ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ПОКОСНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заседание ШМО учителей Заседание МС Приказ №________
начальных классов МКОУ «Покоснинская от
МКОУ «Покоснинская СОШ» «___» _________2016г.
СОШ» Протокол № _____ Директор МКОУ
Протокол «1 от «___» августа 2016г. «Покоснинская СОШ»
от «__» августа 2016г. Зам.директора по УВР МО «Братский район»
Руководитель МО Кузьмина Г.В. ________ Хрипач Ю.Н._________
Россало Е.Н.__________
Рабочая программа
учебного предмета (курса)
«Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»
Специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
для учащихся 2 класса
на 2016 - 2017 учебный год
Образовательная область: «Филология»
Количество часов 68
Разработала:
учитель начальных классов
1 категории
Ковалева М.И.
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе составлена на основе:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы - под ред. В.В.Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Просвещение", 2012г., базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений VIII вида .
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель:
· направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Задачи:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данный
учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых
школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием
умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих
сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют
интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является
направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их
познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные
представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам,
расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они
получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их
чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать,
обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные
причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию
аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением
круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности
обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины,
наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава —
куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым
понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и
более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В
процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается
словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е.
усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой
сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и
диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и
т. д.
Основным методом обучения является беседа.
Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей
действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за
сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта,
практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и
сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь
самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее,
исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и
явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления
и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся
закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления,
рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с
предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных
уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая,
дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие
выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний
и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют
представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность,
чувственное восприятие.
Правильная организация занятий,
специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления
учащихся. Основными задачами во 2 классе являются:
Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На реализацию программы предусмотрено 68 часов, по 2 часа в неделю.
Основные содержательные линии курса:
1. Сезонные изменения в природе .
2. Природа .
3. Здоровье и безопасность.
4. Общение .
5. Уход за одеждой и обувью.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Окружающий мир как учебный предмет в начальной
школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и
воспитания. На этих уроках учащиеся осваивают основы адекватного природного и
культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Данный
курс наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно –
нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор
культурно–ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с
отечественными традициями духовности и нравственности.
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и
общества.
Культура как процесс и результат человеческой
жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к
познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из
способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в
любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание
чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и
к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства,
гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально –
культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к
поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой
личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно
– нравственной консолидации российского общества.
ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и
социально – нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе,
историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сезонные
изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый
день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы:
похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет
птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы:
потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые
цветы, цветение фруктовых деревьев.
Школа, пришкольный участок. Классы и
кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы:
деревья, кустарники. Спортивная площадка, площадка для игр.
Дом, квартира, домашний адрес.
Дорога в школу и домой. Правила
дорожного движения: переход улицы по пешеходному переходу .
Семья. Родители и дети. Работа
родителей. Обязанности детей в семье.
Одежда. Пальто, платье, рубашка,
пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и
для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание,
хранение).
Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет,
форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.
Фрукты. Лимон, апельсин, яблоко.
Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
Овощи и фрукты. Сравнение.
Деревья. Береза, тополь.
Комнатные растения. Бальзамин,
бегония. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с
листьев, полив).
Раннецветущие растения. Подснежник. Медуница,
мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Домашние животные. Основные части
тела, питание, способ передвижения.
Дикие животные. Основные части
тела, питание, способ передвижения.
Домашние и дикие животные. Сравнение.
Птицы. Ворона, воробей или другие
местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят
человеку.
Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и
называние. Различение по внешнему виду.
Птицы и насекомые. Сравнение.
Охрана здоровья. Части тела
человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход
за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и
ногах); мытье рук и ног.
Повторение.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные
наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в
природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих
наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
Экскурсии по школе, по школьному двору, к
цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для
наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних
животных.
Практические работы по уходу за одеждой и
обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для
подкормки птиц.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
Учащиеся
должны знать:
названия и свойства изученных предметов и
их частей;
обобщающие названия изученных групп
предметов.
Учащиеся
должны уметь:
называть и характеризовать предметы,
сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
участвовать в беседе, полно и правильно
отвечать на поставленный вопрос;
составлять простые распространенные
предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и
некоторые наречия.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплекс.
Программа
Программа В.В. Воронковой Русский язык / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс - под ред. В.В.Воронковой. - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Просвещение»
Методические пособия:
1. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».М.: Вако, 2004
2. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.: ВАКО, 2005.- 208с.
3. По дорожке в первый класс. Развитие речи: Методические рекомендации по подготовке детей к школе/ Хорошавина Г.Г- Йошкор- Ола: Педагогическая инициатива, 2005.- 48с.
4. Развитие речи. 2 класс: конспекты уроков – Е. М. Матвеева. –Волгоград: Учитель, 2013.(допущено к использовании Приказом Министерства образования и науки РФ №16 от 16.01.2012
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I-четверть - 18 часов
№ |
Тема |
Дата проведения |
|
плановая |
фактическая |
||
1 |
Вот и лето прошло. |
|
|
2. |
Экскурсия «Сентябрь – начало осени» |
|
|
3. |
Здравствуй, осень! |
|
|
4. |
Урок – игра. Летние и осенние явления в природе. |
|
|
5. |
Наша школа |
|
|
6. |
Экскурсия по школе. |
|
|
7. |
Библиотека. |
|
|
8. |
Пришкольный участок |
|
|
9. |
Деревья у школы. |
|
|
10. |
Дом. Домашний адрес. |
|
|
11. |
Квартира. |
|
|
12. |
Дорога в школу и домой |
|
|
13. |
Безопасный путь домой. |
|
|
14. |
Дорожный переход. |
|
|
15. |
Золотая осень |
|
|
16. |
Осень – перемен восемь. |
|
|
17. |
Семья |
|
|
18. |
Семья. |
|
|
II-четверть-14 часов
№ |
Тема |
Дата проведения |
||
плановая |
фактическая |
|||
1. |
Деревья. Кустарники. |
|
|
|
2. |
Деревья: береза, тополь. |
|
|
|
3. |
Овощи: морковь, лук. |
|
|
|
4. |
Овощи: огурец, помидор. |
|
|
|
5. |
Осень (экскурсия) |
|
|
|
6. |
Первые признаки зимы. |
|
|
|
7. |
Зима пришла. |
|
|
|
8. |
Фрукты: лимон, апельсин. |
|
|
|
9. |
Овощи и фрукты. |
|
|
|
10. |
Овощи и фрукты. |
|
|
|
11. |
Зима. Зимние забавы детей. |
|
|
|
12. |
Зима. Зимние забавы детей. |
|
|
|
13. |
Сезонные изменения в природе зимой. |
|
|
|
14. |
Зимний праздник Новый год. |
|
|
|
III- четверть- 20 часов
№ |
Тема |
Дата проведения |
|
плановая |
фактическая |
||
1. |
Зима и ее особенности. |
|
|
2. |
Явления природы зимой |
|
|
3. |
Одежда. |
|
|
4. |
Сезонная одежда. |
|
|
5. |
Уход за одеждой. |
|
|
6. |
Одежда. Обувь. |
|
|
7. |
Виды обуви. |
|
|
8. |
Сезонная обувь и уход за ней. |
|
|
9. |
Животные. |
|
|
10. |
Звери. |
|
|
11. |
Дикие животные: заяц. |
|
|
12. |
Домашние животные. |
|
|
13. |
Домашние животные: корова, лошадь. |
|
|
14. |
Домашние животные: свинья, коза. |
|
|
15. |
Дикие и домашние животные. |
|
|
16. |
Комнатные растения. |
|
|
17. |
Комнатные растение: бальзамин, бегония. |
|
|
18. |
Уход за комнатными растениями. |
|
|
19. |
Весна пришла. |
|
|
20. |
Сезонные изменения в природе весной. |
|
|
IV-четверть - 16часов
№ |
Тема |
Дата проведения |
||
плановая |
фактическая |
|||
1. |
Весна- пробуждение природы. |
|
|
|
2. |
Раннецветущие растения: подснежник, Красная книга |
|
|
|
3. |
Птицы. |
|
|
|
4. |
Птицы: ворона. |
|
|
|
5. |
Птицы: дятел. |
|
|
|
6. |
Птицы: воробей. |
|
|
|
7. |
Насекомые |
|
|
|
8. |
Насекомые: жук. |
|
|
|
9. |
Птицы и насекомые. |
|
|
|
10. |
Охрана здоровья Режим дня |
|
|
|
11. |
Охрана здоровья. Кожа – надёжная защита организма. |
|
|
|
12. |
Охрана здоровья. Гигиена тела. |
|
|
|
13. |
Здоровье и питание. |
|
|
|
14. |
Веселый май. Экскурсия. |
|
|
|
15. |
Здравствуй лето! |
|
|
|
16. |
Сезонные изменения в природе летом. |
|
|
|
Итого: 68 часов. |
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.