КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КЛЮЧЕВСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА ГУКОВА»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УПР КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В. Гукова» __________________И.П. Кашич «____»_________________2022 г. |
|
УТВЕРЖДАЮ Директор КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В. Гукова»
__________________В.В. Репкин «____»_________________2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ. 01. РУССКИЙ ЯЗЫК
Профиль профессионального образования: технический
Специальность СПО: 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Уровень изучения: базовый
Форма обучения: очная
|
|
РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии Протокол от «___»_______2022 г. №___
|
|
УТВЕРЖДАЮ Директор КГБПОУ «Ключевский лицей профессионального образования» __________________В.В. Репкин «____»_________________2017 г. |
РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии Протокол от «_____»_______2016 г.№_____
|
Ключи 2022
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413. Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 7 июня 2012 г. Регистрационный номер №24480 с учетом Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций. Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол №3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»; с Уточнениями, одобренными Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.
Организация-разработчик: «Ключевский ЛПО имени А.В. Гукова»
Разработчик:
Отт О.И. - преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
1 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА |
4-8 |
2 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ |
9 |
3 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
10-24 |
4 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ |
25-26 |
5 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
27-34 |
6 |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ |
35 |
Пояснительная записка
Рабочая
программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины
«Русский язык», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения
среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы
в Российской Федерации,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
апреля 2016 г. № 637-р, и Примерной основной образовательной программы
среднего общего образования, одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з); с Уточнениями, одобренными Научно-методическим
советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО»
Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, укрупнённых групп профессий, специальностей и направлений подготовки профессионального образования 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО технического профиля уровень изучения – базовый.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
• совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
• формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций: лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой;
• совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Формирование лингвистической (языковедческой) компетенции проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей профессионального образования русский язык изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, при освоении специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования русский язык изучается более углубленно как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей.
При изучении русского языка на базовом уровне решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Содержание учебной дисциплины ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития студентов, включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, создаются условия для успешной реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить деятельность обучающихся, активизировать их внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитывает интерес к занятиям при изучении русского языка.
Реализация содержания учебной дисциплины «Русский язык» предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса русского языка на ступени основного общего образования. В то же время учебная дисциплина «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций СПО обладает самостоятельностью и цельностью.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
· личностных:
- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
- ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
- ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.
- ЛР 8 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
- ЛР 9 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.
- ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.
· метапредметных:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
· предметных:
-сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» осуществляется в таких формах организации учебных занятий, как: уроки (комбинированные; проверки знаний, умений и навыков), уроки-лекции (вводные, обобщающие), практические занятия (в форме семинаров, практикумов), самостоятельная работа, консультации. Реализация системно-деятельностного подхода предполагает организацию активной учебно-познавательной деятельности обучающихся с использованием интерактивных форм и методов. Неотъемлемой частью образовательного процесса являются практико-ориентированные задания, проектная деятельность студентов, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов.
Учебный процесс на уроках русского языка организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Основные интерактивные формы проведения учебных занятий: творческие задания; работа в малых группах; дискуссия; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); изучение и закрепление нового материала на интерактивной лекции (лекция-беседа, лекция – дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, мини-лекция); эвристическая беседа; разработка проекта (метод проектов); метод кейсов (решение ситуационных упражнений и задач как разновидности метода кейсов).
В рамках освоения общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» обучающимся предоставляется возможность подготовить и защитить индивидуальный проект по предложенным темам.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» курсивом выделен материал, который при изучении русского языка контролю не подлежит.
В связи с необходимостью повторения материала, подготовки к экзамену, лингвостилистического анализа текста, а так же проведения итоговой контрольной работы, два часа из раздела «Язык и речь. Функциональные стили речи», изучаемого на первом курсе, переносятся на второй курс. Эти уроки проводятся после изучения темы «Синтаксис и пунктуация», в завершении курса предмета «Русский язык».
Общее количество практических работ – 44. В программу включены все виды практических работ, указанные в Примерной программе. Объединены следующие практические работы:
1. тема: «Лексика и фразеология». Практические занятия: «Подбор текстов с изучаемым языковым явлением. Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики». Данные виды работы выполняются одновременно: наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики ведётся на основе рассмотрения и подбора текстов. Таким образом, это, по сути, одна работа по анализу лексических средств;
2. тема «Морфемика, словообразование, орфография». Практические занятия: «Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования». Навык составления слов с помощью различных словообразовательных моделей вырабатывается в процессе распределения слов по словообразовательным гнездам, восстановления словообразовательной цепочки. Эти виды работ взаимосвязаны, поэтому объединены в одно практическое занятие;
3. тема «Морфология и орфография». Практические занятия: «Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами». Данные виды работы так же взаимосвязаны, выполняются одновременно: наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации происходит в процессе подбора и анализа текстов, поэтому объединены в одно занятие.
4. тема «Синтаксис и пунктуация». Практические занятия: «Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании. Сопоставление устной и письменной речи». Анализ роли разных типов предложений проводится в процессе сопоставления текстов устной и письменной речи.
Содержание учебной дисциплины направлено на развитие общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Виды учебной работы |
Кол-во часов |
Обязательная аудиторная нагрузка (всего) |
78 |
в том числе практические занятия |
44 |
контрольные работы |
4 |
Промежуточная аттестация |
6 |
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование частей, разделов |
Аудиторная нагрузка обучающегося во взаимодействии с преподавателем |
||
Всего часов * |
В т.ч. практические занятия, лабораторные работы (часы) |
Контрольные работы |
|
Ведение |
2 |
2 |
|
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи |
12 |
7 |
|
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография |
8 |
5 |
|
Раздел 3. Лексикология, фразеология |
10 |
6 |
1 |
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография |
10 |
5 |
|
Раздел 5. Морфология и орфография |
14 |
8 |
1 |
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация |
20 |
11 |
1 |
Раздел 7. Язык и речь. Функциональные стили речи |
2 |
0 |
1 |
Всего |
78 |
44 |
4 |
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
1 |
2 |
3 |
Введение
|
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО. |
2 |
|
Практические занятия О Освоение общих закономерностей лингвистического анализа. Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и анализу методов языкового исследования. |
2 |
|
Виды учебной деятельности - извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры; - характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; - анализировать пословицы и поговорки о русском языке; - составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме; - приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; - определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества; - вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем); - преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека |
|
Раздел I. Язык и речь. Функциональные стили речи |
|
12 |
|
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. Текст как произведение речи. Лингвостилистический анализ текста |
|
|
Практические занятия Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу). Анализ структуры текста. Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста. Освоение видов переработки текста. И Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов. Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую. |
7 |
|
Виды учебной деятельности · Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов; • вычитывать разные виды информации; • характеризовать средства и способы связи предложений в тексте; • выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста; • характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста; • составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста; • анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств; • подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений; • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка; • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему; • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира; • различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); • анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи; • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор); • подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию) |
|
Раздел II. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография |
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок.
|
8 |
|
Практические занятия Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка. Сопоставление устной и письменной речи. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. Наблюдение над выразительными средствами фонетики |
5 |
|
Виды учебной деятельности · Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности; • строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись) |
|
Раздел III. Лексикология, фразеология |
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
|
10 |
|
Практические занятия Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — выведение алгоритма лексического анализа. Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления. Лексический и фразеологический анализ слова. Подбор текстов с изучаемым языковым явлением. Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики. Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему. |
5 |
|
Виды учебной деятельности • Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; • объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности; • познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение) |
|
Раздел IV. Морфемика, словообразование, орфография |
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-. Правописание сложных слов. |
10 |
|
Практические занятия Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте. Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами. Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами. |
5 |
|
Виды учебной деятельности • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста; • проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова |
|
Раздел V. Морфология и орфография.
|
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода. Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий. Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. Служебные части речи Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.
|
14 |
|
Практические занятия Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора. Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи. Сопоставление лексического и грамматического значения слов. Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучащихся. Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения; использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи. Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами. |
8 |
|
Виды учебной деятельности • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли; • проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; • определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; • составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании |
|
Раздел VI. Синтаксис и пунктуация.
|
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. Односоставное и неполное предложение. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи. Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
|
20
|
|
Практические занятия Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития. Наблюдение над существенными признаками словосочетания. Особенности употребления словосочетаний. Синонимия словосочетаний. Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения. Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании. Сопоставление устной и письменной речи. Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов. Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами / сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др. Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения. Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам. Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему. Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения. |
11 |
|
Виды учебной деятельности • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения тексто-образующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный); • комментировать ответы товарищей; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; • составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; • определять роль синтаксических конструкций в текстообразо-вании; находить в тексте стилистические фигуры; • составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; • производить синонимическую замену синтаксических конструкций; • составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; • пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях; • составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам |
|
Раздел VI1. Язык и речь. Функциональные стили речи |
Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический анализ текста. |
2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа |
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов • Русский язык среди других языков мира. • Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия. • Языковой портрет современника. • Молодежный сленг и жаргон. • Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка. • А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка. • Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков. • Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы. • Язык и культура. • Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи. • Вопросы экологии русского языка. • Виды делового общения, их языковые особенности. • Языковые особенности научного стиля речи. • Особенности художественного стиля. • Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования. • Экспрессивные средства языка в художественном тексте. • СМИ и культура речи. • Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения. • Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы. • Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю. • Русское письмо и его эволюция. • Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация. • Антонимы и их роль в речи. • Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи. • Старославянизмы и их роль в развитии русского языка. • Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке. • В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка». • Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. • Исторические изменения в структуре слова. • Учение о частях речи в русской грамматике. • Грамматические нормы русского языка. • Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы). • Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов). • Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании. • Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике. • Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление. • Слова-омонимы в морфологии русского языка. • Роль словосочетания в построении предложения. • Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики. • Синтаксическая роль инфинитива. • Предложения с однородными членами и их функции в речи. • Обособленные члены предложения и их роль в организации текста. • Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций. • Монолог и диалог. Особенности построения и употребления. • Синонимика простых предложений. • Синонимика сложных предложений. • Использование сложных предложений в речи. • Способы введения чужой речи в текст. • Русская пунктуация и ее назначение. • Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста. |
|
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы;
Оборудование учебного кабинета: - посадочные места – 30;
- рабочее место преподавателя;
- лаборантская комната;
- дидактический материал по всем разделам;
Технические средства обучения: - компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- телевизор;
- видеоплеер.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. 1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.13 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.13 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016 )
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413».
3. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р.
4. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
5. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций / Воителева Т. М.. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. Протокол №3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»
Дополнительные источники:
1. Воителева Т.М. Русский язык и литература: Русский язык в старших классах: книга для учителя. М.: Издательский центр «Академия», 2014
Словари:
1. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 2003.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Рус.яз., 1982.
3. Семёнова Н.М. Новый краткий словарь иностранных слов. – М. : Рус.яз. – Медиа; Дрофа, 2008.
4. Толковый словарь крылатых слов и выражений / Автор-составитель А.Кирсанова. – М.: «Мартин», 2007.
Интернет-ресурсы:
www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме). www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»). www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).
www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru)
www.metodiki.ru (Методики).
www. posobie. ru (Пособия).
www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).
www.prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель — учителю» издательства «Просвещение»).
www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка).
www. slovari. ru/dictsearch (Словари. ру).
www. gramota. ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты). www. gramota. ru (Справочная служба).
www.gramma.ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Русский язык» осуществляется в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Контролируемый результат (предметные, метапредметные результаты) |
Показатели оценки (поведенческие индикаторы) |
Методы и формы контроля |
Предметные результаты |
||
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
|
Составляет связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме; анализирует речь с точки зрения правильности, точности, вы- разительности, уместности употребления языковых средств; извлекает из разных источников и преобразовывает информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры; оценивает чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка; исправляет речевые недостатки, редактирует текст |
Текущий контроль - изложение; диктанты; - тестовые задания; - доклад; реферат; практические, проверочные работы, устный опрос; письменная самостоятельная работа
|
-сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
|
Составляет связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме; монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; выступает перед аудиторией сверстников с небольшими ин формационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему; создаёт устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор); выполняет индивидуальные задания по анализу текста разных стилей речи; |
Текущий контроль Промежуточная аттестация (сочинение) Устный и письменный опрос; доклады, сообщения; рефераты; практические, проверочные работы; изложение; письменная самостоятельная работа; сочинения разных жанров
|
-владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
|
Редактирует текст собственного сочинения с учетом норм русского литературного языка; комментирует ответы товарищей; строит рассуждения с целью анализа проделанной работы; определяет круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; овладевает навыками самоанализа и самооценки устного выступления |
Текущий контроль Диктант; комплексная контрольная работа сочинение;
изложение;
|
-владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
|
Выполняет индивидуальные задания по анализу текстов; участвует в эвристической беседе; даёт комментарий к прочитанному тексту; пишет сочинение, рецензии; |
Текущий контроль сочинение; изложение; |
-владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
|
Составляет различные виды планов; тезисы, систематизирующие таблицы; тезисные и цитатные планы сочинения; конспекты; рефераты; реферирует текст; выступает с рефератом, докладом; |
Текущий контроль сочинение; изложение; |
-сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
|
Анализирует тексты разных стилей и жанров; характеризует изобразительно- выразительные средства языка, указывает их роль в идейно- художественном содержании текста; составляет связное высказывание в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определяет эмоциональный настрой текста |
Текущий контроль сочинение; изложение;
|
-сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
|
Анализирует тексты художественных произведений; соотносит художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывает конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выполняет задания (индивидуальные и групповые) проблемного характера; готовит сообщения, доклады, рефераты; участвует в дискуссии, беседе; выступает на семинаре |
Текущий контроль Промежуточная аттестация (сочинение) сочинение; изложение;
|
-способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
|
Выполняет индивидуальные задания по анализу текста художественного произведения; пишет сочинения разных жанров; готовит сообщения, доклады, рефераты; участвует в дискуссии; выступает на семинаре; аргументировано формулирует свое отношение к прочитанному произведению |
Текущий контроль Промежуточная аттестация (сочинение) сочинение; изложение; |
- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; |
Выполняет индивидуальные задания по анализу текста художественного произведения; пишет сочинения разных жанров; участвует в дискуссии; анализирует и интерпретирует художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; определяет род и жанр произведения; аргументировано формулирует свое отношение к прочитанному произведению |
Текущий контроль Промежуточная аттестация (сочинение) сочинение; изложение;
|
-сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. |
Выполняет индивидуальные задания по анализу текста художественного произведения; творческие работы; пишет сочинения разных жанров; участвует в дискуссии; выступает на семинаре; анализирует тексты художественной литературы (лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); подбирает тексты для анализа
|
Текущий контроль Промежуточная аттестация (сочинение) сочинение; изложение; тестирование |
Предметные и метапредметные результаты, проверяемые совместно |
||
- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
|
Готовит сообщения, доклады, рефераты; участвует в дискуссии; работе группы по подготовке ответов на проблемные вопросы; выступает на семинаре; выразительно читает наизусть и с листа тексты разных стилей речи; выполняет индивидуальные и групповые задания по анализу текстов; творческие работы; пишет сочинения разных жанров; |
Текущий контроль Промежуточная аттестация (сочинение) Доклады, рефераты, сообщения; проблемное задание; сочинения разных жанров; письменная самостоятельная работа; индивидуальные задания |
-владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
|
Выполняет творческие работы; пишет сочинения разных жанров; готовит сообщения, доклады, рефераты; участвует в дискуссии; выступает на семинаре; анализирует речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств; оценивает чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка; исправляет речевые недостатки, редактирует текст |
Текущий контроль Промежуточная аттестация (сочинение) Доклады, рефераты, сообщения; проблемное задание; сочинения разных жанров; письменная самостоятельная работа; индивидуальные задания
|
-применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
|
Готовит сообщения, доклады, рефераты; участвует в дискуссии; групповой работе по выполнению проблемных заданий; выступает на семинаре; использует разные источники информации (дополнительную литературу, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники) |
Текущий контроль Доклады, рефераты, сообщения; проблемное задание; сочинения разных жанров; письменная самостоятельная работа; индивидуальные задания |
-овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
|
Выполняет индивидуальные и групповые творческие работы; пишет сочинения разных жанров; готовит сообщения, доклады, рефераты; участвует в дискуссии; выступает на семинаре; участвует в работе группы по подготовке ответов на проблемные вопросы; анализирует речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств; оценивает чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка |
Текущий контроль Доклады, рефераты, сообщения; проблемное задание; сочинения разных жанров; письменная самостоятельная работа; индивидуальные задания
|
-готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
|
Выполняет индивидуальные и групповые творческие работы; пишет сочинения разных жанров; готовит сообщения, доклады, рефераты; участвует в дискуссии; выступает на семинаре; извлекает из разных источников и преобразовывает различную информацию; составляет связное высказывание в устной или письменной форме; |
Текущий контроль Доклады, рефераты, сообщения; проблемное задание; сочинения разных жанров; письменная самостоятельная работа; индивидуальные задания
|
-умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; |
В процессе подготовки сообщений, докладов, рефератов; вычитывает разные виды информации; проводит языковой разбор текстов; извлекает информацию из разных источников (таблиц, схем); преобразовывает информацию; строит рассуждение; участвует в дискуссии; выступает на семинаре |
Текущий контроль Доклады, рефераты, сообщения; проблемное задание; сочинения разных жанров; письменная самостоятельная работа; индивидуальные задания
|
Метапредметные результаты, проверяемые через индивидуальный проект |
||
-умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
|
В ходе создания и представления индивидуального проекта демонстрирует умение самостоятельно ставить проблему и выбирать способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулирует выводы и обоснование принятого решения, умение демонстрировать свободное владение логическими операциями, навыки критического мышления, умения самостоятельно мыслить |
Оценка осуществляется по особой процедуре, прописанной в Положении об индивидуальном проекте |
-умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
|
Выбирает тему работы; самостоятельно планирует свою познавательную деятельность во времени; определяет цели, задачи, необходимые для достижения поставленных целей; формулирует выводы и обоснование |
|
-умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
|
Осуществляет поиск и использование информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники), необходимой для эффективного выполнения поставленных задач, |
|
-владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
|
Выбирает объект и предмет исследования; тему работы; самостоятельно планирует свою познавательную деятельность во времени; определяет цели, задачи, необходимые для достижения поставленных целей; формулирует выводы и обоснование; демонстрирует свободное владение логическими операциями, навыки критического мышления, умение самостоятельно мыслить
|
|
Личностные результаты * |
||
- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; |
- проявление гражданственности, патриотизма; - знание истории своей страны, достижений отечественных учёных; |
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; |
- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности;
|
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; |
- проявление активной жизненной позиции; - демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности; - сознательное отношение к продолжению образования |
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; |
- демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;
|
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; |
- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности; - сознательное отношение к продолжению образования |
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; |
- проявление активной жизненной позиции; - демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности; - сознательное отношение к продолжению образования |
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования |
- демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;
|
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. |
- проявление гражданственности, патриотизма; - знание истории своей страны, достижений отечественных учёных; - демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;
|
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. |
- проявление гражданственности, патриотизма; - знание истории своей страны, достижений отечественных учёных; - демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;
|
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ЛР 8 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
- проявление гражданственности, патриотизма; - знание истории своей страны, достижений отечественных учёных; - демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;
|
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ЛР 9 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. |
- проявление гражданственности, патриотизма; - знание истории своей страны, достижений отечественных учёных; - демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;
|
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. |
- проявление гражданственности, патриотизма; - знание истории своей страны, достижений отечественных учёных; - демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;
|
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
* Личностные результаты проверяются в ходе неперсонифицированного внутреннего мониторинга качества образования, проводимого в соответствии с графиком ПОО
6. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Номер страницы, дата внесения изменения |
Содержание внесенного изменения |
ФИО лица, внесшего изменение, подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.