Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности интегрированного курса «Чтение с увлечением» составлена в соответствии с Федеральным государственнымобразовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373),
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО».
Настоящая рабочая программа общеинтеллектуального направления для 2 класса составлена на основе авторской программы М.В.Буряк, Е.Н.Карышева «Чтение с увлечением». Рабочая программа курса внеурочной деятельности: 2 класс / под ред. М.В.Буряк, Е.Н.Карышева — М.:Планета, 2016 (Учение с увлечением).
Актуальность программы обуславливается потребностью общества в развитии духовно-нравственных, эстетических качеств личности человека; формировании социально-активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности с помощью произведений природоведческого характера. Данный курс способствует формированию читательской компетентности второклассников, развивает их образное мышление, обогащает речь.
Цели программы:
· развитие интереса у обучающихся к произведениям природоведческого характера, понимания идейного содержания сказок, рассказов о природе, оценивание поступков героев и событий;
· формирование познавательного интереса к урокам литературного чтения, окружающего мира и русского языка через задания творческого и занимательного характера;
· создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся посредством изучения произведений о природе;
· духовно-нравственное развитие личности.
Задачи программы:
· совершенствовать навыки чтения обучающихся;
· формировать мотивацию чтения младших школьников, развивать их устойчивый и осознанный интерес к чтению рассказов и сказок о природе;
· знакомить обучающихся с детской книгой как явлением культуры;
· формировать читательские умения, расширять читательский кругозор;
· формировать основы читательской культуры;
· вырабатывать привычку к осознанному чтению, умению применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения и русского языка;
· способствовать формированию информационной культуры обучающихся через разные виды заданий работы с текстами;
· развивать воображение, литературно-творческие способности второклассников;
· развивать устную и письменную речь младших школьников;
· совершенствовать коммуникативные навыки;
· создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
· формировать стремление ребенка к рассуждению и поиску.
Особенностями построения программы являются занимательность изложения программы либо по содержанию, либо по форме, где в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную и эмоциональную сферы ребенка.
Основными формамиработы являются комбинированные занятия, которые состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. При проведении занятий используется три формы работы:
· демонстрационная,когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном;
· фронтальная, когда обучающиеся одновременно работают под управлением педагога;
· самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Обучение носит деятельностныйи развивающий характер. В ходе занятий обучающиеся осваивают следующие виды внеурочной деятельности:
· познавательная деятельность;
· игровая деятельность;
· художественно-эстетическая деятельность.
Возрастная группаобучающихся
Курс «Чтение с увлечением» составлен для обучающихся 2 классов, возрастная группа обучающихся 7-8 лет.
Объем часов, отпущенных на занятия-34 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
· формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;
· воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта чтения и слушания произведения природоведческого характера;
· развитие эстетических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· осознания значимости чтения для своего дальнейшего развития;
· восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
· формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом;
· учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
· овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;
· активное использование речевых средств для решения познавательных задач;
· находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
· делать выводы врезультата совместной работы класса и учителя;
· овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные УУД:
· готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
· активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
· умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
· умение слушать и понимать речь других;
· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
· умение сотрудничать с педагогами и сверстниками при решении различных задач; принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Предметные результаты:
· понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;
· умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения природоведческого характера, работать с планом произведения;
· осознание значимости чтения для личного развития; формирование первоначальных этических представлений, понятий о доброте, заботе; формирование потребности в систематическом чтении;
· достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
· понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.
Ожидаемые результаты освоения программы
Обучающиесяполучат возможность:
· закрепить умение работать с книгой;
· закрепить умение работать с текстом;
· проявить интерес к книге;
· расширить читательский кругозор;
· заинтересовать родителей, побудить их принимать активное участие в развитии познавательных способностей у своих детей.
Обучающиесязакрепят умение:
· определять жанр произведения;
· называть автора произведения;
· записывать название произведения;
· находить соответствия между словами, выражениями и их толкованиями;
· соединять вопросы с ответами;
· понимать содержание произведений и отвечать на вопросы;
· заполнять таблицу, используя слова-подсказки;
· определять верные и неверные выражения;
· восстанавливать порядок плана;
· восстанавливать цитатный план;
· дополнять план произведения;
· называть героев сказки или рассказа;
· сопоставлять слова из текста с изображениями животных;
· выбирать сюжет, к которому относится рисунок;
· отвечать на вопросы текста;
· дополнять предложения из текста и вписывать пропущенные слова;
· дописывать слова сравнения, используя текст произведения;
· придумывать название рисунку;
· восстанавливать порядок предложений на основе событий из текста;
· составлять предложение к рисунку, используя слова для справок;
· сопоставлять событие из рассказа со временем года, в которое оно происходило;
· соединять части предложений;
· определять смысл пословиц;
· выбирать из пословиц те, которые соответствуют идейному пониманию сказки или рассказа;
· давать характеристику герою, определять его качества характера;
· анализировать поступки героев сказок и рассказов и делать вывод о том, какие действия являются положительными, какие отрицательными;
· называть правила поведения в природе;
· определять главную мысль произведения;
· придумывать слова-ассоциации к предложенным словам;
· определять тему и содержание произведения;
· описывать героя, используя слова для справок;
· определять качества героя, используя описания из текста;
· разгадывать кроссворды, филворды, ребусы, анаграммы;
· находить в таблице с буквами названия героев и закрашивать их;
· составлять из букв слова;
· составлять из предложенного слова новые слова;
· дорисовывать и раскрашивать картинки;
· отгадывать загадки;
· дописывать слова-рифмы в загадку и стихотворение;
· разгадывать зашифрованные слова;
· зачеркивать буквы по указанному правилу и составлять слова и предложения;
· использовать полученные на уроках литературного чтения и русского языка знания для выполнения заданий;
· проявлять самостоятельность для выполнения заданий;
· последовательно рассуждать, доказывать;
· контролировать свою деятельность;
· оценивать свою работу на занятии.
На занятиях используются следующие формы контроля:
· текущий;
· итоговый;
· самооценка.
Учебно-тематический план и содержание программы
34 ч
Календарно-тематическое планирование
Знакомиться с курсом «Чтение с увлечением. Удивительный мир природы».
Знакомиться с краткой биографией Виталия Бианки; определять жанр произведения; соединять линиями слова с их толкованием; вспоминать содержание рассказа и восстанавливать план повествования; выбирать слова, которые характеризуют старика и обосновывать свой ответ; находить в таблице с буквами названия героев рассказа; определять пропущенные слова в предложении и разгадывать кроссворд; отвечать на вопросы текста; рассуждать о том, что у человека должна быть добрая душа.
Соединять линиями слова с их лексическим значением; вписывать данные о произведении в карточку; восстанавливать порядок словесного плана; давать характеристику герою; находить в таблице с буквами названия героев рассказа; разгадывать кроссворд.
2
Виталий Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок»
Вспомнить героев русской сказки «Колобок»; вспоминать содержание сказки «Лесной Колобок – Колючий Бок»; определять жанр произведения и вписывать данные о сказке-несказке в карточку; отвечать на вопросы по содержанию сказки; вспоминать песенку Лесного Колобка и дописывать пропущенные слова; называть героев сказки и раскрашивать их; выбирать пословицы, которые соответствуют сказке и обосновывать свой ответ; находить в таблице с буквами названия героев сказки и закрашивать их; расставлять буквы по местам и восстанавливать имя главного героя сказки; рассуждать о бережном отношении к природе, умении видеть интересное вокруг.
Вписывать данные о произведении в карточку; выбирать из предложенных персонажей героев сказки и раскрашивать их; продолжать строчки из песенки; выбирать пословицы, которые соответствуют сказке; находить в таблице с буквами названия героев сказки; восстанавливать название главного героя сказки.
3
Николай Сладков «Непослушные малыши»
Знакомиться с биографией Николая Сладкова, определять, в какой столбик можно поместить произведение «Непослушные малыши»; вспоминать содержание сказки; определять жанр произведения; соединять линиями слова с их толкованием; вспоминать содержание сказки и соединять линиями слова из текста и соответствующие им рисунки; раскрашивать картинки; определять какие слова подходят для характеристики Медведушки; вспоминать персонажей сказки и разгадывать кроссворд; определять, что несказочного было в сказке-несказке; рассуждать о том, что в природе все идет последовательно в зависимости от времени года.
Вписывать данные о произведении в карточку; соединять линиями слова с их лексическим значением; соединять слова с их лексическим значением; соединять слова из текста с рисунками; давать характеристику герою; разгадывать кроссворд.
4
Николай Сладков «Трясогузкины письма»
Определять, в какой сборник можно поместить произведение «Трясогузкины письма»; вписывать данные о произведении в карточку; определять жанр произведения; соединять линиями слова с их толкованием; вспомнить содержание рассказа и восстанавливать цитатный план; определять сюжет, к которому подходит рисунок; выбирать и называт качества характера, которые проявились у людей в рассказе; разгадывать ребусы и называть зашифрованные слова; перечислять, что узнали интересного из жизни птицы; рассуждать о милосердии, сострадании, заботливости.
Вписывать данные о произведении в карточку; определять лексическое значение слова по предложенному толкованию; восстанавливать цитатный план; выбирать сюжет; к которому подходит рисунок; выбирать качества характера у людей, которые проявились в рассказе; разгадывать ребусы; определять общее название объектов, зашифрованных в ребусах; составлять и записывать новые слова, используя слово «трясогузка».
5
Николай Сладков «Топик и Катя»
Отгадывать загадки и определять главных героев рассказа; определять жанр произведения; вписывать данные о произведении в карточку; определять и раскрашивать только героев рассказа; вспоминать содержание произведения и дополнять план; рассказывать, как жили Топик и Катя; составлять из букв имена героев рассказа; выбирать сюжет, к которому подходит рисунок; раскрашивать картинку; пересказывать, что узнали интересного из жизни животных; рассуждать о заботливом отношении к животным.
Вписывать данные о произведении в карточку; выбирать и раскрашивать только героев рассказа; дополнять план рассказа; определять лексическое значение слов и сочетаний слов; определять, как жили герои рассказа; составлять из букв имена героев; выбирать сюжет, к которому подходит рисунок; раскрашивать рисунок.
6
Виталий Бианки «Подкидыш»
Определять на основе загадки тему занятия; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; на основе предложенных толкований определять лексичесоке значение слова; вспоминать содержание текста и отвечать на вопросы текста; называть правила поведения в лесу; определять, какие правила поведения в лесу нарушены в рассказе; разгадывать ребусы и вписывать полученные слова в предложения; рассуждать о положительном отношении к пернатым друзьям – птицам.
Вписывать данные о произведении в карточку; соединять понятия и толкования слов; отвечать на вопросы текста; выбирать правила поведения в природе, которые нарушены в рассказе; разгадывать ребусы и вписывать полученные слова в предложения.
7
Николай Сладков «Осень на пороге»
Отгадывать загадку и определять время года; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; вспоминать содержание сказки и восстанавливать цитатный план; используя содержание сказки, рассказывать как животные готовятся к зиме; определять главную мысль сказки; выбирать пословицы и доказывать, что данная пословица относится к тексту сказки; находить в таблице с буквами названия героев сказки и закрашивать их; вписывать слова в предложения и разгадывать кроссворд; рассуждать о том, что в природе все идет последовательно, в зависимости от времени года.
Вписывать данные о произведении в карточку; восстанавливать цитатный план; вписывать пропущенные слова в предложения; находить главную мысль в тексте; выбирать пословицы, которые относятся к тексту; находить в таблице с буквами названия героев и закрашивать их; разгадывать кроссворд.
8
Виталий Бианки «Теремок»
Вспомнить героев русской сказки «Теремок»; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы по содержанию сказки и соединять слова из текста с рисунками; сравнивать русскую народную сказку «Теремок» и сказку-несказку «Теремок»; определять, какая из сказок правдивее: народная или авторская; отгадывать загадки и записывать отгадки; дописывать слова-рифмы в загадку; определять, что несказочного было в сказке-несказке; рассуждать о бережном отношении к природе.
Вписывать данные о произведении в карточку; соединять текст с рисунками; определять, почему животные в сказке Виталия Бианки не дружат; отгадывать загадки; дописывать слова-рифмы в загадку.
9
Евгений Чарушин «Друзья»
Знакомиться с творчеством Евгения Чарушина; беседовать о книгах Чарушина; определять их тематику; выяснять, в какой сборник можно поместить рассказ «Друзья»; определять жанр произведения; определять значение непонятных слов в рассказе; заполнять таблицу на основе событий в рассказе; восстанавливать предложения; давать характеристику героям; отвечать на вопросы по содержанию текста; знакомиться с образом жизни лисиц; называть слова-ассоциации к слову «дружба»; подбирать рифмы; рассуждать о дружбе и бережном отношении к природе; определять главную мысль рассказа.
Вписывать данные о произведении в карточку; заполнять таблицу на основе событий в рассказе; восстанавливать предложения; давать характеристику героям и описывать, как удалось подружиться дикому и домашнему животному; определять идейное содержание рассказа; выбирать верный ответ из предложенных; называть слова-ассоциации к слову «дружба»; подбирать рифмы в стихотворения о героях рассказа.
10
Михаил Пришвин «Еж»
Знакомиться с творчеством Михаила Пришвина; беседовать о книгах Пришвина; определять их тематику; выяснять, в какой сборник можно поместить рассказ «Еж»; определять жанр произведения; определять значение непонятных слов в рассказе; отвечать на вопросы по содержанию текста; знакомиться с образом жизни ежей; рассуждать о качествах героев рассказа; разгадывать кроссворд; находить слова-сравнения; определять главную мысль рассказа; рассуждать о бережном отношении к природе и потребности в общении к ней.
Вписывать данные о произведении в карточку; соединять стрелочкой слова, подходящие по смыслу; находить сравнения в тексте и вписывать их в предложения; давать характеристику герою и описывать, как человеку удалось подружиться с диким животным; из кроссворда выписывать буквы в определенном порядке, чтобы получились слова.
11
Евгений Чарушин «Что за зверь?»
Определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; определять значение непонятных слов в рассказе; разгадывать загадки; отвечать на вопросы по содержанию текста; выполнять задание тестового характера; дополнять план рассказа; давать характеристику героям и событиям; знакомиться со следами некоторых зверей; знакомиться с образом жизни кроликов; описывать героев рассказа с помощью слов для справок; зачеркивать буквы по указанному правилу и читать получившиеся слова; определять главную мысль рассказа; рассуждать о наблюдательности, бережном отношении к природе, заботе о животных.
Вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы теста; дополнять план рассказа; давать характеристику героям; выбирать слова, с помощью которых можно их описать; выполнять задание занимательного характера.
12
Михаил Пришвин «Этажи леса»
Определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; определять значение непонятных слов в рассказе; анализировать отрывки из текста и определять качества человека; отвечать на вопросы по содержанию текста; подбирать свои названия к сюжетным рисункам; определять верные и неверные высказывания с опорой на содержание текста; определять главную мысль рассказа; раскрашивать героев рассказа и «расселять» их по этажам; рассуждать о том, что природа и человек неразделимы, об ответственности человека за свои поступки.
Вписывать данные о произведении в карточку; определять качества человека, опираясь на текстовое описание; рассматривать рисунки к тексту и подбирать к ним свои названия; определять верные и неверные высказывания; «расселять» животных по «этажам» в соответствии с текстом и раскрашивать рисунки.
13
Евгений Чарушин «Волчишко»
Определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; определять значение непонятных слов в рассказе; разгадывать загадки; определять последовательность событий; отвечать на вопросы по содержанию текста; выяснять главную мысль произведения; знакомиться с правилами поведения в природе в занимательной форме (стихи); раскрашивать рисунки к рассказу; знакомиться с образом жизни волчат; определять по обложке книги тематику произведений; выяснять, какие чувства испытывает читатель при чтении рассказа; рассуждать о сочувствии, сопереживании герою рассказа.
Вписывать данные о произведении в карточку; определять последовательность событий в соответствии с текстом; составлять из слов предложение; находить и подчеркивать ответы на вопрос в отрывке из текста; рассказывать правила поведения в лесу; определять по рисунку правило, которое нарушил человек в рассказе; отгадывать загадки; раскрашивать рисунки.
14
Михаил Пришвин «Охота за бабочкой»
Отвечать на вопросы по содержанию рассказа; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; определять значение непонятных слов в рассказе; восстанавливать план рассказа; описывать героев с помощью слов для справок; разгадывать анаграммы, загадки; знакомиться с научными фактами из жизни собак (почему собаки высовывают язык); выяснять, какое настроение вызывает этот рассказ; рассуждать о бережном отношении к природе, умении видеть интересное вокруг.
Заполнять карточку с данными о произведении; восстанавливать план рассказа; выбирать слова, с помощью которых можно описать главных героев: бабочку и щенка; разгадывать анаграммы.
15
Евгений Чарушин «Кошка Маруська»
Отвечать на вопросы по содержанию рассказа; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; определять значение непонятных слов в рассказе; знакомиться с информацией о кошках; сопоставлять события в рассказе с временем года; давать характеристику герою рассказа (охотнику); составлять предложения из слов для справок; подбирать слова-ассоциации к сочетаниям слов «домашнее животное»; беседовать о том, как нужно относиться к домашним животным; рассуждать о таких качествах человека, как ответственность, чуткость; разгадывать кроссворд.
Вписывать данные о произведении в карточку; находить соответствия между событиями в рассказе и временем года; записывать с помощью слов для справок, на кого охотилась в лесу кошка; определять качества одного из героев рассказа – охотника; записывать слова-ассоциации к сочетаниям слов «домашнее животное»; разгадывать кроссворд.
16
Михаил Пришвин «Хромка»
Вспомнить содержание рассказа «Хромка» и отвечать на вопросы; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; определять значение непонятных слов в рассказе; характеризовать героев и оценивать их поступки; находить соответствие между словами и их значением; знакомиться с описанием диких уток; определять тематику произведения по обложке; определять основную идею рассказа; из букв слова составлять новые слова; раскрашивать рисунок; рассуждать о чувстве сострадания, бережном и заботливом отношении к животным.
Заполнять карточку с данными о произведении; соединять линиями слова с их лексическим значением; отвечать на вопросы по тексту; определять основную идею рассказа; оценивать поступки героев, определять их качества; составлять и записывать новые слова, используя слово «Хромка»; раскрашивать рисунок.
17
Эдуард Шим «Неслышные голоса
Знакомиться с краткой биографией Эдуарда Шима; вспоминать содержание рассказа «Неслышные голоса»; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; на основе предложенных слов для справок составлять толкование слова; понимать, что такое вырубка и для чего она используется; вспоминать содержание рассказа и определять порядок предложений; выбирать слова, которые характеризуют детей и обосновывать свой ответ; понимать, как барсуки общаются между собой; разгадывать филворд; дорисовывать и раскрашивать картинку; рассуждать о бережном отношении к природе, умении видеть интересное вокруг.
Вписывать данные о произведении в таблицу; определять лексическое значение слова; определять порядок предложений в тексте; давать характеристику героям рассказа; разгадывать филворд, используя толкования слов; дорисовывать и раскрашивать картинку.
18
Эдуард Шим «Молочком-то лучше!»
Определять героя произведения на основе загадки; определять, в какой сборник можно поместить рассматриваемое произведение; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; извлекать информацию о животных из предложенного дополнительного текста; отвечать на вопросы по содержанию текста и соединять слова из текста с рисунками; восстанавливать цитатный план; используя слова для справок; описывать хомяка и объяснять значение выбранных слов; разгадывать ребусы на основе толкования зашифрованных слов; определять, что несказочного было в сказке-несказке; рассуждать об умении видеть интересное вокруг.
Вписывать данные о произведении в таблицу; соединять слова с рисунками; восстанавливать цитатный план; описывать хомяка, используя слова для справок; разгадывать ребусы; составлять из букв названия животных сказки.
19
Николай Сладков «Кто в моем доме живет?»
Определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; подписывать картинки, используя толкования слов; отвечать на вопросы по содержанию текста и соединять слова из сказки и картинки животных; выбирать высказывания о том, как нужно заботиться о птицах, дополнять список правил; разгадывать кроссворд, используя предложения из текста; придумывать свой рисунок скворечника, дорисовывать и раскрашивать дуплянку; определять, что несказочного было в сказке-несказке; рассуждать о том, что в природе все взаимосвязано.
Вписывать данные о произведении в таблицу; определять название предметов, используя толкования слов; соединять описания животных с картинками; определять, в каком порядке дятел разговаривал с животными; рассказывать, как нужно заботиться о птицах; разгадывать кроссворд; придумывать свой рисунок скворечника, дорисовывать и раскрашивать дуплянку.
20
Георгий Скребицкий «Белая шубка»
Знакомиться с творчеством Георгия Скребицкого; беседовать о книгах Скребицкого; определять их тематику; выяснять, в какой сборник можно поместить рассказ; определять жанр произведения; определять значение непонятных слов в рассказе; составлять предложения с помощью слов для справок; характеризовать героев и их поступки; разгадывать кроссворд; знакомиться с научными фактами из жизни зайцев (смена цвета шерсти); рассуждать о чувстве сострадания, умении помочь в трудную минуту.
Вписывать данные о произведении в таблицу; выяснять, почему автор так назвал рассказ; составлять предложения о признаках зимы, пользуясь словами для справок; определять качества людей, опираясь на текстовое описание; разгадывать кроссворд.
21
Эдуард Шим «Медведь-рыболов»
Определять героя произведения на основе загадки; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы по содержанию текста и соединять слова из сказки и картинки животных; отвечать на вопросы текста; описывать медведя и объяснять значение выбранных слов; разгадывать филворд и записывать полученные слова на строчках с их толкованием; зачеркивать каждую вторую букву, читать получившееся предложение и объяснять его смысл; определять, что несказочного было в сказке-несказке; рассуждать об умении видеть интересное вокруг.
Вписывать данные о произведении в таблицу; соединять слова с рисунками; отвечать на вопросы текста; описывать медведя, используя предложенные слова; разгадывать филворд; восстанавливать предложение.
22
Георгий Скребицкий «Длинноносые рыболовы»
Вспомнить содержание рассказа «Длинноносые рыболовы» и отвечать на вопросы; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; находить соответствия между вопросами и ответами; определять значение непонятных слов в рассказе; характеризовать героев и оценивать их поступки; восстанавливать план рассказа; определять качества человека; разгадывать анаграммы; рассуждать о наблюдательности, бережном отношении к природе.
Вписывать данные о произведении в таблицу; находить соответствие между вопросами и ответами; восстанавливать план рассказа; определять качества человека; опираясь на текстовое описание; разгадывать анаграммы.
23
Эдуард Шим «Дятел, Синицы, Пищухи и Поползень»
Определять по описанию героя сказки; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы по содержанию сказки; определять по словам из текста, о какой птице идет речь и соединять слова из текста, название птицы и рисунок; соединять названия птицы и названия, которые автор дает птицам; используя слова для справок, описывать дятла и объяснять значение выбранных слов; разгадывать кроссворд, используя загадки; разгадывать ребус и выбирать толкование слова; рассуждать о том, что в природе все взаимосвязано.
Вписывать данные о произведении в таблицу; соединять линиями название птицы, слова из текста и рисунок; закрашивать соответственным цветом карточки со словами-названиями птиц; записывать, кто такие насекомыши; описывать дятла, используя слова для справок; разгадывать кроссворд; разгадывать слово и отмечать значение, которое ему соответствует.
24
Георгий Скребицкий «Сказка о Весне»
Вспомнить содержание сказки «Сказка о Весне» и отвечать на вопросы; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; определять значение непонятных слов в сказке; знакомиться с приметами весны, приводить свои примеры весенних примет; определять чувства главной героини сказки; подбирать слова-ассоциации к слову «весна»; определять по обложкам тематику произведений; выяснять, в какой сборник можно поместить произведение «Сказка о Весне»; сопоставлять героев и их слова; разгадывать шифровки; рассуждать о бережном отношении к природе, умении видеть изменения в природе.
Заполнять карточку с данными о произведении; находить соответствия между словами героев и рисунками; выбирать карточки с приметами весны, о которых говорится в сказке; называть и записывать свои весенние приметы; определять, какие чувства испытывала главная героиня сказки – Весна; подбирать и записывать слова-ассоциации к слову «весна»; разгадывать шифровки.
25
Николай Сладков «Кто такой?»
Определять героя произведения на основе загадки; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы по содержанию сказки; рассматривать рисунок и выбирать сюжет, который соответствует данной иллюстрации; отвечать на вопросы текста; характеризовать кукушку и объяснять значение выбранных выражений; разгадывать филворд и вписывать полученные сова в предложения; используя буквы в слове «горихвост», составлять и записывать новые слова; определять, что несказочного было в сказке-несказке; рассуждать о том, что в природе все взаимосвязано.
Вписывать данные о произведении в таблицу; выбирать сюжет, к которому подходит рисунок; отвечать на вопросы текста; описывать кукушку, используя слова для справок; разгадывать филворд; составлять и записывать новые слова, используя слово «горихвост».
26
Георгий Скребицкий «Длиннохвостые разбойники»
Определять главных героев произведения (сороку и зайца) на основе их описания; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы по содержанию рассказа; определять значение непонятных слов; составлять предложения; дополнять план рассказа; характеризовать главного героя и оценивать его поступки; подбирать другой заголовок к рассказу; разгадывать шифровки; определять главную идею произведения; рассуждать о том, что слабым и беззащитным нужно помогать, не оставаться равнодушным.
Вписывать данные о произведении в карточку; составлять предложения; дополнять план рассказа; выбирать качества, которые соответствуют главному герою; подбирать другой заголовок к рассказу; разгадывать шифровки.
27
Виталий Бианки «Заяц, косач, медведь и весна»
Определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы по содержанию сказки; соединять понятия и толкования слов и словосочетаний, раскрашивать полученные пары соответствующим цветом; соединять слова из текста с рисунками животных; выбирать пословицы, которые соответствуют сказке, и объяснять их; вспоминать содержание сказки и разгадывать кроссворд; определять, в какое время суток наблюдал Дед Мороз за животными, и соединять слова с рисунками; раскрашивать картинки; определять, почему сказку можно назвать познавательной; рассуждать о том, что в природе все взаимосвязано.
Вписывать данные о произведении в карточку; соединять понятия и толкования слов и словосочетаний; отвечать на вопрос и соединять карточки со словами и рисунки; выбирать пословицы, которые соответствуют сказке; разгадывать кроссворд; определять время суток и соединять карточки со словами и рисунки; раскрашивать картинки.
28
Евгений Чарушин «Болтливая сорока»
Вспоминать содержание произведения и отвечать на вопросы по тексту; определять главного героя произведения на основе загадки; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; раскрашивать рисунки героев; составлять предложения; описывать сороку с помощью слов для справок; знакомиться с образом жизни сороки; определять поучительный смысл произведения; разгадывать анаграммы; рассуждать о бережном отношении к природе, понимании повадок животных.
Заполнять карточку с данными о произведении; раскрашивать рисунки; определять, к кому относятся слова главной героини – сороки; составлять из частей предложения; подбирать слова для описания сороки; определять, чему учит сказка «Болтливая сорока»; разгадывать анаграммы.
29
Эдуард Шим «Заячье семейство»
Определять героя произведения на основе загадки; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы по содержанию текста и соединять слова из сказки и картинки животных; рассказывать, как звери-мамы говорят о своих детенышах и объяснять значение выбранных слов; разгадывать филворд и записывать названия мам животных из сказки по количеству детей; находить в таблице с буквами названия детенышей животных и закрашивать их; определять, почему сказку можно назвать познавательной; рассуждать о бережном отношении к природе, умении видеть интересное вокруг.
Вписывать данные о произведении в таблицу; соединять слова с рисунками; рассказывать, как звери-мамы говорят о своих детенышах; разгадывать филворд; находить названия детенышей животных-мам из сказки и закрашивать их.
30
Николай Сладков «Лиса-плясунья»
Определять героя произведения на основе загадки; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; соединять выражения и их толкования; отвечать на вопросы по содержанию рассказа и дополнять план; определять последовательность действий лисы в добыче пищи; выбирать качества, которыми обладает рассказчик; разгадывать ребусы и читать толкования слов; находить спрятанные в словах названия животных; определять, почему рассказ можно назвать познавательной; рассуждать о бережном отношении к природе, умении видеть интересное вокруг.
Вписывать данные о произведении в таблицу; соединять выражения и их толкования; дополнять план рассказа, определять последовательность действий лисы в добыче пищи; выбирать качества, которыми обладает рассказчик; разгадывать ребусы; находить в словах названия животных.
31
Георгий Скребицкий «Пушок»
Анализировать содержание рассказа и отвечать на вопросы учителя; определять героя произведения на основе загадки; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; выполнять задание тестового характера; выяснять значение непонятных слов; рассуждать о том, почему ежик не убежал из дому; характеризовать героев и оценивать их поступки; выяснять, какие чувства испытал мальчик – герой рассказа; знакомиться с научными фактами из жизни ежей (зимняя спячка); разгадывать анаграммы; рассуждать об интересе к природе, наблюдательности.
Вписывать данные о произведении в карточку; находить соответствия между рисунком и отрывком из текста; отвечать на вопросы текста; размышлять о том, почему ежик не убегал из дома; определять качества людей, у которых жил ежик; выяснять, какие чувства испытал мальчик – герой рассказа; разгадывать анаграммы.
32
Виталий Бианки «Плавунчик»
Анализировать содержание рассказа и отвечать на вопросы учителя; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; выполнять задание тестового характера; выяснять значение непонятных слов; знакомиться с образом жизни плавунчика; определять поучительный смысл рассказа; подбирать другой заголовок к рассказу; разгадывать шифровки; рассуждать о бережном и заботливом отношении к природе; о том, что слабым и беззащитным животным нужно помогать.
Вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы текста; рассуждать, чему учит рассказ; подбирать другое название рассказу, исходя из его идейного содержания; разгадывать шифровки.
33
Георгий Скребицкий «Дружба»
Анализировать содержание рассказа и отвечать на вопросы учителя; определять главного героя произведения; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; выполнять задание тестового характера; выяснять значение непонятных слов; характеризовать героев и оценивать их поступки; рассуждать об интересе к природе, наблюдательности.
Вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы по тексту; восстанавливать план рассказа; определять, какие чувства испытывал читатель при прочтении рассказа; размышлять о том, почему грач не стал бояться людей, у которых жил грач; разгадывать кроссворд.
34
Итоговое занятие
Вспоминать названия произведений, героев и их клички; выяснять, чему учат нас сказки и рассказы природоведческого характера; вспоминать содержание произведений и отвечать на вопросы текста; назвать произведения и выписывать название и фамилию автора на обложку; находить соответствия между писателями и их произведениями; разгадывать кроссворд и шифровку; размышлять о том, какими качествами должен обладать человек, любящий природу; заполнять лист самооценивания.
Отвечать на вопросы текста; вписывать названия и автора произведения й на обложку книг; находить соответствия между кличками животных – героев произведений и их рисунками; вспоминать и записывать названия произведений, где встречаются герои – заяц и еж; находить соответствия между писателями их произведениями; определять, чему учат читателей рассказы и сказки природоведческого характера; размышлять о том, какими качествами должен обладать человек, любящий природу; разгадывать кроссворд; разгадывать зашифрованное слово.
Календарно-
тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
Дата |
1 |
В.Бианки «Музыкант» |
1 |
|
2 |
В.Бианки «Лесной Колобок –Колючий бок» |
1 |
|
3 |
Н.Сладков «Непослушные малыши» |
1 |
|
4 |
Н.Сладков «Трясогузкины письма» |
1 |
|
5 |
Н.Сладков «Топик и Катя» |
1 |
|
6 |
В.Бианки «Подкидыш» |
1 |
|
7 |
Н.Сладков «Осень на пороге» |
1 |
|
8 |
В.Бианки «Теремок» |
1 |
|
9 |
Е.Чарушин «Друзья» |
1 |
|
10 |
М.Пришвин «Ёж» |
1 |
|
11 |
Е.Чарушин «Что за зверь?» |
1 |
|
12 |
М.Пришвин «Этажи леса» |
1 |
|
13 |
Е.Чарушин «Волчишко» |
1 |
|
14 |
М.Пришвин «Охота за бабочкой» |
1 |
|
15 |
Е.Чарушин «Кошка Маруська» |
1 |
|
16 |
М.Пришвин «Хромка» |
1 |
|
17 |
Э.Шим «Неслышные голоса» |
1 |
|
18 |
Э.Шим «Молчком-то лучше!» |
1 |
|
19 |
Н.Сладков «Кто в моём доме живет?» |
1 |
|
20 |
Г.Скребицкий «Белая шубка» |
1 |
|
21 |
Э.Шим «Медведь- рыболов» |
1 |
|
22 |
Г.Скребицкий «Длинноносые рыболовы» |
1 |
|
23 |
Э.Шим «Дятел, Синицы, Пищухи и поползень» |
1 |
|
24 |
Г.Скребицкий «Сказка о весне» |
1 |
|
25 |
Н.Сладков «Кто такой?» |
1 |
|
26 |
Г.Скребицкий «Длиннохвостые разбойники» |
1 |
|
27 |
В.Бианки «Заяц, косач, медведь и весна» |
1 |
|
28 |
Е.Чарушин «Болтливая сорока» |
1 |
|
29 |
Э.Шим «Заячье семейство» |
1 |
|
30 |
Н.Сладков «Лиса-плясунья» |
1 |
|
31 |
Г.Скребицкий «Пушок» |
1 |
|
32 |
В.Бианки «Плавунчик» |
1 |
|
33 |
Г.Скребицкий «Дружба» |
1 |
|
34 |
Итоговое занятие |
1 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.