Рабочая программа
(внеурочная деятельность)
Курса «Радуга творчества»
(общекультурное направление)
3 класс
Пояснительная записка
Изучение декоративно-прикладного творчества в рамках внеурочной деятельности в младшей школе позволяет ознакомить учащихся с ценностями народного искусства, нравственными устоями и культурными традициями России, их региональными особенностями.
Содержание предлагаемой программы направлено на воспитание художественной культуры школьников, развитию их интереса к декоративно-прикладному творчеству русского народа, его традициям и наследию. Программа предметно – ориентирована, дает учащимся расширенные представления о народном искусстве ремесел, изучению приемов и применению декоративной деятельности в различных видах творчества, приобщение к искусству культурного наследия, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, способностей школьника.
Обращение к народной культуре, ее духовно-нравственным ценностям составляет одно из важных условий преодоления духовного кризиса современного общества.
Цель программы:
Развитие ребенка, как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
Задачи:
¨ Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения декоративно-прикладного искусства, выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
¨ Освоение первичных знаний о мире декоративного искусства, о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
¨ Овладение элементарными умениями, навыками и способами художественной деятельности;
¨ Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства, нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, Родине, уважениям к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
В контексте компетентностного подхода к внеурочной деятельности программа построена так, чтобы дать учащимся начальных классов ясные представления о системе взаимодействия декоративно-прикладного искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Примерная программа разработана с учетом логики учебного процесса начального образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у учащихся эстетического отношения к миру народного искусства, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале декоративно-прикладного искусства.
Изучение народного искусства в рамках внеурочной деятельности направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления.
Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями: музыка, русский язык и литература. Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимемийных технологий.
Программа внеурочной деятельности основывается на принципах:
§ Природосообразности и основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовании с общими законами развития природы и человека, на воспитании соответственно полу и возрасту, и естественное развитие ребенка.
§ Культуросообразности, которое предполагает основу художественно-творческого развития школьника с общечеловеческими ценностями культуры, национальными традициями, их специфическими особенностями. Это помогает растущему человеку ориентироваться в сфере искусства, окружающем его мире.
§ Коллективности, который дает юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, эстетического самоопределения, творческой самореализации.
§ Диалогичности в котором, происходит обмен эстетическими ценностями конкретного художественного образования.
§ Патриотической направленности, обеспечивающий значимость себя с Россией, народами России, российской культурой.
§ Проектности, который предполагает последовательную деятельность педагога на выведение учащихся на самостоятельные проектные действия (замысел-реализация-рефлексия)
Характеристика основных результатов курса:
Ø Программа способствует приобретению младшими школьниками социальных знаний на занятиях кружка по изучению основ художественного творчества;
Ø формированию ценностного отношения к социальной реальности: художественные выставки в классе, школе;
Ø получению опыта самостоятельного общественного действия – художественные акции в окружающем школу социуме;
Ø приобретение результатов социальных знаний.
Методический инструментарий.
Программа занятий предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данном тематическом планировании педагогические технологии призваны обеспечить выполнение каждой из поставленных задач, и способствуют успешному ее решению.
Программа составлена из расчета 1 учебного часа в неделю (всего 34 часа за учебный год).
Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный, наличие внеаудиторных занятий.
В программе определены виды и приемы художественной деятельности школьников на занятиях внеурочной деятельности по изучению изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Многообразие видов деятельности и форм работы со школьниками стимулирует их интерес к внеурочной деятельности, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
При составлении программы учителем акцентировано внимание на актуализации следующих аспектов обучения младших школьников:
v развитие образного мышления и изучение национальной культуры, использование традиций народного художественного творчества, обучение ребенка видеть неповторимые краски мира;
v воспитание системного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поколений;
v создание среды, стимулирующей творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.
v программой предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках программы по внеурочной деятельности, реализуется по средством различных форм организации занятий, таких, как экскурсии, игры, путешествия, праздники, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, социальное проектирование и т.д.
Межпредметные связи.
Знания и умения получаемые детьми ощутимо дополняют школьный минимум. Графическая грамотность является необходимым элементом политехнических знаний. Рисуя, конструируя, дети глубже познают особенности предметов и явлений, осознают соотношения формы и содержания, у них развивается способность общения и аналитического мышления, уточняются представления. Умение объективно и правдиво изображать предметы опирается на систематическое развитие способности наблюдать, анализировать характерное в предметах и явлениях. Это способствует повышению культуры зрительного восприятия. На занятиях физики, химии, географии, биологии рисование используется как средство наглядного и углубленного освоения содержания изучаемого явления. Занятия живописью неразрывно связаны с музыкой и литературой. Изучение истории живописи тесно связано с изучением истории развития цивилизации и мировой культуры в целом.
Практико-ориентированная направленность содержания программы естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении таких учебных предметов, как математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение и позволяет и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это в свою очередь создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Прогнозируемый результат.
В процессе занятий по программе «Радуга творчества» накапливается практический опыт учащихся, от простых изделий они постепенно переходят к овладению более сложными образцами. При работе над изделием учащиеся знакомятся с различными видами материалов, их свойствами, технологией изготовления, с историей появления, оформлением изделий.
Результатом работы с детьми по формированию интереса к рукотворчеству является:
- повышение уровня социально-бытовой адаптации и развитие самостоятельности;
- формирование интереса к рукоделию, способствующему развитию эстетического вкуса у учащихся, созданию вокруг себя приятной атмосферы;
- совершенствование мелкой и общей моторики руки.
Формы работы: тематические праздники, коллективно-творческие дела, декоративно-прикладное творчество, экскурсии по родному краю, устные журналы, сбор и оформление материалов, проектная и исследовательская деятельность.
Материально-техническое обеспечение курса «Радуга творчества»
Для учителя и обучающихся
Природные материалы, пластилин, гофрированная бумага, белая и цветная бумага, клей, ножницы, картон и т.д.
Технические средства обучения
· Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
· Настенная демонстрационная доска с набором приспособлений для крепления картинок и таблиц.
· Компьютер.
· Мультимедийный проектор.
· 6. Принтер, сканер, копир.
Электронные носители и интернет ресурсы.
stranamasterov.ru/taxonomy/term/451,472, www.numama.ru, podelki.boxter.org/loskutki/
Этапы педагогического контроля.
№ п/п |
Сроки |
Какие знания, умения, навыки контролируются. |
Форма подведения итогов |
1 |
Сентябрь Октябрь |
Знания о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека; в области композиции, формообразовании; навыки работы с нужными инструментами и приспособлениями. |
Проект Пано из природного материала Игрушки из конуса «Мышь», «Лев» |
2 |
Ноябрь |
Получение знаний и приобретение навыков в технике «квилинг»; изготовление сувенирных изделий и их декоративное оформление; формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой. |
Проект Открытка ко Дню Матери Проект.Новогодняя открытка |
3 |
Декабрь |
||
4 |
Январь |
Элементы бумагопластики. Изготовление из бумаги объемных предметов. Выполнение изделий в технике бумагопластика Соблюдать правила работы в группе. Оформлять изделие по собственному замыслу |
Проект Аппликация из ватных дисков «Снеговик в ночи» |
5 |
Февраль |
В работе с соленым тестом, применение знаний способов и приемов лепки, умений использовать дополнительные приспособления, применение различных эффектов (глазирование, подрумянивание, окрашивание теста); использование лакокрасочных материалов, инструментов и приспособлений; применение различных красок, применение стилизации в работе с соленым тестом. |
Проект «Конь-огонь» |
6 |
Март |
Осваивать способы работы с бумагой: сгибание, складывание. Осваивать приём складывания изделий техникой оригами. |
Проект «Торт с сюрпризом» |
7 |
Апрель |
Уметь последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала) и рисовать кистью элементы растительного орнамента; лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки. |
Выставка готовых изделий. |
8 |
Май |
Приобретение знаний, умений, навыков в технике вышивки крестом. Изготовление изделий по схемам и творческому замыслу. |
Проект Кошки-крошки |
Список литературы:
Примерные работы, которые могут получиться на занятиях, соответствуют номеру занятия.
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
8 |
|
9 |
|
11 |
|
12 |
|
13-15 |
|
20 |
|
21 |
|
26 |
|
28 |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.