ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и гласного звука [и], твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я (повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости ‑ мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости ‑ глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный ‑ согласный; гласный ударный ‑ безударный; согласный твёрдый ‑ мягкий, парный ‑ непарный; согласный звонкий ‑ глухой, парный ‑ непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).
Орфоэпия[4]
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и другие), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и другое.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другое). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с опорой на вопросы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
· становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
· осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
· осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
· проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
· первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
· осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
· признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
· проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
· неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
· уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
· стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
· соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;
· бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
· осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
· бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
· неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
· первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;
· познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
· сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
· объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
· определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
· находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
· выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
· устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
· с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
· сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
· проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
· формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
· прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
· выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
· согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
· распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
· соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
· анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
· понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
· воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
· проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
· признавать возможность существования разных точек зрения;
· корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
· строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
· создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
· готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
· подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
· планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
· выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
· устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
· корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
· соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
· находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
· сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
· формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
· принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
· проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
· ответственно выполнять свою часть работы;
· оценивать свой вклад в общий результат;
· выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
· осознавать язык как основное средство общения;
· характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости); согласный парный (непарный) по звонкости (глухости);
· определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе слова со стечением согласных);
· устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я;
· обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова;
· находить однокоренные слова;
· выделять в слове корень (простые случаи);
· выделять в слове окончание;
· выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; выявлять случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);
· распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
· распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и другие;
· распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
· определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
· находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
· применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак;
· правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
· писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
· находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
· пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
· строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4 предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
· формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1-2 предложения);
· составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
· определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
· составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
· писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с опорой на вопросы;
· объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
||
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
|||
1 |
Общие сведения о языке |
1 |
|
|
|
2 |
Фонетика и графика |
6 |
|
|
|
3 |
Лексика |
10 |
1 |
|
|
4 |
Состав слова |
14 |
|
|
|
5 |
Морфология |
19 |
3 |
|
|
6 |
Синтаксис |
8 |
|
|
|
7 |
Орфография и пунктуация |
50 |
5 |
|
|
8 |
Развитие речи |
30 |
1 |
|
|
Резервное время |
32 |
|
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
170 |
10 |
0 |
|
ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИКИ «АЗБУКА» (АВТОРЫ В.Г.ГОРЕЦКИЙ И ДР.), «РУССКИЙ ЯЗЫК. 1-4 КЛАСС. (АВТОРЫ В.П. КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ)
2 КЛАСС
№ п/п
|
Тема урока
|
Количество часов |
Дата изучения
|
Электронные цифровые образовательные ресурсы
|
||
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
||||
1 |
Язык как явление национальной культуры. Многообразие языкового пространства России и мира. Наша речь и наш язык |
1 |
|
|
|
|
2 |
Диалогическая форма речи |
1 |
|
|
|
|
3 |
Резервный урок по разделу лексика: о происхождении слов |
1 |
|
|
|
|
4 |
Текст |
1 |
|
|
|
|
5 |
Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли |
1 |
|
|
|
|
6 |
Тема текста |
1 |
|
|
|
|
7 |
Основная мысль |
1 |
|
|
|
|
8 |
Заглавие текста |
1 |
|
|
|
|
9 |
Подбор заголовков к предложенным текстам |
1 |
|
|
|
|
10 |
Отработка умения подбирать заголовки к предложенным текстам. Отражение в заголовке темы или основной мысли текста |
1 |
|
|
|
|
11 |
Последовательность частей текста (абзацев). Абзац. Красная строка |
1 |
|
|
|
|
12 |
Отработка умения корректировать тексты с нарушенным порядком предложений |
1 |
|
|
|
|
13 |
Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений. Контрольное списывание. |
1 |
1 |
|
|
|
14 |
Корректирование текстов с нарушенным порядком абзацев |
1 |
|
|
|
|
15 |
Отработка умения корректировать тексты с нарушенным порядком абзацев |
1 |
|
|
|
|
16 |
Предложение как единица языка |
1 |
|
|
|
|
17 |
Предложение и слово |
1 |
|
|
|
|
18 |
Связь слов в предложении |
1 |
|
|
|
|
19 |
Виды предложений по цели высказывания |
1 |
|
|
|
|
20 |
Восклицательные и невосклицательные предложения |
1 |
|
|
|
|
21 |
Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения |
1 |
|
|
|
|
22 |
Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение) |
1 |
|
|
|
|
23 |
Резервный урок по разделу синтаксис: наблюдение за главными и второстепенными членами предложения |
1 |
|
|
|
|
24 |
Резервный урок по разделу синтаксис: установление связи слов в предложении |
1 |
|
|
|
|
25 |
Предложение: систематизация знаний |
1 |
|
|
|
|
26 |
Слово и его значение |
1 |
|
|
|
|
27 |
Значение слова в словаре. Уточняем значение слова самостоятельно, по тексту или с помощью толкового словаря |
1 |
|
|
|
|
28 |
Однозначные и многозначные слова |
1 |
|
|
|
|
29 |
Значение слова в словаре и тексте |
1 |
|
|
|
|
30 |
Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова |
1 |
|
|
|
|
31 |
Синонимы |
1 |
|
|
|
|
32 |
Синонимы в тексте |
1 |
|
|
|
|
33 |
Антонимы |
1 |
|
|
|
|
34 |
Наблюдение за использованием антонимов |
1 |
|
|
|
|
35 |
Резервный урок по разделу лексика: работаем с толковым словарем |
1 |
|
|
|
|
36 |
Обобщение знаний по разделу «Лексика» |
1 |
|
|
|
|
37 |
Резервный урок по разделу лексика: проверочная работа |
1 |
1 |
|
|
|
38 |
Однокоренные (родственные) слова. Корень слова |
1 |
|
|
|
|
39 |
Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень слова |
1 |
|
|
|
|
40 |
Корень как часть слова |
1 |
|
|
|
|
41 |
Корень как общая часть родственных слов |
1 |
|
|
|
|
42 |
Корень слова: обобщение знаний |
1 |
|
|
|
|
43 |
Окончание как изменяемая часть слова |
1 |
|
|
|
|
44 |
Изменение формы слова с помощью окончания |
1 |
|
|
|
|
45 |
Различение изменяемых и неизменяемых слов |
1 |
|
|
|
|
46 |
Резервный урок по разделу состав слова: нулевое окончание (наблюдение) |
1 |
|
|
|
|
47 |
Суффикс как часть слова |
1 |
|
|
|
|
48 |
Приставка как часть слова (наблюдение) |
1 |
|
|
|
|
49 |
Роль суффиксов и приставок |
1 |
|
|
|
|
50 |
Состав слова: систематизация знаний |
1 |
|
|
|
|
51 |
Состав слова: обобщение |
1 |
|
|
|
|
52 |
Резервный урок по разделу состав слова: Тренинг. Нахождение однокоренных слов. Выделение корня |
1 |
|
|
|
|
53 |
Резервный урок по разделу состав слова: как образуются слова (наблюдение) |
1 |
|
|
|
|
54 |
Суффикс как часть слова: наблюдение за значением |
1 |
|
|
|
|
55 |
Деление слов на слоги. Использование знания алфавита при работе со словарями |
1 |
|
|
|
|
56 |
Перенос слов по слогам |
1 |
|
|
|
|
57 |
Перенос слов по слогам: закрепление |
1 |
|
|
|
|
58 |
Различение звуков и букв. Различение ударных и безударных гласных звуков |
1 |
|
|
|
|
59 |
Составление устного рассказа по репродукции картины З. Серебряковой "За обедом" |
1 |
|
|
|
|
60 |
Резервный урок по разделу фонетика: различаем звуки и буквы |
1 |
|
|
|
|
61 |
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы |
1 |
|
|
|
|
62 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне |
1 |
|
|
|
|
63 |
Единообразное написание гласных в корне |
1 |
|
|
|
|
64 |
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова |
1 |
|
|
|
|
65 |
Обозначение буквой безударного гласного звука в корне слова |
1 |
|
|
|
|
66 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне: закрепление |
1 |
|
|
|
|
67 |
Объяснительный диктант: учимся обозначать безударные гласные в корне слова |
1 |
|
|
|
|
68 |
Непроверяемые гласные в корне слова |
1 |
|
|
|
|
69 |
Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова |
1 |
|
|
|
|
70 |
Списывание текста. Словарный диктант |
1 |
1 |
|
|
|
71 |
Отработка правописания слов с орфограммами в значимых частях слов |
1 |
|
|
|
|
72 |
Парные и непарные по твёрдости - мягкости согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква И краткое. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения |
1 |
|
|
|
|
73 |
Знакомство с жанром поздравления |
1 |
|
|
|
|
74 |
Функции мягкого знака |
1 |
|
|
|
|
75 |
Резервный урок по разделу фонетика: учимся характеризовать звуки |
1 |
|
|
|
|
76 |
Выбор языковых средств для ответа на заданный вопрос при работе в паре (группе) |
1 |
|
|
|
|
77 |
Выбор языковых средств для выражения собственного мнения при работе в паре (группе) |
1 |
|
|
|
|
78 |
Повторение алгоритма списывания текста |
1 |
|
|
|
|
79 |
Диктант на изученные правила (безударные гласные в корне слова) |
1 |
1 |
|
|
|
80 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте |
1 |
|
|
|
|
81 |
Резервный урок по разделу орфография: тренинг "Знаки препинания в конце предложения" с использованием электронных образовательных ресурсов |
1 |
|
|
|
|
82 |
Резервный урок по разделу орфография: тренинг "Слог. Перенос слов" с использованием электронных образовательных ресурсов |
1 |
|
|
|
|
83 |
Резервный урок по разделу орфография: использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова |
1 |
|
|
|
|
84 |
Сочетания чк, чн, чт, щн, нч |
1 |
|
|
|
|
85 |
Выбор языковых средств для ведения разговора: начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. при работе в паре (группе) |
1 |
|
|
|
|
86 |
Гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением) |
1 |
|
|
|
|
87 |
Гласные после шипящих в сочетаниях ча, ща, чу, щу |
1 |
|
|
|
|
88 |
Диктант на изученные правила (гласные после шипящих, сочетания чк, чн, чт) |
1 |
1 |
|
|
|
89 |
Резервный урок по разделу развитие речи: составление текста по рисунку на тему "День рождения" |
1 |
|
|
|
|
90 |
Парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки |
1 |
|
|
|
|
91 |
Правописание слов с парным по звонкости-глухости согласным в корне слова |
1 |
|
|
|
|
92 |
Обозначение парных по звонкости-глухости согласных в корне слова |
1 |
|
|
|
|
93 |
Способы проверки согласных в корне слова |
1 |
|
|
|
|
94 |
Отработка правописания слов с парным по глухости звонкости согласным в корне слова |
1 |
|
|
|
|
95 |
Учимся писать буквы согласных в корне слова |
1 |
|
|
|
|
96 |
Объяснительный диктант: учимся писать буквы согласных в корне слова |
1 |
|
|
|
|
97 |
Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова |
1 |
|
|
|
|
98 |
Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Тренинг "Правописание парных по глухости-звонкости согласны хзвуков в корне слова" с использованием электронных образовательных ресурсов |
1 |
|
|
|
|
99 |
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы |
1 |
|
|
|
|
100 |
Списывание текста. Словарный диктант |
1 |
1 |
|
|
|
101 |
Использование на письме разделительных ъ и ь |
1 |
|
|
|
|
102 |
Правописание слов с разделительным мягким знаком |
1 |
|
|
|
|
103 |
Отработка правописания слов с разделительным мягким знаком |
1 |
|
|
|
|
104 |
Отработка правописания слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами |
1 |
|
|
|
|
105 |
Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Тренинг "Правописание слов с разделительным мягким знаком" с использованием электронных образовательных ресурсов |
1 |
|
|
|
|
106 |
Повторение правописания слов с орфограммами в значимых частях слов |
1 |
|
|
|
|
107 |
Отработка правописания изученных орфограмм |
1 |
0 |
|
|
|
108 |
Имя существительное как часть речи |
1 |
|
|
|
|
109 |
Имя существительное: употребление в речи |
1 |
|
|
|
|
110 |
Имя существительное: значение |
1 |
|
|
|
|
111 |
Имя существительное : вопросы («кто?», «что?») |
1 |
|
|
|
|
112 |
Употребление прописной и строчной буквы |
1 |
|
|
|
|
113 |
Составление устного рассказа по репродукции картины И. Шишкина "Утро в сосновом лесу" |
1 |
|
|
|
|
114 |
Прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных |
1 |
|
|
|
|
115 |
Прописная буква в именах собственных: географические названия |
1 |
|
|
|
|
116 |
Составление устного рассказа с опорой на личные наблюдения и вопросы: составление текста о своем любимом домашнем питомце по вопросам |
1 |
|
|
|
|
117 |
Имя существительное: изменение по числам |
1 |
|
|
|
|
118 |
Число имён существительных |
1 |
|
|
|
|
119 |
Резервный урок по разделу морфология: изменение по числам имен существительных |
1 |
|
|
|
|
120 |
Объяснительный диктант на изученные правила (орфограммы корня, прописная буква и др.) |
1 |
|
|
|
|
121 |
Глагол как часть речи |
1 |
|
|
|
|
122 |
Глагол: значение. Для чего нужны глаголы в нашей речи? |
1 |
|
|
|
|
123 |
Глагол: вопросы «что делать?», «что сделать?» и др. |
1 |
|
|
|
|
124 |
Единственное и множественное число глаголов |
1 |
|
|
|
|
125 |
Резервный урок по разделу развитие речи: Составление текста на тему пословицы |
1 |
|
|
|
|
126 |
Текст-повествование |
1 |
|
|
|
|
127 |
Особенности текстов-повествований |
1 |
|
|
|
|
128 |
Резервный урок по разделу развитие речи: учимся сочинять текст-повествование. Составление текста-повествования на тему "Как приготовить салат" |
1 |
|
|
|
|
129 |
Обобщение знаний о глаголе |
1 |
|
|
|
|
130 |
Резервный урок по разделу морфология. Тренинг. Отработка темы "Глагол" |
1 |
|
|
|
|
131 |
Диктант на изученные правила (орфограммы корня) |
1 |
1 |
|
|
|
132 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте |
1 |
|
|
|
|
133 |
Имя прилагательное как часть речи |
1 |
|
|
|
|
134 |
Имя прилагательное: значение |
1 |
|
|
|
|
135 |
Обобщение знаний об имени прилагательном |
1 |
|
|
|
|
136 |
Резервный урок по разделу морфология: роль имён прилагательных в тексте. Единственное и множественное число имен прилагательных |
1 |
|
|
|
|
137 |
Связь имени прилагательного с именем существительным |
1 |
|
|
|
|
138 |
Текст-описание |
1 |
|
|
|
|
139 |
Резервный урок по разделу развитие речи: составление текста (рассказа или сказки) на тему "Путешествие снежинки на землю" |
1 |
|
|
|
|
140 |
Особенности текстов-описаний |
1 |
|
|
|
|
141 |
Резервный урок по разделу развитие речи: учимся сочинять текст-описание. Составление текста-описания натюрморта |
1 |
|
|
|
|
142 |
Диктант на изученные орфограммы в корне слова |
1 |
1 |
|
|
|
143 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте |
1 |
|
|
|
|
144 |
Резервный урок по разделу развитие речи: Составление текста о своем любимом домашнем питомце по вопросам |
1 |
|
|
|
|
145 |
Резервный урок по разделу развитие речи: составление текста по рисунку с включением в него диалога. Практикум по овладению диалогической речью |
1 |
|
|
|
|
146 |
Текст-рассуждение |
1 |
|
|
|
|
147 |
Особенности текстов-рассуждений |
1 |
|
|
|
|
148 |
Предлог. Отличие предлогов от приставок |
1 |
|
|
|
|
149 |
Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др. |
1 |
|
|
|
|
150 |
Раздельное написание предлогов с именами существительными |
1 |
|
|
|
|
151 |
Раздельное написание предлогов с именами существительными: закрепление |
1 |
|
|
|
|
152 |
Части речи: обобщение. Тренинг |
1 |
|
|
|
|
153 |
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы |
1 |
|
|
|
|
154 |
Резервный урок по разделу морфология: части речи. Тренинг |
1 |
|
|
|
|
155 |
Различение текстов-описаний и текстов-повествований |
1 |
|
|
|
|
156 |
Резервный урок по разделу морфология. Тренинг. Отработка темы "Предлоги" |
1 |
|
|
|
|
157 |
Части речи: систематизация знаний |
1 |
|
|
|
|
158 |
Резервный урок по разделу морфология: роль имён существительных в тексте |
1 |
|
|
|
|
159 |
Резервный урок по разделу морфология: роль глаголов в тексте |
1 |
|
|
|
|
160 |
Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов: систематизация |
1 |
|
|
|
|
161 |
Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов: обобщение |
1 |
|
|
|
|
162 |
Резервный урок по разделу развитие речи: проверочная работа |
1 |
1 |
|
|
|
163 |
Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности. Тренинг "Правописание имен собственных" с использованием электронных образовательных ресурсов |
1 |
|
|
|
|
164 |
Резервный урок по разделу орфография.Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием суффиксов имён существительных; правописание парных по глухости-звонкости согласны звуков в корне слова (с использованием электронных образовательных ресурсов) |
1 |
|
|
|
|
165 |
Резервный урок по разделу орфография. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием суффиксов имен прилагательных; правописание слов с разделительным мягким знаком (с использованием электронных образовательных ресурсов) |
1 |
|
|
|
|
166 |
Резервный урок по разделу орфография. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием приставок; правописание буквосочетаний с шипящими звуками (с использованием электронных образовательных ресурсов) |
1 |
|
|
|
|
167 |
Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности. Контроль "Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" с использованием электронных образовательных ресурсов |
1 |
|
|
|
|
168 |
Контрольный диктант |
1 |
1 |
|
|
|
169 |
Работа над ошибками диктанта |
1 |
|
|
|
|
170 |
Повторение изученного |
1 |
|
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
170 |
10 |
0 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 2 класс/ Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.