Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Советская средняя общеобразовательная школа
Купинского района
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8»
(МБОУ «СШ № 8»)
Микрорайон Юбилейный, 6/3, г. Новый Уренгой, ЯНАО, 629303
Телефон: (3494) 97-37-45. Факс: (3494) 97-33-82. Е –mail: shkola8@nur.yanao.ru
Р/с 40701810700003000001;
РКЦ Новый Уренгой, г. Новый Уренгой; ИНН 8904031631; БИК 047195000; ОГРН 1028900632144
|
____________________________ №__________ На №_______от____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«ТВОРИ ДОБРО»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ
Автор – составитель:
Рыбакова Елена Анатольевна ,
Педагог - организатор
г.Новый Уренгой 2016г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Твори добро» составлена в соответствии с п.19.5 ФГОС НОО.
Рабочая программа разработана Рыбаковой Е.А., педагог – организатор , высшей квалификационной категории. Требования к разработке и реализации рабочих программ по курсам внеурочной деятельности отражены в положении о рабочей программе.
Пояснительная записка
Актуальность выбранного направления и тематики внеурочной деятельности.
Сейчас, когда мы переживаем сложный период нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни, особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма, добра и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства. В наши дни тема добра понемногу начинает теряться среди других тем, кажущихся более актуальными. Кажется, что в современном мире традиции добра и милосердия, созданные и выстраданные многими поколениями людей, почти потеряны, забыты. В результате среди детей появилось равнодушие, стали проявляться жестокость и агрессивность по отношению к окружающим.
Актуальность программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Твори добро на благо людям» заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его добрые дела - это ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, воспитанным, трудолюбивым, готовым нести людям добро. Идея программы соответствует требованиям современного общества. Программа призвана учить детей не проходить мимо тех, кому трудно, делиться своим теплом с теми, кому его не хватает.
Цель программы:
Создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка на основе общечеловеческих нравственных ценностей.
o Задачи:
o учить детей быть милосердными, сострадать и ценить такие человеческие качества, как доброта, дружба, человечность;
o развивать организационные и коммуникативные компетенции;
o прививать навыки общественной работы;
o развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви к окружающим, толерантности;
o развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности в окружающем мире.
1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Твори добро на благо людям»
Личностные результаты:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Твори добро на благо людям» необходимо использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии |
Показатели |
Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения |
Знает основные моральные нормы и правила поведения |
Диагностика нравственной воспитанности: - диагностика нравственной самооценки; (Приложение №1) - диагностика этики поведения; (Приложение №2) - диагностика отношения к жизненным ценностям; (Приложение №3) - диагностика нравственной мотивации. (Приложение №4) Наблюдения педагогов и родителей. |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения |
Методика изучения уровня воспитанности. (Приложение №5) Наблюдения педагогов и родителей |
|
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей |
Анкета «Оцени поступок» (Приложение №6) Наблюдения педагогов и родителей. |
Содержание занятий.
Тема 1 «Мой план добрых дел»
Форма организации: аудиторное занятие в форме беседы Вид деятельности: проблемно-ценностное общение;
Тема 2-4 Акция «Милосердие как необходимое качество человеческой души»
Форма организации: подготовка к концерту, выступление
Вид деятельности: художественное творчество;
Тема 5-6 « Сотвори добро» Форма организации: экскурсия Вид деятельности: познавательная деятельность;
Тема 7-8 «Доброе дело для школьной библиотеки»
Форма организации: творческая мастерская
Вид деятельности: трудовая (производственная) деятельность;
Тема 9 Проект «Мои друзья».
Форма организации: аудиторное занятие в форме беседы
Вид деятельности: социальное творчество;
Тема 10-12 Социальный проект «Подари праздник детям».
Форма организации: выступление – инсценирование сказки
Вид деятельности: художественное творчество;
Тема 13-14 Акция «Будем милосердны к старости»
Форма организации: встречи с ветеранами ;
Вид деятельности: поздравление ветеранов и пожилых людей;
Тема 15-16 Работа в мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй».
Форма организации: творческая мастерская
Вид деятельности: художественное творчество;
Тема 17 Беседа «Жизнь дана на добрые дела».
Форма организации: помощь животным ;
Вид деятельности: участие во Всероссийских и городских акциях ;
Тема 18-19 Проект «Добрые игры для добрых дел».
Форма организации: совместная игра с обучающимися начальной школы
Вид деятельности: игровая;
Тема 20-21 Акция «Покормите птиц зимой».
Форма организации: творческая мастерская
Вид деятельности: трудовая деятельность;
Тема 22-23 В гости к малышам.
Форма организации: игры по ПДД в детских садиках «Ручеек» и «Огонек»
Вид деятельности: социальное творчество;
Тема 24-25 Акция «Пусть всегда будет мама!»
Форма организации: творческая мастерская на день матери и 8 марта
Вид деятельности: художественное творчество;
Тема 26 Проект «Цветы для школьного двора».
Форма организации: общественно-полезная практика
Вид деятельности: трудовая деятельность;
Тема 27 Сочинение по теме: «Самый добрый человек».
Форма организации: сочинение
Вид деятельности: социальное творчество;
Тема 28-29 Проект «Цветы для школьного двора».
Форма организации: общественно-полезная практика
Вид деятельности: трудовая деятельность;
Тема 30-31 Презентация «Во имя счастья на земле» ко Дню Победы.
Форма организации: классный час
Тема 32-33 Проект «Цветы для школьного двора».
Форма организации: общественно-полезная практика
Вид деятельности: трудовая деятельность;
Тема 34 Заключительное занятие «Копилка добрых дел»
Тематическое планирование
(34 часа)
№ |
Тема занятия |
Содержание деятельности |
Количество часов |
1 |
«Мой план добрых дел»
|
Составление и обсуждение плана «добрых дел»
|
1 |
2-4 |
Акция «Милосердие как необходимое качество человеческой души» |
|
3 |
5-6 |
« Сотвори добро» |
|
2 |
7-8 |
«Доброе дело для школьной библиотеки»
|
Проведение акции «Вылечим книгу» |
2 |
9 |
Проект «Мои друзья» |
Составление правил поведения в общении друг с другом. |
1 |
10-12 |
Социальный проект «Подари праздник детям» |
Подготовка и инсценировка сказкипо ПДД для начальной школы и воспитанников детского сада |
3 |
13-14 |
Акция «Будем милосердны к старости» |
Помощь пожилым людям |
2 |
15-16 |
Работа в мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй» |
Изготовление елочных украшений. Украшение классного кабинета, больницы города |
2 |
17 |
Беседа «Жизнь дана на добрые дела» |
Обсуждение понятий: «доброта», «чуткость», «жестокость», «милосердие», «гуманность»; примеры проявления милосердия в наше время |
1 |
18-19 |
Проект «Добрые игры для добрых дел»
|
Подготовка и организация на переменах подвижных игр которые сделают школьный коллектив дружнее. |
2 |
20-21 |
Акция «Покормите птиц зимой» |
Изготовление кормушек для птиц |
2 |
22-23 |
Всероссийские акции «СТОПВИЧСПИД» «Здоровое сердце» совместно с врачами города |
|
2 |
24-25 |
Акция «Пусть всегда будет мама!» |
Конкурс рисунков «Наши милые мамы» Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток, подарков для мам |
2 |
26 |
Проект «Цветы для школьного двора»
|
Подготовка почвы для посадки семян. Посев семян цветов |
1 |
27 |
Сочинение по теме: «Самый добрый человек»
|
Написание сочинения и его оформление |
1 |
28-29 |
Проект «Цветы для школьного двора»
|
Уход за рассадой.
|
2 |
30-31 |
Презентация «Во имя счастья на земле» ко Дню Победы. |
Поздравление ветеранов |
2 |
32-33 |
Проект «Цветы для школьного двора» «Посади дерево»
|
Высадка рассады и саженцев в грунт на территории школьного двора |
2 |
34 |
Заключительное занятие «Копилка добрых дел»
|
Подведение итогов. |
1 |
Инструкция. Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».
Вопросы:
1 |
Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми |
4 |
3 |
2 |
|
2 |
Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду |
4 |
3 |
2 |
|
3 |
Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми |
4 |
3 |
2 |
|
4 |
Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку |
4 |
3 |
2 |
|
5 |
Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей |
4 |
3 |
2 |
|
6 |
Я думаю, что можно выругаться на несправедливое замечание в мой адрес |
4 |
3 |
2 |
|
7 |
Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню |
4 |
3 |
2 |
|
8 |
Мне приятно доставлять людям радость |
4 |
3 |
2 |
|
9 |
Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки |
4 |
3 |
2 |
|
10 |
Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы |
4 |
3 |
2 |
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
(Приложение №2)
Методика № 2. Диагностика этики поведения
Инструкция. Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».
Тексты:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я ...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я ...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ...
Интерпретация:
Первый вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и
грубости.
Пятый вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
(Приложение №3)
Методика № 3. Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Список педагог заранее выписывает на доске.
№ п/п |
Список желаний |
№ ответов |
1. |
Быть человеком, которого любят. |
|
2. |
Иметь много денег. |
|
3. |
Иметь самый современный компьютер. |
|
4. |
Иметь верного друга. |
|
5. |
Мне важно здоровье родителей. |
|
6. |
Иметь возможность многими командовать. |
|
7. |
Иметь много слуг и ими распоряжаться. |
|
8. |
Иметь доброе сердце. |
|
9. |
Уметь сочувствовать и помогать другим людям. |
|
10. |
Иметь то, чего у других никогда не будет. |
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов – высокий уровень.
4, 3 – средний уровень.
2 – ниже среднего уровня.
1, 0 – низкий уровень.
(Приложение №4)
Методика № 4. Диагностика нравственной мотивации
Инструкция. Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я:
а) пытаюсь ему помочь;
б) думаю о том, что могло произойти;
в) не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6 - 7, и говорит, что у него нет такой игры:
а) я скажу ему, чтобы он не приставал;
б) отвечу, что не могу ему помочь;
в) скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;
г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл
в игру:
а) я не обращу внимания;
б) скажу, что он размазня;
в) объясню, что нет ничего страшного;
г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы:
а) подумаете о его чувствах и о том, что можете сделать в этой
ситуации;
б) обидитесь в ответ;
в) докажете ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее педагог подсчитывает сумму положительных ответов, данных воспитанником.
4 балла - высокий уровень;
2, 3 балла - средний уровень;
0, 1 балл - низкий уровень.
(Приложение №5)
Изучение уровня воспитанности учащихся
(из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой )
Анкета ученика (цы)_________ класса ___________________________________________
Долг и ответственность |
||||||
1 |
Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Вношу предложения по совершенствованию работы класса. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Бережливость
1 |
Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью). |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,). |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Дисциплинированность
1 |
Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе). |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Ответственное отношение к учебе
1 |
Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета). |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Аккуратен, исполнителен, точен. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Отношение к общественному труду
1 |
Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры). |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Выполняю трудовые поручения родителей. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Добросовестно выполняю все поручения. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Коллективизм, чувство товарищества
1 |
Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Доброта и отзывчивость
1 |
Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим . |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Ко мне всегда можно обратиться за помощью. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Честность и справедливость
1 |
Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Честно сознаюсь, если что-то натворил. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Простота и скромность
1 |
Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Понимаю, что человека уважают не за деньги. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Иногда люблю похвастаться. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Культурный уровень
1 |
Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте) |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Расчет делать по каждому пункту.
Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное количество баллов)
( 3+4+3+4)/16
Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 10. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/10
Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса (от учеников). Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале. Так же оценивают родители. Затем показатели сравниваются и делаются выводы.
слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.
(Приложение №6)
Анкета «Оцени поступок»
(дифференциация конвенциональных и моральных норм,
по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)
Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Детям предлагалось оценить поступок мальчика (девочки, причем ребенок оценивал поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки:
1 балл — так делать можно,
2 балла — так делать иногда можно,
3 балла — так делать нельзя,
4 балла — так делать нельзя ни в коем случае.
Инструкция: «Ребята, сейчас вам предстоит оценивать разные поступки таких же, как вы, мальчиков и девочек. Всего вам нужно оценить 18 поступков. Напротив каждой ситуации вы должны поставить один, выбранный вами балл. В верхней части листа написано, что означает каждый балл. Давайте вместе прочтем, как можно оценивать поступки ребят. Если вы считаете, что так делать можно, то вы ставите балл (один) …и т.д.». После обсуждения значения каждого балла дети приступали к выполнению задания.
Всего в предложенной анкете было представлено:
o семь ситуаций, заключающих нарушение моральных норм (2. 4, 7, 10, 12, 14, 17)
o семь ситуаций, заключающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16,
четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5, .15, 8, 18)
1 балл Так делать можно |
2 балла Так делать иногда можно |
3 балла Так делать нельзя |
4 балла Так делать нельзя ни в коем случае |
Инструкция: поставь оценку мальчику (девочке) в каждой ситуации.
1. Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.
2. Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.
3. Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде.
4. Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убрать в квартире.
5. Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.
6. Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
7. Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.
8. Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол.
9. Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.
10. Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком.
11. Мальчик (девочка) намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет.
12. Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.
13. Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.
14. Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.
15. Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.
16. Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.
17. Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.
18. Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет.
Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных и моральных норм.
Уровни:
1 – сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4;
2 – суммы равны (+ 4 балла);
2 — сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм более чем на 4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.