Программа по ИЗО для 5-7 классов (ФГОС)
Оценка 5

Программа по ИЗО для 5-7 классов (ФГОС)

Оценка 5
docx
25.01.2022
Программа по ИЗО для 5-7 классов (ФГОС)
5-7 общая.docx

Согласовано.                                                                          Утверждаю:

Зам.директора по УВР:                                                     Директор школы

  Мезина Л.В.                                                                      Пяденкова Е.В. ________________                                                        _________________

 «…..»……….…..2021г.                                           «…..»……….…..2021г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ПО   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

 

5,6,7 классы.

 

1 недельный час.

Срок реализации – 1 год в каждом классе.

 

 

 

 

 

Разработчик программы:

Учитель   ИЗО, 

Скалина Анна Николаевна.

 

 

2021г.

1.       СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 Рабочая программа по ИЗО для 5,6,7классов составлена на основе государственной программы для общеобразовательных учебных заведений в РФ «Изобразительное искусство и художественный труд для 1-9 классов», автора – научного руководителя, член корреспондента АПН СССР, народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии СССР Б.М. Неменского.

 Программа рассчитана на 34 годовых часа в 5-7 классах .

Рабочая программа по ИЗО для 5-7 классов построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала.

Принцип введения школьников в связи искусства  с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.

Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщать их к художественной культуре.         

Модифицированная программа, разработанная на основе программы Б.М. Неменского ИЗО 5,6,7 классы на 34 годовых  часа. М. «Просвещение», 2011 год.

      Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной. 

     

Задачами курса являются:

- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

- формирование художественно-творческой активности школьника;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

 

      Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности

 

            Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение  на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу;  восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного  творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

      Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем:

форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-7 классов.

      В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Постоянное личное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении. Самостоятельная работа учащихся получает дальнейшее развитие на кружковых занятиях, в группах продлённого дня и на факультативах.

 

Общая тема программы 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».

      5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства  в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение.  Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.

Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.

Учебно–методический комплекс, выпускаемый издательством «Просвещение» Москва, включает в себя учебники под редакций народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского: Учебник для 5 класса (2013) Горяева Н.А., Островская О.В. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

Общая годовая тема 6, классов «Изобразительное искусство в жизни человека».

6  класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.

Учебно–методический комплекс, выпускаемый издательством «Просвещение» Москва, включает в себя учебники под редакций народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского: автор Немннская Л.А. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека»

Общая годовая тема программы 7 класса «Дизайн и архитектура в жизни человека»

     Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.

     Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.

Архитектура любого века. Любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживания в нём человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры – используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объём, пространство, фактура, цвет и т.д.)

     Дизайн как искусство возник в 20 веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Ныне трудно определить. К архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т.д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объём, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.)

     Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объёмной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмно-пространственной.

                 Изучение конструктивных искусств в 8 классе  прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работающими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности – изобразительный, декоративный, конструктивный).

Учебно–методический комплекс, выпускаемый издательством «Просвещение» Москва, включает в себя учебники под редакций народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского: Питерских А.С., Гуров Г.Е. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека» 7 класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Задачи художественного развития учащихся в  5 классе:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:

            - дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.

- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.

Формирование художественно-творческой активности:

            - учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание  в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;

            - учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

            - проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов                     оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.

Формирование художественных знаний, умений, навыков:

            1 год обучения (5 класс)

            Учащиеся должны понимать:

·         значение древних корней народного искусства;

·         связь времён в народном искусстве;

·         место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

·         знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):

·         уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;

·         представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

Учащиеся должны уметь:

·         отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

·         создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)

·         создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

·         объединять в индивидуально-коллективной работе творческие  усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.

 

Задачи  художественного развития учащихся в 6 классе:

 

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:

- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;

            - формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;

            - формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;

            - формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.

Формирование художественно-творческой активности личности:

            - учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;

            - творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.

Формирование художественных знаний, умений, навыков.

            2 год обучения (6 класс)

Учащиеся должны знать:

·         особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;

·         основные жанры изобразительного искусства;

·         известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;

·         о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;

·         о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства, Удмуртии, родного края.

            Учащиеся должны уметь:

·         работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;

·         выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;

·         добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;

·         передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

·         передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;

·         передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;

·         в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

·         пользоваться различными графическими техниками

·         оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.

 

Задачи художественного развития учащихся в 7 классе:

Формирование художественно-творческой активности:

            - творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры;

            - творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний  об искусстве.

Формирование художественных знаний, умений, навыков:

            3 год обучения (7 класс)

      Учащиеся должны знать:

·                     как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

·                     особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

·                     основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

Учащиеся должны уметь:

·                     конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);

·                     моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

·                     работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

·                     конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

·                     использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;

·                     владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

·                     создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

·                     создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

·                     работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

·                     использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

·                     использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).

 

3        ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

5 класс

«Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека»

 

34 часа

1 четверть

«Древние корни народного искусства»

9 часов

2 четверть

«Связь времён в народном искусстве»

7 часов

3 четверть

«Декор, человек, общество, время»

10 часов

4 четверть

«Декоративное искусство в современном  мире»

8 часов

6 класс

«Изобразительное искусство и мир интересов человека»

 

34 часа

1 четверть

Тема «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»

9 часов

2 четверть

«Мир наших вещей. Натюрморт»

7 часов

3 четверть

«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»

10 часов

4 четверть

 «Человек и пространство в изобразительном искусстве»

8 часов

7 класс

«Дизайн и архитектура в жизни человека»

34 часа

1 четверть

«Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник-дизайн-архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры»

9 часа

2 четверть

«Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий»

7 часа

3 четверть

«Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека»

10 часа

4 четверть

«Человек в зеркале дизайна и архитектуры»

8 часов

 


 

Согласовано.

Согласовано.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Рабочая программа по

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Рабочая программа по

Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности…

Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности…

Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта…

Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта…

Архитектура любого века. Любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках

Архитектура любого века. Любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Задачи художественного развития учащихся в 5 классе:

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Задачи художественного развития учащихся в 5 классе:

Задачи художественного развития учащихся в 6 классе:

Задачи художественного развития учащихся в 6 классе:

Задачи художественного развития учащихся в 7 классе:

Задачи художественного развития учащихся в 7 классе:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека» 34 часа 1 четверть «Древние корни народного искусства» 9 часов 2 четверть «Связь времён в народном…

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека» 34 часа 1 четверть «Древние корни народного искусства» 9 часов 2 четверть «Связь времён в народном…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2022