Программа по коррекции поведения, ЭВС, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии
Оценка 4.9

Программа по коррекции поведения, ЭВС, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Оценка 4.9
docx
14.01.2020
Программа  по коррекции поведения, ЭВС, общения  с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии
Программа по коррекции поведения, ЭВС для детей СКК.docx

Специальная психология

и коррекционная педагогика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

по коррекции поведения, ЭВС, общения

с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Иванова Е.М. педагог-психолог Г. Чебоксары

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

На протяжении многих и многих столетий  сказки и занимательные истории  люди рассказывали детям. Из поколения в поколение дети с удовольствием слушали их, постигая с их помощью жизнь, учились отличать на примере действовавших там героев хорошее от плохого. И не беда, что одна и та же сказка повторялась множество раз, она не теряла от этого своей прелести.
Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Дети всерьез верят в сказочный мир, полный чудес, с его ловкими и силь­ными героями и свирепыми чудовищами. Мир этот близок и понятен для любознательной детской головки, он говорит на языке, почти недоступном взрослому рас­судку, считающему, что сказки искажают реальную жизнь. Дети же без устали готовы слушать сказочные ис­тории, герои которых отважно сражаются с великанами и чудовищами — с миром взрослых.
Сказки уместны в любой ситуации, пригодны во всех случаях жизни. Они открывают детям мир, помогают легче справляться с житейскими неурядицами, травмирующими психику. Устный рассказ и чтение вслух обладают удивитель­ными свойствами. Они исцеляют душу, придают ребен­ку силы и формируют его личность, а также стимулиру­ют детскую фантазию, склонную к образному мышле­нию.
Ребенок берет себе на вооружение все то, о чем уз­нает из сказок и историй, а затем различным образом применяет это знание, защищаясь от множества стрессов, которые обрушивает на него действитель­ность.
В диалоге с взрослым ребенок ощущает себя в равноправной партнерской позиции – не декларируемой, а психологически реальной. Ребенок усваивает диалектику взаимоотношений Автора и Адресата, побывав по инициативе взрослого во всех возможных коммуникативных позициях (несущих к тому же, педагогическую и терапевтическую нагрузку).
         Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент развития. Интерес психологов к сказке существует давно.        О положительном влиянии искусства на раз­витие ребенка с проблемами указывал Л.С.Вы­готский, отмечая особую роль художественной деятельности, как в развитии психических фун­кций, так и в активизации творческих проявле­ний детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра).
Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами.
Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно – образного и наглядно – действенного постижения мира человеческих отношений.
         Понимание и проживание через сказку содержания свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них. 
Идея сказкотерапии в её общенародном понимании примерно такова: терапевт, зрящий в ядро проблемы, сочиняет сказку, в которой предлагает и (или) внушает метафорическое решение этой проблемы. Также сказка может быть использована и для того, чтобы:
1) предложить ребёнку способы решения конкретной проблемы;
2) сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребёнком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого. Язык сказки их сближает;
3) сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она не выдаёт свои положения за что – то более серьёзное, чем символы, метафоры и аналогии;
4) сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом терапевте. Она активизирует понимание и работу на уровне интуиции, архетипов (формы поведения, режим функционирования душевных сил, похожие на инстинкты, смысл и значение которых выражается в реальных образах и действиях), первого впечатления;
5) сказка несёт свободу;
6) важной чертою сказки является то, что в ходе её происходит трансформация. Некто маленький и слабый вначале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного.
В работе с учащимися используются элементы АРТ-терапии, когда ребёнок рисует сюжет прочитанной сказочной истории, придумывает продолжение или обсуждает с товарищами поведение героев.
Ребенок с проблемами, действуя в этом уди­вительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоцио­нального отвержения, чувства одиночества, стра­хов и тревожности или от конфликтных межлич­ностных и внутрисемейных отношений.
Арт-терапия позволяет вывести переживания ребёнка во внешнюю форму через
продукт творческой деятельности, создать новые позитивные переживания, проявить творческие способности, удовлетворить потребность в творчестве. Арт-терапия облегчает психотравмирующие ситуации. Она использует невербальные каналы взаимодействия, воздействует непосредственно на эмоции человека.

Цел и задачи, которые решаются с помощью арт-терапии в работе с особыми детьми:

  • поднятие самооценки,
  • расширение стереотипов,
  • освоение различных художественных материалов и средств выражения с их использованием,
  • развитие навыков работы с изобразительным материалом,
  • развитие сенсорики,
  • развитие схемы и образа тела,
  • развитие моторики,
  • решение пространственных задач,
  • развитие речи,
  • работа со страхом, тревогой, агрессией,
  • решение проблем поведения,
  • проявление инициативы и стимуляция выбора.

Таким образом, подводя итоги вышесказанного, можно сделать следующие выводы: Сказкотерапия и арт-терапия – это не просто направления, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур, это живой, творческий процесс, который обогащается детскими находками и озарениями. В процессе разнообразных занятий воспитанники черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром; благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, таким образом, происходит коррекция личности, расширение эмоционально – поведенческих реакций. На психокоррекционных занятиях черпаются представления о справедливости и несправедливости.
В работе с учащимися с/к/о данная программа направлена на развитие у детей с задержкой психического развития (ЗПР) личностных качеств, самоконтроля, эмпатии, преодоление дезадаптации, тревожности, страхов, а также расширение знаний об окружающем и своем внутреннем мире.
Использование сказкотернапии и арт-терапии особенно важно для детей с задержкой психического развития в силу их особенностей: незрелости эмоционально-волевой сферы, отклонений в поведении, расторможенности, гипервозбудимости, слабости мотивации и самоконтроля.

 

 

 

 

 

Цель программы.

Предупреждение и устранение отклонений в поведении, развитие эмоционально-волевой сферы, произвольности психических процессов, обусловленных задержкой психического развития; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачами являются:

  • расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • развитие   чувства   коллективизма,   ответственности   друг   за друга, форми-рование опыта нравственного поведения;
  • развитие    самостоятельности, самоконтроля;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие   различных    анализаторов:    зрительного, слухового, речедвигатель-ного, кинестетического;
  • коррекция отклоняющегося поведения;
  • развитие эмоциональной и моторной адекватности;


Содержание программы:

Программа подразделяется на блоки:
В 1 классе:
1 блок – Диагностический (1 ч 40 мин)
2 блок -  Коррекционно- развивающий (18 часов)
3 блок -  Диагностический (1 ч 40 мин).

Во 2  классе:
1 блок – Диагностический (1 ч 10 мин)
2 блок -  Коррекционно- развивающий (9 часов).
3 блок -  Диагностический (1 час 10 мин)

В  3 – 4   классах:
1 блок – Диагностический (1 час)
2 блок -  Коррекционно- развивающий (15 часов).
3 блок -  Диагностический (1 час)

Структура коррекционно - развивающего  сказкотерапевтического занятия
с  использованием элементов АРТ-терапии:

  • Настрой на предстоящую деятельность. Разминка. Коллективные упражнения.
  • Повторение. Ведущий задает детям вопрос о том, что они помнят из прошлого занятия.
  • Расширение. Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Предлагает детям попробовать, помочь какому-либо существу из сказки, придумать свое окончание сказки, нарисовать понравившийся сюжет из сказки (или продолжение).
  • Закрепление. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения. Обсуждение придуманного (нарисованного детьми)
  • Интеграция. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели.
  • Резюмирование. Ведущий подводит итог занятия.  Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта.
  • Ритуал «выхода» из сказки. Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением.

Занятия по сказкотерапии проводятся в 1-2 классах в рамках комплексной программы сопровождения учащихся специалистами с/к/о, в 3-4 классах как самостоятельные занятия педагога-психолога с учащимися, имеющими ОВЗ. В первом-втором классах учащиеся одного класса делятся на 3 подгруппы по 4 человека в каждой. Продолжительность одного занятия в каждой подгруппе 20 минут. В неделю проводятся 2 занятия с каждой подгруппой. В третьем – четвертом классах ребята также делятся на подгруппы, продолжительность занятия увеличивается в каждой подгруппе до 30 минут. В неделю проводится одно занятие с каждой подгруппой.

Приемы, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы,  уверенности ребенка в себе,  социальных навыков поведения:

продолжение темы прочитанной сказки детьми; выступление перед другими детьми; обсуждение поведения героев и самостоятельный выбор мотивации (я бы поступил так…).


При организации коррекционно-развивающей деятельности
учитываются следующие принципы


Принцип системности. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.

Принцип концентризма.
Концентрированное расположение учебного материала, который располагается в пределах одной лексической темы, независимо от рода деятельности.

Принцип соответствия возрастным и индивидуальным возможностям
. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.

Принцип адекватности требований и нагрузок
, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном “подтягивании” дефицитарных функций.

Принцип постепенности и системности
, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

Принцип индивидуализации темпа работы
- переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

Принцип коммуникативности.
Обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним.

Принцип коллективизма.
Создаются условия для активной работы всех детей группы.

Принцип наглядности.
Обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися.

Принцип развивающего обучения.
Учет зоны ближайшего развития.

Принцип единства диагностики и коррекции.
Коррекция проводится на основе результатов проведённой диагностики.

Принцип учета соотношений первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии ребёнка.

 

 

Программа по коррекции поведения, ЭВС, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Первый год обучения

Диагностический  блок
(1 час 40 мин.)

ЦЕЛЬ: диагностика эмоционально-волевой сферы, страхов, адаптации к школе, тревожности, коммуникативных навыков.

Содержание.

Исследование межличностных отношений. «Опросник для учащихся с/к/о».
Исследование уровня адаптации «Цветовой метод Люшера»
Изучение школьной тревожности «Опросник Филипса»
Диагностика страхов «Адаптированный опросник для учащихся с/к/о»
Диагностика агрессивности. Методика «Кактус»     
Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке».
Метод  Наблюдения, беседы.

Коррекционно-развивающий блок (18 часов).

ЦЕЛИ:  коррекция эмоционально-волевой сферы, страхов, адаптации к школе, тревожности, коммуникативных навыков.

Содержание


Адаптация к школе. Школьные предметы. Школьные принадлежности (2 часа) Видеотренинг с элементами Арт-терапии «В стране не выученных уроков». Просмотр сказки, обсуждение поведения героев. Картинная галерея героев сказки. Сказкотерапия «Белочкин сон». Чтение сказки. Обсуждение поведения героев. Рисование одного из героев. Обсуждение нарисованных рисунков.
Домашние животные. (1 час)  Видеотренинг с элементами Арт-терапии «Кошка, которая гуляла сама по себе» Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев. Рисование одного из героев с помощью трафарета. Обсуждение нарисованных рисунков.
Дикие животные. (1 час) Видеотренинг «Лиса и заяц». Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев. Рисование продолжения сказки с использованием трафаретов. Обсуждение нарисованных рисунков. Видеотренинг с элементами Арт-терапии «Ёжик должен быть колючим». Расширение. Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев.Рисование одного из героев с использованием трафаретов. Обсуждение нарисованных рисунков.
Сказка «Упрямый слоненок». Обсуждение поведения героев. Рисование одного из героев с помощью трафаретов. Обсуждение нарисованных рисунков.
Овощи.  Фрукты. (2 часа) Сказкотерапия «Репка. Чтение сказки. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения с использованием трафаретов. Обсуждение выполненных рисунков.
Видеотренинг «Чиполлино». Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев.Рисование продолжения сказки с использованием трафаретов. Обсуждение нарисо-ванных рисунков.
Сказкотерапия «Соломенная Шляпа». Чтение сказки. Сочинение продолжения сказ-ки. Рисование продолжения с использованием трафаретов. Обсуждение нарисованных рисунков.
Одежда. Обувь. Головные уборы. (2 часа) Сказкотерапия «Новое платье короля». Чтение сказки. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения с использованием трафаретов. Картинная галерея. Резюмирование. Видеотренинг «Возвращение блудного попугая». Просмотр сказки. Обсуждение сюжета. Рисование по сказке с использованием трафаретов. Картинная галерея. Резюмирование.
Человек. (2 часа) Сказкотерапия с элементами Арт-терапии – «Снегурочка». Чтение сказки. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения. Обсуждение нарисованных рисунков. Резюмирование.
Видеотренинг «Волшебник Изумрудного города». Просмотр  сказки. Обсуждение поведения героев. Рисование одного из героев. Обсуждение нарисованных рисунков.
Времена года. (1 час)  Сказкотерапия  «4 дочери года». Чтение сказки. Обсуждение поведения героев. Сочинение продолжения сказки. Рисование одного из героев. Обсуждение нарисованных рисунков. Резюмирование.
Видеотренинг  «Снегурочка». Просмотр  сказки. Сочинение продолжения сказки. Рисование одного из героев. Обсуждение нарисованных рисунков. Резюмирование.
Время суток. (1 час) Сказкотерапия «Неопознанный самолёт». Чтение сказки. Обсуждение поведения героев. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения. Обсуждение нарисованных рисунков. Резюмирование. Сказкотерапия «Кто раньше всех встает». Чтение сказки. Обсуждение поведения героев. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения. Обсуждение нарисованных рисунков.
Члены моей семьи. (2 часа)  Видеотренинг «Трое из Простоквашино».Просмотр  сказки. Обсуждение поведения героев.  Рисование одного из героев. Обсуждение нарисованных рисунков. Резюмирование.
Транспорт, его виды. (2 часа)  Видеотренинг «Приключения Незнайки и его друзей». Просмотр  сказки. Обсуждение поведения героев.  Рисование одного из сюжета с использованием трафаретов. Обсуждение нарисованных рисунков. Резюмирование.
Мир увлечений. «Игры, игрушки». (2 часа) Сказкотерапия «Праздник непослушания».Чтение глав из  сказки. Обсуждение поведения героев.  Рисование понравившегося сюжета с использованием трафаретов. Обсуждение нарисованных рисунков. Резюмирование.

Диагностический  блок
(1 час 40 мин.)

ЦЕЛЬ: вторичная диагностика эмоционально-волевой сферы, страхов, тревожности, коммуникативных навыков по итогам коррекционно-развивающих занятий.

Содержание.

Исследование межличностных отношений. «Опросник для учащихся с/к/о».
Исследование уровня адаптации «Цветовой метод Люшера
Изучение школьной тревожности «Опросник Филипса»
Диагностика страхов «Адаптированный опросник для учащихся с/к/о»
Диагностика агрессивности. Методика «Кактус»     
Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке».

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа по коррекции поведения, ЭВС, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

 

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
В 1 С/К/КЛАССЕ VII ВИДА


Первый год обучения

Лексическая/психологическая тема

Задачи занятия

К-во час

Даты

Диагностический блок

1.

Методики:
Исследование адаптации методом Люшера
Изучение школьной тревожности
Диагностика страхов
Диагностика межличностных отношений
Диагностика агрессивности «Кактус»
Методика«Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке»
Метод  Наблюдения, беседы

Задачи:
Исследование  ЭВС
Исследование  адаптации к школе
Исследование школьной тревожности
Исследование страхов
Исследование  МО
Исследование  агрессивности
Исследование особенностей поведения

1 ч
40мин

 

Коррекционно-развивающий блок

1

«ШКОЛА» - Школьные предметы. Школьные принадлежности.
Видеотренинг с элементами Арт-терапии «В стране не выученных уроков»
Разминка. Расширение. Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев. Рисование по сказке. Обсуждение рисунков. Картинная галерея. Интеграция. Резюмирование. Ритуал выхода.
Сказкотерапия «Белочкин сон»
Разминка. Расширение. Чтение сказки. Обсуждение поведения героев. Рисование одного из героев. Обсуждение рисунков. Резюмирование. Ритуал выхода.


Задачи:

Адаптация к школе,
развитие коммуникативных навыков,
развитие коммуникативных навыков,
развитие чувства эмпатии,
регуляция поведения,
обучение правильному 4-хфазному дыханию

2

 

2

«ЖИВОТНЫЕ». Домашние животные.
Видеотренинг с элементами Арт-терапии «Кошка, которая гуляла сама по себе». Разминка. Расширение. Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев. Рисование одного из героев с помощью трафарета. Обсуждение рисунков. Резюмирование. Ритуал выхода.
Дикие животные.
Видеотренинг «Лиса и заяц». Разминка. Расширение. Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев.Рисование продолжения сказки. Обсуждение рисунков. Резюмирование. Ритуал выхода.
Видеотренинг с элементами арт-терапии «Ёжик должен быть колючим». Разминка.Расширение. Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев.
Рисование одного из героев. Обсуждение  рисунков. Резюмирование. Ритуал выхода.
Сказкотерапия «Упрямый слоненок»


Задачи:

Коррекция ЭВС,
регуляция поведения,
развитие коммуникативных навыков,
развитие чувства эмпатии,
коррекция гипервозбудимости,
развитие самоконтроля
обучение правильному 4-хфазному дыханию

 

2

 

3

«РАСТЕНИЯ». Овощи.  Фрукты.
Сказкотерапия  «Репка». Разминка.Расширение. Чтение сказки. Сочинение продолжения. Рисование продолжения. Обсуждение рисунков. Резюмирование. Ритуал выхода.
Видеотренинг «Чиполлино». Разминка.Расширение. Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев.Ри-сование продолжения сказки. Обсуждение рисунков. Резюмирование. Ритуал выхода.


Задачи:

Адаптация к школе,
развитие коммуникативных навыков,
развитие коммуникативных навыков,
развитие чувства эмпатии,
регуляция поведения,
обучение правильному 4-хфазному дыханию

      2

 

4

«ДОМ» Одежда. Обувь. Головные уборы.
Головные уборы. Сказкотерапия «Соломенная Шляпа»
Разминка. Расширение. Чтение сказки. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения. Обсуждение нарисованных рисунков. Резюмирование. Ритуал выхода.
Одежда. Сказкотерапия «Новое платье короля»
Разминка. Расширение. Чтение сказки. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения. Обсуждение рисунков. Резюмирование. Ритуал выхода.
Обувь. Видеотренинг «Возвращение блудного попугая»
Просмотр сказки. Обсуждение сюжета. Рисование по сказке с использованием трафаретов. Картинная галерея. Резюмирование.

Задачи:
Адаптация к школе,
развитие коммуникативных навыков,
развитие коммуникативных навыков,
развитие чувства эмпатии,
регуляция поведения,
обучение правильному 4-хфазному дыханию

2

 

5

«ЧЕЛОВЕК  И  ЕГО  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ». Человек.
Сказкотерапия с элементами Арт-терапии – «Снегурочка». Разминка.Расширение. Чтение сказки. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения. Обсуждение рисунков. Резюмирование. Ритуал выхода.
Видеотренинг «Волшебник Изумрудного города»
Разминка. Расширение. Просмотр  сказки. Сочинение продолжения сказки. Рисование одного из героев. Обсуждение рисунков. Резюмирование. Ритуал выхода.

 

 

Задачи:
Коррекция тревожности,
Развитие навыков общения,
Развитие эмоционально-волевой сферы,
Развитие произвольности психических процессов

2

 

6

ТЕМА: «ПРОСТРАНСТВО  И  ВРЕМЯ».
Времена года.
Сказкотерапия  «4 дочери года». Разминка.Расширение. Чтение сказки. Обсуждение поведения героев. Сочинение продолжения сказки. Рисование одного из героев. Обсуждение рисунков. Резюми-рование. Ритуал выхода.
Видеотренинг  «Снегурочка». Разминка.Расширение. Просмотр  сказки. Сочинение продолжения сказки. Рисование одного из героев. Обсуждение рисунков. Резюмирование. Ритуал выхода.
Время суток.
Сказкотерапия «Неопознанный самолёт». Разминка.
Расширение. Чтение сказки. Обсуждение поведения героев. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения. Обсуждение рисунков. Резюмирование. Ритуал выхода.
Сказкотерапия «Кто раньше всех встает»
Разминка. Расширение. Чтение сказки. Обсуждение поведения героев. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения. Обсуждение рисунков. Резюмирование. Ритуал выхода.

Задачи:
Коррекция тревожности,
Развитие навыков общения,
Развитие эмоционально-волевой сферы,
Развитие произвольности психических процессов

2

 

7

ТЕМА: «СЕМЬЯ» – Члены моей семьи
Видеотренинг «Трое из Простоквашино»
Разминка.
Расширение. Просмотр  сказки. Обсуждение поведения героев.  Рисование одного из героев. Обсуждение нарисованных рисунков. Резюмирование. Ритуал выхода.

Задачи:
Коррекция тревожности,
Развитие навыков общения,
Развитие эмоционально-волевой сферы,
Развитие произвольности психических процессов

2

 

8

ТЕМА: «ТРАНСПОРТ» - Транспорт, его виды
Видеотренинг «Приключения Незнайки и его друзей»
Разминка. Расширение. Просмотр  сказки. Обсуждение поведения героев.  Рисование одного из сюжета. Обсуждение рисунков. Резюмирование. Ритуал выхода.

Задачи:
Коррекция тревожности,
Развитие навыков общения,
Развитие эмоционально-волевой сферы,
Развитие произвольности психических процессов

2

 

9

Тема: «МИР  УВЛЕЧЕНИЙ» – Игры, игрушки
Сказкотерапия «Праздник непослушания» Разминка.
Расширение. Чтение глав из  сказки. Обсуждение поведения героев.  Рисование понравившегося сюже-та. Обсуждение рисунков. Резюмирование. Ритуал выхода.

Задачи:
Коррекция тревожности,
Развитие навыков общения,
Развитие эмоционально-волевой сферы,
Развитие произвольности психических процессов.

2

 

Диагностический блок.

2

Методики:   
Исследование адаптации методом Люшера
Изучение школьной тревожности
Диагностика страхов
Диагностика межличностных отношений
Диагностика агрессивности «Кактус»     


Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке»,
Метод  Наблюдения,
беседы

Исследование  ЭВС Исследование  адаптации к школе
Исследование школьной тревожности
Исследование страхов
Исследование  МО
Исследование  агрессивности
Исследование особенностей поведения


40мин

 

Диагностический блок

3 часа 20 мин.

Коррекционный блок:

18 часов

ИТОГО на одну подгруппу:

21 час 20 мин


ПРИМЕЧАНИЕ:  Методики для диагностики имеются в разделе "Диагностика" сайта.

 

 

 

 

 

Второй год обучения

 

Диагностический блок (1час 10 мин.)

 

ЦЕЛЬ: диагностика эмоционально-волевой сферы, страхов, адаптации к школе.

Содержание.

 

Диагностика ЭВС, поведенческих отклонений, адаптации.

 Исследование межличностных отношений. «Опросник для учащихся с/к/о».

 Исследованиеовня адаптации «Цветовой метод Люшера

 Изучение школьной тревожности «Опросник Филипса»

 Диагностика страхов «Адаптированный опросник для учащихся с/к/о»

 Диагностика агрессивности. Методика «Кактус»    

 Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке».

 Метод  Наблюдения, беседы.

 

Коррекционный блок (9 часов)

 

Содержание

 

 

Школа. Я – ученик. Школьные правила.(1 час)

 Сказкотерапия «Школьные правила». Чтение сказки. Обсуждение поведения героев. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения. Обсуждение нарисованных рисунков.

Сказкотерапия «Игры в школе». Чтение сказки. Обсуждение поведения героев. Сочинение продолжения сказки. Рисование. Обсуждение нарисованных рисунков.

Видеотренинг «Чертёнок № 13». Просмотр сказки. Обсуждение.Сочиняем сказку сами. С использованием игрушек. Рисование сказочной истории. Картинная галерея.

Домашние птицы. Дикие птицы. (1 час)

Сказкотерапия «Соловей». Чтение сказки. Обсуждение поведения героев. Рисование одного из героев с использованием трафаретов. Картинная галерея. Обсуждение нарисованных рисунков. Резюмиро-вание.

Сказкотерапия «Лебеди». Чтение сказки. Обсуждение сюжета. Сочинение продолжения сказки с использованием трафаретов. Рисование продолжения. Обсуждение нарисованных рисунков.

Сказкотерапия «Лесной доктор» Чтение сказки. Обсуждение сюжета. Сочинение продолжения сказки с использованием трафаретов. Рисование продолжения. Обсуждение нарисованных рисунков.

Ягоды. Грибы.(1 час)

Сказкотерапия «Сказка про красивые ягоды и сердитую пчелу». Чтение сказки. Обсуждение поведения героев. Сочинение продолжения сказки с использованием трафаретов. Рисование одного из героев. Обсуждение нарисованных рисунков. Видеотренинг «Война грибов». Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев. Сочинение продолжения сказки. Рисование одного из героев. Обсуждение нарисованных рисунков. Сочиняем сказку сами. С использованием трафаретов. Рисование сказочной истории. Картинная галерея.         

Дом. Посуда. Продукты. (40 мин.)

Видеотренинг «Трое из Простоквашино». Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев. Сочинение продолжения сказки с использованием трафаретов. Рисование деревенской посуды и продуктов. Обсуждение нарисованных рисунков. Видеотренинг «Вини-Пух идет в гости». Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев. Сочинение продолжения сказки. Рисование сюжета из сказки. Обсуждение нарисованных рисунков. Сочиняем сказку сами. С использованием трафаретов. Рисование сказочной истории. Картинная галерея.       

Человек и его деятельность. Профессии. (1 час 20 мин.)

Сказка о почтальоне. Прослушивание сказки. Обсуждение сюжета сказки. Сочинение продолжения сказки с использованием трафаретов. Рисование. Обсуждение нарисованных рисунков.

Сказка «Парикмахер». Прослушивание сказки. Обсуждение сюжета сказки. Сочинение нового сюжета сказки. Рисование продолжения с использованием трафаретов. Обсуждение нарисованных рисунков.

Видеотренинг «Кем быть». Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев. Сочинение новой сказки. Рисование новой сказки. Обсуждение нарисованных рисунков.

Сказка «Ремесло дороже золота»- чтение сказки. Обсуждение поведения героев. Рисование.

Пространство и время. Календарь. Дни недели. Месяцы.

Сказкотерапия «12 месяцев». (1 час)Прослушивание сказки. Обсуждение сюжета сказки, поведения героев. Сочинение продолжения сказки с использованием трафаретов. Рисование продолжения. Обсуждение нарисованных рисунков.

Сказкотерапия «Сказка о пастухе и месяце Март». Прослушивание сказки. Обсуждение сюжета сказки. Рисование с использованием трафаретов. Обсуждение нарисованных рисунков.

Сочиняем сказку сами. С использованием трафаретов. Рисование сказочной истории. Картинная галерея.    

Семья. Уютный дом. (40 мин.)

 Сказкотерапия с элементами Арт-терапии «За дурной головой - ногам работа!» Прослушивание сказки. Обсуждение сюжета сказки. Сочинение окончания сказки. Рисование продолжения с использованием трафаретов. Картинная галерея. Обсуждение нарисованных рисунков.

Сказкотерапия «Дед Петко и бабка Пена» Прослушивание сказки. Обсуждение сюжета сказки, поведения героев. Рисование сказки с использованием трафаретов. Обсуждение нарисованных рисунков.

Наземный и водный транспорт. (1 час 20 мин)

Видеотренинг «В порту». Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения. Обсуждение нарисованных рисунков.

Видеотренинг «Паровозик из Ромашково». Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения. Обсуждение нарисованных рисунков.

Видеотренинг «Шел Трамвай 10 номер». Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения с использованием трафаретов. Обсуждение нарисованных рисунков.

Сказка «Как железной дороге достались семимильные сапоги»

 Прослушивание сказки. Обсуждение поведения героев. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения с использованием трафаретов. Обсуждение нарисованных картин.

Сказка «Автомобиль» просмотр сказки. Обсуждение поведения героев. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения с использованием трафаретов. Обсуж-дение нарисованных рисунков.

Мир увлечений. Сказки: бытовые, о животных, волшебные. (1 час)

Видеотренинг «Самый маленький гном». Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения. Обсуждение нарисованных рисунков.

Видеотренинг «Вовка в тридевятом царстве». Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения. Обсуж-дение нарисованных рисунков.

 

Диагностический блок (1час 10 мин.)

 

ЦЕЛЬ: диагностика эмоционально-волевой сферы, страхов, адаптации к школе, тревожности, коммуникативных навыков.

 

 Содержание

 

Исследование межличностных отношений. «Опросник для учащихся с/к/о».

 Исследование уровня адаптации «Цветовой метод Люшера»

 Изучение школьной тревожности «Опросник Филипса»

 Диагностика страхов «Адаптированнй опросник для учащихся с/к/о»

 Диагностика агрессивности. Методика «Кактус»     

 Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке».

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Программа по коррекции поведения, ЭВС, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Программа  по коррекции поведения, ЭВС, общения  с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Программа по коррекции поведения, ЭВС, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Программа  по коррекции поведения, ЭВС, общения  с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Программа по коррекции поведения, ЭВС, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Программа  по коррекции поведения, ЭВС, общения  с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Программа по коррекции поведения, ЭВС, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Программа  по коррекции поведения, ЭВС, общения  с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Программа по коррекции поведения, ЭВС, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Программа  по коррекции поведения, ЭВС, общения  с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Программа по коррекции поведения, ЭВС, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Программа  по коррекции поведения, ЭВС, общения  с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Программа по коррекции поведения, ЭВС, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Программа  по коррекции поведения, ЭВС, общения  с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Программа по коррекции поведения, ЭВС, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Программа  по коррекции поведения, ЭВС, общения  с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Программа по коррекции поведения, ЭВС, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Программа  по коррекции поведения, ЭВС, общения  с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Программа по коррекции поведения, ЭВС, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Программа  по коррекции поведения, ЭВС, общения  с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Программа по коррекции поведения, ЭВС, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Программа  по коррекции поведения, ЭВС, общения  с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Программа по коррекции поведения, ЭВС, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Программа  по коррекции поведения, ЭВС, общения  с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Программа по коррекции поведения, ЭВС, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Программа  по коррекции поведения, ЭВС, общения  с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Программа по коррекции поведения, ЭВС, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Программа  по коррекции поведения, ЭВС, общения  с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2020