Программа развития музея с 1918 по 1922 годы при КГУ "Журавлевская средняя школа"
Оценка 4.7

Программа развития музея с 1918 по 1922 годы при КГУ "Журавлевская средняя школа"

Оценка 4.7
docx
10.06.2020
Программа развития музея с 1918 по 1922 годы при КГУ "Журавлевская средняя школа"
программа развития музея 18-22.docx

Согласовано:

Заместитель директора

по воспитательной работе:

______________/Бер Т.И.

от «____»__________2018 г.

 

Утверждаю:

Директор КГУ «Журавлёвская средняя школа»

________________/Баймагамбетова В.С.

 

 

 

Коммунальное Государственное учреждение

«Журавлевская средняя школа», Буландынского района

Акмолинской области, Республики Казахстан

 

 

 

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ШКОЛЬНОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

(срок реализации: 2018-2022 г.г.)

MC900183462[1]

 

                                                      Составила: учитель истории и обществознания, первой квалификационной категории

                                             Аликадиева Р.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

КГУ «Журавлевская средняя школа»

2018 год

 

Паспорт программы

 

 1. Наименование програмы: программа развития школьного краеведческого музея

2018-2022 годы «Школьный музей как образовательный и социокультурный центр села Журавлевка».

  2. Авторы программы:

Баймагамбетова В.С. – директор КГУ «Журавлевская средняя школа», Бер Т.И. – заместитель директора по воспитательной работе, Верховская Е.А. – учитель математике и бывший руководитель музея, Белокозов А.А. – учитель начальной военной подготовки, Аликадиева Р.Р. – руководитель музея, учитель истории и обществознания.

3. Сроки реализации программы:  2018 -2022 годы

4. Место проведения:

Акмолинская область, Буландынский район, село Журавлевка

5.Источники и сумма финансирования: спонсорская помощь

6.Общее количество участников программы: более 50 человек

7. Адресаты программы:  обучающиеся, молодёжь, жители с. Журавлевка и сельского округа

8. Адресные данные: : 020504, РК, Акмолинская область, Буландынский район, село Журавлевка, улица кирова 43

Телефон:  8 (716-46)37-3-15

Факс: 8 (716-46)37-3-15

Электронная почта: bul-zhuravlevskaya-sh@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

             Музейное дело зародилось ещё в 1930-х годах (тогда больше краеведческое), особенный всплеск получило после Великой Отечественной войны. Исследовательская, поисковая работа увлекала ребят, учила их любить свой край, свою большую и малую Родину. Каждая школа старалась открыть у себя музей или «Уголок боевой славы». Всё это играло огромную роль в воспитании коллективизма, патриотизма, эстетическом и этическом развитии детей, приучало их к музейной культуре.

             В начале 90-х годов поменялись в нашей стране человеческие ценности, поспешили некоторые школы избавиться и от своих музеев, после исчезновения комсомольской и пионерской организаций музей в школе стал местом притяжения всего самого хорошего, что стоило сохранить из прошлого. К счастью, в настоящее время развитие школьных музеев в нашей стране получило новый импульс.

               Профиль нашего музея – историко-краеведческий, т.е. музей занимается изучением истории родного. В настоящее время невозможно не видеть возрастание интереса к истории родной семьи, истории малой родины. За минувшие десятилетия значительно расширилось «поле» краеведения. Одним из ключевых направлений исследования становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь «близких» людей, земляков, членов семьи, изучение повседневности, обыденной жизни с её живыми подробностями. Появилась возможность слушать и записывать воспоминания и рассказы тех, кто многие годы вынужден был молчать.

Таким образом, изучаются различные стороны жизни края в их единстве.
      Школьный историко – краеведческий музей – основанный в 2003 году, является основной базой патриотического воспитания подростков не только села, но и края. Именно здесь формируется музейная культура, т.е. культура отношений к предметному миру. Через музей ребёнок приобщается к духовным ценностям всех поколений. Данная программа ориентирована на учащихся 1-11 классов.   Сроки реализации программы 2018-2022 учебные года.

 

 Цель:

1. Развитие интереса школьников к предмету история и истории Журавлевского края;

2. Развитие у детей любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье;

3.Воспитание уважения к славному прошлому нашей страны, чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.

 

Задачи:

1.В области внутришкольной работы: организация музейных часов, уроков интеллектуальных игр, викторин, использование материалов музея на уроках как ресурса образовательного пространства.

2.В сфере внешкольной работы: организация экскурсий, поисковой работы по пополнению фондов музея, охрана памятников истории и культуры; участие в мероприятиях юных краеведов, участие в районных и областных мероприятиях заочного и очного направления. 

3. Проведение выставок материалов фондов музея; подготовки экскурсоводов; разработка и оформление новых экспозиций;
4.
Развитие интеллектуальных, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы по историко-краеведческой тематике,

5. Участие в  конкурсах районного, областного  уровня.

6. Формирование личности гражданина и патриота Республики Казахстан

 

Достижение поставленной цели возможно при реализации основных принципов
Деятельности школьного музея
1. Принцип историзма. Он предполагает соблюдение трех важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности.
2. Концентричность. Основная образовательная линия должна по концентрическому принципу преподаваться на всех образовательных ступенях. История родного края, семьи, школы, ярких личностей земляков имеют глубокий смысл для каждого возраста учащихся, поэтому необходимо постоянное обращение к ним, раскрытие их с разных сторон и углубление понимания их смысла

3.Развивающий характер деятельности проявляется в ориентации не столько на усвоение учащимися специфического объема знаний, сколько на духовно-нравственное воспитание. В деятельности школьного музея обеспечивается единство познавательного и эмоционального начала. 

4. Принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку реализуется в самостоятельности, творческой инициативе учащихся при проведении научного и учебно-исследовательского поиска.

5.Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом.

6.Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

      Образовательно-воспитательная деятельность школьного музея реализуется через различные формы экспозиционно-выставочной и массово-просветительской работы и ставит целью передачу знаний посетителям музея и духовно-нравственное воздействия на них посредством личного участия в работе музея.

Концепция деятельности музея в школе включает разнообразные методические приемы
1. Соединение познавательного содержания с исследовательской деятельностью детей. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Он учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем. 

2. Биографический метод заключается в том, что в ходе исследований истории собственной семьи, родного села, учащиеся находят как примеры верности данному слову, примеры чести и достоинства.

3. Поисковый метод. Поиск местного краеведческого материала является самой увлекательной частью работы музея. Работа в библиотеке, переписка с архивами, военкоматами, изучение периодической печати, путешествие по родному краю, знакомство с вещевыми, изобразительными объектами наследия – один из путей сбора историко-краеведческого материала. Другими вариантами поисковой работы в родном селе являются встречи с односельчанами, краеведами района, ветеранами, участниками исторических обществ. 

4. Итогом работы музея в течение года является общешкольный отчет о проделанной работе за год в произвольной форме (презентация, видео, газета и т.д.). Собранные краеведческие материалы используются на этом празднике при подготовке и проведении викторин, историко-спортивных мероприятий, литературно-музыкальных композиций. 

5. Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, шефской помощи ветеранам.

В работе используются различные инновационные технологии
1. Проектная технология. Она наиболее часто используется в школьном музее. Технология проекта позволяет расширить возможности учащихся по самостоятельному поиску и использованию информации. Учащиеся используют данные, обсуждают, исследуют проблему, учатся работать с различными источниками информации, используют компьютерную технику. Использование метода проектов позволяет развивать коммуникативные навыки учащихся, повышает уверенность в собственных силах, развивает исследовательские способности, умение походить к проблеме с научной точки зрения.
2. Информационные технологии. Результатом проектной и исследовательской деятельности может стать мультимедийная презентация, которая впоследствии используется как учебный материал на уроке или внеурочном занятии в музее и позволяет создать информационное пространство музея. Для сбора материала по теме используются возможности сети Интернет.
3. Игровые технологии. Они используются при проведении праздника, когда учащиеся участвуют в викторинах, историко-спортивных состязаниях. При подготовке литературно-музыкальных композиций используется и театрализация. 
4. Интерактивная технология. Данная технология направлена на включение ученика в музейную реальность. Главный принцип этой технологии- человек запоминает только то, что делает. Наиболее часто она используется при работе с младшими школьниками.
             Таким образом, в процессе работы школьного музея как одного из центров духовно-нравственного воспитания создается система краеведческого школьного образования. Главным результатом этой работы должна стать самоидентификация человека с образцами гражданского поведения, гражданского служения Родине. 
Данная программа реализуется в процессе сотрудничества с Администрацей аппарата  Акимата  сельского округа, жителями села Журавлевка и близ лежащими школьными музеями
Существует пять основных концентров краеведческих знаний: 
- Мой дом. Родословная моей семьи.

- Родная школа. Её история и традиции.

- Моё родное село: прошлое и настоящее.

- Культурное наследие

- Военная история и их герои.

На разных ступенях получения краеведческих знаний реализуется целый комплекс задач. 

 Положительным результатом осуществления программы можно считать:
- выработку у учащихся комплекса качеств, характерных для патриота и гражданина

- развитие школьного музея как центра патриотического и духовно-нравственного воспитания

- повышение интереса к деятельности школьного музея у жителей села

- формирование благоприятной среды для освоения учащимися духовных и культурных ценностей

- корректировку и совершенствование учебно-воспитательной работы в школе.

       Для оценки результативности деятельности музея могут быть использованы следующие индикаторы, предложенные в программах «Культурное наследие РК», «Семь граней великой степи», «Рухани жангыру»

 

нравственно-духовные параметры:

– преодоление социально-общественного инфантилизма учащихся, формирование умений принимать решения и брать ответственность за их исполнение
– проявление мировоззренческих установок на готовность граждан к защите Отечества;
– уровень реализации творческого потенциала учащихся 

количественные параметры – это количество: 

– проведенных учебно-исследовательских работ, конференций по проблемам краеведения
– бесед, проведенных в рамках Клуба интересных встреч 
– учащихся, регулярно участвующих в работе школьного музея
– проведенных выставок патриотической направленности; 
– проведенных фестивалей, конкурсов по патриотической тематике
- распространение опыта работы школьного музея
- публикации в местной  прессе, на сайте школы
- создание веб-странички  школьного музея
- участие в конкурсах школьных музеев



 

 

 

 

 

Этапы реализации программы с 2018 по 2022 года

Реализация программы пройдёт в три этапа. Срок реализации – 5 лет - 4 пятилетка по развитию музея с момента открытия –с  2003 года.

Этапы реализации

Содержание работы

1. Организационный этап (август 2018 г.- август 2019 г.)

 

1.         Презентация программы музея на четвертую пятилетку с участием учащихся, педагогов, родителей, общественности, социальных партнеров, средств массовой информации.

2.         Создание инициативной группы для реализации программы.

3.         Проведение педсоветов для педагогов школы с целью подготовки кадровых ресурсов для реализации программы. Темы педсоветов: «Новые формы организации внеурочной и внеклассной деятельности с использованием материалов музея», «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся».

4.         Обучение учащихся школы основам музейной, проектной и исследовательской деятельности через специально организованную систему внеурочной деятельности и дополнительного образования.

5.         Создание отрядов активистов из числа учащихся школы, молодежи и жителей села. Обсуждение задач и способов работы на ближайшие три года.

6.         Разработка проектов исследований, экскурсионных маршрутов, музейных экспозиций, мероприятий музея. Создание по каждому направлению творческих групп.

7.         Оборудование помещение музея. Приобретение технических средств, оборудования для реконструкции экспозиций, выставок.

8.         Создание на сайте школы страницы «Школьный краеведческий музей»

2. Практический этап (2020 -2021 гг.)

 

Реализация программных мероприятий (проведение экскурсий, тематических выставок, уроков мужества, внеклассных мероприятий, экскурсий)

3. Обобщающий этап (сентябрь 1921 год-декабрь 2022 г.)

 

1.Проведение конференции с представителями субъектов сельской среды и активистами-общественниками «Осуществление на практике программы развития школьного музея как образовательного и социокультурного центра села Журавлевка». Отчет о проделанной работе музея в преддверии 20годовщины.

 

Реализуя программу развития музея, школа привлечёт внимание социума к проблемам духовных ценностей, поможет в сохранении исторических и культурных памятников родного края. Так же школа получит хорошую базу для осуществления воспитания в школе и в микрорайоне, а учащиеся и педагоги получат хороший навык краеведческой, поисковой и исследовательской деятельности. Школа расширит свои социальные связи.


 

Согласовано: Заместитель директора по воспитательной работе: ______________/Бер

Согласовано: Заместитель директора по воспитательной работе: ______________/Бер

Паспорт программы 1. Наименование програмы : программа развития школьного краеведческого музея 2018-2022 годы «Школьный музей как образовательный и социокультурный центр села

Паспорт программы 1. Наименование програмы : программа развития школьного краеведческого музея 2018-2022 годы «Школьный музей как образовательный и социокультурный центр села

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Развивающий характер деятельности проявляется в ориентации не столько на усвоение учащимися специфического объема знаний, сколько на духовно-нравственное воспитание

Развивающий характер деятельности проявляется в ориентации не столько на усвоение учащимися специфического объема знаний, сколько на духовно-нравственное воспитание

Игровые технологии . Они используются при проведении праздника, когда учащиеся участвуют в викторинах, историко-спортивных состязаниях

Игровые технологии . Они используются при проведении праздника, когда учащиеся участвуют в викторинах, историко-спортивных состязаниях

Этапы реализации программы с 2018 по 2022 года

Этапы реализации программы с 2018 по 2022 года
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2020