Программа Радуга творчества

  • doc
  • 30.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа Радуга творчества1.doc

 

Рабочая  программа

 (внеурочная деятельность)

Курса «Радуга творчества»

(общекультурное направление)

3 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Изучение декоративно-прикладного творчества в рамках внеурочной деятельности в младшей школе позволяет ознакомить учащихся с ценностями народного искусства, нравственными устоями и культурными традициями России, их региональными особенностями.

Содержание предлагаемой  программы направлено на воспитание художественной культуры школьников, развитию их интереса к декоративно-прикладному творчеству русского народа, его традициям и наследию.  Программа предметно – ориентирована, дает учащимся  расширенные представления  о народном  искусстве ремесел,  изучению приемов  и применению  декоративной  деятельности  в различных видах творчества, приобщение к искусству культурного наследия, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности,  способностей школьника.

Обращение к народной культуре, ее духовно-нравственным ценностям составляет одно из важных условий преодоления духовного кризиса современного общества.

Цель   программы:

  Развитие ребенка, как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.

Задачи:

¨        Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения декоративно-прикладного  искусства, выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

¨        Освоение первичных знаний о мире декоративного  искусства, о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

¨        Овладение элементарными умениями, навыками и способами художественной деятельности;

¨        Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства, нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, Родине, уважениям к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

В контексте компетентностного подхода к внеурочной деятельности программа построена так, чтобы дать учащимся начальных классов ясные представления о системе взаимодействия декоративно-прикладного искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

Примерная программа разработана с учетом логики учебного процесса начального образования,  межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у учащихся эстетического отно­шения к миру народного искусства, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале декоративно-прикладного искусства.

Изучение народного искусства в рамках внеурочной деятельности направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления.

Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями:  музыка, русский язык и литература. Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимемийных технологий.

Программа внеурочной деятельности основывается на принципах:

§ Природосообразности  и основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовании с общими законами развития природы и человека, на воспитании соответственно полу и возрасту, и естественное развитие ребенка.

§ Культуросообразности, которое предполагает основу художественно-творческого развития школьника с общечеловеческими ценностями культуры, национальными традициями, их специфическими особенностями. Это помогает растущему человеку ориентироваться в сфере искусства, окружающем его мире.

§ Коллективности, который дает юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, эстетического самоопределения, творческой самореализации.

§ Диалогичности в котором, происходит обмен эстетическими ценностями конкретного художественного образования.

§ Патриотической направленности, обеспечивающий значимость себя с Россией, народами России, российской культурой.

§ Проектности, который предполагает последовательную деятельность педагога на выведение учащихся на самостоятельные проектные действия (замысел-реализация-рефлексия)

Характеристика основных результатов курса:

Ø  Программа способствует приобретению младшими школьниками социальных знаний на занятиях кружка по изучению основ художественного творчества;

Ø  формированию ценностного отношения к социальной реальности: художественные выставки в классе, школе;

Ø  получению опыта самостоятельного общественного действия – художественные акции в окружающем школу социуме;

Ø  приобретение результатов социальных знаний.

Методический инструментарий.

Программа занятий предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данном тематическом планировании педагогические технологии призваны обеспечить выполнение каждой из поставленных задач,  и способствуют успешному ее решению.

Программа составлена из расчета 1 учебного часа в неделю (всего 34 часа за учебный год).

Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный, наличие внеаудиторных занятий.

В программе  определены виды и приемы художественной деятельности школьников на занятиях внеурочной деятельности по изучению изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оцени­вать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Многообразие видов деятельности и форм работы со школьниками  стимулирует их интерес к внеурочной деятельности, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

При составлении программы учителем акцентировано  внимание на актуализации сле­дующих аспектов обучения младших школьников:

v  развитие образного мышления и изучение национальной культуры, использование традиций народного художественного творчества, обучение ребенка видеть неповторимые краски мира;

v  воспитание системного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поколений;

v  создание среды, стимулирующей творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.

v  программой предусматривается широкое использование наглядных пособий, мате­риалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учеб­ника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках программы по внеурочной деятельности,  реализуется по средством различных форм организации занятий, таких, как экскурсии, игры, путешествия, праздники,  конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные   практики,   социальное   проектирование и т.д.

Межпредметные связи.

Знания и умения получаемые детьми ощутимо дополняют школьный минимум. Графическая грамотность является необходимым элементом политехнических знаний. Рисуя, конструируя, дети глубже познают особенности предметов и явлений, осознают соотношения формы и содержания, у них развивается способность общения и аналитического мышления, уточняются представления. Умение объективно и правдиво изображать предметы опирается на систематическое развитие способности наблюдать, анализировать характерное в предметах и явлениях. Это способствует повышению культуры зрительного восприятия. На занятиях физики, химии, географии, биологии рисование используется как средство наглядного и углубленного освоения содержания изучаемого  явления. Занятия живописью неразрывно связаны с музыкой и литературой. Изучение истории живописи  тесно связано с изучением истории развития цивилизации и мировой культуры в целом.

Практико-ориентированная направленность содержания программы естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении таких учебных предметов, как математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение и позволяет и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это в свою очередь создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Прогнозируемый результат.

В процессе занятий по программе «Радуга творчества» накапливается практический опыт учащихся, от простых изделий они постепенно переходят к овладению более сложными образцами. При работе над изделием учащиеся знакомятся с различными видами материалов, их свойствами, технологией изготовления, с историей появления, оформлением изделий.

Результатом работы с детьми по формированию интереса к рукотворчеству является:

- повышение уровня социально-бытовой адаптации и развитие самостоятельности;

- формирование интереса к рукоделию, способствующему развитию эстетического вкуса у учащихся, созданию вокруг себя приятной атмосферы;

- совершенствование мелкой и общей моторики руки.

Формы работы: тематические праздники, коллективно-творческие дела, декоративно-прикладное творчество, экскурсии по родному краю, устные журналы, сбор и оформление материалов, проектная и исследовательская деятельность.

Материально-техническое обеспечение курса «Радуга творчества»

Для учителя и обучающихся

Природные материалы, пластилин, гофрированная бумага, белая и цветная бумага, клей, ножницы, картон и т.д.

Технические средства обучения

·         Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

·         Настенная демонстрационная  доска с набором приспособлений для крепления картинок и таблиц.

·         Компьютер.

·         Мультимедийный проектор.

·         6.   Принтер, сканер, копир.

Электронные носители и интернет ресурсы.

stranamasterov.ru/taxonomy/term/451,472, www.numama.ru, podelki.boxter.org/loskutki/


Этапы педагогического контроля.

№ п/п

Сроки

Какие знания, умения, навыки контролируются.

Форма подведения итогов

1

Сентябрь

Октябрь

Знания о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека; в области композиции, формообразовании; навыки работы  с нужными инструментами и приспособлениями.

Проект

Пано из природного материала

Игрушки из конуса «Мышь», «Лев»

2

Ноябрь

Получение знаний и приобретение навыков в технике «квилинг»;  изготовление сувенирных изделий и их декоративное оформление;  формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой.

Проект

Открытка ко Дню Матери

Проект.Новогодняя открытка

3

Декабрь

4

Январь

Элементы бумагопластики.

Изготовление из бумаги объемных предметов.

Выполнение изделий в технике бумагопластика

Соблюдать правила работы в группе. Оформлять изделие по собственному замыслу

Проект

Аппликация из ватных дисков «Снеговик в ночи»

5

Февраль

В работе с соленым тестом, применение знаний способов и приемов лепки, умений использовать дополнительные приспособления, применение различных эффектов (глазирование, подрумянивание, окрашивание теста); использование лакокрасочных материалов, инструментов и приспособлений; применение различных красок, применение стилизации в работе с соленым тестом.

Проект

«Конь-огонь»

6

Март

Осваивать способы работы с бумагой: сгибание, складывание.

Осваивать приём складывания изделий техникой оригами.

Проект

«Торт с сюрпризом»

7

Апрель

Уметь последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала) и рисовать кистью элементы растительного орнамента;

лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки.

Выставка готовых

изделий.

8

Май

    Приобретение знаний, умений, навыков в технике  вышивки крестом. Изготовление изделий по схемам и творческому замыслу.

Проект

Кошки-крошки

Список литературы:

  1. Абрамова А.С. Из цветной бумаги. Альбом самоделок. – Калинин, 1990
  2. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф Аким, 1999.
  3. Васина Н.С. Бумажная симфония / Надежда Васина. – М.: Айрис-пресс, 2009.
  4. Гусакова М. А. Аппликация. – М., “Просвещение”, 1992. Программы общеобразовательных учреждений. - М., “Дрофа”, 2010.
  5. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.
  6. Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во “Учитель”, 2007.
  7. Нагибина М.И. Волшебная бумага. Аппликация, фигурки, оригами/ М.И. Нагибина; - Ярославль: ООО “Академия развития”, 2012.
  8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
  9. Интернет-ресурсы.

 

 

Примерные работы, которые могут получиться на занятиях, соответствуют номеру занятия.

 

 


2

3

4

5

 

6

8

9

11

12

Описание: Поделки из гофрированной бумаги. Одуванчики

13-15

20

21

26

однор. стакан, палочка, пластилин, разноцветные салфетки.  

28