Департамент общего образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
«В краю чудес – краю Сибирском»
Программа экологического воспитания детей с нарушениями слуха, реализуемая во внеурочное время
Рулько Валентина Александровна
ТОМСК
Пояснительная записка
Программа кружка внеурочной деятельности «В краю чудес – краю Сибирском» предназначена для 1-4 классов начальной школы.
Преподавание кружка «В краю чудес – краю Сибирском» основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир»
Постановка проблемы
Духовно-нравственное становление детей, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Любовь к Родине начинается с любви к своему дому, своей улице. Человек не может представить свою жизнь без своего родного края, без природы. Очень важно научить ребенка понимать, беречь и создавать живую красоту своими руками, воспитать в нем чувство хозяина, неравнодушное отношение к окружающему миру. Для подрастающего поколения особенно важно иметь сформированное экологическое мышление на уровне устойчивого поведения. Только экологически мыслящая личность, сознающая свои права и ответственность по отношению к природе, способна жить в гармонии с окружающим миром и успешно в нем социализироваться.
Научить думать об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для младших воспитанниках. Охрана и защита природы позволяет детям ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела. Ведь мы живём в красивейших местах Сибири. Для многих жителей планеты это до сих пор таинственные, неизведанные, а потому пугающие земли. Как это ни странно звучит, но по сей день о Сибири ходит множество небылиц, а само это понятие ассоциируется лишь с лютыми морозами, нефтью и русским мужиком в шапке-ушанке. На самом же деле сибирские территории – это не только тундра и тайга, но и крупные города с миллионным населением, современные предприятия, множество достопримечательностей и очень приветливые и отзывчивые люди, которые любят этот суровый край всем сердцем.
Предлагаемая программа кружка призвана помочь закрепить экологические знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.
Основное направление программы – экология, изучение родного края.
Актуальность кружка «В краю чудес – краю Сибирском» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.
Цель: формирование экологической культуры, навыков бережного отношения к родной земле, природным богатствам Сибири, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах, учить овладевать методами практической работы экологической направленности, обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения информации современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование
мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного
поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы
интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и
улучшению окружающей среды своей местности, развитие стремление к активной
деятельности по охране окружающей среды.
Программа кружка призвана решить следующие задачи:
· расширение экологических представлений, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
· углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
· обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района ,города;
В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности воспитанников начальной школы.
Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу, поэтому нужно ввести в программу изучение экологической обстановки края.
Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования:
· научно-познавательного;
· ценностного;
· нормативного;
· практического;
Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды, что очень важен в формировании отношений детей к своему дому природно-социальному окружению.
Ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека.
Нормативный аспект содержания экологического образования это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.
Программа кружковой работы построена на четырех основных направлениях работы:
· познавательном;
· познавательно-развлекательном;
· практическом;
· исследовательском.
Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, экскурсии, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это выставки , праздники, экологические игры, игры-путешествия.
Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.
Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Программа может быть реализована при проведении внеурочной воспитательной работы, в рамках кружка и рассчитана на младших школьников.
Основное содержание:
1. «Что такое природа»
Живая и неживая природа
2. «Что такое экология?»
Наука экология. Что изучает экология.
3. Что такое экологическая проблема?
Основные проблемы экологии
4. Экскурсия.
Наблюдения за сезонными изменениями в природе «Осень в природе»
5. Удивительные насекомые
(Познакомить детей с насекомыми нашего края)
6. Краски осени
Красота родного края
8. Кто в лесу живет?
( Животный мир Сибири)
9. «Зима – покой природы»
Экскурсия. Сезонные изменения в природе
10. Рисование по впечатлениям
11. Деревья нашего края
Как деревья растут? Чем покрыт ствол? Вредители деревьев
12. Деревья
Хвойные и лиственные деревья. Роль деревьев в жизни людей и животных
13. Конкурс рисунков на тему «Охранять природу – значит охранять Родину!»
14. Правила поведения в лесу
15. Игра «Можно- нельзя»
16.Птицы нашего края
Зимующие, перелетные, домашние, дикие
17. Вода и жизнь
Значение воды для живых организмов. Причины загрязнения воды. Дефицит воды и ее экономия.
18. Путешествие за капелькой воды.
Круговорот воды в природе. Необходимость бережного отношения к природе.
Изготовление плакатов, призывающих экономить воду.
19. Экологическая акция «Наша школа – цветущий сад»
Посадка цветочной рассады на пришкольном участке
Уход за цветочными клумбами на пришкольном участке.
Прогнозируемые результаты:
· учащиеся будут иметь представление об экологических проблемах, катастрофах нашей планеты;
· смогут правильно вести себя как в обществе в целом, так и в природе;
· смогут применять свои знания на уроках и в жизни.
Тематическое планирование
Дата |
Тема |
Цель |
Словарь |
|
«Что такое природа?» Живая и неживая природа |
Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы—от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, что мы—люди—являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: свет, вода, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих. |
Природа, человек , жизнь, воздух, вода. |
|
Что такое экология?» (экология — это наука, которая изучает законы природы) |
Рассказать детям что, если каждый человек на Земле будет заботиться о доме, в котором он живет, то природа подарит нам свежий воздух, чистую воду в реках и озерах, вкусные и полезные фрукты и овощи. |
Экология, природа, жизнь, опасность, воздух |
|
Что такое экологическая проблема? (Основные проблемы экологии)
|
Дать знания детям о планете Земля, об экологических опасностях, угрожающих ей. Продолжать воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание сохранять и преумножать природные богатства |
Земля, планета, беречь, опасность, угроза |
|
Экскурсия.
|
Наблюдения за сезонными изменениями в природе «Осень в природе» |
Экскурсия, природа, парк, осень, красота, листья. |
|
5. Удивительные насекомые (Познакомить детей с насекомыми нашего края) |
Продолжать воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание сохранять и преумножать природные богатства |
Сибирь, насекомые, помощь, беречь |
|
Краски осени
|
Учить детей передавать красоту родного края, развивать мышление , фантазию, наблюдательность. |
Осень, листья, цветы, трава, краски, бумага |
|
8. Кто в лесу живет? ( Животный мир Сибири)
|
Обогащать представления детей о лесных животных (отмечать характерные признаки представителей животных). Воспитывать интерес к живой природе, интерес к жизни леса, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лесу. |
Животные волк, лиса, заяц, медведь. |
|
«Зима – покой природы» Экскурсия. Сезонные изменения в природе
|
Продолжать формировать представлений о временах года, экологической культуры через наблюдения и экспериментальную деятельность. |
Экскурсия, зима. Снег, холодно, красиво. |
|
Рисование по впечатлениям |
Дать детям возможность передать красоту сезонных изменений в природе |
Бумага, рисование, снег, деревья, иней. |
|
Деревья нашего края Как деревья растут? Чем покрыт ствол? Вредители деревьев
|
Рассказать детям, что деревья – живые существа, которые дают нам кислород. Особенности использования человеком лесных ресурсов и их восстановление . Уточнить правила поведения в лесу. |
Сибирь, дерево, лес, ствол, кора. |
|
Деревья Хвойные и лиственные деревья. Роль деревьев в жизни людей и животных
|
Закрепить представления детей о родном крае, его богатстве-лесе и его многообразии, роль в жизни животного мира и человека.
|
Дерево, хвоя, листья, кедр, сосна, береза. |
|
Конкурс рисунков на тему «Охранять природу – значит охранять Родину!» |
Воспитание бережного отношения к природе. |
Беречь, охранять, заботиться. |
|
Правила поведения в лесу
|
Дать детям возможность самим рассказать о правилах поведения в лесу |
|
|
Игра «Можно- нельзя» |
Закрепить знания детей |
|
|
Птицы нашего края Зимующие, перелетные
|
Познакомить с многообразием птиц живущих в Сибири, удивительном, что есть в царстве пернатых. Способствовать формированию доброго и заботливого отношения к птицам; чувства ответственности за их жизнь.
|
Птицы, зимующие, перелетные, ворона, сорока, воробей, синица, грач, снегирь, ласточка |
|
Вода и жизнь Значение воды для живых организмов. Причины загрязнения воды. Дефицит воды и ее экономия |
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого. Развивать любознательность, мышление и речь детей. Воспитывать бережное отношение к воде. |
Вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
|
|
Путешествие за капелькой воды. Изготовление плакатов, призывающих экономить воду.
|
Круговорот воды в природе. Необходимость бережного отношения к природе.
|
Вода, жизнь, снег, иней, роса, дождь |
|
Экологическая акция «Наша школа – цветущий сад» Посадка цветочной рассады на пришкольном участке Уход за цветочными клумбами на пришкольном участке. |
Дать представление о том, какую роль играют растения в нашей жизни, как они влияют на здоровье, на настроение. Воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух.
|
Школа, клумба, рассада, цветы, растения |
Литература
Зайцев Г. Уроки Айболита.- изд. : Акцент,1996.
Зотов В.В. Лесная азбука. – М.: «Орбита-М», 2005.
Зотов В.В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993.
Зубкова Т.Н. Природоведение для всех. Творческий центр. Москва, 2001.
Книга природы: Рассказы/Сост. Ю.Дмитриев. – М.: Дет. лит.,
1990.
Книга рекордов Гиннеса 2001: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
Красная книга Российской Федерации. – М., 2001.
Люцис К. Растительный мир в картинках.-М.: Владос, 2004.
Мир живой природы/ Под ред. Т.Ниловой. – М.: «АСТ-Пресс», 2000.
Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле. «Учитель», 2003.
Экология России. Хрестоматия. – М., 1995.
Я познаю мир: Дет. энцикл.: экология, география, животные, медицина, растения.-М.: Издательство АСТ, 1997.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.