Программа СИПР

  • docx
  • 11.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала сипр деф нестерова.docx

 

 

Государственное общеобразовательное автономное учреждение Амурской области «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»

 

 

Рассмотрена

на заседании педагогического совета ГОАУ «Свободненская специальная

(коррекционная) школа-интернат»

Протокол  №   от  «  » _______ 20201г.

 

 

 

 

 

Утверждена                                        директор ГОАУ «Свободненская

специальная (коррекционная)

школа-интернат»

__________________О.Б.Николаева.

Приказ №   от  «   » ________ 2021 г.

 

 

 

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 

обучающихся 6  класса

Нестерову Викторию и Скареднову Валерию

 

 

                                                                                               

 

 

 

Составила программу:

                                                                                  учитель – первой

квалификационной категории:

Кислова Л.Г..

                                                                                         

                                                                                      

г. Свободный

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся со стойким нарушением познавательной деятельности, а также для детей с расстройствами аутистического спектра и выраженной задержкой психического развития.

  СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ (вариант С)».

   Программа разработана в соответствии с  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья.  Целью реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности ребенка с нарушением интеллекта (нравственное, эстетическое, социально личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

№ п/п

 

Раздел специальной  индивидуальной образовательной программы

 

Количество занятий

1

Ознакомление с окружающим миром

17

2

Формирование мышления

17

3

Формирование элементарных математических представлений

17

4

Сенсорное развитие

17

 

 

ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ

 

68

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

 

   Формирование интереса к изучению объектов живого и неживого мира. Формирование представлений о себе и ближайшем окружении.  Знакомство детей с предметами окружающего мира, близкими детям по ежедневному опыту. Знакомство детей с некоторыми свойствами объектов живой и неживой природы в процессе практической деятельности. Обогащение чувственного опыта:                                         учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух                 объекты   живой и неживой природы и природные явления.

   Развитие понимания обращенной речи, формирование активной речи на основе звукоподражания. Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки, предметы повседневного обихода (посуда, одежда, средства личной гигиены и т.д.), действовать с ними.

   Обогащать представления ребенка об окружающей действительности, знакомить с основными социальными и бытовыми объектами, необходимыми ребенку для максимальной адаптации в жизненном пространстве (магазин, больница, аптека, детский сад, школа и т.д.).

   Обращать  внимание на животных, птиц, растения, природные явления. Формировать элементарные представления о временах года, их признаках.

 

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

   Обучение детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона, дифференцировать легко вычленяемые зрительно, тактильно -двигательно, на слух и на вкус свойства предметов. Обучение детей различать свойства и качества предметов: мягкий-твердый, мокрый-сухой, большой-маленький, громкий-тихий, сладкий-горький. Формирование умения выделять определяемое свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи). Формирование у детей  поисковых способов ориентировки  - пробы при решении игровых и практических задач. Создание условий для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ

МАТЕМАТИЧЕСКИХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

   Создавать условия для накопления детьми опыта практической деятельности с  дискретными  и непрерывными  множествами. Развитие   у детей активных действий с предметами и непрерывными множествами.  Обучение детей выделять и группировать предметы по заданному признаку; выделять  1,2 и много предметов из группы; различать множества по количеству:1,2, много, мало, пустой, полный. Формирование умения составлять равные по количеству множества предметов «столько, сколько…»;  сопоставлять численности множеств, воспринимаемых разными анализаторами в пределах двух без пересчета. Формирование количественных представлений с учетом ведущих видов деятельности. Обучение анализу, сравнению, обобщению. Обучение детей осуществлять счет и различные операции с множествами (пересчет, сравнение, преобразование) в пределах пяти.

ФОРМИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ

   Создание предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления. Формирование целенаправленной предметно-орудийной деятельности в процессе выполнения игрового задания. Формирование у детей обобщенных представлений о вспомогательных средствах и предметах-орудиях. Формирование у детей  навыка использования предметов-заместителей. Обучение детей пользоваться методом проб как основным методом решения проблемно-практических задач. Создавать предпосылки к развитию наглядно-образного мышления: формирование обобщенных представлений о предметах-орудиях, их свойствах, качествах. Формирование у детей  зрительной ориентировки и основных функций речи (фиксирующей, сопровождающей, планирующей). Формировать предпосылки к развитию словесно-логического мышления.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Раздел программы

№ темы

Тема

Количество занятий

1. Диагностическое обследование

4

2. Ознакомление с окружающим миром

Тема 1

Человек

2

Тема 2

Окружающий природный мир

8

Тема 3

Окружающий социальный мир

6

3. Сенсорное развитие

Тема 1

Восприятие цвета

4

 

Тема 2

Восприятие формы

4

Тема3

Восприятие величины

4

Тема 4

Восприятие пространственных отношений

 

4

4. Формирование элементарных математических представлений

Тема 1

Формирование количественных представлений

9

Тема 2

Формирование представлений о величине

7

5. Формирование мышления

Тема1

Формирование наглядно-действенных форм мышления

3

Тема2

Формирование наглядно-образных форм мышления

6

Тема 3

Формирование элементов логического мышления

7

ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ

68

 

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ

 

Ожидаемые личностные результаты:

1.   осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

2 эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности ребенка с педагогом;

3. формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4.   формирование уважительного отношения к окружающим;

5.   овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире;

6. освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7.  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9.  развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11.  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Ожидаемые  предметные результаты:

 

Раздел «Ознакомление с окружающим миром»  Дети должны научиться:

- называть свое имя, отвечать на вопрос «Ты мальчик или девочка?»;

- показывать и называть части тела лица; выделять на фотографии себя и членов своей семьи;

- показывать и называть отдельные предметы одежды, посуды, игрушек, мебели и т.д.

-узнавать реальные  и изображенные на картинках знакомых животных и птиц;

- знать, что делает человек определенной профессии;

- выделять по обобщающему слову   продукты, игрушки,  предметы посуды и одежды;

- называть некоторые предметы и объекты живой и неживой природы;

- определять по изображениям времена года;

- определять текущее состояние погоды и т.д.

 

Раздел «Формирование элементарных математических представлений». Дети должны научиться:

- выделять 1,2 и много предметов из группы; находить 1,2 и много  однородных предметов в окружающей обстановке; составлять равные по количеству группы предметов;

-различать дискретные и непрерывные множества по количеству;

- понимать выражение «столько…, сколько…»;

- осуществлять группировку предметов по количественному признаку;

- выполнять операции объединения и разъединения в пределах трех;

- осуществлять счет в прямом и обратном порядке;

- определять количество предметов на картинках, расположенных в ряд и при различном расположении, в пределах пяти;

- измерять, отмеривать и сравнивать непрерывные множества с помощью условной мерки.

 

Раздел «Формирование мышления». Дети должны научиться:

- пользоваться предметами-орудиями с фиксированным назначением в практических ситуациях;

-  использовать вспомогательные средства (сачок, тесьму, молоточек, стул для приближения к себе далеко или высоко стоящих предметов);

-использовать предметы-заместители в проблемно-практических ситуациях;

- пользоваться методом проб как основным способом решения  задачи;

- фиксировать в речи результаты своей практической деятельности;

- воспринимать целостные сюжеты (ситуацию), изображенные на картинках, с опорой на свой реальный опыт, устанавливая причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями.

 

Раздел «Сенсорное развитие». Дети должны научиться:

- воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»;

- различать свойства и качества предметов:   мокрый-сухой, большой-маленький, сладкий-горький, горячий-холодный;

- сличать основные цвета «Покажи, где такой кубик»;

- дифференцированно реагировать на звучание определённых музыкальных инструментов;

- складывать разрезную картинку из 2-х, 3-х частей;

-доставать знакомые предметы из «волшебного мешочка» по тактильному образцу;

- выполнять группировку предметов по заданному признаку;

- называть в собственной речи   знакомые свойства и качества предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы

 

Динамика состояния ребёнка:

В конце первого полугодия

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результативность обучения (на конец учебного года)

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Рекомендации по дальнейшей работе

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата начала СИПР_________________   Подпись специалиста___________________

 

Дата окончания СИПР ______________   Подпись специалиста____________________