Авторская программа Даниленко М.А.
Приказ № 863 от 25.08.16 «Об утверждении перечня образовательных программ для школьников начального общего, среднего общего и основного общего образования».
Рекомендовано для реализации.
В Приложении даётся авторская программа Даниленко М.А. по географическому краеведению для 1-4 классов «С чего начинается Родина?».
ПРОГРАММА КУРСА «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
«С чего начинается Родина?»
5 – 6 классы
(68 часов:
34 часа в 5 классе и 34 часа в 6 классе)
Автор-составитель: Учитель-методист географии
Даниленко М.А.
г.Донецк, ДОШ I – III ст.№ 88
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Географическое краеведение
«Родина»
- понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь
тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия.
Главным объектом изучения краеведения является
родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным
и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных
возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных
у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и природоведения в
5 классе. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели
обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности
учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и
родного края. Основной подход в географическом краеведении – геоэкологический.
Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения
и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических
проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с
повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться в
городской местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно
пользоваться планом своего населённого пункта, объяснить дорогу другому
человеку с помощью схематического рисунка. Необходимость изучения своей малой
Родины в первую очередь связана с большими возможностями школьного краеведения
в создании условий для успешной адаптации и творческой самореализации
подрастающего поколения по месту проживания
Программа курса рассчитана на учащихся 5-6
классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического
прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда
расширяется кругозор учащихся, и, конечно, воспитывается чувство любви и
уважения к своей маленькой Родине, своему городу, своей семье. На основе
изучаемого краеведческого материала развиваются интересы учащихся, определяющие
впоследствии выбор профессии.
Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса
к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в
развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом
общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют
воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего
народа.
Цель: главной целью краеведения является воспитание
гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город,
(его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся
практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и
социальных условиях современной жизни.
Задачи:
- создать условия для освоения знаний об
основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем
её разнообразии и целостности.
- научить применять географические знания и
умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и
социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на
определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности
окружающей среды как сферы жизнедеятельности
Особенности программы.
Курс «Географическое краеведение» рассчитан на
68 часов, для 5-6 классов (по 1 часу в неделю на протяжении двух лет).
Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению,
усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьный музей
боевой славы, краеведческий музей города, городские библиотеки, другие
культурные учреждения и памятные места. Практическая направленность программы
позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Учебная работа
дополняется широкой внеклассной деятельностью: сбор интересной информации для
подготовки выступлений и проведения уроков, многочисленные экскурсии (в городе
и области).
Изучение курса предусматривается в школьном
компоненте базисного учебного плана.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-
суть понятия «краеведение», методы краеведческих исследований;
- год рождения и даты основных этапов
образования родного города, края;
- значение топонимов города, края;
- численность населения и национальный состав;
- выдающихся людей – уроженцев города Донецка;
-
основные формы рельефа, полезные ископаемые, особенности климата, внутренних
вод, почвенно-растительного покрова,
- интересные природные объекты;
- историко-культурные достопримечательности;
- историю и традиции родной школы;
- крупные предприятия города;
- проблемы городов Донецкого края;
-
роль города Донецка, края в жизни страны;
- природные и антропогенные причины возникновения
геоэкологических проблем: меры по сохранению природы и защите людей от
стихийных природных и техногенных явлений;
Учащиеся должны уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию,
необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий,
экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов,
- составлять краткую географическую характеристику территории на
основе разнообразных источников географической информации и форм ее
представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления
высоты точек; географические координаты и местоположение географических
объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы;
-использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; чтения карт различного
содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей
местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха,
воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных
параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и
инструментов;
- решения практических задач по определению
качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и
улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска
географической информации на местности из разных источников: картографических,
статистических, геоинформационных.
Формы контроля:
- диагностика знаний, умений, навыков учащихся в
результате текущего, промежуточного и итогового контроля;
- презентации проектов учащихся;
- выставки рисунков и фотографий учащихся;
- анкетирование.
Формы организации учебной деятельности: коллективные, групповые, парные, индивидуальные.
Технологии обучения и технологические
приемы: проектные,
проблемные, интерактивные, в том числе технологии критического мышления через
чтение и письмо, поиск информации, дискуссии, дебаты, а также рекомендуется
использовать технологии имитационного моделирования жизненных ситуаций и
социально-контекстного обучения.
Учебно-тематический план географического
краеведения «С чего начинается Родина?»
5 класс ( 34 часа. 1 час в неделю)
№ п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
Дата проведения |
Примечание |
1 |
Введение в краеведение. Краеведение как наука. Наш дом – Земля. |
1 |
|
Экскурсия в природу |
2 - 3 |
С чего начинается Родина? Понятие «Малая Родина». |
2 |
|
Проблемная беседа |
4 - 6 |
Основание и развитие родного края. История заселения нашего края |
3 |
|
Эвристическая беседа |
7 - 8 |
Край, в котором мы живём. Далёкое прошлое. Источники географических знаний о родном крае. |
2 |
|
Работа с картой |
9 - 10 |
Топонимика. Улицы города, происхождение их названий. Микрорайон, в котором мы живём. Улицы, по которым мы ходим. |
2 |
|
Сообщения учащихся |
11 |
Геральдика. Символы родного города, края, микрорайона. Памятники истории и культуры. |
1 |
|
Решение творческих задач |
12 - 14 |
Поверхность родного края. Основные формы поверхности. Полезные ископаемые. Великие мастера природы. |
3 |
|
Экскурсия |
15 - 18 |
Особенности погоды. Составные части погоды. Сезоны года. Природные стихийные явления в нашем крае. |
4 |
|
Дневник наблюдений |
19 - 21 |
Водные богатства. Свойство воды как жидкости. Работа воды в природе. Реки и подземные воды нашего края. |
3 |
|
Экологическая акция |
22 - 24 |
Особенности природы. Кругооборот воды в природе. Растительный и животный мир. |
3 |
|
Полевой практикум |
25 |
Охрана природы нашего края. Охрана растительного и животного мира. Красная книга нашего края. Учитесь наблюдать природу. |
1 |
|
Презентация |
26 - 27 |
Население родного края. Особенности быта и религии. Донецк – областной центр. Город, в котором мы живём. |
2 |
|
Встречи с творческими людьми |
28 - 30 |
Я и моя семья. Твоя родословная. История моей семьи, составление генеалогического древа. |
3 |
|
Творческий проект |
31 - 32 |
Хозяйственная деятельность человека. История развития хозяйства. Экскурсия в краеведческий музей. |
2 |
|
Экскурсия |
33 |
Обобщающий урок «Мой родной город» - конкурс рисунков, фотографий. |
1 |
|
Защита творческих работ |
34 |
Итоговое повторение |
1 |
|
Оценивание творческих работ |
6 класс (34 часа. 1 час в неделю)
№ п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
Дата проведения |
Примечание |
1 |
Введение. Особенности программы «Географическое краеведение». Организация наблюдений за погодой. |
1 |
|
Беседа |
2 - 3 |
Мы живём на Земле Донецкой. Вклад земляков в развитии знаний о Земле. |
2 |
|
Сообщения |
4 - 5 |
Планета Земля. Влияние движения Земли. Смена времён года. |
2 |
|
Применение Интернет-ресурсов |
6 - 11 |
План и карта. Ориентирование на местности. Изображение земной поверхности моего города. Географическая карта Донбасса. Географическое положение родного края. |
6 |
|
Презентация творческих работ. Работа на местности |
12 - 13 |
Человек на Земле. История заселения нашего края. Заселение нашего края восточными славянами. Коренное население. |
2 |
|
Ролевые игры |
14 |
Литосфера – твёрдая оболочка Земли. Основные формы поверхности родного края. |
1 |
|
Сообщения учащихся |
15 |
Полезные ископаемые нашего края. Минералы и горные породы своей местности, особенности их залегания. |
1 |
|
Создание коллекции. Изучение минералов. |
16 |
Стихийные природные явления на территории края. Как человек борется с ними? |
1 |
|
Презентации |
17 |
Основные формы поверхности своей местности и его изменение. |
1 |
|
Работа на местности |
18 |
Влияние человека на рельеф. Антропогенные формы рельефа нашего края . Памятники природы. |
1 |
|
Репортаж. Творческие проекты |
19 |
Гидросфера – водная оболочка Земли. Свойства воды как жидкости. Вода в жизни человека. |
1 |
|
Презентация |
20 |
Внутренние воды родного края. Кругооборот воды в природе. Работа воды в природе. |
1 |
|
Составление плана описания водоёма |
21 - 22 |
Реки нашего края. Источники питания рек. Крупные реки. Озёра, пруды, водохранилища. |
2 |
|
Работа с картой |
23 - 24 |
Влияние человека на водные объекты края. Экологические проблемы . Охрана вод. |
2 |
|
Экологическая акция |
25 |
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Состав атмосферы. Составные части погоды. Наблюдение за погодой. |
1 |
|
Защита проекта |
26 - 27 |
Климат и погода своего края. Прогнозирование и народные приметы. |
2 |
|
Дневник наблюдений |
28 |
Природные стихийные явления в нашем крае. Как человек борется с ними? |
1 |
|
Презентация |
29 |
Численность населения и национальный состав нашего края. Традиционные занятия населения. Народные промыслы. |
1 |
|
Защита творческих работ |
30 - 31 |
Биосфера – оболочка жизни. Растительный и животный мир нашего края. Экологические проблемы. Биологические памятники природы. Красная книга. |
2 |
|
Составление гербария своего края. |
32 - 33 |
Географическая оболочка. Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах. |
2 |
|
Экскурсия в Ботанический сад |
34 |
Итоги курса. Выставка творческих работ: «Донецк – мозг и сердце Донбасса». |
1 |
|
Оценивание работ |
Содержание программы
5 класс (34 часа)
Занятие 1.
Тема: Введение в краеведение. Краеведение как наука. Наш дом – Земля.
Цель: что изучает краеведение? Развитие интереса у учащихся к исследовательской деятельности.
Понятие «Родина» и «родина». Основные сведения : Планета, страна, республика, город, район, микрорайон.
Занятие 2 – 3.
Тема: С чего начинается Родина? Понятие «Малая Родина».
Цель: формировать умение видеть проблему. Развивать чувство гордости за свой край.
Понятие «Малая Родина». История моего города, района, микрорайона. Город Донецк на карте Украины и Европы. Исторические места города Донецка. Памятники Боевой и Трудовой Славы.
Мини-проект «Составление каталога литературы по изучению родного края».
Занятие 4 – 6.
Тема: Основание и развитие родного края.
История заселения нашего края
Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, в том числе с наблюдениями и экспериментами.
Знакомство с источниками информации. Работа с энциклопедиями и словарями. Получение информации о родном крае через Интернет-ресурсы.
Занятие 7 – 8.
Тема: Край, в котором мы живём. Далёкое прошлое. Источники географических знаний о родном крае.
Цель: ознакомить учащихся с понятием «город», историей возникновения города Донецк.
Как создавался наш город? Исторические особенности развития городской инфраструктуры. Работа с картами, иллюстрациями, картинами. Работа в библиотеке, подбор литературы о городе Донецке. В своём классе организовать выставку книг о Донецком крае.
Занятие 9 – 10.
Тема: Топонимика. Улицы города, происхождение их названий. Микрорайон, в котором мы живём. Улицы, по которым мы ходим.
Цель: ознакомить учащихся с понятием «топонимика», какие использовать источники для изучения топонимики своего края.
Улицы моего города, района. Моя школа. Моя семья. Моя фамилия.
Занятие 11.
Тема: Геральдика. Символы родного города, края, микрорайона. Памятники истории и культуры.
Цель: познакомить учащихся с понятием «геральдика» и символами Донецкой области, ДНР,
города Донецка.
Символы нашего города, района, микрорайона. Символы Донецкой области, ДНР, города Донецка. Флаг, Гимн, Герб, эмблема. . Анализ текстов гимнов, создания всех символов. Правила прослушивания этих текстов. Архитектурные символы Донецка, посещение их в период проведения экскурсий.
Занятие 12 – 14.
Тема : Поверхность родного края. Основные формы поверхности. Полезные ископаемые. Великие мастера природы
Цель: ознакомить учащихся с основными геологическими и тектоническими структурами Донецкого края, которые способствовали формированию рельефа Донбасса.
Геологическое прошлое Донбасса. История формирования земных недр нашего края. Особенности рельефа. Полезные ископаемые Донецкой области. Крупнейшие месторождения угля в Донбассе. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Использование их человеком. Собрать коллекцию минералов Донбасса.
Мини-проект: «Моя минералогическая коллекция».
Занятие 15 – 18.
Тема: Особенности погоды. Составные части погоды. Сезоны года. Природные стихийные явления в нашем крае.
Цель: ознакомить учащихся с особенностями климатических условий города Донецка и всего Донецкого края.
Под воздействием каких факторов формируется климат Донбасса? Раскрыть понятия: «погода», «климат», «микроклимат». Особенности смены времён года – итоги многолетних наблюдений.
Практикум: Анализ «Дневника наблюдений за погодой», составление графиков, «Розы ветров».
Занятие 19 – 21.
Тема: Водные богатства. Свойство воды как жидкости. Работа воды в природе. Реки и подземные воды нашего края.
Цель: познакомить учащихся с водными ресурсами Донбасса. Раскрыть народнохозяйственное значение Азовского моря для Донецкой области.
Перечислить крупные и малые реки Донбасса. Реки: Северский Донец, Кальмиус, Казённый Торец, Миус, Крынка и др. Пути решения экологических проблем внутренних вод Донецкой области. Викторина.
Понятия: река, исток, устье, речная долина, бассейн, водораздел, режим рек.
Занятие 22 -24.
Тема: Особенности природы. Кругооборот воды в природе. Растительный и животный мир.
Цель: создать представление о разнообразии природы родного края Малой Родины.
Основные растительные формации нашего края. Сбор гербария. Экскурсия в лес под девизом: «Поздняя осень, её красоты и проблемы».
Презентация на тему: «Животный мир родного Донбасса». Составить программу по экологической защите природы Донбасса. Охраняемые растения и животные. «Красная книга».
Занятие 25.
Тема:. Охрана природы нашего края. Охрана растительного и животного мира. Красная книга нашего края. Учитесь наблюдать природу.
Цель: раскрыть проблемы рационального использования и охраны природных условий и ресурсов Донецкой области.
Как понимать, что означает проблема взаимоотношений общества и природы? Человек и природа. Заповедные места Донбасса. Заповедники, заказники, национальные парки.
Экскурсия в Велико-Анадольский лес.
Занятие 26 – 27.
Тема: Население родного края. Особенности быта и религии. Донецк – областной центр. Город, в котором мы живём.
Цель: раскрыть особенности численности населения Донецкой области и ДНР сегодня. Указать причины, которые обусловливают миграцию населения Донецкой области.
Донбасс – самый густозаселённый регион Украины. Высокий уровень урбанизации. Многонациональный регион. Крупные промышленный города: Донецк, Макеевка, Мариуполь, Краматорск, Горловка, Славянск, Артёмовск и др. Типы населённых пунктов.
Павел Беспощадный и А.П.Чехов о городах Донбасса.
Занятие 28 – 30.
Тема: Я и моя семья. Твоя родословная. История моей семьи, составление генеалогического древа.
Цель: дать понятие : «Семья – это ячейка общества». Научить учащихся составлять генеалогическое древо.
Культура моей семьи, образ жизни, традиции разных поколений. Моя фамилия. Династии моего рода. Кем работают мои родители?
Презентация: «Я люблю своих родителей, я горжусь своей семьёй».
Занятие 31 -32.
Тема: Хозяйственная деятельность человека. История развития хозяйства. Экскурсия в краеведческий музей.
Цель: почему краеведческие музеи являются комплексным отображением истории своего края, города?
Понятие «краеведческий музей». Какую информацию можно получить при посещении музея? Как следует вести себя в подобных заведениях? Как составить отчёт о посещении музея?
Занятие 33.
Тема: Обобщающий урок «Мой родной город» - конкурс рисунков, фотографий.
Цель: подвести итоги изучения данного курса. Конкурс рисунков, фотографий на тему: «Мой родной город», «Мой микрорайон», «Моя школа», «Моя семья».
Организация выставки в школе , в классной комнате, в микрорайоне.
Занятие 34.
Тема: Итоговое повторение.
Цель: оценивание творческих работ.
Оформление выставок. Проведение конкурсов, викторин, презентаций.
6 класс (34 часа)
Занятие 1.
Тема : Введение. Особенности программы «Географическое краеведение». Организация наблюдений за погодой.
Цель: ознакомить учащихся с особенностями программы «Географическое краеведение» - «С чего начинается Родина?». Как правильно организовать наблюдение за погодой?
Понятия: метеорологическая станция, синоптика и синоптические прогнозы, «Дневник наблюдения за погодой», Метеослужба, использование Интернет-ресурсов - «Гизметео».
Занятие 2 – 3.
Тема: Мы живём на Земле Донецкой. Вклад земляков в развитии знаний о Земле.
Цель: ознакомить учащихся с выдающимися географами, которые внесли вклад в изучение Донецкого края, с географами-исследователями, изучающими земные процессы и их развитие.
Особенности природных условий Донецкой области. Разнообразие климатических и гидрологических условий, растительных формаций и животного мира.
Занятие 4 – 5.
Тема: Планета Земля. Влияние движения Земли. Смена времён года.
Цель: ознакомить учащихся с общими характеристиками планеты Земля; углубить и систематизировать знания учащихся об атмосфере как оболочке Земли.
Повторить понятия :«Солнечная система», планеты, кометы, метеориты и др. космические тела.
Солнечная радиация как главный климатообразующий фактор. Работа с глобусами, теллурием.
Первичные практические умения работы с «Климатической картой».
Занятие 6 – 11.
Тема: План и карта. Ориентирование на местности. Изображение земной поверхности на карте. Географическая карта Донбасса. Географическое положение Донецкой области.
Цель: сформировать представление у учащихся о плане и карте, научить их пользоваться планами местности и картами Донецкой области.
Что такое ориентирование? Ориентирование по местным признакам. Как изображается рельеф местности на картах и планах местности? Как научиться «читать» карту? Карта Донецкой области. Географическое положение Донецкой области на карте мира, Евразии, Украины.
Практикум: работа с географическими картами Донбасса.
Презентация творческих работ учащихся.
Занятие 12 – 13.
Тема: Человек на Земле. История заселения нашего края. Заселение нашего края восточными славянами. Коренное население.
Цель: сформировать у учащихся понятие об этническом составе населения Донецкого края.
Численность населения Земли. Демографическая ситуация в Украине и на Донбассе. Особенности заселения нашего края восточными славянами. Археологические раскопки и стоянки древнего человека на территории Донецкого края.
Понятия: «город», «ПГТ», «село», «расселение», «плотность населения».
Занятие 14.
Тема: Литосфера – твёрдая оболочка Земли. Основные формы поверхности родного края.
Цель: углубить и расширить систему знаний учащихся о строении литосферы и её основной части – земной коры.
Внутреннее строение Земли. Понятия: «литосфера», «мантия», «ядро», «горная порода», «минералы». Первичные практические навыки работы с «Тектонической картой мира».
Занятие 15.
Тема: Полезные ископаемые Донецкой области. Минералы и горные породы своей местности, особенности их залегания.
Цель: сформировать представление учащихся о разнообразии полезных ископаемых Донбасса и их роли в развитии экономики Донецкой области.
Донецкий каменноугольный бассейн – основной и наиболее развитый район Донецкой и Луганской областей. Нефть и природный газ. Рудные и нерудные полезные ископаемые Донбасса.
Минералы и горные породы своей местности. Создание коллекции минералов и различных видов топлива Донбасса.
Занятие 16.
Тема: Стихийные природные явления на территории края. Как человек борется с ними?
Цель: ознакомить учащихся с основными физико-географическими и стихийными природными процессами, происходящими на территории Донбасса.
Процессы, приносящие людям бедствия: обвалы, оползни, сели, эрозионные процессы, карстовые процессы , подтопления и наводнения, пыльные бури, град, суховеи, засухи, ветры.
Дискуссия: « Неблагоприятные физико-географические процессы на территории Донбасса».
Занятие 17.
Тема: Основные формы поверхности своей местности и его изменение.
Цель: углубить и систематизировать знания учащихся об основных формах рельефа Донбасса.
Разнообразие рельефа Донбасса. Геологическое прошлое Донбасса.
Понятия: рельеф, земная кора, литосферные плиты , крупные формы рельефа.
Презентация: «Рельеф Донбасса».
Практическая работа : знакомство с физической картой и атласом Донецкой области.
Занятие 18.
Тема: Влияние человека на рельеф. Антропогенные формы рельефа нашего края . Памятники природы.
Цель: выделить основные причины формирования современного рельефа Донбасса. Как человек изменяет рельеф?
Понятия: «Памятники природы», «Антропогенные формы рельефа».
Мини-проект: «Экологически чистый город будущего».
Занятие 19.
Тема: Гидросфера – водная оболочка Земли. Свойства воды как жидкости. Вода в жизни человека.
Цель: возобновить и систематизировать знания учащихся о водах земного шара.
Понятия: «мировой кругооборот Земли», «гидросфера», кругооборот воды в системе: «океан – атмосфера – суша – океан».
Написать сочинение-миниатюру: «Путешествие капли воды».
Занятие 20.
Тема: Внутренние воды родного края. Кругооборот воды в природе. Работа воды в природе.
Цель: сформировать у учащихся представление об основных особенностях внутренних вод родного края.
Практикум: описание ближайшего водоёма.
Понятия: поверхностные воды или воды суши: реки, озёра, болота, подземные воды, каналы и водохранилища.
Занятие 21 – 22.
Тема: Реки нашего края. Источники питания рек. Озёра, пруды, водохранилища.
Цель: научить учащихся составлять описание рек по типовому плану.
Практическая работа: нанести на контурные карты основные реки и их притоки Донецкой области.
Презентация: «Северский Донец – крупная река Донбасса».
Сообщения учащихся: «Малые реки Донбасса и их роль в хозяйстве».
Мини-проект: «Создание туристического маршрута по Донбассу».
Занятие 23 – 24.
Тема: Влияние человека на водные объекты края. Экологические проблемы . Охрана вод.
Цель: показать на конкретных примерах влияние человека на водные объекты края; углубить представление учащихся об экологических проблемах территории Донбасса.
Использование вод в народном хозяйстве. Каналы и водохранилища Донбасса. Загрязнение поверхностных вод промышленными отходами. Сельское хозяйство и местные водоёмы. Экологические проблемы и бережное использование поверхностных вод.
Экологическая акция: «Определение качества воды в своём населённом пункте».
Занятие 25.
Тема: Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Состав атмосферы. Составные части погоды. Наблюдение за погодой.
Цель: углубить и систематизировать знания учащихся об атмосфере как оболочке Земли.
Строение и состав атмосферы. Особенности распределения солнечной радиации и составные подстилающей поверхности территории Донбасса.
Понятия: угол падения солнечных лучей, прозрачность атмосферы, длительность светового дня, времена года, время суток, расстояние Земли от Солнца.
Мини-проект: «Оценка загрязнения воздуха в своём микрорайоне».
Занятие 26 – 27.
Тема: Климат и погода своего края. Прогнозирование и народные приметы.
Цель: сформировать у учащихся знания о климатообразующих факторах и понимания процесса формирования различных воздушных масс над территорией Донбасса.
Понятия: «климат», «погода», «воздушные массы», «солнечная радиация», «тип климата».
Практикум: работа с климатическими картами – изучение легенды карты и составление основных климатических показателей для города Донецка.
Ведение «Дневника наблюдений».
Занятие 28.
Тема:. Природные стихийные явления в нашем крае. Как человек борется с ними?
Цель: выявить причины образования различных опасных явлений в атмосфере.
Понятия: «радиационный баланс», «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон», «туман», «ветер», «град», «гроза», «ураган», «пылевые бури», «изморозь», «прогноз погоды».
Мини-проект: «Местные признаки предсказаний погоды».
Мини-проект: «Редкие природные явления» (по материалам наблюдений).
Занятие 29.
Тема: Численность населения и национальный состав нашего края. Традиционные занятия населения. Народные промыслы.
Цель: Человек – самое большое богатство каждой страны.
Плотность населения нашего края. Особенности размещения населения. Крупные города. Презентация: «Городу Донецку – 1 миллион роз».
Занятие 30 – 31.
Тема: Биосфера – оболочка жизни. Растительный и животный мир нашего края. Экологические проблемы. Биологические памятники природы. Красная книга.
Экологические проблемы. Биологические памятники природы. Красная книга.
Цель: углубить и систематизировать знания учащихся о биосфере и её особенностях; сформировать у учащихся понятие о значении живых организмов в природе Земли.
Биосфера – общепланетная оболочка, состав, строение и энергетика. Академик В.И.Вернадский – основатель теории многокомпонентной системы связанных между собой химических и геологических процессов в биосфере. Границы биосферы.
Презентация: «Состав биосферы», «Красная книга Донбасса».
Гербарий растений своей местности. Биологические памятники Донецкой области.
Занятие32 – 33.
Тема: Географическая оболочка. Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах.
Цель: сформировать у учащихся систему знаний об особенностях возникновения и развития географической оболочки .
Понятия: «литосфера», «атмосфера», «гидросфера», «биосфера», «географическая оболочка».
Взаимосвязь между природными компонентами своей местности . Целостность природных процессов. Возникновение зональных и азональных природных комплексов. Органический мир Донбасса.
Занятие 34.
Тема: Итоги курса. Выставка творческих работ: «Донецк – мозг и сердце Донбасса».
Цель: подвести итоги работы учащихся.
Выставка творческих работ. Оценивание творческих проектов, презентаций.
Презентация: «Достопримечательности города Донецка».
Литература
1.Донецка область. Адмiнiстративно-територiальний подiл на 1 сiчня 1979 року. — Донецк: Донбасс, 1979.
2.Донецка область. Адмiнiстративно-територiальний подiл на 1 березня 1988 року. — Донецк: Донбасс, 1988.
3.Былины земли Донецкой. Документальные новеллы, очерки. — Донецк: Донбасс, 1967.
4.Земляк К. П.,Критенко Г. П. Край Донецкий. — К: Радшкола, 1959.
5.Iсторiя мiст i сiл Української РСР,Донецка обл. — К: АН, 1970.
6.История городов и сел Украинской ССР,Донецкая обл. — К: АН, 1976.
7.Юность Донецкого края. — К: Молодость, 1980.
8.Отин Е. С. Топонимия Донетчины / Е. С. Отин; Донецкий национальный университет. — Донецк: Юго-Восток, 2013. — 118 с. — 100 экз. — ISBN 978-966-374-771-2.(в пер.)
9.Тарасенко Н.Г. География Донецкой области. Д.Центр подготовки абитуриентов. 2000.
10.Швец Н.А. География Донецкой области. Конспекты тем. Д. Центр подготовки абитуриентов. 2002.
11.Слюсарев А.А.Природа Донбасса. Д. 1988.
12.Книга о Донбассе. Природа. Люди. Дела. Булкин С.П., Лазаренко А.И. и др.Д. 1977.
13.Н.А.Швец, М.С.Винокур, Е.Д. Денисова. География родного края. Учебное пособие для 5 класса. Д. 1995.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.