Правописание наречий. 7 класс. Урок русского языка с использованием ИКТ
Оценка 4.7

Правописание наречий. 7 класс. Урок русского языка с использованием ИКТ

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл—11 кл
24.02.2022
Правописание наречий. 7 класс. Урок русского языка с использованием ИКТ
Урок-обобщение с использованием ИКТ. Правописание наречий. 7 класс
ЗНАНИО. Урок-обобщение. Правописание наречий. 7 класс. Опидович Е.С..doc

Опидович Елена Сергеевна,

учитель русского языка и литературы,

высшая категория,

ГУО «Учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа

№ 42 г. Могилёва» (Беларусь)

 

 

Правописание наречий

(урок систематизации и обобщения полученных знаний

с использованием информационно-коммуникационных технологий)

7 класс

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи урока:

·        систематизировать и обобщить полученные знания по теме «Правописание наречий»:

v учащиеся должны знать, в чём особенность правописания неопределённых местоименных наречий с приставкой КОЕ- и постфиксами  -ТО, -ЛИБО –НИБУДЬ,

v о правописании отрицательных местоимений и наречий, какие написания необходимо запомнить,

v сколько Н пишется  в наречиях на –О (-Е),

v о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями,

v о правописании гласных на конце наречий,

v в каких случаях наречия пишутся через дефис,

v о слитном и раздельном написании наречий,

v в каких случаях пишется мягкий знак на конце наречий;

·        использовать на уроке информационно-коммуникационные технологии (компьютеры, мультимедийную установку);

·        воспитывать чувство любви к родине, к городу Могилёву; воспитывать патриотические чувства к событиям и героям Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.);

·        закрепление навыков умения выполнять перевод с белорусского языка на русский, сопоставлять роль наречий в тексте;

·        выполнение теста для проверки сформированности умения применять знания  при решении практических задач (1-ый вариант, 2-ой вариант);

·        вырабатывать умения самоанализа, самопроверки, творческого подхода к выполнению заданий.

Оформление доски: слова-исключения «Уж, замуж, невтерпёж»,

                                     приставки из-, до-, с-, в-, на-, до-;

                                     предложение  «Я очень люблю Могилёв».

Ход урока:

1.     Организационный момент. Приветствие учащихся в стихотворной форме. Определение целей и задач урока.

2.     Фронтальный опрос. (Слайд № 1)

 

3.     Проверка домашнего задания. (Слайд №2)

     Упражнение 131. Во время проверки акцентировать внимание учащихся на тех словах, которые можно записать и в одну и в другую колонку таблицы. Аргументировать правильность выбора.

4.     Синтаксическая 5-минутка. Выполнить синтаксический разбор предложения. Определить роль наречия в данном предложении.

                                      Я очень люблю Могилёв.

5.     Словарная разминка. (Слайд №3).

     Составить словосочетания с данными наречиями. (Работа в парах).

6.     Группа 2 выполняет за компьютерами «Тест для проверки сформированности умения применять знания  при решении практических задач» (1-ый вариант ).

Ответы вносятся в листок:

Фамилия, имя ______________________

Класс ________                       Вариант 1


Номер

задания

Ответы

Результаты проверки

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

8

 

 

9

 

 

10

 

 


 

Ваш балл _______

ТЕСТ

для проверки сформированности умения применять знания

при решении практических задач

по теме «Правописание наречий»

1 вариант

1. В этом предложении НЕ с наречием пишется слитно:

    А) (Не)охотно и (не)смело

          Солнце смотрит на поля,  

          Чу, за тучей прогремело,

          Принахмурилась земля. (Ф.Тютчев)

     Б) Над бумажным над листом                    

          Машет кисточка хвостом.         

          И (не)просто машет,

          А бумагу мажет,

          Красит в разные цвета.

          Ух, какая красота! (В.Берестов)

     В) Если маленький брат падал, они смеялись, но смеялись вовсе

          (не)злорадно. (М.Горький)

     Г) Большие тени там и сям

          Лежат (не)движно по полям. (И.Тургенев)

2. В этом предложении в наречии пишется приставка НИ-:

     А) Он полон забот, н..когда чашку кофе выпить. (А.Макаренко)

     Б) Тяжело сосной печальною расти,

          Не меняться н..когда и не цвести. (Н.Некрасов)

     В) И н..как про случай этот

          Позабыть печник не мог. (А.Твардовский)

     Г) Через густые заросли к речке н..откуда пробраться. (Д.Фурманов)

3. В этом предложении в наречии пишется одна буква Н:

     А) В небесах торжестве..о и чудно. (М.Лермонтов)

     Б) Было морозно и ветре..о, с крыш сыпался снег. (М.Горький)

     В) Мальчик пута..о рассказывал о случившемся. (В.Катаев)

     Г) Меж круглых рыхлых облаков

          Неви..о небо голубеет. (И.Бунин)

4. В этом предложении на конце наречий после шипящих пишется буква

    О:

     А) Свеж.. предание, а верится с трудом. (А.Грибоедов)

     Б) Высоко стоит солнце на небе,

          Горяч.. печёт землю-матушку. (А.Кольцов)

     В) Варвара Михайловна глядела на него в упор, открыто, надменно и

          вызывающ..  . (К.Федин)

     Г) И до чего же хорош..

          Всё получилось. (А.Барто)

5. В этом предложении на конце наречия пишется буква А:

     А) Ветер принёс издалек..

          Песни весенней намёк. (А.Блок)

     Б) Направ.. от двери, у окна, единственного на этой стене, стоял стол с

          тремя некрашеными табуретками. (Ф.Абрамов)

     В) А завтра

                         Снов..

                                    Мир залить

          Вставало солнце ало. (В.Маяковский)

     Г) Матрос смотрел на него [дедушку] улыбающимися через силу глазами

          и прикрывал их изредк.. : дескать, не бойся, понимаем, спасибо.

          (В.Катаев)

6. В этом предложении между частями слова в наречии пишется дефис:

     А) Петя смолчал, боясь как(нибудь) снова не очутиться в дураках.

          (В.Катаев)

     Б) (По)прежнему с шубой овчинной

          Иду я на свой сеновал. (С.Есенин)

     В) Хотя солнце и поднялось, но ущелье заполнял сумрак, (кое)где

          прорезаемый полосками яркого света, прорвавшегося сверху.

          (Г.Федосеев)

     Г) (По)немногу мальчики опять разговорились. (А.Чехов)

7. В этом предложении в наречии, образованном от существительного, приставка пишется слитно:

     А) (С)начала он даже не обратил внимания, что вместо машиниста из

           овального окошечка локомотива выглядывал солдат в бескозырке с

           красным околышем. (В.Катаев)

     Б) Окончив свою историю, Петя поспешно облизал губы и тотчас, без

          передышки стал рассказывать её (с)начала. (В.Катаев)

     В) Мы (в)тайне считали собаку потерянной: она не бросит щенят, да и не

           найти ей нас в этой горной тайге. (Г.Федосеев)

     Г)  Но главное очарование моря заключалось (в)тайне, которую оно всегда

           хранило в своих пространствах. (В.Катаев)

8. В этом предложении в наречии, образованном от существительного, приставка пишется раздельно:

     А) Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их

          (с)размаха  в дикой  злобе на утёсы, разбивая в пыль и брызги

          изумрудные громады. (М.Горький)

     Б) Не собака ль (в)дали заливаются? (И.Бунин)

     В) И это был такой большой закат,

          Какого видеть мне не доводилось.

          Как будто вся земля переродилась –

          И я по ней шагаю (на)угад. (Д.Самойлов)

     Г) В транзисторах

          Навстречу мне

          (В)упор

          Мои стихи

          Читает детский хор. (Н.Доризо)

9. В этом предложении на конце наречия после шипящих пишется Ь:

     А) Теперь море сияло не сплош.. , а лишь в двух местах. (В.Катаев)

     Б) Раструбили журавли по рощам,

          Будто осень замуж.. собралась. (Л.Татьяничева)

     В) Двери в сени и в комнату были раскрыты настеж.. (Ф.Абрамов)

     Г) За высокий сугроб закатилась звезда,

                     Блещет месяц – глазам невтерпёж.. .

          Кедр, владыка лесов, под наростами льда

                     На бриллиантовый замок похож.. . (Н.Заболоцкий)

10. Различайте наречие и деепричастие. В этом предложении деепричастие употреблено в значении наречия, запятой не выделяется:

     А) Лиля сидела не двигаясь. (А.Н.Толстой)

     Б) И весь день в траве высокой

          Лёжа слушать бы я рад,

          Как заботливые пчёлы

          Вкруг черёмухи жужжат. (А.Плещеев)

     В) Лёжа хлеба не добудешь. (Пословица)

     Г) Пошумев река успокоилась. (Б.Полевой)

 

Группа 1 работает с текстом «Подвиг учительницы» (Слайд №4).

Подвиг учительницы

     Сохранился рассказ о подвиге молодой жены командира Кати Тарасюк. Сельская учительница, она незадолго до войны приехала в Брестскую крепость, чтобы провести отпуск вместе с мужем.

     Сначала Катя вместе с другими женщинами находилась в подвале, ухаживала за ранеными. Лейтенант Тарасюк в это время отбивал непрекращающиеся атаки противника. По его одинокому пулемёту вели огонь пушки и миномёты. Вся земля вокруг была изрыта снарядами и минами, осколки срезали ветвь дерева, у подножия которого он выбрал себе позицию. Весь израненный, Тарасюк продолжал стрелять, пока вражеская пуля не сразила его.


     Пулемёт молчал недолго. Тарасюка заменил один из бойцов.

     Когда Катя узнала, что её муж погиб, она выбралась из подвала и поползла к расщеплённому дереву, откуда по-прежнему раздавался треск пулемёта. Вскоре и этот пулемётчик был убит. Тогда она сама легла за щиток и мужественно вела огонь по врагу, пока её не поразил насмерть осколок вражеского снаряда. Обезображенное дерево, у подножия которого погибла отважная пулемётчица, жители Бреста впоследствии прозвали «деревом войны».

Задание. Выпишите наречия, которые помогут вам передать время

                 действия и охарактеризовать Катю.

7.     Группа 1 выполняет за компьютерами «Тест для проверки сформированности умения применять знания  при решении практических задач» (2-ой вариант).

Ответы вносятся в листок:

Фамилия, имя ______________________

Класс ________                       Вариант 2


Номер

задания

Ответы

Результаты проверки

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

8

 

 

9

 

 

10

 

 


 

Ваш балл _______

ТЕСТ

для проверки сформированности умения применять знания

при решении практических задач

по теме «Правописание наречий»

2 вариант

1. В этом предложении НЕ с наречием пишется раздельно:

     А) За селом (не)вдалеке

          Ходит белая луна,

          На селе и на реке

          Устоялась тишина. (Н.Грибачёв)

     Б) Полны водою вёдра.

          Подметена квартира.

          Посуду мыть (не)сложно –

          На ней ни капли жира. (В.Берестов)

     В) По дереву лодки (не)угомонно стучал дождь. (М.Горький)

     Г) Стоянка оказалась (не)далеко, а совсем рядом. (В.Арсеньев)

2. В этом предложении в наречии пишется приставка НЕ-:

     А) Он [учитель] сильной грудью волны рассекает,

          Мелькает, пропадая вдалеке,

          И н..когда, быть может, не узнает

          О мальчике, стоящем на песке. (В.Берестов)

     Б) Небо было совершенно иное, н..откуда не плыли облака, ветерок

          н..сколько не мешал нам. (В.Арсеньев)

     В) Казакам н..откуда было взяться: громады гор отгородили их.

          (А.Макаренко)

     Г) «Нет, я не могу, мне н..когда», - нередко отвечал он.

3. В этом предложении в наречии пишутся две буквы Н:

     А) Торжестве..о выносим стулья в сад.

          Фотограф наставляет аппарат.

          Смех на устах. Волнение в груди.

          Молчок. Щелчок. И – праздник позади. (В.Берестов)

     Б) Я искре..е уверен,

          Что стал отцу заменой. (В.Берестов)

     В) Оденьтесь потеплее, так как на улице холодно и ветре..о.

     Г) Горит костёр, и дремлет плоскодонка,

          И слышится всю ночь из-за реки,

          Как жалобно, взволнова..о и тонко

          Своё болото хвалят кулики. (В.Берестов)

4. В этом предложении на конце наречия после шипящих пишется буква

    О:

     А) Пьер неслышно оделся и выбежал на крыльцо. На дворе ясно, свеж.. ,

          росисто, весело. (Л.Толстой)

     Б) И экзамен был им на этот предмет сдан, только далеко не блестящ..  .

         (А.Куприн)

     В) Потом снились ему недавние вагонные разговоры, и стало ему так

          колюч.. совестно,  как это бывает только во время бессонницы.

          (А.Куприн)

     Г) «Боже мой, как у вас здесь хорош.. ! Как хорош.. !» – говорила Анна.

          (А.Куприн)

5. В этом предложении на конце наречия пишется буква О:

     А) Налев.. зима, направ.. весна.

          Мы с папой идём покупать семена. (В.Берестов)

     Б) Тугая и дочерн.. смуглая кожа только на лбу у него была пересечена

          морщинами. (Г.Федосеев)

     В) Витенька вытер насух.. лыжи и спрятал их на чердак до будущей зимы.

          (Е.Носов)

     Г) Свинья под дубом вековым

          Наелась желудей досыт.. , до отвала. (И.Крылов)

6. В этом предложении в наречии пишется дефис:

     А) Он, как и другие дети, почему(то) очень любил этого человека с косо

          подрезанными бачками, с кривыми, как у таксы, ногами. (В.Катаев)

     Б) Слонёнок (по)прежнему ходил около куста, общипывая листочки и

          прислушиваясь к малейшему шороху. (Д.Мамин-Сибиряк)

     В) (Кое)где, мерцая бледными лучами,

          Звёздочки-шалуньи в небесах горят. (С.Надсон)

     Г) Сунув два пальца в рот, Нюшка (по)разбойничьи свистнула.

          (А.Мусатов)

7. В этом предложении в наречии, образованном от существительного, приставка пишется слитно:

     А) Петя стал рядом с приятелем (на)цыпочки и заглянул в выбитое стекло.

          (В.Катаев)

     Б) Я б желал (на)веки так заснуть,

         Чтоб в груди дремали жизни силы,

          Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь. (М.Лермонтов)

     В) Всё обледенело (с)размаху

          В папахе до самых бровей

          И крадущейся росомахой

          Подсматривает с ветвей. (Б.Пастернак)

     Г) (В)век тебя я не забуду. (А.Пушкин)

8. Различайте наречие и существительное с предлогом. В этом предложении слово со скобками является существительным и пишется раздельно:

     А) (В)дали прозрачной означались

           Громады светлоснежных гор. (А.Пушкин)

     Б) Ясный день догорает (в)дали. (А.Блок)

     В) Бьётся (на)смерть парень бравый,

          Так, как бьются на войне. (А.Твардовский)

     Г) Не затем (на)смерть идёшь,

          Чтобы кто-нибудь увидел. (А.Твардовский)

9. В этом предложении на конце наречий после шипящих пишется Ь:

     А) Когда от слепней стало совсем невтерпёж.. , лошадь вдруг легла на бок

          и, дрыгая ногами, принялась кататься по вспаханной земле.

          (А.Мусатов)

     Б) Закажи Балде службу,

          Чтоб стало ему невмоч.. ,

          А требуй, чтобы он её

          Исполнил точ..-в-точ..  . (А.Пушкин)

     В) Шалун уж..  заморозил пальчик. (А.Пушкин)

     Г) Небо сплош.. покрыто тучами. (М.Горький)

10. Различайте наречие и деепричастие. В этом предложении деепричастие употреблено в значении наречия, запятой не выделяется:

     А) В ожиданье конь убогий

          Точно вкопанный стоит…

          Уши врозь, дугою ноги

          И как будто стоя спит. (А.Майков)

     Б) И друзья-мальчишки

          Стоя надо мной

          Весело хохочут

          Над моей бедой. (И.Суриков)

     В) Мы ехали не останавливаясь по белой равнине. (Л.Толстой)

     Г) Он болен не шутя. (М.Лермонтов)

Группа 2 работает с текстом стихотворения «Рыбаловы» (Канстанцін Льдоў). (Слайд №5). Перевести текст на русский язык, выписать словосочетания с наречиями на белорусском языке и перевод на русском языке, например: ўважліва глядзелі – внимательно смотрели и т.д.

8.     Итоги урока. Рефлексия. Самооценка.

9.     Домашнее задание (слайд №6):

 

Список использованной литературы:

1.     Горбацевич, О.Е., Ратько Т.В., Бондаренко Т.П. Русский язык: пособие для подготовки к обязательному централизованному тестированию. / О.Е.Горбацевич, Т.В.Ратько, Т.П.Бондаренко – 3-е изд., доработанное – Мн.: Аверсэв, 2005.

2.     Горбацевич, О.Е., Ратько Т.В. Русский язык: тематический тренажёр: орфография, культура речи; для подготовки к централизованному тестированию. / О.Е.Горбацевич, Т.В.Ратько – 2-е изд., - Мн.: Аверсэв, 2006.

3.     Долбик, Е.Е., Леонович В.Л., Саникович В.А. Готовимся к экзамену по русскому языку: Пособие для абитуриентов. / Е.Е.долбик, В.Л.Леонович, В.А.Саникович. – Мн.: Універсітэцкае, 2000.

4.     Костяева, Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 7 класс: Пособие для учителя./ Т.А.Костяева. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001.

5.     Федорова, М.В. Изучение наречий в школе. Книга для учителя. – Спб.: Свет, 1996.

6.     Курс русского языка (базовый). Электронный репетитор-тренажёр. – М.: ООО «Медиахаус», 2001.

7.     Русский язык: Культура устной и письменной речи. Учебное пособие для 8 класса. / 2-е изд. – Мн.: Народная асвета, 2005.

    


Опидович Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы, высшая категория,

Опидович Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы, высшая категория,

Цели и задачи урока: · систематизировать и обобщить полученные знания по теме «Правописание наречий»: v учащиеся должны знать , в чём особенность правописания неопределённых местоименных…

Цели и задачи урока: · систематизировать и обобщить полученные знания по теме «Правописание наречий»: v учащиеся должны знать , в чём особенность правописания неопределённых местоименных…

Оформление доски: слова-исключения «Уж, замуж, невтерпёж» , приставки из-, до-, с-, в-, на-, до- ; предложение «Я очень люблю

Оформление доски: слова-исключения «Уж, замуж, невтерпёж» , приставки из-, до-, с-, в-, на-, до- ; предложение «Я очень люблю

Проверка домашнего задания. (Слайд №2)

Проверка домашнего задания. (Слайд №2)

Группа 2 выполняет за компьютерами «Тест для проверки сформированности умения применять знания при решении практических задач» (1-ый вариант )

Группа 2 выполняет за компьютерами «Тест для проверки сформированности умения применять знания при решении практических задач» (1-ый вариант )

Ваш балл _______ ТЕСТ для проверки сформированности умения применять знания при решении практических задач по теме «Правописание наречий» 1 вариант 1

Ваш балл _______ ТЕСТ для проверки сформированности умения применять знания при решении практических задач по теме «Правописание наречий» 1 вариант 1

А бумагу мажет, Красит в разные цвета

А бумагу мажет, Красит в разные цвета

А) Свеж.. предание, а верится с трудом

А) Свеж.. предание, а верится с трудом

Б) (По)прежнему с шубой овчинной

Б) (По)прежнему с шубой овчинной

Б) Не собака ль (в)дали заливаются? (И

Б) Не собака ль (в)дали заливаются? (И

Б) И весь день в траве высокой

Б) И весь день в траве высокой

Сначала Катя вместе с другими женщинами находилась в подвале, ухаживала за ранеными

Сначала Катя вместе с другими женщинами находилась в подвале, ухаживала за ранеными

Класс ________

Класс ________

Ходит белая луна,

Ходит белая луна,

Смех на устах. Волнение в груди

Смех на устах. Волнение в груди

Мы с папой идём покупать семена

Мы с папой идём покупать семена

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь

А требуй, чтобы он её

А требуй, чтобы он её

Итоги урока. Рефлексия. Самооценка

Итоги урока. Рефлексия. Самооценка

Список использованной литературы: 1

Список использованной литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2022