Программа проектной деятельности
«Формирование навыка смыслового чтения и работы с информацией»
Автор :Боброва Галина Станиславовна, учитель географии и биологии
2021-2022 учебный год
I. Паспортная информация
Юридическое наименование организации |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа№12» |
Юридический адрес/фактический адрес |
Поселок Дубовая Роща Александровского района Ставропольского края |
ФИО руководителя |
Белоконь И.А. |
II. Блок целеполагания
Задачи проекта
|
1.Определить
оптимальные 3.Организовать
работу по самообразованию педагогов школы. |
Цель (основная идея) проекта
|
Создание
условий для получения опыта |
Название проекта: «Формирование
навыка смыслового чтения и работы с информацией».
Заинтересованные стороны, благополучатели:
· учащиеся
школы: актуализация ресурсных возможностей личности, формирование
и развитие культуры продуктивного чтения, обеспечивающей актуализацию,
индивидуализацию, интеграцию обучающегося в социокультурном пространстве;
· педагоги
школы:повышение педагогического мастерства в процессе реализации
проекта, ознакомление с новыми подходами к работе с учащимися, моделями их
сопровождения, технологиями образования, системами поддержки, критериями
оценивания. Удовлетворенность результатами созидательной деятельности,
становление индивидуального стиля творческой педагогической деятельности,
приобретение опыта формирования продуктивного чтения учащимися,
профилактика эмоционального выгорания;
· родители
обучающихся: повышение уровня удовлетворённости результатами
обучения школьников, подготовка к дальнейшему получению образования детей
вне стен школы;
· общественность:
воспитание творческой личности с высоким уровнем
читательской грамотности, социальной зрелости, психологической культуры.
Краткое обоснование новизны проекта.
Практическая
значимость
изучаемой
темы заключается в том, что чтение – это всё-таки не только предмет, которым
надо успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет
осваивать другие дисциплины. Не научившись читать, ребёнок не сможет учиться
дальше. Чтение – это универсальный способ развития познавательных и речевых
способностей ребёнка, его творческих сил. Это мощное средство воспитания
нравственных качеств и развития эстетических чувств. Таким образом, обучая
ребёнка чтению, мы всесторонне развиваем его как личность.
Отсюда возникает проблема: формированию осознанных и действенных
знаний,
повышению уровня познавательной активности и учебной мотивации обучающихся
препятствует низкий уровень качества чтения.
В современном обществе наблюдается спад интереса к чтению, появилось
множество
других источников информации помимо чтения. Однако главной причиной такого
явления – несовершенство обучения чтению. Для решения проблемы предполагается
апробацию инновационного проекта «Формирование навыка смыслового чтения и
работы с информацией». Читательская деятельность рассматривает чтение как
«коммуникативную
речевую познавательную деятельность, направленную на восприятие, осмысление,
воссоздание и воспроизведение читаемого.
Научная новизна проекта заключаетсявобеспечении целостного образовательного
пространства, направленного на создание условий для формирования читательской
деятельности на всех уроках и во внеурочной деятельности, а также разработке и
внедрении системы средств и методов мотивационного обеспечения читательских
потребностей школьников.
Читательская компетентность должна формироваться целенаправленно на всех
ступенях
образования. Организатором этого процесса должны стать педагоги, преподающие
разные
учебные дисциплины, посредством включения в образовательный процесс различных
приёмов формирования осмысленного чтения. В этот процесс должны активно
включаться родители, которые являются главными трансляторами ценностей для
своих
детей.
Программа «Формирование
навыка смыслового чтения и работы с информацией» нацелена на внедрение
и развитие вариативных форм работы с детьми школьного возраста.
Методы реализации проекта.
- изучение научно – практической, методической литературы по теме,
- изучение нормативных и инструктивных документов,
- анализ имеющегося опыта,
- педагогические технологии,
-дополнительное ресурсное обеспечение,
- изучение, анализ и обобщение опыта по инновации
Ожидаемые продукты.
1. Отснятые видеофрагменты педагогов структурного подразделения по
отработке приемов смыслового чтения на уроках и внеурочной деятельности.
2. Распространение педагогического опыта в рамках публикаций статей педагогов в
профессиональных сетевых объединениях.
Ожидаемые результаты.
1. Разработка и апробация системы приёмов при внедрении смыслового чтения на
уроках.
2. Определение содержания и механизмов формирования смыслового чтения и работы
с
текстом.
3. Освоение метапредметного компонента (развитие смыслового чтения) в
содержании всех
учебных предметов.
4. Обеспечение методической поддержки педагогов по реализации в образовательном
процессе стратегии смыслового чтения.
5. Повышение качества успеваемости учащихся школы.
6. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов.
7. Рост удовлетворенности результатами образования со стороны обучающихся и их
родителей.
Ожидаемые внешние эффекты.
В отношении обучающихся ожидаемый эффект, главным образом, характеризуется
форсированностью коммуникативных навыков учащихся, устойчивым познавательным
интересом к чтению и изучению разных предметов.
В отношении родителей (законных представителей) обучающихся важен рост
учебнопознавательной мотивации детей, их интереса к обучению. Образовательный
эффект
связан с ростом качества образовательной подготовки.
Воспитательный и общественный эффекты связаны с:
1) ростом заинтересованности детей в чтении литературы, приобретением
читательского
опыта
2) формированием у обучающихся культуры чтения
3) развитием художественно- эстетических начал, социально нравственных основ
личности
Цель:
Создание условий для получения опыта деятельности обучающихся с системой
практико
– ориентированных заданий направленных на развитие функциональной грамотности
чтения художественных и информационных текстов, целенаправленное формирование
коммуникативно – речевых умений, навыка чтения как общеучебного умения.
Задачи проекта:
1.Определить оптимальные организационные и педагогические условия,
способствующие
созданию развивающей среды для формирования навыков смыслового чтения, выявив
эффективные формы и способы деятельности.
2. Выделить эффективные методы и приёмы, специальные упражнения, используемые в
педагогике, технологии по формированию навыков смыслового чтения
3. Провести внедрение способов и приёмов работы с текстом с учётом требований
государственного образовательного стандарта нового поколения и концептуальных
подходов к его построению.
4. Обеспечивать общее развитие школьника, глубокое понимание научных и
художественных текстов различного уровня сложности, осмысление текстовой
информации, учить приобретать и систематизировать научные знания.
Сроки
реализации проекта:
сентябрь 2021- май 2022 гг.
Алгоритм реализации.
№ |
Этапы и их сроки |
Содержание деятельности |
Прогнозируемые |
1 |
Подготовительно
|
-
анализ состояния
развития
навыков смыслового чтения, диагностического |
-план мероприятий по реализации проекта; -
критерии
|
2 |
Содержательно
-
|
- обновление и
обогащение -
использование результатов |
-создание
банка методических
|
3 |
Рефлексивный этап /май 2022 /
|
Третий этап предполагает: - анализ
результатов,
|
Видеофрагменты педагогов структурного подразделения по отработке приемов смыслового чтения на уроках и внеурочной деятельности. |
Кадровое обеспечение.
№ |
ФИО |
Должность |
Функционал |
1 |
Боброва Галина Станиславовна |
Учитель географии и биологии |
Руководитель творческой группы |
2 |
Глазева Людмила Дмитриевна |
Учитель русского |
Член творческой группы |
3 |
Рудова Татьяна Анатольевна |
Учитель |
Член творческой группы |
4 |
Треглазова Татьяна Семеновна |
Учитель мактематики |
Член творческой группы |
Перспективы развития проекта.
Развитие проекта может идти по следующим направлениям:
· расширение
и углубление информационной базы по развитию и формированию
сознательного читателя;
· стабильное
существование инновационного проекта в школе;
· вовлечение
в проект большинство членов педагогического коллектива;
Способы апробации результатов.
№ |
Предложения |
Механизмы реализации |
Исполнитель |
1 |
Проведение
школьных семинаров по |
Семинар по смысловому чтению на базе школы. |
Боброва Г.С. |
2 |
Создание методической базы педагогических практик и идей для учителей и родителей по развитию навыков смыслового чтения и работы с текстом. |
Пополнение
методической копилки ОО, |
Педагоги школы |
3 |
Проведение открытых занятий педагогами ОУ. |
Проведение
открытых уроков на базе ОУ. |
Педагоги школы |
4 |
Активное
внедрение в учебный |
Стимулирование педагогов посредством привлечения их к инновационной деятельности. |
Педагоги школы |
Навыки смыслового чтения являются основой для освоения основного
содержания
образования. Таким образом, апробация инновационного проекта может происходить
в
рамках урочной и внеурочной деятельности учащихся и охватывать все предметы
учебного плана.
Риски и пути их преодоления.
Основные риски проекта
№ |
Основные риски проекта |
Пути их минимизации |
1 |
Неполная готовность педагогического коллектива образовательной организации к реализации проекта |
Изменения в системе повышения профессиональной компетентности учителя и стимулирование инновационной творческой деятельности. |
План мероприятий по реализации проекта.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Участники |
1. |
Обсуждение содержания проекта педагогами структурного подразделения. |
Сентябрь |
Педагоги школы |
2. |
Семинар «Основы смыслового чтения и работа с текстом»"
Вебинары, ориентированные на развитие смыслового чтения обучающихся. |
Октябрь |
Педагоги школы |
3. |
Семинар «Смысловое чтение на уроках литературы и литературного чтения».
Вебинары, ориентированные на развитие смыслового чтения обучающихся. |
Ноябрь |
Педагоги школы |
4. |
Вебинары, ориентированные на развитие смыслового чтения обучающихся. |
Декабрь |
Педагоги школы |
5. |
Внедрение в структуру урока педагогами школы методов и технологий работы по осмыслению и интерпретации текста. Вебинары, ориентированные на развитие смыслового чтения обучающихся. |
Январь |
Педагоги школы |
6. |
Создание банка методических рекомендаций педагогов структурного подразделения по теме проекта.
|
Февраль |
Педагоги школы |
7. |
Публикация буклета для родителей «Как привить ребенку любовь к чтению» |
Март |
Педагоги школы |
8. |
Отснятие видеофрагментов по отработке приемов смыслового чтения на уроках и внеурочной деятельности педагогами структурного подразделения. |
Апрель |
Педагоги школы |
9. |
Распространение педагогического опыта в рамках публикаций статей педагогов в профессиональных сетевых объединениях. Подведение итогов. |
Май |
Педагоги школы |
Критерии и показатели эффективности реализации проекта
Критерии |
Показатели |
Сформированность правильной читательской грамотности. |
Рост численности школьников, овладевших базовым и повышенным уровнем УУД. Рост учителей, прошедших повышение |
Количество обучающихся, справившихся с |
|
Обеспечение возможности самореализации |
Рост количества школьников, вовлеченных |
Рост количества обучающихся, |
|
Рост количества победителей, лауреатов, |
|
Взаимодействие с родителями. |
Рост численности родителей, |
- Умения обращать внимание на |
- Рост учащихся, обращающихся к |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.