Программа психолого-педагогического сопровождения «Развитие познавательных способностей учащихся начальных классов»
Оценка 4.8

Программа психолого-педагогического сопровождения «Развитие познавательных способностей учащихся начальных классов»

Оценка 4.8
docx
22.10.2020
Программа психолого-педагогического сопровождения  «Развитие познавательных способностей  учащихся начальных классов»
Программа психолого-педагогического сопровождения «Развитие познавательных способностей учащихся начальных классов»
ф 4.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя  школа №2 им. Е.В. Камышева»

города Гагарина Смоленской области

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа психолого-педагогического сопровождения

 «Развитие познавательных способностей

учащихся начальных классов»

 

Составила:

Педагог-психолог Прохорова О.И.

 

 

 

 

 

 

г.Гагарин

 


 

1.     Актуальность

В настоящее время к числу наиболее актуальных проблем, с которыми сталкиваются учителя начальных классов, относится проблема недостаточного развития познавательных процессов обучающихся, что накладывает соответствующий отпечаток на учебную деятельность. У ребенка появляются трудности в обучении, он отстает от своих сверстников, возникают проблемы личностного характера, что препятствует эффективному усвоению материала, продуктивному обучению.

В младшем школьном возрасте интенсивно развиваются познавательные психические процессы, которые на этом этапе онтогенеза приобретают произвольный, осознанный и опосредованный характер. Как указывал Д. Б. Эльконин, ведущей линией психического развития младших школьников является формирование отвлеченного словесно-логического мышления, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей и способствует развитию рефлексии. Взаимосвязь процессов восприятия, внимания и мышления в младшем школьном возрасте создает основу для развития целенаправленного и произвольного наблюдения.

В начальной школе причины неуспеваемости часто связаны с недостаточной концентрацией внимания, низким уровнем произвольной памяти, словесно-логического мышления. Особенно типичны эти проблемы для импульсивных и гиперактивных детей.

Отмечается существенный разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальных различиях в их познавательной деятельности, уровне развития  восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, моторики,  что указывает на целесообразность систематического контроля за ходом психического развития детей с целью более ранней диагностики и выявления нарушений и отклонений в развитии, их предупреждение и коррекция.

Актуальность целенаправленного развития интеллектуальной сферы вызвана тем, что темпы роста объема знаний, необходимых для продуктивного обучения значительно отстают от темпов психологического развития большинства обучающихся.

Предлагаемая программа создана в соответствие с требованиями Министерства образования РФ на основе ФГОС 2 поколения, которые устанавливают необходимость психологического сопровождения всего образовательного процесса. ФГОС определяют цели и основные составляющие психологического сопровождения. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

–личностным, включающим готовность и способность обучающихся саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

–метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

– предметным, включающим освоенный обучающими в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систем основополагающих элементов научного знания лежащих в основе современной научной картины мира

 Цель: коррекция и развитие познавательной сферы обучающихся начальных классов

Задачи:

 развитие познавательных способностей (восприятия, внимания, памяти, мышления);

формирование внутренней позиции школьника;

развитие коммуникативных навыков

2.     Структура и содержание программы

Содержание программы построено на следующих принципах:

    принцип единства диагностики и коррекции, предполагающий эффективность коррекции в случае предшествующей ей точной диагностики, их взаимосвязь;

    принцип нормативности и природосообразности, связанный с учетом возрастных и психофизиологических особенностей ребенка;

    деятельностный принцип, основанный на организации и  вовлечении школьника в деятельность, в рамках которой создаются условия для эффективности коррекционного воздействия;

    принцип  от простого к сложному – постепенного усложнения уровня психического развития ребенка, что позволит создать для ребенка ситуацию успеха;

    принцип от сложного к простому, предполагающий расширение и углубление уровня психического развития через создание зоны ближайшего развития;

    принцип системности предполагает учет всех аспектов индивидуального развития личности в их взаимосвязи;

    принцип коррекции и развития, предполагающий развитие сохранных психических функций и элиминацию дефицитарных, либо задержанных,  и их последующее развитие.

      Психологическая коррекционно-развивающая деятельность необходима младшим школьникам на протяжении всей начальной школы. Психологические навыки, процессы, новообразования не существуют сами по себе, они представляют собой сложную взаимосвязанную систему. Развитие какого-либо недостаточно сформированного познавательного процесса будет менее эффективным, если не обратить внимание на другие стороны познавательной деятельности. Предлагаемая программа коррекции, является комплексной, направлена не на совершенствование отдельно взятого психического процесса, а на повышение уровня функционирования познавательной сферы в целом. Программа предназначена для учащихся 1-4 классов. Необходимость коррекционной работы определяется результатами диагностики когнитивной сферы учащихся.

В диагностической работе используются следующие методики:

1.     «10 слов Лурия»

2.     «Корректурная проба»

3.     «10 картинок»

4.     Методика Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления младших школьников»

5.     «Таблицы Шульте»

6.     «Тест простых поручений»

7.     Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой

8.     Методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я.Рубинштейн)

9.     Методика «Определение мотивов учения» М.Г. Гинзбург

10. Анкета Лускановой

11.  Семаго Н. Я. Семаго М. М. «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности»

 

Обучение по программе проводится на занятиях, продолжительностью 35 минут, один раз в неделю.

Программа состоит из 4 блоков, каждый из которых рассчитан на 32-34 занятия, на один учебный года. Занятия проводятся в групповой форме (5-8 человек).

На занятиях используются разнообразные методы и технологии: настольные игры, совместное конструирование и рисование, игры с правилами, игры ориентирующие в пространстве, ролевые игры, головоломки, шарады. Таким образом, основной метод, применяемый на занятиях игровой. Именно в игре возможно создание доброжелательной атмосферы, ощущения безопасности и безусловного принятия ребенка.

Необычные игровые действия и задания стимулируют чувства удивления и интереса и способствуют формированию познавательной активности ребенка.

 

Структура занятия:

Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут.

1.Психогимнастика, пальчиковая гимнастика (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, развиваются психомоторные процессы.

2. Разминка (3—5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.

3. Развитие познавательных процессов (20—25 минут). Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

4. Веселая переменка  (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

5. Графический диктант. Штриховка  (10 минут).

 В процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.

3.     Этапы реализации программы

 I Подготовительный этап.

Задачи:

1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста;

2.Подобрать диагностический материал для проведения мониторинга реализации проекта;

3.Осуществить психолого-педагогическую диагностику детей младшего школьного возраста;

4.Сформулировать исходные позиции – цели, задачи и предполагаемый результат. Разработать план реализации программы;

5.Разработать методические рекомендации по развитию словесно-логического мышления, концентрации внимания, зрительной и слуховой памяти детей младшего школьного возраста.

II Практический этап.

Задачи:

1.Апробировать методические разработки по развитию познавательных процессов детей младшего школьного возраста;

2.Провести просветительскую работу с родительской общественностью;

3.Повысить уровень профессиональной компетенции участников образовательного процесса, по вопросам развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста.

III Аналитический этап.

Задачи:

1.Осуществить психолого-педагогическую диагностику развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста;

2.Проанализировать и оценить результаты работы по программе с детьми младшего школьного возраста;

3.Внести изменения в процесс профилактики и коррекции развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста с целью совершенствования дальнейшей работы;

4.Оформить практические рекомендации для участников образовательного процесса.

 

План реализации программы

пп

Содержание

Срок проведения

1.     Диагностическая работа

1.

Стартовая диагностика

Изучение особенностей познавательных процессов, уровня их развития у учащихся 1-4 классов

сентябрь

2.

Промежуточная диагностика

Прослеживание динамики развития познавательных процессов учащихся 1-4 классов

январь

3.

Итоговая диагностика

Определение уровня развития познавательных процессов учащихся 1-4 классов

Май

2.     Коррекционно-развивающая работа

1.

Коррекционно-развивающие занятия

для учащихся 1 классов

Октябрь

2.

Коррекционно-развивающие занятия

для учащихся 2 классов

Октябрь

3.

Коррекционно-развивающие занятия

для учащихся 3классов

Октябрь

4.

Коррекционно-развивающие занятия

для учащихся 4 классов

Октябрь

3.     Консультирование и просвещение

1.

Работа с педагогами (просвещение, ознакомление с результатами диагностики, динамикой развития, составление рекомендаций)

 сентябрь -май

 

Работа с родителями (просвещение, ознакомление с результатами диагностики, динамикой развития, составление рекомендаций)

На протяжении всего периода

 

4.     Учебно-тематическое планирование

Блок 1

Категория обучающихся: ученики 1 классов (6-7 лет)

Срок обучения: 32 часа, в течение года

п / п

 

Задачи

 

Содержание

1

Знакомство.

Пояснение целей и задач занятий.

Установление контакта.

 

- Вводная беседа.

- Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, развития слухового и зрительного восприятия, внимания.  (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «бывает не бывает»

- Рисование. Графический диктант.

2

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

Развитие навыков саморегуляции.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Саймон сказал», «Веселый счет»)

- Графический диктант. Штриховка.  

3

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Животные - растения», «Право - лево»)

- Графический диктант. Штриховка.

4

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Незнайки», «лево - право») 

- Графический диктант. Штриховка.  

5

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Зайки-барабанщики», «Саймон сказал»)

- Графический диктант. Штриховка.

6

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Лево - право», «Веселый счет»)

- Графический диктант. Штриховка.

7

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)

- Решение ребусов.

- Графический диктант. Штриховка.

8

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа  в тетради.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки»)

- Графический диктант. Штриховка.

9

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

- Графический диктант. Штриховка.

10

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Веселый счет»)

- Графический диктант. Штриховка.

11

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Тень», «Будь внимателен»)

- Графический диктант. Штриховка.

12

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Веселый счет»)

- Графический диктант. Штриховка.  

13

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да -  нет»)

- Графический диктант. Штриховка.

14

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)

- Решение ребусов.

- Графический диктант. Штриховка.

15

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа  в тетради.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения»)

- Графический диктант. Штриховка.

16

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Саймон сказал»)

- Графический диктант. Штриховка.

17

Тренировка внимания

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки»)

- Графический диктант. Штриховка.

18

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из чего»)

- Графический диктант. Штриховка.

19

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да -  нет»)

- Графический диктант. Штриховка.

20

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение»)

- Решение ребусов.

- Графический диктант. Штриховка.

21

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа  в тетради.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен»)

- Графический диктант. Штриховка.

22

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

- Графический диктант. Штриховка.  

23

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…»)

- Графический диктант. Штриховка.

24

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен»)

- Графический диктант. Штриховка.

25

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да - нет»)

- Графический диктант. Штриховка.  

26

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да -  нет»)

- Графический диктант. Штриховка.

27

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)

- Решение ребусов.

- Графический диктант. Штриховка.

28

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа  в тетради.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки»)

- Графический диктант. Штриховка.

29

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

- Графический диктант. Штриховка.

30

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал»)

- Графический диктант. Штриховка.

31

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен»)

- Графический диктант. Штриховка.  

32

Подведение итогов.

Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления.

- Психогимнастика.

- Психодиагностика.

- Подведение итогов, планы на будущее

 

Блок 2

Категория обучающихся: ученики 2 классов (8 лет)

Срок обучения: 34 часа, в течение года

п / п

 

Задачи

 

Содержание

1

Обсуждение планов на будущее.

Постановка целей и задач на учебный год.

 

- Вводная беседа.

- Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «бывает не бывает»

- Рисование.

2

Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Восстанови слова», «Найди слова», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру»)

- Динамическая пауза («Саймон сказал», «Да – нет»)  

3

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Вставь по аналогии», «Слова рассыпались», «Развивай быстроту реакции», «Нарисуй такую же фигуру»)

- Динамическая пауза («Животные - растения», «Сосед справа»)

4

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Найди лишнее слово», «Найди слова», «Допищи пословицу», «Нарисуй такую же фигуру»)

- Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка»)

5

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Соедини половинки слов», «Слова рассыпались», «Наоборот», «Нарисуй такую же фигуру»)

- Динамическая пауза («Саймон сказал» «Футбол»)

6

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Составь новое слово», «Нарисуй такую жне фигуру»)

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Четвертый лишний»)

7

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Составь новое слово», «Вставь по аналогии», «Крылатые выражения»)

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)

- Решение ребусов.  

8

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа  в тетради («Вставь по аналогии», «Найди лишнее», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру»)

- Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй»)

9

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Подбери слово», «Тренируй логическое мышление», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру»)

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

10

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Найди лишнее слово», «Проведи аналогию», «Составь новые слова», «Нарисуй такую же фигуру»)

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Закончи слово»)

11

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Вставь по аналогии», «Развивай быстроту реакции», «Составь пару», «Нарисуй такую же фигуру»)

- Динамическая пауза («Правильно услышим и покажем, что услышали», «Будь внимателен»)

12

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Вставь по аналогии», «Составь пару», «Превращение слов», «Нарисуй такую же фигуру»)

- Динамическая пауза («Я знаю пять ...», «Муха»)

13

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Составь пару», «Найди общее название», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру»)

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Перекличка»)

14

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Найди общее название», «Раздели слова по группам», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру»)

- Динамическая пауза («Саймон сказал», «Что можно сделать из…»)

- Решение ребусов.

15

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа  в тетради («Найди пару», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру»)

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения»)

16

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Составь новые слова», «Найди лишнее слово», «Наоборот», «Нарисуй такую же фигуру»)

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Сосед справ»)

17

Тренировка внимания

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Найди слова», «Слова рассыпались», «Найди общее название»)

- Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки»)

18

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Вставь слова», «Составь слова», «Продолжи ряд чисел»)

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из чего»)

19

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Допиши определение», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру», «Продолжи ряд чисел»)

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да -  нет»)

20

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Шифровальщик», «Найди пару», «Допиши определение»)

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Футбол»)

- Решение ребусов.

21

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа  в тетради («Найди общее название», «Восстанови слова», «Развивай логику», «Нарисуй такую же фигуру»)

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен»)

22

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Раздели слова на группы», «Найди пару», «Тренируй внимание», «Нарисуй такую же фигуру»)

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

23

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Найди все слова в строчках», «Вставь по аналогии», «Впиши слова», «Нарисуй такую же фигуру»)

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…»)

24

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Раздели слова на группы», «Составь слово», «Волшебный квадрат»)

- Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен»)

25

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Превращение слов», «Вставь по аналогии», «Шифровальщик», «Нарисуй такую же фигуру»)

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Хор»)

26

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Развивай логику», «Восстанови слова», «Анаграммы», «Нарисуй такую же фигуру»)

- Динамическая пауза («Футбол», «Да -  нет»)

27

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Раздели слова на группы», «Шифровальщик», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру»)

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)

- Решение ребусов.

28

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа  в тетради («Вставь по аналогии», «Найди лишнее слово», «Продолжи ряд чисел»)

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки»)

29

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Раздели слова на группы», «Крылатые выражения», «Развивай внимание»)

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

30

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Найди общее название», «Слова рассыпались», «Развивай внимание»)

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал»)

31

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Слова рассыпались», «Вставь по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру»)

- Динамическая пауза («Сосед справа», «Будь внимателен»)

32

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Найди общее название», «Развивай внимание», «Развивай логику»)

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да-нет»)

33

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Волшебный квадрат», «Нарисуй такую же фигуру», «Составь слова»)

- Динамическая пауза («Футбол», «Что будет, если...»)

34

Подведение итогов.

Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления.

- Психогимнастика.

- Психодиагностика.

- Подведение итогов, планы на будущее

 

 

Блок 3

Категория обучающихся: ученики 3 классов (9 лет)

Срок обучения: 34 часа, в течение года

п / п

 

Задачи

 

Содержание

1

Обсуждение планов на будущее.

Постановка целей и задач на учебный год.

 

- Вводная беседа.

- Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «Перекличка»)

- Рисование.

2

Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Саймон сказал», «Хор»)  

3

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Животные - растения», «Сосед справа», «Смена имен»)

4

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка»)

5

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Саймон сказал» «Закончи слово»)

6

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Четвертый лишний»)

7

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)

- Решение ребусов.  

8

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа  в тетради.

- Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй»)

9

Развитие концентрации внимания.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Превращение слов»)

10

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Закончи слово»)

11

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Правильно услышим и покажем, что услышали», «Будь внимателен»)

12

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Рыба, птица, зверь»)

13

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Перечисли предметы на букву..»)

14

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Саймон сказал», «Скульптор»)

- Решение ребусов.

15

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа  в тетради.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения»)

16

Развитие концентрации внимания.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Сосед справа»)

17

Тренировка внимания

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки»)

 

18

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Футбол»)

19

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Что изменилось», «Хор»)

20

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение»)

- Решение ребусов.

21

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа  в тетради.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен»)

22

Развитие концентрации внимания.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

23

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…»)

24

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Зеваки», «Будь внимателен»)

25

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Хор»)

26

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Разведчики», «Да -  нет»)

27

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)

- Решение ребусов.

28

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа  в тетради.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки»)

29

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

30

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Закончи слово», «Саймон сказал»)

31

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Сосед справа», «Будь внимателен»)

32

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да-нет»)

33

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Перечисли предметы », «Хор»)

34

Подведение итогов.

Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления.

- Психогимнастика.

- Психодиагностика.

- Подведение итогов, планы на будущее

 

Блок 4

Категория обучающихся: ученики 4 классов (10 лет)

Срок обучения: 34 часа, в течение года

п / п

 

Задачи

 

Содержание

1

 

Постановка целей и задач на учебный год.

 

- Вводная беседа.

- Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «Перекличка»)

- Рисование.

2

Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради. («Сделай равенство верным», «Вставь по аналогии», «Подбери выражения», «Какой фигуры не хватает?»)

- Динамическая пауза («Саймон сказал», «Хор»)  

3

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Вставь недостающий слог». «Составь слова», «Найди антонимы», «Восстанови рисунок по коду»)

- Динамическая пауза («Животные - растения», «Сосед справа», «Смена имен»)

4

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Вставь букву «а»», «Вставь по аналогии», «Восстанови рисунок по коду»)

- Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка»)

5

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Найди названия животных», «Вставь пропущенное число», «Какой фигуры не хватает»)

- Динамическая пауза («Саймон сказал» «Закончи слово»)

6

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Запиши одним словом», «Восстанови слова», «Вставь по аналогии», «Восстанови рисунок по коду»)

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Четвертый лишний»)

7

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Найди лишнее слово», «Расшифруй», «Запиши одним словом», «Нарисуй такую же картинку»)

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)

- Решение ребусов.  

8

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа  в тетради («Вставь недостающее слово», «Продолжи ряд чисел», «Получи новое слово», «Какой фигуры не хватает»)

- Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй»)

9

Развитие концентрации внимания.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Восстанови слова», «Продолжи ряд чисел», «Найди антонимы», «Восстанови рисунок по коду»)

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Превращение слов»)

10

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Найди похожие слова», «Запиши одним словом», «Найди пропущенные числа»)

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Закончи слово»)

11

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Восстанови слова», «Расшифруй», «Вставь по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру»)

- Динамическая пауза («Правильно услышим и покажем, что услышали», «Будь внимателен»)

12

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Составь третье слово», «Допиши стихотворение», «Восстанови слова»,  «Какой фигуры не хватает»)

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Рыба, птица, зверь»)

13

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Из двух слов составь одно», «Какой фигуры не хватает», «Сделай равенство верным», «Нарисуй в зеркальном отражении»)

- Динамическая пауза («Скульптор», «Перечисли предметы на букву..»)

14

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Найди лишнее слово», «Из двух слов составь одно», «Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает»)

- Динамическая пауза («Саймон сказал», «Футбол»)

- Решение ребусов.

15

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа  в тетради («Получи слово», «Восстанови слова», «Продолжи ряд чисел», «Восстанови рисунок по коду»)

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Хор»)

16

Развитие концентрации внимания.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Анаграммы», «Нарисуй в зеркальном отражении»)

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Сосед справа»)

17

Тренировка внимания

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Найди слова в строчках», «Восстанови слова», «Продолжи ряд чисел», «Какой фигуры не хватает»)

- Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки»)

 

18

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Выбери два главных слова», «Какой фигуры не хватает», «Составь анаграмму»)

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Я знаю…»)

19

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Расшифруй», «Из двух слов составь одно», «Расставь знаки», «Восстанови рисунок по коду»)

- Динамическая пауза («Море волнуется», «Хор»)

20

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Вставь недостающее слово», «найди лишнее слово» , «Составь анаграмму», «Какой фигуры не хватает»)

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение»)

- Решение ребусов.

21

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа  в тетради («Из двух слов составь одно», «Найди общее название», «Вставь по аналогии», «Нарисуй в зеркальном отражении»)

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен»)

22

Развитие концентрации внимания.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Составь третье слово», «Соедини слоги», «Какой фигуры не хватает»)

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

23

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает», «Найди пропущенные числа», «Найди общее название»)

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…»)

24

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Вставь недостающее слово», «Вставь по аналогии», «Найди общее название»)

- Динамическая пауза («Зеваки», «Будь внимателен»)

25

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Восстанови рисунок по коду», «Найди общее название», «Найди пропущенные числа»)

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Хор»)

26

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Разведчики», «Мы собирались в поход»)

27

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Найди общее название», «Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает», «Восстанови рассказ»)

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение»)

- Решение ребусов.

28

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа  в тетради («Анаграммы», «Грамматическая арифметика», «Вставь недостающее слово»)

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен»)

29

Развитие концентрации внимания.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Грамматическая арифметика», «Найди слова в слове», «Найди лишнее слово»)

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

30

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Найди животное», «Расставь знаки», «Вставь по аналогии»)

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…»)

31

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Проведи аналогию», «Расставь знаки», «Закончи выражения»)

- Динамическая пауза («Зеваки», «Будь внимателен»)

32

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради («Вставь недостающее слово», «Какой фигуры не хватает», «Составь цепочку слов»)

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Мы собирались в поход»)

33

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Разведчики», «Цепочка слов»)

34

Поведение итогов.

Интеллектуальный марафон.

 

5.     Ожидаемые результаты освоения программы

Успешное усвоение программы способствует развитию познавательной сферы ребенка: увеличивается объем кратковременной вербальной памяти; развивается произвольное и непроизвольное внимание, словесно-логическое мышление, формирует положительное отношение к себе и сверстникам, повышает познавательный интерес к учебной деятельности, повышает эффективность обучения.

У учащихся к концу коррекционного обучения должны быть сформированны следующие предметные умения:

·            уметь концентрировать внимание на отдельных предметах;

·            анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

·            синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

·            установление причинно-следственных связей;

·            уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

 

У учащихся к концу коррекционного обучения должны быть сформированы следующие метапредметные умения:

·            определять и формулировать цель деятельности;

·            составлять план действий по решению проблемы;

·            высказывать свое предположение;

·            работать по предложенному плану;

·            отличать верно выполненное задание от неверного;

·            делать выводы о результате совместной работы всех учеников;

·            сравнивать и группировать предметы;

·            вступать в беседу, слушать и понимать других;

 

В течение периода обучения будут созданы условия для формирования личностных умений:

·            осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

·            сопереживания в радостях и в бедах за «своих»: близких, друзей, одноклассников;

·            принимать учебные цели, проявлять желание учиться;

·            оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков;

·            признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой окружающих.

 

6.     Ресурсное обеспечение

Материально-техническое обеспечение:

-  Кабинет для коррекционно-развивающей  работы

-  Мультимедийное оборудование

 - Наглядные пособия и материалы

 - Канцелярские принадлежности

Программно- методическое обеспечение:

1.        Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5-10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005.

2.        Филлипова Ю.В. Общение. Дети 7 – 10 лет . – Ярославль: Академия Развития, 2002.

3.        Узорова О.В.,Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика.-М.:»АСТ:Астрель»,2007

4.        Чистякова М.И. Психогимнастика. Москва, 1990.

5.        Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс. ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.

6.        Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс. ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.

7.        Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс. ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.

8.        Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс. ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.

 


Список литературы

1.     Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5-10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005.

2.     Коррекционно-развивающие упражнения для младших школьников по развитию мыслительных навыков (М. К. Акимова, В. Т. Козлова).- Москва: «Академия», 2000

3.     Марцинковская Т. Д. Психология развития / Т. Д. Марцинковская, Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т. Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательский центр «Академия», 2005.

4.    Славутская Е. В. Психологическое сопровождение учащихся начальной школы в условиях введения ФГОС НОО : учебное пособие / Е. В. Славутская. – Чебоксары : Чуваш.гос. пед. ун-т, 2013.

5.     Узорова О.В.,Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика.-М.:»АСТ:Астрель»,2007

6.       Филлипова Ю.В. Общение. Дети 7 – 10 лет . – Ярославль: Академия Развития, 2002.

7.       Чистякова М.И. Психогимнастика. Москва, 1990.

8.       Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс. ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.

9.       Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс. ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.

10.   Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс. ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.

11.   Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс. ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 им

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 им

Актуальность В настоящее время к числу наиболее актуальных проблем, с которыми сталкиваются учителя начальных классов, относится проблема недостаточного развития познавательных процессов обучающихся, что накладывает соответствующий…

Актуальность В настоящее время к числу наиболее актуальных проблем, с которыми сталкиваются учителя начальных классов, относится проблема недостаточного развития познавательных процессов обучающихся, что накладывает соответствующий…

Предлагаемая программа создана в соответствие с требованиями

Предлагаемая программа создана в соответствие с требованиями

Структура и содержание программы

Структура и содержание программы

Предлагаемая программа коррекции, является комплексной, направлена не на совершенствование отдельно взятого психического процесса, а на повышение уровня функционирования познавательной сферы в целом

Предлагаемая программа коррекции, является комплексной, направлена не на совершенствование отдельно взятого психического процесса, а на повышение уровня функционирования познавательной сферы в целом

Именно в игре возможно создание доброжелательной атмосферы, ощущения безопасности и безусловного принятия ребенка

Именно в игре возможно создание доброжелательной атмосферы, ощущения безопасности и безусловного принятия ребенка

Веселая переменка (3-5 минут)

Веселая переменка (3-5 минут)

Повысить уровень профессиональной компетенции участников образовательного процесса, по вопросам развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста

Повысить уровень профессиональной компетенции участников образовательного процесса, по вопросам развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста

Октябрь 4. Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 4 классовОктябрь 1

Октябрь 4. Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 4 классовОктябрь 1

Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -

Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -

Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -

Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации-

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации-

Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -

Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -

Зернышки») - Графический диктант

Зернышки») - Графический диктант

Совершенствование мыслительных операций-

Совершенствование мыслительных операций-

Крылатые выражения») - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») -

Крылатые выражения») - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») -

Развитие логического мышления.

Развитие логического мышления.

Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из чего») 19Развитие логического мышления

Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из чего») 19Развитие логического мышления

Совершенствование мыслительных операций-

Совершенствование мыслительных операций-

Развитие концентрации внимания

Развитие концентрации внимания

Категория обучающихся: ученики 3 классов (9 лет)

Категория обучающихся: ученики 3 классов (9 лет)

Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -

Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -

Совершенствование воображения

Совершенствование воображения

Совершенствование мыслительных операций

Совершенствование мыслительных операций

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций

Психогимнастика. - Психодиагностика

Психогимнастика. - Психодиагностика

Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -

Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) -

Тренировка слуховой памяти.

Тренировка слуховой памяти.

Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Сосед справа») 17

Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Сосед справа») 17

Развитие умения решать нестандартные задачи

Развитие умения решать нестандартные задачи

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций

Ожидаемые результаты освоения программы

Ожидаемые результаты освоения программы

В течение периода обучения будут созданы условия для формирования личностных умений: · осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); · сопереживания в…

В течение периода обучения будут созданы условия для формирования личностных умений: · осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); · сопереживания в…

Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2020