Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ
«ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
В 5-6 КЛАССАХ»
Разработчик:
преподаватель Попова С. В.
2023
Рабочая программа профессиональной подготовки по направлению «Обучение русскому языку и литературе в 5-6 классах».
Нормативный срок освоения программы 270 часов при очной форме подготовки. Квалификация выпускника: Учитель русского языка и литературы».
Организация-разработчик:
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
Разработчик:
Попова С. В., преподаватель
Содержание
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА............................................................. |
4 |
2. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА................................. |
5 |
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ..................... |
10 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ............................................... |
21 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ……………
|
27 |
1. Пояснительная записка
Нормативную правовую основу разработки программы профессиональной подготовки по направлению «Обучение русскому языку и литературе в 5-6 классах»
составляют:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный закон от 213)7,2007 № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования»;
Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 г.№ 287-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»;
Общероссийский классификатор профессий рабочих, служащих, ОК 016-94, 01.11.2005г.;
Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 г. № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 18.04.2013 г. № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».
Срок освоения программы профессиональной подготовки по направлению «Обучение русскому языку и литературе в 5-6 классах» составляет 270 академических часов.
2. Квалификационная характеристика
В результате освоения программы профессиональной подготовки по направлению «Обучение русскому языку и литературе в 5-6 классах» выпускник должен
знать:
- основные законодательные и нормативные акты в области образования: структуру и виды нормативных правовых актов, регламентирующих организацию образовательного процесса; управление образованием, государственной контроль образовательной и научной деятельности образовательных учреждений и организаций; основные положения Конвенции ООН о правах ребенка и Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- комплекс научной и специальной информации по вопросам теории и практики педагогики;
- индивидуальные стили познавательной деятельности;
- формы, методы и приемы для организации образовательной среды;
- связь педагогики с другими науками, ее проблемную область;
- особенности социального партнерства в системе образования;
- способы профессионального самопознания и саморазвития;
- социальные закономерности, воздействующие на поведение людей;
- особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой влияние социальных процессов на социальное развитие личности, ее социальную позицию;
- определение информации, информационного общества;
- современную информационную картину мира в образовательной и профессиональной деятельности;
- основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации;
- методы соблюдения требований информационной безопасности;
- общие закономерности возникновения, функционирования языковой системы; внешние и внутренние законы развития языка; основные его функции;
- основные вопросы фонетики, этапы развития письма, важнейшие вопросы лексикологии и грамматики;
- соотношение языка и речи как двух аспектов речевой деятельности человека;
- строение современной системы русского литературного языка,
- основные понятия методики обучения русскому языку как предмета преподавания в средней школе;
- основные принципы работы с языковым материалом;
- особенности работы над произведениями разных жанров;
- психолого-лингвистические основы развития орфографического и пунктуационного навыков учащихся;
- методику работы по предупреждению и исправлению речевых, орфографических и пунктуационных ошибок;
- основные направления и научные концепции современного литературоведения;
- основные литературоведческие термины и методики филологического анализа и интерпретации текста;
- специфические особенности литературы как одной из важных оставляющих культуры и искусства слов;
- содержание и основные положения литературоведческих исследований, посвященных как творчеству отдельного писателя, так и литературному процессу эпохи в целом;
- содержание и художественные особенности литературных произведений, этапы историко-литературного процесса;
- основные стратегии интерактивного чтения.
уметь:
- оценивать качество реализуемых программ на основе действующих нормативно-правовых актов, анализировать нормативно-правовые акты в области образования и выявлять возможности противоречия;
- использовать полученные знания для оказания практической правовой помощи ребенку в области социальной защиты, осуществления сотрудничества с органами правопорядка и социальной защиты населения;
- использовать различные формы, методы и приемы для организации творческой образовательной среды;
- организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности;
- использовать современные информационные технологии для организации деятельности обучающихся;
- использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;
- учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
- применять знания по психологии при решении педагогических задач;
- выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся;
- определять место и сущность информационных процессов в современном обществе;
- применять различные методы обработки информации; работать с компьютером как средством управления информацией;
- характеризовать языковые явления в соответствии с их принадлежностью к определённому уровню языковой организации;
- производить лингвистический анализ языковых единиц;
- находить нужную информацию о языке и языковых единицах в словарях разных типов;
- терминологически правильно (на уровне современной науки о языке) определять любую лексическую, фонетическую, грамматическую категорию, соотносить понятийный аппарат дисциплины с фактами языка;
- реализовывать основные этапы работы над художественным произведением;
- формировать у учащихся навыки культуры речевого общения;
- анализировать содержание программ по русскому языку и литературе,
- правильно реализовать требования программ, методические возможности учебников и пособий в учебной работе;
- подготавливать и проводить с учащимися различные виды сочинений и изложений, рассказы и пересказы, выразительное чтение, различные виды диктантов, лингвистический анализ;
- использовать наглядные пособия, технические средства обучения, обеспечивая высокую познавательную активность и самостоятельность учащихся;
- самостоятельно планировать изучение разделов и тем русского языка; - оценивать знания, умения и навыки учащихся;
- анализировать и классифицировать причины речевых, орфографических и других ошибок, организовывать работу над их устранением и предупреждением;
- соотносить материал по методике преподавания русского языка со знаниями по педагогике, психологии, языкознанию, литературоведению;
- самостоятельно подбирать и правильно использовать учебный материал на уроках русского языка;
- обоснованно выбирать методы и методические приемы обучения русскому языку;
- анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление;
- осуществлять лингвистическую интерпретацию и анализ художественных текстов разных жанров;
- определять художественное значение литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи;
- выбирать из нескольких вариативных учебных программ адекватную образовательным запросам обучающихся;
-ориентироваться в подходах к решению проблем литературного образования;
- использовать методики обучения чтению текстов разных видов;
- пользоваться научной и справочной литературой, библиографическими источниками и современными поисковыми системами;
- применять полученные знания в научно-исследовательской и других видах деятельности;
- демонстрировать способность и готовность к практическому применению полученных знаний при решении профессиональных задач, к устной и письменной коммуникации;
- использовать знания для установления межличностного контакта в социально-культурной, профессиональной (учебной, научной, производственной и др.) сферах и ситуациях человеческой деятельности.
3. Тематический план и содержание обучения по программе профессиональной подготовки
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
|
Объем часов |
Уровень освоения |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||
Раздел 1. Русский язык и литература в условиях современной образовательной среды |
|
34 |
2 |
||||||||
Тема 1.1. Нормативно-правовые основы образовательной деятельности |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
||||||||
1
|
Основы нормативно-правовой образовательной деятельности. Образовательная политика Российской Федерации. Образовательные правоотношения. Федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы как содержательный компонент образовательной деятельности. |
2 |
2 |
||||||||
2 |
Управление сферой образования. Правовые основы деятельности образовательной организации. Основы правового регулирования трудовых отношений в сфере образования. Правовой статус ребенка и его родителей в сфере образовательных отношений. |
2 |
2 |
||||||||
Тема 1.2. Педагогика. Дидактика. |
Содержание учебного материала |
12 |
2 |
||||||||
1 |
Педагогика как наука, ее объект. Образование как общественное явление и как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Понятие методологии педагогической науки. Методологическая культура педагога. |
2 |
2 |
||||||||
Практические работы |
4 |
2 |
|||||||||
1 |
Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. |
|
|
||||||||
2 |
Характеристика ФГОС. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. |
|
|
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
6 |
2 |
|||||||||
|
1 |
Конспекты по темам: «Методы обучения», «Современные модели организации обучения. Авторские школы», «Инновационные образовательные процессы», «Классификация средств обучения». |
2 |
|
|||||||
2 |
Конспекты по темам: «Базовые теории воспитания и развития личности», «Закономерности, принципы и направления воспитания», «Система форм и методов воспитания». |
2 |
|
||||||||
3 |
Конспекты по темам: «Функции и основные направления деятельности классного руководителя», «Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании», «Коллектив как объект и субъект воспитания». |
2 |
|
||||||||
Тема 1.3. Психология в образовательном процессе |
Содержание учебного материала |
12 |
2 |
||||||||
1 |
Психология как наука. Общие представления о психике и сознании человека. |
2 |
2 |
||||||||
2 |
Представления о личности в психологии. Зарубежные и отечественные теории личности. |
2 |
2 |
||||||||
3 |
Психологическая характеристика деятельности. |
2 |
2 |
||||||||
Практические работы |
2 |
2 |
|||||||||
1 |
Характеристика познавательных психических процессов. |
|
|
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
2 |
|||||||||
1 |
Конспекты по темам: «Понятие о речи и языке», «Понятие о темпераменте». |
|
|
||||||||
2 |
Конспекты по темам: «Характер человека», «Понятие о способностях человека». |
|
|
||||||||
Тема 1.4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании |
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
||||||||
1 |
Понятие информационных и коммуникационных технологий. Цели и задачи информатизации образования. |
2 |
2 |
||||||||
2 |
Этапы информатизации образования. Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением. Роль Интернет-технологий в учебном процессе. |
2 |
|
||||||||
Практические работы |
2 |
2 |
|||||||||
1 |
Характеристика основных направлений использования ИКТ в учебном процессе; средств ИКТ в системе образования. Определение проблем использования ИКТ в образовании. |
|
|
||||||||
Раздел 2. Современный русский литературный язык |
|
80 |
2 |
||||||||
Тема 2.1. Язык и речь. Функциональные стили речи. Текст. |
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
||||||||
1 |
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. |
2 |
2 |
||||||||
2 |
Функциональные стили речи. Текст как произведение речи. Признаки, структура, типы текста. Сложное синтаксическое целое. |
2 |
|
||||||||
Практические работы |
2 |
2 |
|||||||||
1 |
Характеристика стиля текста |
|
|
||||||||
Тема 2.2. Лексика, фразеология. |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
||||||||
1 |
Лексическое и грамматическое значения слова. Основные лексические единицы. Классификация лексики по происхождению, употреблению, активному и пассивному составу. Фразеологизмы. Происхождение. |
2 |
2 |
||||||||
Практические работы |
2 |
2 |
|||||||||
1 |
Лексический анализ текста |
|
|
||||||||
Тема 2.3. Фонетика, орфоэпия. |
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
||||||||
1 |
Фонетика, орфоэпия как разделы языкознания. Фонетические единицы. Звук и фонема. Ударение. Фонетический разбор слова. Интонационное богатство русской речи. |
2 |
2 |
||||||||
Практические работы |
2 |
2 |
|||||||||
1 |
Анализ позиционных изменений согласных и гласных звуков. |
|
|
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
2 |
|||||||||
1 |
Фонетико-графический анализ. Транскрибирование слов и предложений. |
|
|
||||||||
Тема 2.4. Графика. Орфография. |
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
||||||||
1 |
Графика. Русский алфавит. Буквы и звуки. Обозначение фонем. |
2 |
2 |
||||||||
Практические работы |
2 |
2 |
|||||||||
1 |
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, Ъ и Ь, О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . И – Ы после приставок. |
|
|
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
2 |
|||||||||
1 |
Выполнение упражнений на правописание орфограмм. |
|
|
||||||||
Тема 2.5. Морфемика, словообразование, орфография. |
Содержание учебного материала |
10 |
2 |
||||||||
1 |
Морфемика как раздел языкознания. Понятие морфемы как значимой части слова. Виды морфем. Многозначность, синонимия и антонимия морфем. |
2 |
2 |
||||||||
2 |
Словообразование как раздел языкознания. Способы образования знаменательных частей речи. |
2 |
|
||||||||
3 |
Морфемный и словообразовательный разборы слов. |
2 |
|
||||||||
Практические работы |
2 |
2 |
|||||||||
1 |
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ- / ПРЕ-. Правописание сложных слов. |
|
|
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
2 |
|||||||||
1 |
Выполнение орфографического анализ текста, морфемного и словообразовательного анализа слов. |
|
|
||||||||
Тема 2.6. Грамматика и пунктуация.
|
Содержание учебного материала |
48 |
2 |
||||||||
1 |
Знаменательные части речи. Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного. |
2 |
2 |
||||||||
2 |
Склонение, словообразование имени существительного. Правописание падежных окончаний, суффиксов. Морфологический разбор. |
2 |
2 |
||||||||
3 |
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степени сравнения имен прилагательных. |
2 |
2 |
||||||||
4 |
Склонение, словообразование имени прилагательного. Правописание падежных окончаний, суффиксов. Морфологический разбор. |
2 |
2 |
||||||||
5 |
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. |
2 |
2 |
||||||||
6 |
Склонение, правописание имен числительных. Морфологический разбор. |
2 |
2 |
||||||||
7 |
Местоимение как часть речи. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор. |
2 |
|
||||||||
8 |
Глагол как часть речи. Грамматические признаки: вид, возвратность, переходность, спряжение. Неопределенная форма глагола. Словообразование глагола. |
2 |
|
||||||||
9 |
Формы наклонения, времени, рода, числа и лица глагола. Морфологический разбор. |
2 |
|
||||||||
10 |
Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Грамматические признаки. Образование. Морфологический разбор. |
2 |
|
||||||||
11 |
Наречие как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Образование. Морфологический разбор. |
2 |
|
||||||||
12 |
Служебные части речи. Междометия. |
2 |
|
||||||||
13 |
Синтаксис и пунктуация как разделы языкознания. Словосочетание как единица синтаксиса. |
2 |
|
||||||||
14 |
Простое предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. |
2 |
|
||||||||
15 |
Простое осложненное предложение. Виды осложнения. Однородные члены и знаки препинания при них. Синтаксический разбор простого предложения. |
2 |
|
||||||||
16 |
Сложное предложение. Типы. Союзные сложные предложения. Знаки препинания |
2 |
|
||||||||
17 |
Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания. Синтаксический разбор сложного предложения. |
2 |
|
||||||||
Практические работы |
8 |
2 |
|||||||||
1 |
Употребление и правописание глагольных форм. |
2 |
|
||||||||
2 |
Пунктуационный анализ предложений с грамматически не связанными членами, с однородными членами. |
2 |
|
||||||||
3 |
Синтаксический разбор простого осложненного и разных типов сложного предложения. |
2 |
|
||||||||
4 |
Пунктуационный анализ сложных предложений. |
2 |
|
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
6 |
2 |
|||||||||
|
1 |
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. |
2 |
|
|||||||
2 |
Слитные, раздельные, дефисные написания наречий. |
2 |
|
||||||||
3 |
Пунктуация при обособленных определениях, приложениях, дополнениях, обстоятельствах. |
2 |
|
||||||||
Раздел 3. Методика преподавания русского языка в 5-6 классах. |
|
44 |
|
||||||||
Тема 3.1. Методика преподавания русского языка как наука. |
Содержание учебного материала
|
2 |
2 |
||||||||
1 |
Предмет и задачи методики. Связь методики с другими науками. Методы исследования в методике преподавания. |
2 |
|
||||||||
Тема 3.2. Русский язык как учебный предмет |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||||||||
1 |
Специальные и общепредметные цели обучения русскому языку в школе. Развитие школьников в учебном процессе. |
2 |
|
||||||||
Тема 3.3. Содержание работы по русскому языку в средней школе |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
2 |
|||||||||
1 |
Конспект по теме: «Знания о языке, языковые умения и способы деятельности с языковыми явлениями. Принципы отбора знаний и умений учащихся для школьного курса русского языка». |
|
|
||||||||
Тема 3.4. Структура современного школьного курса русского языка |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||||||||
1 |
Состав и структура программ по русскому языку. Программа линейная и линейно-ступенчатая. |
2 |
|
||||||||
Тема 3.5. Средства обучения русскому языку. Особенности действующих учебников по русскому языку. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
2 |
|||||||||
1 |
Конспект по теме: «Учебник как ведущее средство обучения. Лингвистическая база учебников». |
|
|
||||||||
Тема 3.6. Средства наглядности в обучении русскому языку |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||||||||
1 |
Виды наглядности: слуховая, зрительная, зрительно-слуховая. Мультимедийная наглядность. Методические рекомендации их использования. |
2 |
|
||||||||
Тема 3.7. Организация учебного процесса по русскому языку |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
||||||||
1 |
Планирование учебного материала. Урок русского языка, его типы. Условия эффективного проведения уроков. |
2 |
2 |
||||||||
Практические работы |
2 |
2 |
|||||||||
1 |
Анализ конспектов различных типов уроков русского языка. |
|
|
||||||||
Тема 3.8. Изучение фонетики, лексики и грамматики |
Содержание учебного материала |
8 |
2 |
||||||||
1 |
Цели изучения разделов науки о языке. Содержание работы, направленной на изучение разделов науки о языке. Принципы методики изучения знаний о языке и предпосылки этой работы. |
2 |
2 |
||||||||
2 |
Методика работы над новыми языковыми явлениями. |
2 |
2 |
||||||||
Практические работы |
2 |
2 |
|||||||||
1 |
Составление фрагментов уроков изучения языковых понятий. |
|
|
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
2 |
|||||||||
1 |
Конспект по теме: «Методы формирования учебно-языковых умений (упражнения)» |
|
|
||||||||
Тема 3.9. Методика орфографии |
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
||||||||
1 |
Цели обучения орфографии и ее место в школьном курсе русского языка. Содержание и предпосылки работы по орфографии в 5 – 6 классах. Принципы методики орфографии. Методика работы по орфографии в 5-6 классах. |
2 |
2 |
||||||||
Практические работы |
2 |
2 |
|||||||||
1 |
Составление фрагментов уроков изучения орфографических правил. |
|
|
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
2 |
|||||||||
1 |
Конспект по теме: «Работа над орфографическими ошибками учащихся» |
|
|
||||||||
Тема 3.10. Методика пунктуации |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
||||||||
1 |
Лингвистические основы и принципы работы по пунктуации. Содержание работы по пунктуации в 5-6 классах. Ознакомление учащихся с пунктуационными понятиями. Методика работы над пунктуационным правилом и пунктуационными ошибками. |
2 |
2 |
||||||||
Практические работы |
2 |
2 |
|||||||||
1 |
Составление фрагментов уроков изучения пунктуационных правил. |
|
|
||||||||
Тема 3.11. Развитие речи учащихся |
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
||||||||
1 |
Овладение нормами литературного языка. Обучение устной и письменной речи (развитие связной речи). |
2 |
2 |
||||||||
Практические работы |
2 |
2 |
|||||||||
1 |
Анализ конспектов уроков написания изложения, сочинения. |
|
|
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
2 |
|||||||||
1 |
Конспект по теме: «Обогащение речи школьников (словарного запаса и грамматического строя речи учащихся). Обучение слушанию и чтению как видам речевой деятельности». |
|
|
||||||||
Тема 3.12. Контроль за усвоением знаний по русскому языку |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
||||||||
1 |
Контроль за усвоением знаний учащихся по русскому языку. Опрос и его виды. |
2 |
2 |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
2 |
|||||||||
1 |
Конспект по теме: Контроль за сформированностью умений и навыков учащихся по русскому языку и их оценка. |
|
|
||||||||
Раздел 4. Литературоведение |
|
50 |
2 |
||||||||
Тема 4.1. Теория литературы |
Содержание учебного материала |
10 |
2 |
||||||||
1 |
Структура литературы как вида искусства: литературный род, литературный жанр. Виды жанров. |
2 |
2 |
||||||||
2 |
Структура литературного произведения: художественная речь, сюжет и фабула. |
2 |
2 |
||||||||
Практические работы |
4 |
|
|||||||||
1 |
Анализ жанрового своеобразия художественного текста. |
2 |
|
||||||||
2 |
Анализ элементов сюжета художественного произведения. |
2 |
|
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
2 |
|||||||||
1 |
Конспект по теме: «Структура литературного произведения: персонажи (герои), мотивы и приемы». |
|
|
||||||||
Тема 4.2. История русской и зарубежной литературы
|
Содержание учебного материала |
40 |
2 |
||||||||
1 |
Историко- культурный процесс рубежа XVIII – XIX веков. Литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм) в русской и зарубежной литературе первой половины XIX века. Зарождение русской литературной критики. |
2 |
2 |
||||||||
2 |
Периоды развития и представители русского романтизма. Становление реализма в русской и западноевропейской литературе. Творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова, О. Бальзака. |
2 |
2 |
||||||||
3 |
Проза и драматургия русской литературы второй половины XIX века. Жанровая специфика. Тематика, проблематика произведений. «Новые» люди в русской литературе. Споры об искусстве. Журналистика. Развитие европейской литературы. Творчество Ч. Диккенса, Г. Флобера. |
2 |
2 |
||||||||
4 |
Особенности повествования в прозе Н. С. Лескова, А. П. Чехова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. |
2 |
|
||||||||
5 |
Роман в русской литературе второй половины XIX века. Жанровое своеобразие. Лучшие образцы романа в творчестве И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. А. Гончарова. |
2 |
|
||||||||
6 |
Поэзия второй половины XIX века. Творчество Ф.И. Тютчева, А. А. Фета, А. К. Толстого, Н.А. Некрасова. |
2 |
|
||||||||
7 |
Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века. Творчество И.А. Бунина, А.И Куприна, А. М. Горького. |
2 |
|
||||||||
8 |
Серебряный век русской поэзии. Литературные направления: символизм, акмеизм, футуризм. Творчество А. А. Блока, В. Брюсова, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, К. Бальмонта, Н. Гумилева и других поэтов. |
2 |
|
||||||||
9 |
Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов. Поэзия М. Цветаевой, О.Э. Мандельштама. |
2 |
|
||||||||
10 |
Жанровое своеобразие прозы М.А. Булгакова, А.Н. Толстого, М.А. Шолохова. |
2 |
|
||||||||
11 |
Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. |
2 |
|
||||||||
12 |
Особенности развития литературы в 1950—1980-е годы. |
2 |
|
||||||||
13 |
Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции). |
2 |
|
||||||||
14 |
Основные направления развития современной литературы. |
2 |
|
||||||||
Практические работы |
6 |
2 |
|||||||||
1 |
Анализ произведений писателей «Серебряного века». |
|
|
||||||||
2 |
Анализ жанрового своеобразия русской литературы 1950—1980-х годов. |
|
|
||||||||
3 |
Характеристика «задержанной» и «возвращенной» литературы (произведений А. Солженицына, А. Бека, А. Рыбакова, В. Дудинцева, В. Войновича). Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. |
|
|
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. |
6 |
2 |
|||||||||
|
1 |
Исследование и подготовка реферата (сообщения, доклада) с презентацией по творчеству автора на предложенную тему. |
|
|
|||||||
2 |
Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Особенности массовой литературы конца ХХ—ХХI века». |
|
|
||||||||
3 |
Развитие традиций русской литературы в поэзии Б. Ахмадулиной, Т. Бек, Н. Горбаневской, А. Жигулина, В. Соколова, О. Чухонцева, А. Вознесенского, Н. Искренко, Т. Кибирова, М. Сухотина и др. |
|
|
||||||||
Раздел 5. Методика преподавания литературы в 5-6 классах |
|
60 |
2 |
||||||||
Тема 5.1. Литература как учебный предмет в школе |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||||||||
1 |
Предмет и задачи методики. Теоретические проблемы современной методической науки. Основные этапы развития методики преподавания литературы. |
2 |
2 |
||||||||
Тема 5.2. Этапы литературного образования в школе |
Содержание учебного материала |
4 |
|
||||||||
1 |
Литературное развитие учащихся. Критерии. Периоды развития читателя-школьника |
2 |
2 |
||||||||
2 |
Цели, задачи, содержание этапов литературного образования в школе. Программа по литературе для 5-6 классов. |
2 |
|
||||||||
Тема 5.3. Методы и приемы изучения литературы в школе. |
Содержание учебного материала |
10 |
|
||||||||
1 |
Чтение как метод изучения литературы в школе. Виды чтения. |
2 |
2 |
||||||||
2 |
Анализ как метод изучения литературы в школе. Приемы анализа художественного произведения. |
2 |
|
||||||||
3 |
Метод претворения литературных произведений в других видах искусства. Приемы. |
2 |
|
||||||||
Практические работы |
2 |
|
|||||||||
1 |
Анализ конспектов с точки зрения используемых методов и приемов. |
|
|
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. |
2 |
2 |
|||||||||
1 |
Конспект по теме: «Литературное творчество учащихся». |
|
|
||||||||
Тема 5.4. Этапы изучения литературного произведения. |
Содержание учебного материала |
10 |
2 |
||||||||
1 |
Этапы изучения литературного произведения с точки зрения их функций в процессе общения учеников с текстом. Вступительные занятия. |
2 |
2 |
||||||||
2 |
Разбор произведения. Виды разбора художественного произведения в школе. |
2 |
2 |
||||||||
Практические работы |
4 |
|
|||||||||
1 |
Анализ фрагментов вступительных, заключительных занятий. |
2 |
2 |
||||||||
2 |
Составление фрагментов уроков на этапе разбора текста. |
2 |
3 |
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
2 |
|||||||||
1 |
Конспект по теме: «Заключительные занятия в изучении художественного произведения». |
|
|
||||||||
Тема 5.5. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений на уроках литературы. |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
||||||||
1 |
Особенности восприятия читателями литературного произведения. Углубление восприятия текста в процессе анализа художественного произведения. |
2 |
2 |
||||||||
Практические работы |
2 |
3 |
|||||||||
1 |
Составление вопросов и заданий на осознание целостности произведения и его основных компонентов (по сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца») |
|
|
||||||||
Тема 5.6. Чтение и изучение художественных произведений в их родовой специфике. |
Содержание учебного материала |
12 |
2 |
||||||||
1 |
Проблема изучения художественного произведения с учетом своеобразия его рода и жанра. |
2 |
2 |
||||||||
2 |
Изучение эпических произведений |
2 |
|
||||||||
3 |
Изучение лирических произведений |
2 |
|
||||||||
Практические работы |
4 |
|
|||||||||
1 |
Анализ системы вопросов и заданий по изучению художественного произведения с точки зрения его родо-жанрового своеобразия. |
2 |
2 |
||||||||
2 |
Составление фрагментов урока с учетом родо-жанрового своеобразия изучаемого произведения |
2 |
3 |
||||||||
Самостоятельная работа |
2 |
2 |
|||||||||
1 |
Конспект по теме: «Изучение драматических произведений» |
|
|
||||||||
Тема 5.7. Теория литературы в школьном изучении. |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
||||||||
1 |
Место теории литературы в школьном литературном образовании Принципы и приемы изучения элементов теории литературы в школе. Содержание понятий по теории литературы в 5-6 классах. |
2 |
2 |
||||||||
Самостоятельная работа |
2 |
2 |
|||||||||
1 |
Конспект по теме: «Система изучения теоретико-литературных понятий в 5-6 классах («композиция», «художественный образ» и других)» |
|
|
||||||||
Тема 5.8. Развитие речи на уроках литературы |
Содержание учебного материала |
12 |
2 |
||||||||
1 |
Проблемы речевого развития. Подходы в развитии речи учащихся в связи с изучением литературы. Ведущие принципы формирования и совершенствования речевой деятельности. |
2 |
|
||||||||
2 |
Основные направления работы по развитию речи учащихся. |
2 |
|
||||||||
3 |
Уроки развития письменной речи в системе изучения литературной темы |
2 |
|
||||||||
Практические работы |
2 |
2 |
|||||||||
1 |
Написание сочинения на одну из предложенных тем. |
|
|
||||||||
Самостоятельная работа |
4 |
2 |
|||||||||
|
1 |
Конспект по теме: «Уроки развития устной речи в системе изучения литературной темы» |
2 |
|
|||||||
2 |
Разработка конспекта урока обучающего сочинения с использованием материала сочинения, написанного лично. |
2 |
|
||||||||
Тема 5.9. Внеклассное чтение по литературе |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||||||||
1 |
Методы и приемы формирования читательской самостоятельности учащихся на уроках внеклассного чтения. |
2 |
2 |
||||||||
Итоговая аттестация |
|
2 |
|
||||||||
|
ИТОГО |
270 |
|
||||||||
4. Условия реализации программы профессиональной подготовки
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных дисциплин
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству слушателей;
- рабочее место преподавателя;
- комплекты учебно-наглядных пособий;
- наглядные и электронные пособия;
- методические разработки уроков и мероприятий.
Технические средства обучения:
- Компьютер;
- Мультимедийное оборудование;
- DVD-плейер;
- Телевизор.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Русский язык в таблицах. Штоль, А.А. Сибирское университетское издательство 2006 г. 160 с. http://www.knigafund.ru/books/178120.
2. Русский язык. Подготовка к централизованному тестированию "с нуля" Мормыш, Л. С., Павлюченко. Т. А. Тетра Системс 2012 г. 320 с. http://www.knigafund.ru/books/182504.
3. Русский язык: таблицы, схемы, упражнения. Для поступающих в вузы. Долбик. Е. Е., Леонович, В. Л., Саникович, В. А. Высшая школа 2012 г. 312 с. http://www.knigafund.ru/books/183425.
4. Бабайцева, В.В. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. М., 1981. (Библиотека УлГПУ).
5. Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева; Л.Д. Чеснокова. 17-е изд., перераб. М.: Дрофа, 2008. 319 с. (Библиотека УлГПУ).
6. Валгина, Н.С. Современный русский язык. Пунктуация. М., 1989. (Библиотека УлГПУ).
7. Виды разбора на уроках русского языка: Пособие для учителей. 2-е изд., перераб. М., 1985. (Библиотека УлГПУ).
8. Голуб, И. Б. Уроки русской орфографии. О сложном просто и легко: учебное пособие. М.: Логос, 2002. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru). 9. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М., 1976. (Библиотека УлГПУ).
10. Кайдалова, А.И., Калинина, И.К. Современная русская орфография. М., 1998 (Библиотека УлГПУ).
11. Практическая грамматика на уроках русского языка. Состав слова и словообразование. Имя существительное. Имя прилагательное, Ч. 1. Лексика. Зикеев, А. Г. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2003г. 160с. http://www.knigafund.ru/books/179924
12. Практическая грамматика на уроках русского языка: предлог, союз, частица, Ч. 4. Служебные части речи. Зикеев, А. Г. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2003 г. 255 с. http://www.knigafund.ru/books/180165
13. Практическая грамматика на уроках русского языка Состав слова и словообразование. Имя существительное. Имя прилагательное, Ч. 1. Лексика. Зикеев, А. Г. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2003 г. 160 с. http://www.knigafund.ru/books/179924
14. Введение в методику обучения литературе: учебное пособие Романичева, Е. С., Сосновская, И. В. Флинта 2012 г. 205 с. http://www.knigafund.ru/books/179260
15. Теория литературы: учебник Крупчанов, Л. М. Флинта 2012 г. 360 с. http://www.knigafund.ru/books/179431
16. Теория литературы: ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие. Мандель, Б. Р. Директ-Медиа 2014 г. 650 с. http://www.knigafund.ru/books/184393
17. Современный русский язык: история, теория, практика и культура речи: учебник. Кн. 1. Иллюстрированный учебник. Мандель, Б. Р. Директ-Медиа 2014 г. 490 с. http://www.knigafund.ru/books/182714
18. Современный русский язык. Лексикология : теория, тренинг, контроль:
учебное пособие. Кузьмина, Н. А. Омский государственный университет 2010 г. 340 с. http://www.knigafund.ru/books/177718
19. Современный русский язык. Фонетика. Орфоэпия: учебное пособие. Малышева, Е. Г., Рогалева, О. С. Омский государственный университет 2012 г. 172 с. http://www.knigafund.ru/books/178380. 20.
20. Современный русский язык. Морфемика, словообразование, морфология: учебно-методический комплекс. Малышева, Е. Г., Рогалева, О. С. Омский государственный университет 2013 г. 302 с. http://www.knigafund.ru/books/178935
Дополнительные источники:
1. Артемьева, О.Н., Зуева, С.В. Сжатое изложение в 5-9 классах. Ульяновск, 2011. 80 с. (Библиотека УлГПУ).
2. Воителева, Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учебное пособие для вузов. М.: Дрофа, 2006. 319 с. (Библиотека УлГПУ).
3. Зуева, С.В. Практические занятия по теории и методике обучения русскому языку: Учебное пособие / С.В. Зуева. Ульяновск: УлГПУ, 2011. 125 с. (Библиотека УлГПУ).
4. Литневская, Е.И., Багрянцева, В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для слушателей высших учебных заведений / Под ред. Е.И. Литневской. М.: Акад. проект, 2006. 588 с. (Библиотека УлГПУ).
5. Методика преподавания русского языка в школ: [учеб. для пед. вузов по пед. спец.] / [М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов]; под ред. М.Т. Баранова, М.: Академия, 2001. 361 с. (Библиотека УлГПУ).
6. Аванесов, В.С. Форма тестовых заданий: учеб. пособие. – М., 2006.
7. Айзерман, Л.С. «Гроза» без грозы // Русская словесность. – 2007. – № 2. – С. 13-20.
8. Антипова, A.M. Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы. – М., 2003.
9. Барская, Н.А. Наши дети и художественная литература. – М., 2005.
10. Бейлинсон, В.Г. Арсенал образования. Учебные книги: проектирование и конструирование. – М. 2005. – С. 13–41.
11. Беляева, Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся. – М., 2005.
12. Браже, Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. – СПБ., 2002.
13. Войтов, А.Г. Учебная наглядность. – 3-е изд. – М., 2010.
14. Гогиберидзе, Г.М. Диалог культур в системе литературного образования.
М., 2003.
15. Граник, Г.Г., Концевая, Л.А. Драматурги, драматургия, театр. – М., 2001. – С. 294-308.
16. Граник, Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. – М., 2007.
17. Гузеев, В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе // Народное образование. – 2002. – № 9.
18. Гуковский, Г.А. Изучение литературного произведения в школе (методологические очерки о методике). – Тула, 2002.
19. Доманский, В.А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе. – М., 2002.
20. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 2002.
21. Журавлев, В.П. Звучащая учебная книга. Фонохрестоматия как компонент учебно-методического комплекта // Литература в школе. -2007. – № 12. – С. 20-22. Современный русский язык: учеб. для вузов по фил. спец./ Н. С. Валги- на, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина
22. Валгина, Н. С..; под ред. Н. С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп.. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
23. Бондарко, Л.В. Звуковой строй современного русского языка. / Л.В. Бондарко – М.: Просвещение, 1977 – 176 с.
24. Бондарко, Л. В.. Основы общей фонетики: Учеб. пособие для лингвистических и фило- логических спец./ Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, М. В. Гордина. - 4-е изд., испр.. - М.; СПб.: Академия: Филологический факультет СПбГУ, 2004. - 160 с.
25. Брызгунова, Е.А. Звуки и интонация русской речи. 3-е изд. / Е.А Брызгунова. – М.: Русский язык, 1977. – 194 с.
26. Брызгунова, Е.А. Интонация // Русская грамматика / Гл. ред. Н.Ю. Шведова. – М., 1980. – Т. 1. – С. 96-122.
27. Буланин, Л.Л. Фонетика современного русского языка. / Л.Л. Буланин– М.: Высшая школа, 1970. – 206 с.
28. Ганиев, Ж. В.. Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учебное пособие/ Ж. В. Ганиев. - М.: Флинта: Наука, 2012.
29. Зиндер, Л.Р. Бодуэн, Щерба и истоки фонологической теории Трубецкого. // ВЯ. 1994. № 4. 1
Интернет-ресурсы:
1. Информационно-поисковая система по методике преподавания литературы
//metlit.nm.ru/
2. Единый образовательный портал http: //www.edu.ru
3. Российский общеобразовтельный портал http: http:/school.edu.ru
4. Alexander Vasiliev, St. Petersburg. Всем, кто учится / Образовательные ресурсы Интернета. Русский язык URL: http://www.alleng.ru/edu/ruslang2.htm
5. Грамота.ру: справочно-информационный портал «Русский язык»
URL:http://www. gramota.ru
6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов URL:http://school-db.informika.ru
7. Электронные учебники URL: http:// homepages.tvers
8. Alexander Vasiliev, St. Petersburg. Всем, кто учится / Образовательные ресурсы Интернета. Русский язык URL: http://www.alleng.ru/edu/ruslang2.htm
9. Грамота.ру: справочно-информационный портал «Русский язык» URL:http://www. gramota.ru
10. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов URL:http://school-db.informika.ru
11. Электронные учебники URL: http:// homepages.tvers
5. Контроль и оценка результатов освоения программы профессиональной подготовки
Формы и методы контроля и оценки результатов формирования профессиональных компетенций при освоении программы профессиональной подготовки
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
Определять цели и задачи, планировать уроки. |
Способность обосновывать цели и задачи урока. Соответствие конспектов уроков существующим требованиям. |
Текущий контроль в форме: - защиты конспектов, практических занятий; - контрольных работ; - тестирования; - устного опроса; - анализа урока; -проверки письменных работ учащихся; - презентации результатов выполнения заданий.
|
Проводить уроки. |
Соответствие проводимых уроков требованиям методики их проведения. Способность организовывать самостоятельную деятельность обучающихся по достижению целей урока. Достижение целей урока. |
|
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. |
Обоснованность выбора форм и методов контроля. Обоснованность критериев оценки формирования знаний, умений и навыков. Демонстрация видов и форм контроля. |
|
Анализировать уроки. |
Выполнение качественного и количественного анализа результатов учебно-производственного процесса; Демонстрация анализа урока на основе выбранных методик. Планирование корректировочных мероприятий по результатам анализа. |
|
Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования. |
Качество ведения планирующей, учетной и отчетной документации в соответствии с методическими требованиями (положениями и инструкциями). Использование программных комплексов электронного администрирования для ведения учетной и отчетной документации учителя начальных классов. Соблюдение структуры и соответствие содержания программам начального общего образования. |
Формы и методы контроля и оценки результатов формирования общих компетенций и обеспечивающих их умений при освоении программы профессиональной подготовки
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
Обоснование профессиональных функций учителя начальных классов. Результативность участия в учебно-исследовательской работе. |
Наблюдение и оценка результатов практических занятий, результатов самостоятельной работы.
|
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
Способность планировать собственную деятельность в соответствии с целями и задачами образовательного процесса. Обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения учебных задач. Способность оценивать эффективность собственной деятельности по качественным и количественным показателям. |
Решение ситуационных задач, наблюдение и оценка на практических занятиях
|
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
Прогнозирование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса. Принятие педагогически целесообразных решений в нестандартных учебных ситуациях |
Решение ситуационных задач; наблюдение и оценка на практических занятиях,
|
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
Использование различных источников, в т. ч. электронных, для поиска необходимой информации. Анализ и отбор информации, необходимой для организации учебного процесса. Эффективность поиска информации в работе с обучающимися. |
Наблюдение и оценка результатов практических занятий, результатов самостоятельной работы.
|
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
Использование информационно-коммуникационных технологий для планирования, организации, учета и контроля образовательного процесса.
|
Наблюдение и оценка результатов практических занятий, результатов самостоятельной работы.
|
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
Педагогически целесообразное взаимодействие с коллегами, руководством ОУ.
|
|
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
Способность формулировать цели, проектировать способы мотивации, организации и контроля деятельности обучающихся в образовательном процессе. Способность корректировать собственную деятельность на основе ее анализа. |
Наблюдение, оценка и самоанализ в процессе освоения программы |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Организация самостоятельной работы при освоении программы профессиональной подготовки. Планирование мероприятий по повышению личностного и профессионального уровня. |
Самоанализ по результатам самостоятельной работы. |
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
Систематический анализ инноваций в области профессиональной подготовки. Использование элементов инновационных педагогических технологий при организации образовательного процесса. |
Наблюдение и оценка результатов практических занятий, результатов самостоятельной работы.
|
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. |
Разработка технологической карты урока с учетом мероприятий по охране труда. |
Наблюдение и оценка в процессе освоения программы профессиональной подготовки |
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих. |
Соблюдение правовых норм, регулирующих планирование и организацию образовательного процесса. |
Наблюдение и оценка в процессе освоения программы профессиональной подготовки |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
Соблюдение требований производственной дисциплины.
|
Наблюдение и оценка в процессе освоения программы профессиональной подготовки |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.