Программа "В краю чудес - краю Сибирском" (экологическое воспитание детей с нарушениями слуха)
Оценка 5

Программа "В краю чудес - краю Сибирском" (экологическое воспитание детей с нарушениями слуха)

Оценка 5
docx
14.10.2021
Программа "В краю чудес - краю Сибирском" (экологическое воспитание детей с нарушениями слуха)
Программа по внеурочной деятельности.docx

Департамент общего образования Томской области

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

 

 

 

«В краю чудес – краю Сибирском»

 

Программа экологического воспитания детей с нарушениями слуха, реализуемая  во  внеурочное время

 

Рулько Валентина Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОМСК


 
Пояснительная записка

Программа кружка внеурочной деятельности «В краю чудес – краю Сибирском» предназначена для 1-4 классов начальной школы.

Преподавание кружка «В краю чудес – краю Сибирском» основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир»

Постановка проблемы

Духовно-нравственное становление детей, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Любовь к Родине начинается с любви к своему дому, своей улице. Человек не может представить свою жизнь без своего родного края, без природы. Очень важно научить ребенка понимать, беречь и создавать живую красоту своими руками, воспитать в нем чувство хозяина, неравнодушное отношение к окружающему миру. Для подрастающего поколения особенно важно иметь сформированное экологическое мышление на уровне устойчивого поведения. Только экологически мыслящая личность, сознающая свои права и ответственность по отношению к природе, способна жить в гармонии с окружающим миром и успешно в нем социализироваться.

Научить думать об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для младших воспитанниках. Охрана и защита природы позволяет детям ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела. Ведь мы живём в  красивейших местах  Сибири. Для многих жителей планеты это до сих пор таинственные, неизведанные, а потому пугающие земли. Как это ни странно звучит, но по сей день о Сибири ходит множество небылиц, а само это понятие ассоциируется лишь с лютыми морозами, нефтью и русским мужиком в шапке-ушанке.  На самом же деле сибирские территории – это не только тундра и тайга, но и крупные города с миллионным населением, современные предприятия, множество достопримечательностей и очень приветливые и отзывчивые люди, которые любят этот суровый край всем сердцем.

Предлагаемая программа кружка призвана помочь  закрепить экологические знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.

Основное направление программы – экология, изучение родного края.

 

Актуальность кружка «В краю чудес – краю Сибирском» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.

 Цель: формирование экологической культуры, навыков бережного отношения к родной земле, природным богатствам Сибири, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

 Цель экологического воспитания достигается по мере  решения в единстве следующих задач:

образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах, учить овладевать методами практической работы экологической направленности, обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения информации современности и пути их разрешения;

воспитательных - формирование  мотивов,  потребностей  и привычек экологически целесообразного поведения  и деятельности,  здорового образа жизни;
  развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению,  оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности, развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды. 

Программа кружка призвана решить следующие задачи:

·                                 расширение экологических представлений, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;

·                                 углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;

·                                 обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района ,города;

В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности  воспитанников начальной школы.

Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу, поэтому нужно ввести в программу изучение экологической обстановки края.

Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования:

·                                 научно-познавательного;

·                                 ценностного;

·                                 нормативного;

·                                 практического;

Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды, что очень важен в формировании отношений детей к своему дому природно-социальному окружению.

Ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека.

Нормативный аспект содержания экологического образования это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.

Программа кружковой работы построена на четырех основных направлениях работы:

·                                 познавательном;

·                                 познавательно-развлекательном;

·                                 практическом;

·                                 исследовательском.

Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, экскурсии, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это выставки , праздники,   экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий,  наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Программа может быть реализована при проведении внеурочной воспитательной работы, в рамках кружка и рассчитана на младших школьников.



Основное содержание:

1. «Что такое природа»

Живая и неживая природа

2. «Что такое экология?»

 Наука экология. Что изучает экология.

3. Что такое экологическая проблема?

 Основные проблемы экологии

4. Экскурсия.

 Наблюдения за сезонными изменениями в природе «Осень в природе»

 5. Удивительные насекомые

(Познакомить детей с насекомыми нашего края)

 6. Краски осени

Красота родного края

8. Кто в лесу живет?

( Животный мир  Сибири)

9. «Зима – покой природы»

Экскурсия. Сезонные изменения в природе

10. Рисование по впечатлениям

11. Деревья нашего края

Как деревья растут? Чем покрыт ствол? Вредители деревьев

12. Деревья

Хвойные и лиственные деревья. Роль деревьев в жизни людей и животных

13. Конкурс рисунков на тему «Охранять природу – значит охранять Родину!»

14. Правила поведения в лесу

15. Игра «Можно- нельзя»

16.Птицы нашего края

 Зимующие, перелетные, домашние, дикие

17. Вода и жизнь

Значение воды для живых организмов. Причины загрязнения воды. Дефицит воды и ее экономия.

18. Путешествие за капелькой воды.

Круговорот воды в природе. Необходимость бережного отношения к природе.

 Изготовление плакатов, призывающих экономить воду.

19. Экологическая акция «Наша школа – цветущий сад»

Посадка цветочной рассады на пришкольном участке

Уход за цветочными клумбами на пришкольном участке.

 

Прогнозируемые результаты:

·                                 учащиеся будут иметь представление об экологических проблемах, катастрофах нашей планеты;

·                                 смогут правильно вести себя как в обществе в целом, так и в природе;

·                                 смогут применять свои знания на уроках и в жизни.



 




Тематическое планирование

Дата

Тема

Цель

Словарь

 

 

«Что такое природа?»

Живая и неживая природа

Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы—от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, что мы—люди—являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: свет, вода, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.

Природа, человек , жизнь, воздух, вода.

 

Что такое экология?» (экология — это наука, которая изучает законы природы)

 Рассказать детям что, если каждый человек на Земле будет заботиться о доме, в котором он живет, то природа подарит нам свежий воздух, чистую воду в реках и озерах, вкусные и полезные фрукты и овощи.

Экология, природа, жизнь, опасность, воздух

 

Что такое экологическая проблема?

(Основные проблемы экологии)

 

Дать знания детям о планете Земля, об экологических опасностях, угрожающих ей. Продолжать воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание сохранять и преумножать природные богатства

Земля, планета, беречь, опасность, угроза

 

Экскурсия.

 

 

Наблюдения за сезонными изменениями в природе «Осень в природе»

Экскурсия, природа, парк, осень, красота, листья.

 

5. Удивительные насекомые

(Познакомить детей с насекомыми нашего края)

Продолжать воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание сохранять и преумножать природные богатства

Сибирь, насекомые, помощь, беречь

 

Краски осени

 

 

 Учить детей передавать красоту родного края,     развивать мышление , фантазию, наблюдательность.

Осень, листья, цветы, трава, краски, бумага

 

8. Кто в лесу живет?

( Животный мир  Сибири)

 

Обогащать представления детей о лесных животных (отмечать характерные признаки представителей животных). Воспитывать интерес к живой природе,  интерес к жизни леса, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лесу.

Животные волк, лиса, заяц, медведь.

 

«Зима – покой природы»

Экскурсия. Сезонные изменения в природе

 

 Продолжать формировать представлений о временах года, экологической культуры через наблюдения и экспериментальную деятельность.

Экскурсия, зима. Снег, холодно, красиво.

 

Рисование по впечатлениям

Дать детям возможность передать красоту сезонных изменений в природе

Бумага, рисование, снег, деревья, иней.

 

       Деревья нашего края

Как деревья растут? Чем покрыт ствол? Вредители деревьев

 

Рассказать детям, что деревья – живые существа, которые дают нам кислород.

Особенности использования человеком лесных ресурсов и их восстановление .

Уточнить правила поведения в лесу.

Сибирь, дерево, лес, ствол, кора.

 

               Деревья

Хвойные и лиственные деревья. Роль деревьев в жизни людей и животных

 

Закрепить представления детей о родном крае, его богатстве-лесе и его многообразии, роль в жизни животного мира и человека.

 

Дерево, хвоя, листья, кедр, сосна, береза.

 

Конкурс рисунков на тему «Охранять природу – значит охранять Родину!»

 Воспитание бережного отношения к природе.    

Беречь, охранять, заботиться.

 

     Правила поведения в лесу

 

Дать детям возможность самим рассказать о правилах поведения в лесу

 

 

   Игра «Можно- нельзя»

Закрепить знания детей

 

 

      Птицы нашего края

 Зимующие, перелетные

 

Познакомить с многообразием птиц живущих в Сибири, удивительном, что есть в царстве пернатых. Способствовать формированию доброго и заботливого отношения к птицам; чувства ответственности за их жизнь.

 

Птицы, зимующие, перелетные, ворона, сорока, воробей, синица, грач, снегирь, ласточка

 

            Вода и жизнь

Значение воды для живых организмов. Причины загрязнения воды. Дефицит воды и ее экономия

Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).

 Уточнить значение её для всего живого.

Развивать любознательность, мышление и речь детей.

 Воспитывать бережное отношение к воде.

Вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

 

 

 

Путешествие за капелькой воды.

Изготовление плакатов, призывающих экономить воду.

 

Круговорот воды в природе. Необходимость бережного отношения к природе.

 

Вода, жизнь, снег, иней, роса, дождь

 

Экологическая акция «Наша школа – цветущий сад»

Посадка цветочной рассады на пришкольном участке

Уход за цветочными клумбами на пришкольном участке.

Дать представление о том, какую роль играют растения в нашей жизни, как они влияют на здоровье, на настроение. Воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух.

 

Школа, клумба, рассада, цветы, растения

 

 

 

Литература

Зайцев Г. Уроки Айболита.- изд. : Акцент,1996.

Зотов В.В. Лесная азбука. – М.: «Орбита-М», 2005.
Зотов В.В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993.

Зубкова Т.Н. Природоведение для всех. Творческий центр. Москва, 2001.

Книга природы: Рассказы/Сост. Ю.Дмитриев. – М.: Дет. лит., 1990. 
Книга рекордов Гиннеса 2001: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
Красная книга Российской Федерации. – М., 2001.

Люцис К. Растительный мир в картинках.-М.: Владос, 2004.

Мир живой природы/ Под ред. Т.Ниловой. – М.: «АСТ-Пресс», 2000. 

Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле. «Учитель», 2003.

Экология России. Хрестоматия. – М., 1995.

Я познаю мир: Дет. энцикл.: экология, география, животные, медицина, растения.-М.: Издательство АСТ, 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Департамент общего образования

Департамент общего образования

Программа "В краю чудес - краю Сибирском" (экологическое воспитание детей с нарушениями слуха)

Программа "В краю чудес - краю Сибирском" (экологическое воспитание детей с нарушениями слуха)

Пояснительная записка Программа кружка внеурочной деятельности «

Пояснительная записка Программа кружка внеурочной деятельности «

Актуальность кружка « В краю чудес – краю

Актуальность кружка « В краю чудес – краю

Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу, поэтому нужно ввести в программу изучение экологической…

Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу, поэтому нужно ввести в программу изучение экологической…

Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме:…

Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме:…

Деревья нашего края Как деревья растут?

Деревья нашего края Как деревья растут?

Тематическое планирование

Тематическое планирование

Животный мир Сибири) Обогащать представления детей о лесных животных (отмечать характерные признаки представителей животных)

Животный мир Сибири) Обогащать представления детей о лесных животных (отмечать характерные признаки представителей животных)

Игра «Можно- нельзя» Закрепить знания детей

Игра «Можно- нельзя» Закрепить знания детей

Литература Зайцев Г. Уроки Айболита

Литература Зайцев Г. Уроки Айболита
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2021