Программа по краеведению в начальной школе
«Маленький пермяк»
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Краеведение» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Данная программа разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.
В начальной школе изучение краеведческого материала может осуществляться как через компонент учебного плана, так и через внеурочную деятельность при сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования.
Содержание программы
Первый год обучения.
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.
Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.
Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.
Знакомятся с историей микрорайона Запруд, с его достопримечательностями, природой. Следующим этапом идет знакомство уже с историей города Перми, гербом и флагом, с его достопримечательностями, природой и знаменитыми людьми, которые жили в нашем городе. И в завершении программы знакомство с историей и природой Пермского края, с нашими соседями, с картой Пермского края.
Требования к личностным,
метапредметным и предметным результатам освоения курса
I. Личностные универсальные учебные действия,
обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире.
Формируемые умения: формирование у детей мотивации к обучению,
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать
свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического и творческого мышления.
Средства формирования: организация на занятии парно-групповой работы.
II. Регулятивные универсальные учебные действия,
обеспечивающие организацию учащихся своей учебной деятельности.
Формируемые умения: учитывать выделенные учителем ориентиры действия для нового
учебного материала (в сотрудничестве с учителем); планировать свое действие в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Средства формирования: задания на постановку новых учебных задач (в
сотрудничестве с учителем), преобразование практической задачи в
познавательную; упражнения на проявление познавательной инициативы в учебном
сотрудничестве.
III. Познавательные универсальные учебные действия,
включающие общеучебные, логические действия и действия постановке и решению
про-блем.
Формируемые умения: умение учиться (навык решения творческих задач и навык
поиска, анализа и интерпретации информации); добывать необходимые знания и с их
помощью выполнять конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; формировать
основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и несущественных признаков; организация возможности
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интеренета.
IV. Коммуникативные универсальные учебные действия,
обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера
по общению или деятельности.
Формируемые умения: учить выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика); формировать умение координировать свои усилия с усилиями
других; учить формулировать собственное мнение и позицию; учить договариваться
и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов, формировать навык задавать вопросы; учить понимать, что
возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии; учиться учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в рамках в сотрудничества; учить учитывать разные мнения,
интересы и обосновывать собственную позицию, понимать относительность мнений и
подходов к решению про-блемы; аргументировать свою позицию и координировать ее
с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета
интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно
точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как
ориентир для построения действия.
1 класс (33 часа,1 час в неделю)
Примерное тематическое планирование на 1 год обучения.
Раздел |
Кол-во часов |
Тема
|
Кол-во часов |
Введение в курс «Краеведение» |
2 |
Что изучает «Краеведение»? |
1 |
Я – маленький пермяк. |
1 |
||
Моя школа |
3 |
Экскурсия по территории школы. |
1 |
Из истории школы. |
1 |
||
Мой класс. С днем рождения, мой класс! |
1 |
||
Моя семья |
4 |
Я и моё имя. |
1 |
Родословная семьи. Традиции моей семьи. |
1 |
||
Наша дружная семья. Выставка семейных поделок. |
1 |
||
Такие разные профессии. Профессии в моей семье. |
1 |
||
Мой дом |
3 |
Мой дом. Безопасный и короткий путь домой. |
1 |
Название моей улицы. |
1 |
||
Мои четвероногие друзья. |
1 |
||
Я и мои друзья
|
3
|
О дружбе и товариществе. Мы все разные. |
1 |
В гости к Этикету. |
1 |
||
Праздник друзей. |
1 |
||
Микрорайон Крохалева |
3 |
Обзорная экскурсия по микрорайону |
1 |
История микрорайона Крохалева. Достопримечательности. |
1 |
||
Природа моего микрорайона. |
1 |
||
Мой город |
10 |
Обзорная экскурсия по городу. |
1 |
Герб, флаг нашего города. История возникновения Перми. |
1 |
||
Достопримечательности Перми. |
1 |
||
Музеи. |
1 |
||
Экскурсия в Краеведческий музей. |
1 |
||
Театры. Афиша. Посещение ТЮЗа. |
1 |
||
Знаменитые люди нашего города. |
1 |
||
Пермские детские писатели. |
1 |
||
День Победы. Памятники Великой Отечественной войны. |
1 |
||
Зеленый наряд Перми. Сохраним нашу природу. |
1 |
||
Пермский край |
4 |
История возникновения Пермского края. |
1 |
Основные города Пермского края. Достопримечательности нашего края. |
1 |
||
Карта Пермского края. Народы, населяющие наш край. |
1 |
||
Природа нашего края. Растения. Животные. Охранять природу – значит охранять родину. |
1 |
||
Обобщение |
1 |
Повторение и обобщение по программе «Маленький пермяк» |
1 |
Праздник «Я – маленький пермяк» |
1 |
||
Итого |
33 |
|
33 |
Результатами изучения первого года обучения курса краеведения являются умения:
· объяснять, что такое Краеведение, что оно изучает;
· называть государственных символах Перми и Пермского края;
· ориентироваться на карте Пермского края, называть 2-3 соседей нашего края, 2-3 национальности, населяющих наш край;
· называть 2-3 достопримечательности края, города, микрорайона, фамилии и произведения 3-5 пермских детских писателей;
· рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе, домашних животных;
· охранять природу родного микрорайона;
· наблюдать и выделять характерные особенности природных объектов Пермского края;
· соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;
· выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
· добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
· ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
· анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
· создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
· вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.
На втором курсе обучения полученные умения совершенствуются с учетом роста уровня подготовленности учащихся. По каждой теме дается более точная и объемная информация. От изучения своего микрорайона дети переходят к знакомству с городом, с его достопримечательностями, проводится экскурсия по «Зеленой линии». Дети знакомятся с предприятиями, с известными детскими писателями города. На втором году обучения дети знакомятся с картой края, учатся называть соседей и находить их местоположение, а также изучают герб, гимн, флаг страны, историю их возникновения. При работе используются такие методы как исследовательский, частично-поисковый, метод сравнения. При работе учитель использует дополнительно к основным формам работы заочные экскурсии, мини-сочинения, фотовыставки, конкурсы эрудитов, игры, тесты-самооценки.
При работе на третьем курсе обучения больше времени отводится на практическую работу с картой города, с его районами, улицами, музеями, театрами, цирком, планетарием, с историей их возникновения. Продолжается более углубленное изучение произведений пермских писателей, трудового подвига пермяков в годы Вов и в настоящее время. Знакомство с Красной книгой Пермского края, с животными и растениями, которые нужно беречь и охранять. Более подробно изучается история России, проводится интерактивное знакомство со столицей нашей Родины – Москвой, заочная экскурсия по городам «Золотого кольца», заочные встречи со знаменитыми людьми нашей страны. Составляются кроссворды по различным темам, презентации, выставки работ, поделок и фотографий, проводятся экскурсии по достопримечательностям города и края, встречи с пермскими писателями, ветеранами.
На четвертом курсе обучения повторяются и совершенствуются знания по ранее изученным темам: «Природа Прикамья», «Экология Пермского края», «Население Прикамья», «По родному краю» (путешествие по карте), «Народное искусство Пермского края», «Пермские писатели», «Замечательные люди Прикамья», «Солдатская судьба». А также изучается место Пермского края на карте нашей страны, значение и вклад Пермского края в историю, искусство, экономику и т.д. России в целом. Дети готовят свои презентации, доклады, проекты на одну из тем. Значительная часть времени отводится на знакомство и изучение литературы Прикамья, в тесном сотрудничестве с библиотекой им. А.П.Гайдара. Совершенствуются умения читать, наблюдать, делать выводы, создавать свои произведения. У детей должно сложится представление о пермской детской литературе, ее создателях, тематике и содержании, должен быть сформирован устойчивый интерес к творчеству тех, кто жил и живет на Пермской земле.
Литература.
1. «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
2. Агафонов Н.Н., Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Страницы истории земли Пермской. – П.: «Книжный мир», 2003
3. Белавин А.М., Нечаев М.Г. Губернская Пермь – П.: Издательство ПГТУ, 1996
4. Обухова Л.А., Карпинский К.Т. Прикамье. Век XX. – П.: «Книжный мир»,1999
5. Хрестоматия для начальной школы «Литература Прикамья» - Пермь: «Книжный мир», 2001
6. Суркова О.П. «Произведения пермских писателей» - Пермь, 2001
7. Л.А.Боровская, Н.С. Жесткова, М.А.Быховская «Наш Пермский край», Пермь.ПГПУ.2010
8. Верхоланцев В.С.город Пермь, его прошлое и настоящее.Пермь:Пушка, 2002
9. Горбацевич Н.П.,Шатрова Н.В. Прикамье:странички далеких и близких времен. Пермь: Книжный мир, 2003
10. Зеленин А.С. Пермь и Пермский край:занимательное краеведение.Пермь:Пермский край,2009
11. Князева Н.А.Маленький пермяк (азбука краеведа).Пермь:Книжный мир,2007
12. Спешилова Е.А.Старая Пермь:Дома.Улицы.Люди.1723 – 1917. Пермь:Курсив,2003
13. Твое Прикамье.Береги свой дом/Е.А.Черных, Т.В.Похожаева.Пермь:Пушка,2001
14.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.