ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для 1 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС НОО -для начальных классов, ФГОС ООО- для 5-9 классов, ФГОС СОО- для 10-11 классов) со всеми изменениями и дополнениями, приказ Минобрнауки России от 31.12.2015г;
3.Основная образовательная программа начального общего образования- для 1-4 классов,
МБОУ СШ№75;
4.«Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» ( СанПиН 2.4.2.2821-10 с изменениями от 24 декабря 2015года).
5. Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) в связи с введением ФГОС НОО, ФГОС ООО ,СОО, утвержденного МБОУ СШ№75.
6.Учебный план МБОУ СШ№75 на 2020-2021 уч.год.
7.Примерная программа по учебному предмету составлена на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, Е.Д Критской, Т.С Шмагиной «Музыка. 1 – 4 классы». М.: Просвещение 2013г. и основной образовательной программы школы.
8.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательной деятельности в организациях осуществляющих образовательную деятельность.
Количество часов в год – 33 часа
Количество часов в неделю – 1 час
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебника: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.1 класс»: Учебник для учащихся 1 класса, М., Просвещение, 2020 г.
Цель : формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи : воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса ,нравственных и эстетических чувств, любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям ,музыкальной культуре разных народов мира, во всем многообразии его форм и жанров
Воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности
Развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего
Накопление багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирования опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческий способностей в различных видах музыкальной деятельности
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России
- целостный , ориентированный взгляд на мир в его разнообразии природы, культур народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов ,национальностей.
- уважительное отношение к культуре других народов, сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
- развитие музыкально-эстетического чувства
Метапредметные:.
Регулятивные УУД: умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме ; осуществление элементов синтеза как составление целого из частей; умение формулировать собственное мнение и позицию.
Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий
-принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
-выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
-эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;
-осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
Познавательные УУД: -осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям умение устанавливать простые аналогии между произведениями музыки и изобразительного искусства; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.
Воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать
Сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.
Коммуникативные УУД: наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач; участие в музыкальной жизни класса (школы, ).
-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);
-выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
-проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
-контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
Предметные результаты отражают
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии,
- формирование общего представления о музыкальной картине мира,
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности,
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений : фольклору, религиозной музыке, классической и современной, понимать содержание произведений разных жанров
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций , исполнение вокально-хоровых произведений
Учащийся научится: воспринимать музыку различных жанров , размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека , эмоционально откликаться на искусство, ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, сопоставлять различные образцы музыки ,определять характер и настроение музыки музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты (гармонь, баян. балалайка); проявлять навыки вокально- хоровой деятельности (воспринимать музыку различных жанров; воплощения различных художественных образов. узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров.
Учащийся получит возможность научиться: исполнять муз. произведения разных форм и жанров, определять виды музыки, владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов динамики, сопоставлять муз. образы в звучании различных музыкальных инструментов, эмоцмонально откликатся на муз. произведение и выразить свое впечатление в пении игре , пластике и др.
Содержание учебного курса
Музыка в жизни человека
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений , чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, кантата, сюита, мюзикл. Отечественные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор песни, танцы, действа , обряды, скороговорки, загадки, игры- драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм , темп, тембр, динамика, лад и др.). Музыкальная речь как общение между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как фиксация музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки – сопоставление музыкальных интонаций, тем , художественных образов. Формы построения музыки как выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двухчастные, трехчастные, рондо , вариации и др.
Музыкальная картина мира
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Исполнительские коллективы (хоровые и симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей, радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи. Различные виды музыки вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса детские, женские, мужские. Хоры детский, женский ,мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры симфонический, духовой, народный. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие культур и традиций.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА» 1 КЛАСС
№ п/п |
Разделы и темы: |
Кол-во часов |
|
|
Раздел 1 : «МУЗЫКА ВОКРУГ НАС» |
16 |
|
1 |
«И Муза вечная со мной!» |
1 |
|
2 |
Хоровод муз. |
1 |
|
3 |
Повсюду музыка слышна. |
1 |
|
4 |
Душа музыки - мелодия. ) |
1 |
|
5 |
Музыка осени. |
1 |
|
6 |
Сочини мелодию. |
1 |
|
7 |
«Азбука, азбука каждому нужна…». |
1 |
|
8 |
Музыкальная азбука. |
1 |
|
9 |
Музыкальные инструменты. |
1 |
|
10 |
«Садко». Из русского былинного сказа. |
1 |
|
11 |
Музыкальные инструменты. |
1 |
|
12 |
Звучащие картины. |
1 |
|
13 |
Разыграй песню. |
1 |
|
14 |
Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. |
1 |
|
15 |
Родной обычай старины |
1 |
|
16 |
Добрый праздник среди зимы. |
1 |
|
|
Раздел 2 : «МУЗЫКА И ТЫ». |
17 |
|
17 |
Край, в котором ты живешь. |
1 |
|
18 |
Художник, поэт, композитор. |
1 |
|
19 |
Музыка утра. |
1 |
|
20 |
Музыка вечера. |
1 |
|
21 |
Музыкальные портреты. |
1 |
|
22 |
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. |
1 |
|
23 |
У каждого свой музыкальный инструмент |
1 |
|
24 |
Музы не молчали |
1 |
|
25 |
Музыкальные инструменты. |
1 |
|
26 |
Мамин праздник. |
1 |
|
27 |
Музыкальные инструменты. |
1 |
|
28 |
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. |
1 |
|
29 |
Музыка в цирке. |
1 |
|
30 |
Дом, который звучит. |
1 |
|
31 |
Опера-сказка. |
1 |
|
32 |
«Ничего на свете лучше нету» |
1 |
|
33 |
Афиша Обобщающий урок. (Урок-концерт.) |
1 |
|
итого |
|
33 |
Приложение 2
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1-класс
33-часа 1час в неделю
№ п/п ур-ка
|
Темы и содержание уроков |
Дата проведения ( по плану) |
Дата проведения (по факту ) |
|
Раздел 1 «Музыка вокруг нас» 16 часов |
||
1
|
«И Муза вечная со мной!» Музыкальный материал: Чайковский «Щелкунчик» Кабалевский «песня о школе»
|
|
|
2
|
«Хоровод муз»
Музыкальный материал: Р.н.п. «Во поле береза стояла» «Хора», «Сиртаки» |
|
|
3 |
Повсюду музыка слышна
Музыкальный материал: Песенки считалки, заклички, колыбельные, марши
|
|
|
4 |
Душа музыки - мелодия
Музыкальный материал: «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» П. И. Чайковского); |
|
|
5
|
Музыка осени
Музыкаль-ный материал: П. И. Чайковского «Осенняя песнь», Г. Свиридова «Осень» |
|
|
6
|
Сочини мелодию Музыкаль-ный материал: Шум дождя,лист-вы, ветра «Скворушка прощается»
|
|
|
7 |
«Азбука, азбука каждому нужна...»
Музыкаль-ный материал: Песня «Чему учат в школе», «Песенка о буквах», «Азбука», «Дважды два четыре» |
|
|
8 |
Музыкальная азбука Музыкаль-ный материал: Песни «школа», «Семь подружек», «Нотный бал» |
|
|
9 |
Музыкаль-ные инструмен-ты. Народные инструмен-ты Музыкаль-ный материал: «Пастушья песенка» «Полянка» «Во кузнице» |
|
|
10 |
«Садко». Из русского былинного сказа Музыкаль-ный материал: Песни из оперы «Садко» |
|
|
11 |
Музыкаль-ные инструмен-ты Музыкаль-ный материал: «Полянка», «Былинный наигрыш» Д. Ло-кшина, оркестровая сюита № 2 «Шутка» И. С. Баха) |
|
|
12 |
Звучащие картины Музыкаль-ный материал: «Полянка», «Шутка» И. С. Баха, «Былинные наигрыши» |
|
|
13 |
Разыграй песню Музыкаль-ный материал: Книппер «Медведь» |
|
|
14 |
Пришло Рождество, начинается торжество Музыкаль-ный материал: песен «Рождество Христово», «Ночь тиха над Палестиной», «Зимняя сказка» С. Крылова) |
|
|
15 |
Родной обычай старины Музыкаль-ный материал: Р.н.п. колядки, песенки-игры, хороводные |
|
|
16 |
Добрый праздник среди зимы Музыкаль-ный материал: «Марша», «Вальса снежных хлопьев», «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского) |
|
|
|
Раздел 2 «Музыка и ты» 17 часов
|
|
|
17 |
Край, в котором ты живешь Музыкаль-ный материал: Песни «Родина», «Наш край» «Моя Россия»
|
|
|
18 |
Поэт, художник, композитор
Музыкаль-ный материал: «Пастораль» А. Шнитке, «Пастораль» Г. Свиридова, «Песенка о солнышке, радуге и радости» И. Кадомцева)- |
|
|
19 |
Музыка утра Музыкаль-ный материал: П. И. Чайковского «Утренняя молитва», Э. Грига «Утро», Д. Б. Кабалевского «Доброе утро») |
|
|
20 |
Музыка вечера Музыкаль-ный материал В. Гаврилина «Вечерняя», С. Прокофьева «Вечер», В. Салманова «Вечер», А. Хачатуряна «Вечерняя сказка»); |
|
|
21 |
Музыкальные портреты ) изучение нового материала
|
|
|
22 |
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная изучение нового материала
|
|
|
23 |
У каждого свой музыкальный инструмент
(повторение изученного материала; урок-игра) |
|
|
24 |
Музы не молчали (изучение нового материала; урок-историческое путешествие)
|
|
|
25 |
Музыкальные инструменты (изучение и закрепление новьгх знаний; урок-концерт)
|
|
|
26 |
Мамин праздник (обобщение и систематизация знаний; урок-концерт)
|
|
|
27 |
Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент (изучение и закрепление знаний; урок-игра)
|
|
|
28 |
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины (обобщение и систематизация знаний; урок-путешествие)
|
|
|
29 |
Музыка в цирке (обобщение изученного материала; урок-представление)
|
|
|
30 |
Дом, который звучит [1,(изучение и закрепление новых знаний; урок-путешествие в музыкальный театр)
|
|
|
31 |
Опера-сказка. (закрепление изученного материала; урок-игра)
|
|
|
32 |
«Ничего на свете лучше нету...» (обобщение и систематизация знаний; урок-концерт)
|
|
|
33 |
Афиша. Программа (обобщение изученного; урок-концерт)
|
|
|
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.1 класс»: Учебник для учащихся 1 класса, М., Просвещение, 2020г.
Поурочное планирование Музыка 1 класс система уроков по учебнику Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной 2015 г
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 1 класс» - (CD mp3,М.,Просвещение, 2009)
Сергеева Г.П. Уроки музыки.-1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Критская Е.Д., Сергеева Г.П. 4-е изд. - М.: Просвещение, 2009
Приложение 3
Лист корректировки календарно-тематического планирования
№
|
Тема урока |
Количество часов |
Причина корректировки
|
Способы корректировки
|
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.