Программа проектной деятельности «Формирование навыка смыслового чтения и работы с информацией»
Оценка 4.7

Программа проектной деятельности «Формирование навыка смыслового чтения и работы с информацией»

Оценка 4.7
docx
02.11.2021
Программа проектной деятельности «Формирование  навыка смыслового чтения и работы с информацией»
Смысловое чтение 2021.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа проектной деятельности

«Формирование  навыка смыслового чтения и работы с информацией»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор :Боброва Галина Станиславовна,                                                                                                          учитель географии и биологии

 

 

 

 

 

2021-2022 учебный год

 

I. Паспортная информация

 

Юридическое наименование организации
(полное)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа№12»

Юридический адрес/фактический адрес
(если отличается)

Поселок Дубовая Роща Александровского района Ставропольского края

ФИО руководителя

Белоконь И.А.

 

II. Блок целеполагания

 

 

 

Задачи проекта

 

1.Определить оптимальные
организационные и педагогические
условия, способствующие созданию
развивающей среды для формирования
навыков смыслового чтения, выявив
эффективные формы и способы
деятельности.
2. Выделить эффективные методы и
приёмы, специальные упражнения,
используемые в педагогике, технологии
по формированию навыков смыслового
чтения.

3.Организовать работу по самообразованию педагогов школы.
4. Повысить уровень профессиональной
компетентности педагогов по проблеме
через курсы повышения квалификации;
участие в работе проблемных групп,
организацию семинаров; работу по
самообразованию и т.д.
5. Обеспечивать общее развитие
школьника, глубокое
понимание научных и художественных
текстов различного уровня
сложности, осмысление текстовой
информации, учить приобретать и
систематизировать научные знания.

Цель (основная идея) проекта

 

Создание условий для получения опыта
деятельности обучающихся с системой
практико – ориентированных заданий
направленных на развитие
функциональной грамотности чтения
художественных и информационных
текстов, целенаправленное формирование
коммуникативно – речевых умений,
навыка чтения как общеучебного умения.

 

Название проекта: «Формирование  навыка смыслового чтения и работы с информацией».

Заинтересованные стороны, благополучатели:
· учащиеся школы: актуализация ресурсных возможностей личности, формирование
и развитие культуры продуктивного чтения, обеспечивающей актуализацию,
индивидуализацию, интеграцию обучающегося в социокультурном пространстве;
· педагоги школы:повышение педагогического мастерства в процессе реализации
проекта, ознакомление с новыми подходами к работе с учащимися, моделями их
сопровождения, технологиями образования, системами поддержки, критериями
оценивания. Удовлетворенность результатами созидательной деятельности,
становление индивидуального стиля творческой педагогической деятельности,
приобретение опыта формирования продуктивного чтения учащимися,
профилактика эмоционального выгорания;
· родители обучающихся: повышение уровня удовлетворённости результатами
обучения школьников, подготовка к дальнейшему получению образования детей
вне стен школы;
· общественность: воспитание творческой личности с высоким уровнем
читательской грамотности, социальной зрелости, психологической культуры.


Краткое обоснование новизны проекта.
Практическая значимость изучаемой темы заключается в том, что чтение – это всё-таки не только предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Не научившись читать, ребёнок не сможет учиться дальше.  Чтение – это универсальный способ  развития познавательных и  речевых способностей ребёнка, его творческих сил. Это мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Таким образом, обучая ребёнка чтению, мы всесторонне развиваем его как личность.


Отсюда возникает проблема: формированию осознанных и действенных знаний,
повышению уровня познавательной активности и учебной мотивации обучающихся
препятствует низкий уровень качества чтения.
В современном обществе наблюдается спад интереса к чтению, появилось множество
других источников информации помимо чтения. Однако главной причиной такого
явления – несовершенство обучения чтению. Для решения проблемы предполагается
апробацию инновационного проекта «
Формирование  навыка смыслового чтения и работы с информацией». Читательская деятельность рассматривает чтение как «коммуникативную
речевую познавательную деятельность, направленную на восприятие, осмысление,
воссоздание и воспроизведение читаемого.
Научная новизна проекта заключаетсявобеспечении целостного образовательного
пространства, направленного на создание условий для формирования читательской
деятельности на всех уроках и во внеурочной деятельности, а также разработке и
внедрении системы средств и методов мотивационного обеспечения читательских
потребностей школьников.
Читательская компетентность должна формироваться целенаправленно на всех ступенях
образования. Организатором этого процесса должны стать педагоги, преподающие разные
учебные дисциплины, посредством включения в образовательный процесс различных
приёмов формирования осмысленного чтения. В этот процесс должны активно
включаться родители, которые являются главными трансляторами ценностей для своих
детей.
Программа «
Формирование  навыка смыслового чтения и работы с информацией» нацелена на внедрение и развитие вариативных форм работы с детьми школьного возраста.


Методы реализации проекта.
- изучение научно – практической, методической литературы по теме,
- изучение нормативных и инструктивных документов,
- анализ имеющегося опыта,
- педагогические технологии,
-дополнительное ресурсное обеспечение,
- изучение, анализ и обобщение опыта по инновации


Ожидаемые продукты.
1. Отснятые видеофрагменты  педагогов  структурного подразделения по отработке приемов смыслового чтения на уроках и внеурочной деятельности.
2. Распространение педагогического опыта в рамках публикаций статей педагогов в
профессиональных сетевых объединениях.

 

Ожидаемые результаты.
1. Разработка и апробация системы приёмов при внедрении смыслового чтения на
 уроках.
2. Определение содержания и механизмов формирования смыслового чтения и работы с
текстом.
3. Освоение метапредметного компонента (развитие смыслового чтения) в содержании всех
учебных предметов.
4. Обеспечение методической поддержки педагогов по реализации в образовательном
процессе стратегии смыслового чтения.
5. Повышение качества успеваемости учащихся школы.
6. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов.
7. Рост удовлетворенности результатами образования со стороны обучающихся и их
родителей.


Ожидаемые внешние эффекты.
В отношении обучающихся ожидаемый эффект, главным образом, характеризуется
форсированностью коммуникативных навыков учащихся, устойчивым познавательным
интересом к чтению и изучению разных предметов.
В отношении родителей (законных представителей) обучающихся важен рост учебнопознавательной мотивации детей, их интереса к обучению. Образовательный эффект
связан с ростом качества образовательной подготовки.
Воспитательный и общественный эффекты связаны с:
1) ростом заинтересованности детей в чтении литературы, приобретением читательского
опыта
2) формированием у обучающихся культуры чтения
3) развитием художественно- эстетических начал, социально нравственных основ личности


Цель:
Создание условий для получения опыта деятельности обучающихся с системой практико
– ориентированных заданий направленных на развитие функциональной грамотности
чтения художественных и информационных текстов, целенаправленное формирование
коммуникативно – речевых умений, навыка чтения как общеучебного умения.


Задачи проекта:
1.Определить оптимальные организационные и педагогические условия, способствующие
созданию развивающей среды для формирования навыков смыслового чтения, выявив
эффективные формы и способы деятельности.
2. Выделить эффективные методы и приёмы, специальные упражнения, используемые в
педагогике, технологии по формированию навыков смыслового чтения
3. Провести внедрение способов и приёмов работы с текстом с учётом требований
государственного образовательного стандарта нового поколения и концептуальных
подходов к его построению.
4. Обеспечивать общее развитие школьника, глубокое понимание научных и
художественных текстов различного уровня сложности, осмысление текстовой
информации, учить приобретать и систематизировать научные знания.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2021- май 2022 гг.


Алгоритм реализации.

 

Этапы и их сроки

Содержание  деятельности

Прогнозируемые
результаты

1

Подготовительно
проектировочный
этап
/сентябрь 2021 г. –
декабрь 2021 г./

 

- анализ состояния
проблемы, изучение
теоретической базы и
практического опыта
(анализ уже используемые
в педагогике технологии
по формированию навыков
смыслового чтения);


- выявление ресурсных и
организационных условий
по реализации проектной
идеи (анализ возможности
внеурочной деятельности
для формирования
смыслового чтения);
- участие педагогов в
обучающих вебинарах,, ориентированных
на развитие смыслового
чтения обучающихся;


- поиск эффективныых
методов и приёмов,
специальных упражнений,
отвечающих поставленной
цели;
- разработка и подготовка
системы упражнений для

развития навыков смыслового чтения, диагностического
инструментария для отслеживания уровня сформированности навыков смыслового чтения

-план мероприятий по реализации проекта;

- критерии
показатели эффективности реализации  проекта.

 

2

Содержательно -
деятельностный этап
/январь 2022г. – апрель
2022 г./

 

- обновление и обогащение
предметно-развивающей
среды:
-внедрение в структуру
урока педагогами школы отдельных методов и технологий работы по осмыслению и
интерпретации текста.
- внеклассных мероприятий,
интегрированных уроков,
участие в конкурсах, олимпиадах.
- привлечение родителей,
работника библиотеки и т.д.

- использование результатов
различных диагностик и
исследований по теме
проекта

-создание банка методических
рекомендаций педагогов структурного подразделения по теме
проекта.

 

3

Рефлексивный этап

/май 2022 /

 

Третий этап предполагает:

- анализ результатов,
корректировку
содержания, подведение
итогов;


- обобщение и трансляция
педагогического опыта в структурном подразделении.

 

Видеофрагменты  педагогов  структурного подразделения по отработке приемов смыслового чтения на уроках и внеурочной деятельности.

 

Кадровое обеспечение.

 

ФИО

Должность

Функционал
специалиста в проекте

1

Боброва Галина Станиславовна

Учитель географии и биологии

Руководитель творческой группы

2

Глазева Людмила Дмитриевна

Учитель русского
языка и литературы

Член творческой группы

3

Рудова Татьяна Анатольевна

Учитель
начальных классов

Член творческой группы

4

Треглазова Татьяна Семеновна

Учитель мактематики

Член творческой группы

 

Перспективы развития проекта.


Развитие проекта может идти по следующим направлениям:
· расширение и углубление информационной базы по развитию и формированию
сознательного читателя;
· стабильное существование инновационного проекта в школе;
· вовлечение в проект большинство членов педагогического коллектива;

Способы апробации  результатов.

 

Предложения

Механизмы реализации

Исполнитель

1

Проведение школьных  семинаров по
темам  проекта

Семинар по смысловому чтению на базе школы.

Боброва Г.С.

2

Создание методической базы педагогических практик и идей для учителей и родителей по развитию навыков смыслового чтения и работы с текстом.

Пополнение методической копилки ОО,
публикация буклета для родителей.

Педагоги школы

3

Проведение открытых  занятий педагогами  ОУ.

Проведение открытых уроков на базе ОУ.

Педагоги школы

4

Активное внедрение в учебный
процесс уроков с элементами смыслового чтения.

Стимулирование педагогов посредством привлечения их к инновационной деятельности.

Педагоги школы

 

Навыки смыслового чтения являются основой для освоения основного содержания
образования. Таким образом, апробация инновационного проекта может происходить в
рамках урочной и внеурочной деятельности учащихся и охватывать все предметы
учебного плана.


Риски и пути их преодоления.
Основные риски проекта

Основные риски проекта

Пути их минимизации

1

Неполная готовность педагогического коллектива образовательной организации к реализации проекта

Изменения в системе повышения профессиональной компетентности учителя и стимулирование инновационной творческой деятельности.

 

План мероприятий по реализации проекта.

Мероприятия 

Сроки

Участники

1.

Обсуждение содержания проекта педагогами структурного подразделения.

Сентябрь

Педагоги школы

2.

Семинар «Основы смыслового чтения и работа с текстом»"

 

Вебинары, ориентированные на развитие смыслового чтения обучающихся.

Октябрь

Педагоги школы

3.

Семинар «Смысловое чтение на уроках литературы и литературного чтения».

 

Вебинары, ориентированные на развитие смыслового чтения обучающихся.

Ноябрь

Педагоги школы

4.

 

Вебинары, ориентированные на развитие смыслового чтения обучающихся.

Декабрь

Педагоги школы

5.

Внедрение в структуру урока педагогами школы методов и технологий работы по осмыслению и интерпретации текста.

Вебинары, ориентированные на развитие смыслового чтения обучающихся.

Январь

Педагоги школы

6.

Создание банка методических рекомендаций педагогов структурного подразделения по теме проекта.

 

Февраль

Педагоги школы

7.

Публикация буклета для родителей «Как привить ребенку любовь к чтению»

Март

Педагоги школы

8.

Отснятие видеофрагментов  по отработке приемов смыслового чтения на уроках и внеурочной деятельности педагогами  структурного подразделения.

Апрель

Педагоги школы

9.

Распространение педагогического опыта в рамках публикаций статей педагогов в профессиональных сетевых объединениях.

Подведение итогов.

Май

Педагоги школы


Критерии и показатели эффективности реализации проекта

Критерии

Показатели

Сформированность правильной

читательской грамотности.

Рост численности школьников, овладевших

базовым и повышенным уровнем УУД.

Рост учителей, прошедших повышение
квалификации для работы в проекте.

Количество обучающихся, справившихся с
ВПР.

Обеспечение возможности самореализации
личности школьника (поддержка
талантливых детей.)

Рост количества школьников, вовлеченных
в проектную деятельность

Рост количества обучающихся,
участвующих в дистанционных олимпиадах
и конкурсах.

Рост количества победителей, лауреатов,
участников в конкурсах, олимпиадах,
конференциях и т. д.

Взаимодействие с родителями.
- Умения воспроизводить информацию в
явном и неявном виде

Рост численности родителей,
заинтересованных в чтении своих детей.
Рост учащихся, которые умеют находить
информацию, данную в тексте в явном
виде.

- Умения обращать внимание на
непонятные слова.
- Умения отвечать на поставленные
вопросы.
- Умения применять полученную
информацию при решении практических
задач

- Рост учащихся, обращающихся к
справочной литературе, с целью
определения лексического значения -слов.
- Рост учащихся, которые могут извлекать
информацию, которая дана в неявном виде.
- Рост учащихся, которые понимают текст.
- Рост учащихся, которые могут применять
полученную информацию при решении
задач из других областей (предметов
естественно-научного цикла, русского
языка, математики) при решении
жизненных задач.

 

 


 

Программа проектной деятельности «Формирование навыка смыслового чтения и работы с информацией»

Программа проектной деятельности «Формирование навыка смыслового чтения и работы с информацией»

I. Паспортная информация

I. Паспортная информация

Заинтересованные стороны, благополучатели: · учащиеся школы: актуализация ресурсных возможностей личности, формирование и развитие культуры продуктивного чтения, обеспечивающей актуализацию, индивидуализацию, интеграцию обучающегося в социокультурном пространстве; ·…

Заинтересованные стороны, благополучатели: · учащиеся школы: актуализация ресурсных возможностей личности, формирование и развитие культуры продуктивного чтения, обеспечивающей актуализацию, индивидуализацию, интеграцию обучающегося в социокультурном пространстве; ·…

Ожидаемые продукты. 1. Отснятые видеофрагменты педагогов структурного подразделения по отработке приемов смыслового чтения на уроках и внеурочной деятельности

Ожидаемые продукты. 1. Отснятые видеофрагменты педагогов структурного подразделения по отработке приемов смыслового чтения на уроках и внеурочной деятельности

Алгоритм реализации. №

Алгоритм реализации. №

Рефлексивный этап /май 2022 /

Рефлексивный этап /май 2022 /

Проведение открытых занятий педагогами

Проведение открытых занятий педагогами

Создание банка методических рекомендаций педагогов структурного подразделения по теме проекта

Создание банка методических рекомендаций педагогов структурного подразделения по теме проекта

Умения обращать внимание на непонятные слова

Умения обращать внимание на непонятные слова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2021