Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Якшур-Бодьинская средняя общеобразовательная школа
Программа профильной смены
«Осенняя академия волонтёров»
для обучающихся МБОУ Якшур-Бодьинская СОШ
(возраст детей 12-15 лет)
Автор: Пушина Елена Анатольевна,
социальный педагог,
первой квалификационной категории
с. Якшур-Бодья
2020 год
Информационная карта программы
(для формирования открытого банка лучших программ профильных смен детского отдыха)
Полное название программы |
«Осенняя академия волонтёров» |
||||||||||||||||||
ФИО автора(ов), разработчика (коллектива) с указанием занимаемой должности |
Пушина Елена Анатольевна, социальный педагог |
||||||||||||||||||
Контактный телефон, электронный адрес |
89042798049, elenapushina76@mail.ru |
||||||||||||||||||
Полное наименование организации |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Якшур-Бодьинская средняя общеобразовательная школа (МБОУ Якшур-Бодьинская СОШ), 427100, Удмуртская Республика, Якшур-Бодьинский р-он, с. Якшур-Бодья, ул. Пушиной, д. 61 |
||||||||||||||||||
Направленность программы (согласно п.9 приказа Минобрнауки России №1008 от 29 августа 2013 г.) |
Социально-педагогическая |
||||||||||||||||||
Характеристика целевой группы (возраст детей, специфика, если есть (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ОВЗ, дети-инвалиды, из малообеспеченных семей и др.) |
Волонтёры 7в класса «Твой выбор», обучающиеся состоящие на учёте в ПДН ОМВД России по Якшур-Бодьинскому району |
||||||||||||||||||
Краткая аннотация содержания программы |
Профилактика безнадзорности и правонарушений неразрывно связана с необходимостью формирования у детей и подростков навыков организации собственного содержательного досуга, здорового образа жизни, социальной компетентности, правовой культуры. На практике эта программа сводится к целенаправленным занятиям, задача которых формирование навыков общения и принятия решений, сопротивления негативным влияниям сверстников, управления негативными эмоциями, а также навыков развития положительного самосознания и в результате отказ от деструктивного поведения. |
||||||||||||||||||
Обоснование актуальности программы |
Данная программа является продолжением работы по вовлечению подростков в добровольческое движение и главной целью предполагает профилактическую работу, пропаганду здорового образа жизни. |
||||||||||||||||||
Предполагаемый социальный эффект программы |
Вновь обученные участники программы продолжат развивать добровольческие инициативы; они не только осознают её социальную значимость, но и поймут, что те творческие умения и способности, которыми они получили в школьном лагере «Осенняя академия волонтёров» обладают и приносят реальную пользу нуждающимся в помощи людям. |
||||||||||||||||||
Цель и задачи программы, в соответствии с их актуальностью для целевых групп участников, родителей |
Цель программы– формирование практических знаний, умений, навыков по организации профилактической работы, через включение подростков в интерактивные формы деятельности. Задачи: 1. Развитие практических знаний, умений и навыков по организации работы. 2. Формирование умений и навыков здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения. 3. Формирование умений выстраивать конструктивные способы взаимодействия и умение сотрудничать с коллективом сверстников. 4. Отдых и оздоровление детей. 5. Создание механизма работы школы с окружающим социумом, через создание социально-поддерживающих сетей сверстников для детей, находящихся в СОП. |
||||||||||||||||||
Предполагаемые результаты реализации программы (описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации программы) |
1. Приобретение практических навыков организации и проведения профилактических мероприятий. 2. Приобретение умений выстраивать бесконфликтное взаимоотношение со сверстниками. 3. Закрепление навыков здорового образа жизни, ответственного безопасного поведения и сохранение собственного здоровья. 4. Показатели, по которым оцениваются результаты реализации программы. 5. Анкетирование «Старт – контроль», «Финиш – контроль», диагностики уровня сплочённости, стиля общения, сформированности навыков по ЗОЖ. 6. Формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности. |
||||||||||||||||||
Содержание программы: Обоснованность реализации мероприятий программы на этапах реализации программы: подготовительном; организационном; основном; итоговом |
Подготовительный этап Задачи этапа: 1. Разработка программы лагеря. 2. Подготовка методических материалов для участников лагеря. 3. Разработка анкет. 4. Оповещение ОО о проведении лагерной волонтерской смены. 5. Набор участников. 6. Проведение заседаний с волонтёрами «Твой выбор». Организационный этап (1 день) Задачи этапа: 1. Знакомство детей друг с другом, прохождение адаптационного периода. 2. Выявление интересов, склонностей и способностей детей. 3. Мотивация на игровое взаимодействие. 4. Открытие «Осенней академии волонтёров». 5. Проведение инструктажей и анкетирования «Старт – контроль». Основной этап (2 – 4 день) Задачи этапа: 1. Проведение занятий (тренингов) в «Осенней академии волонтеров». 2. Постепенное включение жителей «Осенней академии волонтеров» в совместную жизнь. 3. Создание условий для самореализации и саморазвития детей. Заключительный этап посвящен подведению итогов (5 день) Задачи этапа: 1. Рефлексия участников лагеря (отзыв о смене, пожелания, советы). 2. Оглашение победителей в различных номинациях: коллективных и индивидуальных (отметится каждое позитивное начинание и достижение ребенка или группы обучающихся). 3. Закрытие «Осенней академии волонтеров» с вручением сертификатов на сумму 120 рублей в магазине «Бланки». 4. Проведение заключительная диагностика, анкетирование «Финиш –контроль». |
||||||||||||||||||
План-график (план-сетка) программы |
|
||||||||||||||||||
Кадровое обеспечение программы: перечень специалистов, реализующих программу (ФИО, должность, опыт и квалификация); описание системы подготовки педагогов, специалистов дополнительного образования |
1. Социальный педагог. 2. Педагог-организатор, обеспечивает выполнение программы. 3. Медицинский работник (фельдшер школы). 4. Школьная библиотека.
|
||||||||||||||||||
Ресурсная обеспеченность программы |
Привлечение волонтерского отряда «Свет» при РЦДОД через Интернет-ресурсы |
||||||||||||||||||
Наличие социальных партнёров, в том числе в лице уполномоченных органов исполнительной власти в сфере отдыха детей и их оздоровления, родительского сообщества и т.п. при реализации программы |
1. Специалисты молодёжного Центра «Континент». 2. Отдел молодежи при Администрации Якшур-Бодьинского района. |
||||||||||||||||||
Наличие системы обратной связи с участниками программы (детьми, специалистами, родителями) |
Анкетирование «Финиш-контроль». |
||||||||||||||||||
Механизм оценки эффективности реализации программы: Методы оценки эффективности мероприятий программы и воспитательно-педагогических действий (количественные, качественные) |
1. Созданию коллажа «Здоровье-жизнь!» 2. Выпуск газеты «Осенняя академия волонтёров». |
||||||||||||||||||
Наличие системы стимулирования (количество и качество регистрации достижений участников программы): развития творческого потенциала детей; уровня их спортивных достижений; профилактики ЗОЖ; снижения уровня агрессивности в детской среде; профориентации; самоуправления; иные |
На протяжении многих лет волонтеры МБОУ Якшур-Бодьинская СОШ являются победителями и участниками Республиканского конкурса социальных проектов «ДОБРОДЕЛ», Республиканского конкурса социальных видеороликов «Время решать», Всероссийского конкурса социальной рекламы антинаркотической направленности и пропаганды здорового образа жизни «Спасем жизнь вместе» и участниками других конкурсов. |
||||||||||||||||||
Наличие информации об опыте реализации программы в Интернете, отзывов на сайтах и в социальных сетях (указать ссылки) |
Ссылка на ролик ЗОЖ https://youtu.be/8Nmu63AKMek Ссылка ра ролик Измени Мир к лучшему https://youtu.be/qdX_H5wMF68
|
«Пусть мы не сможем спасти всех,
кого бы нам хотелось.
Но мы спасем намного больше,
чем те, кто даже не пытается...»
П.Скотт.
Пояснительная записка
Политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования к организации учебно-воспитательного процесса.
Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретенном опыте.
В России накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.
Поэтому в 2011-2012 учебном году в МБОУ Якшур-Бодьинская СОШ создан первый волонтерский отряд «Твой выбор» в количестве 15 человек.
Первые волонтеры школы пропустили идею волонтерства через себя и узнали, что эта деятельность не просто развлечение. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.
Подготовленные волонтёры, мотивированы на работу по передаче достоверной информации сверстникам они обладают умениями и навыками профилактической работы.
Основной целью является формирование ответственного отношения подростков к собственному здоровью, укреплению возможностей его защиты, формирование безопасного и ответственного поведения.
Почему работа должна строиться именно через подготовленных волонтёров?
В течение всей жизни человек получает информацию через различные источники, но не всегда эти источники вызывают доверие. В подростковом возрасте общение со сверстниками является очень важным каналом получения информации, в том числе и той, которая не всегда транслируется взрослыми. Поэтому информация, полученная от сверстника, воспринимается с большим доверием.
Прохождение подростками, будущими волонтёрами обучающего курса по организации профилактической работы среди сверстников доказало свою высокую эффективность.
В сравнении с 2017-2018 учебным годом в МБОУ Якшур-Бодьинская СОШ на 0,4% сократилось количество обучающихся, состоящих на учете в ПДН ОМВД России по Якшур-Бодьинскому району. Одним из факторов снижения явилась работа волонтерского отряда «Твой выбор».
Данная работа даёт возможность не только развивать свои личностные качества, такие как организаторские, коммуникативные, творческие способности, но и оказывает позитивное влияние на сверстников, повышает степень доверия к информации, полученной от сверстника, а также позитивной организации досуга.
Актуальность
Данная программа является продолжением работы по вовлечению подростков в добровольческое движение и главной целью предполагает профилактическую работу, пропаганду здорового образа жизни.
На протяжении многих лет волонтеры МБОУ Якшур-Бодьинская СОШ являются победителями и участниками Республиканского конкурса социальных проектов «ДОБРОДЕЛ», Республиканского конкурса социальных видеороликов «Время решать», Всероссийского конкурса социальной рекламы антинаркотической направленности и пропаганды здорового образа жизни «Спасем жизнь вместе» и участниками других конкурсов.
Во время осенней профильной смены ребята получат возможность окунуться в волонтерскую деятельность более глубоко, апробировать новые формы профилактической работы. Профилактическая, пропагандистская деятельность волонтёров среди своих сверстников («ровесник – ровеснику») достаточно востребована. Во время учебного времени трудно организовать такую работу и действовать в столь интенсивном режиме.
Целевая аудитория
Программа организуется волонтёрским отрядам МБОУ Якшур-Бодьинская СОШ «Твой выбор» для обучающихся в возрасте 12-15 лет, в том числе для ребят, состоящих на учёте ПДН ОМВД России по Якшур-Бодьинскому району.
Цель программы– формирование практических знаний, умений, навыков по организации профилактической работы, через включение подростков в интерактивные формы деятельности.
Задачи:
6. Развитие практических знаний, умений и навыков по организации работы.
7. Формирование умений и навыков здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения.
8. Формирование умений выстраивать конструктивные способы взаимодействия и умение сотрудничать с коллективом сверстников.
9. Отдых и оздоровление детей.
10. Создание механизма работы школы с окружающим социумом, через создание социально-поддерживающих сетей сверстников для детей, находящихся в СОП.
Этапы реализации программы
Программа рассчитана на осенние каникулы 2020 года (26.10.2020 года по 30.10.2020 года) и делится на четыре основных этапа.
Подготовительный этап
Задачи этапа:
7. Разработка программы лагеря.
8. Подготовка методических материалов для участников лагеря.
9. Разработка анкет.
10. Оповещение ОО о проведении лагерной волонтерской смены.
11. Набор участников.
12. Проведение заседаний с волонтёрами «Твой выбор».
Организационный этап (1 день)
Задачи этапа:
6. Знакомство детей друг с другом, прохождение адаптационного периода.
7. Выявление интересов, склонностей и способностей детей.
8. Мотивация на игровое взаимодействие.
9. Открытие «Осенней академии волонтёров».
10. Проведение инструктажей и анкетирования «Старт – контроль».
Основной этап (2 – 4 день)
Задачи этапа:
4. Проведение занятий (тренингов) в «Осенней академии волонтеров».
5. Постепенное включение жителей «Осенней академии волонтеров» в совместную жизнь.
6. Создание условий для самореализации и саморазвития детей.
На этом этапе начинает действовать система стимулов и поощрений. Жители «Осенней академии волонтеров» включаются в вахту Добрых дел. Начинается здоровьесберегающая и созидательная деятельность в лагере.
Этот период насыщен интеллектуальными и развлекательными мероприятиями, конкурсами, викторинами, акциями, проектами, поэтому на данном этапе раскрываются и развиваются личностные способности детей и подростков.
Дети учатся общению друг с другом и окружающей средой. Проводятся различные диагностики с социальным педагогом. Встречи и совместные мероприятия со специалистами молодёжного Центра «Континент» и отделом молодежи при Администрации Якшур-Бодьинского района.
Заключительный этап посвящен подведению итогов (5 день)
Задачи этапа:
5. Рефлексия участников лагеря (отзыв о смене, пожелания, советы).
6. Оглашение победителей в различных номинациях: коллективных и индивидуальных (отметится каждое позитивное начинание и достижение ребенка или группы обучающихся).
7. Закрытие «Осенней академии волонтеров» с вручением сертификатов на сумму 120 рублей в магазине «Бланки».
8. Проведение заключительная диагностика, анкетирование «Финиш –контроль».
Содержание программы
Профилактика безнадзорности и правонарушений неразрывно связана с необходимостью формирования у детей и подростков навыков организации собственного содержательного досуга, здорового образа жизни, социальной компетентности, правовой культуры.
На практике эта программа сводится к целенаправленным занятиям, задача которых формирование навыков общения и принятия решений, сопротивления негативным влияниям сверстников, управления негативными эмоциями, а также навыков развития положительного самосознания и в результате отказ от деструктивного поведения. Формирование выше указанных навыков и компетенций происходит в ходе реализации следующих содержательных модулей.
Информационный модуль знакомит вновь прибывших волонтеров с волонтёрским движением в мире, в нашей стране, республике и нашем районе. Этот модуль включает в себя:
1. Беседы со специалистами.
2. Групповые занятия волонтеров «Твой выбор» с вновь прибывшими обучающимися.
3. Изготовление плакатов, видео про ЗОЖ.
4. Выпуск газеты «Осенняя академия волонтёров».
5. Проведение профилактических акции.
6. Игры на командообразование.
7. Викторины.
Тренинговый модуль обучает подростков умению владеть собой в различных ситуациях, уметь делать правильный выбор.
Формы работы:
6. Обучающие занятия с волонтерами.
7. Мини-тренинги «Есть контакт», «Я пришёл сюда, чтобы…» и др.
8. Интерактивные игры.
9. Тестирование «Твоё отношение к людям и к жизни вообще», опросник Шмишека «Что вы знаете о себе» и др.
10. Анкетирование.
Альтернативный модуль создаёт условия для реализации творческого потенциала обучающихся.
Формы работы:
1. Игра «Кто лидер?».
2. Мероприятие «Я+ты+он+она=мы».
3. Конкурс «Я в мире,
мир во мне».
Правовой модуль создает
представление о человеке как о высшей ценности общества, неповторимой
индивидуальности; создаются условия для формирования у детей убеждения, что
обладание правами и свободами неразрывно связано с ответственностью человека за
свои поступки.
Формы работы:
3. Конкурс слоганов «Твоё право».
4. Викторина «Права ребёнка».
5. Анкетирование.
Место реализации программы
Муниципальное бюджетная учреждение Якшур-Бодьинская средняя общеобразовательная школа с 26.10.2020 года по 30.10.2020 года.
Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют:
1. Социальный педагог.
2. Педагог-организатор, обеспечивает выполнение программы.
3. Медицинский работник (фельдшер школы).
4. Школьная библиотека.
5. Специалисты молодёжного Центра «Континент».
6. Отдел молодежи при Администрации Якшур-Бодьинского района.
Финансирование программы
№ |
Используемые средства |
К-во |
Стоимость (руб.) |
Всего (руб.) |
Расходы на оборудование |
||||
1. |
Цветной МФУ |
1 |
15000 |
15000 |
2. |
Портативная колонка |
1 |
10000 |
10000 |
3. |
Волонтёрские футболки |
10 шт. |
5000 |
5000 |
Итого 30000 |
Запрашиваемая сумма проекта: 30000-00 тысяч (тридцать тысяч рублей 00 копеек).
Ожидаемые результаты
1. Приобретение практических навыков организации и проведения профилактических мероприятий.
2. Приобретение умений выстраивать бесконфликтное взаимоотношение со сверстниками.
3. Закрепление навыков здорового образа жизни, ответственного безопасного поведения и сохранения собственного здоровья через создание видеороликов антинаркотической направленности (3 видеоролика).
4. Анкетирование «Старт – контроль», «Финиш – контроль», диагностики уровня сплочённости, стиля общения, сформированности навыков по ЗОЖ.
5. Формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.