Санкт-Петербургское государственное Бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Реставрационно-художественный КОЛЛЕДЖ »
Обсуждено и ПРИНЯТО: Педагогическим советом СПбГБПОУ РХК
Протокол № ________ «______»_______________20____ г.
|
Утверждаю: Директор СПбГБПОУ РХК
___________/О.Ю.Добрынина
«_____»______________ 20____г.
|
Согласовано:
___________/ _________________ «_____»______________ 20____г.
|
Согласовано: Заместитель директор по НМР СПбГБПОУ РХК
___________ «_____»______________ 20____г |
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БД.07 Астрономия
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ __________________
2022г.
Рабочая программа учебной дисциплиныразработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Астрономия» для профессий НПО и специальностей СПО, утверждённой директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образованияМинобрнауки России для специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)
Организация-разработчик: |
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Реставрационно-художественный колледж» г Санкт-Петербург
|
|
Разработчик:
Пичугин Владимир Николаевич – преподаватель физики высшей категории
Рассмотрена на заседании методической комиссии «______»_____________2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
6 |
3. условия реализации примерной программы учебной дисциплины
|
12 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
13 |
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Астрономия.
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Рабочая программа
по Астрономии
Разработчик: Пичугин Владимир Николаевич
Преподаватель физики и астрономии высшей категории
Срок реализации 2022-2023
34 часа в год,
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, вводится стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии, с использованием программы Астрономия. Базовый уровень. 11 класс Е. К. Страут .
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне, дает распределение учебных часов по разделам в соответствии с учебным планом 1 учебный час в неделю 34 часа в год.
Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М. :Дрофа, 2018. – 238.
Целями изучения астрономии на данном этапе
обучения являются:
· осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
· приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабахВселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
· овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
· использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
· формирование научного мировоззрения;
· формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико - математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Учебный предмет «Астрономия» направлен на формирование у студентовестественнонаучной картины мира, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Он играет важную роль в становлении гражданской позиции и патриотическом воспитании выпускников, так как Россия занимает лидирующие позиции в мире в развитии астрономии, космонавтики и космофизики.
Задача астрономии заключается в формировании у студентов естественнонаучной грамотности как способности человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, а также в его готовности интересоваться естественнонаучными идеями.
Современный образованный человек должен стремиться участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
· научно объяснять явления;
· понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
· интерпретировать данные и использовать научные доказательства для по-
лучения выводов.
Требования к уровню подготовки студентов
В результате изучения астрономии на базовом уровне студент должен знать/понимать
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
• смысл физического закона Хаббла;
• основные этапы освоения космического
пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной системы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь
• приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические
причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
• характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
• находитьна небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Основное содержание
Предмет астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками.Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики.
Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Основы практической астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной
сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы (2 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы движения небесных тел (5 ч)
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы:
астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав истроение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана - Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.* Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.* Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.
Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура.Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро
Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темнаяматерия).
Строение и эволюция Вселенной (3 ч)
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (1 ч)
Проблема существования жизни вне Земли.Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем
существование.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название раздела, тем |
Кол-во часов |
Содержание учебного раздела |
|
Теоретические основы |
Практические и лабораторные работы, творческие и проектные работы, экскурсии и др. |
|||
1. |
Предмет астрономии |
2 |
2 |
|
2. |
Основы практической астрономии |
5 |
5 |
|
3. |
Строение Солнечной системы |
2 |
2 |
|
4. |
Законы движения небесных тел |
5 |
5 |
|
5. |
Природа тел солнечной системы |
8 |
8 |
|
6. |
Солнце и звезды |
6 |
5 |
1 |
7. |
Наша Галактика – Млечный Путь |
2 |
1 |
|
8. |
Строение и эволюция Вселенной |
2 |
3 |
|
9. |
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч) |
2 |
1 |
|
10. |
Диф зачёт |
|
|
|
|
Итого: |
34 |
33 |
|
Календарно-тематическое планирование гр. 11
Астрономия
(39 часов в год, 1 час в неделю)
Номер урока |
Наименование разделов и тем |
Практическая часть |
Контроль |
Домашнее задание |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
I. четверть |
||||||
Предмет астрономии – 2 часа |
||||||
1. |
Что изучает Астрономия |
|
|
В |
|
|
2. |
Наблюдения – основа астрономии |
|
|
|
|
|
Практические основы астрономии-5часов |
||||||
3. |
Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты |
|
|
|
|
|
4. |
Видимое движение звезд на различных географических широтах |
|
|
|
|
|
5. |
Годичное движение Солнца. Эклиптика |
|
|
|
|
|
6. |
Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны |
|
|
|
|
|
7. |
Время и календарь |
|
|
|
|
|
Строение солнечной системы - 2 часа |
||||||
8. |
Развитие представлений о строении мира |
|
|
|
|
|
9. |
Конфигурации планет. Синодический период |
|
|
|
|
|
Законы движения небесных тел – 5 часов |
||||||
10. |
Законы движения планет Солнечной системы |
|
|
|
|
|
11. |
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе |
|
|
|
|
|
12. |
Практическая работа с планом Солнечной системы |
1 |
|
|
|
|
13. |
Открытие и применение закона всемирного тяготения |
|
|
|
|
|
14. |
Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе |
|
|
|
|
|
Природа тел Солнечной системы - 8 часов |
||||||
15. |
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение |
|
|
|
|
|
16. |
Земля и Луна — двойная планета |
|
|
|
|
|
17. |
Две группы планет |
|
|
|
|
|
18. |
Природа планет земной группы |
|
|
|
|
|
19. |
Урок-дискуссия «Парниковый эффект — польза или вред?» |
|
|
|
|
|
20. |
Планеты-гиганты, их спутники и кольца |
|
|
|
|
|
21. |
Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы) |
|
|
|
|
|
22. |
Метеоры, болиды, метеориты |
|
|
|
|
|
Солнце и звезды - 6 часов |
||||||
23. |
Солнце, состав и внутреннее строение |
|
|
|
|
|
24. |
Солнечная активность и ее влияние на Землю |
|
|
|
|
|
25. |
Физическая природа звезд |
|
|
|
|
|
26. |
Переменные и нестационарные звезды |
|
|
|
|
|
27. |
Эволюция звезд |
|
|
|
|
|
28. |
Проверочная работа |
|
|
|
|
|
Наша Галактика – Млечный Путь - 1 час |
||||||
29. |
Наша Галактика |
|
|
|
|
|
Строение и эволюция Вселенной - 3 часа |
||||||
30. |
Другие звездные системы — галактики |
|
|
|
|
|
31. |
Космология начала ХХ в. |
|
|
|
|
|
32. |
Основы современной космологии |
|
|
|
|
|
Жизнь и разум во Вселенной - 1 час |
||||||
33. |
Урок- конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» |
|
|
|
|
|
Итоговая аттестация-1 час |
||||||
34 |
Диф зачёт |
|
|
|
|
|
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физики и Астрономии».
Оборудование учебного кабинета:
· посадочные места по количеству обучающихся;
· рабочее место преподавателя;
· типовые комплекты учебного оборудования;
· комплект учебно-наглядных пособий;
· стенд для изучения правил ТБ.
Технические средства обучения:
· Компьютер с лицензионным программным обеспечением;
· Электронная доска или мультимедиапроектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
· оборудование практических работ: Карты звёздного неба;
· электронный планетарий
· ЭОР «Интерактивная модель Солнечной системы»,
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Астрономия. 11 класс. Учебник.
Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К.
Учебно-методический комплекс
1. Воронцов – ВельяминовБ.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М. :Дрофа, 2017. – 238,[2] с. : ил,, 8л.цв.вкл.- (Российский учебник).
2. Страут, Е. К. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2013. — 29, [3] с.
3. Страут, Е. К. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017. — 11 с.
Дополнительные источники:
https://sites.google.com/site/distancion/assignments
Электронные образовательные ресурсы по астрономии astrogalaxy.ru
http://www.newestsoft.com/Windows/Education/Science/Stellarium.html
ЭОР «Интерактивная модель Солнечной системы»,
Любительская астрономия
Позднякова И.Ю.
Карта звёздного неба (светящаяся) A1
.
Кратчайшая история времени
Хокинг С.
Занимательная астрономия
Перельман Я.И.
Астрономия. 11 класс. Методическое пособие.
Кунаш М.А.
Черные дыры и молодые вселенные
Хокинг С.
Теория Всего
Хокинг С.
Высший замысел
Хокинг С.
Космос. Полная энциклопедия
Цветков В.И.
КЭД - странная теория света и вещества
Фейнман Р.
Астрономия на пальцах. Для детей и...
Никонов А.П.
Занимательная астрономия
Перельман Я.И.
Занимательные опыты и эксперименты
Скоренко Т.
Астрофизика с космической скорость...
ДеграссТайсон Нил
Характер физических законов
Фейнман Р.
Астрономия
Вайткене Л.Д.
Астрономия
.
Что? Зачем? Почему? Занимательная физик...
Перельман Я.И.
Хокинг С.
Моя краткая история. Автобиография
Хокинг С.
Путеводитель по звездному небу России
Позднякова И.Ю., Катникова И.С.
Квантовая физика. Для тех, кто хочет все успе...
.
Астрономия за минуту
.
Астрономия
Волцит П.М.
Лучшие советские задачи по физике, ма...
Гусев И.Е.
Солнечное вещество
Бронштейн М.
Иллюстрированный словарь практической...
Китчин К.
99 секретов астрономии
Сердцева Н.П.
Вселенная в инфографике
Пшеничнер Б.Г.
Краткая история времени
Хокинг С.
Смерть в черной дыре и другие мелкие косм...
ДеграссТайсон Нил
Большая книга занимательных наук
Перельман Я.И.
Икар на краю времени
Грин Б.
Призма и маятник. Десять самых красив...
Криз Р.
Астрономия
.
Астрономия за 1 час
Сердцева Н.П.
Увлекательная астрономия
Качур Е.
Большая гадательная книга, или Оракул сла...
Калашников В.В.
Порядок и беспорядок на небесах
Верде Ж.П.
Солнечная система: путеводитель по бли...
Чаун М.
Планета Земля. Полная энциклопедия
Добрыня Ю.М.
Сейчас. Физика времени
Ричард Мюллер
Дао физики. Исследование паралл...
Фритьоф Капра
Вы находитесь здесь. Карманная история вс...
Поттер Кристофер
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
проводить примеры экспериментов и наблюдений |
- оценка результатов выполнения практических работ
|
объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук |
-письменная проверка - оценка результатов практических работ |
выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы
|
- письменная проверка - оценка результатов практических работ |
работать с естественно- научной информацией |
- устная проверка
|
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
-письменная проверка - оценка результатов практических работ |
Знания: |
|
смысл понятий |
- устная проверка - тестовый контроль |
вклад великих ученых |
- устная проверка
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.