МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2 г. СМОЛЕНСКА»
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
МУЗИЦИРОВАНИЕ
баян, аккордеон
название предмета
2020г.
«ОДОБРЕНА» Методическим советом МБУДО ДШИ № 2 г. Смоленска
«09» апреля 2014г. |
«УТВЕРЖДАЮ» директор МБУДО ДШИ №2 г. Смоленска В.Г. Новиков «09» апреля 2014г. |
Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства (далее ФГТ) «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Организация-разработчик: МБУДО «Детская школа искусств № 2 г. Смоленска»
Разработчики:
Шабентова Г.Т. преподаватель МБУДО ДШИ № 2 г. Смоленска
(ф.и.о., должность)
Прохоркина Н.М. преподаватель МБУДО ДШИ № 2 г. Смоленска
(ф.и.о., должность)
Дровненков В.А. преподаватель МБУДО ДШИ № 2 г. Смоленска
(ф.и.о., должность)
Тарасенкова Г.Л. преподаватель МБУДО ДШИ № 2 г. Смоленска
(ф.и.о., должность)
М.П.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
МУЗИЦИРОВАНИЕ
название предмета
1. Область применения программы:
- программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» по виду инструментов «баян», «аккордеон» со сроком освоения 5, 6 лет;
Программа учебного предмета может быть использована в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детская школа искусств № 2 г. Смоленска» при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства: ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ.
2. Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета:
Целями предмета являются:
- формирование навыков исполнения сочиненной и записанной музыки и ее творческое преобразование.
Задачами предмета являются:
- формирование навыков свободного владения инструментом;
- формирование индивидуальных способов общения с музыкой;
- расширение и обогащение музыкального опыта.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- способы выражения творческих фантазий и сопереживания посредством музыки.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- подбирать по слуху несложные мелодии и аккомпанемент к ним;
- исполнять несложные ансамблевые произведения с преподавателем;
- транспонировать несложные музыкальные мелодии в пределах интервала терции;
Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 33 часов;
самостоятельной работы обучающегося 33 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Объем учебного предмета и виды учебной работы.
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
66 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
33 |
в том числе: |
|
практические занятия |
32 |
контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др. |
1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
33 |
в том числе: |
|
итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов |
- |
Тематический план и содержание учебного предмета:
МУЗИЦИРОВАНИЕ
Название темы |
Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа |
Количество часов |
Тема 1. Подбор по слуху |
Содержание учебного материала |
11 |
Понятие высотности звука, нахождение заданного звука на клавиатуре. Подбор одноголосных мелодий с различным ритмическим рисунком на 3-5 ступенях мажора и минора. Понятие T S Д Т в аккомпанементе. Подбор аккомпанемент к заданной мелодии (марш, песня, танец, вальс). Сочинение мелодии на стихи в заданном диапазоне, мелодических и ритмических вариантов фраз различного характера, жанра (полька, марш, вальс, песня). Импровизация простейшей мелодии на заданный ритм. |
|
|
Практические занятия |
11 |
|
Контрольные работы |
- |
|
Самостоятельная работа обучающихся |
11 |
|
Тема 2. Чтение с листа |
Содержание учебного материала |
11 |
Исполнение правой рукой простейшего музыкального материала. Игра аккомпанемента различных жанров (полька, марш, вальс, песня). Чтение с листа простейших произведений, обращая внимание на характер, темп, ритмические особенности произведения. Игра в ансамбле с педагогом. Играть музыкальный материал в различных тональностях точными штрихами, в данном темпе, правильным движением меха. |
|
|
Практические занятия |
10,5 |
|
Контрольные работы |
0,5 |
|
Самостоятельная работа обучающихся |
11 |
|
Тема 3. Транспонирование |
Содержание учебного материала |
11 |
Учиться транспонировать короткие музыкальные фразы, проиграв их и прослушав нотную тональную настройку. Учиться транспонировать проигранную мелодию в заданную тональность (настройка обязательна). Учиться транспонировать проигранную музыкальную пьесу в нотную тональность (настройка). Учиться зрительно ознакомиться с текстом пьесы, ее характерными особенностями, мысленно перевести текст в новую тональность и проиграть (ладовая настройка необходима всегда). |
|
|
Практические занятия |
10,5 |
|
Контрольные работы |
0,5 |
|
Самостоятельная работа обучающихся |
11 |
* Объем часов указывается по каждой позиции.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
- реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., зал для концертных выступлений
- оборудование учебного кабинета: 3 стула, соотвествующие возрасту учащихся, стол, нотный пульт, подставка для ног, подставка под сиденье, зеркало, шкаф для нот, нотная библиотека, методическая литература, наглядные пособия.
- технические средства: метроном, видео и аудио аппаратура, диски с аудио и видео записями
Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. В.Максимов «Баян. Основы исполнительства и педагогики», «Композитор», Санкт-Петербург, 2004г.
2. А.Судариков «Хрестоматия баяниста (аккордеониста). Баян готовый и выборный» младшие классы, Москва, 2005г.
3. Р.Н. Бажилин «Школа игры на аккордеоне» для 1-7 классов, Москва, 2005г.
4. Г.Бойцова «Юный аккордеонист» для 1-3 классов ч.1 , «Музыка», Москва, 2005г.
5. Г.Бойцова «Юный аккордеонист» для 3-4 классов ч.I, «Музыка», Москва, 2005г.
6. Р.Н. Бажилин «Учимся играть на аккордеоне» ч.2, Москва, 2006г.
7. М.П.Крылова «Мои первые нотки», изд. «Композитор», 2006г.
8. Г.Николаев Альбом детских пьес для аккордеона (баяна), Изд. «Союз художников», Санкт-Петербург, 2006г.
9. Г.Бойцова «Танго ДМШ» переложение для баяна и аккордеона, старшие классы, «Музыка», Москва, 2007г.
10. В.В.Ушеник «Юному музыканту баянисту-аккордеонисту», подготовительный класс ДМШ, учебно-методическое пособие, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2009г.
11. В.В.Ушеник «Юному баянисту-аккордеонисту», 2 класс, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2009г.
12. В.В.Ушеник «Юному баянисту-аккордеонисту», 3 класс, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2009г.
13. В.В.Ушеник «Юному баянисту-аккордеонисту», 4 класс, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2009г.
14. В.В.Ушеник «Юному баянисту-аккордеонисту», 5 класс, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2009г.
15. Популярное танго, легкое переложение для баяна и аккордеона, «Кифара», Москва, 2009г.
16. Е.Левин «И в праздники и в будни», народные песни, романсы, танцы в сопровождении баяна (аккордеона), 2009г.
17. В.В.Ушеник «Юному музыканту баянисту-аккордеонисту», 1 класс ДМШ: учебно-методическое пособие, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2009г.
18. В.В.Ушеник «Новые произведения российских композиторов», 1-2 классы ДМШ, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2010г.
19. В.В.Ушеник «Новые произведения российских композиторов», (баян-аккордеон), 2-3 классы ДМШ, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2010г.
20. Новые произведения российских композиторов юным баянистам-аккордеонистам, 4-5 классы ДМШ, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2010г.
21. Новые произведения российских композиторов юным баянистам-аккордеонистам, 5-6 классы ДМШ, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2010г.
22. В.В.Ушеник «Школа ансамблевого музицирования баянистов (аккордеонистов)», ч.1 (2-4 классы ДМШ), «Феникс», Ростов-на-Дону, 2011г.
23. С.Бредис «Хорошее настроение», сборник пьес для баяна (аккордеона), 2-4 классы ДМШ, 2011г.
24. Г,Бойцова «Юный аккордеонист» ч.3, «Музыка», Москва, 2012г.
25. С.Бредис «Музыкальный сюрприз» для 3-5 классов ДМШ, сборник пьес для баяна (аккордеона), «Феникс», Ростов-на-Дону, 2012г.
Дополнительные источники:
- Агафонов О. Самоучитель игры на баяне. Москва, «Музыка», 1998г.
- Аккордеон с азов. Санкт-Петербург, 1998 г.
- Баян. Подготовительная группа ДМШ. «Кифара», 1994 г.
- Баян 1 класс. ДМШ. «Кифара», 1994 г.
- Баян 2 класс. ДМШ. «Кифара», 1994 г.
- Баян 3 класс. ДМШ. «Кифара», 1994 г.
- Бойко И. Педагогический репертуар баяниста в. 1 1-2 классы, «Феникс», 2000г.
- Бортянков . В. Эстрадные миниатюры. Санкт-Петербург, 2000 г.
- Грачев В. Хрестоматия баяниста. Часть 1, пьесы. Москва, «Музыка», 1999г.
- Грачев В. Хрестоматия баяниста. Часть 1, пьесы. Москва, «Музыка», 1999г.
- Ефимов В., Кленков Л., Коробейников А. Педагогический репертуар баяниста и аккордеониста. ДМШ 1-7 классы. Москва, 2001 г.
- Педагогический репертуар баяниста и аккордеониста. ДМШ 1-7 классы сост. Вл. Ефимов, Ал. Коробейников. Москва 2002 г.
- Крылусов А. Хрестоматия баяниста. Младшие классы ДМШ. Пьесы. В. 2. Музыка 2004 г.
- Лихачев М. Хрестоматия для баяна. Выпуск 1, младшие классы дет. муз. Школлы. Санкт-Петербург, изд. «Композитор», 2002г.
- Лушников В. Школа игры на аккордеоне. Москва, « Советский композитор», 1991г.
- Сударников А. Хрестоматия баяниста. Младшие классы ДМШ, «Композитор», 2003 г.
- Сударников А. Этюды для баяна. Младшие классы ДМШ, «Композитор», 2003 г.
Интернет-ресурсы:
Ethnic.ru
Classikmusic.ru
Fdstar.com
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения предмета выпускник знает: - способы выражения творческих фантазий и сопереживания посредством музыки.
В результате освоения предмета выпускник умеет: - подбирать по слуху несложные мелодии и аккомпанемент к ним; - исполнять несложные ансамблевые произведения с преподавателем; - транспонировать несложные музыкальные мелодии в пределах интервала терции;
|
Контрольные уроки
|
Приложение № 1
1 год обучения.
1 полугодие:
Контрольный урок:
- на клавиатуре определить по слуху высотность звука (низкие, высокие),
- найти на клавиатуре заданный звук из 5-6 звуков, расположенных в одной октаве,
- прочитать с листа мелодию из 3-4 звуков правой рукой.
- «У кота»
- «Лепешки»
2 полугодие:
Контрольный урок:
- нахождение проигранного звука в пределах 5 нот,
- прочитать с листа со счётом мелодию из 4-5 звуков правой рукой,
- уметь записать её,
- нахождение от заданной тоники S и Д на левой клавиатуре инструмента.
- «Считалка»
- «Дождик»
Приложение №2
Примерные программы контрольных прослушиваний:
1 класс
1 полугодие: Серенький козлик;
Р.н.п. Полянка.
2 Полугодие: Р.н.п. Приди, приди солнышко;
Р.н.п. Коробейники.
Приложение № 3
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Критерии оценки качества исполнения Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
По итогам исполнения программы на академическом зачете, прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
ОЦЕНКА 5 («отлично»)
- технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения;
ОЦЕНКА 4 («хорошо»)
- оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле);
ОЦЕНКА 3 («удовлетворительно»)
- исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.