Министерство образования Сахалинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Областной центр внешкольной воспитательной работы»
Рассмотрено Методическим советом Протокол № ______ От «____»__________20____г. |
Утверждено Директор ГБОУДО ОЦВВР _____________В. А. Чувилин Пр. от ___________№_______
|
ПРОГРАММА СМЕНЫ ЗАГОРОДНОГО ПАЛАТОЧНОГО ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ТУРИСТСКО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (РАСПОЛОЖЕННОГО НА ТЕРРИТОРИИ Л/О «САХАЛИНСКИЙ АРТЕК»)
«Агент 112»
Даты проведения: 19 июня − 02 июля 2019 года
Автор-составитель программы: Белоногова Л.Г., методист ГБОУДО ОЦВВР
г. Южно-Сахалинск
2019 г.
Содержание
Информационная карта. 3
1. Пояснительная записка. 5
2. Содержание программы.. 9
3. Содержание и формы работы. 13
4. План-сетка смены Лагеря. 19
5. Условия реализации Программы.. 19
6. Критерии и индикаторы оценки качества программы.. 21
7. Список литературы. 23
ПРИЛОЖЕНИЯ. 27
Цель программы
|
Способствование профессиональному и жизненному самоопределению подростков через реализацию «профессиональных проб» в сфере безопасности жизнедеятельности
|
Задачи |
§ Приобщить к основам безопасности жизнедеятельности и основам подготовки молодежи к безопасному поведению в экстремальных ситуациях; § повысить уровень компетенции воспитанников в сфере безопасности и соблюдения основных правил поведения при возникновении экстремальных ситуаций; § активизировать деятельность подростков по укреплению навыков к здоровому образу жизни, а также развитию общих физических данных у подростков; § организовать профессиональные пробы, тренировки для использования первичных средств пожаротушения, выполнения практических действий в экстремальных ситуациях, определения способов защиты от вредных факторов, умения оказывать само- и взаимопомощь; § приобщить подростков к творческим видам деятельности, развить творческое мышление, чувство товарищества и взаимопомощи; |
Тип лагеря |
Загородный палаточный профильный лагерь туристско-спортивной направленности (далее – профильный палаточный лагерь) |
Краткое содержание программы |
Программа «Агент 112» по своей направленности является профильной, она включает в себя форму отработки практических навыков безопасности жизнедеятельности для участников смены, приобретению навыков работы с современными образцами аварийно- спасательного инструмента и спасательным оборудованием и снаряжением, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях профильного палаточного лагеря. Реализация смены пройдет по направлениям: «Школа пожарных», «Школа безопасности на воде», «Медицинская подготовка», «Духовно-нравственное развитие», «Спортивно-туристское развитие». В качестве проверки и закрепления полученных знаний в конце смены проводится комбинированная финальная эстафета. |
Ожидаемые результаты |
Реализация Программы будет способствовать: • овладению основными формами безопасного поведения при ЧС; • повышению уровня компетенции воспитанников в сфере безопасности и выполнения основных правил поведения при возникновении экстремальных ситуаций • повышению уровня здорового образа жизни, и общего физического развития • вовлечению подростков в общественно-полезную деятельность по предупреждению ЧС; • актуализации знаний участников смены по безопасности жизнедеятельности; • формированию навыков партнерского сотрудничества со сверстниками и взрослыми в решении проблемных ситуаций.
|
Место проведения |
Анивский район, долина реки Краснодонка, территория ППЛ «Сахалинский Артек» |
|
|
География участников |
Сахалинская область |
Количество участников программы |
Детей – 100 человек Коллектив лагеря – 30 человек |
Возраст участников |
12-17 лет |
Продолжительность |
14 дней |
Количество смен, сроки проведения |
1 смена – с 19.06.2019 г. по 02.07.2019 г. |
Нормативно-правовая база
Программа профильного палаточного лагеря «Агент – 112» составлена с учетом действующего законодательства в РФ и Сахалинской области:
1. Конституции РФ.
2. Конвенции ООН «О правах ребенка».
3. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №27З-ФЗ.
4. Закона Сахалинской области «Об образовании в Сахалинской области», принятого Сахалинской областной Думой от 6 марта 2014 г.
5. Государственной программы РФ «Развитие образования на 2013-2020 г.г.», утвержденной Правительством РФ 22 ноября 2012г.
6. Государственной программы Сахалинской области «Развитие образования в Сахалинской области на 2014-2020 г.г.», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 28 июня 2013 №331.
7. Концепции развития воспитания в системе образования Сахалинской области до 2020 г., одобренной коллегией Министерства образования Сахалинской области от 16.05.2013г.
8. Порядка организации и осуществления деятельности по программам отдыха и оздоровления детей, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 01 апреля 2014 г. №09-613.
9. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. СанПин 2.4.4. 3172-14 для учреждения дополнительного образования детей, утвержденных Постановлением главного государственного врача РФ от 04 июля 2014г. №41.
Программа профильного палаточного лагеря «Агент – 112» (далее Программа) разработана в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровней в сфере организации летнего отдыха и оздоровления детей и методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации к содержанию программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей от 01.04.2014г. № 09-613.
Актуальность Программы и её педагогическая целесообразность.
Летний лагерь сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации подростка с учетом реалий современной жизни.
Как показала практика, основное содержание работы летних лагерей составляет спортивная, познавательная, интеллектуально-творческая деятельность. Жизнь в лагере должна быть насыщенной, полезной, полной событий. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят с взрослыми и между собой. Досуг, игры должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям.
Актуальность. Разработка данной профильной программы организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей вызвана необходимостью модернизации старых форм работы и введением новых, возможностью использования творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы. Профильная программа лагеря сможет наиболее полно реализовать интеллектуально-творческий потенциал молодежи, позволит каждому показать и реализовать себя в соответствии со своими наклонностями и способностями, даст возможность получить навыки осторожного обращения с огнём и пожароопасными предметами, принять участие в пропаганде пожарно-технических знаний, популяризации основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни. Данная Программа направлена на формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения в области безопасности (на воде, при пожаре, при чрезвычайных ситуациях и т.д.), а также на профессиональную ориентацию к работе спасателя и службе МЧС России.
Профессия спасателя считается одной из самых ответственных и опасных профессий в мире, однако даже такое положение дел не снижает её привлекательность для миллионов подростков. Работа спасателя направлена на оказание помощи при стихийных бедствиях, наводнениях, пожарах, экологических катастрофах. Жизнь это система, которая действует по определённым законам. Чтобы выжить, надо понять эти законы и использовать их в своих интересах.
Таким образом, и педагогическая целесообразность данной Программы заключаются в том, что её содержание используется в качестве профессиональной ориентации подростков, изъявивших желание связать свою последующую трудовую деятельность с системой МЧС России, а также для развития оздоровительно − познавательной деятельности средствами обороноспособности, спорта, туризма, активного отдыха, воздействующего на познавательный и эмоциональный аспект.
Программа «Агент-112» имеет социально-педагогическую и туристско – краеведческую направленность и ориентирована на воспитание гражданина «безопасного» типа, знающего основы защиты человека и общества от современного комплекса опасных факторов и умеющего применить эти знания на практике.
Цель Программы – способствование профессиональному и жизненному самоопределению подростков через реализацию «профессиональных проб» в сфере безопасности жизнедеятельности.
Задачи Программы:
1. Приобщить к основам безопасности жизнедеятельности и основам подготовки молодежи к безопасному поведению в экстремальных ситуациях;
2. повысить уровень компетенции воспитанников в сфере безопасности и выполнения основных правил поведения при возникновении экстремальных ситуаций;
3. активизировать деятельность подростков по укреплению навыков к здоровому образу жизни, а также развитию общих физических данных у подростков;
4. организовать профессиональные пробы, тренировки для использования первичных средств пожаротушения, выполнения практических действий в экстремальных ситуациях, определения способов защиты от вредных факторов, умения оказывать само- и взаимопомощь;
5. приобщить подростков к творческим видам деятельности, развить творческое мышление, чувство товарищества и взаимопомощи;
Ожидаемые результаты:
Реализация Программы будет способствовать:
1. овладению основными формами безопасного поведения при ЧС;
2. повышению уровня компетенции воспитанников в сфере безопасности и выполнения основных правил поведения при возникновении экстремальных ситуаций
3. повышению уровня здорового образа жизни, и общего физического развития
4. вовлечению подростков в общественно-полезную деятельность по предупреждению ЧС;
5. актуализации знаний участников смены по безопасности жизнедеятельности;
6. формированию навыков партнерского сотрудничества со сверстниками и взрослыми в решении проблемных ситуаций.
Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 12 до 17 лет (учащиеся 7-11 классов).
При формировании содержания Программы учитывались следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
2. Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
3. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциала.
4. Принцип вариативности предполагает создание условий выбора подростками форм деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей.
Основными формами работы с детьми являются игровые, конкурсные, соревновательные, тренинговые.
Основные формы организации деятельности детей при реализации Программы − индивидуальная, коллективная, групповая.
Участниками Программы в летний оздоровительный период станут 100 детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет. На протяжении смены работа в лагере будет организована поотрядно. Количество отрядов в каждой смене - 5, участников в каждом отряде − 20 человек.
№ |
Этапы реализации |
Цели |
Результаты |
1 |
Подготовительный период (апрель-май) |
- разработка программы деятельности профильного палаточного лагеря «Агент - 112»; - подготовка методического материала; - составление необходимой документации для деятельности лагеря (план - сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.) |
Формирование сплочённого коллектива единомышленников.
|
2 |
Организационный период (3 дня) |
- знакомство участников с возможностями ППЛ «Сахалинский Артек» - формирование отрядов, объединений, органов самоуправления; - снятие внутреннего напряжения; сплочение коллектива, выявление лидеров; - выявление уровня притязаний, творческого и лидерского потенциала участников; - знакомство с программой смены; планирование деятельности малых групп.
|
- Знакомство с лагерем. - Выявление лидеров. - Планирование. - Формирование межличностных отношений.
|
3. |
Основной период (9 дней)
|
- Реализация Программы, в соответствии с заявленными целями, задачами и разработанными планами, реализация основной идеи смены; - Проведение образовательной части Программы согласно разработанным модулям; 1) «Школа пожарных» 2) «Школа безопасности на воде» 3) «Основы первой медицинской помощи» 4) «Физическая культура» 5) «Духовно-нравственное развитие» - Вовлечение подростков в различные виды коллективно-творческих дел; - Укрепление здоровья детей.
|
- Получение знаний, умений и навыков по программе образовательных модулей, согласно направленности смены. - Формирование крепкого и сплочённого коллектива подростков.
|
4. |
Итоговый период (2 дня) |
- Подведение итогов смены; создание условий, которые настраивают детей на возвращение домой; - Формирование программ последействия участников смены; - Анализ качественных изменений, происходящих с детьми, выявление компетенций, полученных в течение смены. |
Награждение организаторов, активных участников смены. Итоговое анкетирование. Закрытие смены. Сбор материалов о смене. |
Механизм реализации Программы
Подготовительный этап и его задачи: Этот этап характеризуется тем, что за несколько месяцев до открытия профильного палаточного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний по подготовке центра к летнему сезону;
- разработка программы;
- подготовка методического материала для работников центра; изучение научно-методической литературы, специальной литературы по тематике смены, здоровье-сберегающих образовательных технологий, опыта деятельности оздоровительного центра;
- отбор педагогического для работы в летний период;
- разработка и подбор различных формы диагностики подростков, определение рациональной системы организации образовательной и досуговой деятельности, составление необходимой нормативно-правовой документации (план-сетка, положения, должностные обязанности сотрудников, инструкции т.д.)
Организационный этап и его задачи:
- знакомство участников смены с возможностями профильного палаточного лагеря;
- формирование отрядов, органов самоуправления;
- выявление уровня притязаний, творческого и лидерского потенциала
участников;
- знакомство с проектом смены;
- планирование образовательной деятельности согласно разработанным модулям.
Основной этап и его задачи:
- обеспечение реализации проекта смены согласно образовательным модулям направленности смены;
1) «Школа пожарных»
2) «Школа безопасности на воде»
3) «Основы первой медицинской помощи»
4) «Физическая культура»
5) «Духовно-нравственное развитие»
- предоставление возможностей творческой, лидерской самореализации
каждого участника летней смены;
- качественная организация совместной деятельности подростов;
-создание условий для физического оздоровления детей и осмысленного
отношения каждого к своему здоровью;
- специально организуемая, совместная разнообразная деятельность подростков в направлении безопасности жизнедеятельности.
Итоговый этап и его задачи:
- формирование программ последействия участников смены;
- анализ качественных изменений, происходящих с детьми.
Формы реализации программы
В своей работе педагогический коллектив успешно использует современные концепции воспитания, а также технологии: личностно ориентированного образования, игровые технологии, педагогику сотрудничества, методику коллективных творческих дел.
При организации совместной деятельности подростка и воспитателя (вожатого) наиболее эффективны следующие методы:
в обучении:
- практический (игры-упражнения, ролевые игры, тренировочные упражнения, тренинги, самостоятельная работа);
- наглядный (изучение правил БЖ на макетах и схемах, демонстрация приемов и технических средств по обеспечению безопасности при ЧС);
- словесный (инструктажи, рассказ, беседы, объяснение, разъяснения);
в воспитании:
- методы формирования сознания личности, направленные на формирование
устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, упражнения);
- методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Распорядок дня в Лагере»
8.00 − 9.00 − Общий подъем, зарядка, утренний туалет
9.00 − 9.30 − Завтрак
10.00 − 13.00 – Занятия по образовательным модулям / тренировки
13.00 − 14.00 − Обед
14.00 − 15.00 − Тихий час
15.00 − 15.30 − Полдник
15.30 − 17.00 − Спортивно-игровая программа
17.00 − 19.00 – КТД, конкурсные программы
19.00 − 20.00 − Ужин
20.00 − 21.30 − Досуговые игровые программы
21.30 − 22.00 − Вечерний туалет
22.00 − Отбой
День |
Содержание |
Место проведения |
Ответственный |
||||
Организационный период |
|||||||
1 |
Игры на знакомство |
Площадка, стадион |
Педагог-организатор |
||||
Ознакомление с режимом работы лагеря, его традициями, инструктаж по ТБ |
Территория лагеря |
Старший вожатый, воспитатели |
|||||
Кругосветка «Безопасный маршрут» (Веревочный курс) |
Территория лагеря |
Старший вожатый, педагог-организатор, воспитатели |
|||||
Огоньки знакомств по отрядам |
Отрядные места |
Педагог-организатор воспитатели |
|||||
2 |
Торжественная линейка открытия смены |
Площадка для проведения линейки |
Старший вожатый Педагог-организатор |
||||
Визитные карточки отрядов |
Летняя сцена |
Старший вожатый Педагог-организатор воспитатели |
|||||
Игры на сближение, сплочение |
Территория лагеря |
Старший вожатый Педагог-организатор |
|||||
3 |
Игры на командообразование |
Территория лагеря
|
Старший вожатый Педагог-организатор Инструктор по туризму |
||||
Занятие-беседа с инспекторами по пожарной безопасности (ВДПО, ГПН). (погружение в тематику смены) |
Территория лагеря |
Педагог-организатор инструктор по туризму |
|||||
Основной период |
|||||||
4-5 |
«Школа пожарных» Занятие-беседа по пожарной безопасности «С огнем не шути» |
Помещения для занятий |
Инспекторы ВДПО, ГПН |
||||
«Школа безопасности на воде» «Чтобы спас спасательный жилет» (практика надевания спасательного жилета» |
Территория лагеря |
инструктор по туризму, |
|||||
«Основы первой медицинской помощи» «Внезапная остановка сердца. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца» |
Помещения для занятий |
Педагог по основам первой медицинской помощи |
|||||
«Духовно-нравственное развитие» «Урок мудрости» |
Шатер |
Педагог-организатор |
|||||
«Физическая культура» Спортивные игры (волейбол, футбол, баскетбол) Легкоатлетическая эстафета |
Спортивные площадки |
Спорт-инструктор |
|||||
Игровые программы, конкурсы |
|||||||
Лагерная кругосветка «Играй, Артек!» |
Территория лагеря |
Старший вожатый Педагог-организатор |
|||||
Общелагерная игра «Интуиция» |
Летняя сцена |
Педагог-организатор |
|||||
6-7 |
«Школа пожарных» Экскурсия в пожарную часть «Знакомство с различными специальностями пожарных, со структурой пожарной охраны, оборудованием, транспортом и основными этапами |
Анивский пожарный отряд |
Старший вожатый Педагог-организатор Сотрудники Анивского пожарного отряда |
||||
«Школа безопасности на воде» Экскурсия в ГИМС г. Анива
|
ГИМС г. Анива |
Инструктор по туризму Сотрудники ГИМС г. Анива |
|||||
«Основы первой медицинской помощи» «Первая помощь при кровотечениях, Первая помощь при получении травм» |
Помещения для занятий |
Педагог по основам первой медицинской помощи |
|||||
«Духовно-нравственное развитие» «Урок мужества»
|
Территория лагеря |
Педагог-организатор |
|||||
«Физическая культура» Спортивные игры (волейбол, футбол, баскетбол) весёлые старты «Бампер бол» |
Спортивные площадки |
Спорт-инструктор |
|||||
Игровые программы, конкурсы, спортивные состязания |
|||||||
Первенство лагеря по скалодрому |
Площадка скалодром |
инструктор по туризму, спорт-инструктор |
|||||
«Двигайся больше» (досугово-игровая программа) |
Летняя сцена |
Педагог-организатор |
|||||
8-9 |
«Школа пожарных» «Средства пожаротушения» (практикум по тушению пожара) |
Спортивная площадка |
Инспекторы ВДПО
|
||||
«Школа безопасности на воде» Средства передвижения по воде (лодка, плот) и правила безопасного поведения.
|
ГИМС |
Педагог-организатор Инструктор по туризму Инспекторы ГИМС |
|||||
«Основы первой медицинской помощи» Первая помощь при поражении электрическим током и молнией. Первая помощь при ожогах и обморожениях |
Помещения для занятий |
Педагог по основам первой медицинской помощи |
|||||
«Духовно-нравственное развитие» «История моей семьи» (беседа-игра) |
Шатер |
Педагог-организатор |
|||||
«Физическая культура» Спортивные игры (волейбол, футбол, баскетбол) «Шашечный турнир» |
Спортивные площадки |
Спорт-инструктор |
|||||
Игровые программы, конкурсы, спортивные состязания |
|||||||
«Колесо безопасности» (Конкурс-соревнование) |
Территория лагеря |
Старший вожатый Педагог-организатор Инструктор по туризму, Спорт-инструктор |
|||||
«Звезды Артека» («Мы танцуем и поем в безопасности живем» |
Летняя сцена |
Старший вожатый Педагог-организатор
|
|||||
10-11 |
«Школа пожарных» Строевая подготовка и пожарно-прикладной спорт. Экскурсия ПСО им. Полякова |
Территория лагеря |
Старший вожатый Инструктор по туризму Сотрудники ПСО им. Полякова |
||||
«Школа безопасности на воде» «Предупреждение несчастных случаев в бассейне» |
Бассейн г. Южно-Сахалинск |
Старший вожатый Инструктор по плаванию Воспитатели Вожатые |
|||||
«Основы первой медицинской помощи» «Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при укусах» |
Помещения для занятий |
Педагог по основам первой медицинской помощи |
|||||
«Духовно-нравственное развитие» «Урок ответственности» |
Шатер |
Педагог-организатор |
|||||
«Физическая культура» Спортивные игры (волейбол, футбол, баскетбол), «Флорбол» |
Спортивные площадки |
Спорт-инструктор |
|||||
Игровые программы, конкурсы, спортивные состязания |
|||||||
«Пейнтбол» |
Площадка для пейнтбола |
Старший вожатый Педагог-организатор Воспитатели Вожатые Инструкторы по пейнтболу |
|||||
«Мисс и Мистер Артек» (культурно-досуговая программа) |
Летняя сцена |
Старший вожатый Педагог-организатор
|
|||||
Заключительный период |
|||||||
12-13 |
«Школа пожарных» Соревнования по пожарно-прикладному спорту |
Территория лагеря |
Инструктор по туризму, Инспекторы ВДПО, Сотрудники Анивского пожарного отряда |
||||
«Школа безопасности на воде» Сдача нормативов по последовательности оказания помощи при истинном утоплении |
Территория лагеря |
Старший вожатый Сотрудники ГИМС |
|||||
«Основы первой медицинской помощи» Сдача нормативов по оказанию первой доврачебной помощи |
Помещения для занятий |
Педагог по основам первой медицинской помощи |
|||||
«Духовно-нравственное развитие» Экскурсия в ММК «Победа» |
Музейно-мемориальный комплекс «Победа» |
Педагог-организатор Воспитатели Вожатые Экскурсоводы |
|||||
«Физическая культура» Первенство лагеря по различным видам спорта |
Спортивные площадки |
Спорт-инструктор |
|||||
Игровые программы, конкурсы, спортивные состязания |
|||||||
Отрядные дела. Подготовка к общелагерному Огоньку прощания. Подготовка к закрытию смены. |
Отрядные места. Летняя сцена |
Старший вожатый Педагог-организатор Воспитатели Вожатые |
|||||
Торжественная линейка закрытия смены, подведение итогов лагерной смены. Награждение. |
Площадка для линейки. Летняя сцена |
Старший вожатый Педагог-организатор, Воспитатели Вожатые |
|||||
14 |
«За расставание следует встреча» (отъезд детей) |
Территория лагеря |
Старший вожатый педагог-организатор |
||||
Примечание: Для подготовленной группы, прошедшей курс обучения по дополнительной общеобразовательной программе туристско-краеведческой направленности, возможен в рамках смены двухдневный туристский поход с радиальными выходами на стоянке.
Для туристской группы, сформированной в лагере в период смены, в рамках программы смены возможны однодневные походы, дальние экскурсии, радиальные выходы.
План-сетка профильной смены составляется с учётом возраста участников смены, базовых знаний по безопасности жизнедеятельности, уровня ОФП и навыков спасения, специальной туристской подготовки, опыта участия в туристско-краеведческих мероприятиях.
Все общелагерные мероприятия и отрядные дела составлены с учётом интересов участников смены и направленности программы профильной смены. Предполагается погружение детей в программу смены через ежедневные мероприятия, включающие в себя как элементы спорта, туризма, ориентирования, так и профилирующие занятия в соответствии с разработанными образовательными модулями.
Также на протяжении всей смены предполагается реализация общелагерных и отрядных дел (Приложение 1)
Кадровые ресурсы:
Реализация программы будет осуществляться педагогами лагеря согласно штатному расписанию и должностным инструкциям. К реализации содержания программы могут привлекаться специалисты ГБОУДО ОЦВВР, других образовательных организаций, различных государственных учреждений и общественных организаций. Кадровый состав педагогов планируется из расчёта два воспитателя и один помощник воспитателя на 10 детей, составляющих временное детское объединение - отряд.
Зав, структурным подразделением (начальник лагеря) — 1 человек;
Старший вожатый – 1 человек;
Педагог-организатор – 1 человек;
Инструктор по физической культуре и спорту — 1 человек;
Инструктор-методист по туризму — 1 человек;
Педагог дополнительного образования — 2 человека;
Воспитатель - 24 человека;
Помощник воспитателя - 10 человек; Медицинский работник - 3 человека.
Материально-технические ресурсы.
Для реализации программы Лагеря необходимы следующие ресурсы:
- компьютерное оборудование;
- программное обеспечение;
- множительная техника;
- спортивный инвентарь;
- туристское снаряжение;
- игровой реквизит;
- мультимедийное оборудование;
- звукоголосовое оборудование;
- аудио, DVD;
- фото и видео оборудование;
- канцелярские принадлежности;
- расходные и прочие материалы;
- грамоты, дипломы, призы.
Информационные ресурсы:
- проведение для педагогов установочного семинара для ознакомления с тематикой и спецификой программы Лагеря; создание информационного стенда, посвящённого тематике смены; - формирование библиотеки методической литературы и электронных ресурсов; проведение ежедневных планёрок с педагогами, промежуточные совещания (после организационного периода, по итогам смены).
Методическое обеспечение:
При реализации программы профильной смены будут использоваться методические материалы по организации и проведению туристских, оздоровительных, спортивных, досуговых мероприятий, игровых программ и праздников.
Помимо общелагерных мероприятий, запланирована отрядная работа и отрядные дела, которые включают в себя:
Отрядные сборы: хозяйственный сбор, организационный сбор, сборпланирование, утренний информационный сбор, сбор-анализ дня, сбор анализ дела, итоговый сбор.
Отрядные дела: КТД, прогулки, экологические десанты, тематические беседы.
Огоньки: огонёк знакомства, тематический огонёк, огонёк прощания.
Игры (согласно периоду смены и возрасту участников): игры на знакомство, на командообразование, игры на выявление лидеров, игры на командное взаимодействие, игры на снятие эмоционального напряжении, игры на свежем воздухе.
Диагностический инструментарий: анкета на вход в программу смены, Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, методика «Дерево», анкета на выход из программы смены. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)
Удовлетворенность детей, педагогического состава организации-заказчика и родителей от пребывания на смене
На уровне ребенка. Критерий 1- Удовлетворённость от пребывания на смене и результатов участия в программе
Индикаторы:
· Удовлетворенность детей и педагогов по результатам смены (анкетирование, опрос, тестирование, социометрия, положительные отзывы в социальных сетях)
· Количество детей, приехавших в «Сахалинский Артек»» второй и более раз.
· Увеличение количества детей из одной и той же образовательной организации, желающих участвовать в реализации программы.
На родительском уровне. Критерий 1- Востребованность путёвок
Индикаторы:
· Количество родителей, получивших путевки в лагерь «Сахалинский Артек» первый, второй и более раз.
· Количество смен в году, на которых пребывал ребенок.
· Положительные отзывы (в устном и письменном виде, в социальных сетях)
На административном уровне. Критерий 1 - Полнота разработанных нормативных и локальных правовых документов по реализации программы
Индикаторы:
· Наличие разработанных документов по реализации программы.
· Соответствие содержания документов предъявляемым к ним требованиям.
· Технологичность разработанных нормативно-правовых документов (возможность их использования в других образовательных учреждениях).
Критерий 2- Степень разработанности методического обеспечения
Индикаторы:
· Наличие разработанных и апробированных методических материалов
· Востребованность представленных материалов
· Наличие аналитических материалов по результатам реализации образовательной программы, мониторинговых исследований, выявляющих её результативность и эффективность; наличие призовых мест за участие в конкурсах.
Критерий 3 - Рост профессиональных компетенций педагогических работников
Индикаторы:
· Повышение уровня квалификации педагогических работников
· Количество и качество проведенных мероприятий по профилю работы
· Обеспеченность методическими материалами
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишком В.А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк [и др.] − М.:Издательство «Просвещение», 2009. – 24 с.
2. Даринская. Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография / Л.А. Даринская − СПб.: 2005. − 293 с.
3. Никульников А.Н. Подготовка вожатого к работе в детском оздоровительном лагере: учебно-методическое пособие /А.Н. Никульников – Новосибирск.: Изд. НГПУ, 2011. – 172 с.
4. Санникова А.И. Формирование готовности учащихся к развитию своего творческого потенциала в образовательном процессе: Учебное пособие /А.И. Санникова – Пермь.: Перм.гос.пед. ун-т, 2011. – 244 с.
5. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебно-методическое пособие / Л.В. Байбородова, М.И Рожков – Ярославль.: академия развития, 2003. − 256 с.
6. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей / Т.Н. Образцова - М.: ООО «Этрол», ООО «ИКТЦ «Лада», 2005. - 192 с.
7 Смолина Е.А. Четырнадцать моделей детского досуга (литературная гостиная, музыкально-художественный салон и другие формы работы) / Е.А. Смолина. – Волгоград.: Учитель, 2005. − 128 с.
8. Филипенко Е В. Нескучные каникулы. Игры и конкурсы в школе и загородном лагере / Е.В. Филипенко – Ярославль.: Академия развития, 2005. − 160 с.
9. Баранник М. М., Борисова Т. С., Поварова С. И., Заика Г. Н. Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха детей / М.М. Баранник [и др.] − М.: ЦГЛ, 2003. –406 с.
10. Куц И.В. Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятие кружков / И. В. Куц. – Волгоград.: Учитель, 2007. − 166 с.
11. Волохов А.В. Фришман И.И. Внимание, каникулы! Методическое пособие / А.В. Волохов, И.И. Фришман − М.: ЦГЛ, 2005. − 128 с.
12. Шмакова С.А. Летний лагерь: вчера и сегодня / С.А. Шмакова − М.: ООО «ДОД», 2008. − 120 с.
13. Трепетунова Л.И. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия (театрализованные, тематические вечера и праздники, конкурсы, игры, викторины, спортивные состязания) / Л.И. Трепетунова – Волгоград.: Учитель, 2007. − 280 с.
14. Чагина Н.С. Методические рекомендации для вожатых детских оздоровительных лагерей / Н.С. Чагина − М.: АПКиППРО, 2008. − 60 с.
15. Маслов Х. А. Портфель вожатого: сценарии мероприятий, программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению вожатского мастерства / Х. А. Маслов. – Волгоград.: Учитель, 2007. − 273 с.
16. Вайндорф-Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства. Учебно-методическое пособие / М.Е. Вайндорф-Сысоева − М.: ЦГЛ, 2005. − 160 с.
17.
18. Панченко С. И. День за днем в жизни вожатого. В помощь всем, кто работает или будет работать с подростками в детском лагере / С.И. Панченко − М.: НИИ школьных технологий, 2008. − 352 с.
19. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию. Учебно-методич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ГТК. Изд.2-е, доп. и перераб. / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина – Воронеж.: ЧП Лакоценин СС, 2006. – 289 с.
20. Образцова Т.Н. Подвижные игры для детей / Т.Н. Образцова − М.: ООО «Этрол», ООО иктц «Лада», 2005. − 192 с.
21. Суховейко Г.С. Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство. Сборник статей / Г.С. Суховейко − М.: ЦГЛ, 2007. − 272 с.
22. Организация работы детских общественных объединений в летнее время (программы, примерные положения, модели и концептуальные основы). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. - 64 с.
23. Жук Л.И. Веселая карусель. Игры и развлечения в ГПД / Л.И. Жук – Минск.: Красико-Принт, 2012. − 128 с.
24. Есипова Т.М. Энциклопедия коллективных творческих дел / Т.М. Есипова − М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006, − 64 с.
32, Виноградова Л.И., Хомутова К. В. Творческое лето. Сбоник методических материалов / Л.И. Виноградова, К. В. Хомутова − М.: ГОУДОД ФЦПУ, 2007. − 64 с.
33. Гамзулин Р.Я. Дневник воспитателя летнего лагеря: учебно-методическое пособие / Р.Я Гамзулин − М.: «ВАКО», 2008. − 143 с.
34. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников / Е.А. Александрова − М.: НИИ школьных технологий, 2010. − 336 с.
35. Марзоева Э. В. Современные формы работы с детьми и молодежью: Научнометодические материалы / Э. В. Марзоева − Владивосток.: ОАО «ИПК «Дальпресс», 2013. − 312 с.
36. Марзоева Э. В. Технологии дестких улыбок: сценарии отрядных дел / Э. В. Марзоева – Владивосток.: ОАО «ИПК «Дальпресс», 2013. − 272 с.
37. Марзоева Э. В. Играет «Океан»! сборник игр и игровых программ / Э. В. Марзоева – Владивосток.: ОАО «ИКП «Дальпресс», 2013. − 192 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вечер знакомств «А вот и мы!»
Цель: знакомство участников смены на общелагерном уровне в творческой, праздничной обстановке.
Выполняя различные задания и участвуя в конкурсах, дети смогут познакомиться не только друг с другом, но и с ребятами других отрядов,
Кругосветка «Безопасный маршрут» (Веревочный курс)
Цель: знакомство детей с территорией лагеря.
В игре принимают участие отряды (команды), которым необходимо пройти все станции и собрать при этом карту. На каждой станции детям предстоит выполнить задание или ответить на вопросы, касающиеся пешеходного туризма, ориентирования на местности, безопасности жизнедеятельности. Таким образом, помимо основной цели мероприятия произойдёт и первичная оценка готовности детей к участию в программе профильной смены.
Огонек знакомств
Цель: формирование у каждого подростка представления об отряде и о себе в отряде
На первом огоньке вожатый рассказывает о традициях лагеря, о его истории, о том, что ждет ребят в новой смене (рассказ должен быть непринужденным, неформальным, личностно - окрашенным; хорошо, если в нем будут какие-то воспоминания, шутки, легенды), предлагает поиграть в несколько игр на снятие напряжения или же просит ребят рассказать о своей жизни, интересах и увлечениях. Вожатый обращает внимание на то, чтобы мальчики и девочки сидели вперемежку, чтобы места были удобны для каждого и чтобы каждого было видно всему отряду. Вожатые не должны сидеть рядом, чтобы внимание детей не сосредотачивалось на одной стороне круга. Несомненно, от того, как и что скажет вожатый, зависит, получится ли первый задушевный разговор, захотят ли ребята «открыться» людям, которые для них еще пока совсем чужие. У вожатого, конечно, должно быть очень много «заготовок» для вечернего огонька.
Кругосветка «Искатели приключений» (игры на сближение, сплочение)
Все отряды собираются на площадь. Где им выдаются карта лагеря и порядок прохождения станций.
Станция 1. «Врата счастья».
Отряд делится на 2 части по 12 человек и строится за 2мя чертами на расстоянии 5 метров от центра. В центре стоит? (его держат остальные участники команды) обруч. Участникам необходимо пролезть в обруч следующим образом: Один человек из правой команды бежит к обручу, пролезает в него, бежит к левой команде, хлопает по плечу другого участника, становится на его место. Тот участник, которого обдали, бежит к обручу, пролезает в него, бежит к левой команде, и т.д. Время останавливается, когда правая и левая команды поменяются местами. Ведущий записывает время в оценочный лист, и произносит загадку, в которой зашифровано место расположения следующей станции. Всё оставшееся время отряд отгадывает загадку. Ответ говорит ведущему, который подтверждает правильность или произносит правильный вариант, начисляя штрафные очки. Время нахождения на станции 5 мин. Ранее положенного времени отряд не уходит со станции.
Станция 2. «Из круга в круг».
На асфальте рисуется (мелом) пять кругов, диаметром 0.5, 1.0, 1.5, 2.0, 2.5м, расставляются цифры 10,8,6,4,2 , соответственно. Участники должны по очереди кидать груз (мяч). Сумма всех бросков складывается. Ведущий записывает очки в оценочный лист, и произносит загадку, в которой зашифровано место расположения следующей станции. Всё оставшееся время отряд отгадывает загадку. Ответ говорит ведущему, который подтверждает правильность или произносит правильный вариант, начисляя штрафные очки. Время нахождения на станции 5 мин. Ранее положенного времени отряд не уходит со станции.
Станция 3. «Связист».
Отряду необходимо связать слова: сейф, яйцо, ложка, стакан, борщ, диван, ручка и т.д. в единый рассказ. При этом использовать как можно меньше других слов, предлогов. На составление 3 мин. Лишние слова считаются, и заносятся в оценочный лист. Ведущий произносит загадку, в которой зашифровано место расположения следующей станции. Всё оставшееся время отряд отгадывает загадку. Ответ говорит ведущему, который подтверждает правильность или произносит правильный вариант, начисляя штрафные очки. Время нахождения на станции 5 мин. Ранее положенного времени отряд не уходит со станции.
Станция 4. «Изложение».
В комнате сидит ведущий. 10 участников от отряда по очереди заходят в комнату. Ведущий зачитывает 1ому участнику текст. 1 участник запоминает текст. 2ой участник заходит в комнату, 1ый передаёт ему содержание текста, 2ой запоминает и передаёт дальше, 1-ый молчит. После последнего участника, ведущий зачитывает оригинал текста и по количеству неточностей и полноте информации выставляет оценку (20-балльная система, 1ому отряду-10, остальные - лучше +, хуже - ). Ведущий записывает очки в оценочный лист, и произносит загадку, в которой зашифровано место расположения следующей станции. Всё оставшееся время отряд отгадывает загадку. Ответ говорит ведущему, который подтверждает правильность или произносит правильный вариант, начисляя штрафные очки. Время нахождения на станции 5 мин. Ранее положенного времени отряд не уходит со станции.
Станция 5. «Пахучая азбука».
Из отряда выбирается 1 человек-нюхач, который подходит к ведущему, все остальные отворачиваются к столу. Ведущий подносит нюхачу вещества с запахами, тот определяет запах, произносит название, команда записывает первую букву названия запаха. После последнего запаха, у команды из букв должно получиться слово-отгадка, перенюхивать не дают. Команда называет слово, если не всё, то сколько букв отгадали, ведущий начисляет очки за угаданные буквы + бонус за угаданное слово. Ведущий записывает очки в оценочный лист и произносит загадку, в которой зашифровано место расположения следующей станции. Всё оставшееся время отряд отгадывает загадку. Ответ говорит ведущему, который подтверждает правильность или произносит правильный вариант, начисляя штрафные очки. Время нахождения на станции 5 мин. Ранее положенного времени отряд не уходит со станции.
Станция 6. «Счетовод».
Отряду необходимо назвать количество камней в банке. Участники по очереди называют числа, ведущий говорит меньше - больше. Очки считаются (20 - сколько человек неправильно угадали). Ведущий записывает очки в оценочный лист и произносит загадку, в которой зашифровано место расположения следующей станции. Всё оставшееся время отряд отгадывает загадку. Ответ говорит ведущему, который подтверждает правильность или произносит правильный вариант, начисляя штрафные очки. Время нахождения на станции 5 мин. Ранее положенного времени отряд не уходит со станции.
Станция 7. «Загадки».
Отряду необходимо за 4 мин придумать загадку про своего вожатого. Оценивается: узнаваемость, отсутствие косвенных указателей (вожатый, член педотряда и т.п.). правдивость, оригинальность, юмор. (Оценивается по 20-балльной системе). Ведущий записывает очки в оценочный лист и произносит загадку, в которой зашифровано место расположения следующей станции. Всё оставшееся время отряд отгадывает загадку. Ответ говорит ведущему, который подтверждает правильность или произносит правильный вариант, начисляя штрафные очки. Время нахождения на станции 5 мин. Ранее положенного времени отряд не уходит со станции.
Станция 8. «Прыгун».
В комнате находится ведущий, 2 рюмки, в одной из рюмок лежит шарик. Участники по одному (20 человек) заходят в комнату, потом остаются до конца этапа и пытаются выдуть шарик из рюмки так, чтобы он перелетел в другую рюмку. Дуть можно, пока шарик находится в рюмке №1. Очки считаются (20 минус сколько человек не смогло переправить шарик). Ведущий записывает очки в оценочный лист и произносит загадку, в которой зашифровано место расположения следующей станции. Всё оставшееся время отряд отгадывает загадку. Ответ говорит ведущему, который подтверждает правильность или произносит правильный вариант, начисляя штрафные очки. Время нахождения на станции 5 мин. Ранее положенного времени отряд не уходит со станции.
Станция 9. «Пожарный».
В комнате находится ведущий, свеча, воронка. Участники по одному (20 человек) заходят в комнату, потом остаются до конца этапа и пытаются задуть пламя свечи через воронку. Дунуть можно только один раз. Очки считаются (20 минус сколько человек не смогло задуть свечу). Ведущий записывает очки в оценочный лист и произносит загадку, в которой зашифровано место расположения следующей станции. Всё оставшееся время отряд отгадывает загадку. Ответ говорит ведущему, который подтверждает правильность или произносит правильный вариант, начисляя штрафные очки. Время нахождения на станции 5 мин. Ранее положенного времени отряд не уходит со станции.
Станция 9.1 – «Последний удар». Участник и ведущий бьют по гвоздю. Последний ударивший выигрывает.
На последней станции ведущие дают загадку местонахождения клада всем отрядам. Отряды думают 5 мин. и по звуковому сигналу бегут отыскивать клад. Приносят клад (отряду + 10 баллов). Во время отгадывания последней загадки и поисков клада все ведущие станций собираются на площадь и подводят итоги. После того, как клад найден, итоги подведены, объявляются результаты.
Командообразующая эстафета «Тропа выживания»
Данные задания являются заданиями веревочного курса, направленного на сплочение детского коллектива и формирование команды. Также решаются задачи формирования благоприятного психологического климата детского коллектива, снижения уровня ситуативной тревожности, застенчивости. При выполнении этих заданий вашими детьми обратите внимание на то, кто из них берет на себя роль организаторов или координаторов, лидеров. Кто-то из ребят будет пассивен или агрессивен - на них также необходимо обратить внимание. По сути, в ваших руках мощное диагностическое средство и средство развития отношений в детском коллективе. Основные ваши задачи: выявление лидеров и аутсайдеров коллектива, сплочение детей и формирование команды, в которой все берут на себя определенные роли. Смотрите внимательно, управляйте процессом, и вы все увидите сами.
Основные правила
1. Все задания выполняются без всяких поблажек, от начала до конца. Пока это условие не выполнено, задание не считается законченным.
2. Задания выполняют все члены команды. Если этого не происходит, оно не считается выполненным.
3. Если в ходе выполнения задания произошел сбой, допущена ошибка или задание выполнено не надлежащим образом, оно выполняется заново. Время его выполнения засчитывается с учетом этой ошибки, т. е. суммируется все время, потраченное на выполнение задания.
4. Перед всеми командами стоят совершенно одинаковые задачи, все задания однотипны, в командах примерно одинаковое количество участников.
5. Все задания выполняются на время. Старт эстафеты происходит одновременно для всех команд. Финиш - как получится…
6. Все время с командой находится контролер, который следит за выполнением правил и самих заданий, вносит коррективы и замечания. Полномочия контролера исключительны и абсолютны. У него находится необходимый для проведения заданий инвентарь.
7. При подсчете времени прохождения эстафеты вводится возрастной коэффициент, который позволит уравнять шансы на победу для старших и младших школьников.
Задания тропы испытаний
Задание 1 «Электрическая цепь». Участники команды разбиваются на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, соединяя руки и ступни таким образом, чтобы получилась «электрическая цепь». Задача участников: встать, не разрывая цепи. Затем две пары объединяются, образуя цепь из четырех человек. Далее - восемь, шестнадцать человек. В конце должна участвовать вся команда. Задания выполняются поочередно всеми парами, от первой до последней, затем - поочередно четверками и т. д.
Задание 2 «Сидячий круг». Участники формируют тесный круг, встав плечом к плечу. После этого все по команде поворачиваются на 90 градусов направо. Задание: нужно медленно сесть на колени друг друга и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.
Задание 3 «Отжимания». Разбиться на группы по четыре человека. Задание детям: отжаться от земли так, чтобы в неё упирались только их руки, и продержаться в таком положении не менее 5 секунд. Если есть дети с больной спиной - их нужно отстранить от выполнения задания. Это задание не следует выполнять тем, у кого проблемы со спиной, руками, тазобедренным суставом.
Задание 4 «Все на борт». Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней величины (квадрат со стороной 70 см) - и удержаться на ней 10 секунд. Наступать на линии-границы запрещено!
Задание 5 «Переправа». Обозначить две параллельные линии, находящиеся на расстоянии 3 метров друг от друга. Задача команды - переправиться от одной линии к другой с помощью двух картонок-островков, не касаясь земли. По окончании выполнения переправы каждый участник остается на «другом берегу», а картонки перебрасывает другим участникам. Будьте здесь внимательны. Приготовьте необходимый инвентарь!
Задание 6 «Подтягивание». Необходим турник. Задача команды: подтянуться на нем определенное количество раз, отведенное для всей команды: младшие школьники - 50 раз, средние - 60 раз, старшие - 75 раз.
Задание 7 «Перенос раненого». На расстоянии 10 метров друг от друга чертятся 2 параллельные линии. Задача команде: перенести друг друга на это расстояние - двое несут третьего, постоянно меняясь. При приемке раненого и его переносе «санитары» должны обязательно пересекать указанные линии.
После выполнения всех заданий необходимо вернуться к финишу, который фиксируется по последнему участнику команды.
Лагерная кругосветка «Играй Артек»
Отряд на время прохождения кругосветки становиться экспедицией. Маршрутные листы для каждой экспедиции индивидуальны и выдаются по одному на команду. Обязателен четкий переход от одной станции к другой по свистку всеми экспедициями одновременно. Это нужно, чтобы экспедиции не смешивались. Под гимн смены выходят гости и экспедиции на место сбора. Проводятся переклички.
Ведущий. Экспедиции, равняйсь, смирно! Проводникам доложить о готовности отправиться в путешествие.
Рапорт проводника. Президент Ассоциации исследователей мира, экспедиция (экспедиция хором говорит свое название) к великим открытиям готова!
Ведущий. Перед отправлением в дальнее путешествие необходимо запомнить и четко выполнять следующие правила:
- Скорость — не показатель качества.
- На каждое препятствие приходим с приветствием, уходя, говорим: «Спасибо!».
- На выполнение каждого задания отводится 15 минут.
Итак, сейчас вас ждут 7 испытаний. Посмотрим, как вы с ними справитесь. Командиры, получите планы ваших экспедиций (план лагеря с отмеченными станциями)
Название препятствия
Место ожидания
1 Я доверяю-учебный корпус №1
2 Болото-Площадка перед учебным корпусом
3 Автомойка-Площадь дружбы
4 Фигура-Флагшток
5 Скала-Аллея перед штабом
6 Лабиринт-Баскетбольная площадка
7 Автобус-Верхний ярус Флагштока
«Я доверяю». Всем вместе необходимо поймать падающего с возвышенности члена группы. Для этого нужно сделать из своих рук надежную опору, чтобы падающий не боялся упасть к ним на руки.
«Болото». Всем членам группы необходимо пройти по топям (хаотично разбросанным кирпичам) так, чтобы не «упасть» в болотож.
«Автомойка». Команда делится на две равные половины. Все встают лицом друг к другу, образуя «живой коридор». По очереди все участники со словами «Я автомобиль (называется любая марка автомобиля), к автомойке готов» должны пройти через этот «коридор». Те, кто стоит на месте, усиленно трут проходящих по спинам.
«Фигура». Все стоят в кругу и держатся за руки. Ведущий называет любую фигуру, например квадрат. Задача участников - без слов сделать эту фигуру, не разрывая круг.
«Скала». Все выстраиваются в одну линию, плотно приставляя ноги к стоящим соседям справа и слева. При этом необходимо, чтобы у каждого стоящего было расстояние между собственными ногами 10-15 см. Это и есть скала. Задача каждого - по очереди пройти по «скале» так, чтобы не сорваться. Для этого необходимо, обнимая каждого и ставя свои ноги в оставленные промежутки, медленно и осторожно пробираться к краю «скалы».
«Лабиринт». Все выстраиваются друг за другом и кладут руки на плечи стоящему впереди соседу. Закрывают глаза (игра на честность). Ведущий объясняет, что все попали в лабиринт, но он попытается их вывести. Главное, чтобы все держались крепко друг друга, тогда никто не потеряется. Препятствия создаются из веревок, кустов, стульев.
«Автобус». Все встают в маленький круг, начерченный на земле. Это салон автобуса. На кругу две метки: вход и выход из салона. Задача каждого − пробраться от входа к выходу. Куратор группы может еще играть роль кондуктора, то есть проверять в этой плотно стоящей группе билеты. Главное, чтобы не один участник не «выпал» из автобуса.
После прохождения всеми препятствий и сдачи листов начинается торжественное подведение итогов кругосветного путешествия. Под гимн кураторы экспедиций торжественно выносят и поднимают флаг. Испытания пройдены успешно.
Общелагерная игра «Интуиция»
15 воспитателей (вожатых) с номерами на груди сидят так, чтобы играющим в командах, их было хорошо видно.
Правила игры: Участники разделившись на команды, должны угадать факт, который представляет каждый из сидящих. Та команда, которая первой готова ответить, называет номер на груди того воспитателя, который представляет загаданный факт о себе.
«Двигайся больше» (досугово-игровая программа)
В период проведения дискотеки, ведущий проводит игровую программу.
«Пуговица». Участвуют несколько команд по 3 человека. Им сообщается, что сейчас они должны будут танцевать, а жюри будет оценивать их, но по каким критериям сообщит позже, так что нужно очень стараться. Как только танец окончен, в каждой команде считается количество пуговиц на верхней одежде участников. Побеждает команда, у которой жюри обнаружит большее количество пуговиц. Как вариант, в этом конкурсе можно попросить команды изобразить танец пуговиц.
«Спичечный коробок». Команды с равным количеством участников встают в линии и как только начинает звучать музыка, они должны передавать коробок от спичек надетый на нос от участника к участнику без помощи рук. Выигрывает команда, которая, не уронив коробок, успела передать его пока звучала музыка.
«Танцы по именам». Во время дискотеки ведущий объявляет о том, что сейчас будут танцевать только те, кто услышит свое имя. Например: сейчас танцуют все Саши, а теперь Елены. Можно называть несколько имен одновременно
«Воздушный танец». Все участники разбиваются на пары. Каждой паре дается 2-3 надутых шарика. В 1 туре танца нужно зажав их телами, танцевать так, чтобы ни один из шариков не упал. Во 2 туре – нужно лопнуть шарики, причем руками, ногами, зубами или острыми предметами повреждать их нельзя.
«Квадрат – овал – треугольник». Команды танцуют в кругу и по сигналу ведущего перестраиваются в треугольник, затем в квадрат
«Игра-танец». Дети становятся в ручеёк мальчики с девочками. Идёт обычная игра в сопровождении быстрой музыки (Как только музыка меняется на медленную-образовавшиеся пары танцуют медленный танец. Естественно об условиях игры нужно рассказать предварительно
«Самая худая компания» Капитан каждой из команд, подходит ко мне, и берет обруч. Как начинается музыка, команда влезает в обруч и танцует. Если кто –то из участников не влез в обруч, они могут быть в стороне и поддерживать своих участников.
«Цвета». Участвуют сразу все команды! Команды, будьте внимательны! По моей команде названного цвета, каждый игрок как можно быстрее старается взяться за нужного цвета вещь (предмет одежды) любого из танцоров своей команды. И так поехали!
Коснись голубого– раз- два- три!
Коснись зеленого – раз – два – три!
Коснись золотого, желтого –раз –два- три!
Коснись красного – раз- два- три!
Кстати по этот конкурс есть замечательная и очень подходящая песенка детская "Какого цвета лето"
«Танцы народов мира» Сейчас команды становятся каждый в свой не большой кружочек. По моей команде под музыку команды начинают танцевать под жанр музыки:
§ Вальс
§ Барыня
§ Восточные
§ Танец маленьких утят
§ ...
«Дорожка из вещей». А теперь самый последний, заключительный конкурс. Интересно, а какая дорожка вещей самая длинная у команд? А мы сейчас и проверим! Дается 1-30 сек, чтобы команда сделала свою дорожку из вещей.
«Колесо безопасности»
Квест проводится по «кольцовке». В самом начале отряды строятся на торжественное открытие. Далее, команды получив в руки маршрутный лист в виде пустого пожарного щита, который к концу игры должен заполниться пожарным инвентарем, отправляются на поиски атрибутики своего отряда.
С собой команды должны иметь: ручку, клей – карандаш, телефон, маршрутный лист (пустой пожарный щит)
Всего в игре предполагается 6 этапов. Время прохождения каждого этапа – 10 минут. За выполненное задание (минимум задания) команды получают карточку с изображением какого – либо инвентаря (ведро, багор, лом, лопата, топор, огнетушитель), который они приклеивают на свой маршрутный лист, а так же подсказку, куда идти дальше. Если на этапе было письменное задание, то лист, на котором выполняла задание команда, забирает с собой, потому что на обратной стороне этого листа есть дополнительная подсказка для выполнения заключительного задания квеста.
Финалом игры становится обнаружение места, где лежит атрибутика отряда. Чтобы узнать, где оно находится, командам нужно позвонить по телефону. Номер телефона можно узнать, посмотрев на обратные стороны листов с письменными заданиями, которые дети выполняли на каждом этапе. Недостающие цифры телефона команды разыскивают, имея на руках план эвакуации лагеря (он выдается после прохождения 6 этапа).
· ЭТАП «МЕДИЦИНА»
· ЭТАП «ДВОЙНАЯ СКАТКА»
· ЭТАП «ЭСТАФЕТА»
· ЭТАП «ПОЖАРНЫЕ ЗНАКИ»
· ЭТАП «ПОЖАРНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ»
· ЭТАП «УМНИКИ» (вопросы ППБ)
ЭТАП «МЕДИЦИНА»
Дети выполняют задание «Надо - не надо». за каждый правильный ответ получают один балл. Затем практическое задание: оказание помощи при переломе – оценка качества. В бинте подсказка, куда надо двигаться дальше. (лист с подсказкой дети забирают с собой. На обратной стороне текст: четвертая цифра номера – 0)
Если остается время – дополнительные вопросы, которые не оцениваются.
ЭТАП «ДВОЙНАЯ СКАТКА»
Проводится совместно с пожарной охраной.
Задание: двойная скатка рукава.
Выполняется 2 раза. Записывается лучшее время
По окончании команды получают записку с текстом, куда нужно идти дальше и забирают ее с собой. (на обратной стороне текст: пятая цифра номера – 6)
ЭТАП «ЭСТАФЕТА»
На этапе одновременно находятся две команды.
Легенда: в горящем доме остались материальные ценности, которые необходимо спасти. Голыми руками это делать нельзя, поэтому каждая команда получает специальное приспособление.
Каждый участник берет в руки по одной или две веревки так, чтобы у команды была возможность надеть кольцо из резинки на кубик с буквой, который и надо вытащить из огня. Руками помогать нельзя.
За отведенное время (8-10 минут) надо:
· Вытащить все кубики и сложить их в одном месте
· Из спасенных букв сложить как можно больше слов, которые надо записать на бланке.
PS. Когда руководитель этапа отметит в своем протоколе количество слов, придуманных участниками, команда забирает свой бланк с собой. (на обратной стороне – подсказка для последнего этапа)
ЭТАП «ПОЖАРНЫЕ ЗНАКИ»
Игра – презентация.
ЭТАП «ПОЖАРНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ» (ребусы) (каб.7)
В комнате, где команды будут выполнять задание, натянуты тонкие веревки, по которым участники одной команды по очереди должны провести ключ, чтобы снять его. Когда этот этап будет пройден, команда, первая выполнившая это задание получает дополнительный балл и право открыть сундук, в котором лежат ребусы. Каждая команда получает по 4 ребуса, которые она должна разгадать и ответы написать на отдельном бланке, который потом она забирает. За каждое правильно отгаданное слово участники получают очко. Если время осталось, команды обмениваются ребусами.
ЭТАП «УМНИКИ» (вопросы ППБ )
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Входящая анкета участника лагерной смены.
Мы благодарим тебя за то, что ты согласился принять участие в нашем опросе. Нам очень важно знать твое мнение!
1. Вначале давай познакомимся с тобой. Ты:
1.мальчик
2. девочка
2. Сколько тебе лет?
1. 12-13
2. 14-15
3 16 и старше
3. Бывал (а) ли ты в выездном лагере, ранее?
1. да, был (а) на смене. Напиши где и когда ______________________________
2. нет
4. Как ты узнал (а), что едешь в лагерь?
1. сказали учителя в школе
2. рассказали родители
3. сообщили в детском объединении, кружке
4. сообщили знакомые
5. позвали друзья, друг, подруга
5. О чем бы тебе хотелось узнать на смене? (выбери не более 3-х вариантов ответа)
1. о жизни людей в нашей стране
2. о политике
3. о детских организациях, объединениях
4. об истории
5. об экологии
6. о дружбе и межличностных отношениях
7. о современной технике
9. о здоровом образе жизни
10. о спорте
11. о чем еще, напиши _______________________________________________
6. Чему тебе хотелось бы научиться на смене? (выбери не более 3-х вариантов ответа)
1. обращаться с техникой
2. общаться со сверстниками, взрослыми
3. обучиться туристским навыкам
4. повысить свои спортивные навыки
5. научиться обращаться с оружием
6. научиться рукоделию
7. рисовать, танцевать, петь
8. чему еще, напиши _________________________________________________
7. Ты едешь в лагерь, чтобы (выбери не более 3-х вариантов):
1. отдохнуть от учебы
2. получить новые знания, умения, навыки
3. побыть без родителей
4. заняться спортом
5. показать себя, свои умения
6. делать совместные полезные для других людей дела
8. Каким, по твоему мнению должен быть вожатый? (выбери не более 3-х вариантов)
1. замена родителей
2. друг, подруга
3. красивый
4. справедливый
5. отзывчивый
6. строгий
7. общительный
8. творческий
9. много знающий и умеющий рассказывать
10. советчик, помощник в решении проблем
11. молодой, чуть постарше меня по возрасту
12. более старший по возрасту
Спасибо за участие в опросе!
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Методика «самооценка»
(дембо-рубинштейн модификация А.М. Прихожан)
Цель: определение уровня самооценки и уровня притязаний
Для диагностики самооценки используется шкала самооценки личности, разработанная А.М.Прихожан, на основе известной методики Дембо – Рубинштейн.
Испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию. На бланке изображено семь линий, высота каждой-100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точка отмечаются заметными черточками, середина - едва заметной чертой.
Инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и т. п. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. Ниже представлено семь таких линий. Они обозначают: 1)здоровье, 2)умственные способности, 3)характер, 4)авторитет у сверстников, 5) умение многое делать своими руками, умелые руки, 6) внешность, 7) уверенность в себе.
На каждой линии черточкой (-) испытуемые отмечают, как они оценивают развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отмечают, при каком уровне развития этих качеств, сторон были бы удовлетворены собой и почувствовали гордость за себя.
1 этап. По каждой из шести шкал, а шкала «здоровье» является тренировочной, («ум», «способности», «характер», «авторитет у сверстников», «умелые руки», «внешность», «уверенность в себе») определяются:
1. уровень притязаний в отношении данного качества - по расстоянию в миллиметрах от нижней шкалы (0) до знака «х»;
2. высота самооценки - от «0» до знака «-»;
3. величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака «х» до « - »; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.
2 этап. Рассчитывается средняя величина каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.
Уровень притязаний. Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень - от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение людей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку личности. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти подростки составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
Расхождение между уровнем притязаний и самооценкой.
23 балла и более – резкий разрыв, то есть конфликт между тем, к чему человек стремится и каким считает себя.
8 -22 – норма – человек ставит те цели, которые можно достичь.
1 – 7 или при совпадении – уровень притязаний не является стимулом для развития.
Если уровень притязаний ниже самооценки, тогда « могу, но не хочу».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Методика «Дерево»
Подросткам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. каждый учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок).
Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться.
Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Интерпретация разработана нами с учетом устных рекомендаций Д. Лампенов, опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком. Для удобства объяснения мы подписали номера на каждой из фигурок человечков.
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 - характеризует установку на преодоление препятствий № 2, 19, 18, 11, 12 - общительность, дружескую поддержку
№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности). № 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость № 9 - мотивация на развлечения. № 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность. № 8 - характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя. № 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация. № 14 - кризисное состояние, «падение в пропасть». Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство
Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Исходящая анкета участника лагерной смены.
Вот и закончилась смена. Мы хотели бы, чтобы ты поделился с нами своими впечатлениями о ней. Нам очень важно знать твоё мнение!
1. «Вначале давай познакомимся с тобой. Ты:
1 Мальчик
2 Девочка
2. Сколько тебе лет?
1. 12-13
2. 14-15
3. 16 и старше
3. Какое мероприятие тебе больше всего запомнилось? _______________________________________________________
4. О чем ты расскажешь своим родителям и друзьям, когда вернешься домой?
1. о запомнившихся мероприятиях
2. о бытовых условиях
3. о новых знакомствах
4. о полученных знаниях и навыках
5. о чем ещё, напиши ______________________________________________
6. ни о чем, мне ничего не запомнилось
5. Что тебе НЕ понравилось на смене?
1. распорядок дня
2. большое количество мероприятий, мало свободного времени
3. строгие вожатые
4. условия проживания, быт
5. мало интересных мероприятий
6. не получил новых знаний
7. не смог (ла) проявить своих личных качеств
8. что-то ещё_____________________________________________________
6. Если тебе представилась такая возможность, ты бы поехал (а) ещё раз на смену?
1. да
2. нет
3. затрудняюсь ответить
7. Посоветуешь ли ты поехать на смену своим друзьям?
1. да
2. нет
3. затрудняюсь ответить
8. Самое главное, что ты смог (ла) получить на смене? (выбери не более 3-х вариантов ответа)
1. отдохнуть от учебы
2. получить новые знания, навыки, умения
3. побыть без родителей
4. познакомиться с новыми ребятами
5. узнать о детских общественных организациях
6. заняться спортом
7. показать себя, свои умения
8. что-то ещё, напиши _____________________________________________ Спасибо за участие!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.