муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №38»
Принято Утверждено
Методическим советом Заведующим
МАДОУ №38 МАДОУ №38
«___»_____________2018г.
______/Ю.А.Николаева
«___»______2018г.
ПРОГРАММА
кружка «Пальчиковые игры»
для детей раннего возраста
Составила:
Полуяхтова И.В., воспитатель
г.о. Сухой Лог, 2018г
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………… ……………………3 - 4
2. Содержание программы…………………………………………………..5 - 11
3. Учебно-тематический план……………………………..................................12
4. Примерное тематическое планирование материала: …………………..11- 21
5. Приложение ……………………………………………. ………………...22-36
6. Литература………………………………………………….............................37
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В.А. Сухомлинский
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования в системе педагогической деятельности была принята за основу личностно - ориентированная модель обучения и воспитания. В связи с вступлением ФГОС ДО сегодня на дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что ранний дошкольный возраст – это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком, с человеком на всю жизнь.
Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. Одним из показателей и условий хорошего нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений.
Тема развития мелкой моторики рук, обусловлена и тем, что у большинства современных детей все чаще специалистами отмечается общее моторное отставание и слабое развитие моторики рук. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
Согласно исследованиям учёных (Сухомлинский В.А, Кольцова М.М., Эльконин Д.Б, Выготский Л.С. и др.) под понятием «мелкая моторика» -понимается совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Известный педагог Сухомлинский В.А. считает, что в раннем дошкольном возрасте работа в дошкольном учреждении, по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу о том, что использование пальчиковых игр и упражнений, наиболее эффективное средство для осуществления развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста, так как решает сразу комплекс задач: увлекает детей, тренирует точность двигательных реакций, развивает координацию движений, помогает концентрировать внимание.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Актуальность:
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, психологи и педагоги рассматривают мелкую моторику как один из показателей физического и нейропсихического развития ребенка. Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Развитие навыков мелкой моторики в раннем возрасте важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Выполняя пальчиками различные движения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которые не только оказывают благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Любая пальчиковая игра или упражнение требует усидчивости, терпения, развивает навыки выполнения действий по заданному образцу, что способствует развитию фантазии и двигательной активности кисти руки. Двигательная активность, увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, воображение, способствует автоматизации звуков.
Аргументируя свою собственную точку зрения, что в раннем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Поскольку проблема развития мелкой моторики дошкольников является крайне важной, воспитателям необходимо провести с детьми углублённую работу в этом направлении, обеспечивая тесный контакт с логопедом, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу (с группы раннего возраста). Зная, что эпизодическая нерегулярная деятельность не сможет дать заметного положительного эффекта, я решила создать свою, приемлемую для нашей возрастной группы и существующих материальных условий, систему занятий с детьми.
Учитывая возрастные особенности детей, я сочла, что наиболее оптимальным для проведения индивидуальных и групповых упражнений является время, отведённое для игр во второй половине дня. Кроме того, иногда, по мере необходимости, я включала игры с пальчиками в занятия в качестве физкультминутки.
Изучив работы по развитию мелкой моторики разных авторов, я отметила, что одни из них отдают предпочтение штриховке и рисованию (Е.В.Черных), другие – теневому театру (А.В.Мельникова), третьи лепке, конструированию (З.И.Богатеева), четвёртые – упражнения с пальчиками (Т.В.Фадеева) и др. На основании всего изученного мною была разработана программа кружка «Пальчиковые игры»
Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и навыков ручной умелости.
Новизна программы:
· обучение детей проводится в группе раннего возраста;
· подобран и систематизирован материал пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
· занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях включает не только пальчиковые игры, а также используется и природный материал - желуди, орехи, фасоль. Интересны для детей и упражнения, где дети сами могут сочинять сюжет сказок, изображать героев.
Задачи программы:
Обучающие:
Научить детей четко произносить слова потешек и стихотворений, сочетая их с движениями
Знакомить детей с названием пальчиков
Формировать навыки исполнительского мастерства.
Развивающие:
Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук
Развивать память, звуковую культуру речи.
Воспитывающие:
Воспитывать в детях усидчивость.
Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Принципы работы по развитию моторики
Эффективность коррекционной работы будет высокой при условии соблюдения некоторых принципов:
1. Принцип осознания совершаемых действий. Действия ребенка в процессе занятия желательно сопровождать проговариванием взрослым этих действий. Например: «Скажи, какой пальчик сейчас работает?», «Наши пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?» и т.п.
Данный принцип полезен для формирования межфункциональных связей мозговых структур.
2. Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена разными детьми при разном количестве занятий. Педагогу следует отрабатывать навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.
3. Принцип обратной связи. Педагог по ходу занятия комментирует, помогает, подсказывает и оценивает действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий (формирование правильной двигательной памяти). Применение данного принципа также позволяет ребенку быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.
Формы и режим занятий: Программа рассчитана на 1 занятие в неделю. На первом занятии детей знакомят с пальчиковыми играми и элементами массажа, на втором занятии задания повторяются.
Занятия проводятся в группах (10 человек) по 10-15 минут и предполагают использование следующих форм:
· Беседа,
· художественное слово
· дидактическая игра
· физические упражнения
· индивидуальная корректировка действий.
Направленность программы:
Программа включает в себя следующие разделы:
· пальчиковая гимнастика
· пальчиковые игры
· инсценировки
· изобразительная деятельность
· игры и действия с предметами.
· Работа с родителями:
· - выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
· - консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», « Пальчиковые шаги»;
· мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;
· - беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»
· - дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;
· - семинар – практикум «Роль пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста».
· Срок реализации программы:
· Программа рассчитана на 1 год обучения.
Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:
Обучаясь по данной программе, к концу обучения дети
должны знать:
· названия пальцев рук, их очередность
· народные потешки, небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующие тексту
должны уметь:
· управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности
· согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек
· ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз»
· выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе.
· у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.
Организационные принципы
Программа кружка «Пальчиковые игры» адресована дошкольникам группы раннего возраста и рассчитана на 1 год обучения. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Поэтому численность детей в группе кружка должна составлять не более 10 человек. Занятия проводятся один раз в неделю с 1 сентября по 31 мая
Год обучения |
Количество детей в группе |
Время проведения занятия |
Количество занятий |
|||
Четверг |
16.00-16.15 |
в неделю |
в месяц |
в год |
||
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах (сентябрь, май). Для проведения мониторинга образовательного процесса используется тестирование по следующим показателям:
· дифференцированности движений рук и пальцев рук, координированности и синхронности движений рук, концентрация внимания на одном виде деятельности.
- насколько точно выполняется действие;
- способность к переключению с одного движения на другое, трудности нахождения поз
- точность движений пальцев рук, дифференцированность пальцев рук, координация движений пальцев рук;
- способность синхронно выполнять движения обеими руками
Оценка в баллах:
0 баллов: задание не принимает, действует неадекватно;
1 балл: испытывает трудности в нахождении поз, наличие персевераций;
2 балла: отмечается дифференцированность движений пальцев рук, достаточная координация при отсутствии синхронности движений обеих рук;
3 балла: способен синхронно и точно выполнять движения обеими руками.
· Развитие речи, умение пересказать небольшой отрывок сказки, , ориентировка в пространстве
- Знание народных потешки, скороговорки, текста небольших стихотворений и инсценировок
- Знать названия пальцев рук, ориентироваться в их местоположении;
- Ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
Оценка в баллах:
0 баллов: не может рассказать не одной пальчиковой игры, не ориентируется в названиях пальцев рук и пространственном ориентировании;
1 балл: играет в пальчиковую игру с помощью взрослого, повторяет только движения, соответствующие тексту, испытывает трудности в ориентировании в пространстве;
2 балла: для проведения пальчиковой игры или инсценировки требуется незначительная помощь педагога, допускает ошибки в ориентации в пространстве
3 балла: ребенок может провести несколько пальчиковых игр самостоятельно, сопровождая слова движениями, редко ошибается в ориентировке пространства и названии пальцев рук.
Оценочный ключ для фиксации уровня развития мелкой моторики рук детей группы раннего дошкольного возраста
Уровень |
Количество баллов |
(В) Высокий |
6 баллов |
(С) Средний |
4-5 баллов |
(Н) Низкий |
до 3 баллов |
Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок).
У малыша развивается воображение и фантазия.
В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.
Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Месяц |
Тема занятий |
Количество занятий |
Сентябрь |
«Дружные ребята» « Играем в ладушки» «Семья» «Одежда» |
1 1 1 1 |
Октябрь |
«Дикие животные» «Человечки» «Помощники» «Строители» |
1 1 1 1 |
Ноябрь |
«Транспорт» «Птичья столовая» «Зима» «Рыбки» |
1 1 1 1 |
Декабрь |
«Звери зимой» «Мои вещи» «Зимние забавы» «Маленькой елочке холодно зимой» |
1 1 1 1 |
Январь |
«Жили у бабуси два веселых гуся» «Мои любимые животные» «Домик» «Любимые игрушки» |
1 1 1 1 |
Февраль |
«Теремок» «Пилим и строгаем - папе помогаем» «Цветочек радуется солнышку» «Мамины помощники» |
1 1 1 1 |
Март |
«Цветок для мамы» «Солнышко» «Весна пришла» «Найди цветок для бабочки» |
1 1 1 1 |
Апрель |
«Отправляемся в полет» «Капельки» «Травка зеленеет» «Дружба» |
1 1 1 1 |
Май |
«Бойцы-молодцы» «Мы идем на парад» «Вот и лето наступило» «Лето» |
1 1 1 1 |
ПЕРСПЕКТИВНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
Месяц |
Неделя |
Тема занятий |
Количество часов |
Сентябрь |
1 Моя группа |
«Дружные ребята» Самомассаж ладоней и пальцев рук. Статистическое упражнение « Пальчики здороваются» Пальчиковая игра «Дружба» Пластилинография №1 «Волшебный пластилин» («Поиграй-ка»)
|
1
|
2 Мой дом |
«Играем ладушки» Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом Статические упражнения «Стол», «Стул» Пальчиковая игра «Мои веселые пальчики» Пластилинография №2 «Украсим кукле платье»
|
1
|
|
3 Моя семья |
«Семья» Самомассаж ладоней и пальцев рук. Статистическое упражнение «Очки» Пальчиковая игра «Дружная семья» Инсценировка «Малыш-непоседа» Пластилинография №3 «Воздушные шары»
|
1
|
|
4 Одежда |
«Одежда» Игра с пазлами «Подарим Незнайке шорты» Пальчиковая игра «Дружные пальчики» Повторение и закрепление пройденного материала Пластилинография №4 «Бусы для Люси»
|
1 |
|
Октябрь |
1 Дикие животные |
«Дикие животные» Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли Статическое упражнения «Заяц», «Волк и лиса» Пальчиковая игра «В лесу» Пластилинография №5 «Овощи для засолки»
|
1
|
2 Я - человек |
«Человечки» Самомассаж ладоней и пальцев рук Статическое упражнение «Человечки» Пальчиковая игра «Моя семья» Игра «Кто быстрее?» (накручивание веревочки) Пластилинография №6 «Созрели яблочки в саду»
|
1
|
|
3 Профессия -швея |
«Помощники» Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом Статическое упражнение «Ножницы» Пальчиковая игра «Я перчатку одеваю» Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Пластилинография №7 «Варим варенье»
|
1
|
|
4 Профессия -строитель |
«Мы строители» Самомассаж ладоней и пальцев рук горохом Статистическое упражнение «Дом» Пальчиковая гимнастика: «Строим дом» Пластилинография №8 «Чудо - грибочки»
|
1
|
|
Ноябрь |
1 Транспорт |
«Транспорт» Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом Статистическое упражнение «Лодка» Пальчиковая игра «Транспорт» Пластилинография №9 «Осеннее дерево»
|
1
|
2 Птичья столовая |
«Птичья столовая» Самомассаж ладоней и пальцев рук горохом Статистическое упражнение «Птичка» Пальчиковая игра «Птичья столовая» Пластилинография №10 «Птичка»
|
1
|
|
3 Здравствуй, зима |
«Зима» Самомассаж ладоней и пальцев рук Статистическое упражнение «Снежок» Пальчиковая игра «Зимняя прогулка» Пластилинография №11 «Ёжик»
|
1
|
|
4 Предметы вокруг нас - аквариум |
«Рыбки» Самомассаж ладоней и пальцев рук Статистическое упражнение «Рыбка» Пальчиковая игра «Пять рыбок» Пластилинография №12 «Клубочки для котёнка»
|
1
|
|
Декабрь |
1 В лесу зимой |
«Звери зимой» 1.Самомассаж ладоней и пальцев рук Статистическое упражнение «Медведь» Пальчиковая игра «Зимой в лесу» Инсценировка сказки «Рукавичка» Пластилинография №13 «Вырасла ёлка на горе»
|
1
|
3 Я- гражданин |
«Мои вещи» Самомассаж ладоней и пальцев рук шарик с горохом Статистическое упражнение «Шарик» Пальчиковая игра «Мои вещи» Пластилинография №14 «Вырастала ёлка на горе» (продолжение)
|
1
|
|
3 Зимние забавы |
«Зимние забавы» Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом Статистическое упражнение «Мостик» Пальчиковая игра «Зимние забавы» Игра «Кто быстрее?» (накручивание веревочки ) Пластилинография №15 «Снеговик»
|
1
|
|
4 Скоро Новый год |
«Маленькой елочке холодно зимой» Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой Статистическое упражнение «Елка» Пальчиковая игра «Ёлочка» Пластилинография №16 «Украсим ёлочку новогодними игрушками».
|
1
|
|
Январь |
1 Народные промыслы |
«Жили у бабуси два весёлых гуся» Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом Статистическое упражнение «Гусь» Пальчиковая игра «Домашние птицы» Обыгрывание песни «Жили у бабуси два весёлых гуся» Пластилинография №17 «Новогодняя открытка»
|
1 |
2 Домашние животные |
«Мои любимые животные» Самомассаж ладоней и пальцев рук конструктором Статическое упражнение «Мышка», «Кошка» Пальчиковая игра «Мышка и кошка» Пальчиковый театр «Репка» Пластилинография №18 «Украсим Кате чашку»
|
1
|
|
3 Фантазеры |
«Домик» Самомассаж ладоней и пальцев рук шариком с горохом. Статистическое упражнение «Дом с балконом» Пальчиковая игра «Я хочу построить дом» Инсценировка «Большое и маленькое» Пластилинография №19 «Рыбки в аквариуме»
|
1 |
|
|
4 Любимые игрушки |
«Любимые игрушки» 1.Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом 2.Статистическое упражнение «Зайка и барабан» 3.Пальчиковая гимнастика «Мальчики- пальчики» Пластилинография №20 «Рыбки в аквариуме» (продолжение)
|
1
|
Февраль |
1 В гостях у сказки |
«Теремок» Самомассаж ладоней и пальцев рук массажными мячиками Статистические упражнения «Домик» Пальчиковая игра «Терем-теремок» Инсценировка сказки «Теремок» Пластилинография №21 «Украсим торт»
|
1 |
2 Гордое звание - Мужчина
|
«Пилим и строгаем — папе помогаем» Самомассаж ладоней и пальцев рук Статистическое упражнение «Клещи» Пальчиковая игра «Гвозди Пластилинография №22 «Мы делили апельсин»
|
1
|
|
3 Люди искусства |
«Цветочек радуется солнышку» Самомассаж ладоней и пальцев Статистическое упражнение «Цветок» Пальчиковая игра «Хризантемы» Инсценировка «Весна» Пластилинография №23 «Утка с утятами»
|
1
|
|
4 Мамы всякие нужны |
«Мамины помощники» Самомассаж ладоней и пальцев рук массажным мячиком Статистическое упражнение «Кольцо» Пальчиковая игра «Мамина помощница» Пластилинография №24 «Веточка мимозы в подарок маме»
|
1 |
|
Март |
1 Моя мама |
«Цветок для мамы» Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом Статистическое упражнение «Цветок» Пальчиковая игра «Алые цветочки» Инсценировка «Подарок маме» Пластилинография №25 «Украсим платье Кате»
|
1
|
2 Приметы весны |
«Солнышко» Пальчиковая игра «Солнышко» Инсценировка «Утренние лучи» Пластилинография №26 «Украсим туфельку»
|
1
|
|
3 Весна в природе |
«Пришла весна» Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой Статистическое упражнение «Дерево» Пальчиковая игра «Пришла весна» Пластилинография №27 «Вышла курочка гулять»
|
1
|
|
4 Насекомые |
«Найди цветок для бабочки» 1.Самомассаж ладоней и пальцев рук . 2.Статистическое упражнение «Солнечные лучи» 3. Пальчиковая игра «Бабочка» Пластилинография №28 «Самолёт летит»
|
1
|
|
Апрель |
1 Маленькие исследователи |
«Капель» Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом Статистическое упражнение «Бочка» Пальчиковая игра «Капельки» Пластилинография №29 «Разноцветный светофорчик».
|
1
|
2 Космос |
«Отправляемся в полет» Самомассаж ладоней и пальцев рук массажным мячиком Статистическое упражнение «Бинокль» Пальчиковая игра «Космос» Игра «Кто быстрее долетит до планеты» Пластилинография №30 «Улитка, улитка выпусти рога».
|
1
|
|
3 Весна в искусстве |
«Травка зеленеет» Самомассаж ладоней и пальцев рук Пальчиковая игра «Радуга» Инсценировка «Птица и птенчики» Пластилинография №31 «Черепаха» |
1
|
|
4 Мир, труд, май |
«Дружба» Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом Статистическое упражнение «Цепочка» Пальчиковая игра «Дружба» Пластилинография №32 «На лугу» насекомые
|
1
|
|
Май |
1 Наша армия сильна |
«Бойцы-молодцы» Самомассаж ладоней и пальцев рук горохом Статистическое упражнение «Пушки» Пальчиковая игра «Бойцы-молодцы» Пластилинография №33 «Цветик - семицветик»
|
1
|
2 9 мая |
«Мы идем на парад» Самомассаж ладоней и пальцев рук Статистическое упражнение «Флажки» Пальчиковая игра «Парад» Пластилинография №34 «Радуга-дуга»
|
1
|
|
3 Скоро лето! |
«Вот и лето наступило» Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой Статистическое упражнение «Жук» Пальчиковая игра «Лето» Пластилинография. №35 Свободная тема по желанию (выбору) детей
|
1
|
|
4 Лето красное |
«Лето » Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом Статистическое упражнение «Птенчики в гнезде» Повторение пальчиковых игр по выбору детей |
1 |
|
Количество часов в год: |
36 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно – тематическое планирование « пластилинография».
сентябрь
№1 «Волшебный пластилин» («Поиграй-ка»)
Вводное занятие
Познакомить детей с пластилином, с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем.
№2 «Украсим кукле платье»
Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.
Продолжать обучать детей, использовать в своей работе несколько цветов пластилина.
Продолжать обучать прикреплять ” горошины” на расстоянии друг от друга.
Развивать мелкую моторику пальцев.
№3 «Воздушные шары»
Закрепить умение. раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.
Формировать умение, прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.
№4 «Бусы для Люси»
Закрепить умение, раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.
Формировать умение, прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.
октябрь
№5 «Овощи для засолки»
Продолжать формировать умение, раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.
Закреплять умение, расплющивать шарики-помидоры, произвольно располагать их по поверхности.
Закреплять с детьми знания о красном цвете.
№6 «Созрели яблочки в саду»
Формировать умение, детей отщипывать небольшие кусочки красного пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
Закреплять умение, расплющивать шарики пальцем сверху.
№7 «Варим варенье»
Побуждать детей, передавать в лепке впечатления от окружающего – поспели ягоды.
Закреплять умение, лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина красного цвета круговыми движениями ладоней; расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности.
№8 «Чудо - грибочки»
Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах.
Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет.
Развивать любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук.
ноябрь
№9 «Осеннее дерево»
Формировать умение, детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки.
Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.
Закрепить знания об оранжевом, жёлтом и красном цвете.
№10 «Птичка»
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.
Продолжать формировать умение, прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
Воспитывать любознательность, интерес к познанию.
№11 «Ёжик»
Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
Формировать умение, использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.
Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.
№12 «Клубочки для котёнка»
Формировать умение детей, приёму сворачивания длинной колбаски по спирали.
Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.
декабрь
№13 «Вырастала ёлка на горе»
Беседа с детьми о зиме.
Формировать умение детей, передавать в характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии.
Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки.
Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа.
Закрепить знания о тёмно-зелёном цвете.
№14 «Вырастала ёлка на горе»
(продолжение)
Развивать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями рук, делить его на две равные и несколько равных частей при помощи стеки.
Упражнять в раскатывании маленьких шариков круговыми движениями и преобразовании их в овальную форму прямыми движениями рук, стимулируя активную работу пальцев.
№15 «Снеговик»
Формировать умение детей, составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости.
Совершенствовать умение, скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.
Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.
№16 «Украсим ёлочку новогодними игрушками».
Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.
Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений.
№17 «Новогодняя открытка»
Формирование эмоционального восприятия окружающего мира.
Создавать лепную картину с выпуклым изображением.
Развитие творческого воображения детей при украшении елочки, снеговика.
Закрепление приема раскатывания колбасок, жгутиков разной длины.
январь
№18 «Украсим Кате чашку»
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
Продолжать формировать умение, прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
№19 «Рыбки в аквариуме»
Развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях.
Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
Формировать умение передаче характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки.
№20 «Рыбки в аквариуме» (продолжение)
Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений.
Упражнять в раскатывании пластилина прямыми и круговыми движениями рук при лепке водорослей, камешков, дна аквариума.
февраль
№21 «Украсим торт»
Продолжать формировать умение детей составлять узор на круге.
Закреплять умение, раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями,
№22 «Мы делили апельсин»
Закреплять умение, раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями, оттягивать нужные части предметов.
Формировать умение, использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.
Закрепить знания о жёлтом и оранжевом цвете.
№23 «Утка с утятами»
Формировать умение анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.
Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную.
Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму (хвост утёнка).
март
№24 «Веточка мимозы в подарок маме»
Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме.
Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.
Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.
№25 «Украсим платье Кате»
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
Продолжать формировать умение, прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
№26 «Украсим туфельку»
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
Продолжать формировать умение, прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
№27 «Вышла курочка гулять»
Продолжать формировать умение детей, составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине.
Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.
Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения.
апрель
№28 «Самолёт летит»
Формировать умение детей, делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.
Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей.
Использовать знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание.
Закрепить знания о голубом и синем цветах
№29 «Разноцветный светофорчик».
Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов.
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.
Продолжать формировать умение, прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
Развивать аккуратность в работе с пластилином.
№30 «Улитка, улитка выпусти рога».
Формировать умение, лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали.
Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.
Развивать умение дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик).
Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости.
Создавать у детей интерес к работе с пластилином.
№31 «Черепаха»
Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи.
Формировать умение изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.
Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.
май
№32 «На лугу» насекомые
Формировать умение, лепить насекомых из частей, передавая характерные особенности строения.
Закрепить приемы лепки: раскатывание шара, колбаски; сплющивание.
Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для усиков – проволоку, спички; для хоботка – зубочистки, для глаз – бусинки, перец горошком).
№33 «Цветик - семицветик»
Формировать умение, передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости.
Закреплять умение, использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.
Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального. Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения. Закреплять знания об основных цветах спектра.
№34 «Радуга-дуга»
Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.
Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук.
Продолжать формировать умение, использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.
№35 Свободная тема по желанию (выбору) детей
Закрепление умений и способов работы с пластилином в технике пластилинография.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для родителей по пальчиковым играм
1. Знаете ли вы, что такое «пальчиковые игры»? ____________________
2. Согласны ли вы с утверждением, что пальчиковые игры полезны для развития детей?
а) да б) нет в) не уверен
3. Знаете ли вы пальчиковые игры (текст, движения). Если «да», то укажите, сколько и какие? _______________________________________________________________
4. Вы видите, что взрослый играет с ребёнком в пальчиковую игру. Выскажите своё мнение:
- развлекает ребёнка
- наверное, этот человек воспитатель
-полезно для ребенка
-пустое времяпровождение
-надо запомнить и поиграть со своим ребенком.
- свой вариант__________________________________________________
5. Играете ли вы со своим ребенком в пальчиковые игры?
а) да б) нет в) иногда г) не хватает времени д) свой вариант
6. Кто из членов семьи чаще играет с ребенком в пальчиковые игры.
а) мама б) папа в) бабушка г) дедушка д) свой вариант
7. Как вы считаете, есть ли связь между умением ребёнка в младшем возрасте выполнять движения пальчиковых игр с успешным обучением в школе?
а) да б) нет в) не уверен
8. Хотели бы вы узнать больше о значении пальчиковых игр для развития ребёнка и узнать новые игры?
а) да б) нет
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Комплекс упражнений:
“Кольцо”:соединить большой и указательный пальцы
вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удержать под
счёт до 10 (3 раза).
Задания выполняются в медленном темпе, 1р., 2 р. Во время занятий нужно
учитывать индивидуальные особенности ребёнка, возраст, настроение, желание и
возможности. Главное, чтобы занятие приносило положительные эмоции.
“Коза”:вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счёт до 10).
“Три богатыря”:поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счёт до 8).
“Заяц”:вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счёт до 10).
“Вилка”:вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счёт до 10).
Сила тонуса. «Сожми мои ладони так крепко, как сильно любишь меня”.
Комплекс заданий:
Животные
Курочка. Соединить концы большого и указательного пальцев (клюв). На клюв веерообразно накладываются друг на дружку остальные пальцы - это гребешок.
Петушок. Клюв, как у курочки, но полусогнутые пальцы не касаются друг друга (гребешок). Гребешок колышется при движении петушка.
Сова. Большой палец и мизинец отведены в сторону (крылья совы), они могут двигаться при полете. Оставшиеся три пальца согнуты так, что подушечки прижаты к основанию пальцев (голова).
Мышка. Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад, подушечки прижать к основанию пальцев (уши). Большой палец прижать к ладони, на него наложить средний и безымянный. Концы пальцев держать на весу, не прижимая к большому пальцу, - это мордочка мышки, которая при диалогах шевелится.
Лягушка. Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и средний согнуть, прижать к середине ладони. Большой палец горизонтально приложить к ногтям среднего и безымянного пальца (рот).
Лошадка. Повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднять вверх. На ребро этой ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца подняты вверх (уши). Лошадь может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот.
Зайцы. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и средний соединить.
Улитка с усиками. Положить правую руку на стол, поднять указательный палец и средний, и расставить их, левую руку положить сверху.
Ежик. Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх.
Кот. Средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть поднять руку вверх.
Волк. Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный и мизинец слегка согнуть, поднять вверх.
Лиса и заяц. Лиса "крадется" - все пальцы медленно "шагают" по столу вперед, заяц "убегает", перебирая пальцами, быстро двигается назад.
Пчелы. Указательным пальцем правой руки, затем левой руки вращать вокруг.
Паук. Пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.
Бабочка. Ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе, - "бабочка машет крыльями".
Коза. Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, а затем левой руки.
Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
Можно также делать упражнения с использованием стихов.
Собака
"У собачки острый
носик,
Есть и шейка, есть и хвостик"
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
Мышка
"Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит"
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.
Зайка и ушки
"Ушки длинные у
зайки,
Из кустов они торчат,
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат"
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательные пальцы. Ими шевелить в стороны
Зайка и зеркало
"Зайка в зеркальце
глядит
И ушами шевелит"
Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.
Зайчик в норке
"У елки на
пригорке
Спрятался зайчишка в норке"
Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.
Зайка и барабан
"Зайка взял свой
барабан
И ударил трам - трам - трам"
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.
Лошадка
"У лошадки вьется
грива,
Бьет копытами игриво"
Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.
Коза
"У козы торчат
рога,
Может забодать она"
Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.
Гусь
"Гусь стоит и все
гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет"
Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.
Петушок
"Петушок стоит
весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой"
Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
Курочка
"Курочка прыг на
крыльцо:
Я снесла тебе яйцо"
Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.
Осы
"Осы любят
сладкое, к сладкому летят.
И укусят осы, если захотят"
Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным вращать им в разные стороны.
Жук
"Жук летит,
жужжит, жужжит
И усами шевелит"
Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.
Птенчики в гнезде
"Птичка крылышками
машет и летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно"
Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.
Краб
"Краб ползет по
дну,
Выставив свою клешню"
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.
Слон
"В зоопарке стоит
слон.
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает"
Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой - указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.
Птичка
"Пальчики -
головка,
Крылышки - ладошка"
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.
Филин
"Сидит филин на
суку
И кричит бу - бу - бу - бу"
Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики - вверх (ушки), указательные пальцы вместе; они выставлены на вас, (нос).
Волк и лиса
"Серый волк бежит
по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста"
Волк. Делаем "пароходик", большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде "лодочки" - верхнюю и нижнюю челюсти. Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.
Крокодил
"Крокодил плывет
по речке,
Выпучив свои глаза
Он зеленый весь, как тина,
От макушки до хвоста"
Ладонь выставлена вперед горизонтально (параллельно полу). Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.
Растения
· Ромашка. (Соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).
· Тюльпан. (Полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка).
· Колокольчик. (То же, но пальцы разъединены).
· Корни растений. (Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
· Деревья. (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
Можно также делать упражнения с использованием стихов:
Дерево
"У дерева ствол,
на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета"
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
Елка
"Елка быстро
получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи"
Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
Колокольчик
"Колокольчик все
звенит,
Язычком он шевелит"
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.
Люди
· Человечек. Указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки бегают по столу.
· Пожарник. Левая рука упирается в стол. Указательный и средний пальцы правой руки бегут по ней. Поменять руки.
· Пассажиры в автобусе. (Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).
· Двое разговаривают. Согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу.
· Маляр. Рука-это кисть. Пальцы-волоски кисти. Макните кисть в краску и красьте разными руками поочередно: сверху вниз, слева направо и т.д.
Предметы
· "Очки" (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
· "Ножницы" (указательный и средний пальцы правой руки и левой руки имитируют стрижку ножницами).
· "Колокол" (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой и левой руки вниз и синхронно вращать их).
· "Дом" (соединить наклонно кончики правой и левой руки).
· "Стол" (правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку).
· "Стул" (правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально).
· "Ворота" (соединить кончики средних и безымянных пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь).
· "Мост" (расположить руки ладонями друг к другу, пальцы округлить, соединить кончики пальцев обеих рук).
· "Замок" (Ладони вместе. Пальцы расположены между пальцами противоположной руки).
· "Лодочка" (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).
Можно также делать упражнения с использованием стихов.
Домик
"Дом стоит с
трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел"
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
Очки
"Бабушка очки
надела
И внучонка разглядела"
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
Замок
"Пальцы сплетем
И замок мы получим.
Еще повторим,
И получится лучше"
Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.
Флажок
"Я в руке флажок
держу
И ребятам им машу"
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Лодка
"Лодочка плывет по
речке,
Оставляя на воде колечки"
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).
Пароход
"Пароход плывет по
речке,
И пыхтит он, словно печка"
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.
Стул
"Ножки, спинка и
сиденье -
Вот вам стул на удивленье"
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять руки.
Стол
"У стола четыре
ножки,
Сверху крышка, как ладошка"
Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.
Грабли
"Листья падают в
саду,
Я их граблями смету"
Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.
Цепочка
"Пальчики
перебираем
И цепочку получаем"
Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.
Скворечник
"Скворец в
скворечнике живет
И песню звонкую поет"
Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.
Шарик
"Надуваем быстро
шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой"
Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.
Корзинка
"В лес корзинку я
беру
И грибы в нее кладу"
Ладони на себя, пальчики переплетаются, и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.
Массаж карандашами
· Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).
· Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец –снизу.
Стихотворение:
-Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
-Карандаш в руках катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Игровой самомассаж для развития мелкой моторики пальцев рук с использованием прищепок.
Слова |
Действия |
Мы весёлые прищепки, Коль поймам держим крепко! Раз, два, три, четыре, пять! Прищепки будем мы катать! |
(Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями) |
Большой пальчик мы поймаем И немного покачаем! |
(Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой) |
Указательный поймаем И немного покачаем! |
(Ловим указательный палец левой руки и качаем)
|
Средний пальчик мы поймаем И немного покачаем! |
(Ловим средний палец левой руки и качаем) |
Безымянный мы поймаем И немного покачаем!
|
(Ловим безымянный палец левой руки и качаем) |
И мизинец мы поймаем И немного покачаем! |
(Ловим мизинец левой руки и качаем) |
Раз, два, три, четыре, пять! Прищепки будем мы катать! |
(Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на левой руке) |
1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть. Пальчики свои встряхнём И немного отдохнём! |
(Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем) |
Игровой самомассаж с элементами пальчиковой гимнастики для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук с использованием конструктора «Лего».
Слова |
Действия |
1, 2, 3, 4, 5! Конструктором будем мы играть! |
(Загибаем-разгибаем пальчики на обеих руках одновременно) |
Конструктором будем мы играть! Своим ручкам помогать! |
(Кулачки-ладошки ударяем друг о друга поочерёдно) |
Конструктор в руки мы возьмём На руку левую кладём, Правой ручкой накрываем И ладошками катаем. |
(Выполняем действия в соответствии с текстом, прокатывание конструктора между ладонями, правая рука сверху) |
Сейчас руки поменяем, Точно также покатаем. |
(Меняем положение рук прокатывание конструктора между ладонями, левая рука сверху) |
В ручку правую возьмём И сильней его сожмём! |
(Сжимаем конструктор в правой руке) |
Руку быстро разжимаем, На "пианино" поиграем. |
(Имитируем игру на пианино правой рукой) |
В ручку левую возьмём И сильней его сожмём. |
(Сильно сжимаем в левой руке) |
Руку быстро разжимаем, На "пианино" поиграем. |
(Имитируем игру на пианино правой рукой) |
Мы конструктор убираем Пальцы быстро загибаем. Раз, два, три, четыре, пять! На левой ручке посчитаем, Пальцы быстро загибаем. Раз, два, три, четыре, пять! |
(Убираем на край стола) (Загибаем пальцы на правой руке)
(Загибаем пальцы на левой руке) |
Пальчики свои встряхнём, Заниматься мы начнём! |
(Интенсивно трясём ладошки, продолжаем занятие) |
Игровой самомассаж для активизации речи, мышления, развития мелкой моторики рук и повышения иммунитета детей.
Слова |
Действия |
1, 2, 3, 4, 5! С горошком будем мы играть! |
(Загибаем-разгибаем пальчики на обеих руках одновременно) |
С горошком будем мы играть- Своим ручкам помогать! |
(Кулачки-ладошки ударяем друг о друга поочерёдно) |
В ручку правую возьму, Крепко пальцами сожму. Между пальцами катаю, Всё сильнее нажимаю. |
(Выполняем действия в соответствии с текстом))
|
Указательный, большой, Поиграйте вы со мной! |
(Катаем горошек между большим и указательным пальцами правой руки) |
Средний пальчик и большой, Поиграйте вы со мной! |
(Катаем горошек между большим и средним пальцами правой руки) |
Безымянный пальчик и большой, Поиграйте вы со мной! |
(Катаем горошек между большим и безымянным пальцами правой руки) |
И мизинец, и большой, Поиграйте вы со мной! |
(Катаем горошек между большим и мизинцем правой руки) |
В серединке на ладошке Покатаю я немножко. Как колобок горох катаю, Всё сильнее нажимаю. |
(Катаем горошину в ладошке по кругу) |
В ручку левую возьму, Крепко пальцами сожму. Между пальцами катаю, Всё сильнее нажимаю. |
(Аналогично выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
|
Мы горошинки возьмём, На край стола их уберём! Ах! Ах! Ох! Ох! Был массаж у нас неплох! |
(Убираем горошину на край стола)
(Выражаем положительные эмоции) |
Список литературы
1. Абраменко В.В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком. – М., Лепта Книга, 2008.
2. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2000.
3. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2001.
4. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2002. 5. Журналы «Дошкольное воспитании»: Д/в № 4 (2004г.) «Дошкольная группа: двигательно – оздоровительные моменты на занятиях» В. Кудрявцев; Д/в №11, 2002г. 6. Методическая разработка педагога МБДОУ «Д/с № 12» г. Конаков Ерофеевой Татьяны Викторовны «Комплексы пальчиковой гимнастики (по месяцам)»
7. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: «Академия развития», 2008..
8. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. –М.: «Астрель», 2006.
9. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М., «ДОМ. XXI век», 2007
10. Цвынтарный В.В. Играем с пальчиками и развиваем речь. –Санкт – Петербург: 2005.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.