ПРОГРАММА ПО ЗАНИМАТЕЛЬНЫМ ЧАСАМ «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 1 - 4 КЛАССА

  • doc
  • 29.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Занимательный час.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)

 "Общеобразовательная школа-интернат психолого – педагогической поддержки №27"

 

 

 

 

ПРОГРАММА

ПО ЗАНИМАТЕЛЬНЫМ ЧАСАМ

«ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

 1 - 4 КЛАССА

 

Составитель:

педагог первой

 квалификационной категории

Марченко О.А.

 

 

 

Рассмотрено

Педагогическим советом №__

от «__» ________ 20 __г.

Утверждено:

Приказом №____ от «___» ______ 20___г. Директор МБОУ «ОШИ №27»

______________ О.А. Гордеева

 

 

 

Кемерово 2017

Оглавление

1.      Пояснительная записка.

2.      Общая характеристика  программы.

3.      Описание места программы.

4.      Личностные результаты освоения программы.

5.      Содержание программы.

6.      Тематическое планирование.

7.      Система оценки достижения планируемых результатов.

8.      Материально-техническое обеспечение программы.

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современные подходы к образованию рассматривают личность как самобытность, индивидуальность, способную взаимодействовать и общаться с другими людьми. Соответственно активность личности рассматривается как специфичное, присущее каждому отдельному человеку свойство, и для ее развития необходимо искать и создавать условия с учетом внутренних резервных возможностей личности к саморазвитию. Поэтому цель данной деятельности - рассмотреть формирование проективной культуры младших школьников в познавательном творчестве.

Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы.  И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа по занимательным часам «Хочу все знать!».

Цель:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

ü  Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.

ü  Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

ü  Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.

ü  Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Принципы: 

- доступность, познавательность и наглядность

- учёт возрастных особенностей

- сочетание теоретических и практических форм деятельностью

- усиление прикладной направленности обучения

- психологическая комфортность

Формы реализации курса

·  Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).

·  Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу).

·  Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).

·  Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).

·  Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).

 

 

2.      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРОГРАММЫ.

Программа «Хочу все знать» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.  Программа «Хочу все знать!» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

 Отличительными особенностями программы «Хочу все знать!» являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2.В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями

5. При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

 Программа «Хочу все знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

 

 

 

 

 

 

 

3.    ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ.

Программа по занимательным часам «Хочу все знать!» рассчитана на 135  часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части.   Срок реализации 4 года :

1 класс – 33 часа

2 класс – 34 часа

3 класс – 34 часа

4        класс – 34 часа

 

4. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Личностными результатами освоения учащимися программы по занимательным часам «Хочу все знать» являются:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою- Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном- единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других- народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся- мире; 
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной- деятельности и формирование личностного смысла учения;  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в- информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;-
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,-
  • понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных- ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к- творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

·      внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к- образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

·      выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения.

 

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

Игры и игрушки .

Где появилась кукла? История происхождения игр и игрушек. Работа с бумагой (опыты и наблюдения, поделки, оригами). Русский сувенир. Беседа «Что такое сувенир», особенности русского сувенира. Глиняные игрушки, их история. Какой музыкальный инструмент был первым. Знакомство с шумовыми музыкальными инструментами. Кто первый запустил бумажного змея. История создания, конструктивные особенности бумажного змея. Кто придумал мяч? Игры с мячом. Настольные игры. Виды и правила настольных игр. Подвижные игры, виды и правила. Настольный театр. Актеры и зрители. Калейдоскоп. Что это такое? Что нам известно об игре шашки. Знакомство с правилами игры. Конкурс «Золотая шашка» (соревнования по шашкам).

Все для дома.

 «Зажгите, пожалуйста свечи» (подсвечник). Знакомство с технологией изготовления свечи. Как появился чайник? «Чайное утро» (презентация). Посередине гвоздик (ножницы). Роль ножниц как инструмента в жизни человека. «Свет мой зеркальце…» История создания зеркала. Виды зеркал. Изобретение расчески. Какие бывают виды расчесок. Правила личной гигиены. Королевская шкатулка. Ее назначение. Рисование узора на шкатулке. Не лает, не кусает (замок). Механизм и устройство замка, его функции. Клад римских воинов (гвозди) Откуда гвоздь пришел к нам в дом. Откуда пришла тарелка. История ее появления. Как баклуши били (ложки). Столовые приборы. Правила этикета. Преграждающая вход (дверь). Понятие о дизайне. Виды дверей. От бусинки до окна (стекло). Выдувание стекла и его предназначение. История возникновения мебели. Проектирование спальни (мебель из бумаги). Первое изготовление мыла. История его создания. Время не ждет! (часы). Устройство часов и их виды. Из чего построен дом? Глиняный кирпич. Строительные материалы. Процесс их изготовления. Скатерть самобранка. Понятие о столовых принадлежностях. Висячие сады (комнатные растения). Роль их в жизни человека.

2 год обучения

 Школа.

Первые рисунки. Знакомство с наскальными рисунками. Кто изобрел перо. Карандаш (виртуальное путешествие на карандашную фабрику). История шариковой ручки. Изобретение нот. Изобретение бумаги. Появление первых книг. Кто написал первую энциклопедию. Как возникли библиотеки (виртуальные экскурсии по известным библиотекам страны). Откуда пошли названия дней недели. Как возникли единицы измерения. Как люди начали добывать полезные ископаемые. У какой страны впервые появился флаг. Какие бывают ребусы. Первая марка. Ее назначение и особенности. Кто изобрел кроссворд. Кто придумал первую карту. Кто создатель микроскопа. Скотч – шотландская лента. Заключительное занятие по разделу. Выставка работ.

 Еда.

 Хлеб из орехов. Как картофель попал в Россию. Кое-что из истории конфет. Откуда фрукты и овощи получили свое название. Каменный мед (сахар). Секретное мороженое. Где прячутся витамины. Секрет каши. Первая кулинарная книга. Такая разная капуста. Где появились арбузы. Из чего делают пряники. Шоколад. Итоговое занятие по разделу «Еда» (презентации я «Правильное питание»).

3 год обучения

 Одежда. Одежда наших предков. Откуда взялся фартук. Зачем нужны пуговицы. История появления шапки. Кто придумал обувь. Секреты башмаков. История русского сарафана. Чем украшают одежду. С каких пор применяют носовые платки. Юбки и брюки. История их появления. Что такое тутовый шелкопряд и для чего его используют. Домик для пальчиков (варежки). Что такое «мода». Итоговое занятие по разделу «Одежда».

Праздник.

Первые украшения как деталь костюма. Новогодние игрушки. Почему на Пасху красят яйца. История воздушных шариков. История фейерверка. Широкая Масленица. Приглашаем к столу. А раньше было так… Бал-маскарад. Ярмарка. «Не красна изба углами, а красна пирогами». Вкусные украшения. Мишура Толковый словарь Маркиза Этикета. Приглашение гостей. Семейные праздники. Вечеринка. Конкурс Золушек и Рыцарей

4 год обучения

Предприятия и сооружения.

Кто совал первый зоопарк. Как идет почта. Когда возникли музеи. Как появился фонтан. А зачем нам лестница? Почтовая служба. Как возникли города. Когда люди начали строить дома. Все на каток! Гидроэлектростанция. Первый магазин – каким он был. Стадион. Архитектурные особенности. Цирк! Цирк! Цирк! На подмостках театра. Чудеса света.

Транспорт.

Общественный транспорт. Кто придумал велосипед. Создатель автомобиля. Изобретатель самолета. Луноход. Лайнер. Пароход. Железнодорожный транспорт. Уборочные машины. Специальные машины.

Полезные изобретения.

Флюгер. История спичек. Изобретение зонтика. История происхождения денег. Изобретение телефона. Светофор. Дорожные знаки. Окно в подводный мир (аквариум). Упаковочные материалы. Компьютер и Интернет. Итоговый проект.

 

 

6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

1год обучения                                

33 час (1 час в неделю)

№ п\п

Раздел/Тема

Кол-во времени

Дата занятия

теория

практика

l.

Игры и игрушки (12)

5

7

 

1

Где появились куклы

 

1

5.09

2

Русский сувенир

1

 

12.09

3

История глиняной игрушки

1

 

19.09

4

Какой музыкальный инструмент был первым

 

1

26.09

5

Кто первым запустил бумажного змея

1

 

4.10

6

Кто придумал мяч

 

1

11.10

7

Настольные игры

 

1

18.10

8

Подвижные игры

 

1

25.10

9

Настольный театр

 

1

7.11

10

Калейдоскоп

1

 

14.11

11

Что нам известно об игре в шашки

1

 

21.11

12

Конкурс «Золотая Шашечка»

 

1

28.11

ll.

Все для дома (21)

7

14

 

1

«Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник)

1

 

5.12

2

Как появился чайник

 

1

12.12

3

Посередине гвоздик (ножницы)

 

1

19.12

4

«Свет мой зеркальце…»

 

1

26.12

5

Кто изобрел расческу для волос

1

 

16.01

6

Королевская шкатулка

 

1

23.01

7

Не лает, не кусает (замок)

1

 

30.01

8

Клад римских воинов (гвозди)

 

1

6.02

9

Откуда пришла тарелка

 

1

13.02

10

Как баклуши били (ложки)

1

 

27.02

11

Столовые приборы

 

1

5.03

12

Преграждающая вход. Дверь

1

 

12.03

13

От бусинки до окна (стекло)

 

1

19.03

14

История возникновения мебели

1

 

2.04

15

Проектирование спальни

 

1

9.04

16

Когда было впервые изготовлено мыло

 

1

16.04

17

Время не ждет! (часы)

 

1

23.04

18

Из чего построен дом? Глиняный кирпич

 

1

30.04

19

Скатерть-самобранка

 

1

7.05

2021

Висячие сады (комнатные растения)

1

1

14.05

21.05

 

Итого 33

12

21

 

 

2  год обучения                           

  34 часа (1 час в неделю)

№ п\п

Раздел/Тема

Кол-во времени

Дата занятия

теория

практика

l.

Школа (20)

6

14

 

1

Первые рисунки

 

1

 

2

Кто изобрел перо

 

1

 

3

Карандаш

1

 

 

4

История шариковой ручки

 

1

 

5

Кто изобрел ноты

1

 

 

6

Кто изобрел бумагу

 

1

 

7

Когда появились первые книги

 

1

 

8

Кто написал первую энциклопедию

1

 

 

9

Как возникли библиотеки

1

 

 

10

Откуда пошли названия дней недели

 

1

 

11

Как возникли единицы измерения

 

1

 

12

Как люди начали добывать полезные ископаемые

1

 

 

13

У какой страны впервые появился флаг

 

1

 

14

Какие бывают ребусы

 

1

 

15

Первая марка

 

1

 

16

Кто изобрел кроссворд

 

1

 

17

Кто придумал первую карту

 

1

 

18

Кто автор микроскопа

1

 

 

19

Скотч. Шотландская лента

 

1

 

20

Заключительное занятие по теме «Школа»

 

1

 

ll.

Еда (14)

4

10

 

1

Хлеб из орехов

1

 

 

2

Как картофель попал в Россию

1

 

 

3

Кое-что из истории конфет

 

1

 

4

Откуда фрукты и овощи получили свое название

1

 

 

5

Каменный мед (сахар)

 

1

 

6

Секретное мороженое

 

1

 

7

Где прячутся витамины

 

1

 

8

Секрет каши

 

1

 

9

Первая кулинарная книга

 

1

 

10

Такая разная капуста

 

1

 

11

Где появились арбузы

1

 

 

12

Из чего делают пряники

 

1

 

13

Шоколад

 

1

 

14

Итоговое занят.  по теме«Еда»

 

1

 

 

Итого 34

10

24

 

 

 

3 год обучения                             

  34 часа (1 час в неделю)

№ п\п

Тема

Кол-во времени

Дата занятия

теория

практика

l.

Одежда ( 13)

4

9

 

1

Одежда наших предков

1

 

 

2

Откуда взялся фартук

 

1

 

3

Зачем нужны пуговицы

 

1

 

4

Откуда взялись шапки

 

1

 

5

Кто придумал обувь? Секреты башмаков

1

 

 

6

История русского сарафана

 

1

 

7

Чем украшают одежду

 

1

 

8

С каких пор применяют носовые платки

 

1

 

9

Юбки и брюки

 

1

 

10

Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда

1

 

 

11

Домик для пальчиков. Варежки

 

1

 

12

Что такое «мода»

1

 

 

13

Итоговое занятие по теме «Одежда»

 

1

 

ll.

Праздник (21)

5

16

 

1

Первые украшения

 

1

 

2

Новогодние игрушки

 

1

 

3

Почему на Пасху красят яйца

 

1

 

4

История воздушных шариков

 

1

 

5

История фейерверков

1

 

 

6

 

Широкая масленица

1

 

 

7

 

1

 

8

Приглашаем к столу

 

1

 

9

А раньше было так…

1

 

 

10

Бал-маскарад

 

1

 

11

Рождественские частушки

 

1

 

12

Ярмарка

 

1

 

13

«Не красна изба углами»

1

 

 

14

Вкусные украшения

 

1

 

15

Мишура

 

1

 

16

Толковый словарь маркиза Этикета

1

 

 

17

Приглашение гостей

 

1

 

18

Семейные праздники

 

1

 

19

Вечеринка

 

1

 

20

Конкурс Золушек и Рыцарей

 

1

1

 

21

 

Итого 34

9

25

 

 

 

4 год обучения               

34 часа ( 1 час в неделю)

№ п\п

Раздел/Тема

Кол-во времени

Дата занятия

теория

практика

l.

Предприятия, сооружения, здания (16)

6

10

 

1

Кто основал первый зоопарк

1

 

 

2

Как идет почта

 

1

 

3

Когда возникли музеи

 

1

 

4

Как появился фонтан

 

1

 

5

А зачем нам лестницы? (метро)

 

1

 

6

Как возникла почтовая служба?

1

 

 

7

Как возникли города

1

 

 

8

Когда люди начали строить дома

 

1

 

9

Все на каток!

 

1

 

10

Гидроэлектростанция

1

 

 

11

Каким был первый магазин

 

1

 

12

Стадион. Кто вперед?

 

1

 

13

Цирк! Цирк! Цирк!

1

 

 

14

На подмостках театра

 

1

 

15-16

Чудеса света

Итоговое занятие по теме

1

 

1

 

ll.

Транспорт 9ч

3

6

 

1

Общественный транспорт

1

 

 

2

Кто придумал велосипед

 

1

 

3

Кто создал автомобиль

 

1

 

4

Кто изобрел самолет

1

 

 

5

Луноход

1

 

 

6

Лайнер. Пароход

 

1

 

7

Железнодорожный транспорт

 

1

 

8

Уборочные машины

 

1

 

9

Специальные машины. Машина «Скорой помощи»

 

1

 

lll.

Полезные изобретения 9ч

2

7

9

1

Флюгер

 

1

 

2

История спичек

1

 

 

3

Когда был изобретен зонтик

 

1

 

4

История происхождения денег

 

1

 

5

Как был изобретен телефон

1

 

 

6

Светофор. Дорожные знаки

 

1

 

7

Окно в подводный мир (аквариум)

 

1

 

8

Упаковочные материалы

 

1

 

9

Компьютер и Интернет

 

1

 

 

Итого  (34)

        11

23

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7        СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

На занимательных  часах текущие оценки осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, «волшебных линеечек», «лесенок успеха», «значков «+», «-», «?», "смайликов". Использование данных форм оценивания осуществляется в  соответствии с методическим письмом Министерства образования от 03.06.2003 № 13-51- 120/13 «О системе оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях»

 

8       МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Основная литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] /  И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.

Дополнительная литература

1.      Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.

2.      История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:   http://planetashkol.ru/

3.      История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.konodyuk.com/  

4.      История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.kostyor.ru/history.html 

5.      Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.

6.      Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.

7.      Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14,  1997.

8.       Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.

Литература для обучающихся

1.      Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.

2.      Владимиров А.В. Что на чем держится. – М.: Детская литература, 1967.- 112 с.

3.      Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.

4.      Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.

5.      Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.

6.      Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988. – 384 с.

7.      Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.- (Детская энциклопедия техники).

8.      Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.

9.      Крутогоров Ю.А. Сто профессий автомата: Научно-художественная литература.- М.: Дет. лит., 1989. – 87 с.

10.  Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. – М.: Малыш, 1991.- 80 с.

11.  Лев Ф.Г. Из чего все: Научно-художественная литература. – Переизд. М.: Дет.лит., 1983.- 192 с.

12.  Техника вокруг нас: Научно-художественная литература. – М.: Дет. лит., 1982. – 333 с.

13.  Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 1. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990. – 384 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru