Санкт-Петербургское государственное Бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Реставрационно-художественный КОЛЛЕДЖ »
Обсуждено и ПРИНЯТО: Педагогическим советом СПбГБПОУ РХК
Протокол № ________ «______»_______________20____ г.
|
Утверждаю: Директор СПбГБПОУ РХК
___________/О.Ю.Добрынина
«_____»______________ 20___г.
|
|
Согласовано: Заместитель директор по НМР СПбГБПОУ РХК
___________/С.В.Минеева «_____»______________ 20____г |
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.13 Астрономия
по специальности 54.01.20 «Графический дизайнер»
на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования
преподаватель Пичугин В.Н.
САНКТ – ПЕТЕРБУРГ
2020
Рабочая программа составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, вводится стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии, с использованием программы Астрономия. Базовый уровень. 11 класс Е. К. Страут .
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне, дает распределение учебных часов по разделам в соответствии с учебным планом 2 учебных часа в неделю 42 часа в год.
Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М. :Дрофа, 2018. – 238.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Паспорт программы учебной дисциплины 4
2.Структура и содержание учебной дисциплины 8
3.Условия реализации программы учебной дисциплины 14
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 15
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования.
1.2 Цели учебной дисциплины
При изучении основ современной астрономической науки перед учащимися ставятся следующие цели:
-понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
-познакомится с научными методами и историей изучения Вселенной;
-получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;
- осознать свое место в солнечной системе и Галактике;
-ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Мегагалактики;
-выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.
Главная задача курса – дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира ХХ в. Отсюда следует. что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.
1.3 Общая характеристика учебного предмета
Курс астрономии не только завершает физико-математическое образование, но и несет в себе определенный общенаучный и культурный потенциал. Астрономия является завершающей философской и мировоззренческой дисциплиной, ее преподавание есть необходимость для качественного полного естественнонаучного образования. Без специального формирования астрономических знаний не может сформироваться естественнонаучное мировоззрение, цельная физическая картина мира. Астрономия может показать единство законов природы, применимость законов физики к небесным телам, дать целостное представление о строении Вселенной и познаваемость мира.
Изучение учащимися курса астрономии способствует:
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентности, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют:
- приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
-овладение способами познавательной, информационно- коммуникативной и рефлексивной деятельности;
- освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенции
1.4 Место учебной дисциплины ОД.13 Астрономия в учебном плане
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Астрономия» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. В учебных планах учебная дисциплина «Астрономия» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО и специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
Базисный учебный план для образовательных учреждений на этапе полного среднего образования предусматривает обязательное изучение астрономии в 11 классе в объеме 1 час в неделю.
1.5 Результаты изучения предмета «Астрономия»
Личностные результаты:
Предметные результаты:
-обеспечить достижения планируемых результатов освоения основной обазовательной программы;
- создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности
В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования- знания не предаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Метапредметные результаты:
1.6 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
максимальная учебная нагрузка обучающегося – 42часа в том, числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка -42 часа
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
42 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
42 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
|
практические работы |
10 |
контрольные работы |
|
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа(работа с материалом учебника, конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий, выполнение упражнений, творческие работы разных видов), подготовка рефератов |
|
Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет |
2.2 Содержание учебного предмета
Предмет астрономии
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики.
Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Основы практической астрономии
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной
сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы движения небесных тел
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы:
астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
Солнце и звезды
Излучение и температура Солнца. Состав истроение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана - Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.* Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.* Модели звезд.
Астрономия
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
|
|
Введение. в астрономию |
Содержание учебного материала
|
|
|
Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками , значение астрономии) Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия).Изменения вида звездного неба в течении суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминация светил). Изменение вида звездного неба в течении года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца), годичное движение Солнца и вид звездного неба). Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летоисчислении) |
3 |
2 |
|
Практическая работа №1 Наблюдение видимого суточного вращения звездного неба |
1 |
2 |
|
Тема 2 Строение Солнечной системы |
Содержание учебного материала
|
|
|
|
Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурация планет, сидерические и синодические периоды обращения планет). Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические система мира, составление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера – законы движения небесных тел (три закона Кеплера). обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения), возмущения, открытие Нептуна, законы кеплера в формулировке Ньютона) |
5 |
2 |
|
Практическая работа №2 Наблюдение годичного изменения вида звездного неба
|
1 |
2 |
|
Практическая работа №3 Наблюдение изменения полуденной высоты Солнц |
1 |
2 |
Тема 3 Физическая природа солнечной системы
|
Содержание учебного материала Система-«ЗемляЛуна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна – спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Лун (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы).Планеты Земной группы (общая характеристика атмосферы, поверхности) Планеты-гиганты (общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца) Астероиды и метеориты (закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты) |
7 |
2 |
|
Практическая работа №4 Определения направления небесного меридиана |
1 |
2 |
|
Практическая работа №5 Наблюдение за движением планет среди звезд |
|
|
Тема 4
|
Содержание учебного материала Общие сведения о Солнце (вид в телескоп , вращение, размеры, масс, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера , солнечная корона, солнечная активность). Источник энергии и внутреннее строение Солнца ( протон – протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца) Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема «Солнце-Земля». Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины) Пространственные скости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд) Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма «спектр-светимость», соотношение «масса-светимость», вращение звезд различных спектральных классов). Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые |
8 |
2 |
|
Практическая работа № 6 Наблюдение спутников Юпитера |
1 |
2 |
|
Практическая работа № 7 Определение угловых и линейных размеров Солнца (или Луны) |
1 |
2 |
Тема 5 Строение и эволюция Вселенной |
Содержание учебного материала Наша Галактика (состав – звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля: строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение). Другие Галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной). Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик звезд, происхождение и эволюция звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел с Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет). |
7 |
2 |
|
Практическая работа № 8 Определение географической широты места |
1 |
2 |
|
Практическая работа № 9 Определение времени по Солнцу (проверка часов в истинный полдень)
|
1 |
|
|
Практическая работа №10 Определение географической долготы места |
1 |
|
Тема 6
|
Содержание учебного материала Современные открытия в области астрономии |
1 |
2 |
|
Дифференцированный зачет |
1 |
2 |
3.УСЛОВИЯ РЕЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Требования к материально-технического обеспечения
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
опорные конспекты, стенды, учебники
Технические средства обучения
· мультимедийный проектор
· экран
· аудисистема
1.2 Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
Астрономия 11 класс Составители Воронцов-Вельяминов Б.А.Страут Е.К. М.»Дрофа».2018г
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, дифференцированного зачета.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля |
Личностные результаты:
Предметные результаты: · обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы; · создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности (системно-деятельностный подход) В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности. Метапредметные результаты: · находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный; · классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения; · анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения; · на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования; · выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные; · извлекать информацию из различных источников ( включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критические ее оценивать; · готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников. |
Оценка практической работы №1-10 Оценка тестирования
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.