Пояснительная записка
1. Данная рабочая программа «Чтение» для начальных классов
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
разработана на основе нормативных документов:
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273;
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253.
4. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ о введении ФГОС начального общего образования № 373 от 06.10.2009.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 6 октября 2009 г. № 373» № 1241 от 26 ноября 2010 г.
7. Основная образовательная программа МКОУ «Покоснинская СОШ».
8. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 4-е издание - М.: Просвещение, 2013.
9. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
10. С.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева (Лунёва). Чтение. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение» 2011г.
Общая характеристика учебного предмета
Образовательная область предмета «Чтение» - «Филология».
Программа курса математики для начальной школы разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трёх групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Изучение курса математика в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующей цели:
· закрепление навыков правильного, сознательного и выразительного чтения целыми словами;
· коррекция недостатков развития детей с нарушением интеллекта.
задачи:
· учить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;
· осмысленно воспринимать его содержание;
· активизировать словарь учащихся;
· научить полному и выборочному пересказу прочитанного;
· учить правильно строить и употреблять в речи предложения.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧЕТВЕРТЯМ
Всего по программе – 140 ч - 4 часа в неделю.
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
За год |
36ч. |
28ч. |
40ч. |
36ч. |
140ч. |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Темы разделов |
Кол-во часов |
1. |
Листья пожелтелые по ветру летят … |
17 ч |
2. |
Раз, два – начинается игра! |
12 ч |
3. |
Будем делать хорошо и не будем - плохо |
22 ч |
4. |
Зимние узоры. |
18ч |
5. |
Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно! |
24 ч |
6. |
В окно повеяло весною… |
15 ч |
7. |
На пользу и славу Отечества |
13 ч |
8. |
Видно не напрасно называют лето красным |
15 ч |
|
Итого: |
140 |
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
Формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
● формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
● формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
● воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
● развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
● формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
● овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
● принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
● развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
● развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
● наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
● овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
● освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
● формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
● формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
● использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
● активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
● использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
● овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
● овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
● готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
● умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные результаты:
● понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
● осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
● достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
● использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
● умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
● умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
● умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
● развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Содержание курса
Листья пожелтелые по ветру летят …(17ч)
Уметь осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
отвечать на вопросы по прочитанному;
высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
пересказывать содержание прочитанного;
устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся. Уметь словесно иллюстрировать отрывок, читать по ролям
Учащиеся должны знать наизусть 2 стихотворения.
Раз, два – начинается игра!(12ч)
Уметь выражать свои мысли, сравнивать и находить различия между предметами и явлениями.
Уметь анализировать заголовок произведения, находить в тексте предложения на заданную тему.
Уметь объяснять значение слов, употребляемых в произведениях.
Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение.
Знать значение считалок в организации игр, наизусть 2-3 считалки.
Уметь пользоваться выборочным видом чтения.
Уметь соотносить отрывки произведений с иллюстрациями в учебнике.
Будем делать хорошо и не будем – плохо(22ч)
Знать особенности сказок, басен.
Знать пословицы и поговорки о дружбе.
Знать правила вежливости, правила поведения в театре.
Уметь выделять главных действующих лиц, выразить к ним своё отношение.
Уметь пересказывать текст по картинкам.
Уметь осуществлять выборочное чтение, строить монологические высказывания по заданному вопросу.
Уметь обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы, находить в учебнике заданные тексты.
Знать наизусть 1 басню.
Зимние узоры(18ч)
Знать признаки зимы, особенности сказок.
Знать особенности, образ жизни, повадки зимующих птиц.
Уметь выборочно пересказывать прочитанное, описывать героев и явления.
Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение. Уметь оценивать себя и других. Уметь подбирать заголовки к частям рассказа. Уметь отвечать на вопросы по прочитанному, пользоваться различными видами чтения: выборочным, про себя, вслух и комментированным.
Знать наизусть 2-3 стихотворения.
Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!(24ч)
Знать особенности сказок, значение новых слов.
Уметь пересказывать части рассказа по плану. Уметь осуществлять выборочное чтение.
Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение.
Уметь выражать своё отношение к поступку героя, событию.
Знать наизусть 1-2 стихотворения.
В окно повеяло весною…(15ч)
Знать наизусть одно из стихотворений.
Знать особенности ласточек, их повадки, образ жизни, признаки весны.
Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение.
Уметь делить текст на части, озаглавливать каждую часть.
Уметь осуществлять выборочное чтение, описывать природные явления. Уметь классифицировать, оценивать ответы товарищей. Уметь описывать природные явления. Уметь подбирать к словам-предметам слова-признаки и слова-действия.
На пользу и славу Отечества(13ч)
Уметь пересказывать прочитанное, осуществлять выборочное чтение, отвечать на вопросы по прочитанному,
самостоятельно подготавливаться к выразительному чтению проанализированного произведения.
Уметь осуществлять выборочное чтение, анализировать название рассказа.
Видно не напрасно называют лето красным (19ч)
Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение, работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами, заданиями к тексту.
Уметь выделять главных действующих героев, характеризовать их. Уметь отвечать на вопросы.
Уметь выразительно читать стихотворение.
Знать признаки лета, об особенностях подсолнуха, об особенностях, повадках, образе жизни стрижей.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
· техника чтения на начало учебного года;
· самостоятельные работы;
· тесты;
· проекты;
· техника чтения на конец учебного года.
материально – техническое и информационное обеспечение образовательного процесса
Для учителя:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 2-е издание - М.: Просвещение, 2013.
2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
3. Воронкова В. В. Обучение чтению и письму учащихся младших классов коррекционной школы. — М.:, 2009.
4. Коренев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей / А. Н. Коренев. — СПб.: Речь, 2009.
5. Костромина С. Н., Л. Г. Нагаева. Как преодолеть трудности в обучении чтению. — М.,2009.
6. Лалаева Р. И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. — М.: Просвещение, 2010.
7. А.К. Аксёнова «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе». - Москва «Просвещение» 2010г.
8. С.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева (Лунёва). Чтение. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение» 2011г.
Для учащегося:
1. С.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева (Лунёва). Чтение. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение» 2011г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.