Программа внеурочной деятельности для 6-х классов "Юный историк"
Оценка 5

Программа внеурочной деятельности для 6-х классов "Юный историк"

Оценка 5
docx
06.12.2023
Программа внеурочной деятельности для 6-х классов "Юный историк"
Рабочая программа внеурочной Юный историк 6 класс (1).docx

 

 

Министерство Просвещения Российской Федерации

Министерство образования и науки РС(Я)

МО «Мирнинский район»

МБОУ «СОШ №1»

 

 

Согласовано                                                                                 Утверждаю

Зам.директора по УВР                                                                Директор МБОУ «СОШ №1»

___________________                                                                 _________________________

Серегина Т.Ю.                                                                             Зятькова Е.Л.

Протокол№___                                                                            Приказ №_____

от «___» 09.23 г.                                                                           от «____» 09.23 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Юный историк»

для обучающихся 6-х классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Составитель: Гребенникова Елена Михайловна

                                                                                         учитель истории и обществознания,

                                                                                         первой квалификационной категории.

    

                

 

 

 

 

 

 

Мирный 2023

Пояснительная записка

        Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный историк», составлена на основе следующих нормативных документов:

 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29   декабря 2012г. № 273-ФЗ ( с изменениями и дополнениями)

Приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной   образовательной программы основного общего образования» (зарегистрированным 12.07.2023 № 74223.

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05. 2021 №287(зарегистрированы в Минюсте России 05.07.2021, регистрированный номер 64101) (с изменениями и дополнениями)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный историк» по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе Рабочей программы по истории России 6-9 классы А.А.Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина. – М.Просвещение, 2022. (Под ред.Торкунова) 

Актуальность программы обусловлена тем, что история является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без неё невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире. Однако спорность и противоречивость анализа исторического процесса, оценок ключевых событий, которые существуют в современной науке, активно переносятся в современную публицистику, что порождает острые мировоззренческие споры с явной политической окраской. Этот естественный процесс заметно осложняет преподавание истории в школе.

К тому же анализ результатов современного школьного исторического образования свидетельствует, что массовая школа  не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся.  Зачастую овладение историческим материалом у большинства учеников ограничивается запоминанием набора фактов (часто бессистемно), не поднимаясь до уровня умений строить причинно-следственные объяснения, проводить анализ, давать самостоятельные аргументированные нравственные и гражданские оценки событий прошлого.  Изучение фактических и теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой, с умением переносить исторические знания и умения на решение проблем в современных жизненных ситуациях.

Цель курса: формирование познавательной потребности в освоении обучающимися исторического материала об основных событиях в истории России.

Образовательные задачи:

             Познакомить с памятными датами истории России;

             Овладеть начальными навыками по сбору материала об исторических личностях российской истории.

   Воспитательные задачи:

             Развить гражданские качества, патриотическое отношение к России;

             Воспитывать обучающихся на примере жизни и деятельности выдающихся исторических личностей.

Развивающие задачи:

             Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности;

             Стимулировать стремление знать как можно больше об истории своей страны.

Основными формами проведения занятий являются: «круглый стол», работа с различными источниками информации, составление презентации.

Программа курса «Юный историк » будет реализовываться в 6 классе.

Общая характеристика учебного курса

Данный курс предполагает самостоятельную работу учащихся с различными источниками: книгами, Интернет ресурсами. Отбор учебного материала отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение курса должно быть ориентировано на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации школьников, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Предполагаемые результаты обучения:

             знание памятных дат из истории России;

             усвоение начальных знаний и навыков работы с различными источниками (книги, Интернет-ресурсы).

В качестве контроля образовательных результатов изученного курса могут быть использованы презентации учащихся, участие в заочных олимпиадах по истории, проведение познавательной викторины «Знатоки истории».

Описание места учебного курса в Плане внеурочной деятельности

программа курса внеурочной деятельности «Юный историк » реализуется в 6 классе 1час в неделю, 34 часа в год.

Описание  ценностных ориентиров содержания учебного курса

В процессе познания истории школьники знакомятся с общечеловеческими ценностями:

     ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе;

     ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви;

     ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений;

     ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа,  патриотизм, героизм, самоотверженность. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий родной истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны;

     ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к ее прошлому и настоящему, готовность служить ей;

     ценность человечества. Осознание ребенком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Таким образом, данный курс имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы.

Содержание учебного курса

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности  
 Древние люди и их стоянки на территории современной России
Неолитическая революция.

Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.

Образование первых государств
Восточные славяне и их соседи
Тема2.Русь в IX — первой половине XII в
 Первые известия о Руси
 Становление Древнерусского государства
 Правление князя Владимира. Крещение Руси
Русское государство при Ярославе Мудром
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах
Общественный строй и церковная организация на Руси
Место и роль Руси в Европе.

Культурное пространство Европы и культура Руси
 Повседневная жизнь населения
Тема 3. Русь в середине XII — начале XIII в

Политическая раздробленность на Руси
Владимиро-Суздальское княжество
 Новгородская республика
Южные и юго-западные русские княжества.
Тема 4. Русские земли в середине XIII—XIV в 16

Монгольская империя и изменение политической карты мира
Батыево нашествие на Русь
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура
Литовское государство и Русь
 Усиление Московского княжества
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва
Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII—XIV в
Тема 5. Формирование единого Русского государства
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в
Московское княжество в первой половине XV в
Распад Золотой Орды и его последствия
Московское государство и его соседи во второй половине XV в
Русская православная церковь в XV — начале XVI в.

Человек в Российском государстве второй половины XV в.
Формирование культурного пространства единого Российского государства.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

курса «Юный историк »

Личностными результатами изучения курса «Юный историк» являются следующие умения:

    1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками,  взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметными результатами изучения курса «Юный историк » является формирование универсальных учебных действий (УУД).

1.            умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2.            умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3.            умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4.            умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5.            владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

7) смысловое чтение;

8) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметными результатами изучения курса «Юный историк » являются следующие умения:

Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину

             Определять по датам век, этапы, место события и т.д.

             Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать

Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия)

             Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность

             Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох

Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей

             При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности

Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

             Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий

             Толерантно определять свое отношение к иным позициям

Тематическое планирование

6 класс

№ п/п

 

Наименование разделов и тем программы

 

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Воспитательный потенциал уроков

Раздел 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности

1.1

Народы и государства на территории нашей страны в древности

2

http://scool-collection.edu.ru

 

1) объяснить главные понятия: «духовность», «бездуховность»,

«нравственность», «безнравственность», «добро», «зло», «отзывчивость»,

«справедливость», «милосердие», «терпимость»;

 2) учить определять своё

отношение к происходящему, делать правильный выбор поступков,

оценивать свои и чужие поступки.

Итого по разделу

2

 

 

Раздел 2. Русь в IX — первой половине XII в

2.1

Русь в IX — первой половине XII в

8

http://scool-collection.edu.ru

Материал этих уроков даёт представление о верованиях

древних славян, Крещении Руси, о создании славянской азбуки,

древнерусской культуре, первопечатнике Иване Фёдорове, дети знакомятся с

«Героической летописью России», начиная с древних времён до современной

России, о патриотах нашей страны, государственных и религиозных

праздниках.

Итого по разделу

8

 

 

Раздел 3. Русь в середине XII — начале XIII в

3.1

Русь в середине XII — начале XIII в

8

http://scool-collection.edu.ru

привить  подростку навыки

нравственного самоанализа, т.е. познакомить ребёнка с тем, что у него есть

внутренний мир – мир его души; научить реагировать не только на телесную

боль, но и чувствовать боль души, которую посылает человеку совесть.

Итого по разделу

8

 

 

Раздел 4. Русские земли в середине XIII—XIV в

4.1

Русские земли в середине XIII—XIV в

8

http://scool-collection.edu.ru

 

Итого по разделу

8

 

 

Раздел 5. Формирование единого Русского государства

5.1

Формирование единого Русского государства

8

 

 

Итого по разделу

8

 

 

Общее количество часов по программе

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поурочное планирование

6 класс

№ п/п

 

Тема урока

 

Количество часов

Дата изучения

по плану

Дата изучения

по факту

Электронные цифровые образовательные ресурсы

 

Раздел 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности

1

Образование первых государств

1

07.09.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

2

Восточные славяне и их      соседи

1

14.09.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

Раздел 2. Русь в IX-первой половине XIIв

3

Становление Древнерусского государства

1

21.09.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

4

Князь Олег. Князь Игорь

1

28.09.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

5

Княгиня Ольга и ее реформы

1

05.10.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

6

Князь Святослав

1

12.10.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

7

Правление князя Владимира. Крещение Руси

1

19.10.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

8

Ярослав Мудрый

1

26.10.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

9

Владимир Мономах

1

09.11.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

10

Киевское восстание 1113

1

16.11.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

Раздел 3. Русь в середине XII-начале XII в

11

Владимиро-Суздальское княжество

1

23.11.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

12

Юрий Долгорукий

1

30.11.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

13

Андрей Боголюбский

1

07.12.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

14

Всеволод Большое Гнездо

1

14.12.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

15

Новгородская республика

1

21.12.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

16

Киевское княжество

1

28.12.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

17

Черниговское княжество

1

11.01.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

18

Галицко-Волынское княжество

1

18.01.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

Раздел 4. Русские земли в середине XIII-XIVв

19

Батыево нашествие

1

25.01.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

20

Невская битва. Ледовое побоище

1

01.02.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

21

Литва и Русь

1

08.02.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

22

Возвышение Москвы

1

15.02.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

23

Иван Калита

1

22.02.24

 

http://scool-collection.edu.ru

http://scool-collection.edu.ru

 

24

Куликовская битва

1

29.02.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

25

Русская культура в 13 – 14 вв.

1

07.03.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

26

Герои  российской истории: Князь Александр Невский

1

14.03.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

Раздел 5. Формирование единого Русского государства

27

Иван Третий

1

21.03.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

28

Русская Православная церковь в 14-15 вв.

1

04.04.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

29

Население в 14 -15 вв.

1

11.04.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

30

Русская культура в 15 .-начале 16 в.

1

18.04.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

31

Загадки герба России

1

25.04.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

32

Иван 3 – создатель Российского государства

1

02.05.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

33

Викторина «Знатоки истории»

1

16.05.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

34

Игра «Оживи картину»

1

23.05.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

Общее количество по программе

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

1.    Забелин И.Е.  Домашний быт русского народа в  XVI -  XVII  веках. -М., 1995.

2.    История внешней политики России. XVIII  век. -М., 2000.

3.    История государства  российского. Хрестоматия. XVII  век. – М., 2000

4.    Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1997.

5.    Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М., 1998.

6.    Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. – М.: «ВЛАДОС». 2000.

7.    Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Т.1-3., М., 2005.

8.    Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы России. – М.: Вече, 2000.

9.    Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история. М.: Аванта – Плюс, 2002.

10. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей.Ч.1. От древних славян до Петра Великого.  М.: Аванта – Плюс, 2002.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1.Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций.-  М., 1996.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1.    http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов

2.    https://resh.edu.ru/special-course/ - Российская электронная школа

3.    https://uchi.ru/- Учи.ру —отечественная онлайн-платформа

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Мультимедийный проектор, персональный компьютер

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство Просвещения Российской

Министерство Просвещения Российской

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного курса

Общая характеристика учебного курса

Правление князя Владимира. Крещение

Правление князя Владимира. Крещение

Метапредметными результатами изучения курса «Юный историк » является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Метапредметными результатами изучения курса «Юный историк » является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Наименование разделов и тем программы

Наименование разделов и тем программы

Раздел 3. Русь в середине XII — начале

Раздел 3. Русь в середине XII — начале

Тема урока Количество часов

Тема урока Количество часов

Новгородская республика 1 21

Новгородская республика 1 21

Русская культура в 15 .-начале 16 в

Русская культура в 15 .-начале 16 в

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2023