Программа профессиональной подготовки по направлению "Обучение русскому языку и литературе в 5-6 классах"

  • docx
  • 12.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа профессиональной подготовки.docx

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ

«ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

В 5-6 КЛАССАХ»

 

 

 

 

Разработчик:

          преподаватель Попова С. В.

 

 

 

 

 

 

 

2023

 

Рабочая программа профессиональной подготовки по направлению «Обучение русскому языку и литературе в 5-6 классах».

Нормативный срок освоения программы 270 часов при очной форме подготовки. Квалификация выпускника: Учитель русского языка и литературы».

 

Организация-разработчик:

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»

 

Разработчик:

          Попова С. В., преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.............................................................

4

2. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.................................

5

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.....................

 

10

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ...............................................

 

21

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ……………

 

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

 

Нормативную правовую основу разработки программы профессиональной подготовки по направлению «Обучение русскому языку и литературе в 5-6 классах»

составляют:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

Федеральный закон от 213)7,2007 № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования»;

Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 г.№ 287-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»;

Общероссийский классификатор профессий рабочих, служащих, ОК 016-94, 01.11.2005г.;

Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 г.  № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 18.04.2013 г. № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».

Срок освоения программы профессиональной подготовки по направлению «Обучение русскому языку и литературе в 5-6 классах» составляет 270 академических часов.

 

 

 

 

 

2. Квалификационная характеристика

 

В результате освоения программы профессиональной подготовки по направлению «Обучение русскому языку и литературе в 5-6 классах» выпускник должен

знать:

- основные законодательные и нормативные акты в области образования: структуру и виды нормативных правовых актов, регламентирующих организацию образовательного процесса; управление образованием, государственной контроль образовательной и научной деятельности образовательных учреждений и организаций; основные положения Конвенции ООН о правах ребенка и Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

-  комплекс научной и специальной информации по вопросам теории и практики педагогики;

- индивидуальные стили познавательной деятельности;

- формы, методы и приемы для организации образовательной среды;

- связь педагогики с другими науками, ее проблемную область;

- особенности социального партнерства в системе образования;

- способы профессионального самопознания и саморазвития;

          - социальные закономерности, воздействующие на поведение людей;  

    - особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой влияние социальных процессов на социальное развитие личности, ее социальную позицию;

    - определение информации, информационного общества;

    - современную информационную картину мира в образовательной и профессиональной деятельности;

    - основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации;

    -  методы соблюдения требований информационной безопасности;

- общие закономерности возникновения, функционирования языковой системы; внешние и внутренние законы развития языка; основные его функции;  

- основные вопросы фонетики, этапы развития письма, важнейшие вопросы лексикологии и грамматики;

- соотношение языка и речи как двух аспектов речевой деятельности человека;

- строение современной системы русского литературного языка,

- основные понятия методики обучения русскому языку как предмета преподавания в средней школе;

- основные принципы работы с языковым материалом;

- особенности работы над произведениями разных жанров;

- психолого-лингвистические основы развития орфографического и пунктуационного навыков учащихся;

- методику работы по предупреждению и исправлению речевых, орфографических и пунктуационных ошибок;

- основные направления и научные концепции современного литературоведения;

- основные литературоведческие термины и методики филологического анализа и интерпретации текста;

- специфические особенности литературы как одной из важных оставляющих культуры и искусства слов;

- содержание и основные положения литературоведческих исследований, посвященных как творчеству отдельного писателя, так и литературному процессу эпохи в целом;

- содержание и художественные особенности литературных произведений, этапы историко-литературного процесса;

-  основные стратегии интерактивного чтения.

 

 

           уметь:

- оценивать качество реализуемых программ на основе действующих нормативно-правовых актов, анализировать нормативно-правовые акты в области образования и выявлять возможности противоречия;

- использовать полученные знания для оказания практической правовой помощи ребенку в области социальной защиты, осуществления сотрудничества с органами правопорядка и социальной защиты населения;

-  использовать различные формы, методы и приемы для организации творческой образовательной среды;

- организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности;

-  использовать современные информационные технологии для организации деятельности обучающихся;

-  использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

-  учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

- применять знания по психологии при решении педагогических задач;

- выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся;

- определять место и сущность информационных процессов в современном обществе; 

- применять различные методы обработки информации; работать с компьютером как средством управления информацией; 

- характеризовать языковые явления в соответствии с их принадлежностью к определённому уровню языковой организации;

- производить лингвистический анализ языковых единиц;

- находить нужную информацию о языке и языковых единицах в словарях разных типов;

- терминологически правильно (на уровне современной науки о языке) определять любую лексическую, фонетическую, грамматическую категорию, соотносить понятийный аппарат дисциплины с фактами языка;

- реализовывать основные этапы работы над художественным произведением;

- формировать у учащихся навыки культуры речевого общения;

- анализировать содержание программ по русскому языку и литературе,

- правильно реализовать требования программ, методические возможности учебников и пособий в учебной работе;

- подготавливать и проводить с учащимися различные виды сочинений и изложений, рассказы и пересказы, выразительное чтение, различные виды диктантов, лингвистический анализ;

-  использовать наглядные пособия, технические средства обучения, обеспечивая высокую познавательную активность и самостоятельность учащихся; 

- самостоятельно планировать изучение разделов и тем русского языка; - оценивать знания, умения и навыки учащихся;

- анализировать и классифицировать причины речевых, орфографических и других ошибок, организовывать работу над их устранением и предупреждением;

- соотносить материал по методике преподавания русского языка со знаниями по педагогике, психологии, языкознанию, литературоведению;

- самостоятельно подбирать и правильно использовать учебный материал на уроках русского языка;

- обоснованно выбирать методы и методические приемы обучения русскому языку;

 - анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление;

- осуществлять лингвистическую интерпретацию и анализ художественных текстов разных жанров;

- определять художественное значение литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи;    

- выбирать из нескольких вариативных учебных программ адекватную образовательным запросам обучающихся;

-ориентироваться в подходах к решению проблем литературного образования;

- использовать методики обучения чтению текстов разных видов;

- пользоваться научной и справочной литературой, библиографическими источниками и современными поисковыми системами;  

- применять полученные знания в научно-исследовательской и других видах деятельности;

- демонстрировать способность и готовность к практическому применению полученных знаний при решении профессиональных задач, к устной и письменной коммуникации;

- использовать знания для установления межличностного контакта в социально-культурной, профессиональной (учебной, научной, производственной и др.) сферах и ситуациях человеческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3. Тематический план и содержание обучения по программе профессиональной подготовки

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Русский язык и литература в условиях современной образовательной среды

 

34

2

Тема 1.1. Нормативно-правовые основы образовательной деятельности

Содержание учебного материала

4

2

1

 

Основы нормативно-правовой образовательной деятельности. Образовательная политика Российской Федерации. Образовательные правоотношения. Федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы как содержательный компонент образовательной деятельности.

2

2

2

Управление сферой образования. Правовые основы деятельности образовательной организации. Основы правового регулирования трудовых отношений в сфере образования. Правовой статус ребенка и его родителей в сфере образовательных отношений.

2

2

Тема 1.2. Педагогика. Дидактика.

Содержание учебного материала

12

2

1

Педагогика как наука, ее объект. Образование как общественное явление и как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики       с другими науками. Понятие     методологии педагогической         науки. Методологическая культура педагога.

2

2

Практические работы

4

2

1

Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения.

 

 

2

Характеристика ФГОС. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

6

2

 

1

Конспекты по темам: «Методы обучения», «Современные модели организации обучения. Авторские школы», «Инновационные образовательные процессы», «Классификация средств обучения».

2

 

2

Конспекты по темам: «Базовые теории воспитания и развития личности», «Закономерности, принципы и направления воспитания», «Система форм и методов воспитания».

2

 

3

Конспекты по темам: «Функции и основные направления деятельности классного руководителя», «Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании», «Коллектив как объект и субъект воспитания».

2

 

Тема 1.3. Психология в образовательном процессе

Содержание учебного материала

12

2

1

Психология как наука. Общие представления о психике и сознании человека.

2

2

2

Представления о личности в психологии. Зарубежные и отечественные теории личности.

2

2

3

Психологическая характеристика деятельности.

2

2

Практические работы

2

2

1

Характеристика познавательных психических процессов.

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

4

2

1

Конспекты по темам: «Понятие о речи и языке», «Понятие о темпераменте».

 

 

2

Конспекты по темам: «Характер человека», «Понятие о способностях человека».

 

 

Тема 1.4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании

Содержание учебного материала

6

2

1

Понятие информационных и коммуникационных технологий. Цели и задачи информатизации образования.

2

2

2

Этапы информатизации образования. Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением. Роль Интернет-технологий в учебном процессе.

2

 

Практические работы

2

2

1

Характеристика основных направлений использования ИКТ в учебном процессе; средств ИКТ в системе образования. Определение проблем использования ИКТ в образовании.

 

 

Раздел 2. Современный русский литературный язык

 

80

2

Тема 2.1. Язык и речь. Функциональные стили речи. Текст.

Содержание учебного материала

6

2

1

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

2

2

2

Функциональные стили речи. Текст как произведение речи. Признаки, структура, типы текста. Сложное синтаксическое целое.

2

 

Практические работы

2

2

1

Характеристика стиля текста

 

 

Тема 2.2.  Лексика, фразеология.

Содержание учебного материала

4

2

1

Лексическое и грамматическое значения слова. Основные лексические единицы. Классификация лексики по происхождению, употреблению, активному и пассивному составу. Фразеологизмы. Происхождение.

2

2

Практические работы

2

2

1

Лексический анализ текста

 

 

Тема 2.3.  Фонетика, орфоэпия.

Содержание учебного материала

6

2

1

Фонетика, орфоэпия как разделы языкознания. Фонетические единицы. Звук и фонема. Ударение. Фонетический разбор слова. Интонационное богатство русской речи.

2

2

Практические работы

2

2

1

Анализ позиционных изменений согласных и гласных звуков.

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

2

2

1

Фонетико-графический анализ. Транскрибирование слов и предложений.

 

 

Тема 2.4. Графика. Орфография.

Содержание учебного материала

6

2

1

Графика. Русский алфавит. Буквы и звуки. Обозначение фонем.

2

2

Практические работы

2

2

1

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, Ъ и Ь, О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . И – Ы после приставок.

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

2

2

1

Выполнение упражнений на правописание орфограмм.

 

 

Тема 2.5. Морфемика, словообразование, орфография.

Содержание учебного материала

10

2

1

Морфемика как раздел языкознания. Понятие морфемы как значимой части слова. Виды морфем. Многозначность, синонимия и антонимия морфем.

2

2

2

Словообразование как раздел языкознания. Способы образования знаменательных частей речи.

2

 

3

Морфемный и словообразовательный разборы слов.

2

 

Практические работы

2

2

1

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ- / ПРЕ-. Правописание сложных слов.

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

2

2

1

Выполнение орфографического анализ текста, морфемного и словообразовательного анализа слов.

 

 

Тема 2.6. Грамматика и пунктуация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

48

2

1

Знаменательные части речи. Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного.

2

2

2

Склонение, словообразование имени существительного. Правописание падежных окончаний, суффиксов. Морфологический разбор.

2

2

3

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степени сравнения имен прилагательных.

2

2

4

Склонение, словообразование имени прилагательного. Правописание падежных окончаний, суффиксов. Морфологический разбор.

2

2

5

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных.

2

2

6

Склонение, правописание имен числительных. Морфологический разбор.

2

2

7

Местоимение как часть речи. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор.

2

 

8

Глагол как часть речи. Грамматические признаки: вид, возвратность, переходность, спряжение. Неопределенная форма глагола. Словообразование глагола.

2

 

9

Формы наклонения, времени, рода, числа и лица глагола. Морфологический разбор.

2

 

10

Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Грамматические признаки. Образование. Морфологический разбор.

2

 

11

Наречие как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Образование. Морфологический разбор.

2

 

12

Служебные части речи. Междометия.

2

 

13

Синтаксис и пунктуация как разделы языкознания. Словосочетание как единица синтаксиса.

2

 

14

Простое предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения.

2

 

15

Простое осложненное предложение. Виды осложнения. Однородные члены и знаки препинания при них. Синтаксический разбор простого предложения.

2

 

16

Сложное предложение. Типы. Союзные сложные предложения. Знаки препинания

2

 

17

Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания. Синтаксический разбор сложного предложения.

2

 

Практические работы

8

2

1

Употребление и правописание глагольных форм.

2

 

2

Пунктуационный анализ предложений с грамматически не связанными членами, с однородными членами.

2

 

3

Синтаксический разбор простого осложненного и разных типов сложного предложения.

2

 

4

Пунктуационный анализ сложных предложений.

2

 

Самостоятельная работа обучающихся

6

2

 

1

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий.

2

 

2

Слитные, раздельные, дефисные написания наречий.

2

 

3

Пунктуация при обособленных определениях, приложениях, дополнениях, обстоятельствах.

2

 

Раздел 3. Методика преподавания русского языка в 5-6 классах.

 

44

 

Тема 3.1. Методика преподавания русского языка как наука.

Содержание учебного материала

 

2

2

1

Предмет и задачи методики. Связь методики с другими науками. Методы исследования в методике преподавания.    

2

 

Тема 3.2. Русский язык как учебный предмет

Содержание учебного материала

2

2

1

Специальные и общепредметные цели обучения русскому языку в школе. Развитие школьников в учебном процессе.

2

 

Тема 3.3. Содержание работы по русскому языку в средней школе

Содержание учебного материала

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

2

1

Конспект по теме: «Знания о языке, языковые умения и способы деятельности с языковыми явлениями. Принципы отбора знаний и умений учащихся для школьного курса русского языка».

 

 

Тема 3.4. Структура современного школьного курса русского языка

Содержание учебного материала

2

2

1

Состав и структура программ по русскому языку. Программа линейная и линейно-ступенчатая.

2

 

Тема 3.5. Средства обучения русскому языку. Особенности действующих учебников по русскому языку.

Содержание учебного материала

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

2

1

Конспект по теме: «Учебник как ведущее средство обучения. Лингвистическая база учебников».

 

 

Тема 3.6. Средства наглядности в обучении русскому языку

Содержание учебного материала

2

2

1

Виды наглядности: слуховая, зрительная, зрительно-слуховая. Мультимедийная наглядность. Методические рекомендации  их использования.

2

 

Тема 3.7. Организация учебного процесса по русскому языку

Содержание учебного материала

4

2

1

Планирование учебного материала. Урок русского языка, его типы. Условия эффективного проведения уроков.

2

2

Практические работы

2

2

1

Анализ конспектов различных типов уроков русского языка.

 

 

Тема 3.8. Изучение фонетики, лексики и грамматики

Содержание учебного материала

8

2

1

Цели изучения разделов науки о языке. Содержание работы, направленной на изучение разделов науки о языке. Принципы методики изучения знаний о языке и предпосылки этой работы.

2

2

2

Методика работы над новыми языковыми явлениями.

2

2

Практические работы

2

2

1

Составление фрагментов уроков изучения языковых понятий.

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

2

2

1

Конспект по теме: «Методы формирования учебно-языковых умений (упражнения)»

 

 

Тема 3.9. Методика орфографии

Содержание учебного материала

6

2

1

Цели обучения орфографии и ее место в школьном курсе русского языка. Содержание и предпосылки работы по орфографии в 5 – 6 классах. Принципы методики орфографии. Методика работы по орфографии в 5-6 классах.

2

2

Практические работы

2

2

1

Составление фрагментов уроков изучения орфографических правил.

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

2

2

1

Конспект по теме: «Работа над орфографическими ошибками учащихся»

 

 

Тема 3.10. Методика пунктуации

Содержание учебного материала

4

2

1

Лингвистические основы и принципы работы по пунктуации. Содержание работы по пунктуации в 5-6 классах. Ознакомление учащихся с пунктуационными понятиями. Методика работы над пунктуационным правилом и пунктуационными ошибками.

2

2

Практические работы

2

2

1

Составление фрагментов уроков изучения пунктуационных правил.

 

 

Тема 3.11. Развитие речи учащихся

Содержание учебного материала

6

2

1

Овладение нормами литературного языка. Обучение устной и письменной речи (развитие связной речи).

2

2

Практические работы

2

2

1

Анализ конспектов уроков написания изложения, сочинения.

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

2

2

1

Конспект по теме: «Обогащение речи школьников (словарного запаса и грамматического строя речи учащихся). Обучение слушанию и чтению как видам речевой деятельности».

 

 

Тема 3.12. Контроль за усвоением знаний по русскому языку

Содержание учебного материала

4

2

1

Контроль за усвоением знаний учащихся по русскому языку. Опрос и его виды.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

2

1

Конспект по теме: Контроль за сформированностью умений и навыков учащихся по русскому языку и их оценка.

 

 

Раздел 4. Литературоведение

 

50

2

Тема 4.1. Теория литературы

Содержание учебного материала

 10

2

1

Структура литературы как вида искусства: литературный род, литературный жанр. Виды жанров.

2

2

2

Структура литературного произведения: художественная речь, сюжет и фабула.

2

2

Практические работы

4

 

1

Анализ жанрового своеобразия художественного текста.

2

 

2

Анализ элементов сюжета художественного произведения.

2

 

Самостоятельная работа обучающихся

2

2

1

Конспект по теме: «Структура литературного произведения: персонажи (герои), мотивы и приемы».

 

 

Тема 4.2. История русской и зарубежной литературы

 

Содержание учебного материала

40

2

1

Историко- культурный процесс рубежа XVIII – XIX веков. Литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм) в русской и зарубежной литературе первой половины XIX века. Зарождение русской литературной критики.

2

2

2

Периоды развития и представители русского романтизма. Становление реализма в русской и западноевропейской литературе. Творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова, О. Бальзака.

2

2

3

Проза и драматургия русской литературы второй половины XIX века. Жанровая специфика. Тематика, проблематика произведений. «Новые» люди в русской литературе. Споры об искусстве. Журналистика. Развитие европейской литературы. Творчество Ч. Диккенса, Г. Флобера.

2

2

4

Особенности повествования в прозе Н. С. Лескова, А. П. Чехова, М. Е. Салтыкова-Щедрина.

2

 

5

Роман в русской литературе второй половины XIX века. Жанровое своеобразие. Лучшие образцы романа в творчестве И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. А. Гончарова.

2

 

6

Поэзия второй половины XIX века. Творчество Ф.И. Тютчева, А. А. Фета, А. К. Толстого, Н.А. Некрасова.

2

 

7

Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века. Творчество И.А. Бунина, А.И Куприна, А. М. Горького.

2

 

8

Серебряный век русской поэзии. Литературные направления: символизм, акмеизм, футуризм. Творчество А. А. Блока, В. Брюсова, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, К. Бальмонта, Н. Гумилева и других поэтов.

2

 

9

Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов. Поэзия М. Цветаевой, О.Э. Мандельштама.

2

 

10

Жанровое своеобразие прозы М.А. Булгакова, А.Н. Толстого, М.А. Шолохова.

2

 

11

Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

2

 

12

Особенности развития литературы в 1950—1980-е годы.

2

 

13

Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции).

2

 

14

Основные направления развития современной литературы.

2

 

Практические работы

6

2

1

Анализ произведений писателей «Серебряного века».

 

 

2

Анализ жанрового своеобразия русской литературы 1950—1980-х годов.

 

 

3

Характеристика «задержанной» и «возвращенной» литературы (произведений А. Солженицына, А. Бека, А. Рыбакова, В. Дудинцева, В. Войновича). Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе.

 

 

Самостоятельная работа обучающихся.

6

2

 

1

Исследование и подготовка реферата (сообщения, доклада) с презентацией по творчеству автора на предложенную тему.

 

 

2

Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Особенности массовой литературы конца ХХ—ХХI века».

 

 

3

Развитие традиций русской литературы в поэзии Б. Ахмадулиной, Т. Бек, Н. Горбаневской, А. Жигулина, В. Соколова, О. Чухонцева, А. Вознесенского, Н. Искренко, Т. Кибирова, М. Сухотина и др.

 

 

Раздел 5. Методика преподавания литературы в 5-6 классах

 

 

60

2

Тема 5.1. Литература как учебный предмет в школе

Содержание учебного материала

2

2

1

Предмет и задачи методики. Теоретические проблемы современной методической науки. Основные этапы развития методики преподавания литературы.

2

2

Тема 5.2. Этапы литературного образования в школе

Содержание учебного материала

4

 

1

Литературное развитие учащихся. Критерии. Периоды развития читателя-школьника

2

2

2

Цели, задачи, содержание этапов литературного образования в школе. Программа по литературе для 5-6 классов.

2

 

Тема 5.3. Методы и приемы изучения литературы в школе.

Содержание учебного материала

10

 

1

Чтение как метод изучения литературы в школе. Виды чтения.

2

2

2

Анализ как метод изучения литературы в школе. Приемы анализа художественного произведения.

2

 

3

Метод претворения литературных произведений в других видах искусства. Приемы.

2

 

Практические работы

2

 

1

Анализ конспектов с точки зрения используемых методов и приемов.

 

 

Самостоятельная работа обучающихся.

2

2

1

Конспект по теме: «Литературное творчество учащихся».

 

 

Тема 5.4. Этапы изучения литературного произведения.

Содержание учебного материала

10

2

1

Этапы изучения литературного произведения с точки зрения их функций в процессе общения учеников с текстом. Вступительные занятия.

2

2

2

Разбор произведения. Виды разбора художественного произведения в школе.

2

2

Практические работы

4

 

1

Анализ фрагментов вступительных, заключительных занятий.

2

2

2

Составление фрагментов уроков на этапе разбора текста.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

2

2

1

Конспект по теме: «Заключительные занятия в изучении художественного произведения».

 

 

Тема 5.5. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных

произведений на уроках литературы.

Содержание учебного материала

4

2

1

Особенности восприятия читателями литературного произведения. Углубление восприятия текста в процессе анализа художественного произведения.

2

2

Практические работы

2

3

1

Составление вопросов и заданий на осознание целостности произведения и его основных компонентов (по сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»)

 

 

Тема 5.6. Чтение и изучение художественных произведений в их родовой специфике.

Содержание учебного материала

12

2

1

Проблема изучения художественного произведения с учетом своеобразия его рода и жанра.

2

2

2

Изучение эпических произведений

2

 

3

Изучение лирических произведений

2

 

Практические работы

4

 

1

Анализ системы вопросов и заданий по изучению художественного произведения с точки зрения его родо-жанрового своеобразия.

2

2

2

Составление фрагментов урока с учетом родо-жанрового своеобразия изучаемого произведения

2

3

Самостоятельная работа

2

2

1

Конспект по теме: «Изучение драматических произведений»

 

 

Тема 5.7. Теория литературы в школьном изучении.

Содержание учебного материала

4

2

1

Место теории литературы в школьном литературном образовании Принципы и приемы изучения элементов теории литературы в школе. Содержание понятий по теории литературы в 5-6 классах.

2

2

Самостоятельная работа

2

2

1

Конспект по теме: «Система изучения теоретико-литературных понятий в 5-6 классах («композиция», «художественный образ» и других)»

 

 

Тема 5.8. Развитие речи на уроках литературы

 Содержание учебного материала

12

2

1

Проблемы речевого развития. Подходы в развитии речи учащихся в связи с изучением литературы. Ведущие принципы формирования и совершенствования речевой деятельности.

2

 

2

Основные направления работы по развитию речи учащихся.

2

 

3

Уроки развития письменной речи в системе изучения литературной темы

2

 

Практические работы

2

2

1

Написание сочинения на одну из предложенных тем.

 

 

Самостоятельная работа

4

2

 

1

Конспект по теме: «Уроки развития устной речи в системе изучения литературной темы»

2

 

2

Разработка конспекта урока обучающего сочинения с использованием материала сочинения, написанного лично.

2

 

Тема 5.9. Внеклассное чтение по литературе

Содержание учебного материала

2

2

1

Методы и приемы формирования читательской самостоятельности учащихся на уроках внеклассного чтения.

2

2

Итоговая аттестация

 

2

 

 

ИТОГО

270

 


4. Условия реализации программы профессиональной подготовки

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных дисциплин

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству слушателей;

- рабочее место преподавателя;

- комплекты учебно-наглядных пособий;

- наглядные и электронные пособия;

- методические разработки уроков и мероприятий.

Технические средства обучения:

- Компьютер;

- Мультимедийное оборудование;

- DVD-плейер;

- Телевизор.

 

4.2.   Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.    Русский язык в таблицах. Штоль, А.А. Сибирское университетское издательство 2006 г.  160 с. http://www.knigafund.ru/books/178120.

2.    Русский язык. Подготовка к централизованному тестированию "с нуля" Мормыш, Л. С., Павлюченко. Т. А.          Тетра Системс 2012 г.  320 с. http://www.knigafund.ru/books/182504.

3.    Русский язык: таблицы, схемы, упражнения. Для поступающих в вузы. Долбик. Е. Е., Леонович, В. Л., Саникович, В. А. Высшая школа 2012 г.  312 с. http://www.knigafund.ru/books/183425.

4.    Бабайцева, В.В. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. М., 1981. (Библиотека УлГПУ).

5.    Бабайцева, В.В.   Русский язык. Теория. 5-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева; Л.Д. Чеснокова. 17-е изд., перераб. М.: Дрофа, 2008. 319 с. (Библиотека УлГПУ).

6.    Валгина, Н.С. Современный русский язык. Пунктуация. М., 1989. (Библиотека УлГПУ).

7.    Виды разбора на уроках русского языка: Пособие для учителей. 2-е изд., перераб. М., 1985. (Библиотека УлГПУ).

8.    Голуб, И. Б. Уроки русской орфографии. О сложном просто и легко: учебное пособие. М.: Логос, 2002. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru). 9. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М., 1976. (Библиотека УлГПУ).

10.              Кайдалова, А.И., Калинина, И.К. Современная русская орфография. М., 1998 (Библиотека УлГПУ).

11.              Практическая грамматика на уроках русского языка. Состав слова и словообразование. Имя существительное. Имя прилагательное, Ч. 1. Лексика. Зикеев, А. Г. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2003г. 160с. http://www.knigafund.ru/books/179924

12.              Практическая грамматика на уроках русского языка: предлог, союз, частица, Ч. 4. Служебные части речи.  Зикеев, А. Г. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2003 г.  255 с. http://www.knigafund.ru/books/180165

13.              Практическая грамматика на уроках русского языка Состав слова и словообразование. Имя существительное. Имя прилагательное, Ч. 1. Лексика. Зикеев, А. Г. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2003 г. 160 с. http://www.knigafund.ru/books/179924

14.              Введение в методику обучения литературе: учебное пособие Романичева, Е. С., Сосновская, И. В. Флинта 2012 г.  205 с. http://www.knigafund.ru/books/179260

15.              Теория литературы: учебник Крупчанов, Л. М. Флинта 2012 г.  360 с. http://www.knigafund.ru/books/179431

         16. Теория литературы: ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие. Мандель, Б. Р. Директ-Медиа 2014 г.  650 с. http://www.knigafund.ru/books/184393

         17. Современный русский язык: история, теория, практика и культура речи: учебник. Кн. 1. Иллюстрированный учебник. Мандель, Б. Р. Директ-Медиа 2014 г.  490 с. http://www.knigafund.ru/books/182714

         18. Современный русский язык. Лексикология : теория, тренинг, контроль:

учебное пособие. Кузьмина, Н. А. Омский государственный университет 2010 г.  340 с. http://www.knigafund.ru/books/177718

19. Современный русский язык. Фонетика. Орфоэпия: учебное пособие. Малышева, Е. Г., Рогалева, О. С. Омский государственный университет 2012 г.  172 с. http://www.knigafund.ru/books/178380. 20.           

20. Современный русский язык. Морфемика, словообразование, морфология: учебно-методический комплекс. Малышева, Е. Г., Рогалева, О. С. Омский государственный университет 2013 г.  302 с. http://www.knigafund.ru/books/178935

Дополнительные источники:

1.    Артемьева, О.Н., Зуева, С.В. Сжатое изложение в 5-9 классах. Ульяновск, 2011. 80 с. (Библиотека УлГПУ).

2.    Воителева, Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учебное пособие для вузов. М.: Дрофа, 2006. 319 с. (Библиотека УлГПУ).

3.    Зуева, С.В. Практические занятия по теории и методике обучения русскому языку: Учебное пособие / С.В. Зуева. Ульяновск: УлГПУ, 2011. 125 с. (Библиотека УлГПУ).

4.    Литневская, Е.И., Багрянцева, В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для слушателей высших учебных заведений / Под ред. Е.И. Литневской. М.: Акад. проект, 2006. 588 с. (Библиотека УлГПУ).

5.    Методика преподавания русского языка в школ: [учеб. для пед. вузов по пед. спец.] / [М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов]; под ред. М.Т. Баранова, М.: Академия, 2001. 361 с. (Библиотека УлГПУ).

6.    Аванесов, В.С. Форма тестовых заданий: учеб. пособие. – М., 2006. 

7.    Айзерман, Л.С. «Гроза» без грозы // Русская словесность. – 2007. – № 2. – С. 13-20. 

8.    Антипова, A.M. Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы. – М., 2003.

9.    Барская, Н.А. Наши дети и художественная литература. – М., 2005.

10.     Бейлинсон, В.Г. Арсенал образования. Учебные книги: проектирование и конструирование. – М. 2005. – С. 13–41.

11.     Беляева, Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся. – М., 2005.

12.     Браже, Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. – СПБ., 2002.

13.     Войтов, А.Г. Учебная наглядность. – 3-е изд. – М., 2010.

14.     Гогиберидзе, Г.М. Диалог культур в системе литературного образования.

М., 2003.

15.     Граник, Г.Г., Концевая, Л.А. Драматурги, драматургия, театр. – М., 2001. – С. 294-308.

16.     Граник, Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая Л.А. Как  учить работать с книгой. – М., 2007.

17.     Гузеев, В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе // Народное образование. – 2002. – № 9.

18.     Гуковский,     Г.А.   Изучение    литературного     произведения      в              школе (методологические очерки о методике). – Тула, 2002. 

19.     Доманский, В.А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе. – М., 2002.

20.     Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 2002.

21.     Журавлев, В.П. Звучащая учебная книга. Фонохрестоматия как компонент учебно-методического комплекта // Литература в школе. -2007. – № 12. – С. 20-22.   Современный русский язык: учеб. для вузов по фил. спец./ Н. С. Валги- на, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина

22.     Валгина, Н. С..; под ред. Н. С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп.. - М.: Логос, 2002. - 528 с.

23.     Бондарко, Л.В. Звуковой строй современного русского языка. / Л.В. Бондарко – М.: Просвещение, 1977 – 176 с.

24.     Бондарко, Л. В.. Основы общей фонетики: Учеб. пособие для лингвистических и фило- логических спец./ Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, М. В. Гордина. - 4-е изд., испр.. - М.; СПб.: Академия: Филологический факультет СПбГУ, 2004. - 160 с. 

25.     Брызгунова, Е.А. Звуки и интонация русской речи. 3-е изд. / Е.А Брызгунова. – М.: Русский язык, 1977. – 194 с. 

26.     Брызгунова, Е.А. Интонация // Русская грамматика / Гл. ред. Н.Ю. Шведова. – М., 1980. – Т. 1. – С. 96-122.

27.     Буланин, Л.Л. Фонетика современного русского языка. / Л.Л. Буланин– М.: Высшая школа, 1970. – 206 с.

28.     Ганиев, Ж. В.. Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учебное пособие/ Ж. В. Ганиев. - М.: Флинта: Наука, 2012. 

29.     Зиндер, Л.Р. Бодуэн, Щерба и истоки фонологической теории Трубецкого. // ВЯ. 1994. № 4. 1

Интернет-ресурсы:  

1.                  Информационно-поисковая система по методике преподавания литературы

//metlit.nm.ru/

2.                  Единый образовательный портал http: //www.edu.ru

3.                  Российский общеобразовтельный портал http: http:/school.edu.ru

4.                  Alexander Vasiliev, St. Petersburg. Всем, кто учится / Образовательные ресурсы Интернета. Русский язык URL: http://www.alleng.ru/edu/ruslang2.htm

5.                  Грамота.ру:         справочно-информационный          портал «Русский язык»

URL:http://www. gramota.ru

6.                  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов URL:http://school-db.informika.ru

7.                  Электронные учебники URL:  http:// homepages.tvers     

8.                  Alexander Vasiliev, St. Petersburg. Всем, кто учится / Образовательные ресурсы Интернета. Русский язык URL: http://www.alleng.ru/edu/ruslang2.htm

9.                  Грамота.ру:         справочно-информационный          портал «Русский язык» URL:http://www. gramota.ru

10.              Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов URL:http://school-db.informika.ru

11.              Электронные учебники URL:  http:// homepages.tvers

5. Контроль и оценка результатов освоения программы профессиональной подготовки

 

Формы и методы контроля и оценки результатов формирования профессиональных компетенций при освоении программы профессиональной подготовки

 

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

 Определять цели и задачи, планировать уроки.

Способность обосновывать цели и задачи урока.

Соответствие конспектов уроков существующим требованиям.

Текущий контроль в форме:

- защиты конспектов, практических занятий;

- контрольных работ;

- тестирования;

- устного опроса;

- анализа урока;

-проверки письменных работ учащихся;

- презентации результатов выполнения заданий.

 

 

 

Проводить уроки.

Соответствие проводимых уроков требованиям методики их проведения.

 Способность организовывать самостоятельную деятельность обучающихся по достижению целей урока.

Достижение целей урока.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

Обоснованность выбора форм и методов контроля.

Обоснованность критериев оценки формирования знаний, умений и навыков.

Демонстрация видов и форм контроля.

Анализировать уроки.

Выполнение качественного и количественного анализа результатов учебно-производственного процесса;

Демонстрация анализа урока на основе выбранных методик.

Планирование корректировочных мероприятий по результатам анализа.

Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.

Качество ведения планирующей, учетной и отчетной документации в соответствии с методическими требованиями (положениями и инструкциями).

Использование программных комплексов электронного администрирования для ведения учетной и отчетной документации учителя начальных классов. Соблюдение структуры и соответствие содержания программам начального общего образования.

 

Формы и методы контроля и оценки результатов формирования общих компетенций и обеспечивающих их умений при освоении программы профессиональной подготовки

 

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Обоснование профессиональных функций учителя начальных классов.

Результативность участия в учебно-исследовательской работе.

Наблюдение и оценка результатов практических занятий,  

результатов самостоятельной работы.

 

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Способность планировать собственную деятельность в соответствии с целями и задачами образовательного процесса.

Обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения учебных задач.

Способность оценивать эффективность собственной деятельности по качественным и количественным показателям.

Решение ситуационных задач,

наблюдение и оценка на практических занятиях

 

 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Прогнозирование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса.

Принятие педагогически целесообразных решений в нестандартных учебных ситуациях

Решение ситуационных задач;

наблюдение и оценка на практических занятиях,

 

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Использование различных источников, в т. ч. электронных, для поиска необходимой информации.

Анализ и отбор информации, необходимой для организации учебного процесса.

Эффективность поиска информации в работе с обучающимися.

Наблюдение и оценка результатов практических занятий,  

результатов самостоятельной работы.

 

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Использование информационно-коммуникационных технологий для планирования, организации, учета и контроля образовательного процесса.

 

Наблюдение и оценка результатов практических занятий,  

результатов самостоятельной работы.

 

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Педагогически целесообразное взаимодействие с коллегами, руководством ОУ.

 

 

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Способность формулировать цели, проектировать способы  мотивации, организации и контроля деятельности обучающихся в образовательном процессе.

Способность корректировать собственную деятельность на основе ее анализа.

Наблюдение, оценка и самоанализ в процессе освоения программы

 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Организация самостоятельной работы при освоении программы профессиональной подготовки.

Планирование мероприятий по повышению личностного и профессионального уровня.

Самоанализ по результатам самостоятельной работы.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Систематический анализ инноваций в области профессиональной подготовки.

Использование элементов инновационных педагогических технологий при организации образовательного процесса.

Наблюдение и оценка результатов практических занятий,  

результатов самостоятельной работы.

 

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

Разработка технологической карты урока с учетом мероприятий по охране труда.

Наблюдение и оценка в процессе освоения программы профессиональной подготовки

Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

Соблюдение правовых норм, регулирующих планирование и   организацию образовательного процесса.

Наблюдение и оценка в процессе освоения программы профессиональной подготовки

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Соблюдение требований производственной дисциплины.

 

Наблюдение и оценка в процессе освоения программы профессиональной подготовки

 


 

Скачано с www.znanio.ru