Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"
Оценка 4.6

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Оценка 4.6
doc
07.12.2019
Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"
Тренинг.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева»

 

 

Факультет начальных классов

 Кафедра ПиПНО

Дисциплина

Методы активного социально-психологического

исследования

 

 

Выполнил:

студент 34 групппы

Беликова Яна Сергеевна

Проверил:

Сафонова Марина Вадимовна

доцент, кандидат психологических наук

 

Красноярск 2019

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

«Адаптация к новому коллективу»

Актуальность: Данная тема крайне актуальна, так как люди собираются в группу, в которой им предстоит существовать на протяжении нескольких лет. Для комфортного нахождения в группе и создания благополучного климата в коллективе первокурсникам нужно адаптироваться к новому коллективу, познакомиться и работать над сплочением новой группы.

Цель тренинга: Адаптация к новому коллективу, сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи тренинга: 1. Формирование благоприятного психологического климата в группе;

2.Более близкое знакомство участников друг с другом

3. Сближение участников и становление доверительных отношений

4. Возможность почувствовать разносторонность и общность интересов

Форма проведения: Групповые занятия

Рекомендуемая частота занятий: каждый день

Тренинг рассчитан на 5 дней

Каждое занятие состоит их трех частей:

1) Вводная часть

2) Основная часть

3) Завершение

Основные правила:

1) Быть активным

2) Здесь и теперь

3) Искренность

4) Не опаздывать

5) Конфиденциальность

6) Творческая позиция

7) Не оценивать

8) Не говорить за других

9) Говорить в круг

 

 

 

Область психологической реальности

Задачи работы

 

1.Формирова-ние благоприятно-го психологичес-кого климата в группе;

2.Более близкое знакомство участников друг с другом

3.Сближение участников и становление доверительных отношений

4. Возможность почувствовать разносторонность и общность интересов

Система представлений(Когнитивная сфера)

1)Дать понятие тренинга, психологического климата 2)наблюдение за атмосферой, которая присутствует в новом коллективе                3)показать связь отрицательно-го климата в коллективе и отсутствием комфорта.

1)Дать определение знакомству

2) Дать представление об адекватности знакомства с другим человеком

3) Определение  создания первого впечатления

1)Дать определение межличностным отношениям 2) определить, что такое доверительные отношения         3) найти средства, с помощью которых можно добиться доверительных отношений

1)Дать определение личности

2) определение характера и темперамента

3) установить связь между этими понятиями

4) сделать вывод о том, что все разные

Система отношений (Эмоциональная сфера)

1)Создание какого-либо вида психологического климата, чтобы у участников появилась возможность почувствовать его.

1)Предоставить опыт знакомства (неудачного, удачного)

2)Опыт произвести первое впечатление

1) Дать возможность вспомнить доверительные отношения, которые удалось построить в жизни, и которые не удалось

1)Дать опыт позитивного взаимодействия людей, с разными интересами

2) Создать ситуацию, где люди с разными интересами  могут заинтересовать своими увлечениями

Система умений (Поведенческая сфера)

1)Умение анализировать, синтезировать

2) умение проводить самоанализ

1) Развитие навыков саморегуляции

2) Развитие эмпатии

1) Показать значение доверительных отношений в коллективе

1) Показать ситуации, где опыт другого человека может быть полезен

 

1-ый день. Знакомство

Цель: создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с основными принципами работы психологического тренинга, знакомство участников, настрой на будущую работу

Время проведения: 100 мин

Вступительное слово: Тренинг – это многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека. Это активное социально-психологическое обучение, направленное на формирование навыков, умений, развитие отдельных характеристик поведения. Адаптация – это процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды.

Ритуал приветствия

Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, создание благоприятных условий для работы группы, выработка совместных норм и принципов работы для данной группы.

Предполагаемый результат: участники лучше узнают друг друга, они могут позволить себе больше свободы и разнообразных экспериментов. Одновременно участники достигают взаимопонимания относительно содержания групповой задачи.

Время проведения: 5 минуты.

Во всем мире принято приветствовать друг друга. Давайте поприветствуем друг друга както по-особенному. Если кто-то хочет предложить свой вариант приветствия, то сейчас самое время это сделать (участники обсуждают и выбирают форму приветствия). Если нет предложений, то ведущий сам предлагает вариант приветствия.

- Давайте все возьмемся за руки и каждый, по очереди пожелает остальным что-то хорошее и приятное.

-Пусть это приветствие станет нашим ритуалом на открытие каждого занятия.

Разминка

Упражнение 1

Цель: подготовка участников к основному упражнению

Время проведения: 5минут

В качестве разминки для следующего упражнения проведем небольшую игру. Предлагаю всем участникам встать в 2 шеренги. По моей команде, как можно быстрее нужно построиться по цвету волос: от темного - к светлому (или по росту и т.п.). Теперь можно приступать к самому упражнению.

«Визитка»

Продолжительность: 20 минут.

Цель: самопрезентация участников тренинга

Ход упражнения: Каждый участник на половинке листа из тетради пишет:  по центру - свое имя; в верхнем левом углу - любимое блюдо (животное, цветок и т.д.);  в нижнем левом углу - любимый композитор (группа);  в верхнем правом углу - цель жизни (занятие в свободное время);  в нижнем правом углу – любимый фильм (предмет в школе).

Когда каждый закончит делать визитку, все по отдельности презентуют себя.

Вопросы: 1) Что было сложнее всего написать о себе? 2) Нашли ли вы единомышленников? 3) Узнали ли вы что-то новое друг о друге?

Основная часть

«Капля-речка-океан»

Продолжительность: 10 минут

Цель: командообразование

Ход упражнения: Все участники встают со своих мест и распределяются по игровой площадке. Каждый игрок – это капелька. Легко представить себе окошко после дождя. На прозрачном стекле крупные капли. Ведущий дает команду: «Объединиться по двое». Все игроки мгновенно должны найти себе пару и схватиться за руки. Не давая игрокам опомниться, ведущий командует: «Объединиться по трое». И вот уже тройки игроков двигаются под музыку, держась за руки и не забывая пританцовывать. Команды ведущего следуют одна за другой: «По четыре человека, по пять, по шесть». «Все в общий круг», – командует ведущий, и все игроки образуют большой хоровод.

Вопросы: 1) Быстро ли вы нашли себе пару? Тройку? 2) Легко ли было танцевать и выполнять упражнение одновременно?

«НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО Я...»

Цель: более близкое знакомство участников, поднятие настроения, создание благополучной эмоциональной атмосферы

Время проведения: 10 минут

Материалы: не требуются

Ход упражнения: Каждый из участников (по кругу или в произвольном порядке) дополняет фразу: «Никто в группе не знает, что я...» Например: «Никто в группе не знает, что я сегодня не услышал звонок будильника», или «Никто в группе не знает, что больше всего на свете я люблю соленые огурцы», или «Никто в группе не знает, что мне снилось сегодня ночью... И я никому не скажу!».

Можно предложить участникам и другие фразы для дополнения:«А сегодня я лучше, чем вчера, потому что...»;

«Я очень рад тому, что я...»;

«Я готов горы свернуть, потому что...»;

«Мы все сегодня будем...».

Важно, чтобы фразы носили позитивный или шуточный характер; их продолжение не должно вызывать у участников каких-то особых затруднений, грустных мыслей или чрезмерно глубокой рефлексии.

Зеркало

Цель: обучение тому, как отличить в практических ситуациях уверенное поведение от неуверенного

Время: 20 минут

Участники образуют два круга – внешний и внутренний. По сигналу психолога тот, кто сидит во внутреннем круге, должен изобразить без слов, с помощью жестов, позы, мимики – уверенного или неуверенного человека, а стоящий во внешнем круге должен догадаться, кого он изображал. Если он угадал правильно, оба участника поднимают одну руку вверх. Затем по сигналу ведущего стоящие во внешнем круге делают шаг в сторону и, оказавшись пе-ред другим участником, пытаются понять, что изобразил тот.

После того, как будет пройден весь круг, роли меняются. Теперь стоящие во внешнем круге принимают определенные позы, а стоящие во внутреннем – угадывают.

Вопросы для обсуждения: обмен мнениями, эмоциями

Игра «Машина с характером»

Цель: сплочение группы.

Время: 20 минут

Ход упражнения: Вся группа должна построить воображаемую машину. Ее детали – это только слаженные и разнообразные движения и возгласы игроков. Во время игры нельзя разговаривать. Попросите одного добровольца (игрок 1) выйти на середину круга и скажите ему: «Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-нибудь повторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годится любое действие, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь свои движения сопровождать возгласами». Когда игрок 1 определится со своими действиями, он становится первой деталью машины. Теперь следующий доброволец может стать второй деталью. Игрок 2, со своей стороны, выполняет движения, которые дополняют действие первого игрока. Если, например, игрок 1 смотрит вверх, поглаживает себя по животу и при этом в промежутке попеременно говорит «Ах» и «Ох», то игрок 2 может встать сзади и каждый раз, когда игрок 1 говорит «Ах», разводить руками, а при заключительном «Ох» один раз подпрыгивать. Он может также встать боком к игроку 1, класть ему правую руку на голову и при этом говорить «Ау», причем для своего «Ау» выбрать момент между «Ах» и «Ох». Когда движения первых добровольцев обретут достаточную скоординированность, к ним может присоединяться третий игрок. Каждый игрок должен стать новой деталью увеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной. Каждый может выбрать себе место, где он мог бы расположиться, а также придумать свое действие и возгласы. Когда задействованы все игроки. Вы можете позволить фантастической машине полминуты работать в выбранном группой темпе. Потом предложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться. В конце  машина должна развалиться.

Обсуждение игры: В какой момент вы стали деталью машины? Почему? Как вы придумали свои действия? Что происходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся? Как влияло на работу то, что вам нельзя было переговариваться друг с другом? Варианты: Участники, разбившись по четверо или пятеро, могут изображать реально существующие механизмы, агрегаты, машины: будильник, кофемолку, мотор, планер. Игроки могут построить машину, аллегорически изображающую концептуальное понятие, например, машину любви, войны, мира и т.д.

Рефлексия: 1.что вам больше всего понравилось на занятие? 2.что бы вы хотели изменить в ходе занятия? 3.какое упражнение  у вас вызвало особый интерес, а какое затруднение? почему? 4.пожелания тренеру?

Завершение

Рефлексия – участники говорят о том, что понравилось и не понравилось в тренинге, что участники вынесут из него и применят в повседневной жизни. 

Ритуал прощания

Цель: поднять общий эмоциональный настрой и акцентировать доброжелательное отношение друг к другу.

Время проведения: 5 минуты

Материалы: не требуются

Я предлагаю взяться всем за руки, по очереди поблагодарить всех (просто или за что-то) и хором сказать: «До свидания»

Тренер просит всех участников тренинга встать в круг. Тренер беседует с участниками о прошедшем занятии. Просит высказать свое мнение, пожелания, замечания. Благодарит всех за прожитый день, напоминает о следующей встрече. Прощается со всеми.

День 2

Время тренинга: 115 минут

Ритуал приветствия

Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, создание благоприятных условий для работы группы, выработка совместных норм и принципов работы для данной группы.

Предполагаемый результат: участники лучше узнают друг друга, они могут позволить себе больше свободы и разнообразных экспериментов. Одновременно участники достигают взаимопонимания относительно содержания групповой задачи.

Время проведения: 5 минуты.

Во всем мире принято приветствовать друг друга. Давайте поприветствуем друг друга както по-особенному. Если кто-то хочет предложить свой вариант приветствия, то сейчас самое время это сделать (участники обсуждают и выбирают форму приветствия). Если нет предложений, то ведущий сам предлагает вариант приветствия.

- Давайте все возьмемся за руки и каждый, по очереди пожелает остальным что-то хорошее и приятное.

Разминка

«Хорошие события»

Продолжительность: 15 минут

Цель: создание позитивного настроя на выполнение тренинга

Ход упражнения: Каждый по кругу рассказывает как минимум об одном хорошем событии, произошедшем с ним за это утро.

Вопросы: 1) Сложно ли было вспомнить хорошие события? Как думаете, почему?

«Эстафета чувств»

Цель: Развить умение пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной невербальной коммуникации и передачи переживаемых эмоций

Время: 15 мин

Группа сидит в кругу. Задание заключается в том, что-бы передать по кругу невербально – с помощью жестов и мимики – заданное ведущим чувство, эмоцию. Первый играющий получает от ведущего некое выражение определенной эмоции. Все остальные игроки не видят загаданной эмоции, т.к. сидят с закрытыми глазами. Первый игрок решает, как передать это чувство, затем касается своего соседа рукой и, когда тот открывает глаза, передает ему эту эмоцию.

С чужого голоса

Цель: Потренироваться в умении слышать, слушать, запоминать и воспроизводить информацию, закрепить навыки диалогового стиля общения

Время проведения:30 мин

Вся команда разбивается на пары. В течение 10 минут участник рассказывает о себе своей паре в свободной форме. Следующие 10 мин они меняются ролями, когда игроки в парах перезнакомились, все участники тренинга собираются вместе. Далее начинается второй этап упражнения, в котором каждый из партнеров представляет другого. При этом он говорит от первого лица, старается использовать жесты, интонацию, мимику товарища, пытается войти в его образ и вести рассказ как бы от его имени.

«Звериное семейство»

Продолжительность: 15 минут

Цель: упражнение отрабатывает умение как можно быстрее находить общий язык с другими людьми

Материал: записки с названиями членов звериных семейств (например, бабушка обезьяна, папа кот, дочка лягушка, сын попугай и т.д.). 

Ход упражнения: Каждый участник вытаскивает себе карточку, но сразу не смотрит, что на ней написано. Только тогда, когда все игроки втянули карточки, их можно прочитать. Ведущий может сделать сигнал звуковой, обозначающий начало игры. Каждый участник пытается как можно быстрее найти свою семью через звуковые подражания и движения того зверя, который написан на его карточке. Когда звериная семейка нашла всех своих членов семьи, то она должна в правильной последовательности (по старшинству - дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочка, ведущий игры должен заранее объяснить эти правила) сесть на один стул. Та звериная семейка, которая сделала это правильно, побеждает.

Веревочка

Цель: Имеется возможность прикосновения к участникам тренинга, что способствует их адаптации в новой обстановке и снятию страха друг перед другом

Время: 30 мин

Тренер: "Кто хочет пройти по веревочке с закрытыми глазами?" / "Ты пойдешь сам или тебе нужна по-мощь?"

Если нужна помощь:

1 вариант: спросить у участника, кого он хочет взять в помощники?

2 вариант: тренер сам указывает на помощника, когда глаза у участника уже завязаны. А потом спрашивает у прошедшего веревочку: "Как ты думаешь, кто тебе помогал?"

Не страшно, если участник не угадает.

Число проходов по веревочке максимум 10.

Очень важно, если учитель пройдет по веревочке.

Тренер: "Кто хочет помочь учителю?" (Пусть все, кто хочет, помогают).

Анализ после окончания всей игры в целом, в общем кругу (если группа большая – после каждого участника)

"Что ты чувствовал, когда шел по веревочке?"

"Что чувствовала группа?"

"Что ты чувствовал, когда тебе помогал…? Как ты себя чувствовал…?"

"Что чувствовал, когда ты помогал…?"

Завершение

Рефлексия – участники говорят о том, что понравилось и не понравилось в тренинге, что участники вынесут из него и применят в повседневной жизни. 

Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу»

Необходимые материалы: не требуются.

Время: 5 минут.

Описание: ведущий предлагает участникам группы стать в круг. Затем он предлагает игру «Аплодисменты по кругу»: «мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам каждого участника группы похвалить аплодисментами своего соседа справа». Далее участники группы аплодируют всем и т.д.

Обсуждение: Что понравилось на этом занятии?  Что вызывало трудности?  Чему способствовало проведенное занятие?

День 3

Время проведения: 115 минуты

Ритуал приветствия

Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, создание благоприятных условий для работы группы, выработка совместных норм и принципов работы для данной группы.

Предполагаемый результат: участники лучше узнают друг друга, они могут позволить себе больше свободы и разнообразных экспериментов. Одновременно участники достигают взаимопонимания относительно содержания групповой задачи.

Время проведения: 5 минут.

Во всем мире принято приветствовать друг друга. Давайте поприветствуем друг друга както по-особенному. Если кто-то хочет предложить свой вариант приветствия, то сейчас самое время это сделать (участники обсуждают и выбирают форму приветствия). Если нет предложений, то ведущий сам предлагает вариант приветствия.

- Давайте все возьмемся за руки и каждый, по очереди пожелает остальным что-то хорошее и приятное.

Разминка «Атомы и молекулы»

Цель: адаптация участников тренинга друг к другу

Время проведения: 10 минут

Ведущий: "Сейчас каждый слегка сжимается в комок. Вы – одинокие атомы. Начинаете хаотическое броуновское движение, при котором возможны легкие столкновения друг с другом. Будьте осторожны. По моей команде вы соединяетесь в молекулы, число атомов в которой я назову". Через некоторое время после начала ведущий говорит цифру, например, 5. Участники составляют группы по пять человек. Те, кто не вошел ни в дну из "молекул", выбывают из игры. Затем – "десять" и т.д., но не более 4-5 раз. В результате игры группа разбивается на две подгруппы – выбывших и оставшихся на площадке.

Обсуждение: почему не все вошли? Чем отличаются те, кто остался вне игры?

Скажи мне, кто твой друг

Цель: Выявление общности интересов

Время: 15 минут

Ведущий: "Безусловно, у каждого из вас в группе уже появился человек, который чем-то близок вам. В течение 5 минут вы должны набросать "психологический портрет" этого человека. Указывать на признаки, особенно на внешние, по которым можно сразу уз-нать конкретного чело-века, нельзя. В "портрете" должно быть не менее 10-12 черт характера, привычек, особенностей, характеризующих имен-но этого человека. Затем написавший выступает со своей информацией перед группой, а остальные участники пытаются угадать, чей это портрет."

Обсуждение: Легко ли было отгадать, чей портрет? Все ли согласны с приписанными чертами? Что можно добавить?

«Путанка»

Продолжительность: 10 минут

Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

Ход упражнения: Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно  необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. (необходимо задать вопросы «Кто будет головой? А кто  хвостом?»). Когда зверь сориентировался, где его «право», а где его «лево», он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»

Вопросы: 1) Какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?

Любимое нелюбимое

Цель: Узнать друг друга ближе, тем самым способствуя адаптации участников тренинга друг к друг

Время проведения: 30 минут

Материалы:  лист бумаги, ручка

Ход: Каждый участник получает, и делит лист на 2 колонки. Справа пишется "Любимое", слева – "Нелюбимое". Приблизительный перечень:

- имя

- вид спорта

- время года

- животное

- фрукт

- муз. группа

- певец/певица

- книга

- писатель и т.д.

Установка:

По команде "Начали!" вы будете передвигаться по комнате, подходить к другому человеку и читать, что написано у него на листочке. Когда вы прочитали сами, не спешите уйти, дайте возможность прочитать другому ваш листочек. Не ставьте перед собой цель прочитать быстро, а читайте внимательно. Читайте молча, не задавая друг другу вопросов.

Команда "Начали!". По команде "Стоп!" остановитесь там, где вы стоите, закройте глаза и представьте себе образ того человека, который вам больше всего запомнился, с которым вы хотели бы пообщаться и задать ему свои вопросы.

Пауза. После паузы тренер говорит участникам открыть глаза, подойти к этому человеку, взять его за руку и сесть вместе с ним и пообщаться. На общение отводится 5-7 минут.

Обсуждение: кто хочет поделиться своими чувствами, впечатлениями, переживаниями, которые он испытал в течение этой игры? Что дала вам эта игра?

Психологическая дистанция

Цель: Помочь участникам тренинга сформировать и закрепить навыки самоанализа процессов общения с целью самопознания и эффективной коммуникации

Время проведения: 20 мин

Ведущий выходит из комнаты. Во время его отсутствия группа распеделяется на три колонны. В первой стоят те, кто считает себя наиболее психологически близким ведущему человеком. Вторую колонну составят те, кто чувствует, что находится от ведущего на средней психологической дистанции. В 3 группе те, кто считает себя достаточно далеким от ведущего. Каждый участник запоминает свое место. Ведущий возвращается в комнату, и выстраивает участников так, как они, по его мнению, стояли в колоннах «близости».

Обсуждение: Много ли ошибок допустил ведущий, с чем это связано? Почему каждый из вас выбрал именно ту колонну близости, которую выбрал? Хотел бы поменять колонну в жизни?

Пройти по узкой дорожке

Цель: Адаптация участников при помощи развития чувства единения и через проявление творчества

Время проведения: 20 минут

Из двух веревочек делается коридор шириной в две ступени. Группа выстраивается парами у начала этой дорожки и предлагается пройти по коридору, не касаясь друг друга, но вместе. Затем коридор сужается, и задание повторяется. Коридор опять сужается, задание повторяется. Вариант – можно пройти навстречу друг другу.

Обсуждение: По какому принципу вы разделились на пары? Всем ли было комфортно? У всех ли получилось выполнить задание? Если нет — с чем это связано? Кто стремится к лидерству?

Завершение

Рефлексия – участники говорят о том, что понравилось и не понравилось в тренинге, что участники вынесут из него и применят в повседневной жизни.

Прощание «Подарок»

Цель: Развить умение пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной невербальной коммуникации

Время: 5 минут

Ход: один участник дарит своему соседу справа некий воображаемый подарок.

Обсуждение: ваши чувства, эмоции, ощущения?

4 день

Время проведения: 115 минут

Ритуал приветствия

Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, создание благоприятных условий для работы группы, выработка совместных норм и принципов работы для данной группы.

Предполагаемый результат: участники лучше узнают друг друга, они могут позволить себе больше свободы и разнообразных экспериментов. Одновременно участники достигают взаимопонимания относительно содержания групповой задачи.

Время проведения: 5 минуты.

Во всем мире принято приветствовать друг друга. Давайте поприветствуем друг друга както по-особенному. Если кто-то хочет предложить свой вариант приветствия, то сейчас самое время это сделать (участники обсуждают и выбирают форму приветствия). Если нет предложений, то ведущий сам предлагает вариант приветствия.

- Давайте все возьмемся за руки и каждый, по очереди пожелает остальным что-то хорошее и приятное.

Разминка «Передай предмет»

Цель: разминка вызывает много положительных эмоций, помогает настроиться на групповую работу, повышает концентрацию внимания.

Время проведения: 10 минут

Материалы: подручные предметы

Ход упражнения: Участники должны по кругу передавать какой-либо предмет, например маркер или мячик. Но способ передачи каждый раз, для каждого участника должен быть новым. Если предмет падает, то игра начинается заново.

Основная часть

Упражнение «Счёт до десяти»

Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

Время: 10 минут

Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение:  Что с вами происходило?  Если не получилось, то почему?  Какую стратегию вы выбрали?

 «Люди – к людям»

Продолжительность: 15 минут

Цель: сплочение команды, преодоление напряжения

Ход упражнения: После произнесения ведущим фразы "Люди - к людям" играющие распределяются по парам. Затем играющие выполняют все команды ведущего (типа "ухо - к плечу", "Правая нога - к левой руке" и т. п.). После произнесения ведущим фразы "Люди - к людям" играющие должны вновь перераспределиться по парам. Цель ведущего - найти себе пару. Тот, кто остался без пары становится ведущим.

Вопросы: 1) Легко ли было выполнять это упражнение? 2) Что было интереснее – быть ведущим или работать в паре?

«Дождик»

Продолжительность: 10 минут

Цель: улучшение командного взаимодействия

Ход упражнения: Ведущий говорит: «Закапал дождик. (хлопает медленно и редко) Он усиливается (хлопает все чаще), и вот уже начался ливень! (топает ногами) Загремел гром! (подражает звуку грома) А теперь – дождик понемногу останавливается (перестает топать, замедляет хлопки) и перестает идти совсем (опускает руки).» Задача участников – встав в круг, повторять движения за ведущим не сразу, а только когда до каждого участника дойдет очередь по часовой стрелке. Если кто-то сбился – все начинается заново.

Вопросы: 1) Сбивались ли вы? Понравилось ли упражнение?

Театр Кабуки

Цель: Повысить тонус группы и сплотить участников

Время выполнения: 20 мин

Участники делятся на 2 команды. Команды договариваются, кого будут изображать: принцессу, дракона или самурая. Ведущий показывает командам характерные движения для принцессы, дракона, самурая. Принцесса: кокетливо делает реверанс; дракон: с устрашающим видом, поднимая руки вверх, шагает вперед; самурай: делает движение взмаха саблей. После того, как команды выбрали себе роль, ведущий сообщает: «Принцесса очаровывает самурая. Самурай убивает дракона. Дракон съедает принцессу». Затем команды выстраиваются в 2 шеренги друг напротив друга и по команде ведущего характерным движением показывают роль, которую выбрали. По одному очку получает команда, чья роль оказывается наиболее выгодной. Например: Принцесса и самурай (1 очко получает принцесса, потому что она его очаровывает). Самурай и дракон (1 очко получает самурай, потому что убивает дракона). Дракон и принцесса (1 очко получает дракон, потому что он съедает принцессу). Если команды показывают одинаковые роли, никто не получает очка. Побеждает та команда, которая набрала больше баллов

Игра "Катастрофа в пустыне"

Цель: Умение организовать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументированно высказывать свою точку зрения, владеть собой

Время выполнения: 30 минут

Материалы: Каждый участник получает специальный бланк.

Ведущий / тренер дает следующую инструкцию:

"С этого момента все вы – пассажиры авиалайнера, совершающего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно. Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 км. Под обломками самолета вам удалось обнаружить 15 предметов, которые остались неповрежденными после катастрофы. Ваша задача – проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения. Для это-го нужно поставить цифру 1 у самого важного пред-мета, цифру 2 – у второго по значимости и т.д. до пятнадцатого, наименее важного для вас. Заполняйте номерами первую колонку бланка. Каждый работает самостоятельно в течение 15 минут".

Список предметов

Охотничий нож

Карманный фонарь

Лётная карта окрестностей

Полиэтиленовый плащ

Магнитный компас

Переносная газовая плита с баллоном

Охотничье ружье с боеприпасами

Парашют красно-белого цвета

Пачка соли

Полтора литра воды на каждого

Определитель съедобных животных и растений

Солнечные очки на каждого

Литр водки на всех

Легкое полупальто на каждого

Карманное зеркало

После индивидуального ранжирования ведущий предлагает группе разбиться на пары и проранжировать данные предметы в течение 10 минут уже совместно с партнером.

Следующий этап игры – общегрупповое обсуждение относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее 30 минут.

По окончании дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры.

Завершение

Рефлексия – участники говорят о том, что понравилось и не понравилось в тренинге, что участники вынесут из него и применят в повседневной жизни.

Ритуал прощания «Передача»

Необходимые материалы: не требуются.

Время: 15 минут.

Описание: участники образуют тесный круг. Затем ведущий предлагает всем положить руки на плечи друг другу и закрыть глаза. Нужно мысленно передать друг другу все возможные положительные эмоции, чувства, пожелания.

Обсуждение: обмен мнениями. Что понравилось на этом занятии? Что вызывало трудности? Чему способствовало проведенное занятие?

День 5

Время проведения: 95 минут

Ритуал приветствия

Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, создание благоприятных условий для работы группы, выработка совместных норм и принципов работы для данной группы.

Предполагаемый результат: участники лучше узнают друг друга, они могут позволить себе больше свободы и разнообразных экспериментов. Одновременно участники достигают взаимопонимания относительно содержания групповой задачи.

Время проведения: 5 минуты.

Во всем мире принято приветствовать друг друга. Давайте поприветствуем друг друга както по-особенному. Если кто-то хочет предложить свой вариант приветствия, то сейчас самое время это сделать (участники обсуждают и выбирают форму приветствия). Если нет предложений, то ведущий сам предлагает вариант приветствия.

- Давайте все возьмемся за руки и каждый, по очереди пожелает остальным что-то хорошее и приятное.

Разминка. Упражнение «Крокодил»

Необходимые материалы: не требуются.

Время: 10 минут.

Описание: все участники делятся на две команды, и каждая команда придумывает слово или фразу. После чего в каждой команде выбирается человек, который будет показывать загаданную фразу, чужой командой, своим. Во время объяснения запрещено, что-либо говорить и показывать на какие либо предметы, разрешено только показывать образы и части речи (рисование волнистой линии – определение). Суть игры заключается в том, чтобы быстрее разгадать фразу, чем соперники.

Обсуждение: обмен мнениями.

«СОВМЕСТНОЕ СОЧИНЕНИЕ О БУДУЩЕМ ИЛИ БЫЛОМ»

Цель: сплочение коллектива, развитие сотрудничества в группах

Время проведения:10 минут

Материалы: ручки и бумага

Ход упражнения: каждый поочередно вкладывается одной фразой, а сидящий справа должен развить мысль и фабулу в следующем предложении. Для того чтобы связать это упражнение с темой тренинга, ведущему необходимо продумать задание. Это может быть рассказ о предыдущем дне: «Вчера мы делали то... А потом это... И добились таких результатов...» Или формулирование целей на день грядущий: «Сегодня мы станем более успешными... информированными... активными...». Или более сюжетный рассказ, соотнесенный с проблематикой тренинга («Лебедь, рак и щука после тренинга командного взаимодействия»; «Вершки и корешки от лучших переговорщиков»; «Про ассертивного Крошку Енота» и др.).

Обсуждение: Легко ли было сработаться? Все ли были согласны с развитием мысли? Все ли высказали свое мнение?

Основная часть

Упражнение “Надписи на спине”

Цель: формирование доверия к группе, получение опыта позитивной обратной связи. Выполнение упражнения возможно при достаточно высоком уровне безопасности в группе.

Время проведения: 10 минут

Оборудование, материалы: бумага, скотч (либо стикеры), ручки

Ход упражнения: Участникам на спину прикрепляется листок бумаги, и все хаотично ходят по комнате и пишут на спинах то, что им нравится в этом человеке. Вариант – усложнение задачи, например, писать то, что хотелось бы изменить в этом человеке.

Покажи пальцем

Цель: Сплочение участников тренинговой группы

Время проведения: 15 минут

Ход: Участники тренинга садятся в круг. Тренер просит каждого поднять вверх любую руку с вытянутым пальцем. Затем он предлагает показывать пальцем на того, кто с точки зрения каждого обладает определенным, названным ранее свойством. Например, тренер может сказать:

"Покажите самого лохматого из нас. Самого веселого. Самого худого. Самого сонного. Самого активного сегодня. Самого оде-того. Самого раздетого. То-го, кто сегодня вас в каком-то из упражнений удивил. Того, кто сегодня, с вашей точки зрения, работал меньше всего. Того, кто сегодня особенно много шутил и веселил публику. А кто сегодня был звездой группы, кто особенно ярко высветился сам и помог другим?"

Психогимнастика

Цель: доброжелательное, бережное отношение друг к другу, .забота о том, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, постоянная ориентация в ситуации, учет мнения каждого, появление оригинальных новых идей, сплочение группы

Продолжительность: 30 минут

Участники становятся в круг.

Инструкция: «Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к середине круга. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась одна чья-то рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три».

После того как тренер убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Тренер тоже принимает участие в упражнении, но при этом во время «распутывания» активного участия в поисках вариантов не принимает. Во время выполнения упражнения в группе достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае тренер должен спокойно сказать, что задача — решаемая, распутаться можно всегда. Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:

1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).

2. Участники группы образуют два или больше независимых круга.

3. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке.

Обсуждение: Что нам помогало справиться с поставленной задачей? Что можно было бы делать иначе с тем, чтобы быстрее справиться с поставленной задачей?

Завершение

Рефлексия : Помог ли вам тренинг адаптироваться к новой учебной группе? Какой новый опыт вы приобрели благодаря тренингу? Что вам понравилось в тренинге, а что нет? Сравните свои ощущения и чувства до тренинга и после. Что изменилось, а что осталось прежним?

Анкетирование

1. Испытывали ли Вы трудности в адаптации к студенческой жизни?

а. испытывал некоторые сложности в начале

б. испытываю некоторые проблемы к адаптации в вузе до сих пор 

в. не испытывал никаких трудностей.

9. Кто (что) помогло адаптироваться к обучению?

а. желание учиться;

б. школьная привычка учиться;

в. советы и помощь куратора учебной группы и / или сотрудников деканата;

г. адресная помощь и поддержка представителей администрации факультета;

д. тренинг

2. Какие виды помощи необходимы для успешной адаптации первокурсников? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Охарактеризуйте атмосферу в студенческой группе.

а. доброжелательность;

б. равнодушие;

в. взаимопонимание;

г. несогласованность;

д. сотрудничество;

е. конфликтность;

ж. дружественность.

5. У Вас в группе появились друзья?

а. да

б. нет

6. Хорошие ли у вас отношения с группой?

а. да

б. нет

7. Вы делите группу на «хороших» и «плохих»?

а. да

б. нет

8. Как Вы относитесь к проведению психологических тренингов с группой? а. положительно;    б. отрицательно;     в. нейтрально.

Ритуал прощания «Я люблю тебя за то…»

Цель: Повышение внутригруппового доверия, сплоченности членов группы

Время проведения: 15 минут

Участники разбиваются на две группы и образуют два круга: внешний и внутренний. С продвижением по внешнему и внутреннему кругу участники заканчивают фразу: "Я люблю тебя за то …", говоря о каких-то личностных качествах стоящего перед ним человека.

 

 

 

 

 

 

 

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"

Программа тренинга "Адаптация к новому коллективу"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2019