Программа по биологии 11 кл
Оценка 4.9

Программа по биологии 11 кл

Оценка 4.9
doc
24.10.2021
Программа  по биологии 11 кл
рабочая программа практикум по биологии 11 кл..doc

                                     

«УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                                                                                     Директор МОУ СОШ пос. МИС

__________________ Жало М.С.

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пос. МИС

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 «Практикум по биологии»

11 класс

 

 

Составитель:

учитель биологии

Мачука Л.  М.



 

 

2021-2022 учебный  год

Рабочая программа   элективного курса « Практикум по общей биологии» 11 класс составлена на основе примерной программы по биологии основного общего образования, утвержденной Министерством образования РФ (письмо  Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки  России от 09.03.2004 г. №1312), авторской программы по биологии для 11 классов В.В. Пасечник.

Проблема подготовки обучающихся к сдаче  экзамена в форме ЕГЭ, поступающих в учебные заведения, связанные с биологией, весьма актуальна. Выпускникам необходимо повторить и систематизировать материал по биологии за весь школьный курс. В рамках уроков – это сложно. Данный элективный курс предназначен для обучающихся 11 классов и рассчитан на 34 часов (1 час в неделю).

Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений обучающихся. Экзамен по биологии - одна из форм итогового контроля знаний. Ботаника традиционно считается одним из самых простых разделов, но опыт показывает, что именно ботанику абитуриенты знают хуже всего. Причина этого,- упрощенное изложение этой науки в школьных учебниках (рассчитанных на 6-7 класс), неспособность обучающихся самостоятельно выбирать сведения по ботанике из прочих разделов школьного курса, большое количество сложных и непривычных терминов. То же самое относится и к зоологии. На вступительных экзаменах по биологии зоологической тематике обычно отводится 25-30% от всех вопросов.

К экзаменам по биологии нельзя подготовится за короткий срок, т.к. требуется время, чтобы запомнить многие детали, особенности представителей разных царств  природы, исключения из правил. Данный элективный курс поможет обучающимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эффективно подготовиться к ЕГЭ.

На изучение программы элективного курса  для 11 класса отводиться 34 часа , 1 час в неделю.

Планируемые результаты усвоения курса:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
  •  умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • умение решать задания ЕГЭ.

     Предметные результаты:

·         использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

·         исследование несложных реальных связей и зависимостей;

·         определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

·         исследование реальных связей и зависимостей;

·         организация и проведение учебно-исследовательской работы.

Метапредметные результаты:

·        поиск нужной информации в источниках разного типа;

·        отделение основной информации от второстепенной;

·         перевод информации из одной знаковой системы в другую (из таблицы в текст);

·        объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

·        самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов;

·        уметь давать определения, приводить доказательства;

Личностные результаты:

  • умение формулировать свои мировоззренческие взгляды;

·        самооценка, объективное оценивание своих учебных достижений;

·        понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

·         объективное оценивание своих учебных достижений;

·        умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

·        само- и взаимопроверка.

К концу курса обучающиеся получат возможность научиться:

·         признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем; биосферы;

·         сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

·         роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); сущность биологических процессов; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;  причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; 

 

  • основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека, органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов;

сравнивать

  • биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять

  • принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

проводить

  • самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника и дополнительной литературы  отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах, биологических процессах и объектах (в том числе с использованием информационных технологий).

 

Содержание курса «Практикум по биологии»

Введение – 2 часа

Введение в элективный предмет

 

Ресурсы учебного успеха: обученность, мотивация, память, внимание, модальность, мышление, деятельность. Контроль, самоконтроль.

Мотивация на успех: матрица индивидуального успеха, индивидуальная программа развития общеучебных навыков.

Решение задач по теме: «Основные свойства живого. Системная организация жизни»-1 час

 

Закрепление основного содержания тем в ходе решения биологических задач:

Биология - наука о жизни и ее закономерностях. Предмет, задачи, методы и значение биологии. Связь биологии с другими науками, ее место в системе естественнонаучных и биологических дисциплин. Биология в системе культуры. Место биологии в формировании научного мировоззрения и научной картины мира.

 Основные признаки живого. Определение понятия «жизнь». Биологическая форма существования материи. Уровни организации живой материи и принципы их выделения.

 

Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные признаки живого. Уровни организации живой материи. Методы изучения в биологии. Клетка. Ткань. Орган. Организм. Популяция и вид. Биогеоценоз. Биосфера

 

Раздел 1. Решение задач по теме «Молекулярная биология»-6 часов

 

Закрепление основного содержания тем в ходе решения биологических задач:

1.             Химический состав клетки. Неорганические вещества.

Химические элементы и их роль в клетке. Неорганические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. Вода в клетке, взаимосвязь ее строения, химических свойств и биологической роли. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение жизнедеятельности клетки и поддержание гомеостаза. Ионы в клетке, их функции. Осмотическое давление и тургор в клетке. Буферные системы клетки.

2.             Химический состав клетки.  Углеводы. Липиды.

Углеводы в жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий. Структурные и функциональные особенности моносахаридов и дисахаридов. Биополимеры - полисахариды, строение и биологическая роль.

Жиры и липиды, особенности их строения, связанные с функциональной активностью клетки.

3.             Химический состав клетки. Белки.

Органические вещества клетки. Биополимеры – белки. Структурная организация белковых молекул. Свойства белков. Денатурация и ренатурация – биологический смысл и значение. Функции белковых молекул. Ферменты, их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Классификация ферментов

4-5.                 Химический состав клетки. Нуклеиновые кислоты.

Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. История изучения. ДНК – молекула хранения наследственной информации. Структурная организация ДНК. Самоудвоение ДНК. РНК, ее виды, особенности строения и функционирования

АТФ – основной аккумулятор энергии в клетке. Особенности строения молекулы и функции АТФ. Витамины, строение, источник поступления и роль в организме и клетке.

6.        Контрольная работа по разделу «Молекулярная биология»

Основные понятия. Аминокислоты. Антикодон. Гидрофильность.  Гидрофобность. Гликопротеиды. Гуанин. Денатурация. ДНК. Кодон. Комплементарность. Липопротеиды. Локус. Макроэлементы. Микроэлементы. Мономер. Нуклеопротеиды. Нуклеотид. Осмос. Полимер. Полипептид. Пептидная связь. РНК. Тимин. Ферменты. Цитозин. Урацил.

 

Раздел 2.  Решение задач по теме «Цитология» -13 часов

 

Закрепление основного содержания тем в ходе решения биологических задач:

1.                  Цитология как наука.

Предмет, задачи и методы современной цитологии. Место цитологии в системе естественнонаучных и биологических наук. История развития цитология. Теоретическое и практическое значение цитологических исследований в медицине, здравоохранении, сельском хозяйстве, деле охраны природы и других сферах человеческой деятельности.

История открытие клетки. Клеточная теория. Основные положения первой клеточной теории. Современная клеточная теория, ее основные положения и значение для развития биологии.

2.                  Строение клетки и её органоиды.

Плазматическая мембрана и оболочка клетки. Строение мембраны клеток. Проникновение веществ через мембрану клеток. Виды транспорта веществ через цитоплазматическую мембрану клеток (пассивный и активный транспорт, экзоцитоз и эндоцитоз). Особенности строения оболочек прокариотических и эукариотических клеток.

Цитоплазма и ее структурные компоненты. Основное вещество цитоплазмы, его свойства и функции.

Ядро интерфазной клетки. Химический состав  и строение ядра. Значение ядра в обмене веществ и передаче генетической информации. Ядрышко, особенности строения и функции. Хромосомы, постоянство числа и формы, тонкое строение. Понятие о кариотипе. Гаплоидный и диплоидный наборы хромосом.

Аппарат Гольджи. Строение, расположение в клетках животных и растений, функции аппарата Гольджи: синтез полисахаридов и липидов, накопление и созревание секретов (белки, липиды, полисахариды), транспорт веществ, роль в формировании плазматической мембраны и лизосом. Строение и функции лизосом.

Эндоплазматическая сеть (ЭПС), ее типы. Особенности строения агранулярной (гладкой) и гранулярной (шероховатой) ЭПС. Значение гладкой ЭПС в синтезе полисахаридов и липидов, их накоплении и транспорте. Защитная функция ЭПС (изоляция и нейтрализация вредных для клетки веществ). Функции шероховатой ЭПС (участие в синтезе белков, в накоплении белковых продуктов и их транспорте, связь с другими органоидами и оболочкой клетки).

Рибосомы, особенности строения и роль в биосинтезе белка. Полирибосомы.

Вакуоли растительных клеток, их значение, связь с ЭПС.

Пластиды: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты. Особенности, строение и функции пластид.  ДНК пластид. Происхождение хлоропластов. Взаимное превращение пластид.

Митохондрии, строение (наружная и внутренняя мембраны, кристы). Митохондриальные ДНК, РНК, рибосомы, их роль. Функции митохондрий. Гипотезы о происхождении митохондрий. Значение возникновения кисло­родного дыхания в эволюции.

Клеточный центр, его строение и функции. Органоиды движения. Клеточные включения – непостоянный органоид клеток, особенности и функции.

 

3.    Фотосинтез

Обмен веществ и энергии. Понятие о пластическом и энергетическом обмене.

 

Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза, основные процессы, происходящие в эти фазы. Основные итоги световой фазы - синтез АТФ, выделение кислорода, образование восстановленного никотинамидадениндинуклеотидфосфата (НАДФ·Н2). Фотофосфорилирование. Суммарное уравнение фотосинтеза. Первичные продукты фотосинтеза. Фотосинтез и урожай сельскохозяйственных культур. Пути повышения продуктивности сельскохозяйственных растений. К.А.Тимирязев о космической роли зеленых растений. Хемосинтез и его значение в природе.

4.    Энергетический обмен

Энергетический обмен в клетке и его биологический смысл. Этапы энергетического обмена, приуроченность этих процессов к определенным структурам клетки. Значение митохондрий и АТФ в энергетическом обмене.

5-7.           Биосинтез белка

Биосинтез белков в клетке и его значение. Роль генов в биосинтезе белков. Генетический код и его свойства. Этапы биосинтеза белка. Реакции матричного синтеза. Регуляция синтеза белков. Ген-регулятор, ген-оператор, структурные гены, их взаимодействие. Принцип обратной связи в регуляции функционирования генов. Современные представления о природе ген

8.                  Типы деления клеток

Жизненный цикл клетки и его этапы. Подготовка клетки к делению – интерфаза, ее периоды (пресинтетический, синтетический, постсинтетический). Биологическое значение интерфазы. Апоптоз. Митотический цикл.

Амитоз и его значение. Митоз - цитологическая основа бесполого размножения. Фазы митоза, их характеристика. Структурные изменения и физиологические особенности органоидов клетки во время митотического деления. Веретено деления, строение и функции нитей веретена. Биологическое значение митоза.

Мейоз - цитологическая основа полового размножения. Первое деление мейоза, его фазы, их характеристика. Уменьшение числа хромосом как результат первого деления. Второе деление мейоза, фазы, их характеристика. Биологическое значение мейоза.

9.                   Бесполое и половое размножение.

Формы и способы размножения организмов. Бесполое размножение, его виды и значение. Половое размножение, его виды и эволюционное значение. Общая характеристика и особенности размножения основных групп организмов. Развитие мужских и женских половых клеток у животных и растений.

10.  Онтогенез – индивидуальное развитие организмов.

Оплодотворение и его типы. Оплодотворение и развитие зародыша у животных. Основные этапы эмбрионального развития животных.  Взаимодействие частей развивающегося зародыша. Биогенетический закон, его современная интерпретация. Постэмбриональное развитие. Вредное влияние алкоголя, никотина, наркотиков, загрязнения окружающей среды на развитие зародыша животных и человека.

Общая характеристика и особенности размножения вирусов, бактерий, водорослей, мохообразных, папоротникообразных, голосеменных, покрытосеменных, грибов и лишайников. Смена фаз в жизненном цикле.

11.                   Контрольная работа по разделу «Цитология»

 

Основные понятия. Автотрофы. Аминокислоты. Анаболизм. Ассимиляция. Антикодон. Аппарат Гольджи. Активный транспорт. Аэробы. Бактериофаги. Биосинтез белка. Брожение. Вакуоль. Включения. Гаплоидный набор хромосом. Диплоидный набор хромосом. Ген. Генетический код. Геном. Генотип. Гидрофильность.  Гидрофобность. Гликолиз. Гликокаликс. Гликопротеиды. Грана. Гуанин. Денатурация. Диссимиляция. ДНК. Дыхательный    субстрат. Клеточное дыхание. Кариоплазма. Катаболизм. Кислородный этап. Кодон. Комплементарность. Криста. Лейкопласты. Лизосома. Липопротеиды. Локус. Макроэлементы. Матрикс. Матричный  синтез.  Метаболизм. Микротрубочки. Микрофиламенты. Микроэлементы. Мономер. Нуклеопротеиды. Нуклеотид. Оперон. Органоиды. Осмос. Оператор. Пластиды. Пиноцитоз. Полимер. Полипептид. Пептидная связь. Прокариоты. Репрессор.  Рибосомы. РНК. СПИД. Строма. Структурные гены. Трансляция. Транскрипция. Триплет. Тилакоид.  Тимин. Фагоцитоз. Ферменты. Хлоропласт. Хроматин. Хромопласт. Хромосома. Центриоли. Цитоплазматическая мембрана. Цитозин. Урацил. Фотосинтез. Хемосинтез. Экзоцитоз.  Эндоцитоз. Эндоплазматическая сеть. Эукариоты.  Ядро. Ядрышко.  

Бесполое размножение. Вегетативное размножение. Зигота. Половое размножение. Почкование. Апоптоз. Жизненный цикл клетки. Сперматозоид. Спора. Яйцеклетка. Амитоз. Митоз. Мейоз. Центромера. Интерфаза.  Профаза. Анафаза. Метафаза. Телофаза. Веретено деления. Бивалент. Генеративная ткань. Гомологичные хромосомы. Двойное оплодотворение. Зародышевый мешок. Коньюгация. Кроссинговер. Редукционное деление. Сперматогенез. Овогенез. Жизненный цикл. Гаметофит. Спорофит. Биогенетический закон. Бластула. Бластомер. Оплодотворение. Онтогенез. Внутреннее оплодотворение. Наружное оплодотворение. Зародышевые листки. Органогенез. Партеногенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Филогенез. Эктодерма. Энтодерма. Мезодерма.

 

Раздел 3.Решение задач по теме «Генетика»-13 часов

 

Закрепление основного содержания тем в ходе решения биологических задач:

1-2-3.     Независимое наследование признаков

Предмет, задачи и методы генетики. Основные разделы генетики. Место генетики среди биологических наук. Значение генетики в разработке проблем охраны природы, здравоохранения, медицины, сельского хозяйства. Практическое значение генетики.

 

Г.Мендель – основоположник генетики. Метод генетического анализа, разработанный Г.Менделем. Генетическая символика. Правила записи схем скрещивания.

Наследование при моногибридном скрещивании. Доминантные и рецессивные признаки. Первый закон Менделя - закон единообразия гибридов первого поколения. Второй закон Менделя - закон расщепления. Правило чистоты гамет. Цитологические основы расщепления при моногибридном скрещивании. Статистический характер расщепления.

Понятие о генах и аллелях. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Расщепление при возвратном и анализирующем скрещивании.

Наследование при дигибридном скрещивании. Независимое комбинирование независимых пар признаков - третий закон Менделя. Цитологические основы независимого комбинирования пар признаков.

4-5.       Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

Наследование при взаимодействии аллельных генов. Доминирование. Неполное доминирование. Кодомнирование. Сверхдоминирование. Множественный аллелизм.

Взаимодействие неаллельных генов. Новообразования при скрещивании. Особенности наследования количественных признаков. Комплиментарность. Эпистаз. Полимерия. Множественное действие генов. Примеры множественного действия генов. Возможные механизмы объяснения этого явления. Генотип как целостная исторически сложившаяся система.

6-7.       Хромосомная теория наследственности.

Явление сцепленного наследования и ограниченность третьего закона Менделя. Значение работ Т.Г.Моргана и его школы в изучении явления сцепленного наследования. Кроссинговер, его биологическое значение. Генетические карты хромосом. Основные положения хромосомной теории наследственности. Вклад школы Т.Г.Моргана в разработку хромосомной теории наследственности.

8-9.       Генетика пола.

Генетика пола. Первичные и вторичные половые признаки. Хромосомная теория определения пола. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Типы определения пола. Механизм поддержания соотношения полов 1:1. Наследование признаков, сцепленных с полом.

10.    Закономерности изменчивости.

Изменчивость. Классификация изменчивости с позиций современной ге­нетики.

Фенотипическая (модификационная и онтогенетическая) изменчивость. Норма реакции и ее зависимость от генотипа. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая.

Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Значение комбинативной изменчивости в объяснении эволюционных процессов, селекции организмов.  Мутационная изменчивость, ее виды. Мутации, их причины. Классификация мутаций по характеру изменения генотипа (генные, хромосомные, геномные, цитоплазматические). Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Н.И.Вавилова. Экспериментальное получение мутаций.

11.  Генетика человека

      Генетика человека. Человек как объект генетических исследований. Мето­ды изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, гибридизация соматических клеток.

      Наследственные болезни, их распространение в популяциях человека. Меры профилактики наследственных заболеваний человека. Вредное влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на наследственность человека. Медико-генетическое консультирование. Критика расистских теорий с позиций современной генетики.

 

Основные понятия. Генетика. Гибридологический метод. Наследственность. Изменчивость. Аллель. Альтернативные признаки. Генотип. Фенотип. Гетерозигота. Гомозигота. Гибрид. Доминантный признак. Рецессивный признак. Анализирующее скрещивание. Возвратное скрещивание. Дигетерозигота. Полигибридное скрещивание. Комплиментарное действие генов. Эпистаз. Полимерия. Плейотропия. Множественный аллелизм. Кодоминирование. Сверхдоминирование. Неполное доминирование. Сцепленное наследование. Группы сцепления. Кроссинговер. Кроссоверные и некроссоверные гаметы. Аутосомы. Гетерогаметный пол. Гомогаметный пол. Сцепленное с полом наследование. Фенотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Варианта. Вариационный ряд. Вариационная кривая. Норма реакции. Онтогенетическая изменчивость. Генотипическая изменчивость. Мутационная изменчивость. Мутации. Мутагены. Генные мутации. Геномные мутации. Хромосомные мутации. Комбинативная изменчивость. Цитоплазматическая изменчивость. Спонтанные мутации. Летальные мутации. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

 Генетика человека. Наследственные болезни. Альбинизм. Близнецовый метод. Гемофилия. Гибридизация соматических клеток. Медико-генетическое консультирование. Полидактилия. Популяционный метод. 

Тематическое планирование

№ п\п

Название темы

Кол-во часов

 

Из них:

 

зачет

Практикум по решению задач

Контрольные \Тестовые работы

1

Введение

2

 

1

 

2

 Молекулярная биология

6

 

5

1

3

Цитология

13

 

8

1

4

Генетика

13

1

10

\1

 

Итого:

34

1

24

2\1

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ п\п

Тема

Вид деятельности

Плановые сроки изучения  учебного материала

 

 

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Введение- 2 ч

1

Введение в элективный предмет

Диагностика уровня параметров учебного успеха ученика

Тестирование – диагностика уровня параметров учебного успеха ученика.

 

 


2

Решение задач по теме «Основные свойства живого. Системная организация жизни»

Практикум по  решению логических задач

 

Раздел I. Молекулярная биология - 6  ч

 

3

Решение задач по теме: «Химический состав клетки. Неорганические вещества»

Практикум по  решению логических и творческих задач

 

 

4

Решение задач по теме: «Химический состав  клетки.  Углеводы. Липиды».

Практикум по  решению логических задач

 

 

5

 

 

 

Решение задач по теме: «Химический состав клетки. Белки».

Практикум по  решению логических задач и задач по алгоритму

 

 

6

Решение задач по теме: «Химический состав клетки. Нуклеиновые кислоты. АТФ»

Практикум по  решению логических задач

 

 

7

Решение задач по теме: «Химический состав клетки. Нуклеиновые кислоты. АТФ»

Практикум решения творческих задач и задач по алгоритму Решение задач на:

-самокопирование ДНК,

-нахождение количества процентного содержания нуклеотидов  в цепи ДНК,

-нахождение длины ДНК  по  известной относительной молекулярной массе ДНК и одного из нуклеотидов.

- составление задач по теме «Нуклеиновые кислоты»

 

 

8

Контрольное тестирование  по разделу: «Молекулярная биология»

Проверка знаний, умений и навыков полученных при изучении темы: «Решение задач по молекулярной биологии» соответствующих требованиям подготовки уровня выпускников.

 

 

Раздел  II.  Цитология - 13 ч

9

Решение задач по теме: «Цитология как наука. Клеточная теория»

Практикум по  решению логических задач

 

 

10

Решение задач по теме: « Строение клетки и её органоиды»

Практикум по  решению логических и творческих задач

 

 

11

Решение задач по теме: «Фотосинтез»

Практикум по  решению логических задач

 

 

12

Решение задач по теме: «Энергетический обмен»

Практикум по  решению логических задач и задач по алгоритму

 

 

13-14-15

Решение задач по теме: «Биосинтез белка»

 

Практикум по  решению логических, творческих задач и задач по алгоритму

Решение задач на самокопирование ДНК, кодирование белков, декодирование молекул ДНК.  Определение аминокислот по генетическому коду ДНК.

Определение аминокислот по генетическому коду и-РНК.

Составление и-РНК по фрагменту ДНК.

Определение антикодона т-РНК и аминокислоты по кодону и-РНК.

Задачи на нахождение количества нуклеотидов в ДНК, АК в полипептиде по  исходным данным.

Составление задач.

 

 

16

Решение задач по теме: «Типы деления клеток»

Практикум по  решению логических задач и задач по алгоритму

 

 

17

Решение задач по теме: «Бесполое и половое размножение»

Практикум по  решению логических задач

 

 

18

Решение задач по теме: «Индивидуальное развитие организмов»

Практикум по  решению логических задач

 

 

19

Контрольная работа по разделу «Цитология»

Проверка знаний, умений и навыков полученных при изучении темы: «Решение задач по цитологии» соответствующих требованиям подготовки уровня выпускников.

 

 

Раздел III. Генетика - 13 ч

20-21-22

Решение задач по теме: «Независимое наследование признаков»

Практикум по  решению логических, творческих задач и задач по алгоритму

Решение и составление   задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками.

Определение количества фенотипов и генотипов потомков.

Решение обратных задач на моногибридное скрещивание.

Решение задач на промежуточное наследование признаков.

Решение задач на определение доминантности и рецессивности признака. Решение задач на неполное  доминирование и кодоминирование  (задачи на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям).

Решение  и составление задач на дигибридное скрещивание  на  выяснение генотипа особей, определение генотипа организма по соотношению фенотипических классов в потомстве, на определение  вероятности появления потомства  с анализируемыми признаками.

Решение задач на полигибридное скрещивание.

 Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками.

 Определение количества генотипов и фенотипов потомков.

 

23-24

Решение задач по теме: «Взаимодействие генов»

Практикум по  решению логических, творческих задач и задач по алгоритму

Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов (комплементарность, эпистаз, полимерное действие генов)

 

 

25-26

Решение задач по теме:

«Хромосомная теория наследственности»

Практикум по  решению логических, творческих задач и задач по алгоритму

Решение задач на сцепленное наследование, выяснение генотипов особей и определение  вероятности рождения потомства  с анализируемыми признаками.

Решение задач, в которых рассматривается  cцепленное и независимое наследование.

Решение задач на неполное сцепление генов, на составление схем кроссинговера.

 

 

27-28

Решение задач по теме:

«Генетика пола»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

Практикум по  решению логических, творческих задач и задач по алгоритму

Решение задач на  наследование генов, локализованных  в

 Х-хромосоме.

Решение

задач на сцепление с

У- хромосомой.

Решение задач на наследование  двух признаков сцепленных с полом

 

 

29

Решение задач по теме: «Закономерности изменчивости»

Практикум по  решению логических, творческих задач и задач по алгоритму

Решение задач на определение типа и вида мутаций

.

 

 

30

Решение задач по теме: «Генетика человека»

Практикум по  решению логических, творческих задач и задач по алгоритму

 Определение типа наследования признака с помощью анализа родословной

.

 

 

31

Зачёт по курсу «Решение биологических задач в ходе подготовки к ЕГЭ»

Проверка знаний, умений и навыков полученных при изучении элективного курса «Решение биологических задач в ходе подготовки к ЕГЭ» соответствующих требованиям подготовки уровня выпускников.

 

 

32-33

Проектная деятельность

Защита творческих проектов

 

 

34

Заключение

 

 

 

 

 

Согласовано.

Протокол заседания  педагогического совета

от   30.08.2021 года  № 6 .

                

Согласовано.

Заместитель директора по УВР__________ В.А. Кудрявцева

«30» августа  2021 г.


УТВЕРЖДАЮ»

УТВЕРЖДАЮ»

Рабочая программа элективного курса «

Рабочая программа элективного курса «

Метапредметные результаты : · поиск нужной информации в источниках разного типа; · отделение основной информации от второстепенной; · перевод информации из одной знаковой системы в…

Метапредметные результаты : · поиск нужной информации в источниках разного типа; · отделение основной информации от второстепенной; · перевод информации из одной знаковой системы в…

Содержание курса «Практикум по биологии»

Содержание курса «Практикум по биологии»

Химические элементы и их роль в клетке

Химические элементы и их роль в клетке

Цитоплазма и ее структурные компоненты

Цитоплазма и ее структурные компоненты

Типы деления клеток Жизненный цикл клетки и его этапы

Типы деления клеток Жизненный цикл клетки и его этапы

Бластомер. Оплодотворение. Онтогенез

Бластомер. Оплодотворение. Онтогенез

Фенотипическая (модификационная и онтогенетическая) изменчивость

Фенотипическая (модификационная и онтогенетическая) изменчивость

Молекулярная биология 6 5 1 3

Молекулярная биология 6 5 1 3

Решение задач по теме «Основные свойства живого

Решение задач по теме «Основные свойства живого

Раздел II . Цитология - 13 ч 9Решение задач по теме: «Цитология как наука

Раздел II . Цитология - 13 ч 9Решение задач по теме: «Цитология как наука

Практикум по решению логических задач 19Контрольная работа по разделу «Цитология»Проверка знаний, умений и навыков полученных при изучении темы: «Решение задач по цитологии» соответствующих требованиям подготовки…

Практикум по решению логических задач 19Контрольная работа по разделу «Цитология»Проверка знаний, умений и навыков полученных при изучении темы: «Решение задач по цитологии» соответствующих требованиям подготовки…

Решение задач на полигибридное скрещивание

Решение задач на полигибридное скрещивание

Решение задач по теме: «Генетика пола»

Решение задач по теме: «Генетика пола»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2021