МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №1 ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА»
«Согласовано» заместитель директора по НР __________Л.Н.Зимакина « » 2016г. |
«Утверждено» Директор ___________В.Д.Ремпель приказ № от « » 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочного курса
Информатика и ИКТ
«Компьютерная графика»
(35 часов)
5 класс
Составители: Киян И.В.
учителя информатики и ИКТ
с.Завьялово 2016г.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ |
|
Полное название программы |
Программа «Компьютерная графика» |
Направление |
Общепознавательное, коммуникативное |
Автор программы |
Киян Ирина Владимировна
|
Цель программы |
Начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения, схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном объекте) |
Задачи программы |
|
Количество часов |
35 часов в год, 1 час в неделю.
|
Срок реализации |
2016 - 2017 учебный год
|
Участники реализации программы |
Администрация школы, руководитель занятий внеурочной деятельности |
Место проведения |
«МБОУ Завьялоская СОШ№1Завьяловского района » Алтайского края |
Целевая группа |
Обучающиеся 5 класса
|
Условия реализации программы |
Компьютерный класс, медиапроектор, видео сопровождение; компьютеры по количеству детей в группе.
|
|
|
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире людям приходится иметь дело с огромными потоками самых разнообразных сведений, новостей, данных и сообщений. Учащиеся школы принимают участие в научно-исследовательских конференциях, где при защите проектов необходимо так преподнести информацию, чтобы слушатели могли понять и оценить её значимость и необходимость.
Таким образом, актуальность введения внеурочного занятия «Компьютерная графика. Первые шаги» в 5 классе становится необходимостью, продиктованной временем. Пользоваться информационными средствами, уметь работать с информацией так же необходимо, как читать, писать и считать. Еще недавно работа с информационными ресурсами была простой, неавтоматизированной. Сегодня требуется умение быстро находить нужную информацию, оперативно ее обрабатывать, передавать, хранить и умение представить информацию окружающим.
Рабочая учебная программа «Компьютерная графика.» входит во внеурочную деятельность по общепознавательному направлению развития личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, формированию умения работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Предлагаемая программа предназначена для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы направлено на воспитание интереса к познанию нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять интуицию, творчески подходить к решению учебной задачи. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.
В соответствии с общеобразовательной программой в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.
Программа разработана с учётом особенностей средней ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей школьника.
Программа рассчитана на 35 часов при 1 часе в неделю.
3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения, схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном объекте)
Задачи:
1. овладение умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
2. развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и визуального мышления;
3. освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
4. воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности, уважительного отношения к авторским правам; практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
4. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Формы и методы содержания обучения информатике в 5 классах по данной программе должно проходить в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора, экрана. Занятие происходят один раз в неделю. Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии «не навреди». На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером обучающиеся работают 8-10 минут в первом классе, 10-15 минут со второго по четвёртый класс. Сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – обучающиеся выполняют упражнения для глаз и кистей рук. Длительность занятия 35 минут.
5. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
ü Коллективная и индивидуальная работа;
ü Работа в парах;
ü Практическая работа за компьютером;
6. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
ü Беседа;
ü Игра: познавательная, развивающая;
ü Проектная работа;
ü Практическая работа;
ü Наглядный.
7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
В ходе реализации программы «Компьютерная графика..» будет обеспечено достижение обучающимися следующих результатов:
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися знаний работы на компьютере, первичного понимания построения графического рисунка.
На I уровне воспитанники имеют представление:
- о работе на компьютере;
- о различных видах информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой;
- об использовании методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- об основных моделях коммуникативного поведения.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта работы на компьютере,.
На II уровне воспитанники соблюдают:
- правила работы на компьютере;
- алгоритм построения графического объекта;
- умеют анализировать, сравнивать, обобщать информацию;
- владеют коммуникативными моделями поведения.
8. ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРОГРАММЫ
1. Использование полученных знаний и умений в различных видах деятельности.
2. Появление потребности в саморазвитии и реализации своих способностей.
9. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ, МЕТАПРЕДМЕТНЫМ И ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате изучения данной программы в 5-ом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);
- выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию).
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как плоские геометрические фигуры.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
- выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
- сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения
-давать определения тем или иным понятиям;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
- уметь создавать рисунки в программе графический редактор Paint;
- уметь проводить анализ при решении логических задач и задач на внимание;
- иметь понятие о множестве;
- уметь проводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объёма понятий, сравнивать множества;
- уметь находить общий признак предмета и группы предметов;
- уметь конструировать фигуру из её частей;
- уметь находить истинное и ложное суждение;
- уметь классифицировать предметы по нескольким свойствам.
10. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
· Стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся (собеседование)
· Текущий в форме наблюдения:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
· Итоговый контроль в формах
-практические работы;
-творческие работы обучающихся;
- проектные задания.
· Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы, создание портфолио
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть использование работ выполненных на компьютере по разным школьным дисциплинам.
11. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Знакомство с компьютером. (2 часов)
Знакомство учащихся с возможностями персонального компьютера, применение ПК, его основные устройства, знание техники безопасности при работе в компьютерном классе. Умение работать компьютерной мышкой, работать на клавиатуре, обучение работать с клавишами управления курсором. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
Программа графический редактор Paint. (3 часов)
Знакомство с графическим редактором Paint. Основные элементы окна Paint. Использование графических примитивов, умение применять инструменты: карандаш, ластик, кисть, палитра, создавать и сохранять рисунки.
Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции. Создание рисунка на заданную тему и по выбору. При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.
Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок).
Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Открытка. Печать текста с вставленным графическим объектом.
Способы компьютерного поиска информации: поиск файлов с помощью файловых менеджеров. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
12. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема модуля |
Количество часов |
1 |
Знакомство с компьютером |
7 |
2 |
Графический редактор Paint |
3 |
3 |
Создание рисунков |
16 |
4 |
Файлы и папки |
5 |
6 |
Создание печатных публикаций |
4 |
Итого |
35 |
13. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема занятия |
|
|
Знакомство с компьютером. 7 часов |
|
1 |
Инструктаж по Т.Б |
1 |
2 |
Компьютерные программы |
1 |
3 |
Операционная система |
1 |
4 |
Рабочий стол. Компьютерная мышь |
1 |
5 |
Запуск программ |
1 |
6,7 |
Клавиатурный тренажер |
2 |
|
Графический редактор Paint.3 часа |
|
8 |
Знакомство с графическим редактором Paint. |
1 |
9 |
Настройка панели инструмента |
1 |
10 |
Палитра |
1 |
|
Создание рисунков. 16 часа |
|
11 |
Основные операции при рисовании. |
1 |
12 |
Рисование графических примитивов. |
1 |
13 |
Создание объемных фигур |
1 |
14 |
Заливка цветом. |
1 |
15,16 |
Создание рисунка «Геометрические фигуры » |
2 |
17 |
Вставка графического объекта. |
1 |
18 |
Работа с графический объектом |
1 |
19 |
Вставка текста |
1 |
20 |
Форматирование текста |
1 |
21,22 |
Создание рисунка на тему «Природа». |
2 |
23,24 |
Создание рисунка на тему «Моя семья». |
2 |
25,26 |
Создание рисунка по выбору. |
2 |
|
Файлы и папки. 5 часов |
|
27 |
Файлы. Папки. Имя файла |
1 |
28 |
Файловая система |
1 |
29 |
Действия с файлами и папками |
1 |
30 |
Создание папок |
1 |
31 |
Сохранение файлов |
1 |
|
Создание печатных публикаций .4 часа |
|
32 |
Печатные публикации. |
1 |
33 |
Виды печатных публикаций. Открытка. |
1 |
34,35 |
Открытка к празднику. |
1 |
14. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Примерная программа по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для четырехлетней начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Письмо № 364-11-17 от 23.05.2000 г.).
2.Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
3.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санин 2.4.2. 178-020), зарегистрированные в Минюсте России 05.12.02., рег. №3997
4.Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 1 класс
(1 и 2 ч.). М.: «Баласс», 2011 г.
5.Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 1 класс.
Методические рекомендации для учителя. М.:«Баласс», 2011 г.
6. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к
мысли. Под. ред. А.Г. Асмолова. М.: «Просвещение», 2011 г.щ
7. Планируемые результаты начального общего образования.
Под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Догиновой. М.: «Просвещение», 2011 г.
8.Интернет портал PROШколу.ru http://www.proshkolu.ru/
9.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/58a0dbdd-8ae9-43b1-937e-
ef6397e6c1c3/?&subject=19 – единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.