Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новочановская средняя общеобразовательная школа
Барабинского района Новосибирской области
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО классных руководителей Протокол № « » августа 20 г. |
ПРИНЯТО решением педагогического совета Протокол № от « » августа 20 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Новочановской СОШ _____________И.А.Женгульдинова Приказ № от « » августа 20 г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Бумажные фантазии»
9а класс
Направление /общекультурное/
2023 -2024 учебный год
Составитель:
Щербакова Дарья Юрьевна,
ВКК
Новочановское, 2023
Пояснительная записка
Программа "Бумажные фантазии" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы - создать оптимальные организационно-педагогические условия для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой. Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей, создание условий для самореализации ребенка в творчестве.
Задачи программы:
Метапредметные:
- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.
- формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой;
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
- развивать психометрические качества личности;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.
Личностные:
- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Основные методы и приемы:
методы формирования сознания (фронтальная беседа);
методы организации деятельности и формирования опыта поведения (игра, речевые ситуации, упражнения на развитие эмоциональной сферы);
методы стимулирования поведения (поощрение);
методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, анализ результатов собственной деятельности);
методы организации и осуществления познавательной деятельности (рассматривание иллюстраций, беседа).
Основными критериями оценки работ детей являются:
самостоятельность в работе;
внешний вид изделия: аккуратность и качество исполнения, трудоемкость, цветовое решение, композиционное решение;
креативность.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Бумажные фантазии»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные результаты:
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные результаты:
Обучающийся научится:
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- устанавливать аналогии;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- сформировать навыки работы с информацией. Программа ориентирована на достижение воспитательных результатов. Участвуя в школьных творческих выставках, они получают первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинают их ценить.
Предполагаемые результаты работы
Освоение детьми программы «Бумажные фантазии» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
У учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.
К концу обучения курса «Бумажные фантазии» учащиеся научатся:
• организовывать свое рабочее место;
• овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
• узнают основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
• работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности;
• уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку;
• уметь сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
- однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические - по итогам изучения разделов, тем;
- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Курс «Бумажная фантазия» реализуется в рамках внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Содержание программы «Бумажные фантазии»
Введение в образовательную область (1ч.)
Знакомство с программой «Бумажные фантазии» с планом работы на год. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по ТБ при работе с инструментами и материалами.
Знакомство с историей возникновения декоративно-прикладного искусства.
Раздел 1. Вытынанки (31 ч.)
Осенние вытынанки
Осенние вытынанки
Вытынанки. Открытки ко Дню учителя
Вытынанки. Открытки ко Дню учителя
Вытынанки «Символы России» (к оформлению патриотического уголка в классе)
Вытынанки «Символы России» (к оформлению патриотического уголка в классе)
Изготовление вытынанок ко Дню Матери
Изготовление вытынанок ко Дню Матери
Изготовление вытынанок ко Дню Матери
Изготовление вытынанок ко Дню Матери
Вытынанки. Практическая часть: оформление
школы к новому году: Снежинка,
Снеговик, цифры, олень и сказочные герои
(сюжетная композиция)
«Зимняя сказка» работа над оформлением окна
«Зимняя сказка» работа над оформлением окна
«Зимняя сказка» работа над оформлением окна
Создание новогодних композиций для украшения школы
Создание новогодних композиций для украшения школы
Создание новогодних композиций для украшения школы
Создание новогодних композиций для украшения школы
Вытынанки к празднику 23 февраля
Вытынанки к празднику 23 февраля
Вытынанки к празднику 23 февраля
Вытынанки к празднику 23 февраля
Вытынанки к 8 марта
Вытынанки к 8 марта
Вытынанки ко Дню Космонавтики
Вытынанки ко Дню Космонавтики
Пасхальные вытынанки
Пасхальные вытынанки
Вытынанки ко Дню Победы
Вытынанки ко Дню Победы
Вытынанки ко Дню Победы
Оформление выставки работ
Оформление выставки работ
Заключительное занятие (2ч.)
Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Выставка творческих работ.
Тематическое планирование
№ |
Раздел, тема занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||
Введение в образовательную область (1ч.) |
||||
1. |
Вводный. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. |
1 |
08.09 |
|
Раздел 1. Вытынанки |
||||
2. |
Осенние вытынанки |
1 |
15.09. |
|
3. |
Осенние вытынанки |
1 |
22.09 |
|
4. |
Вытынанки. Открытки ко Дню учителя |
1 |
29.09 |
|
5. |
Вытынанки. Открытки ко Дню учителя |
1 |
06.10 |
|
6. |
Вытынанки «Символы России» (к оформлению патриотического уголка в классе) |
1 |
13.10 |
|
7. |
Вытынанки «Символы России» (к оформлению патриотического уголка в классе) |
1 |
20.10 |
|
8. |
Изготовление вытынанок ко Дню Матери |
1 |
27.10 |
|
9. |
Изготовление вытынанок ко Дню Матери
|
1 |
03.11 |
|
10. |
Изготовление вытынанок ко Дню Матери
|
1 |
10.11 |
|
11. |
Изготовление вытынанок ко Дню Матери
|
1 |
17.11 |
|
12. |
Вытынанки. Практическая часть: оформление школы к новому году: Снежинка, Снеговик, цифры, олень и сказочные герои (сюжетная композиция) |
1 |
24.11 |
|
13. |
«Зимняя сказка» работа над оформлением окна |
1 |
01.12 |
|
14. |
«Зимняя сказка» работа над оформлением окна |
1 |
08.12 |
|
15. |
«Зимняя сказка» работа над оформлением окна |
1 |
15.12 |
|
16. |
Создание новогодних композиций для украшения школы |
1 |
22.12 |
|
17. |
Создание новогодних композиций для украшения школы |
1 |
29.12 |
|
18. |
Создание новогодних композиций для украшения школы |
1 |
12.01 |
|
19. |
Создание новогодних композиций для украшения школы |
1 |
19.01 |
|
20. |
Вытынанки к празднику 23 февраля
|
1 |
26.01 |
|
21. |
Вытынанки к празднику 23 февраля
|
1 |
02.02 |
|
22. |
Вытынанки к празднику 23 февраля |
1 |
09.02 |
|
23. |
Вытынанки к празднику 23 февраля |
1 |
16.02 |
|
24. |
Вытынанки к 8 марта |
1 |
22.02 |
|
25. |
Вытынанки к 8 марта
|
1 |
07.03 |
|
26. |
Вытынанки ко Дню Космонавтики
|
1 |
15.03 |
|
27. |
Вытынанки ко Дню Космонавтики |
1 |
22.03 |
|
28. |
Пасхальные вытынанки |
1 |
29.03 |
|
29. |
Пасхальные вытынанки |
1 |
12.04 |
|
30. |
Вытынанки ко Дню Победы
|
1 |
19.04 |
|
31. |
Вытынанки ко Дню Победы |
1 |
26.04 |
|
32. |
Вытынанки ко Дню Победы |
1 |
06.05 |
|
Заключительное занятие (2ч.) |
||||
33. |
Оформление выставки работ
|
1 |
17.05 |
|
34. |
Оформление выставки работ
|
1 |
24.05 |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Работу начинай только с разрешения взрослого. Когда кто-то обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.
Употребляй инструменты только по назначению.
Не работай неисправными и тупыми инструментами.
При работе держи инструмент так, как показал взрослый.
Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
Раскладывай инструменты и оборудование в указанном порядке.
Не разговаривай во время работы.
10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С НОЖНИЦАМИ
Перед работой проверь исправность инструментов.
Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
При работе внимательно следи за направлением реза.
Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
Не держи ножницы лезвиями вверх.
Не оставляй ножницы в открытом виде.
Не режь ножницами на ходу.
Не подходи к товарищу во время резания.
Не размахивать ножницами.
Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
При резании следить за положением левой руки.
Класть ножницы на стол подальше от локтя сомкнутыми лезвиями, кольцами к себе.
Убирай их в коробки или подставки кольцами вверх.
Следи за движением лезвий во время работы.
Ножницы клади кольцами к себе.
Подавай ножницы кольцами вперед.
Не оставляй ножницы открытыми.
Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
Используй ножницы по назначению.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С КЛЕЕМ
Для работы нужны два вида клея: жидкий (ПВА) и клеящий карандаш.
Клеящий карандаш используют при изготовлении аппликаций, для приклеивания мелких деталей.
Клей ПВА необходим для склеивания различных деталей, когда требуется большая прочность.
При работе с жидким клеем пользуйся кисточкой, или трубочку из плотной сложенной бумаги. если это требуется.
Рабочую поверхность застели газетами, упаковочной бумагой или клеенкой — после работы не придется отмывать стол от капелек застывшего клея.
Если клей хранится в довольно большой емкости, для работы отливай его понемногу в небольшую плоскую баночку или крышечку — тогда тебе не грозят клеевые озера на бумаге или на полу.
Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом
Наносить клей на изделия аккуратно.
При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.
Не пачкать клеем столы, стулья, одежду.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ С КАНЦЕЛЯРСКИМ НОЖОМ
Выдвигай небольшую часть лезвия.
Работай канцелярским ножом на рабочей доске.
При работе с канцелярским ножом руки должны быть сухими.
Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь.
В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С БУМАГОЙ
Для создания объема некоторых поделок нужна тонкая и мягкая бумага (папиросная, бумажные салфетки).
Понадобится также простая белая или цветная бумага, типа газетной, для бумажной мозаики.
Более плотную, которая, впитывая влагу, не промокает насквозь (большинство наборов цветной бумаги), можно использовать для аппликаций.
Для изготовления игрушек оригами нужна бумага в меру плотная, дающая четкие линии при изгибе (лощеные тетрадные листы, мелованная бумага).
Картон необходим для основы объемных изделий, игрушек.
Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.
Осторожно!!! О края бумаги можно пораниться.
После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.
Все линии сгиба делают четко, хорошо проглаживая. Чтобы на бумаге не оставалось грязных пятен, место сгиба проглаживают закрытыми ножницами или на место намеченного сгиба накладывают лист бумаги и проглаживают сверху. Причем если сгиб одиночный, то лист удобно расположить так, чтобы сгиб находился справа или сверху.
Если нужно разорвать бумагу на полосы, необходимо учитывать, в каком направлении в ней располагаются волокна. Если рвать вдоль волокон — разрыв будет длинным и довольно ровным. А если поперек, то длинная полоска не получится. Чтобы это почувствовать, потренируйся на газетной бумаге.
Если необходимо наклеить деталь на ровный лист, клеем намазывают наклеиваемую деталь. Если же намазать контур детали на листе-основе, а затем приложить саму деталь, она не будет ровной и гладкой, на ней появятся морщины и складки.
Наклеиваемую деталь необходимо крепко прижать. Для этого используют чистый лист белой бумаги и кусочек фланели. Деталь намазывают клеем, помещают на лист-основу, слегка прижимают в центре, расправляют и накладывают на нее чистую бумагу. После этого фланелевой тряпочкой тщательно проглаживают деталь от центра к краям.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ЛИНЕЙКОЙ И КАРАНДАШОМ
Линейку держи левой рукой, а карандаш правой.
Работай только хорошо отточенным карандашом.
Линию проводи слева направо.
При черчении карандашом, держи его наклонно.
Не нажимай сильно на карандаш, линейку не двигай.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.