Программа по обществознанию(включая экономику и право)
Оценка 5

Программа по обществознанию(включая экономику и право)

Оценка 5
doc
07.02.2022
Программа по обществознанию(включая экономику и право)
СР.ОБЩЕСТВ.21.doc

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И

ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ»

                                                                                                              

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

БД.05. Обществознание (включая экономику и право)

программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС)

26.01.01  Судостроитель – судоремонтник металлических судов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины БД.05. Обществознание (включая экономику и право) разработана на основе требований ФГОС среднего профессионального образования по профессии 26.01.01 Судостроитель – судоремонтник металлических судов.

 

Организация-разработчик: краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Промышленный колледж энергетики и связи» г. Владивостока (КГА ПОУ «Энергетический колледж»)

Разработчик: Кобзарь Дмитрий Васильевич – преподаватель КГА ПОУ «Энергетический колледж»

Рецензенты:

 

КГА ПОУ«Энергетический«колледж» преподаватель И.А.Тихонова

           (место работы)                                    (занимаемая должность)                  

 

 

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА

К УТВЕРЖДЕНИЮ

На заседании ЦМК

Протокол № ___ от «___»_________.20___г.

Председатель ЦМК

М.Ш. Гриневич________________

 

УТВЕРЖДАЮ

Зам. Директора по УМР Ю.А. Савищенко

 

 

«___» ________________2021г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

1.      Паспорт рабочей  программы учебной дисциплины

 

4-7

2.      Структура и содержание учебной дисциплины

 

8-19

3.      Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

 

20-22

4.      Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

 

23-25

5.      Лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу

26-27

 


 

  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

 

1.1. Область применения программы

 

Программа учебной дисциплины БД.05.Обществознание (включая экономику и право) разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Рабочая программа составлена для очной формы обучения.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общеобразовательная дисциплина базового цикла (БД).

Интегрированная учебная дисциплина «Обществознание» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов.

личностных:

− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему на роду, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; − ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметных:

− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

 

использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

 

− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

 

• предметных:

− сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

− сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

− сформированность представлений о методах познания социальных явлений

и процессов;

− владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений

поиска информации в источниках различного типа для реконструкции не достающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

 

1.3.       Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

1.воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

2.      развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

3.      освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

4.      овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  1. формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности

Содержание программы учебной дисциплины «Обществознание» направлено на достижение следующих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать  в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7.  Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных        профессиональных знаний.

 


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины.

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 171 часов в том числе:

¾    обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 171 часов;


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

171

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

165

в том числе:

 

лабораторные занятия

не предусмотрено

практические занятия

не предусмотрено

контрольные работы

                  6

курсовая работа (проект)

не предусмотрено

самостоятельная работа студента (всего)

не предусмотрено

в том числе:

 

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

не предусмотрено

Итоговая аттестация в форме государственного экзамена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2 СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН    

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект).

Объем часов

Уровень освоения

1

2

171

4

Введение.

 

Содержание учебного материала

2

 

Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их

изучения. Актуальность изучения обществознания.

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел№1.Человек и общество.

Содержание учебного материала

44

Тема1.1. Эволюция человека.

42

 

Человек. Как продукт биологической эволюции. Главные отличия человека от животных. Выделение человека из мира животных. Антропогенез. Социогенез. Факторы антропосоциогенеза. Производство орудий труда. Брачные связи в первобытном обществе (эндогамия, экзогамия). Складывание первобытно – родовой общины. Неолитическая революция – переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

Тема1.2. Биологическое и социальное в человеке.

Биологическое и социальное в человеке. Биологизаторская теория (фашизм и расизм) и социологизаторская теория (социал-дарвинизм). Единство биологического и социального в человеке.

Тема1.3. Человек, индивид, личность. Виды личности.

Индивид, индивидуальность, личность (понятие). Социальная активность – как важнейшее качество личности. Характерные черты личности. Виды личности (нормативная, модальная).

Тема1.4. Социальные отношения. Социализация.

Взаимодействие личности и общества. Два уровня социальных отношений. Способности, как индивидуально - психические качества человека. Личность – как результат становления индивида. Понятие «социализация». Воспитание и самовоспитание человека.

Тема1.5. Деятельность человека. Потребности.

Структура деятельности. Мышление. Классификация потребностей.

Тема1.6. Виды деятельности.

Классификация видов деятельности. Особенность творческой деятельности. Взаимосвязь умственного и физического труда. Специализация. Характеристика понятий профессии, специальности, квалификации и их взаимосвязь. Профессиональное самоопределение. Проблема гуманизации труда. Роль игровой деятельности в жизни человека.

Тема1.7. Сознание, соотношение бытия и сознания.

Сознание и бытие, как философские категории. Формы бытия. Бессознательное в жизни индивида. Отношение бытия и сознания. Общественное сознание.

Тема1.8. Проблема смысла жизни.

Проблема смысла жизни в культуре человечества. Проблема смысла жизни в философии.

Тема1.9. Познание. Виды познания.

Знание, как высший уровень информации. Виды познания: образ, восприятие, представление, понятия, рациональное познание. Истина и её критерии.

Тема1.10. Мировоззрение

Роль мировоззрения в процессе познания. Пять типов мировоззрения(характеристика). Факторы влияющие на формирование мировоззрения.

Тема1.11. Общение.

Виды общения: перцептивное общение, вербальное общение, диалог, интерактивное общение, общение через Интернет. Функции общения. Формы общения: бытовое, деловое, убеждающее, обучающее, культурное, научное, межкультурное.

Тема1.12. Понятие общества.

Характеристика общества. Признаки общества. Понятия «страна, «государство», «нация». Структура общества. Характеристика ее элементов.

Тема1.13. Общественные отношения.

Разновидности общественных отношений. Общественные институты. Их характеристика.

Тема1.14. Сферы общества.

Экономическая сфера, социальная сфера, политическая сфера, духовная сфера. Характеристика.

Тема1.15. Общество и природа.

Взаимоотношения общества и природы. Общество и природа в современном мире.

Тема1.16. Развитие общества. Диалектика.

Определение «диалектика». Представление о диалектике ученых и мыслителей. Основные принципы диалектики. Материалистическая диалектика Карла Маркса.

Тема1.17. Развитие общества. Прогресс и регресс.

Определение прогресса и регресса, их взаимосвязь. Проблема понимания развития явлений с точки зрения прогресса и регресса. Противоречивость социального прогресса. Закон «ускорения ритма истории».

Тема1.18. Культура. Цивилизация.

Определениние «культура». Общие черты. Определение «цивилизация». Их характеристика.

Тема1.19. Типы цивилизаций.

Доиндустриальные цивилизации, индустриальные, постиндустриальные. Глобализация, её основные черты.

Тема1.20. Типология обществ.

 

Характеристика понятия «типология». Подходы к типологии обществ. Отличие простого общества от сложного. Значение письменности для развития общества. Развитие общества закрытого и открытого типа. Особенности формационного подхода к типологии обществ.

 

Тема1.21. Развитие глобализации.

Понятия «однополюсный мир», «многополюсный мир». Глобализация и её проявление в современном мире. Движение антиглобалистов. Концепция глобализации Валлерстайна. Характерные черты глобализации.

Контрольная работа №1

2

Раздел№2. Духовная культура человека и общества.

Содержание учебного материала

28

 

2

Тема 2.1.Виды и формы культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «культура». Материальная культура. Духовная культура. Основные элементы культуры. Функции культуры. Формы культуры. Субкультура. Контркультура.

Тема 2.2.Взаимодействия культур. Учреждения культуры.

Диффузия культуры. Уровни взаимодействия культур. Основные виды учреждения культур. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

Тема 2.3.Наука. Виды наук.

Понятие «наука». Зарождение науки. Функции науки. Наука, как творческая деятельность. Дифференциация наук. Виды наук.

Тема 2.4.Нормы научной этики

Проявление норм научной этики. Этические ценности науки и их реализация.

Тема 2.5.Научное познание.

Понятие научного познания. Общая характеристика научного познания. Отличие научного познания от обыденного. Субъекты познавательной деятельности. Структура научного познания. Эмпирический уровень. Теоретический уровень. Анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, метод обобщения, аналогия, моделирование, наблюдение. Исторический метод. Логический метод.

Тема 2.6.Образование. Уровни образования.

Развитие образования с древнейших времен. Образование в царской России. Уровни образования в современной России.

Тема 2.7.Система обучения в вузах.

Традиционная система обучения, дистанционная система обучения, модульный принцип обучения.

Тема 2.8. Виды социальных норм.

Общая характеристика социальных норм. Обычаи, экономические нормы. Семейные нормы. Политические нормы, корпоративные нормы, религиозные нормы.

Тема 2.9.Функции и принципы морали.

Понятие морали. Компоненты морали: вежливость, долг, совесть, гуманизм. Функции морали. Принципы морали.

Тема 2.10.Религия и её элементы.

Понятие «религия». Элементы религии. Церковь, секта. Материалистическая теория. Тотемизм, магия, фетишизм, анимизм, язычество.

Тема 2.11.Буддизм.

История зарождения. Идеи Будды. Основные положения учения. Нирвана. Хинаяна. Махаяна.

Тема 2.12.Христианство. Православие. Роль православной церкви в современном мире.

История создания. Богословско – теологический и научно – материалистический подход к происхождению религии. Главные положения православия. Главные отличия православия от католицизма и протестантизма.

Тема 2.13.Христианство. Католицизм.

Основные постулаты религии. Роль и значение католицизма в современном мире.

Тема 2.14.Ислам.

Возникновение Ислама. Основные положения религии. Суннизм и Шиизм. Основные отличия.

 

Раздел№3.

Экономика.

Содержание учебного материала

22

 Тема3.1.Понятие экономики. Экономические системы.

20

 

 

Значение понятия «экономика». Типы экономических систем. Отличительные черты экономической системы. Отличительные черты традиционной экономической системы. Протекционизм. Меркантилизм. Административно – командная система (основная характеристика). Рыночная экономика свободной конкуренции (основная характеристика). Современная рыночная экономика (основная характеристика). Российская экономическая система.

Тема 3.2.Экономические ресурсы.

Факторы производства (природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, информационные ресурсы).Виды инвестиции. Специализация производства. Фирма – как форма предпринимательской деятельности. Прибыль – как важнейший показатель хозяйственной деятельности. Себестоимость. Менеджмент.

Тема 3.3.Деньги.

История развития денежной системы. Инфляция и её причины. Денежная реформа и её виды. Признаки денег. Основные инструменты и методы денежно – кредитной политики Банка России.

Тема 3.4.Рыночная экономика.

Функции рынка. Товар и его свойства. Конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Рыночное равновесие.

Тема 3.5.Роль государства в экономике.

Государственное регулирование экономики. Функции государственного воздействия на экономику. Цель государственного регулирования экономики.

Тема 3.6.Средства государственного регулирования экономики.

Правовые, административные, финансовые средства регулирования экономики. Внутренний долг. Внешний долг. Налоги прямые и косвенные. Функции налогов.

Тема3.7.Основные показатели состояния экономики.

Валовый внутренний продукт. Национальный доход. Экономический рост. Типы экономического роста. Экономические циклы. Виды экономических циклов.

Тема 3.8.Экономика потребителя.

Поведение потребителя. Доходы потребителя.

Тема 3.9.Рынок труда.

Рынок труда. Факторы предложения труда. Профсоюз. Основные задачи профсоюзов. Функции профсоюзов.

Тема 3.10.Занятость и безработица.

Причины безработицы. Виды безработицы. Неэкономические последствия безработицы. Экономические последствия безработицы. Служба занятости.

Контрольная работа №2

2

Раздел№4.

Социальные отношения.

Содержание учебного материала

26

2

 

Тема 4.1.Понятия и типы социальной стратификации.

26

Кастовая модель стратификации. Рабство. Сословная стратификация. Классовый подход деления общества. Современная модель стратификации. Социальная стратификация современной России.

Тема 4.2.Социальное положение человека.

Понятие социального неравенства. Социальный статус. социальное положение человека. Главный статус индивида. Различные виды социальной мобильности.

Тема 4.3.Социальное поведение.

Разновидности социального поведения.Девиантное поведение. Пять типов поведения.

Тема 4.4.Социальный контроль.

Социальные нормы. Социальные санкции. Формальный (изоляция, обособление, реабилитация) и неформальный (социальное вознаграждение, наказание, убеждение, переоценка  норм) социальный контроль.

 

Тема 4.5.Социальный конфликт.

Стадии конфликта (предконфликтная, конфликт, стадия разрешения конфликта). Способы разрешения конфликта. Внутри личностные, межличностные конфликты. Социальные конфликты, политические, экономические, социальные,культурные,этнические,религиозные.

Тема 4.6.Политическая социализация молодежи.

Понятие политической социализации. Особенности современной российской молодежи. Отношение молодёжи к политике.

Тема 4.7.Молодежный экстремизм.

Молодёжный экстремизм - как явление. Факторы, способствующие обострению националистических настроений. Черты современной субкультуры в России.

Тема 4.8. Исторические типы этноса.

Понятие этноса и его признаки. Процесс становления наций. Понятие "народность", «нация», «род", "племя".

Тема 4.9.Межнациональные отношения.

Проявления межнациональных отношений. Причины межнациональных конфликтов. Конституционные принципы национальной политики Российской Федерации. Роль государства в преодолении межнациональных конфликтов.

Тема 4.10.Этноцентризм.

Этноцентризм и его разновидности. Сходство и различие национализма и патриотизма.

Тема 4.11. Семья.

Роль в обществе семьи. Социологический и юридический подход к пониманию семьи. Виды семьи и их функции. периоды в жизненном цикле семьи.

Тема 4.12.Брак.

Особенности семейного права. Условия и порядок заключения брака.

Тема 4.13.Права и обязанности родителей и детей.

Основные права ребенка. Брачный договор. Алиментные обязательства. Варианты устройства детей оставшихся без попечения родителей. Ответственность за нарушение норм семейного права.

 

 

Раздел№5.Политика

Содержание учебного материала

24

 

2

Тема 5.1.Власть.

22

Понятие власти.Субьект и объект власти. Типы общественной власти. Политическая власть. Ресурсы власти. Источники власти. средства осуществления власти. Типы легитимности власти.

Тема 5.2.Признаки государства.

Определение государства. Административно - территориальная организация, наличие публичной власти, издание правовых норм, сбор налогов, суверенитет. Три аспекта проявления верховенства государственной власти внутри страны.

Тема 5.3.Сущность государства.

Дискуссионный вопрос о сущности государства. Теория элит. Технократическая теория. Теория плюралистической демократии, "Государства всеобщего благоденствия". Теория правового тгосударства.Классовая сторона деятельности государства.Общесоциальные задачи.

Тема 5.4.Политическая система общества.

Виды политических институтов.Субьекты политической системы и его содержание. Надгосударственные политические институты. Политические партии. Профсоюзы. Религиозные организации. Средства массовой информации.

Тема 5.5.Виды функции государства.

Определение функции государства. Внутренние:экономическая,политическая,социальная,идеологическая,финансового контроля,правоохранительная,экологическая.Внешние: сотрудничество с другими государствами,экономическое,политическое,военное,научно-техническое,культурное,экологическое,функции обороны(охрана государственных границ, организация гражданской обороны.

Тема 5.6. Механизм государства.

Механизм государства - как целостная система. Орган государства(определение). Признаки государственного органа. Классификация органов государственной власти(схема).Парламент, глава государства,правительство,министерства,судебные органы власти.

Тема 5.7. Форма правления. Монархия.

Монархия, Абсолютная, конституционная (определение).Виды монархии: восточная деспотия, античная форма монархии, раннефеодальная монархия, сословно - представительная монархия, Абсолютная монархия, дуалистическая монархия, парламентская монархия.

Тема 5.8. Форма правления. Республика.

Республика(определение).Устройство, механизм работы парламентской республики, социалистической, народно - демократической.

Тема 5.9.Форма государственного устройства. Форма  политического режима.

Унитарное государство и его признаки. Федеративное государство и его отличительные признаки. Территориальные и национальные федерации. Смешанные федеративные национальные устройства. Конфедерация и его признаки. Демократический политический режим и его признаки. Антидемократический режим. Тоталитарный, авторитарный,фашисткий,расисткий режим

Тема 5.10. Гражданское общество и правовое государство.

Гражданское общество (понятие). Характеристика гражданского общества. Основы правового государства (экономическая, социальная, политическая, нравственная. Правовое государство, понятие и признаки. Реализация концепции правового государства в Конституции РФ.

Тема 5.11. Политическая идеология.

Понятие идеологии. Общие черты и особенности. Виды идеологии: либерализм, неолиберализм, консерватизм, традиционализм, либерализм, неоконсерватизм,социал- демократическая, религиозная идеологии.

Контрольная работа №3

2

Раздел№6.Право.

Содержание учебного материала

25

 

2

Тема 6.1. Понятие права. Право в системе социальных норм.

25

 

Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

Тема 6.2. Норма права. Система права.

Определение норм права. Разновидности нормы права. Постоянные и временные нормы права. Определение системы права. Отрасли права. Правовое регулирование. Способы и типы правового регулирования.

Тема 6.3. Формы (источники) права.

Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

 

Тема 6.4. Правосознание. Правоотношение.

Понятие, структура и субъекты правоотношений. Определение правоспособности и дееспособности субъектов права. Субъективные права и юридические обязанности как содержание правовых отношений. Рассмотрение правосознания как формы общественного сознания.

Тема 6.5. Правонарушение и юридическая ответственность.

Понятие и признаки правонарушения. Виды правонарушений. Состав правонарушения. Юридическая ответственность: понятие и виды. Отличие преступления от проступка.

Тема 6.6. Конституционное право.

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства.

Право на благоприятную окружающую среду.

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы.

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

 

Тема 6.7. Права и свободы человека и гражданина.

Развитие международного сотрудничества в области защиты прав человека. Роль ООН. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. «Хартия прав человека». Международные документы о защите прав женщин, детей, коренных народов. Международные организации по защите прав человека. История становления системы международной защиты прав человека. Международные вооружённые конфликты. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Международная ответственность за нарушения международного гуманитарного права. Международные документы о защите прав человека; направления деятельности международных организаций по защите прав человека; особенности международной защиты прав человека в условиях мирного и военного времени;

Истоки международных вооружённых конфликтов; порядок рассмотрения споров в международных организациях и судах

Тема 6.8. Гражданское право и гражданские правоотношения.

Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права.

 

Тема 6.9. Трудовое право.

Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата.

 

Тема 6.10. Административное право.

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

 

Тема 6.11. Уголовное право.

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

Тема6.12. Уголовное наказание.

Понятие "Уголовное наказание». Цели и разновидности наказаний. Виды уголовных наказаний. Смертная казнь - как особый вид наказания. Смягчающие и отягчающие обстоятельства. Условное осуждение. Сроки погашения судимости.

 

 

Тема.6.13. Российская правовая система в рамках международного права.                                                                                                                

1

 

 

Международные договоры Российской Федерации в правовой системе Российской Федерации.

171

 

 

 

 

 

 


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Обществознание».

-       Оборудование учебного кабинет                                                                                                      посадочные места по количеству обучающихся;                                                                                     рабочее место преподавателя;                                                                                                                       комплект учебно-наглядных пособий «Обществознание ».

-              дидактические материалы;

-              пособия для мультимедийного оборудования.

-              методические рекомендации по созданию презентаций

-              методические рекомендации по работе с учебником «Обществознание»

-              Технические средства обучения:

-              компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;

-              аудиоаппаратура

 

Технические средства обучения:

-              компьютер с выходом в сеть Интернет;

-              видеопроектор;

-              экран

 

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Интернет-ресурсы:

www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).

www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).

 

Для студентов

Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарных профилей  «Академия» — М., 2020.

Горелов. Горелова Т.А. Практикум. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарных профилей  «Академия» — М., 2019.

Горелов. Горелова Т.А. Практикум. Обществознание для профессий и специальностей

Социально – экономического профиля. «Академия» — М., 2019.

 

Важенин А.Г. Практикум. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарных профилей  «Академия» — М., 2020.

 

 

 

 

Для преподавателей

Конституция Российской Федерации 2020 г. (последняя редакция).

Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) //

СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994

№ 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996

№ 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001

№ 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006

№ 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.

Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.

 

Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным за-

коном от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.

Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) //

СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.

Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) //

СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. —

№ 15. — Ст. 766.

Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» //

Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.

Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. —

2002.

Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. —

Ст. 823.

Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.

Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре

в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //

СЗ РФ. — 2012.

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благопо-

лучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. —

2002. — № 2. — Ст. 133.

Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. —

1995. — 4 мая.

Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. —1999. — № 18. — Ст. 2222.

 

Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смерт-

ной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. —

18 мая.

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической

политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего обра зования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

 

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ

Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

 

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров

и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по

организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных

программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с

учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой

профессии или специальности среднего профессионального образования».

Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2014.

Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание.

— М., 2014.

Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2020.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

 

 

      Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

      Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

     Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

     Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

     ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.

 

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

 

знания

·                биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

·                тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

·                необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

особенности социально-гуманитарного познания;

умения

·                У1характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

·                У2анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

·                У2объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

·                У3раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

·                У4осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

·                У5оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

·                У6формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

·                У7подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

         У8применять социально-  экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

 

Устный опрос (фронтальный, индивидуальный, комбинированный).

Письменная проверка.

Стандартизированный контроль.

Зачёт как итоговая форма контроля.

Экзамен, как итоговая форма контроля.

 

 

 

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производиться в соответствии с универсальной шкалой (см. таблицу).

 

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений.

Балл (отметка)

Вербальный аналог

90-100

5

ОТЛИЧНО

80-89

4

ХОРОШО

70-79

3

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

МЕНЕЕ 70

2

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.  ЛИСТ УТВЕРЖДЕНИЙ, ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих СПО

 

26.01.01 Судостроитель – судоремонтник металлических судов

 

Дата утверждения программы

Основания для утверждения программы

2021    год

Протокол ЦМК №     от «     »             2021   г.

Председатель ЦМК  Ф.И.О (подпись)

20    год

Протокол ЦМК №       от «     »                20    г

Председатель ЦМК 

20    год

Протокол ЦМК №       от «     »                20    г

Председатель ЦМК 

20    год

Протокол ЦМК №       от «     »                20    г

Председатель ЦМК 

20    год

Протокол ЦМК №       от «     »                20    г

Председатель ЦМК 

 

 


МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

Рабочая программа учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины

СОДЕРЖАНИЕ стр. 1

СОДЕРЖАНИЕ стр. 1

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие…

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие…

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: 1

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: 1

Содержание программы учебной дисциплины «Обществознание» направлено на достижение следующих компетенций:

Содержание программы учебной дисциплины «Обществознание» направлено на достижение следующих компетенций:

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ

Значение понятия «экономика». Типы экономических систем

Значение понятия «экономика». Типы экономических систем

Понятие «культура». Материальная культура

Понятие «культура». Материальная культура

Причины безработицы. Виды безработицы

Причины безработицы. Виды безработицы

Молодёжный экстремизм - как явление

Молодёжный экстремизм - как явление

Молодёжный экстремизм - как явление

Молодёжный экстремизм - как явление

Тема 5.10. Гражданское общество и правовое государство

Тема 5.10. Гражданское общество и правовое государство

Тема 5.10. Гражданское общество и правовое государство

Тема 5.10. Гражданское общество и правовое государство

Тема 5.10. Гражданское общество и правовое государство

Тема 5.10. Гражданское общество и правовое государство

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для преподавателей Конституция

Для преподавателей Конституция

Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480)

Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480)

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения

У1характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; ·

У1характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; ·

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производиться в соответствии с универсальной шкалой (см

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производиться в соответствии с универсальной шкалой (см

ЛИСТ УТВЕРЖДЕНИЙ, ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ,

ЛИСТ УТВЕРЖДЕНИЙ, ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2022