Программа по географическому краеведению для учащихся 5 - 6 классов. Тема: "С чего начинаетсч Родина?"
Оценка 4.8

Программа по географическому краеведению для учащихся 5 - 6 классов. Тема: "С чего начинаетсч Родина?"

Оценка 4.8
Образовательные программы +1
docx
воспитательная работа +2
5 кл—6 кл
31.01.2020
Программа по географическому краеведению для учащихся 5 - 6 классов. Тема: "С чего начинаетсч Родина?"
«Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия. 2014 год стал переломным в жизни нашего региона и патриотическое воспитание стало актуальным как никогда. Тогда и появилась у меня мысль составить программу по географическому краеведению для 1 - 4 и 5 - 6 классов.
кр.5-6.docx

                                                                                                                                                         

Авторская программа Даниленко М.А.

Приказ № 863 от 25.08.16 «Об утверждении перечня образовательных программ для школьников начального общего, среднего общего и основного общего образования».

Рекомендовано для реализации.

В Приложении даётся авторская программа Даниленко М.А. по географическому краеведению для 1-4 классов «С чего начинается Родина?».

 

 

                         ПРОГРАММА КУРСА «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»  

                                            «С чего начинается Родина?»

                                                                   5 – 6 классы                         

 

(68 часов: 34 часа в 5 классе и 34 часа в 6 классе) 
                                                

                                                         Автор-составитель:  Учитель-методист географии

                                                                        Даниленко М.А.

                                                                                              г.Донецк, ДОШ IIII ст.№ 88

                                                       2015 год

 



                                                        

                                                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                       Географическое краеведение 

«Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия.

Главным объектом изучения краеведения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и природоведения в 5 классе. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении – геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться в городской местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населённого пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка. Необходимость изучения своей малой Родины в первую очередь связана с большими возможностями школьного краеведения в создании условий для успешной адаптации и творческой самореализации подрастающего поколения по месту проживания

Программа курса рассчитана на учащихся 5-6 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расширяется кругозор учащихся, и, конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, своему городу, своей семье. На основе изучаемого краеведческого материала развиваются интересы учащихся, определяющие впоследствии выбор профессии.
Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов уча­щихся к родному краю определена социаль­ным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способству­ют воспитанию любви к родной земле, уваже­нию к традициям и культуре своего народа.
Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.
Задачи:
- создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности.

- научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности

Особенности программы.
Курс «Географическое краеведение» рассчитан на 68 часов, для 5-6 классов (по 1 часу в неделю на протяжении двух лет). Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьный музей боевой славы, краеведческий музей города, городские библиотеки, другие культурные учреждения и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью: сбор интересной информации для подготовки выступлений и проведения уроков, многочисленные экскурсии (в городе и области). 

Изучение курса предусматривается в школьном компоненте базисного учебного плана. 

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:


- суть понятия «краеведение», методы краеведческих исследований;
- год рождения и даты основных этапов образования родного города, края;
- значение топонимов города, края;
- численность населения и национальный состав;
- выдающихся людей – уроженцев города Донецка;

- основные формы рельефа, полезные ископаемые, особенности климата, внутренних вод, почвенно-растительного покрова, 
- интересные природные объекты;
- историко-культурные достопримечательности;
- историю и традиции родной школы;
- крупные предприятия города;
- проблемы городов Донецкого края;

- роль города Донецка, края в жизни страны;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем: меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

Учащиеся должны уметь: 
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, 
- составлять краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Формы контроля:
- диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;
- презентации проектов учащихся;
- выставки рисунков и фотографий учащихся; 
- анкетирование.

Формы организации учебной деятельности: коллективные, групповые, парные, индивидуальные.

Технологии обучения и технологические приемы: проектные, проблемные, интерактивные, в том числе технологии критического мышления через чтение и письмо, поиск информации, дискуссии, дебаты, а также рекомендуется использовать технологии имитационного моделирования жизненных ситуаций и социально-контекстного обучения.

Учебно-тематический план  географического краеведения «С чего начинается Родина?»

                                                            5 класс ( 34 часа. 1 час в неделю)

№ п/п

                   Наименование тем

Количество часов

Дата проведения

Примечание

1

Введение в краеведение. Краеведение как наука. Наш дом – Земля.

  1

 

Экскурсия в природу

2 - 3

С чего начинается Родина? Понятие «Малая Родина».

  2

 

Проблемная беседа

4 - 6

Основание и развитие родного края.

История заселения нашего края

  3

 

Эвристическая беседа

7 - 8

Край, в котором мы живём. Далёкое прошлое. Источники географических знаний о родном крае.

  2

 

Работа с картой

9 - 10

Топонимика. Улицы города, происхождение их названий. Микрорайон, в котором мы живём. Улицы, по которым мы ходим.

  2

 

Сообщения учащихся

11

Геральдика. Символы родного города, края, микрорайона. Памятники истории и культуры.

  1

 

Решение творческих задач

12 - 14

Поверхность родного края. Основные формы поверхности. Полезные ископаемые. Великие мастера природы.

  3

 

Экскурсия

15 - 18

Особенности погоды. Составные части погоды. Сезоны года.  Природные стихийные явления в нашем крае.

  4 

 

Дневник наблюдений

19 - 21

Водные богатства. Свойство воды как жидкости.  Работа воды в природе. Реки и подземные воды нашего края.

  3

 

Экологическая акция

22 - 24

Особенности природы. Кругооборот воды в природе.  Растительный и животный мир.

  3

 

Полевой практикум

25

Охрана природы нашего края. Охрана растительного и животного мира. Красная книга нашего края. Учитесь наблюдать природу.

  1

 

Презентация

26 - 27

Население родного края.  Особенности быта и религии. Донецк – областной центр. Город, в котором мы живём.

  2

 

Встречи с творческими людьми

28 - 30

Я и моя семья.  Твоя родословная. История моей семьи, составление генеалогического древа.

  3

 

Творческий проект

31 - 32

Хозяйственная деятельность человека. История развития хозяйства. Экскурсия в краеведческий музей.

  2

 

Экскурсия

33

Обобщающий урок «Мой родной город» - конкурс рисунков, фотографий.

  1

 

Защита творческих работ

34

Итоговое повторение

  1

 

Оценивание творческих работ

 

                                                   

                                                             6 класс  (34 часа. 1 час в неделю)

 

№ п/п

                     Наименование тем

Количество часов

Дата проведения

Примечание

1

Введение. Особенности программы «Географическое краеведение». Организация наблюдений за погодой.

  1

 

Беседа

2 - 3

Мы живём на Земле Донецкой. Вклад земляков в развитии знаний о Земле.

  2

 

Сообщения

4 - 5

Планета Земля. Влияние движения Земли. Смена времён года.

  2

 

Применение Интернет-ресурсов

6 - 11

План и карта. Ориентирование на местности. Изображение земной поверхности моего города. Географическая карта Донбасса. Географическое положение родного края.

  6

 

Презентация творческих работ. Работа на местности

12 - 13

Человек на Земле.  История заселения нашего края. Заселение нашего края восточными славянами. Коренное население.

  2

 

Ролевые игры

14

Литосфера – твёрдая оболочка Земли. Основные формы поверхности родного края.

  1

 

Сообщения учащихся

15

Полезные ископаемые нашего края. Минералы и горные породы своей местности, особенности их залегания.

  1

 

Создание коллекции. Изучение минералов.

16

Стихийные природные явления на территории края. Как человек борется с ними?

  1

 

Презентации

17

Основные формы поверхности  своей местности и его изменение.

  1

 

Работа на местности

18

Влияние человека на рельеф. Антропогенные формы рельефа нашего края . Памятники природы.

  1

 

Репортаж. Творческие  проекты

19

Гидросфера – водная оболочка Земли. Свойства воды  как жидкости. Вода в жизни человека.

  1

 

Презентация

20

Внутренние воды родного края. Кругооборот воды в природе.  Работа воды в природе.

  1

 

Составление плана описания водоёма

21 - 22

Реки нашего края. Источники питания рек.  Крупные реки.  Озёра, пруды, водохранилища.

  2

 

Работа с картой

23 - 24

Влияние человека на водные объекты края. Экологические проблемы . Охрана вод.

  2

 

Экологическая акция

25

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Состав атмосферы. Составные части погоды. Наблюдение за погодой.

  1

 

Защита проекта

26 - 27

Климат и погода своего края. Прогнозирование и народные приметы.

  2

 

Дневник наблюдений

28

Природные стихийные явления в нашем крае. Как человек борется с ними?

  1

 

Презентация

29

Численность населения и национальный состав нашего края. Традиционные занятия населения. Народные промыслы.

  1

 

Защита творческих работ

30 - 31

Биосфера – оболочка жизни. Растительный и животный мир нашего края. Экологические проблемы. Биологические памятники природы. Красная книга.

  2

 

Составление гербария своего края.

32 - 33

Географическая оболочка. Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах.

  2

 

Экскурсия в Ботанический сад

34

Итоги курса. Выставка творческих работ: «Донецк – мозг и  сердце Донбасса».

  1

 

Оценивание  работ

 

 

                                  Содержание программы

                                         5 класс (34 часа)

Занятие 1.

Тема: Введение в краеведение. Краеведение как наука. Наш дом – Земля.

Цель: что изучает краеведение? Развитие интереса   у учащихся к исследовательской деятельности.

Понятие «Родина» и «родина». Основные сведения : Планета, страна, республика, город, район, микрорайон.

Занятие 2 – 3.

Тема: С чего начинается Родина? Понятие «Малая Родина».

Цель: формировать умение видеть проблему. Развивать чувство гордости за свой край.

Понятие «Малая Родина». История моего города, района, микрорайона. Город Донецк на карте Украины и Европы. Исторические места города Донецка. Памятники Боевой и Трудовой Славы.

Мини-проект «Составление каталога литературы по изучению родного края».

Занятие 4 – 6.

Тема: Основание и развитие родного края.

История заселения нашего края

Цель:  знакомство со способами познания окружающего мира, в том числе с наблюдениями и экспериментами.

Знакомство с источниками информации. Работа с энциклопедиями и словарями. Получение информации о родном крае через Интернет-ресурсы.

Занятие 7 – 8.

Тема: Край, в котором мы живём. Далёкое прошлое. Источники географических знаний о родном крае.

Цель:  ознакомить учащихся с понятием «город», историей возникновения города Донецк.

 Как создавался наш город? Исторические особенности развития городской инфраструктуры. Работа с картами, иллюстрациями, картинами. Работа в библиотеке, подбор литературы о городе Донецке. В своём классе организовать  выставку книг о Донецком  крае.

Занятие 9 – 10.

Тема: Топонимика. Улицы города, происхождение их названий. Микрорайон, в котором мы живём. Улицы, по которым мы ходим.

Цель: ознакомить  учащихся с понятием «топонимика», какие использовать источники для  изучения топонимики своего края.

Улицы моего города, района. Моя школа. Моя семья. Моя фамилия.

Занятие 11.

Тема: Геральдика. Символы родного города, края, микрорайона. Памятники истории и культуры.

Цель: познакомить учащихся с понятием «геральдика» и символами Донецкой области, ДНР,

города Донецка.

Символы нашего города, района, микрорайона. Символы Донецкой области, ДНР, города Донецка. Флаг, Гимн, Герб, эмблема. . Анализ текстов гимнов, создания всех символов. Правила прослушивания  этих текстов. Архитектурные символы Донецка, посещение их в период проведения экскурсий.

Занятие 12 – 14.

Тема  : Поверхность родного края. Основные формы поверхности. Полезные ископаемые. Великие мастера природы

Цель: ознакомить учащихся с основными геологическими и тектоническими структурами Донецкого края, которые способствовали формированию рельефа Донбасса.

Геологическое прошлое Донбасса. История формирования земных недр нашего края.  Особенности рельефа. Полезные ископаемые Донецкой области.  Крупнейшие месторождения угля в Донбассе. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Использование их человеком. Собрать коллекцию минералов Донбасса.

Мини-проект: «Моя минералогическая коллекция».

Занятие 15 – 18.

Тема: Особенности погоды. Составные части погоды. Сезоны года.  Природные стихийные явления в нашем крае.

Цель: ознакомить учащихся с особенностями климатических условий города Донецка и всего Донецкого края.

Под воздействием каких факторов формируется климат Донбасса? Раскрыть понятия: «погода», «климат», «микроклимат». Особенности смены времён года – итоги многолетних наблюдений.

Практикум: Анализ «Дневника наблюдений за погодой»,  составление графиков, «Розы ветров».

Занятие 19 – 21.

Тема: Водные богатства. Свойство воды как жидкости.  Работа воды в природе. Реки и подземные воды нашего края.

 

Цель: познакомить учащихся с водными ресурсами Донбасса. Раскрыть народнохозяйственное значение Азовского моря для Донецкой области.

Перечислить крупные и малые реки Донбасса. Реки: Северский Донец, Кальмиус,  Казённый Торец,  Миус, Крынка и др.  Пути решения экологических проблем внутренних вод Донецкой области. Викторина.

Понятия: река, исток, устье, речная долина, бассейн, водораздел, режим рек.

Занятие 22 -24.

Тема: Особенности природы. Кругооборот воды в природе.  Растительный и животный мир.

Цель:  создать представление о разнообразии природы родного края Малой Родины.

Основные растительные формации нашего края. Сбор гербария. Экскурсия в лес под девизом: «Поздняя осень, её красоты и проблемы».

Презентация на тему: «Животный мир родного Донбасса». Составить программу по экологической защите природы Донбасса. Охраняемые растения и животные. «Красная книга».

Занятие 25.

Тема:. Охрана природы нашего края. Охрана растительного и животного мира. Красная книга нашего края. Учитесь наблюдать природу.

Цель: раскрыть проблемы рационального использования и охраны природных условий и ресурсов Донецкой области.

Как понимать, что означает проблема взаимоотношений общества и природы? Человек и природа. Заповедные места Донбасса. Заповедники, заказники, национальные парки.

Экскурсия в Велико-Анадольский лес.

Занятие 26 – 27.

Тема: Население родного края.  Особенности быта и религии. Донецк – областной центр. Город, в котором мы живём.

Цель: раскрыть особенности численности населения Донецкой области и ДНР сегодня. Указать причины, которые обусловливают миграцию населения Донецкой области.

Донбасс – самый густозаселённый регион Украины. Высокий уровень урбанизации.  Многонациональный регион. Крупные промышленный города: Донецк, Макеевка, Мариуполь, Краматорск, Горловка, Славянск, Артёмовск и др. Типы населённых пунктов.

Павел Беспощадный и А.П.Чехов о городах Донбасса.

Занятие 28 – 30.

Тема: Я и моя семья.  Твоя родословная. История моей семьи, составление генеалогического древа.

Цель: дать понятие : «Семья – это ячейка общества». Научить учащихся составлять генеалогическое древо.

Культура моей семьи, образ жизни, традиции разных поколений. Моя фамилия. Династии моего рода. Кем работают мои родители?

Презентация: «Я люблю своих родителей, я горжусь своей семьёй».

Занятие 31 -32.

Тема: Хозяйственная деятельность человека. История развития хозяйства. Экскурсия в краеведческий музей.

Цель: почему краеведческие музеи являются комплексным отображением истории своего края, города?

Понятие «краеведческий музей». Какую информацию можно получить при посещении музея? Как следует вести себя в подобных заведениях? Как составить отчёт о посещении музея?

Занятие 33.

Тема: Обобщающий урок «Мой родной город» - конкурс рисунков, фотографий.

Цель: подвести итоги изучения данного курса. Конкурс рисунков, фотографий на тему: «Мой родной город», «Мой микрорайон», «Моя школа», «Моя семья».

Организация выставки в школе , в классной комнате, в микрорайоне.

Занятие 34.

Тема: Итоговое повторение.

Цель: оценивание творческих работ.

Оформление выставок. Проведение конкурсов, викторин, презентаций.

 

                                                          6 класс (34 часа)

Занятие 1.

Тема : Введение. Особенности программы «Географическое краеведение». Организация наблюдений за погодой.

Цель: ознакомить учащихся с особенностями программы «Географическое краеведение»  - «С чего начинается Родина?».   Как правильно организовать наблюдение за погодой?

Понятия: метеорологическая станция, синоптика и синоптические прогнозы, «Дневник наблюдения за погодой», Метеослужба, использование Интернет-ресурсов -  «Гизметео».

Занятие 2 – 3.

Тема:   Мы живём на Земле Донецкой. Вклад земляков в развитии знаний о Земле.

Цель:   ознакомить учащихся с выдающимися географами, которые внесли вклад в изучение Донецкого края,  с географами-исследователями, изучающими земные процессы и их развитие.

Особенности природных условий Донецкой области. Разнообразие климатических и гидрологических условий, растительных формаций и животного мира.

Занятие 4 – 5.

Тема:   Планета Земля. Влияние движения Земли. Смена времён года.

Цель:  ознакомить учащихся с общими характеристиками планеты Земля; углубить и систематизировать знания учащихся об атмосфере как оболочке Земли.

Повторить понятия :«Солнечная система», планеты, кометы, метеориты и др. космические тела.

Солнечная радиация как главный климатообразующий фактор. Работа с глобусами, теллурием.

Первичные практические умения работы с «Климатической картой».

Занятие 6 – 11.

Тема:   План и карта. Ориентирование на местности. Изображение земной поверхности на карте. Географическая карта Донбасса. Географическое положение Донецкой области.

 Цель:  сформировать представление у учащихся о плане и карте, научить их пользоваться планами местности и картами Донецкой области.

Что такое ориентирование? Ориентирование по местным признакам.  Как изображается рельеф местности на картах и планах местности? Как научиться «читать» карту? Карта Донецкой области. Географическое положение Донецкой области на карте мира, Евразии, Украины.

Практикум: работа с географическими картами Донбасса.

Презентация творческих работ учащихся.

 

Занятие 12 – 13.

Тема:   Человек на Земле.  История заселения нашего края. Заселение нашего края восточными славянами. Коренное население.

Цель: сформировать у учащихся понятие об этническом составе населения Донецкого края.

Численность населения Земли.  Демографическая ситуация в Украине и на Донбассе. Особенности заселения нашего края восточными славянами. Археологические раскопки и стоянки древнего человека на территории Донецкого края.

Понятия: «город», «ПГТ», «село», «расселение», «плотность населения».

Занятие 14.

Тема:  Литосфера – твёрдая оболочка Земли. Основные формы поверхности родного края.

Цель: углубить и расширить систему знаний учащихся о строении литосферы и её основной части – земной коры.

Внутреннее строение Земли. Понятия: «литосфера», «мантия», «ядро», «горная порода», «минералы». Первичные практические навыки работы с «Тектонической картой мира».

Занятие 15.

Тема:   Полезные ископаемые Донецкой области. Минералы и горные породы своей местности, особенности их залегания.

Цель: сформировать представление учащихся о разнообразии полезных ископаемых Донбасса и их роли в развитии экономики Донецкой области.

Донецкий каменноугольный бассейн – основной и наиболее развитый район Донецкой и Луганской областей. Нефть и природный газ. Рудные и нерудные полезные ископаемые Донбасса.

Минералы и горные породы своей местности. Создание коллекции минералов  и различных видов топлива Донбасса.

Занятие 16.

Тема: Стихийные природные явления на территории края. Как человек борется с ними?

Цель: ознакомить учащихся с основными физико-географическими и стихийными  природными процессами, происходящими на территории Донбасса.

Процессы, приносящие людям бедствия: обвалы, оползни, сели, эрозионные процессы, карстовые процессы , подтопления и наводнения, пыльные бури, град, суховеи, засухи, ветры.

Дискуссия: « Неблагоприятные физико-географические процессы на территории Донбасса».

Занятие 17.

Тема: Основные формы поверхности  своей местности и его изменение.

Цель: углубить и систематизировать знания учащихся об  основных формах рельефа Донбасса.

Разнообразие рельефа Донбасса. Геологическое прошлое Донбасса.

Понятия: рельеф, земная кора,  литосферные плиты , крупные формы рельефа.

Презентация: «Рельеф Донбасса». 

Практическая работа : знакомство с физической картой и атласом Донецкой области.

Занятие 18.

Тема:  Влияние человека на рельеф. Антропогенные формы рельефа нашего края . Памятники природы.

Цель: выделить основные причины формирования современного рельефа Донбасса. Как человек изменяет рельеф?

Понятия: «Памятники природы», «Антропогенные формы рельефа».

Мини-проект: «Экологически чистый город будущего».

Занятие 19.

Тема: Гидросфера – водная оболочка Земли. Свойства воды  как жидкости. Вода в жизни человека.

Цель: возобновить и систематизировать знания учащихся о водах земного шара.

Понятия: «мировой кругооборот Земли», «гидросфера», кругооборот воды в системе: «океан – атмосфера – суша – океан».

Написать сочинение-миниатюру: «Путешествие капли воды».

Занятие 20.

Тема:  Внутренние воды родного края. Кругооборот воды в природе.  Работа воды в природе.

Цель: сформировать у учащихся представление об основных особенностях внутренних вод родного края.

Практикум: описание ближайшего водоёма.

Понятия: поверхностные воды или воды суши: реки, озёра, болота, подземные воды, каналы и водохранилища.

Занятие 21 – 22.

Тема: Реки нашего края. Источники питания рек.  Озёра, пруды, водохранилища.

Цель: научить учащихся составлять описание рек по типовому плану.

Практическая работа: нанести на контурные карты основные реки и их притоки Донецкой области.

Презентация: «Северский Донец – крупная река Донбасса».

Сообщения учащихся: «Малые реки Донбасса и их роль в хозяйстве».

Мини-проект: «Создание туристического маршрута по Донбассу».

Занятие 23 – 24.

Тема: Влияние человека на водные объекты края. Экологические проблемы . Охрана вод.

Цель: показать на конкретных примерах влияние человека на водные объекты края;  углубить представление учащихся об экологических проблемах территории Донбасса.

Использование вод в народном хозяйстве. Каналы и водохранилища Донбасса. Загрязнение поверхностных вод промышленными отходами. Сельское хозяйство и местные водоёмы. Экологические проблемы и бережное использование поверхностных вод.

Экологическая акция: «Определение качества воды в своём населённом пункте».

Занятие 25.

Тема: Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Состав атмосферы. Составные части погоды. Наблюдение за погодой.

Цель: углубить и систематизировать знания учащихся об атмосфере как оболочке Земли.

Строение и состав атмосферы. Особенности распределения солнечной радиации и составные подстилающей поверхности  территории Донбасса.

Понятия: угол падения солнечных  лучей, прозрачность атмосферы, длительность светового дня, времена года, время суток, расстояние Земли от Солнца.

Мини-проект: «Оценка загрязнения воздуха в своём микрорайоне».

Занятие 26 – 27.

Тема:  Климат и погода своего края. Прогнозирование и народные приметы.

Цель: сформировать у учащихся знания о климатообразующих факторах и понимания процесса формирования различных воздушных масс над территорией Донбасса.

Понятия: «климат», «погода», «воздушные массы», «солнечная радиация», «тип климата».

Практикум: работа с климатическими картами – изучение легенды карты и составление основных климатических показателей для города Донецка.

Ведение «Дневника наблюдений».

Занятие 28.

Тема:. Природные стихийные явления в нашем крае. Как человек борется с ними?

Цель: выявить причины образования различных опасных явлений в атмосфере.

Понятия: «радиационный баланс», «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон», «туман», «ветер», «град», «гроза», «ураган», «пылевые бури», «изморозь», «прогноз погоды».

Мини-проект: «Местные признаки  предсказаний погоды».

Мини-проект: «Редкие природные явления» (по материалам наблюдений).

Занятие 29.

Тема: Численность населения и национальный состав нашего края. Традиционные занятия населения. Народные промыслы.

Цель: Человек – самое большое богатство каждой страны.

 Плотность населения нашего края. Особенности размещения населения. Крупные города. Презентация: «Городу Донецку – 1 миллион роз».

Занятие 30 – 31.

ТемаБиосфера – оболочка жизни. Растительный и животный мир нашего края. Экологические проблемы. Биологические памятники природы. Красная книга.

Экологические проблемы. Биологические памятники природы. Красная книга.     

Цель: углубить и систематизировать знания учащихся о биосфере и её особенностях; сформировать у учащихся понятие о значении живых организмов в природе Земли.

Биосфера – общепланетная оболочка, состав, строение и энергетика. Академик В.И.Вернадский – основатель  теории многокомпонентной системы связанных между собой химических и геологических процессов в биосфере. Границы биосферы.

Презентация: «Состав биосферы», «Красная книга Донбасса».

Гербарий растений своей местности. Биологические памятники Донецкой области.

Занятие32 – 33.

Тема: Географическая оболочка. Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах.

Цель: сформировать у учащихся систему знаний об особенностях возникновения и развития географической оболочки .

Понятия: «литосфера», «атмосфера», «гидросфера», «биосфера», «географическая оболочка».

Взаимосвязь между  природными компонентами  своей местности .  Целостность природных процессов.  Возникновение зональных и азональных природных комплексов. Органический мир Донбасса.

Занятие 34.

Тема: Итоги курса. Выставка творческих работ: «Донецк – мозг и  сердце Донбасса».

Цель: подвести итоги работы учащихся.

Выставка творческих работ. Оценивание творческих проектов, презентаций.

Презентация: «Достопримечательности города Донецка».

                                                          

                                                                     Литература

1.Донецка область. Адмiнiстративно-територiальний подiл на 1 сiчня 1979 року. — Донецк: Донбасс, 1979.

2.Донецка область. Адмiнiстративно-територiальний подiл на 1 березня 1988 року. — Донецк: Донбасс, 1988.

3.Былины  земли Донецкой. Документальные новеллы, очерки. — Донецк: Донбасс, 1967.

4.Земляк К. П.,Критенко Г. П. Край Донецкий. — К: Радшкола, 1959.

5.Iсторiя мiст i сiл Української РСР,Донецка обл. — К: АН, 1970.

6.История городов и сел Украинской ССР,Донецкая обл. — К: АН, 1976.

7.Юность Донецкого края. — К: Молодость, 1980.

8.Отин Е. С. Топонимия Донетчины / Е. С. Отин; Донецкий национальный университет. — Донецк: Юго-Восток, 2013. — 118 с. — 100 экз. — ISBN 978-966-374-771-2.(в пер.)

9.Тарасенко Н.Г. География Донецкой области. Д.Центр подготовки абитуриентов. 2000.

10.Швец Н.А. География Донецкой области. Конспекты тем. Д. Центр подготовки абитуриентов. 2002.

11.Слюсарев А.А.Природа Донбасса. Д. 1988.

12.Книга о Донбассе. Природа. Люди. Дела. Булкин С.П., Лазаренко А.И. и др.Д. 1977.

13.Н.А.Швец, М.С.Винокур, Е.Д. Денисова. География родного края. Учебное пособие для 5 класса. Д. 1995.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Авторская программа Даниленко

Авторская программа Даниленко

Родине, своему городу, своей семье

Родине, своему городу, своей семье

Формы контроля: - диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля; - презентации проектов учащихся; - выставки рисунков и фотографий учащихся;…

Формы контроля: - диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля; - презентации проектов учащихся; - выставки рисунков и фотографий учащихся;…

Микрорайон, в котором мы живём

Микрорайон, в котором мы живём

Географическая карта Донбасса.

Географическая карта Донбасса.

Географическая оболочка. Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах

Географическая оболочка. Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах

Геологическое прошлое Донбасса

Геологическое прошлое Донбасса

Культура моей семьи, образ жизни, традиции разных поколений

Культура моей семьи, образ жизни, традиции разных поколений

Тема : Человек на Земле.

Тема : Человек на Земле.

Цель: сформировать у учащихся представление об основных особенностях внутренних вод родного края

Цель: сформировать у учащихся представление об основных особенностях внутренних вод родного края

Экологические проблемы. Биологические памятники природы

Экологические проблемы. Биологические памятники природы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020