Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Теленгит-Сортогойская средняя общеобразовательная школа»
Кош-Агачский район
Республика Алтай
Программа
работы с одарёнными детьми
по русскому языку и литературе
учителя русского языка
и литературы
Высшей квалификационной категории
Ажикеновой Людмилы Владимировны
2020-2023 учебный год
Пояснительная записка
Приоритетный национальный проект «Образование», национально-образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривают мероприятия по государственной поддержке способной и талантливой молодёжи, что актуализирует проблему методического сопровождения деятельности педагогов, работающих со способными и одарёнными детьми. Анализ результатов предметных олимпиад по русскому языку и литературе на муниципальном, региональном уровнях показал необходимость в разработке программы по работе с одаренными детьми.
Целью программы является: создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых детей.
Задачи:
Основные направления программы
Реализация настоящей программы предполагает комплекс мероприятий:
1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;
2) исследовательская деятельность учащихся;
3) интеллектуальные и творческие конкурсы;
4) кружковая деятельность.
Результатом реализации программы должно стать:
При реализации направлений программы применяются различные формы и методики образовательной деятельности, к которым относятся: дифференциация образовательного процесса на основе специализации обучения одаренных школьников; использование различных форм проектной и исследовательской деятельности; сочетание различных форм школьного и внешкольного обучения.
Содержание работы
1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах
по русскому языку и литературе
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультациис акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована все же на каждого индивидуально.
В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней. В работе с учащимися основной школы используются сборники олимпиадных задач, а также сеть Интернет, образовательные платформы coreapp, skysmar, а также возможности РЭШ, ФЦИОР.
Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом. Выполнение заданий олимпиад прошлых лет (как муниципального, так и регионального уровня).
2. Исследовательская деятельность учащихся.
Работа педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:
Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой. Исходя из этого планируется работа по подготовке учащихся к исследовательской деятельности.
Этапы выполнения научно – исследовательской работы.
3. Интеллектуальные и творческие конкурсы
На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам:
Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, организацию внеурочной деятельности, познавательных мероприятий, как результат- исследовательскую деятельность. Развитие речи, творческого потенциала учащихся.
4. Кружковая работа
На развитие одаренности направлена и деятельность краеведческого кружка, кружка «Грамотей» для 5-6 класса. Ребята не только читают, они принимают участие в инсценировках и обсуждениях произведений. Учащиеся 7-11 классов участвуют во всевозможных акциях, занимаются поисково-исследовательской деятельностью, краеведением.
План работы с одаренными детьми
на 2020-2023 г.г.
№ |
Содержание работы |
Направление и формы |
Сроки |
1 |
Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми |
Внеурочная деятельность; организация познавательных мероприятий |
сентябрь |
2 |
Составление списка одаренных обучающихся по русскому языку и литературе |
Диагностическая работа, анкетирование |
сентябрь |
3 |
Планирование работы с одаренными детьми |
|
сентябрь |
4 |
Участие в школьном и муниципальном турах олимпиад по русскому языку и литературе |
Консультации, выполнение олимпиадных заданий. Работа с интернет-ресурсами, словарями. Решение лингвистических задач. |
Октябрь-декабрь |
|
Муниципальная олимпиада по русскому языку и литературе |
|
Декабрь-январь |
|
Республиканская олимпиада по русскому языку |
|
февраль |
|
Республиканская олимпиада по литературе «Золотая литера». |
|
апрель |
|
Городская олимпиада «КЛИО» |
|
апрель |
5 |
Участие в конкурсах творческих работ. |
Внеурочная деятельность; организация познавательных мероприятий |
В течение года |
|
Республиканский конкурс сочинений |
|
октябрь |
|
Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности» |
|
март |
6 |
Участие в Школьных, Муниципальных, Республиканских НПК. |
Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми. Самоподготовка. |
В течение года |
|
«Моя республика» |
9-11 классы |
январь |
|
«Литературная Россия» |
5-6 классы |
декабрь |
7 |
Участие в Республиканских, Всероссийских конкурсах |
Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми |
В течение года |
|
«Живая классика» |
|
март |
8 |
Совместная работа с сельской и районной библиотеками Рубота с музеями Кош-Агачского района, с музеем им.Анохина РА |
Акции. Библиотечные уроки. Поисково-исследовательская деятельность. Работа с краеведческим материалом для 7-11 кл. |
В течение года |
9 |
Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы |
Проблемно-исследовательская деятельность. Диагностические работы, анкетирование |
В течение года |
10 |
Использование элементов дифференцированного обучения направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность. |
Индивидуальная работа, консультации |
В течение года |
11 |
Поощрение одаренных детей |
Организация выездов. Грамоты, дипломы. |
В течение года |
Интернет-ресурсы
Российская электронная школа
Coreapp
skysmart
https://vk.com/lingling_ruМладолингвисты
https://olimpiada.ru/article/731 10 лайфхаковпорусскомуязыкуотмногократнойпобедительницыфилологическихолимпиад
https://sochisirius.ru/obuchenie/nauka/smena893/4290«Сириус»
https://postnauka.ru/themes/russkiy-yazyikПостнаука
https://vk.com/olymp_ru
http://www.drevoslov.ru/Древослов
https://vos.olimpiada.ru/archive/table/tasks/years/2019_2020/#table
https://olimpiada.ru/activities
www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе
www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)
www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу
www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU»
http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания)
http://school.iot.ru/ – Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей
http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res#/ – Инфотека методических материалов по литературе
http://person.edu.ru/default.asp?ob_no=2465/ – Учительские находки: конкурс методических разработок для школы
http://www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267/ – Работы победителей конкурса «Учитель – учителю» издательства «Просвещение»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.