Индивидуальный предприниматель Черепнина Ирина Геннадьевна
Центр дополнительного образования «Карусель»
Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ
методического совета Индивидуальный предприниматель
от «__» __________ 2023г. Центр дополнительного образования
Протокол № _________ ______________Черепнина И.Г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Мир театра» (театральное искусство)
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 36 часов
Возрастная категория: от 7 до 12лет
Состав группы: до 10 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на внебюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: _____
Табакова О.В.
музыкальный руководитель
|
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты» |
Стр. |
1. |
Пояснительная записка |
3 |
.1.1. |
Направленность программы |
3 |
.1.2. |
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность |
3 |
1.3. |
Отличительные особенности данной программы |
3 |
1.4. |
Адресат программы |
4 |
1.5. |
Уровни программы, объем и сроки реализации |
4 |
1.6. |
Формы обучения |
4 |
1.7. |
Режим занятий |
4 |
1.8. |
Особенности организации образовательного процесса |
4 |
2. |
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы |
5 |
3. |
Задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы |
5 |
4. |
Содержание программы |
6 |
4.1. |
Учебный план |
7 |
4.2. |
Содержание учебного плана |
8 |
5. |
Планируемые результаты по периодам |
11 |
5.1. |
Предметные результаты |
11 |
5.2. |
Личностные результаты |
11 |
5.3. |
Метапредметные результаты |
12 |
|
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации» |
|
1. |
Календарный учебный график программы |
13 |
2. |
Условия реализации программы |
16 |
3. |
Формы аттестации |
16 |
4. |
Оценочные материалы |
17 |
5. |
Методические материалы |
217 |
6. |
Список литературы |
20 |
7. |
Приложения 1,2,3 |
22-29 |
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемы результаты»
Направленность модифицированной программы театрального объединения «Мир театра» - художественная, рассчитана на 36 часов
В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности - предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
-принцип дифференциации - предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма - в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость пользу.
Новизна программы заключается в том, что материал занятий излагается в
игровой форме. Особенно активно в образовательном процессе используется возможности информационных технологий.
Актуальность программы обусловлена на развитие потенциала общеобразовательного учреждения, потребностью общества в анализе социальных проблем, развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.
Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Мир театра» призвана предоставить учащимся возможность реализовать свой творческий потенциал, найти применение своим способностям, сориентироваться в выборе профессии, получить допрофессиональную подготовку.
Основная задача - создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной образовательной программы и времени ее освоения. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и умений, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности и адаптироваться в современном обществе.
Программы художественной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие творческих способностей детей в различных областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитанию творческой личности, получению учащимися основ будущего профессионального образования.
Отличительной особенностью программы является деятельный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где обучающийся выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
Принцип междисциплинарной интеграций применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, литературы и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика) ;
Принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Программа рассчитана на учащихся младших классов в возрасте от 7до 12 лет, не имеющих начальных умений и навыков исполнительно театрального творчества.
Наполняемость группы: до 10 человек.
Условия приема детей: запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://р23.навигатор.дети/. Принимаются все желающие от 7 до 12 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Уровень освоения программы ознакомительный, что предполагает освоение учащимися специализированных знаний, обеспечение трансляции общей и целостной картины тематического содержания программы.
Запланированное количество часов для реализации программы – 36 часов
Из них:
1.модуль-12часов
2.модуль- 16часов
3.модуль – 8часов
Формы обучения: очная, групповая
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир театра» реализуется на основе очной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе.
Общее количество часов : 36
Количество часов в неделю – 3.
Занятия проводятся 2 раза в неделю
Продолжительность занятий не более 45 минут.
Между занятиями предусмотрен перерыв 10 минут.
Состав группы постоянный, обучающиеся одной возрастной группы или разных возрастных категорий, являющихся основным составом объединения. Занятия групповые. Наряду с практическими и традиционными формами занятия будут использованы такие формы как: чтение по ролям, игра – пантомима, игра-импровизация, мастер-класс, праздничные представления, практическое занятие- репетиции, творческий отчет – показ спектакля.
В программе учитываются возрастные особенности учащихся, изложение материала строится от простого к сложному. Содержание заданий может быть скорректировано в связи с участием в мероприятиях, выставках или в программу могут быть включены дополнительные задания: соответствующие тематике определенной выставки или конкурса; при работе над междисциплинарными проектами.
При организации образовательного процесса педагог учитывает специфику конкретной
учебной группы (творческую активность, предпочтения детей).
Целью программы является создание условий для развития творческой способности учащихся, обеспечение творческой способности, их речевой и сценической культуры, укрепление умения согласовывать свои действия с другими и развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через художественный образ.
Развитие речевой культуры и эстетического вкуса, совершенствование артистических
навыков.
Развитие творческой индивидуальности, интереса и отзывчивости к театральному искусству.
Первый, второй периоды обучения.
Образовательные:
- познакомить детей с историей различных видов театрального жанра, об оформлении
спектакля, о сценическом пространстве.
- познакомить с основным выразительным средством, «языком» театрального искусства – действием.
- обучить навыкам конструктивного общения на заданную тему;
Личностные:
- развить устойчивый интерес к занятию декоративно-прикладным творчеством и мотивацию к самосовершенствованию в данной области;
- формировать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;
- развивать творческое мышление, внимание, память, воображение;
- развить коммуникативные навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение.
- формировать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, терпение, бережливость, улучшить моторику, гибкость рук и точность глазомера.
Метапредметные:
- формировать интерес детей к миру театрального искусства;
- формировать эстетический вкус;
- обеспечивать эмоциональное благополучие ребёнка;
- создавать в объединении творческую атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, доброе отношение к товарищам, уважительное отношение к семье;
- развивать положительные качества личности – доброту, отзывчивость, коммуникабельность;
- активизировать совместную деятельность педагога и родителей;
- сформировать дружный коллектив;
- формировать положительное отношение к труду;
Третий период обучения
Образовательные:
- научить применять полученные навыки анализа текста, передачи эмоции и впечатления;
- обучить основам планирования в творческой работе, в образном решении спектакля;
- сформировать элементарные знания о выразительных возможностях декорации;
Личностные
- формировать организационно-управленческие навыки: (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
- коммуникативные качества: умение слушать и слышать, открытость, терпимость.
Метапредметные:
- волевые качества личности: сдержанность, самостоятельность, мотивацию к успеху, целеустремлённость;
- формировать нравственно-личностные качества;
У обучающихся будут формироваться следующие компетентности в данной области:
- ценностно-смысловые компетенции;
- учебно-познавательные компетенции;
- социокультурные компетенции;
- коммуникативные компетенции;
- информационные компетенции;
- здоровьесберегающие компетенции.
Содержание программы, реализуемое в течение всего периода: рассчитано на 36 часа - отражено в учебном плане, его содержании.
1 период - Вводные занятия. Театральные жанры. Многообразие выразительных средств
в театре. Художественно - декоративное и музыкальное оформление.- 12 часов
2 период - Значение поведения в актерском искусстве. Сценическое движение. Инсценировка. Специфика актерских задач. - 16 часов
3 период – Итоговые показательные мероприятия - 8 часа
Учебный план
№ п/ п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Форма контроля |
||
теория |
практика |
всего |
|
||
|
1 период |
|
|
|
|
1. |
Вводное занятие. Техника безопасности. |
1 |
- |
- |
Опрос |
2 |
Основы и понятие актерского мастерства. Основные техники сценической речи и сценического движения. |
2
|
2
|
|
Практическая работа |
3 |
Инсценировка. Работа с художественным и музыкальным оформлением. |
1
|
2
|
|
Практическая работа
|
4 |
Художественное слово. Работа с прозаическим и стихотворным материалом. |
2 |
2 |
|
Практическая работа (Творческое чтение)
|
|
2 период |
|
|
|
|
5 |
Работа с драматургическим материалом.
|
2 |
2 |
|
Практическая работа (Инсценирование) |
6 |
Театральные жанры. Многообразие выразительных средств в театре. |
2 |
2 |
|
Практическая работа |
7 |
Художественно - декоративное и музыкальное оформление |
2 |
2 |
|
Практическая работа |
8 |
Значение поведения в актерском искусстве. Сценическое движение. |
2 |
2 |
|
Практическая работа Показ сценических постановок |
|
3 период |
|
|
|
|
9 |
Специфика актерских задач. Театральные постановки |
1 |
3 |
|
Показ открытых мероприятий |
10 |
Постановочная работа. Итоговое показательные мероприятия
|
2 |
2 |
|
Отчет- спектакль |
|
Итого часов: |
17 |
19 |
36 |
|
Теория: Техника безопасности.
Теория:
- Понятие зрительского этикета, установка правил поведения на занятиях, в коллективе, на сценических площадках, принципы взаимоуважения.
- Виды, формы и составляющие театрального искусства.
- Основные понятия актерского мастерства, основанные на системе К.С. Станиславского.
Практика:
- Освоение навыков актерского мастерства - актерские этюды на внимание, воображение, память.
-Этюды на атмосферу; этюды на событие; этюды на фразу. Массовые этюды; моно- этюды, этюды в паре.
-Тренинги по сценической речи, дикционные, артикуляционные, дыхательные упражнения и техники.
- Тренинги по сценическому движению.
- Отбор и формирование комплекса упражнений и этюдов для показа
творческих работ.
- Показ творческих работ.
Теория:
- Отбор литературного материала. Основные принципы инсценировки.
- Читка по ролям. Пробы и утверждение действующих лиц и исполнителей.
-Знакомство с понятием сценография.
Практика:
-Репетиционный процесс. Освоение принципов мезансценирования.
-Изготовление и установка декорационного оформление.
-Работа над созданием костюмов.
-Отбор и утверждение музыкального материала.
- Работа над композицией постановки. Технический прогон.
- Генеральная репетиция с декорациями, музыкой и костюмами.
- Показ художественной постановки.
Теория:
- Определение критериев при отборе материала для чтецких работ.
- Рекомендации по выбору текстов.
- Обзор рекомендуемого материала.
Практика:
- Отбор и утверждение литературного материала.
- Работа с текстом – разбор и анализ, поиск образа.
Работа над техникой речи – тренинги и упражнения на формирование дикции и артикуляции.
- Принципы логического анализа текста. Выбор литературного материала для
чтецких работ.
- Понятие логической паузы и смыслового ударения.
- Принципы поиска и создания образа. Работа над образом в чтецких работах.
- Подготовка к показу чтецких работ. Генеральный прогон.
- Показ чтецких работ.
Теория:
- Обзор и выбор драматургического материала.
- Основные аспекты принципа событийно – действенного анализа на основе книги М. О. Кнебель «О действенном анализе пьесы и роли».
- Понятия темы, идеи, сверхзадачи.
- Понятие жанр, виды жанров.
Практика:
- Работа над ролью. Репетиционный процесс.
- Основные принципы работы над ролью. Создание образов героев.
- Репетиция спектакля в выгородке. Построение основных мезансцен.
- Работа с декорациями, музыкальным оформлением и костюмами.
Теория.
- Беседа «Театр – синтез множества искусств».
- Беседа «Драматургия эпохи возрождения».
-Беседа: «Пантомима: Бессловесные интермедии и арлекинада. Лирическая поэтическая пантомима». Мини-лекция «Комедия дельарте».
- Мини-лекция «Эстрадные миниатюры
Практика:
Игра «Многоликость» .
-Актёрский тренинг на развитие произвольного внимания, долговременной памяти, творческого воображения, памяти ощущений и физических действий.
-Постановка актерских этюдов.
-Сюжетно-ролевая игра «Арлекин и Пьеро».
-Актерский тренинг на развитие умения осуществлять коллективные и парные взаимодействия. Упражнения на закрепление понятий театрального словаря.
- Игра «Узнай по голосу».
-Упражнения для развития сценического голоса (сила голоса, темп речи).
- Упражнения для развития речевой выразительности (дикция, интонация).
Теория:
--Эскизная работа над ролью в пространстве с элементами бутафории, декорации и сценического костюма.
-Поиск мизансцен.
Практика:
- Виды и средства оформления сценического пространства-декорации и свет.
- Особенности музыкального решения художественного представления.
-Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость).
-Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
-Распределение ролей.
- Положение на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.
- Изготовление костюмов.
Теория:
- Сценическое движение — одна из важнейших дисциплин, воспитывающих внешнюю технику актера.
-Творческая работа по подбору, сочинению и составлению двигательной композиции (движений и перемещений участников спектакля.)
Практика:
- Возможности актера “превращать”, преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.
- Компоненты поведения (интонация, мимика, жест).
- Выразительность действий по наблюдениям в жизни, этюдах, художественной литературе, кино и театральном искусстве, живописи.
- Упражнения и задания, которые приведут обучающихся к самостоятельному открытию как выразительности поведения в окружающей жизни, так и его значения для театрального искусства.
-Упражнения на коллективную согласованность действий
Содержание 3 периода обучения
Теория:
Роль импровизации в репетиционной работе; воспитание ответственности в исполнении своей роли на протяжении всего спектакля.
Практика:
-Инсценировка небольших фрагментов из классических литературных произведений. Присвоение событий, оценки фактов, человеческих действий, поступков, целей, задач и взаимоотношений, описанных автором.
- Использование и совершенствование приобретенных умений при решении сценических задач;
- Ощущение пространства. Упражнения на коллективную согласованность.
- Навык точного соблюдения текста;
- Импровизация - свободное проявление творческой индивидуальности каждого учащегося, формирование в нем особого импровизационного мышления.
- Небольшие тематические зарисовки, миниатюры этюдного характера.
Теория:
-Применение знаний технологии действий для создания характера, образа.
- Выбор материала должен проходить в тесном совместном сотрудничестве и заинтересованности воспитанников.
Практика:
-Подготовка миниатюр, сценических композиций, номера концертных программ.
-Постановка спектакля, музыкальных композиций.
-Работа над ролью в спектакле.
-Мизансцены спектакля.
-Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен. Связь мизансцены с задачей каждой сцены и спектакля в целом
Тема 3 .
Практика:
- Показ спектакля.
1.3.1. Предметные результаты:
Учащийся :
- будет знать историю различных видов театрального жанра,
познакомится с особенностями оформления спектакля, сценическом пространстве.
- познакомится с основным выразительным средством, «языком» театрального искусства
– действием.
- обучится навыкам конструктивного общения на заданную тему.
у учащегося будет:
- развит устойчивый интерес к театральному творчеству и мотивацию к самосовершенствованию в данной области;
- сформирован художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;
- развито творческое мышление, внимание, память, воображение;
- у учащегося будут развиты коммуникативные навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение.
- у учащегося будут сформированы аккуратность, усидчивость, трудолюбие, терпение, бережливость,
- у учащегося улучшится моторика, гибкость рук и точность глазомера.
У учащегося:
- будет сформирован интерес к миру театрального искусства;
- будет сформировать эстетический вкус;
- будет сформировано доброе отношение к товарищам, уважительное отношение к семье;
- будут развиты положительные качества личности – доброта. отзывчивость, коммуникабельность;
- будет сформировано положительное отношение к труду;
1.5.1 Предметные результаты:
- будет обучен применять полученные навыки анализа текста, передачи эмоции и впечатления;
- будет обучен основам планирования в творческой работе, в образном решении спектакля;
-у учащегося будут сформированы элементарные знания о выразительных возможностях декорации;
- будут сформированы организационно-управленческие навыки: планировать свою деятельность, определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место;
- будут развиты коммуникативные качества: умение слушать и слышать, открытость, терпимость.
-будут развиты волевые качества личности: сдержанность, самостоятельность, мотивацию к успеху, целеустремлённость;
- будут сформированы нравственно-личностные качества;
Ценностно-смысловые компетенции:
- умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;
- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
Учебно-познавательные компетенции:
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
Социокультурные компетенции:
- владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: учащегося, гражданина, члена семьи; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
- иметь представление об истории, традициях Кубани;
Коммуникативные компетенции:
- уметь представить себя устно и письменно;
- уметь представлять свой творческий коллектив на выставках, конкурсах различного уровня;
- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.2. Календарный учебный график
1 периода
п/п |
Дата |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Форма занятия |
Примечание |
1 |
|
Инструктажи по ТБ и ОТ. Вводное занятие. Театральный словарь «театр», «спектакль», «антракт», «аншлаг». |
1 |
Беседа. Лекция |
|
2 |
|
Развитие воображения и личностного восприятия окружающего мира. Самостоятельное творчество учащихся . Этюды. |
1 |
Лекция. Практическое занятие |
|
3 |
|
Актерское искусство – искусство перевоплощения. Чтение басни Крылова по ролям. Эмоциональное и выразительное чтение и заучивание басни Крылова. |
1 |
Лекция. Практическое занятие |
|
4 |
|
Озвучивание персонажей басни Крылова. Мини спектакль. |
1 |
Практическое занятие |
|
5 |
|
Развитие у учащихся интонационной выразительной речи. Построение диалога и его исполнение. |
1 |
Беседа. Лекция |
|
6 |
|
Развитие у воспитанников пантомических навыков. Игра – пантомима «черепаха». |
1 |
Беседа. Практическое занятие |
|
7 |
|
Знакомство с понятиями «актер», «амплуа», «бенефис». Монолог. Исполнение. |
1 |
Практическое занятие |
|
8 |
|
История возникновения театра. |
1 |
Беседа |
|
9 |
|
Чтение по ролям. Обсуждение художественных образов, характеров. |
1 |
Практическое занятие |
|
10 |
|
Понятия «антракт», «аншлаг». Разминка «Встреча со сказкой». |
1 |
Практическое занятие |
|
11 |
|
Упражнения на развитие эмоциональной памяти. Эпизод «на что похожи». |
1 |
Практическое занятие |
|
12 |
|
Чтение литературного произведения в образе. Чтение сценария «По следам Бременских музыкантов» Художественно- эмоциональное восприятие сюжета |
1 |
Лекция. Практическая работа |
|
|
Всего |
|
12 |
|
|
2 периода
п/п |
Дата |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Форма занятия |
Примечание |
1 |
|
Знакомство с понятиями «драматургия», « драма», «трагедия». Развитие интереса к участию драматизации литературных произведений. |
1 |
Лекция |
|
3 |
|
Различные театральные жанры. Продолжение ознакомления с разнообразием театральных жанров. Развитие творческой фантазии. |
1 |
Лекция |
|
4 |
|
Совершенствование пантомимических навыков. Эпизод «Оживи предмет». |
1 |
Практическое занятие |
|
5 |
|
Пантомима. Игра «Испорченный телефон». |
1 |
Практическое занятие |
|
6 |
|
Художественное оформление спектакля. |
1 |
Лекция |
|
7 |
|
Знакомство с понятиями «театральный костюм». Кто как должен одеваться. Выбор костюма. Знакомства с понятиями «макет», «декорация». Подготовка декорации костюмов. |
2 |
Практическое занятие |
|
8 |
|
Продолжение ознакомления с разнообразием театрального жанра. Знакомство с понятием «комедия», «фарс». |
1 |
Беседа. Лекция. |
|
9 |
|
Разминка. Чтение по ролям. Эмоционально - выразительное чтение. |
1 |
Практическое занятие |
|
10 |
|
Чтение по ролям. Танцевально – двигательные импровизации. «Танец наоборот». |
1 |
Практическое занятие |
|
11 |
|
Как согласовать свои действия с действиями партнеров. Музыкальное оформление спектакля. |
1 |
Лекция |
|
12 |
|
Помощь актеру в «превращениях» от декораций и костюма. Работа над афишей. Изготовление декораций. Наложение грима. |
2 |
Творческая мастерская |
|
13 |
|
Культура чтения художественной литературы. Сценическая речь прививает любовь к родному языку. Сценическая речь формирует образное мышление. |
1 |
Лекция |
|
14 |
|
Сценическая речь. Дыхание, голос, дикция. Репетиция. Правила логического чтения текста: речевой такт, логические паузы. |
2 |
Постановка |
|
15 |
Всего |
. |
16 |
|
|
3 период
п/п |
Дата
|
Тема занятия |
Кол-во часов |
Форма занятия |
Примечание |
1 |
|
Специфика театрального мастерства. Исполнительное мастерство актера. |
1 |
Лекция
|
|
2 |
|
Эмоционально- выразительные средства. Исполнение с импровизацией. |
1 |
Лекция |
|
3 |
|
Танцевально – двигательная импровизация. Разминка. «Волшебный лес». Озвучивание разных голосов различных животных. |
2 |
Беседа. Практическое занятие |
|
4 |
|
Развитие творческой инициативы учащихся. Знакомство с понятиями техника речи Разминка «встреча с незнайкой». Чистоговорка. |
1 |
Беседа. Практическое занятие |
|
5 |
|
Чтение стихотворения в образе. Рассказ стихотворения «Бульдог и таксик», «Удивительная кошка». |
1 |
Творческая мастерская |
|
6 |
|
Чтение по ролям «Доктор Айболит». |
1 |
Творческая мастерская |
|
7 |
|
Подготовка к выступлению. Показ сценки « Чудо репа». |
1 |
Творческая мастерская |
|
|
Всего |
|
8 |
|
|
Освоение программы «Мир театра» требует наличия учебного кабинета. Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью, необходимой для организации занятий, хранения и показа, и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся.
- Сцена со специализированным световым и звуковым оборудованием,
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками,
- использование сети Интернет,
- материальная база для создания костюмов, реквизита и декораций;
- школьная библиотека.
Интернет-источники:
· https://rmc23.ru/ Региональный модельный центр дополнительного образования детей Краснодарского края
· https://р23.навигатор.дети/ Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края».
· http://knmc.kubannet.ru/Краснодарский НМЦ
· http://dopedu.ru/ Информационно-методический портал системы дополнительного образования
· http://mosmetod.ru/ Московский городской методический центр
· http://www.dop-obrazovanie.com/ сайт о дополнительном внешкольном образовании
· http://news.redu.ru -рассылка новостей в рамках проекта “ Развитие исследовательской деятельности учащихся в России”
· http://www.redu.ru - сайт Центра развития исследовательской деятельности учащихся.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования имеющей профессиональное высшее образование или средние профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (Профессиональный стандарт № 513).
Для определения образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мир театра» применяются следующие формы аттестации (контроля):
- практические занятия, открытые мероприятия;
- участие в различного уровня конкурсах (районные, краевые, всероссийские, международные).
А также, для отслеживания результатов обучения по программе «Мир театра» используются видеозаписи и фотографии концертных выступлений учащихся, дипломы и грамоты с различных творческих конкурсов и фестивалей, материалы тестирования и анкетирования. Отчеты о творческих показах, открытые занятия также дают возможность увидеть результаты обучения.
Учащимся, успешно освоившим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Мир театра» и прошедшим итоговую аттестацию, могут выдаваться сертификаты, утвержденные педагогическим советом (ст.60), почётные грамоты, призы.
аудиозапись, видеозапись, фото, грамота, диплом, журнал посещаемости, перечень готовых работ, отзыв детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам: конкурс, фестиваль, спектакль, открытое занятие;
В соответствии с целями и задачами программы предусмотрен мониторинг диагностических исследований учащихся.
Мониторинг предметных результатов. В соответствии с целями и задачами программы предусмотрено проведение мониторинга и диагностических исследований учащихся. В качестве критериев диагностики в программе применена классификация образовательных компетенций по А.В. Хуторскому. (Приложение № 1)
Проведение диагностики позволяет в целом анализировать результативность образовательного, развивающего и воспитательного компонента программы. В диагностических таблицах фиксируются требования, которые предъявляются к ребенку в процессе освоения им программы.
Диагностические таблицы фиксируют результаты детей, полученные по итоговым занятиям на протяжении всего периода обучения. Общий уровень определяется путем суммирования бальной оценки и деления этой суммы на количество отслеживаемых параметров (Приложение № 2).
Реализация программы требует профессиональной работы педагога. Деятельность руководителя обеспечивает профессиональное исполнение музыкального материала на занятиях, концертах.
Методика образовательной деятельности по дополнительной образовательной программе «Мир театра» основана на практических и теоретических наработках лучших российских театральных школ, взявших в основу своей работы систему К.С. Станиславского, теоретические и практические разработки его учеников и последователей (Е.Б. Вахтангова, М.А. Чехова, А.Я. Таирова, В.Э. Мейерхольда и др.).
Алгоритм учебного занятия:
· I этап - организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии,
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
· II этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).
· III этап - основной.
В качестве основного этапа могут выступать следующие:
1. Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
2. Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные
практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.
3. Закрепление знаний.
Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме.
Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
На всех этапах обучения очень важен индивидуальный подход к каждому учащемуся. Воспитание творческой личности - процесс очень сложный и ответственный, дети имеют различные уровни психофизического развития, у каждого свои пределы и возможности, поэтому, в первую очередь, педагог должен помочь каждому ученику поверить в свои силы, приобрести уверенность в себе. Можно использовать метод эмоционального стимулирования - создание ситуаций успеха на занятиях, это специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения.
После каждого занятия необходимо руководствоваться педагогической оценкой, а именно: что занятие дало каждому ребенку в его творческом развитии? Соответствовали ли задачи, поставленные на занятии, с возможностями учащихся? Что получилось, а что удалось с трудом?
Очень аккуратно надо относиться к методу показа педагогом того или иного задания. Некоторые дети привыкают к обязательному показу, ждут его и не решаются проявить свою инициативу. Активность и творческие способности в таком случае не только не развиваются, но иногда даже подавляются. Безусловно, показывать надо. Во- первых, использовать метод режиссерского показа. Исходить не из своего собственного актерского материала, а из материала учащихся. Показывать не то, как вы бы сами сыграли, а то, как следует сыграть конкретному ребенку. Еще существует метод, так называемого «Играющего тренера», т.е. педагог является непосредственным участником тренингов и упражнений, это позволяет как бы «изнутри» контролировать точность исполнения заданий, помогает не допускать приблизительности, поверхностного освоения материала.
Использование метода беседы позволяет выбрать правильную тактику в работе с каждым ребенком. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся рассуждать, анализировать, мыслить в определенной логической последовательности. Беседа представляет собой не сообщающий, а вопросно- ответный способ учебной работы по осмыслению нового материала. Главный смысл беседы - побуждать учащихся с помощью вопросов к рассуждениям, действенному анализу, к точному личностному разбору этюда или отрывка, к самостоятельному «открытию» новых для них выводов, идей, ощущений и т.д. При проведении беседы по осмыслению нового материала необходимо ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений, определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся учатся формулировать свои мысли, понимать и познавать свои эмоциональные ощущения.
Метод сравнения эффективен, о нем говорил ещё Гельвеций: «Всякое сравнение предметов между собой, - писал он, - предполагает внимание; всякое внимание
предполагает усилие, а всякое усилие - побуждение, заставляющее сделать это». Этот метод помогает педагогу и учащимся отслеживать рабочий процесс. «У тебя сегодня получилось хуже (лучше), чем вчера, потому, что » или «Эти предлагаемые обстоятельства выбраны
более точно, чем в прошлый раз потому, что».
В активном восприятии учащимися процесса обучения весьма существенное значение имеет умение преподавателя придавать своему объяснению увлекательный характер, делать его живым и интересным, использовать множество стимулов, возбуждающих любознательность и мыслительную активность учащихся. Необходимо соблюдать определенную педагогическую логику, определенную последовательность учебного и воспитательного процесса, в котором постепенно формируются умения и навыки актерского искусства.
Основным методом формирования качества исполнительского мастерства является метод актерского тренинга, упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в выполнении того или иного задания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. Следовательно - «. ..необходима ежедневная, постоянная тренировка, муштра в течение всей артистической карьеры» - К.С. Станиславский.
Начинать тренинг следует с формирования готовности у учащихся восприятия учебного материала с использованием способов концентрации внимания и эмоционального побуждения.
Важнейшие принципы, применяемые на занятиях по основам актерского мастерства, это:
- контрастность в подборе упражнений;
- прием усложнения заданий;
- комплексность задач на уроке и в каждом упражнении;
- выполнение упражнений и этюдов по словесному заданию педагога.
Работа над отрывками и учебным спектаклем через творческое
взаимодействие ученика и учителя, этюдный метод репетиционной работы, как и метод действенного анализа произведения, позволят педагогу максимально раскрыть индивидуальность учащегося.
Обязательным фактором в обучении детей, а по данному предмету особенно, является дисциплина. Необходимо воспитывать у учащихся чувство ответственности и способность доводить начатое дело до логического итога вопреки перемене своих интересов или влиянию внешних факторов.
Метод исследовательской деятельности выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе, создаёт возможность поиска различных способов выполнения поставленных задач, новых художественных средств воплощения сценического образа. Необходимо стремление педагога предлагать такие задания, которые включали бы детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск для развития креативного мышления.
Для быстрого включения учащегося в творческий процесс подходит метод создания проблемных ситуаций - представление материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы. Это очень сближает коллектив, выявляет характер и личностные качества учащихся.
В методическую работу педагога также входит посещение с учениками учреждений культуры (театров, концертных залов, музеев, филармоний и др.), просмотр видеозаписей спектаклей, мастер-классов известных актеров и режиссеров. Воспитание зрительской культуры формирует устойчивый интерес к театру, как к виду искусства.
Сцена - это самый сильный педагог, а зритель - самый строгий экзаменатор.
Максимальное участие в творческих мероприятиях, тематических концертах и
культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения, позволит учащимся на практике проверить, закрепить и развить свои умения и навыки исполнительского мастерства. Самостоятельная работа учащихся заключается в посещении театров и других учреждений культуры, выполнении домашних заданий, сочинении этюдов, работе над индивидуальными заданиями и самостоятельными отрывками, работе над ролью, работе над совершенствованием и закреплением полученных навыков.
Для педагога.
Нормативные акты
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ
4. Буйлова Л.Н., Дополнительные общеобразовательные программы: нормативно- правовой аспект // Справочник заместителя директора школы. 2015. № 12. С.60-75.
5. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (2020 г., автор-составитель: Рыбалёва И.А., канд. пед. наук, руководитель Регионального модельного центра дополнительного образования детей Краснодарского края)
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 г. № 170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта «Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием».
Основная литература:
1. Сборник статей «Театр для детей», Москва, 1019 г.
2. Ю.А. Дмитриев « История русского драматического театра», том 1 , Москва, 1015 г.
3. Составитель А.В. Соколов « Сценарии школьных праздников», Москва , 2012 г.
4. Составитель В.Д. Самойлова Репертуарно – тематический сборник «Для вас, ребята», Москва, 2016 г.
5. Д. Н. Катышева «Театр поэта», Москва, 2017 г.
Дополнительная литература
1. Мерзлякова С. И. Фольклор – музыка – театр. Москва,1999.
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера,
2006.
3. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. (Пособие для воспитателей и
музыкальных руководителей детских садов). Изд. 2-е, испр. И доп. М., «Просвещение», 1973.
Список литературы, рекомендованный для детей и родителей:
1. Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. –
СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
2. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания / Под ред. О.В. Гончаровой. – М.:
ТЦ Сфера, 2010.
3. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет / Под редакцией О.Ф.
Горбуновой. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Интернет- ресурсы:
Драматешка http://dramateshka.ru/;
Театральная библиотека http://biblioteka.portal-etud.ru/;
Театральная библиотека Сергея Ефимова http://www.theatre-library.ru/; Библиотека пьес Александра Чупина http://krispen.ru/;
Театральный Этюд http://biblioteka.portal-etud.ru/; Театральная библиотека http://biblioteka.teatr-obraz.ru/; Домик драматургов http://www.theatre.spb.ru/newdrama/;
Всероссийский центр художественного творчества http://vcht.ru/history.php; Пьесы со всего мира http://world-play.ru/?page=index;
История костюма в картинках http://gorod.crimea.edu/librari/ist_cost/; Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/;
Чайковский народный театр юного зрителя http://theater.siteedit.ru/home.
Приложение 1
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мир театра»
|
Показатели (оцениваемые параметры) |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Возможное кол-во баллов |
Методы диагностики |
Предметные результаты |
I. Теоретическая подготовка обучающихся: 1.1 Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы) |
Соответствия теоретических знаний обучающегося программным требованиям. |
-минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой); - средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2); -максимальный уровень (ребенок усвоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период); |
1
2
3 |
Наблюдение |
1.2 Владение специальной терминологией |
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии |
-минимальный уровень (ребенок, как правило избегает употреблять специальные термины); - средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); -максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием). |
1
2
3 |
|
|
II. Практическая подготовка ребенка: 2.1. Практические умения и навыки, |
Соответствие практических умений и навыков программным |
- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков); - средний уровень (объем усвоенных умений и навыком |
1
2 |
Контрольное задание |
|
предусмотренные |
требованиям. |
- максимальный уровень (ребенок овладел |
3 |
|
программой (по |
|
практически всеми умениями и навыками, |
|
||
основным разделам |
|
предусмотренными программой за конкретный |
|
||
учебного плана |
|
период.) |
|
||
программы) |
|
|
|
||
|
Отсутствие |
-минимальный уровень умений (ребенок |
1 |
||
2.2. Владение |
затруднений в |
испытывает серьезные затруднения при работе с |
|
||
специальным |
использовании |
оборудованием); |
|
||
оборудованием и |
специального |
- средний уровень(работает с оборудованием с |
2 |
||
оснащением. |
оборудования и |
помощью педагога); |
|
||
|
оснащения. |
-максимальный уровень (работает с |
3 |
||
|
|
оборудованием самостоятельно, не испытывает |
|
||
|
|
особых трудностей); |
|
||
|
|
-начальный (элементарный) уровень развития |
1 |
||
2.3. Творческие навыки |
Креативность в |
креативности (ребенок в состоянии выполнить |
|
||
|
выполнении |
лишь простейшие практические задания педагога); |
|
||
|
практических |
-репродуктивный уровень (Выполняет в основном |
2 |
||
|
заданий |
задания на основе образца); |
|
||
|
|
-творческий уровень (выполняет практические |
3 |
||
|
|
задания с элементами творчества) |
|
1. Владеет выразительностью речи:
Цель: уточнить произношение звуков, чёткая артикуляция их в звукосочетаниях и словах; выявить умение отчётливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.
Задание №1
Материал: скороговорка
Маша шла, шла, шла
И игрушку нашла:
Кошку, матрёшку, шишку, мартышку.
Мышку, машинку, пушку, зайчишку,
Шар, неваляшку, катушку, лягушек,
- Кто потерял столько игрушек?
Методика проведения : предложить ребёнку повторить скороговорку.
Задание №2
Методика проведения: Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят», то от лица Козы, то от лица Волка:
Козлятушки, ребятушки, Отомкнитесь, отворитесь, Ваша мать пришла, Молочка принесла…
Задание №3
Методика проведения: Предложить ребёнку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и
Мишутки из сказки «Три медведя», так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает, и как они относятся к тому, о чём спрашивают.
Оценка результатов:
– творческая активность ребёнка, его самостоятельность, быстрое осмысление
задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.
– эмоциональная отзывчивость, интерес, но ребёнок затрудняется в выполнении
задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
– мало эмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.
действующих лиц.
Цель: выявить умение детей выражать различные эмоции и воспроизводить отдельные черты характера.
Задание №1.
Методика проведения:
Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде её носить с собой. Например, на
улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама – простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).
Задание №2.
Методика проведения:
Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.
Задание №3.
Методика проведения:
Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо предупредить (рычим).
Задание №4.
Методика проведения:
На носочках я иду – Маму я не разбужу.
Ах, какой искристый лёд, А по льду пингвин идёт.
Оценка результатов:
– ребёнок выполняет задание без помощи взрослого, быстро осмысливает его эмоционально отзывчив.
– ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания.
Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
– малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.
Задание №1.«Лисичка подслушивает»
Методика проведения: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чём
они говорят.
Поза: ногу выставить вперёд, корпус тела слегка наклонить вперёд.
Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую
сторону, рот полуоткрыт.
Задание №.2. «Вкусные конфеты»
Методика проведения: У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает её по очереди детям. Они
берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и кладут конфету в рот. По ребячьим
лицам видно, что угощение вкусное.
Мимика: жевательные движения, улыбка.
Задание №3. «Цветок»
Методика проведения: Тёплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветочек на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.
Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить, поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх – цветок расцвел, голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать её вслед за солнцем.
Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.
Оценка результатов:
– ребёнок быстро осмысливает задание, точно и выразительно его выполняет без помощи взрослых.
– ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания.
Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
– ребёнок не активен, не способен к самостоятельности.
Объединение: «Мир театра», Направленность: художественна , Руководитель:
№ п/п |
Ф.И. учащегося |
Основы театрально й культуры. |
Выразител ьность речи |
Эмоциона льно- образное развитие |
Основы коллекти вной творческ ой деятельн ости |
Артистиз м |
Умение работатьс микрофоном |
Дисциплина, общительно сть |
Итоговая оценка |
|||||||||||||||
н |
с |
к |
н |
с |
к |
н |
с |
к |
н |
с |
к |
н |
с |
к |
н |
с |
к |
н |
с |
к |
конец уч. года |
|
||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н - результат на начало года, с – в середине года, к – на конец года; Н – низкий уровень, С – средний уровень, В – высокий уровень.
Приложение 4
Учебно-методический комплекс
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
№ |
Модуль/ тема программы |
Дидактические материалы |
Техническое оснащение |
|
|
||
1. |
Театральные жанры. Многообразие выразительных средств в театре. Художественно - декоративное и музыкальное оформление |
Чайковский народный театр юного зрителя http://theater.siteedit.ru/home. Театральная библиотека http://biblioteka.portal-etud.ru/; Театральная библиотека Сергея Ефимова http://www.theatre- library.ru/; |
Мультимедийное оборудование. Проектор. Компьютер. Сеть Интернет. Цифровая лаборатория Наураша |
2. |
Значение поведения в актерском искусстве. Сценическое движение. Инсценировка. Специфика актерских задач. |
Театральный Этюд http://biblioteka.portal-etud.ru/; Театральная библиотека http://biblioteka.teatr-obraz.ru/; Домик драматургов http://www.theatre.spb.ru/newdrama/; |
Мультимедийное оборудование. Проектор. Компьютер. Сеть Интернет. |
3. |
Постановочная работа. Итоговое занятие. |
Пьесы со всего мира http://world-play.ru/?page=index; История костюма в картинках http://gorod.crimea.edu/librari/ist_cost/; Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/; |
Мультимедийное оборудование. Проектор. Компьютер. Сеть Интернет. |
Приложение 5
Методика оценки личностного развития
Критерий |
Показатели |
Шкала оценивания |
1. Общекультурный |
Соответствие знаний, |
3 балла — полное освоение тем |
уровень |
умений и навыков |
изучаемого курса; |
|
содержанию |
2 балла — 70% освоения; |
|
изучаемого курса |
1 балл — 50% освоения |
2. Активность на занятии |
Скорость освоения и применения знаний |
3 балла — учащийся достигает цели занятия, помогает другим; 2 балла — реализует поставленные задачи; 1 балл — не в полном объеме справляется с задачей |
3. |
Выполнение единых |
3 балла — учащийся систематически |
Дисциплинированность |
требований, |
посещает занятия; своевременно |
|
соблюдение |
выполняет учебные задачи; |
|
расписания, |
2 балла — имеет место опоздание на |
|
своевременное выполнение учебной задачи |
занятия, несвоевременное выполнение учебной задачи; 1 балл — пропускает занятия, мешает другим на занятии |
4. Межличностные отношения |
Культура общения со взрослыми и детьми |
3 балла — в обращении со старшими уравновешен, скромен, с товарищами спокоен, тактичен; 2 балла — в спорных вопросах повышает тон; 1 балл — имеет место нетактичное обращение к товарищам по объединению. |
5. Личностные качества |
Проявление интереса, обмен знаниями, умениями, желание общаться с ребятами |
3 балла — задает разносторонние вопросы, охотно делится с товарищами своими знаниями и умениями; 2 балла — интересуется в основном практической стороной дела; 1 балл — неактивен в познании нового, использует только давно известную, проверенную информацию, привычные способы и методы работы. |
№ п/ п |
Фамилия, имя |
Общекульт урный уровень |
Активность на занятии |
Дисциплинир ованность |
Межличностн ые отношения |
Личностные качества |
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
Уровень развития и сформированности какого-либо качества оценивается на основе выбранных критериев в пределах выбранной шкалы для каждого года обучения, чтобы можно было наблюдать динамику личностного развития.
29
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.