки и методического кабинета.
2. Уроки «Основы светской этики» проводятся в кабинете, оборудованном интерактивной доской, экранно-звуковым оборудованием, телевизором.
Учебно-методические издания:
1.Электронное приложение к учебнику «Основы светской этики»
2.Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя.
3.Учебник «Основы светской этики» автор А.И. Шемшурина. (Москва, «Просвещение», 2017).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.