ПРОГРАММА
ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
«Здоровое поколение»
на 2017-2020 годы
Авторы - составители: зам. директора по ВР Г.А. Афремова,
воспитатель О.Ю. Казина.
Пояснительная записка
В ситуации стремительных и непредсказуемых новаций, которые сегодня происходят во всех сферах жизни, несовершенство системы обучения неблагоприятно отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Мы стоим перед фактом не только физического, но и психологического ухудшения здоровья детей. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучающихся, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае всё сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул.
Резерв сохранения здоровья человека заложен в организации образа его жизни, который во многом зависит от культуры здоровья индивидуума. Последнее включает в себя знание психологических возможностей своего организма; знание способов укрепления здоровья; умение распространять знания о здоровье на свое окружение и в целом на окружающую среду. Здоровье зависит от жизненных позиций и усилий человека, его способности активно регулировать собственное состояние с учетом индивидуальных особенностей своего организма, реализовать программы самосохранения, самоорганизации и саморазвития.
В настоящее время существуют различные проекты профилактической работы среди подростков по предупреждения и снижению уровня наркомании, алкоголизма, асоциального и других форм отклоняющегося поведения. Однако вопросам обучения здоровьесберегающему поведению уделяется недостаточно внимания.
Особенностями данной программы являются доступность получения практических знаний в области сохранения и преумножения здоровья, формирование мотивации здорового образа жизни у детей и подростков.
Актуальность программы.
Актуальность программы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Известно, что школьное образование является основой любой целостной образовательной системы. Именно на этом уровне закладываются основы интеллектуального, физического и духовно - нравственного становления личности. Все это обусловливает тенденцию социального развития общества, содержательного и технологического обновления, достижения нового качества общего образования.
Результаты Всероссийской диспансеризации детского населения Российской Федерации свидетельствуют о существующих в настоящее время негативных результатах в состоянии здоровья школьников. При этом максимальный рост заболеваемости отмечается в возрасте от 7 до 17 лет, что соответствует периоду школьного обучения. По данным многочисленных исследований, лишь 10 %
современных школьников могут считаться практически здоровыми, тогда как половина их них имеют морфофункциональные отклонения, а 40 % страдают
разнообразной хронической патологией.
Спектр факторов, оказывающих отрицательное воздействие на организм ребенка разнообразен. Существенную роль наряду с медико-биологическими, социальными, экономическими, экологическими и другими факторами в этом возрасте, играют условия школьной среды.
В концепции модернизации российского образования говорится: «Необходимо провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счёт использования эффективных методов обучения».
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. В настоящее время здоровье ребенка рассматривается не только как цель, содержание и результат образовательного процесса, но и как критерий оценки качества и эффективности педагогической деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего
образования ориентирован на выпускника, выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Медицинские нововведения не смогут обеспечить существенного улучшения здоровья школьников, если не произойдут определённые изменения на уровне образовательных учреждений, задачами которых должны быть:
> использование здоровьесберегающих технологий и формирование правильной системы ценностей, мотивов и установок, ориентация обучающихся на здоровый образ жизни;
> организация медико-биологического, психологического и социальнопедагогического знания, ориентированного на духовно-нравственное становление личности ребенка.
Концептуальный проблемный анализ ситуации
Анализ внешней среды школы-интерната
1. Малый приток в образовательную организацию молодых кадров.
2. Неоднородный социальный состав обучающихся (благополучные и неблагополучные семьи).
3. Изначально низкий уровень здоровья обучающихся.
4. Неоднороден запрос на образование.
Анализ внутренней среды школы-интерната
Обучающиеся
1. Наличие детей с ОВЗ.
2. Наличие детей с низким уровнем мотивации, её снижение по ступеням обучения.
3. Плохо сформирована потребность в своем дальнейшем саморазвитии и самоопределении.
4. Низкая коммуникативная активность обучающихся.
5. Неумение организовать свое время.
6. Неумелое обращение со средствами современных информационных технологий (засиживание у телевизора, «засасывание» в виртуальный мир).
7. Низкие ценностные установки.
Педагогический коллектив
1. Невысокий процент использования инновационных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательной деятельности, позволяющих создать активную воспитательную среду.
2. Недостаточное умение воспитателя прогнозировать развитие ребенка в зоне ближайшего роста, на основе этого индивидуализировать процесс воспитания.
3. Слабое использование в профессиональной работе системно-деятельностного подхода.
Родители
1. Родители настороженно относятся к инновационным шагам школы-интерната.
2. Низкая активность родительской общественности в воспитательном процессе.
3. Большой разброс требований к сформированности поведенческой модели ребенка.
Организация образовательной среды
1. Неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения социально - экономической и экологической обстановки.
2. Совместное обучение детей разного возраста, с разным уровнем подготовки и разными психофизическими качествами.
3. Нет возможности создания индивидуального образовательного маршрута.
Управление школой
1. Ограниченное количество партнеров.
2. Отсутствие дополнительных средств финансирования.
3. Отсутствие рекламной составляющей в школе-интернате.
Цель программы.
Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся школы-интерната, создание наиболее благоприятных условий для формирования у обучающихся отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи программы.
1. Совершенствовать основы здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе-интернате.
2. Обеспечить совместную деятельность педагогов, медработников и родителей по профилактике заболеваний и организации оздоровления детей.
3. Мотивировать детский и взрослый коллектив школы-интерната на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей;
4. Реализовать методические рекомендации по сохранению, укреплению, формированию здоровья и здорового образа жизни обучающихся через использование в практике воспитательной работы элементов тьюторского сопровождения на основе системно-деятельностного подхода.
5. Формировать у обучающихся, через цикл внеурочных форм деятельности, систему знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивацию на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
6. Совершенствовать физкультурно-оздоровительную работу, туризм, летний отдых детей.
7. Совершенствовать службу медико-психолого-педагогической коррекции.
8. Ориентировать инновационную деятельность ОУ на важнейший критерий эффективности учебно-воспитательного процесса - улучшение физического и психического здоровья детей.
Порядок управления реализацией программы
1. Директор координирует и направляет работу школьного коллектива, несет ответственность за ее состояние и результаты.
2. Заместители директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе - исполнители управленческих решений директора,координируют деятельность воспитателей и специалистов, осуществляют контроль над претворением программы в жизнедеятельность школы-интерната, организуют проведение и анализ мониторингов, отслеживают результативность учебно-воспитательного процесса.
3. Воспитатели выявляют личностные особенности, интересы, способности и намерения каждого обучающегося, формируют и развивают психические, психологические и моральные качества, убеждения и мировоззрение обучающихся, применяют во внеурочной деятельности здоровьесберегающие технологии, проводят мероприятия в рамках реализации программы, несут ответственность за жизнь и здоровье детей.
4. Педагоги дополнительного образования, инструктора по физической культуре проводят работу с детьми по формированию здорового образа жизни во время работы кружков творческой направленности и спортивных секций.
5. Медицинский персонал школы-интерната отслеживает динамику физических показателей здоровья обучающихся, организует контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и обеспечением детей рациональным сбалансированным питанием.
6. Специалисты психолого-педагогической и социальной служб проводят работу, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности обучающихся, обеспечивают сопровождение учебно-воспитательного процесса, создают условия для благоприятного психологического микроклимата в учреждении для всех участников образовательного процесса.
7. Обучающийся - субъект образовательно-воспитательного процесса, активный деятель органов самоуправления.
Принципы программы.
Для обеспечения успешной работы программы «Здоровое поколение» педагогический коллектив придерживается следующих основных принципов:
1. педагогический профессионализм;
2. уважение к личности ребенка;
3. сотрудничество, сотворчество, содружество (педагог - педагог, педагог - ребенок, педагог - родитель, родитель - ребенок);
4. поддержка детских инициатив, творчества;
5. сочетание общечеловеческих и российских национальных культурных ценностей в организации жизнедеятельности детей;
6. индивидуальный подход и коллективное творчество;
7. позитивное разрешение конфликтных ситуаций;
8. педагогическая целесообразность (планирование, анализ, диагностика,
мониторинг, рефлексия).
Сетевое взаимодействие с другими образовательными
учреждениями.
В ходе реализации программы предполагается сетевое взаимодействие в области профилактической работы со специалистами коллективов МБОУ СОШ № 1, 2,3, «Гимназия», детских поликлиник г. Моршанска и г.Тамбова, МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа»; физкультурно-оздоровительным
комплексом «Дельфин», центром профилактики социального сиротства и другими заинтересованными объектами социализации.
Формы взаимодействия:
- ежегодные профилактические медицинские обследования обучающихся; -«круглые столы», диспуты, беседы с привлечением заинтересованных лиц;
- консультации со специалистами;
- тренинги ученического, родительского и педагогического коллективов;
- проведение совместных мероприятий, направленных на формирование у обучающихся потребностей в ведении здорового образа жизни;
- информационно-методическое обеспечение.
Этапы реализации программы.
I этап: проектный - сентябрь 2017 -2018 учебного года.
Цель: подготовка условий для успешного внедрения программы в работу
педагогического коллектива.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по здоровьесбережению
обучающихся «Здоровое поколение».
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям Программы.
II этап: практический - 2017-2020 учебные годы.
Цель: реализация программы по здоровьесбережению обучающихся «Здоровое поколение».
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание физкультурно-массовой, спортивно-оздоровительной, санитарно-просветительной работы с обучающимися, родителями, педагогами.
3. Расширять и укреплять связи и отношения школы-интерната с учреждениями города.
4. Вовлекать в систему здоровьесбережения представителей всех субъектов образовательной деятельности.
5. Проводить мониторинг реализации программы.
III этап: аналитический - апрель-май 2020 г.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы школы-интерната по программе.
2. Разработать методические рекомендации по итогам реализации программы.
3. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
4. Спланировать работу на следующий период.
Предполагаемые результаты реализации программы
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- повысить мотивацию обучающихся к ведению здорового образа жизни;
- совершенствовать обучающимся свои двигательные навыки;
- оказать адресную психолого-педагогическую помощь обучающимся;
- добиться стабилизации показателей здоровья обучающихся;
- выработать способностьу обучающихся противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды;
- повысить уровень социально-психологической комфортности в детском и педагогическом коллективе;
-повысить информированностьобучающихся по вопросам здоровьесбережения;
- сориентировать обучающихся на успешную социализацию в обществе.
Критерии оценки эффективности программы
1. Наличие в методической копилке педагогов школы-интерната курсов, направленных на повышение уровня знаний по здоровьесбережению.
2. Увеличение числа обучающихся, занимающихся в спортивных кружках и секциях.
3. Количественный и качественный рост показателей участия обучающихся в спортивных соревнованиях разных уровней.
4. Стабилизация показателей здоровья обучающихся;
5. Снижение уровня заболеваемости у детей и педагогов.
6. Динамика изменений в состоянии психофизического и нравственного здоровья обучающихся.
7. Динамика изменений в состоянии психофизического и нравственного здоровья педагогов.
8. Уровень социальной и психологической адаптации обучающихся.
9.
Наличие налаженного взаимодействия с родителями обучающихся по
вопросам охраны здоровья детей.
Блоки реализации программы «Здоровое поколение»
1 блок: «Комфортность внутрипространственной среды».
№ |
Направления деятельности |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Подготовка школы-интерната к новому учебному году: - провести ремонт здания, закупку оборудования, закупку инвентаря - обеспечить теплоснабжение, работу канализации, электроснабжения, пожарную безопасность |
ежегодно |
Администрация ОУ |
2 |
Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся и педагогов |
ежегодно |
Администрация ОУ |
3 |
Обеспечение медицинского кабинета ОУ необходимыми лекарственными средствами и оборудованием |
ежегодно |
Администрация ОУ, врач |
4 |
Контроль за санитарно-гигиеническими условиями ОУ: -воздушно-тепловой режим -освещенность комнат - соблюдение технической безопасности -соблюдение санитарно-гигиенического режима внутри школы-интерната и на ее территории в соответствия с требованиями ТБ - соответствие школьной мебели ростовым параметрам |
ежегодно |
Администрация ОУ |
5 |
Обеспечение обучающихся возможностью санаторного лечения |
ежегодно |
Администрация ОУ, врач |
6 |
Обеспечение оздоровления обучающихся в каникулярный период. |
ежегодно |
Администрация ОУ, пед. коллектив |
2 блок: «Медицинское обслуживание»
№ |
Направления деятельности |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Организация ежегодного медосмотра сотрудников |
ежегодно |
Администрация ОУ |
2 |
Проведение диспансеризации обучающихся |
ежегодно |
мед. работники |
3 |
Мониторинг состояния здоровья обучающихся |
ежегодно |
мед. работники |
4 |
Распределение обучающихся по группам здоровья |
ежегодно |
мед. работники |
5 |
Организация контроля за родителями по соблюдению рекомендаций врача |
ежегодно |
мед. работники, пед. коллектив |
6 |
Проведение плановой профилактики заболеваний |
ежегодно |
мед. работники |
3 блок: «Правильное питание»
№ |
Направления деятельности |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Подготовка пищеблока к началу учебного года |
ежегодно |
Администрация ОУ |
2 |
Организация горячего питания |
ежегодно |
Администрация ОУ |
3 |
Контроль за качеством и ассортиментом блюд в столовой школы-интерната |
ежегодно |
Администрация ОУ |
4 |
Контроль за организацией бесплатного питания обучающихся в школах города |
ежегодно |
Администрация ОУ |
4 блок: «Воспитательно-просветительская работа»
№ |
Направления деятельности |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Создание условий для самоутверждения каждого обучающегося |
ежегодно |
Пед. коллектив |
2 |
Организация гигиенического, санитарно - просветительного воспитания обучающихся |
ежегодно |
Пед. коллектив |
3 |
Предупреждение бытового травматизма и травматизма при спортивных формах деятельности |
ежегодно |
|
4 |
Организация различных форм коллективной и индивидуальной работы с обучающимися: - игровые, дискуссионные, состязательные, - художественное творчество, - психологические тренинги, позволяющие ребенку адекватно воспринимать, осознавать действительность и самого себя; - решение проблемных ситуаций, - самоуправленческая деятельность обучающихся. |
ежегодно |
Пед. коллектив |
5 |
Проведение мероприятий по охране здоровья обучающихся: - профилактика простудных заболеваний - профилактика заболеваний органов зрения - профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта - профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата |
ежегодно |
Мед. работники, пед. коллектив |
6 |
Увеличение двигательной активности обучающихся во внеурочное время |
ежегодно |
Пед. коллектив |
5 блок: «Физкультурно-оздоровительная работа»
|
Направления деятельности |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Оценка физического развития обучающихся |
ежегодно |
Мед. работники, Инстр. по физ. к-ре |
2 |
Организация в школе-интернате работы кружков и секций спортивно-оздоровительного профиля |
ежегодно |
Администрация ОУ, инстр. по физ. к-ре |
3 |
Разработка и апробация программ дифференцированного физического воспитания, отнесенных по состоянию здоровья к ЛФК. |
|
Инструктор по физ. к-ре |
4 |
Проведение комплекса ГТО |
ежегодно |
Инстр. по физ.к-ре |
5 |
Внеклассная работа с обучающимися: спортивные соревнования; спартакиады; встречи; Дни здоровья; Зарницы |
ежегодно |
Воспитатели, инструктор по физ. к-ре |
6 блок: Работа специалистов
№ |
Направления деятельности |
Сроки |
Ответственные |
1 |
-консультации психолога -консультации социального педагога -консультации логопеда |
ежегодно |
Психолог Соц. педагог Учитель-логопед |
2 |
Оценка психического развития и индивидуальных особенностей обучающихся |
ежегодно |
Психолог, учитель-логопед |
3 |
Проведение анкетирования среди обучающихся по вопросу предпочтения видов кружков и секций в школе |
ежегодно |
Психолог, воспитатели |
4 |
Отслеживание работоспособности (утомляемости), тревожности и других психических показателей обучающихся |
ежегодно |
Психолог |
5 |
Организация индивидуальных консультаций для детей и родителей, нуждающихся в психологической помощи |
ежегодно |
Психолог |
6 |
Тренинговые занятия по программе развития личности |
ежегодно |
Психолог |
7 |
Обеспечение социальной защиты детей из малообеспеченных, многодетных семей |
ежегодно |
Соц. педагог |
8 |
Мониторинг опыта работы с детьми, имеющими особенности развития |
ежегодно |
Психолог Учитель-логопед |
7 блок: «Методическая работа».
№ |
Название мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Внедрение школьной программы «Здоровое поколение» |
ежегодно |
Пед. коллектив |
2 |
Работа методической лаборатории педагогов «Школа Здоровья» |
ежегодно |
Председатель МЛ |
3 |
Разработка методических рекомендаций в помощь воспитателям |
ежегодно |
Пед. коллектив |
4 |
Активизация деятельности педагогов по изучению и использованию современных методик, пропагандирующих ЗОЖ |
ежегодно |
Администрация ОУ |
5 |
Внедрение здоровьесберегающих технологий в ОУ |
ежегодно |
Пед. коллектив |
6 |
Разработка и внедрение комплекса мероприятий по коррекции психологического и физического здоровья обучающихся |
ежегодно |
Пед. коллектив |
7 |
Динамика личностного и профессионального роста педагогов |
ежегодно |
Администрация ОУ |
8 |
Подготовка и издание буклетов, брошюр для родителей |
ежегодно |
Пед. коллектив |
8 блок: Организация работы с родителями
№ |
Название мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Вовлечение родителей в работу школы по сохранению и укреплению здоровья детей |
ежегодно |
Пед. коллектив |
2 |
Составление плана родительских собраний и заседаний родительского клуба |
ежегодно |
|
3 |
Организация и проведение родительского всеобуча по популяризации здорового образа жизни |
ежегодно |
Пед. коллектив |
Литература:
1. Амосов М.В. Смирнов Н.К. « Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы» - М.:АРКТИ, 2003.
2. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с.
3. Гигиенические проблемы охраны здоровья населения. //Материалы научно-практической конференции. - Самара,2000.
4. Гузиев В.В. Лекции по педтехнологии. - М., 2000.
5. Зайцев В. « Диагностико-технологическое управление процессом обучения» // Народное образование// Журнал.2000.№7
6. Калинова Г.С., Мягкова А.Н, Учебная нагрузка и здоровье школьников// Человек. Культура. Здоровье. - М.:Генезис,2007.
7. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2015. - № 11. С. 75.
8. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методы анализа, опыт применения./ Под редакцией М.М. Безруких, В.Д.Сонькина. - М.,2002.
9. Педагогика и психология здоровья. / Под редакцией Смирнова Н.К. - М.: АПКиПРО,2003.
10. Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье»//Валеология.-2004.-№4.-С.6-10.
11. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя// Естествознание в школе.-
2005. -№5.-С.50-55.
12. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.
13. Науменко Ю.В. Здоровьеформирующая деятельность детского дома и школы- интерната//Методист. -2005. -№2. -С.45-49.
14. Опыт реализации комплексной стратегии образования, формирующего здоровье школьников: сб. статей и научно-методических разработок/ Под ред. Ю.В. Науменко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО,2005.-236с.- (Приложение к журналу «Учебный год», №8. Серия «Здоровьесбережение». Вып.2).
15. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.- С.19-22.
16. Поляков С. Не ходите, дети, в школу...: Портит ли система образования здоровье учащихся и если да, то как этого избежать?// Школьное обозрение. -2004.-№1.-С.2-7.
17. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.
18. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с.
19. Степанова М. Инновации в образовании: размышления гигиениста//Народное образование.-
2006. -№1.-С.29-33.
Электронные ресурсы
1. Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения: [Электронный ресурс] Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.- //й11р://йеа11й.Ье81-йо81.ги.-Саратов,2013
2. Здоровье и образование www.va1eo.edu.ru
5. Каталог образовательных интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования: http://www.orto.ru/ru/education.shtml
6. Кафедра охраны здоровья детей и подростков ПОИПКРО: http://edu.perm.ru/poipkro/val/n- issldey.htm
7. Применение здоровьесберегающих технологий в школе №1317
г.Москвы: http://www.specialschool.ru/health/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.