ПРОГРАММА
« ШКОЛЬНЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 5 ЛЕТ
Автор программы
Учитель истории и обществознания
Дементьев Александр Олегович.
2021 г.
Школа: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гжельская средняя общеобразовательная школа с изучением предметов художественно-эстетического цикла.
Село: Гжель.
Район: Раменский
Область: Московская область
Адрес: с. Гжель, ул. Новая , д.1.
Тел. +7 (49646) 4-73-93
1. Полное название музея:
Краеведческий музей МОУ Гжельская СОШ с изучением предметов художественно-эстетического цикла.
2. Дата открытия и характеристика:
Музей школы начал создаваться в 1975 году. В музее собраны подлинные старинные экспонаты : предметы быта, одежда, орудия труда , старинные монеты, купюры, печати, газеты. Много фотографий представлено из истории села. Есть стендовый материал «Страницы истории школы»,здесь же расположены стенды посвященные выпускникам и учителям школы. Отдельные стенды, посвященные Великой Отечественной войне, ветеранам войны. Большое место в музее занимают стеллажи с работами учащихся по майолике. Сбор материала ведётся, и по сей день.
Музей готовится пройти аккредитацию.
3. Программа деятельности музея
Для осуществления эффективной деятельности музея разработана программа его работы:
Пояснительная записка.
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Краеведение и музееведение в системе образования являются традиционными и эффективными средствами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация работы школьного музея. Его создание в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе; о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.
Школьный музей — это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории или природы родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.
Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг — успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления «по горячим следам», то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происходящих событий или явлений природы является актуальной задачей школьного музея. Фотосъемка и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея — все это является важным средством документирования истории родного края.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. В школьных музеях ребенок выступает не только как потребитель продукта музейной деятельности, но и как активный его создатель.
Краеведческая работа ведется в школе уже в течение нескольких лет. Собранный материал по истории нашего села хранится в школьном музее. Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности и призвана помочь учащимся шире познакомиться с родным краем, глубже понять своеобразие его природы, истории и культуры, а также познакомиться с приемами собирательской и музейной работы через экскурсии, экспедиции, интересные встречи.
Цели программы:
·
Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного
достоинства, гордости за свою школу, свою малую родину, за свою Отчизну.
Основные задачи:
1. Изучить историю возникновения и развития села Гжель.
2. Исследовать традиции прошлого.
3. Провести поисковую работу в целях пополнения фонда школьного краеведческого музея.
4. Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.
5. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.
6. Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности выпускников, учителей школы, а также людей, которые прославили своё село.
7. На базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны.
8. Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.
Обоснование значимости программы.
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, городе, школе и их лучших людях – бывших и настоящих выпускниках школы, тем более действительными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа, города, школы.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации учащихся и учителей в процессе совместной деятельности. Школьный музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Музей является не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической, нравственно-духовной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Образовательное пространство:
Школьный музей взаимодействует с музеями района, кабинетом истории, сельской и районной администрацией, с районными архивами, библиотекой, интернет ресурсами и др. школьными музеями.
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.
Основные направления деятельности школьного музея:
1. История села;
2. История школы;
3. История Великой Отечественной войны в судьбе села, школы, учителей, выпускников;
4. «История в лицах…» (истории односельчан и выпускников, оставивших свой след в истории);
5. «Традиции провинциальной старины»
6. «Истоки нашей духовности»
Принципы работы школьного музея.
Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:
Основные виды деятельности школьного музея:
1. Поисково-исследовательская деятельность.
2.Учет и хранение фондов
3. Экспозиционная деятельность
4. Просветительская деятельность.
Поисково-исследовательская деятельность
Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора историко-краеведческого материала:
• планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;
• экспедиционный сбор;
• прием даров и случайных поступлений.
Такая работа позволит:
• • проводить на базе музея совместную работу учителя и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края;
• обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;
• участвовать в районных олимпиадах, конкурсах по историческому краеведению;
• создавать фонд мультимедийных презентаций.
Учет и хранение фондов
Основные задачи данного направления работы музея:
• создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;
• правильно оформлять основную музейную документацию (книги поступлений основного фонда и книгу учета научно-вспомогательного материала, а также акты приема материалов и предметов);
• правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;
• точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;
• организовать прием и выдачу музейных предметов;
• обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.
Экспозиционная деятельность
Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления — способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:
• освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;
• учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;
• использовать в работе выставки-передвижки;
• предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников. Созданная экспозиция школьного музея должна стать центром просветительской работы в школе и на селе.
Планируется создание экспозиций «Интерьер крестьянской избы», «Никто не забыт, и ничто не забыто», «Наши славные односельчане», «Летопись школьных лет».
Просветительская работа
Главная задача данного направления — вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:
• продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;
• проводить в музее совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии и др.;
• использовать материалы музея на уроках истории, краеведения, литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах;
• организовать проведение на базе музея районных семинаров учителей истории, краеведения, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе.
Главный критерий повседневной работы музея — это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея.
Программа рассчитана на учащихся школы разных возрастов, интересующихся историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу, а также учителей и родителей.
Для создания, развития и функционирования историко-краеведческого музея в школе должен быть сформирован актив музея.
Актив музея и учащиеся школы:
1. Пополняют фонды музея путем организации исследований, переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливают связи с другими музеями;
2. Проводят сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;
3. Изучают собранный материал и обеспечивают его учет и хранение;
4. Оформляют экспозиции и выставки;
5. Проводят экскурсии для учащихся, родителей, педагогов, гостей школы;
6. Оказывают содействие учителям в использовании музейных экспонатов в учебном процессе;
7. Принимают активное участие в выполнении соответствующих профилю музея запросов от организаций и частных лиц.
В целях повышения эффективности работы в составе актива музея распределены поручения. Состав актива музея и направления его деятельности определяется на заседании Совета музея. Отвечает за работу музея и актива руководитель школьного музея, назначаемый приказом директора школы.
Сроки действия программы. Программа рассчитана на 5 лет. (2019-2023 гг.)
Перечень обязанностей руководителя школьного музея
1. Планирует работу школьного музея и актива музея.
2. Организует работу по поиску и сбору материалов по теме музея.
3. Ведет документацию школьного музея.
4. Обеспечивает сохранность экспонатов школьного музея.
5. Организует стационарные и передвижные выставки; пропагандирует материалы музея путем организации экскурсий, проведения совместных уроков с учителями истории, литературы, краеведения, начальных классов.
6. Участвует в создании и курирует работу Совета музея.
7. Готовит отчетную документацию о деятельности музея.
Основные этапы реализации программы
Первый этап — информационно-познавательный (2019–2020 гг.)
На этом этапе осуществляется сбор краеведческого материала, оформляется музейная комната, проводится паспортизация музея. На заседаниях актива музея учащиеся овладевают основными краеведческими знаниями.
Второй этап — операционно-деятельностный (2021–2022 гг.)
На этом этапе активисты музея овладевают навыками и умениями работать с источником, описывать объекты.
Третий этап — практико-ориентационный (2022–2023гг.)
Результатом работы на данном этапе должно стать овладение учащимися спецификой работы в школьном музее и основами научно-исследовательской деятельности.
Управление программой
Управление программой осуществляется: заместителем директора по ВР, руководителем музея, учителями истории, библиотекарем, учителями школы, родителями учащихся,самими детьми и созданным Советом музея.
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Данная программа открывает широкие возможности для разностороннего развития учащихся, так как в ней в единстве решаются разнообразные образовательные и воспитательные задачи. Реализация программы оказывает большое влияние на развитие личности школьника, на процесс обучения и воспитания детей, на формирование их социальной активности, привитие бережного отношения к природе, воспитание чувства любви к Родине.
2. Повышается образовательный уровень всех участников программы, у них формируются новые навыки получения знаний, возрастает интерес к изучению родного края. Работа по этой программе может сформировать у учащихся устойчивый интерес к истории своего народа, материальной и духовной культуре.
3. Фонды музея пополняются новыми материалами, создаются летописи школы, села
Рабочий план реализации Программы.
№ |
Направление деятельности |
Сроки исполнения |
1. |
Организационная работа. - Разработка нормативной базы музея: Положения о школьном музее, провести инвентаризацию и оформить паспорт музея; - Приобретение необходимого оборудования: фотоаппарата или кинокамеры, диктофона, компьютера, принтера, сканера, фотоальбомов, бумаги, папок и т.п. - Составление и утверждение календарного плана работы музея. -Создание Совета музея. |
с 2021 г. Ежегодно |
2. |
Работа с фондами школьного музея. - Инвентаризация имеющихся музейных
предметов.. - Создание и ведение инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение - Обработать воспоминания участников об участниках ВОВ и начать создание Книги памяти «Никто не забыт, ничто не забыто!» - Создание архива музея в электронном
варианте; |
2021-2026г. |
3. |
Поисковая работа. - Работа в районном архиве. - Работа в районной библиотеке. - Работа в районном краеведческом музее. - Работа с документами в районной и сельской администрации Запись воспоминаний выпускников, учителей прошлых лет, их родных, очевидцев событий, ветеранов труда и войны, переписка. - Поиск материалов и документов об учителях и директорах работающих в годы ВОВ. - Поиск бывших учителей, выпускников школы, переписка с ними. - встреча с детьми войны, ветеранами ВОВ, их родственниками, запись воспоминаний о войне или о ветеране. |
Ежегодно |
4. |
Оформление экспозиций и разделов музея. - 1. История школы: - Альбомы по истории школы - Летопись школы: праздники и будни. 2. История в лицах… - Выпускники школы - Классные летописи 3 «Традиции провинциальной старины» - предметы быта - утварь - одежда - фотографии - монеты и денежные знаки 4. «История села» - фотоальбомы по периодам 5. Летопись Великой Отечественной войны… - учителя участники ВОВ - гжельцы участники ВОВ 6.УЧАСТНИКИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ -сбор материалов об гжельцах участниках боевых действий в Афганистане и Чечне и Сирии. |
ежегодно |
5. |
Просветительская работа. 1. Проведение экскурсий и бесед по темам: - История школы - Летопись Великой Отечественной войны - жизнь крестьянина - русская изба - Старинные деньги 2. Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях: - Вечер встречи выпускников, - День согласия и примирения, - День Конституции, - День Победы, - Месячник пожилого человека – встречи с ветеранами труда и войны - конкурсы исследовательских работ 3. Сотрудничество с местной прессой – печатание статей по материалам школьного музея. 4. Размещение информации на сайте. 5. сотрудничество со школьными музеями школ района |
Ежегодно
В течении года |
6. |
Исследовательская деятельность учащихся. Подготовка и написание докладов и рефератов по темам: - История школы в годы Великой Отечественной войны - Летопись Великой Отечественной. - Великая Отечественная война в истории моей семьи - «Герои нашего времени» - «Земляки участники боевых действий» «Народное ополчение и гжельцы» «Коллективизация в нашем селе» История школьного музея |
2021-2026
|
Переписка музея: с выпускниками школы, членами краеведческого кружка, ветеранами ВОВ и их родственниками |
По мере необходимости. |
|
7. |
Методическая работа. Создание методических рекомендаций: - Тематика классных часов по материалам школьного музея. Выступление на МО «Исследовательская деятельность учащихся». Создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея: - «Никто не забыт, ничто не забыто!» - «Жизнь пройти не поле перейти…» - «Счастье себя стране отдать» - И не помнить об этом нельзя» - история Школьного музея - История школы - история в лицах (по мере поступления материала) Создание буклетов-брошюр по экспозициям школьного музея. |
2021 обновление ежегодно
Ежегодно с 2019г.
2021-2026г |
Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость.
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории, встречаясь с выпускниками школы и их родными, очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, традициях школы, села, учатся понимать, как история школы связана с историей малой Родины и с историей огромной России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.
Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения.
Оценка результатов.
Эффективность достижения целей программы будет оцениваться
Во-первых: уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности.
Во-вторых: результатами участия в краеведческих конкурсах, конкурсах исследовательских работ.
Фамилия, имя, отчество руководителя музея, занимаемая должность
Руководит работой музея Дементьев Александр Олегович, учитель истории
СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей от «_____» _________ 20__ г № ______.
Согласовано:
Зам директора по __________ (ФИО)
__________________
«____»________ 20__ г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.