Программа по внеурочной деятельности "Шахматы"
Оценка 4.7

Программа по внеурочной деятельности "Шахматы"

Оценка 4.7
docx
28.12.2020
Программа по внеурочной деятельности "Шахматы"
Программа шахматы 2 год обучения.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

№6

 ИМЕНИ СИРИНА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА»

 

 

«РАССМОТРЕНО»

на заседании  ШМО

МБОУ "СОШ №6 им. Сирина

Н.И."

Протокол № 1

от "29" августа 2020

 

 

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

заседания МС

Протокол №1от "30" августа 2020

г.

Председатель МС: Васильева

Л.И.

_________________________

 

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ "СОШ

№6

Им. Сирина Н.И."

_____________С.О.

Москвина

Приказ № 534-ОД

от  "31"августа 2020

 

 

 

 

ПРОГРАММА ПО ВННЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Шахматам

по

 

 

 

 

Учитель:  Жернова Елена Александровна, учитель физической культуры

 

 

Программа разработана на основе:

- Авторской программы: "Шахматы в школе". 1-4 год обучения. Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. - М.: Просвещение, 2017 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ханты-Мансийск, 2020 год


I.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ШАХМАТЫ»

·        Формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;

·        Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

·        Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

·        Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

·        Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

·        Развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

·        Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·        Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

·        Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

·        Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

·        Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

·        Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

·        Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

·        Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

·        Формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной  учебы и социализации;

·        Овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

·        Взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии  и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;

·        Выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;

·        Развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.

 

К концу учебного года дети должны знать:

-обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

-ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

-шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

-названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

-правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

-записывать шахматную партию;

-матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

-проводить элементарные комбинации.

-ориентироваться на шахматной доске;

-играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

-правильно помещать шахматную доску между партнерами;

-правильно расставлять фигуры перед игрой;

-различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

-рокировать;

-объявлять шах;

-ставить мат;

-решать элементарные задачи на мат в один ход

 

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ШАХМАТЫ»

1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами. 1

7. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Дидактические игры и задания

“Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: “Вертикаль “е”), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.

“Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: “Вторая горизонталь”).

“Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”).

“Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

“Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

“Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.

8. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Дидактические игры и задания

“Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”

“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

“Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

“Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

9. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Дидактические, игры и задания -

“Шах или мат”. Шах или мат черному королю?

“Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

“Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю.

“На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.

“В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.

“Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.

10. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Дидактические игры и задания

“Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

“Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.

11. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Дидактические игры и задания

“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.

“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

№6

 ИМЕНИ СИРИНА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА»

 

«РАССМОТРЕНО»

на заседании  ШМО

МБОУ "СОШ №6 им. Сирина

Н.И."

Протокол № 1

от "29" августа 2020

 

 

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

заседания МС

Протокол №1от "30" августа 2020

г.

Председатель МС: Васильева

Л.И.

_________________________

 

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ "СОШ

№6

Им. Сирина Н.И."

_____________С.О.

Москвина

Приказ № 534-ОД

от  "31"августа 2020

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

по внеурочной деятельности

"Шахматы"

для учащихся 3 "Б" класса

на 2020-2021 учебный год

(34 часа)

 

Учитель: Жернова Елена Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ханты-Мансийск, 2020

Тема урока

Количество часов

1

История шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира

1

 

2

Шахматная доска. Шахматные фигуры (повторение)

1

 

3

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка

1

 

4

Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю королем и ладьей

1

 

5

Защита в шахматной партии

1

 

6

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение

1

 

7

Игра "Поддавки"

1

 

8

Тактический прием "двойной удар"

1

 

9

Тактический прием "связка"

1

 

10

Шахматная партия

1

 

11

Тактический прием ловля фигуры

1

 

12

Тактический прием "сквозной удар"

1

 

13

Мат на последней горизонтали

1

 

14

Мат

1

 

15

Тактический прием "открытый шах"

1

 

16

Тактический прием "двойной шах"

1

 

17

Шахматный турнир. Ферзь. Король

1

 

18

Шахматный турнир. Слон. Ладья

1

 

19

Шахматный турнир. Конь. Пешка

1

 

20

Шахматный турнир

1

 

21

Основы игры в дебюте: атака на короля

1

 

22

Основы эндшпиля

1

 

23

Основы анализа шахматной партии

1

 

24

Шах и мат

1

 

25

Шахматный турнир

1

 

26

Развитие фигур

1

 

27

Взятие на проходе

1

 

28

Детский мат

1

 

29

Правило квадрата

1

 

30

Шахматный турнир

1

 

31

Атака на короля

1

 

32

Развитие фигур

1

 

33

Патовая позиция. Вечный шах

1

 

34

Шахматный турнир

1

 

Всего

34

 

 

 

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

I . ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

I . ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением

Развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением

Дидактические игры и задания "Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса

Дидактические игры и задания "Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса

Дидактические игры и задания "Шах или не шах"

Дидактические игры и задания "Шах или не шах"

Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его

Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его

ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации)

ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Тема урока Количество часов 1

Тема урока Количество часов 1
Скачать файл