Государственное общеобразовательное автономное учреждение Амурской области «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Рассмотрена на заседании педагогического совета ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» Протокол № от « » _______ 20201г. |
|
Утверждена директор ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» __________________О.Б.Николаева. Приказ № от « » ________ 2021 г.
|
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
обучающихся 6 класса
Нестерову Викторию и Скареднову Валерию
Составила программу:
учитель – первой
квалификационной категории:
Кислова Л.Г..
г. Свободный
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся со стойким нарушением познавательной деятельности, а также для детей с расстройствами аутистического спектра и выраженной задержкой психического развития.
СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ (вариант С)».
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности ребенка с нарушением интеллекта (нравственное, эстетическое, социально личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п |
Раздел специальной индивидуальной образовательной программы |
Количество занятий |
1 |
Ознакомление с окружающим миром |
17 |
2 |
Формирование мышления |
17 |
3 |
Формирование элементарных математических представлений |
17 |
4 |
Сенсорное развитие |
17 |
|
ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Формирование интереса к изучению объектов живого и неживого мира. Формирование представлений о себе и ближайшем окружении. Знакомство детей с предметами окружающего мира, близкими детям по ежедневному опыту. Знакомство детей с некоторыми свойствами объектов живой и неживой природы в процессе практической деятельности. Обогащение чувственного опыта: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и природные явления.
Развитие понимания обращенной речи, формирование активной речи на основе звукоподражания. Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки, предметы повседневного обихода (посуда, одежда, средства личной гигиены и т.д.), действовать с ними.
Обогащать представления ребенка об окружающей действительности, знакомить с основными социальными и бытовыми объектами, необходимыми ребенку для максимальной адаптации в жизненном пространстве (магазин, больница, аптека, детский сад, школа и т.д.).
Обращать внимание на животных, птиц, растения, природные явления. Формировать элементарные представления о временах года, их признаках.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Обучение детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона, дифференцировать легко вычленяемые зрительно, тактильно -двигательно, на слух и на вкус свойства предметов. Обучение детей различать свойства и качества предметов: мягкий-твердый, мокрый-сухой, большой-маленький, громкий-тихий, сладкий-горький. Формирование умения выделять определяемое свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи). Формирование у детей поисковых способов ориентировки - пробы при решении игровых и практических задач. Создание условий для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Создавать условия для накопления детьми опыта практической деятельности с дискретными и непрерывными множествами. Развитие у детей активных действий с предметами и непрерывными множествами. Обучение детей выделять и группировать предметы по заданному признаку; выделять 1,2 и много предметов из группы; различать множества по количеству:1,2, много, мало, пустой, полный. Формирование умения составлять равные по количеству множества предметов «столько, сколько…»; сопоставлять численности множеств, воспринимаемых разными анализаторами в пределах двух без пересчета. Формирование количественных представлений с учетом ведущих видов деятельности. Обучение анализу, сравнению, обобщению. Обучение детей осуществлять счет и различные операции с множествами (пересчет, сравнение, преобразование) в пределах пяти.
ФОРМИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
Создание предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления. Формирование целенаправленной предметно-орудийной деятельности в процессе выполнения игрового задания. Формирование у детей обобщенных представлений о вспомогательных средствах и предметах-орудиях. Формирование у детей навыка использования предметов-заместителей. Обучение детей пользоваться методом проб как основным методом решения проблемно-практических задач. Создавать предпосылки к развитию наглядно-образного мышления: формирование обобщенных представлений о предметах-орудиях, их свойствах, качествах. Формирование у детей зрительной ориентировки и основных функций речи (фиксирующей, сопровождающей, планирующей). Формировать предпосылки к развитию словесно-логического мышления.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел программы |
№ темы |
Тема |
Количество занятий |
1. Диагностическое обследование |
4 |
||
2. Ознакомление с окружающим миром |
Тема 1 |
Человек |
2 |
Тема 2 |
Окружающий природный мир |
8 |
|
Тема 3 |
Окружающий социальный мир |
6 |
|
3. Сенсорное развитие |
Тема 1 |
Восприятие цвета |
4 |
Тема 2 |
Восприятие формы |
4 |
|
Тема3 |
Восприятие величины |
4 |
|
Тема 4 |
Восприятие пространственных отношений
|
4 |
|
4. Формирование элементарных математических представлений |
Тема 1 |
Формирование количественных представлений |
9 |
Тема 2 |
Формирование представлений о величине |
7 |
|
5. Формирование мышления |
Тема1 |
Формирование наглядно-действенных форм мышления |
3 |
Тема2 |
Формирование наглядно-образных форм мышления |
6 |
|
Тема 3 |
Формирование элементов логического мышления |
7 |
|
ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Ожидаемые личностные результаты:
1. осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
2 эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности ребенка с педагогом;
3. формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4. формирование уважительного отношения к окружающим;
5. овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире;
6. освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Ожидаемые предметные результаты:
Раздел «Ознакомление с окружающим миром» Дети должны научиться:
- называть свое имя, отвечать на вопрос «Ты мальчик или девочка?»;
- показывать и называть части тела лица; выделять на фотографии себя и членов своей семьи;
- показывать и называть отдельные предметы одежды, посуды, игрушек, мебели и т.д.
-узнавать реальные и изображенные на картинках знакомых животных и птиц;
- знать, что делает человек определенной профессии;
- выделять по обобщающему слову продукты, игрушки, предметы посуды и одежды;
- называть некоторые предметы и объекты живой и неживой природы;
- определять по изображениям времена года;
- определять текущее состояние погоды и т.д.
Раздел «Формирование элементарных математических представлений». Дети должны научиться:
- выделять 1,2 и много предметов из группы; находить 1,2 и много однородных предметов в окружающей обстановке; составлять равные по количеству группы предметов;
-различать дискретные и непрерывные множества по количеству;
- понимать выражение «столько…, сколько…»;
- осуществлять группировку предметов по количественному признаку;
- выполнять операции объединения и разъединения в пределах трех;
- осуществлять счет в прямом и обратном порядке;
- определять количество предметов на картинках, расположенных в ряд и при различном расположении, в пределах пяти;
- измерять, отмеривать и сравнивать непрерывные множества с помощью условной мерки.
Раздел «Формирование мышления». Дети должны научиться:
- пользоваться предметами-орудиями с фиксированным назначением в практических ситуациях;
- использовать вспомогательные средства (сачок, тесьму, молоточек, стул для приближения к себе далеко или высоко стоящих предметов);
-использовать предметы-заместители в проблемно-практических ситуациях;
- пользоваться методом проб как основным способом решения задачи;
- фиксировать в речи результаты своей практической деятельности;
- воспринимать целостные сюжеты (ситуацию), изображенные на картинках, с опорой на свой реальный опыт, устанавливая причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями.
Раздел «Сенсорное развитие». Дети должны научиться:
- воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»;
- различать свойства и качества предметов: мокрый-сухой, большой-маленький, сладкий-горький, горячий-холодный;
- сличать основные цвета «Покажи, где такой кубик»;
- дифференцированно реагировать на звучание определённых музыкальных инструментов;
- складывать разрезную картинку из 2-х, 3-х частей;
-доставать знакомые предметы из «волшебного мешочка» по тактильному образцу;
- выполнять группировку предметов по заданному признаку;
- называть в собственной речи знакомые свойства и качества предметов.
Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы
Динамика состояния ребёнка:
В конце первого полугодия
_____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результативность обучения (на конец учебного года)
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рекомендации по дальнейшей работе
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата начала СИПР_________________ Подпись специалиста___________________
Дата окончания СИПР ______________ Подпись специалиста____________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.