Департамент общего образования Томской
области.
Областное государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение
»Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха».
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования и начальной ступени обучения
«Чудеса зелёного дома»
Программа по экологическому воспитанию и развитию эмоционально – действенного характера у дошкольников и младших школьников с нарушениями слуха.
ТОМСК
Департамент общего образования Томской
области
Областное государственное бюджетное образовательное
учреждение
Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»
на МО Зам.директора по УР Директор
Протокол №__ от « »___20 г.
___________Председатель МО _________Н.С.Фролова _________А.В.Маланина
Приказ __от « » 20___г. №
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования и начальной ступени обучения
«Чудеса зелёного дома»
Программа по экологическому воспитанию и развитию эмоционально – действенного характера у дошкольников и младших школьников с нарушениями слуха.
(от 3-х до 9-ми лет)
образовательная область: познавательное развитие
Разработали учителя-дефектологи: Коврова Ирина Геннадьевна,
Шацкая Надежда Айткалиевна
2016 г.
Содержание программы:
Пояснительная записка
Календарно – тематический план:
Темы и описание игр
Методическое оснащение ………………………………………………………………………9
Оборудование, дидактический материал……………………………………………………...9
Литература
программы по экологическому воспитанию «Чудеса Зелёного дома»
для дошкольников с нарушениями слуха.
.
Важным аспектом развития логического мышления у дошкольников с нарушениями слуха является расширение представлений об окружающих их предметах и явлениях общественной жизни, природы. Познавательное развитие детей осуществляется: в играх, в процессе ознакомления с окружающим миром, формировании элементарных математических представлений, в различных видах труда, в ходе обучения изобразительной и конструктивной деятельности.
В дошкольном отделении ОГБОУ «Школе интернате для обучающихся с нарушениями слуха» разработана адаптированная образовательная программа « Учимся играя» для воспитанников с нарушениями слуха разной возрастной категории (от 3-х до 7 (8) лет). Реализация АОП осуществляется в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
На основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. разработана данная дополнительная образовательная программа (ФГОС, 1.1.7) «Озорная математика» (2015 г., Коврова И.Г., учитель-дефектолог; Шацкая Н.А., учитель-дефектолог).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (АОП ДО) для детей с ОВЗ.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
Актуальность программы:
Программа «Озорная математика» должна помочь ребёнку с нарушениями слуха сформировать интерес к математике. Программа предполагает знакомство с занимательным математическим заданиями, к которым относятся игры, загадки, шуточные задачи, головоломки, упражнения с геометрическими фигурами. Все они направлены на развитие быстроты реакции, логического и нестандартного мышления, находчивости, воображения.
Развивающие задания помогут дошкольнику стать более активным и упорным, способным самостоятельно ориентироваться в материале и выполнять задания, повысят его интеллектуальный уровень, будут способствовать развитию творческой деятельности. Цель курса:
Прививать любовь к математике и развивать математические способности детей.
Задачи:
- обеспечивать вариативность и разнообразие содержания АОП ДО различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- корректировать пробелы в развитии дошкольников с нарушениями слуха (слуховое и зрительное восприятие, общая и мелкая моторика, внимание, память, мышление);
- научить детей раскрывать свои возможности в организации разных форм занятий: индивидуальная работа, игры в паре или командные соревнования;
-выполнять задания «от простого к сложному»;
-использовать дидактический материал доступный для ребёнка с ОВЗ;
- поощрять самостоятельность и активность дошкольника.
Отличительные особенности программы «Озорная математика» по развитию математических ассоциаций у дошкольников с нарушениями слуха в том, что она является дополнительной образовательной программой в развитии познавательного интереса у детей, их мыслительной деятельности. Математические задания для детей дошкольного возраста подобраны с учетом их психофизических возможностей развития, уровня познания, запоминания и творческого потенциала.
Программа «Озорная математика» составлена для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха от 3 до 7 лет. Курс рассчитан на 1 год, материал используется на занятиях по формированию элементарных математических способностей (2 раза в неделю), продолжительность занятия от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста детей) и на индивидуальных занятиях.
Предполагаемый результат.
Умения и навыки дошкольника:
Экологические игры для детей 3, 4 лет
Рекомендации:
У каждого ребенка есть место, где он любит играть, — лес, парк, двор. А может, он любит ходить на прогулку по одной и той же тропе? Впрочем, любой уголок природы можно сделать экологической тропой.
Скажите ребенку, что вы станете скорой помощью для природы. А что мы положим в сумку скорой помощи? Соберите ее вместе с ребенком. Купите или сшейте ее из непромокаемой ткани. Следите, чтобы в ней всегда были бутылочка с водой, тряпочки, бинт, хлеб, зерно, лопатка, пропольник, фотоаппарат и другие необходимые вещи.
Летняя скорая помощь
◈ Идя по экологической тропе, ищите больные места. Сломанная ветка? Стоп! Нужно подлечить ее, подвязать. А если разрушен муравейник? Что можно предпринять? Ведь в муравейнике маленькие детки. Вспомните сказку В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил». Понаблюдайте за работой муравьев.
◈ В конце прогулки подведите итог — кому вы сегодня помогли? Кто скажет вам спасибо?
◈ Понаблюдайте за комарами. Их многие не любят, но что будет, если они исчезнут? Многие лесные птички останутся без корма. Прочитайте стихотворение Т. Смертиной «Откуда пришли комары?».
◈ Заведите «Календарь полезных дел», заполняйте его рисунками-воспоминаниями о прекрасных моментах: полянка цветов, красивая бабочка, причудливая веточка и т. д. Туда же можно зарисовывать те события, в которых вы участвовали. На их основе придумайте рассказы, сказки.
◈ Заведите Красную книгу скорой помощи. Фотографируйте интересные моменты. А вот сигналы «Стоп!» лучше не фотографировать, — ребенку может быть больно от воспоминания неприятных моментов. В конце лета сделайте выставку фотографий, рисунков.
◈ Помните о важности эмпатии, методе сравнения! Постоянно сравнивайте себя с природой: нам больно — и ей больно, нам радостно — и ей радостно. Животные бывают веселые и грустные. Тоже могут помогать друг другу. Предложите ребенку представить себя березкой, птичкой, поющей песенку, сломанным цветком, перевернутым жучком, землей, усыпанной мусором, и т. п.
◈ Побеседуйте о бездомных животных — можно ли бросать их в беде? У нас есть друзья и враги — и у природы тоже. Животные, птицы и растения тоже дружат друг с другом (птичка Тари дружит с крокодилом, опята — с пеньком и т. д.). Мы растем, дышим, пьем, и природа тоже.
◈ Проводите с детьми опыты: какие растения растут лучше (там где земля поливается, удобряется), какие нужно поливать чаще (герань, бальзамин), а какие реже (алоэ), почему? Ведите зарисовки, сделайте огород на окошке.
◈ Нужные произведения: «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Л. Н. Толстого, «Синичкин календарь» («Июнь», «Июль», «Август») В. В. Бианки, «Азбука леса» Н. И. Сладкова, рассказы Е. И. Чарушина про медвежонка, «Разные колеса», «Под грибом», «Палочка-выручалочка», «Мешок яблок» В. Сутеева и др. Смотрите фильмы, сказки о природе, беседуйте по ним. На экологической тропе поможет беседа о растениях, животных птицах.
◈ Понаблюдайте за тополем, за его цветением. Расскажите, как он очищает воздух. Можно взять за основу рассказ «Воздушный санитар и пылеуловитель» о тополином пухе. Познакомьтесь с лекарственными растениями на экологической тропе (спорышем, одуванчиком, мятой). Какую пользу они приносят? Почему растения для приготовления лекарственных отваров лучше рвать в лесу? Побеседуйте о том, откуда берутся шрамы у деревьев.
◈ В конце лета подведите итог наблюдениям, побеседуйте о том, что полезного узнали, сделали. Поиграйте в игру «Что нам дарит природа летом»? (Развлечения, ягоды, грибы, цветы, лекарства и т. д.)
Осенняя скорая помощь
◈ Отметьте, что осенью становится холодно, многие птицы улетают на юг, но некоторые остаются. Ищите тех, кто просит о помощи. Заранее сделайте кормушку для птиц из пакета для молока или пластиковой бутылки. Наблюдайте за повадками птиц. У всех они разные: воробьи — трусишки, голуби — степенные. Холодно ли им?
◈ Идем дальше. На тропе много мусора? Стоп! Соберите его в пакет.
◈ Подышите свежим воздухом, вспомните, что его нам дают растения. Поиграйте в игру «Запахи». Полюбуйтесь красотой осенних листьев. Постарайтесь доступно для ребенка объяснить, почему они желтеют и опадают. Соберите листья для гербария. Не забывайте про фотоаппарат. Всегда носите с собой сумку скорой помощи. Укройте листьями корни деревьев, объясните, почему это нужно делать. Читайте стихи, пойте песни про осень. В конце каждой прогулки подводите итог — кому сегодня помогли, кто нам скажет спасибо? Не забывайте про метод эмпатии — что бы нам сказали голуби, которых мы сегодня покормили, как чувствовала себя рябинка, которой мы привязали сломанную веточку?
◈ Земля летом растит, зимой кормит. Пусть ребенок поможет вам собирать урожай на даче. В конце осени подведите итог наблюдениям. Побеседуйте на тему «У природы нет плохой погоды» (все идет на пользу — дождь поит землю, растения, птиц, животных, ветер помогает разносить семена).
Зимняя скорость помощь
◈ В сильный мороз птицы, нахохлившись, прижавшись друг к другу, сидят на ветках деревьев. Стоп! Опасная зона. Покормите птиц, утеплите кормушки.
◈ Наблюдайте за деревьями — зимой они спят. Стоп! Укройте снегом корни деревьев на тропе. Вспомните, почему это нужно делать. Расскажите сказку В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Предупредите, что в мороз нельзя трогать ветки, они могут сломаться. Если на тропе есть мусор, не забывайте убирать его.
◈ На прогулке увидели бездомную собаку? Стоп! Скорая помощь спешит на помощь. Покормите бездомных кошек, собак — им в мороз тоже очень тяжело. Вспомните песню «Собака бывает кусачей только от жизни собачей...». Домашних животных нельзя выбрасывать на улицу, ведь они — домашние. А может, им сделать укрытие из коробки?
◈ Сколько развлечений нам приготовила зима! Катание на санках, коньках, лыжах; снежки, снежная баба — всего не перечислишь. А поваляться в снегу, а полюбоваться снежинками? Переливающимся снегом? Отметьте, что зимой солнце светит, но не греет. А снег укрывает землю, растения и защищает их от мороза.
Весенняя скорая помощь
◈ Весной солнце пригревает — природа просыпается, радуется, птицы поют песни, появляются проталины около деревьев — это они дышат. Ищем «больные» места на экологической тропе. Мусор? Стоп! Скорая помощь спешит на помощь. Скворцам негде выводить птенцов? Повесьте скворечники. Выпал птенчик? И вновь спешит на помощь скорая помощь. Отметьте, что снег весной стал грязный, темный — это от мусора, пыли, выхлопных газов машин. Падая зимой, снежинки собирали на себя всю грязь из воздуха, и нам становилось легче дышать. Принесите снежок домой и понаблюдайте, как он будет таять. Какая вода осталась? Грязная, с осадком.
◈ Полюбуйтесь красотой весны — цветением яблонь, сирени, черемухи, одуванчиков; первыми бабочками, майскими жуками и т. д. Если по дороге вам попались надломленные ветки — подвяжите их бинтом, веревочкой. А сломанные ветки лучше убрать с дороги, их теперь не оживишь. Поставьте дома в вазу с водой веточку с почками и понаблюдайте за тем, как появляются первые листочки-малыши. Сделайте зарисовку.
◈ Не забывайте про календарь полезных дел. Отмечайте, кому помогли, делайте зарисовки. Фотографируйте интересные моменты.
◈ Постоянно напоминайте ребенку, что Земля — это наш дом. Мы все живем в нем: и растения, и животные, и птицы, и люди. И в нем надо жить дружно.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.